Знаки препинания при причастном обороте с упражнениями

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» (7 класс)
тест по русскому языку (7 класс) на тему

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Скачать:

Вложение Размер
prich.ob_.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело. (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие — страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.— Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля ( руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.— Большая работа, . . . юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, . новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.— Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.— Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, . облака, не утихал ни на минуту,— Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,— двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст. гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл. щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагружённый) для устойчивости ящ. ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред. сменяю. ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация содержит материал для повторения темы “Причастный оборот” и может использоваться на уроках обобщения по данной теме.

Проверочная работа состоит из двух блоков: теоретического и практического с закрытым и открытым типом вариантов ответов.

Контрольная работа № 1 по теме “Причастие. Причастный оборот”.

Практикум предназначен обучающимся 7 класса для систематизации знаний о причастии и подготовки к контрольной работе.

Цели : – дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; – формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять г.

Урок изучения нового материала.

Контрольная работа по теме “Причастие. Причастный оборот”.

Источник

дополнительные задания для отработки постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Материал заданий предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы. Может использоваться на уроках повторения, обобщения и контроля изученного материала.

Скачать:

Вложение Размер
дополнительные задания для отработки постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах 38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по теме «Причастный и деепричастный обороты».

1.Замените причастные обороты деепричастными, расставьте знаки препинания.

А)Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Б) Блестящий на солнце снег слепил глаза. В) Берёзки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали. Г) Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада. Д)Из- за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря.

2. Подберите к деепричастиям зависимые слова, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1 Побывав (где? когда?), ребята сами захотели устроить у себя стадион. 2) Увидя (что? где?), мальчик радостно закричал. 3) Ребята, участвуя (в чём?), необыкновенно сдружились. 4)На ледяной арене стадиона, скользя (как? по чему?), показались юные фигуристы. 5)Никто не хотел расходиться, аплодируя (как? кому?). 6) Совсем юная гимнастка не допустила ни одной ошибки, выполняя (что? где?).

3.Замените одну часть сложного предложения деепричастным оборотом, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Когда собираешься в гости, подумай о подарке. 2. Когда готовишь подарок, вспомни, что любит твой товарищ. 3. Ему будет приятно, что ты думал о нем, узнал его вкус. 4.Если покупаешь подарок в магазине, не старайся, чтобы он был очень дорогим. 5. Если ты подаришь подарок, сделанный своими руками, то доставишь большое удовольствие другу.

4.Из двух простых предложений образуйте одно с деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Знание помогает человеку идти вперёд. Оно делает его сильным. 2. С древних времён до нас дошли пословицы и поговорки. Они заключают в себе мудрость и смекалку народа. 3. Народные сказки помогали простым людям жить. Они внушали им надежду на лучшее будущее. 4. Много прекрасных песен создал русский народ. Их поют во сех уголках нашей огромной страны.

5.Предложения с однородными сказуемыми переделайте в предложения с деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1.Мой друг простудился на катке и заболел. 2. Босоногие ребятишки бежали по берегу и громко смеялись. 3. Плакучая ива нависла над речкой и отражалась в воде. 4. Наши волейболисты хорошо подготовились к матчу и заняли первое место. 5. Спортсмен выиграл отборочные соревнования и был направлен на всесоюзную олимпиаду.

6. От глаголов, данных скобках, образуйте деепричастия, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. В орешник можно было попасть тропкой (перебраться) через неглубокий овраг. 2. Я свернул с дороги и (увязать) по колено кое – как добрался до дороги. 3. Яркие полосы солнечных лучей (пробить) сквозь кровлю деревьев рассеивают плотный сумрак леса

7.От глаголов, данных скобках, образуйте деепричастия, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Почти не (шевелить ) крыльями хищники описывают круги над склонами хребта (оглядывать) с высоты местность. 2. (Отбросить) назад сильно согнутые крылья она зловеще прочертила небосклон (исчезнуть) за лиственницами.3. (Прижаться) к земле проносились истребители- бомбардировщики.

8. Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных и причастных оборотов, расставьте знаки препинания .

1.Пройдя несколько домов Гаврик втащил Петю в какие – то ворота. 2. Пароход шёл задним ходом медленно поворачивая. 3. Шаланда подпрыгивая и разбивая волну быстро уходила в открытое море ярко синевшее крепкой зыбью. 4.Сдав тетради учителю ребята выходили из класса оглядываясь на Генку. 5. Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и подзывая к себе утят. 6. Сорока вспорхнула и распустив хвост по прямой полетела прочь. 7. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. 8. Алексей вздохнул прощаясь с затухающим костром.

9. Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных и причастных оборотов, расставьте знаки препинания.

1. Медленно распространяясь пожар захватывает всё больше и больше пространства. 2. Почуяв приближающееся бедствие уходят с обжитых мест дикие звери далеко улетают птицы. 3. Множество животных застигнутых пожаром не находя выхода погибает в огне.4. По лесу вдруг пробежал сдержанный шёпот пугливо пронеслась неизвестная птица бесшумно взмахивая в воздухе крыльями. 5. Утки отдыхали на озере кормились набираясь сил на дальнейший путь.

10. Сочетание слов, данное в скобках, замените причастным и деепричастным оборотами. Запишите получившиеся предложения, расставьте запятые.

1. Книга (рассказывает нам о неведомых странах) заставляет нас мечтать о путешествиях и необыкновенных приключениях. 2. Писатель (размышляет о жизни) в своих художественных произведениях ставит перед нами вопрос: как жить? 3. Сказки (заставляют нас дивиться богатству народной выдумки) уносят читателя в воображаемый мир. 4. Народные сказки( внушали людям надежду на лучшее будущее) помогали людям жить. 5. Камыш (наклонился над рекой) что –то шепчет. 6. Берёзки (раскачивались от сильного ветра ) стонали. 7. Гвоздики (пылали среди травы) украшали сад.

11. Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных оборотов, расставьте знаки препинания.

1.Чайки бродят по отмели раскрыв клювы лениво распустив крылья. 2. Не выпуская Петиной руки Гаврик осторожно выглянул из ворот и тотчас отвалился назад прижавшись спиной к дому. 3. Не чувствуя под собой ног Петя побежал к дому. 4. Владимир шёл не разбирая дороги. 5. Я жил недорослем гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 6. Однажды осенью матушка варила в гостиной варенье, а я облизываясь смотрел на кипучие пенки. 7. Проснувшись поутру довольно поздно я увидел что буря утихла. 8. Приехав в Оренбург я прямо явился к генералу. 9. Спустясь по крутой тропинке мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. 10. Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал.

12.Спишите предложения, обозначьте причастные обороты, расставьте знаки препинания.

1. Слегка усиливающийся к ночи ветерок передвигал над морем невидимый воздух. 2. Молва о красных флагах вывешенных в Краснодоне прошла по все городам и посёлкам. 3. Ночные костры светившие там и сям освещали фигуры сонных солдат. 4. Две недели бились здесь сошедшие с кораблей для смертного боя с фашизмом черноморские моряки.

Задание: Предложения с необособленными причастными оборотами перестройте в предложения с обособленными причастными оборотами. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

7 класс Предложения с деепричастным оборотом

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Егорушка лежал на спине и зал..жив руки под голову глядел на небо. 2. Дружки свернули с дороги и оглядываясь по сторонам пошли к лесу. 3. Через несколько мгновений всадник крупной рысью промчался мимо и быстро повернувшись ко мне лицом с..ехал с дороги и и..чез за лесом. 4. Хозяин встрет..л нас у ворот держа ф..нарь под полою и ввёл меня в горницу. 5. На правом фланге батальона танки пробили большую бреш.. в обороне немцев и двигаясь в глубину её косили из пулемётов с..лдат бегущих в бе..памятстве. 6. Вдруг она пробежала мимо меня напевая что(то) и пр..щёлкивая пальцами вбежала в дом.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Грохот ближнего боя ещё осенью поднял медведя из берлоги наруш..в его зимн..ю спячку. 2. Очнувшись я несколько врем..ни не мог опомниться. 3. Получив спешное поручение Пашка побежал в деревню сломя голову. 4. Ночь подобралась (не) заметно окутав в чёрн..ю вуаль деревья. 5. Семён лавировал об..е..жая дорогу то по бугру то по лугу часто спрыгивая с телеги и помогая лошади. 6. Первый утрен..ий ветерок осторожно шевеля бурыми стеблями прошлогоднего бур..яна пробежал вдоль дороги.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Под облаками заливая воздух серебрян..ыми звуками дрожали жаворонки а над зеленеющими пашнями солидно и чин..о взмахивая крыльями носились грачи. 2. На нашей стороне весь берег светился св..ркая искрясь и переливаясь разноцветными слоями сланцевых п..род . 3. Лодка почти до половины всползла на песок вместе с волной и покачнувшись набок стала. 4. На дворе отр..жаясь в лужицах между камней бл..стит радос..но весен..ее солнце. 5. Зеленоватые волны взбегая на жёлтый песок сбрасывали на него белую пену своих пышных грив волна с тихим звуком та..ла на горячем песке увлажняя его. 6. По высокой зыбкой ржи переливаясь то серебристо – зелёной то красноватой рябью бежали длин..ые волны.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Первые лучи солнца пробившись сквозь тучу бл..с..нули в небе и пробежали по земле. 2. Под..е..жая к оврагу я услышал издали шум крики и голос моего Савельича. 3. Пут..ше..ствуя по разным странам мы пр..обретаем много полезных знаний. 4. Переходя из поколения в поколение из уст в уста былины дошли до нас из глубокой старины. 5. Высоко надо мною тяжело и резко рассекая воздух крыльями пролетел осторожный ворон. 6. Пришлось и..ти осторожно переступая с ноги на ногу.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Утопая в листве по колено снова осень стоит у двора. 2. Выйдя из дома Герасим тотчас хватился Муму. 3. Разговаривая мы незаметно подошли к речке. 4. В небе т..жело обг..няя друг друга плыли серые тучи. 5. Предчу..ствуя непр..ятную встречу ворча и огляд..ваясь Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попят..лась назад. 6. За неимением и м..нуты свободного врем..ни Огнев писал письма стоя.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Смотритель выпросил отпуск и не сказав никому ни слова о своём намерени.. пешком отправ..лся

за своей дочерью. 2. Подр..стая ребёнок не только рассматривает ил..юстраци.. в книжке Пушкина но и сам читает стихи о зелёном дубе выр..сш..м у лукоморья. 3. И он проверяя себя по звёздам как по комп..су уверен..о шёл вперёд. 4. Облака заслонив луну всё более сгущались. 5. Летучие мыши уже носились над заснувш..ми верхушками осин..ика т..инствен..о кружась и дрожа на смутном небе. 6. Резво и прямо пролетал в небе ястребёнок спеша в своё гнездо.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Услыша суд такой мой бедный соловей всп..рхнул и улетел за тридевять полей. 2. Увлекшись поисками грибов я потерял из виду товарищей. 3. Скупой теря..т всё желая всё достать. 4. Нежась и пр..жимаясь ближе к берегам от ночного холода Днепр несёт серебр..н..ые волны. 5. Днепр спёртый дотоле порогами брал своё и шумел как море разлившись по воле. 6. Дядья внезапно вск..чили на ноги и перегибаясь через стол стали выть и рычать на дедушку жалобно скаля зубы и встряхиваясь как собаки.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Вечерами я зад..рал голову надеясь увидеть закат. 2. Ядро зажу..ало пролетело над ними и упало позади (н..) сдел..в наез..никам никакого вреда. 3. Человек в расстёгнутой рубахе бежит за собакой и подавшись туловищем вперёд падает на землю. 4. Около самых ворот стоит человек и подняв вверх правую руку показывает на окровавлен..ый палец. 5. В центре растопыр..в передние ноги и дрожа всем телом сидит на земле сам в..новник ск..ндала. 6. Предчу..ствуя неприятн..ю встречу ворча и огляд..ваясь Каштанка вошла в маленькую комнату.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. По ночам побледневшая луна торопливо проб..ралась сквозь мутные тучи изредк.. р..няя тревожный свет на взбаламучен..ое снежное море. 2. Протяжный звук стлался над снегами и постепен..о нар..стая поднимался вверх обрываясь где -то у вершин деревьев низкой тоскливой нотой. 3. Загудели пчёлы перелетая с цветка на цветок и две пёстрые бабочки тоже закружились в саду словно играя друг с другом. 4. Тяжёлые намокшие грозди с..рени стряхивая с себя св..ркающие бр..л..ианты распр..млялись становясь легче и светлее. 5. Я стоял ничего не замечая вокруг, время тоже словно стояло в стороне предостав..в меня самому себе. 6. Илюша завалившись за спину матери дремлет а иногда и совсем спит.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Снежинки падали на землю медленно кружась в воздухе и укрывали её пушистым ковром. 2. Солнце светило ярко заливая комнату горячим светом и словно зовя на простор пр..гревало всё сильнее с каждым часом. 3. Взошло солнце и оз..рив просыпавш..юся степь заиграло всеми цветами радуги на р..систой траве покрывавш..й всё видимое глазом пространство. 4. Всё спало и только далёкий месяц не спал равнодушно заливая тронут..ю морозом землю своим светом. 5. Осень раздев лес и сковав воду пр..крывает землю снежным покрывалом. 6. Одни воробьи не горевали и распушив пёрышки ещё ярос..нее прежнего чирикали.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Кое- где в об..ятиях сумрака дремлет грус..ная берёзка печально свес..в свои тоненькие ветви. 2. Выглянув в окно вы видите огромную грозовую тучу висящ..ю над домом над дорогой над всею степью. 3. Уловив в голосе незн..комца тёплую душевную нотку Каштанка лизнула ему руку и заскулила ещё жалос..нее. 4. С воем и плачем кружась на лесных полянах зам..рая на мгновение у подножия неподвижных дубов метель с яростью обрушивалась на осин..ик. 5. Широкая река ог..бала р..внину уходящим от меня полукругом и стальные отблески воды изредк.. и смутно м..рцая отмечали её течение. 6. Никогда не берись за последу..щее не усво..в пред..дущего.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. На далёкое пространство от берега с моря подн..мались тёмные остовы судов вонзая в небо острые мачты с разноцветными ф..нарями на вершинах. 2. (Не)пр..вычный человек может сильно испугаться услышав в ночном лесу совин..ые крики. 3. (Не) далеко заухал филин и Ласка вздрогнув переступила осторожно несколько шагов и скл..нив (на)бок голову стала прислушиваться. 4. Оставшись один я прежде всего уничтож..л все боевые д..кументы. 5. Длин..ая клюквен..ая плеть цепляясь за стебельки трав и неровности оплела чёрный пень. 6. Прежде никогда люди Троекурова не осмеливались шалить в пределах владений Дубровского зная приятельскую связь его с их господином.

Дидактический материал. Карточки по теме

«Причастные и деепричастные обороты. Одиночные деепричастия»

для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу.

У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак носивший оружие.

Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа печально глядела сидя на лавке.

Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне называя их холопьями польских панов.

Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих лежавших рядом…

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол окружавший двор.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу.

Бедная старушка лишённая последней надежды уныло поплелась в хату.

Мать, слабая как мать, обняла их вынула две небольшие иконы надела им рыдая на шею.

Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся почувствовав на себе двадцатипудовое бремя потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст.

Молодые ккозаки ехали смутно и удерживали слезы боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показать.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Он глядел на нее совсем потерявшись рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё более замазывался.

Но дворня подняла смех увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

А между тем степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия, и высокая трава обступивши скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

И козаки прилегши несколько к коням пропали в траве.

Под тонкими их корнями шныряли куропатки вытянув свои шеи.

В небе неподвижно стояли ястребы распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Прекрасная полячка так испугалась увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова…

Вся музыка наполнявшая день утихала и сменялась другою.

Поужинав козаки ложились спать пустивши по траве спутанных коней своих.

Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей летевших на север вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось что красные платки летели по темному небу.

Через три дня после этого они были уже недалеко от места служившего предметом их поездки.

Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, и все вместе въехали в предместье находившееся за полверсты от Сечи.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых наполнявших траву весь их треск свист краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи…

Наконец они минули предместье и увидели несколько разбросанных куреней покрытых дерном или, по-татарски, войлоком.

Несколько дюжих запорожцев лежавших с трубками в зубах на самой дороге посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места.

Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец заломивши чертом свою шапку и вскинувши руками.

Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались припомнив старую мать свою.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману поднявшемуся из болот.

Андрий же сам не зная почему чувствовал какую-то духоту на сердце.

Тяжелые волы лежали подвернувши под себя ноги большими беловатыми массами и казались издали серыми камнями раскиданными по отлогости поля.

Над огнем вились вдали птицы казавшиеся кучею темных мелких крестиков на огненном поле.

Заглянувши в них он изумился видя что оба пусты.

Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Он прямо подошёл к отцовскому возу но на возе уже его не было: Остап взял его себе под головы и растянувшись возле на земле храпел на всё поле.

И потом, когда поднял глаза и посмотрел на него, увидел, что уже старый Бульба спал положив голову на ладонь.

Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустились отлогостью в низменную лощину…

Они перешли через церковь не замеченные никем и вышли потом на площадь бывшую перед нею.

Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь украшенную гербом и множеством резных украшений но татарка дёрнула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Пробираясь меж тростников остановились они перед наваленным хворостом и фашинником.

Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустился отлогостью в низменную лощину.

Татарка наклонив голову вошла первая; вслед за нею Андрий нагнувшись сколько можно ниже, чтобы можно было пробраться с своими мешками, и скоро очутились оба в совершенной темноте.

Андрий едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.

Бросила прочь она от себя платок, отдёрнула налезавшие на очи длинные волосы косы своей и вся разлилася в жалостных речах выговаривая их тихим-тихим голосом.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.

Козаки все стояли понурив головы зная вину; один только незамайновский куренной атаман Кукубенко отозвался.

Так распоряжал кошевой, и все поклонились ему в пояс и не надевая шапок отправились по своим возам и таборам…

Уходя к своему полку Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий, полонили ли его вместе с другими и связали сонного?

Напереди стоял спесиво в красной шапке убранной золотом буджаковский полковник.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Но Тарас в это время вырвавшись из засады с своим полком с криком бросился навпереймы (наперерез).

Снарядясь пустили вперёд возы а сами пошапковавшись ещё раз с товарищами тихо пошли вслед за возами.

И потом все как будто сговорившись махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами.

И стали наступать они тесно на козацкие табоы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами.

Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло всё поле…

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Не по одному козаку взрывается старая мать ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси (грудь).

Погнул он крепко Дегтярёнка, сбил его на землю и уже замахнувшись на него саблей кричал: «Нет из вас, собак-козаков, ни одного, кто бы посмел противустать мне!».

Упал он, наложил руку на свою рану и сказал обратившись к товарищам: «Прощайте, паны братья, товарищи. »

Весь побагровел полковник ухватясь за верёвку обеими руками и силясь разорвать её но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику.

Поникнул он теперь головою почуяв предсмертные муки и тихо сказал: «Сдаётся мне, паны братья, умираю хорошею смертью…»

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Сам Тара увидя беду его поспешил на выручку.

Уже голова другого Пысаренка завертевшись захлопала очами.

Понял тот знак Остап и ударил сильно вырвавшись из засады в конницу.

А в это время корсунцы стоявшие последние за возами увидевши что уже достанет ружейная пуля грянули вдруг из самопалов.

Так школьник неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкой по лбу вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим…

«Да скажи же мне, где я теперь? – спросил опять Тарас напрягая ум и стараясь припомнить бывшее.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

А между тем верный товарищ стоял перед ним бранясь и рассыпая без счёту жестокие укорительные слова и упрёки.

Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребёнка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в луки и прикрепивши верёвками к седлу помчался вновь с ним в дорогу.

Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо приподняв очи и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!».

Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и приподняв его повыше чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костёр.

Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели всполашивая подымавшихся птиц и говорили про своего атамана.

Источник

Читайте также:  Самый эффективное упражнение для трицепс
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector