Значение упражнений с предметами

Использование предметов в общеразвивающих упражнениях

2.5. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях

Многие упражнения проводятся с предметами. Действия предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук – это активизирует деятельность анализаторных систем.

Ø Флажки – действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах;

Ø Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног;

Ø Мячи резиновые – они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.

Ø Гимнастические палки, шест – увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног;

Ø Обручи – упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики;

Ø Скакалки, веревки – упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений;

Ø Гимнастическая скамейка – в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т.к. здесь появляются необычные исходные положения;

Ø Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка[10].

3. Основные задачи обучения детей основным движениям

В процессе общеразвивающих упражнений наряду с общими задачами физического воспитания решаются конкретные задачи, которые обусловлены особенностями возрастного развития и спецификой самих упражнений. Поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходимо[11]:

– Воспитывать у детей интерес и желание заниматься,

– Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем одновременно по сигналу воспитателя,

– Двигаться активно, естественно, не напряженно,

– Правильно выполнять упражнение в обобщенном виде,

– Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя,

– Повторять хорошо известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно.

В среднем дошкольном возрасте появляются новые задачи:

Приучать детей к восприятию показа как способу самостоятельного выполнения упражнений;

Правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений, точно выдерживать положение отдельных частей тела,

Принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости,

Соблюдать направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров, без них по указанию воспитателя,

Начинать и заканчивать движения по сигналу, указанию, сохранять заданный темп,

Выполнять известные упражнения самостоятельно по указанию воспитателя.

При выполнении общеобразовательных упражнений в работе со старшими дошкольниками ставятся новые задачи:

– Четко принимать различные исходные положения,

– Делать упражнения с большой амплитудой движения,

– Правильно выполнять упражнение и некоторые элементы техники движения,

– Точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела в соответствии с образцом, объяснением воспитателя или только по его указанию,

– Двигаться в соответствии с заданным темпом, выдерживать ритм движения в сопровождении музыки, подсчета, переходить от одного темпа к другому,

– Уметь вспомнить знакомое упражнение, рассказать о порядке и способе выполнения отдельных частей, учиться оценивать свои и товарищей,

– Выполнять движения выразительно в соответствии с характером музыки,

– Простые известные упражнения выполнять самостоятельно.

4. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст[12]. Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве. Для выполнения упражнений малышам легче встать в круг. Разбор и раздача пособий должны проводиться очень быстро. Воспитатель заранее готовит пособия, иногда педагог сам раздает предметы. Малышей учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат, как их брать, держать. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа. Все упражнения усваиваются только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде.

Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает занять нужное исходное положение, при этом прибегает к образным сравнениям. Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности. Отличительной особенностью является то, что оно носит целостный характер. При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги спину. Малыш не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку. Правильно выполнить упражнение помогают зрительные ориентиры.

По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению движений. Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения. При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер, независимо от того, как ребенок выполнил упражнения.

Средний дошкольный возраст[13]. В этом возрасте вводится построение в колонну по два, по три, по четыре. В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Постепенно появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений. Перед разучиванием какого-либо упражнения воспитатель называет его, затем показывает, как правильно выполнять движения. При обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно в полную силу, выразительно, без остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать целостный зрительный образ, формирует правильные двигательные представления. Показ упражнения без объяснения воспитатель дает 1-2 раза, затем с замедлением отдельных частей и соответствующим объяснением. Детали техники воспитатель показывает, нов объяснении оценки движений не отмечает. Когда детям упражнения знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание. При этом сочетание методов и приемов следующее: упражнение называется, затем следует показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию исходного положения и его проверка у детей, команда к началу упражнения, распоряжения по ходу выполнения и указания к качеству выполнения. В зависимости от того, как упражнение усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части или те, которые не усвоены. Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя.

Старший дошкольный возраст[14]. Усложнение построений заключается в разнообразии, требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Дети этого возраста большинство пособий подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий. Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения упражнений. Пор мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения. Показ упражнений, повторение их детьми проводятся в четком темпе и ритме. Оценка выполнения должна бывать краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок.

Источник

Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений

Методика проведения общеразвивающих упражнений с предметами. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях в средней группе. Комплекс общеразвивающих упражнений с предметами для средней группы и для старшей группы на разные мышечные группы.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.04.2018
Размер файла 72,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Выполнил: Студент гр. ДО з СС/16

Проверил: Колупаева Л.Ш.

упражнение предмет общеразвивающий мышечный

1. Значение предметов при проведении ДОУ

1.1 Характеристика предметов

1.2 Методика проведения общеразвивающих упражнений с предметами

1.3 Использование предметов в общеразвивающих упражнениях в средней группе

2. Комплекс общеразвивающих упражнений с предметами для средней группы и для старшей группы на разные мышечные группы

2.1 Общеобразовательные упражнения для средней группы

2.2 Общеобразовательные упражнения для старшей группы

Список использованной литературы

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.

Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, поэтому ему необходимо большее количество кислорода. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание (гипоксемию), т.к. значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. При общеразвивающих упражнениях тренируются диафрагма, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое внимание на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

1. Значение предметов при проведении ДОУ

Общеразвивающие упражнения входят в программы всех дошкольных общеобразовательных учреждений. При обучении детей правильному, глубокому дыханию и при формировании красивой осанки общеразвивающие упражнения незаменимы. Они необходимы для составления комплексов гимнастики до занятий и физкультминуток.

Отличительная особенность общеразвивающих упражнений – их определенное, направленное воздействие как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц и суставов. Они также могут быть использованы как профилактические и корригирующие упражнения. Общеразвивающие упражнения содействуют совершенствованию координации движений, сознательному овладению двигательным аппаратом.

Общеразвивающих упражнений очень много. Однако в программе даны лишь основные, имеющие решающее значение для правильного физического развития учащихся. В программе упражнения расположены по анатомическому признаку и признаку однородности. Пользоваться ими нужно не в том порядке, в котором они изложены, а выборочно, имея ввиду воздействие на определенные группы мышц.

Общеразвивающие упражнения следует включать в каждый урок. В комплекс должны входить упражнения для рук, плечевого пояса, ног, туловища и шеи.

В комплекс вначале включают упражнения, требующие большого внимания воспитанников, а упражнения значительные по воздействию на организм, даются в конце. При составлении комплексов надо руководствоваться следующими требованиями:

1) упражнения должны быть доступными, необходим последовательный переход от простых к более сложным;

2) нагрузка должна постепенно возрастать;

3) упражнения должны воздействовать на все группы мышц;

4) подбор упражнений должен проводиться по принципу чередования для различных мышечных групп;

5) обязательно должны включаться дыхательные упражнения и упражнения для осанки.

Вновь разучиваемые упражнения включаются в основную часть урока. Хорошо знакомые выполняются во вводной части.

Общеразвивающими упражнениями решаются лишь некоторые части задач уроков физической культуры, и поэтому они должны применяться с учетом всех других упражнений, которые будут выполняться на уроке.

Общеразвивающие упражнения могут служить целям общей подготовки двигательного аппарата к освоению новых, более трудных упражнений, предусмотренных планом урока. В этом случае они будут называться подготовительными.

Нередко общеразвивающими упражнениями достигается выполнение задач специальной подготовки к основным движениям, в этом случае они будут называться подводящими. Все подводящие упражнения характеризуются как сходные по своей структуре с основными движениями. Например, подпрыгивание, взмахи ногами, как при прыжках в длину или высоту, замахи руками и движения туловища, как при метании мяча, имитация движений лыжника и т. д. Как правило, подводящие упражнения проводятся непосредственно перед основными движениями.

При выполнении упражнений с большой амплитудой и на растягивание нельзя допускать резких, сильных, рывковых движений, которые могут повлечь за собой различные болевые ощущения и травмы.

Читайте также:  Метроритмические упражнения по сольфеджио

Для создания прочных умений и навыков необходимо частое повторение упражнений. Однако многократное повторение одних и тех же упражнений скучно и неинтересно. Поэтому выполнять их надо в разных вариантах, изменяя исходные положения и направление движения, вводя дополнения, ускоряя темп, увеличивая амплитуду.

На уроках общеразвивающие упражнения могут проводиться при различных построениях (в кругу, в колонне по одному, по два, по три, в разомкнутой шеренге, на месте, и в движении) и с различными предметами (флажками, кубиками, лентами, скакалками, палками, обручами, шестом, мячами и т.д.). Эти условия определяются учителем в зависимости от места занятий и подготовленности детей.

Рассмотрим некоторые виды упражнений с предметами.

Упражнения на осанку. Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Осанка имеет значение для развития и деятельности организма.

Чтобы достигнуть хороших результатов в формировании осанки, необходимо заботиться о правильном положении тела ребенка, когда он сидит, стоит, ходит; шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в уроки физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку.

Лазанье и перелазание. Эти упражнения имеют прикладное значение. Они проводятся во всех к ДОУ. Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и гимнастической скамейке, перелазание через невысокие препятствия.

Упражнение в лазанье и перелазании способствуют развитию ловкости, силы, смелости, выносливости, координации движений, а лазанье по гимнастической стенке и гимнастической скамейке помогает формированию правильной осанки.

Задачи обучения лазанью и перелазанию состоят в том, чтобы научить воспитанников наиболее удобным и рациональным способам передвижения по гимнастической стенке, скамейке, лестнице и т.д.

1.1 Характеристика предметов

Общеразвивающие упражнения проводятся без предметов и с предметами (погремушками, кубиками, флажками. ленточками, обручами, палками, с природным материалом – шишками, листочками, снежками и др.), на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнастической стенки, деревьев и др.).

Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться), делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие – палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется и мелкая мускулатура – предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.

Главный критерий при выборе предметов – целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках; упражнения с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить и глубоко вздохнуть, и т.д.

В этом плане вызывает сомнение полезность упражнений с круговой веревкой: дети разного роста, с разной длиной рук, “связанные одной веревочкой”, невольно тянут ее каждый в свою сторону. Ничего, кроме неудовлетворения, такие упражнения не приносят.

Необходимо принимать во внимание и возраст дошкольников. В младших группах доминируют предметы, создающие преимущественно эмоциональный эффект, – погремушки, кубики, султанчики.

Использование предметов при выполнении общеразвивающих упражнений. Предметы помогают правильно, с большей амплитудой, более интенсивно выполнять упражнения и тех самых повышать эффективность его влияния на развитие мышц. Например, повороты туловища вправо упражняют косые мышцы только в том случае, если они выполняются сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу, т.е. когда таз прочно закреплен и тем самым исключается движение в тазобедренном суставе.

Предметы не только разнообразят упражнения, но и помогают влиять на такие мышцы, которые трудно развивать без предметов (опускание палки на лопатки; перешагивание через палку; перенесение ног через палку сидя, не выпуская ее из рук; пролезание в обруч в положении стоя).

Предметы увеличивают нагрузку на работающие мышцы, потому что побуждают ребенка прикладывать больше усилий для преодоления веса, например набивного мяча.

Упражнения с предметами способствуют укреплению и развитию кисти и стопы (перекат с пятки на носок, стоя на палке).

Предметы конкретизируют задания (например, положить палку на пол) и тем самым развивают способность контролировать свои движения и сознательно управлять ими.

Дети, выполняя упражнения с длинной веревкой, палкой, большим обручем, учатся согласовывать свои движения с движениями своих сверстников.

Упражнения с разноцветными предметами, аккуратно выглаженными флажками и лентами радуют детей, вызывают у них положительные эмоции и с большим интересом выполняются ими. А это в свою очередь содействует укреплению мышц, формированию двигательных навыков и умений, развитию физических и эстетических качеств.

Подготовка, раздача и сбор предметов воспитывают бережное отношение к ним, закрепляет трудовые навыки.

Предметы должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Так, во избежание травм нужно позаботится о том, чтобы палка, рейки гимнастической стенки, обручи были гладкими, ровными, без сучков. Их следует покрыть лаком или красить масляной краской в светлые тона. Тогда легко за ними ухаживать.

Чтобы радовать глаз ребенка и способствовать развитию способности цветоразличения, следует приобретать или изготовлять самим мячи, флажки и другие пособия различных и притом красивых тонов.

Размеры предметов (пособий) должны соответствовать росту детей. Вес пособий зависит от возрастных особенностей, физического развития и физической подготовленности детей разных групп детского сада.

Флажки, погремушки, кубики радуют детей, разнообразят упражнения, делают их более конкретными и предметными. Эти пособия рекомендуются для младшего возраста. Длина палочки для флажка соответствует длине руки ребенка (30 – 35 см), ширина полотна 10 – 15 см, длина полотна 20 см. Флажки должны быть прочно прикреплены к палочкам.

Для общеразвивающих упражнений мячи разного размера и веса. Упражнения с набивными мячами (до 1 кг) увеличивают физическую нагрузку и, следовательно, развивают силу.

Палка увеличивает напряжение мышц и амплитуду движений ребенка.

Длина короткой палки 80 – 90 см, диаметр 2,5 – 3 см. Она может быть в сечении круглой и овальной. Овальная форма удобна тем, что такая палка не катится и не крутится в руке.

Длина палки (2,5 – 3 м) приучают к совместным действиям. Они должны быть гладкими, ровными, покрыты лаком, чтобы легко было протирать влажной тряпкой.

Обручи рекомендуются разных диаметров: 55 – 65 см и 100 – 15 – см. Увеличивая интенсивность и амплитуду движений, обручи в то же время мелкие мышцы кисти, пальцев. С большим обручем можно одновременно упражняться вчетвером – впятером.

Длина шнура (длинной веревки) должна быть такой, чтобы дети, взявшись за него, не мешали друг другу (60 – 70 см и на каждого ребенка +10 – 15 см расстояния между ними). Длинный шнур позволяет выполнять упражнения одновременно всей группе и способствует развитию согласованности действий в коллективе.

С короткой веревкой (70 – 80 см) или сложенной пополам скакалкой проделываются разнообразные упражнения, способствующие развитию мышц кисти, пальцев, стопы.

Раздача и расстановка предметов, сборов и уборка их не должны занимать много времени. В младших группах воспитатель сначала раскладывает их на полу в определенном порядке. Во время перестроения дети по сигналу воспитателя останавливаются около них. Возможен и другой вариант: педагог держит корзину с кубиками и другими пособиями и сам раздает их детям. Можно корзину или ящик с пособиями поставить на середину комнаты или у стены (на стул, скамейку). Дети по указанию воспитателя подходят, берут их и встают на свое место.

Во 2-й младшей и средней группах применяются другой способ: дети, проходят мимо корзины, берут пособия и продолжают движение, а после выполнения упражнений кладут предмет на место, не прекращая ходьбы. Надо научить каждого ребенка выходить из круга, шеренги, колоны по одному, по три, четыре, брать пособия и находить свое место в строю. В конце года в средней группе ведущие в колоннах могут раздавать пособия.

В старших и подготовительных группах ведущие в колонах или дежурные самостоятельно приносят пособия, раздают их, а после выполнения упражнений собирают и убирают на место.

1.2 Методика проведения общеразвивающих упражнений с предметами

Цель и смысл методики руководства – обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

Вместе с тем руководящие условия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:

· Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений.

· Способы подачи упражнений.

· Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.

Естественные, взятые из жизни движения превращаются в упражнения за счет их стилизации и строгой регламентации поз и движений в соответствии с принятыми в гимнастике традиционными нормами (прямыми руками и ногами, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения). Отклонения от этих норм ведут только к нарушениям эстетического восприятия упражнений, но и к расплывчатости, а иногда и к ликвидации воздействия, предполагаемого их содержанием. Вот почему такие отклонения в исполнении рассматривают как ошибки, а действие преподавателя направляют на их предупреждение и исправление.

Обучение ОРУ ведется в соответствии с дидактическими принципами сознательности и активности, доступности, наглядности, системности. В зависимости от контингента занимающихся и решаемых задач используются разнообразные организационные формы и приемы проведения упражнений.

Простейшие упражнения, с которых следует начинать обучение, строятся на изолированных движениях и их сочетаниях. В дальнейшем, по мере совершенствования двигательной функции, упражнения усложняются путем подключения различных совмещенных движений.

В методике выполнения ОРУ можно выделить следующие группы предметов:

1) приемы, направленные на целесообразность размещение группы для выполнения упражнений;

2) приемы обучения упражнению, создания представлений о нем;

3) приемы непосредственного проведения упражнения (подача команд для начала и окончания упражнения, подсчет);

4) приемы исправления ошибок;

5) приемы активизации внимания при выполнении упражнений.

Рассмотрим основные из названных групп приемов:

Чтобы рационально разместить группу для выполнения ОРУ, необходимо владеть основами построений, перемещений, перестроений и размыканий из раздела курса гимнастики “Строевые упражнения”. Следует учитывать, что конкретный порядок построения зависит от содержания комплекса ОРУ. Ниже приводятся различные варианты построения группы для выполнения ОРУ.

Прежде чем приступить к проведению упражнений, следует всегда проверить, правильно ли выбраны интервал и дистанция, так как неудобство построения затрудняет контроль преподавателя за выполнением, провоцирует искажения техники движений и даже травмы. Для быстрого устранения недостатков построения следует использовать перемещение отдельных шеренг (колонн) на нужное количество шагов вправо, влево, вперед, назад и размыкания по распоряжению. Эффект бывает поворот строя на пол – оборота (в диагональ).

В построении важно учитывать психологические моменты, зависящие от особенностей контингента и места занятий (элемент неудобства в разнополых группах, если девочки окажутся впереди мальчиков; отвлекающие моменты, если в зале работают другие группы и т.д.). Следует так построить группу и так выбрать место для показа и объяснений, чтобы всем было удобно.

В урочных формах занятий ОРУ могут выполнять:

1) всеми одновременно – фронтальная организация;

2) по группам – групповая организация;

3) по одному – индивидуальная организация.

Во многих случаях целесообразно применение ОРУ с помощью кругового (строго дозированная работа на станциях по карточкам) или поточного (последовательное выполнение серии упражнений одного занимающегося за другим) методов организации.

При обучении ОРУ используют три основных методических приема:

1) объяснение, при котором преподаватель говорит, что и на какой счет надо делать;

2) показ, при котором преподаватель, не объясняя, показывает движения каждого счета;

3) совмещенное объяснение и показ. Преподаватель показывает движения каждого счета, одновременно называя эти движения. Показывать упражнения, стоя лицом к группе, следует зеркально, то есть говорить “вправо”, а делать влево.

Обучение всеми тремя способами можно проводить, не подключая занимающихся к действию, пока не будет дана команда “Упражнение начинай!”. Пока преподаватель объясняет упражнения, занимающиеся просто внимательно следят за ним. Однако с точки зрения затрат времени, этот способ не очень эффективен. Предпочтительнее использовать метод, при котором преподаватель, обучая, сразу добивается качественного выполнения движений каждого счета. Такой метод обучения ОРУ называется “по разделениям”. Обучать ОРУ по разделениям можно, используя все три вышеназванные приема. Отличие состоит в том, что после того названо (или показано, или названо и показано) движение каждого счета, преподаватель дает команду: “Делай – раз (два, три)!” и проверяет качество выполнения движения. Таким образом, к началу выполнения упражнения под счет или музыкальное сопровождение, оно уже опробовано занимающимися. В практической работе команда “Делай!” часто заменяется конкретными распоряжениями, например: “Присядьте – раз, встаньте – два, наклонитесь вперед – три, примите исходное положение – четыре!”.

Выбор методического приема для обучения упражнению зависит от содержания упражнения и задач, которые ставит преподаватель. Так, для активизации внимания целесообразно использовать объяснение без показа; для повышения двигательной плотности при выполнении знакомых упражнений – показа; для тщательного изучения движений – совмещенный метод. Следует признать наиболее эффективным при обучении упражнениям метод “по разделениям”.

Для выполнения ОРУ дается команда “Упражнение начи – най!”, которая делится на предварительную “Упражнение начи-” и исполнительную “най!”. После этого следует подсчет или музыкальное сопровождение. Подсчетом преподаватель задает темп исполнения, его характер, стимулирует исполнение отдельных движений, интонацией показывает окончание выполнения. Подсчет ведется на 4 или на 8 счетов, он должен быть четким и эмоциональным. Гласные звуки каждого счета следует растягивать, произнося их нараспев. Для окончания выполнения вместо последнего счета дается команда “Стой!” или распоряжение “Закончить упражнение”. Выбор команды или распоряжения зависит от исходного положения (если при окончании упражнения занимающиеся остаются в положении лежа, логичнее сказать “Закончить упражнение”, чем “Стой”).

Читайте также:  Эффективные упражнения для укрепления внутренней стороны

В практике широко принято пользоваться настраивающим сигналом “И” перед тем, как начать подсчет. В этом случае команда “Упражнение начи – най” излишня. Сигналом для окончания упражнения может служить соответствующая интонация подсчета.

Если исходное положение для выполнения упражнения отлично от основной стойки, то прежде чем давать команду для начала выполнения, необходимо дать команду: “Исходное положение принять” или распоряжение “Принять исходное положение” в случаях, когда его невозможно принять быстро.

При выполнении односторонних упражнений сначала необходимо указать сторону, куда оно будет выполняться. Например: “Влево упражнение начинай!” или “С правой ноги упражнение начинай!”

Исправлять ошибки, возникающие по ходу выполнения, можно либо прекратив выполнение упражнения, дав команду “Стой!” или “Остановись!”, либо не прекращая выполнения. В этом случае применяются такие приемы, как подсказ, подсказывающий показ, не прерывая подсчета. Указания даются в темпе выполнения, вместо какого – либо счета. Например: “Раз – два – прямая нога – четыре”, “Наклон – выпрямиться – присед – четыре”. Пользоваться указаниями и подсказом важно не только для исправления ошибок, но и для их профилактики в ключевые моменты упражнения.

В случае, если упражнение плохо понято, целесообразно после остановки повторить его по разделениям.

Контроль за качеством выполнения упражнений – важнейшее условие адекватности их воздействия, так как неточное выполнение движений по направлению, амплитуде, степени мышечных напряжений приводит к искажению смысла упражнений. Поэтому преподаватель постоянно должен фиксировать внимание занимающихся на неточностях и добиваться качественного исполнения упражнений. Отличным методом самокоррекции движений является работа перед зеркалом. Приучаясь выполнять движения точно, занимающиеся вырабатывают мышечные ощущения, позволяющие им управлять своим телом в точном соответствии с задачами и с так называемым “гимнастическим стилем” (хорошая осанка, красота линий, законченность движений).

Для активизации внимания занимающихся при выполнении упражнений можно применить следующие приемы:

а) выполнение упражнений при различном размещении занимающихся. Например, если группа построена в колонну по три, преподаватель поворачивает одну колону направо, другую налево, третью кругом. Это способствует воспитанию внимательности и сосредоточенности у занимающихся;

б) выполнение упражнений с закрытыми глазами. Например, чередуя – одно выполнение обычно, другое – закрыв глаза;

в) включение на последние счеты упражнений перестроений (поворотов, смены мест колонн или шеренг);

г) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений;

д) включение в упражнения хлопков руками или других контрольных ориентиров;

е) изменение ритма движений в ходе одного и того же упражнения;

ж) чередование выполнения упражнений в разном темпе (каждое движение на два счета – на один счет – вновь на два счета);

з) чередование выполнения упражнений с подсчетом и без него;

и) применение игрового сигнала типа “запрещенная поза”.

Преподаватель перед началом комплекса оговаривает сигнал (положение), при котором все занимающиеся должны принять определенную позу (например, упор присев) или выполнить другое задание. Определяется шеренга (колонна) – победитель.

Принято выделять три способа выполнения комплексов ОРУ: раздельный, поточный и проходной.

При раздельном способе каждое упражнение комплекса выполняется после паузы, во время которой преподаватель объясняет следующее упражнение, пользуясь одним из названных приемов обучения.

При поточном способе проведения комплекса все упражнения выполняются без перерывов. Каждое следующее упражнение начинается непосредственно за предыдущим, подсчет или музыкальное сопровождение при этом не прерываются, при таком способе проведения упражнений преподаватель пользуется показом, подключая при необходимости и прием подсказа движений. В начале комплекса следует дать команду: “Вместе со мной упражнение начинай!”. Для перехода к каждому следующему упражнению на последнем исполнении предыдущего дается указательные “Последний раз”, а вместо последнего счета называется и одновременно принимается новое исходное положение. Если исходное положение не изменяется, вместо последнего счета дается настраивающий сигнал “И”. Затем идет подсчет и выполнение следующего упражнения. Удобно также пользоваться распоряжением “Внимание!” – на последнем выполнении упражнения и “Можно!” – с началом следующего.

Не забывайте продумывать логичность переходов от одного упражнения к другому. Поточный способ проведения очень эмоционален, экономичен по времени, но требует особо тщательной подготовки преподавателя.

Разновидность поточного способа проведения упражнений может быть серийно – поточный способ, при котором поточно проводятся серии из нескольких упражнений, после чего дается пауза перед началом следующего. Движения каждого последующего упражнения серии базируются на предыдущем, а за счет изменения направлений движения, амплитуды, взаимного расположения звеньев тела достигается качественная проработка мышечно-суставного аппарата.

Проходной способ проведения упражнений характеризуется выполнение упражнений с одновременным продвижением в различных направлениях. Чаще всего занимающиеся передвигаются по границам зала или по кругу, а иногда проходят шеренгами, заполняя весь зал. Выполнение упражнений проходным способом может быть одновременным или последовательным.

1.3 Использование предметов в общеразвивающих упражнениях в средней группе

Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт детей средней группы – хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам.

Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети средней группы строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. Нелишне вспомнить, что звеньев должно быть немного (3 – 4) и размещаться они должны вдоль площадки. Но возможно и построение в круг, особенно если в комплексе доминируют упражнения в исходном положении сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию.

В тех случаях, когда упражнения сидя и лежа выполняются при построении в звенья, необходимо распорядиться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. (Иначе они будут мешать друг другу ногами: ведь размыкались на вытянутые руки, а они короче, чем ноги.)

Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья воспитатель должен перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто ростом меньше ростом, оказались впереди.

В интересах дела или просто для разнообразия иногда можно размещаться на площадке хаотично: “Посмотрим, все ли умеют находить себе удобное место. “

Самый рациональный способ раздачи пособий – их разбор по ходу надо, чтобы дети научились делать это не замедляя темп движения.

К ставшим уже, привычными кубикам, ленточкам, флажкам в средней группе добавляются палки и обручи. Детям предстоит освоить разные хваты этих предметов, чтобы движение не выглядело скованным и естественная координация не нарушалась. палку можно нести горизонтально, держа хватом сверху за середину. Можно направить ее “носом вниз”, для чего указательный палец надо выпрямить вдоль палки. В положении “палка на плечо” нижний ее конец надо подпирать указательным пальцем и не фиксировать руку. Обруч можно держать прямой рукой хватом сверху, а можно нести, повесив на плечо, естественно двигая рукой. Во время выполнения общеразвивающих упражнений предметы надо держать так, как подсказывает действие.

Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становиться их выполнение под счет. Это обеспечивает сложность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентрировать при показе.

В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением. Порядок действий воспитателя в средней группе:

а) назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);

б) показать упражнение, сопровождая показ объяснением;

в) подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения, например: “Поставьте ноги на ширине плеч, руки – в стороны ладошками вверх. “;

г) обеспечить одновременное начало выполнения, командой “начинай”;

д) воспитатель начинает упражнение вместе с детьми, а после 2 – 3 повторений дети продолжают самостоятельно;

е) дошкольники должны одновременно закончить упражнения, для чего необходимо сделать акцент на счете “два” при последнем повторении упражнения.

Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц – сгибателей уравновешивается тягой мышц – разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Общий смысл контроля за выполнением общеразвивающих упражнений состоит в поддержании и постоянном наращивании мышечного тонуса. Необходимо, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение и позвоночник изгибается в одну сторону. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой.

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами – указаниями (“Наклониться – выпрямиться. раз – два. “). Темп счета зависит от характера двигательных действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные выполняются в медленном темпе.

Словесные комментарии педагога – подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнения. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием – поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

Контроль за дыханием.

Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, так как повышается потребность работающих мышц в кислороде. Дыхание учащается также при волнении, возбуждении, поскольку деятельность дыхательной системы (как и любой другой) управляется центральной нервной системой.

Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, развивают грудную клетку.

В то же время правильное дыхание обеспечивает более высокую работоспособность мышц, так как продукты распада эффективнее удаляются из организма во время продолжительного или энергичного выхода. В противном случае углекислота, накапливающаяся в мышцах, будет снижать их жизнедеятельность.

Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечивать согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад, прогибание в любом исходном положении поднимают грудную клетку, а значит, способствуют выдоху. Всякая группировка тела – наклоны, приседания, подтягивание и поднимание ног и т.п. – способствует выдоху.

Старшим детям нужно подсказывать, когда сделать вдох, напомнить, что вдыхать надо через нос. Малыши таких подсказок не воспринимают. Поэтому в младших группах наиболее эффективным способом контроля за дыханием является произнесение звуков в момент выдоха. Особенно логично и естественно происходит это в имитационно – образных упражнениях. Дети, по сути играя в движения, дополняют образ звукоподражанием, что приносит им не только пользу, но и удовольствие. (Например: “Увидели гуси собачку, вытянули шеи и зашипели: ш – ш – ш. “)

2. Комплекс общеразвивающих упражнений с предметами для средней группы и для старшей группы на разные мышечные группы

2.1 Общеобразовательные упражнения для средней группы

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно, отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя, приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4-5 раз подряд); приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны.

Поочередно поднимать ноги, согнутые в колене. Ходить по палке (по канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.

Статические упражнения. Сохранение равновесия в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе.

Общеразвивающие упражнения (без предметов)№1

И. п.: стоя ноги параллельно, руки внизу; поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, опустить через стороны, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе; поворот вправо, отвести правую руку в строну, вернуться в исходное положение, повторить (3 раза) в каждую сторону;

и. п.: ноги на ширине ступни, руки внизу; присесть, руки вынести, встать, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: ноги врозь, руки на поясе; наклониться вперед, коснуться пола между носками ног, выпрямиться, вернуться в исходное положение, повторить (6 раз);

Читайте также:  Как верно делать упражнения

и. п.: ноги на ширине ступни, руки на поясе; прыжки

Общеразвивающие упражнения (с флажками) №2

И. п.: стоя ноги на ширине ступни, флажки внизу; поднять руки вверх, посмотреть на флажки, опустить их, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: то же, флажки у груди; присесть, коснуться флажками пола, встать, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу; повернуться вправо (влево, флажки в стороны, вернуться в исходное положение, повторить (3 раза) в каждую сторону;

и. п.: сидя ноги врозь, флажки у груди; наклониться, коснуться пола между носков ног, выпрямиться, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: стоя ноги слегка расставлены, флажки внизу; прыжки на двух ногах на месте

Общеразвивающие упражнения(с мячом) №3

И. п.: стоя ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу; поднять мяч вверх, посмотреть на него, опустить вниз, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: сидя на пятках, мяч в обеих руках внизу; встать на колени, мяч поднять вверх, сесть, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: то же, мяч перед собой в обеих руках; покатить мяч вправо (влево) вокруг себя, подталкивая мяч руками, повторить (3 раза) в каждую сторону;

и. п.: лежа на спине, мяч в обеих руках за головой; поднять согнутые в коленях ноги, коснуться мячом, выпрямиться, вернуться в исходное положение, повторить (6-7 раз);

и. п.: сидя ноги врозь, мяч перед собой внизу; поднять мяч вверх, наклониться, коснуться мячом пола как можно дальше, выпрямиться, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз).

Общеразвивающие упражнения(с ленточкой) №4

И. п.: стоя ноги врозь, ленточка внизу; поднять ленточку вперед, вверх, вниз, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: ноги на ширине ступни, ленточка внизу; поднять ленточку вперед, присесть, руки прямые, встать, вернуться в исходное положение, повторить (5-7 раз);

и. п.: стоя на коленях, ленточка внизу; поворот вправо (влево, ленточку отвести в сторону, руки прямые, вернуться в исходное положение, повторить (3 раза) в каждую строну;

и. п.: сидя ноги врозь, ленточка на коленях; поднять ленточку вверх, наклониться впереди, коснуться ленточкой пола как можно дальше, выпрямиться, ленточку вверх, вернуться в исходное положение, повторить (5 раз); и. п.: стоя ноги вместе, ленточка на полу; прыжки.

Общеразвивающие упражнения (без предметов)№5

И. п.: стоя ноги на ширине ступни, руки внизу; поднять руки в стороны, вверх, хлопнуть в ладоши над головой, опустить через стороны вниз, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: ноги врозь, руки на поясе; наклониться, хлопнуть ладонями по коленам, выпрямиться, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: стоя на коленях, руки на поясе; поворот вправо (влево, коснуться пальцами рук пятки противоположной ноги, вернуться в исходное положение, повторить (3 раза) в каждую строну;

и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища; поднять правую (левую) ногу, опустить, вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза)

Общеразвивающие упражнения(с кеглей) №6

И. п.: стоя ноги врозь, кегля в правой руке; поднять руки через стороны вверх, переложить кеглю в левую руку, опустить руки, повторить (5-6 раз);

и. п.: ноги на ширине плеч, кегля в правой руке; наклониться, поставить кеглю у левой ноги, выпрямиться, руки на поясе; наклониться, взять кеглю, переложить в левую руку, выпрямиться, то же выполнить к правой ноге, повторить (3 раза) в каждой ноге;

и. п.: стоя на коленях, кегля в правой руке; левая на поясе, поворот вправо (влево, поставить кеглю у носков ног; поворот вправо (влево, взять кеглю, повторить (3^4 раза); и. п.: ноги на ширине ступни; присесть, кеглю поставить на пол, встать, выпрямиться, руки за спину, присесть, взять кеглю, вернуться в исходное положение, повторить (6-7 раз)

Общеразвивающие упражнения (с кубиком) №7

И. п.: стоя, ноги на ширине ступни, кубик в правой руке; поднять руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку, опустить руки, повторить (5-6 раз);

и. п.: то же; присесть, положить кубик на пол, встать, руки на пояс, присесть, взять кубик, выпрямиться, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и. п.: стоя на коленях, кубик в правой руке; повернуться вправо (влево, положить кубик у носков ног, вернуться в исходное положение, повторить (3 раза) в каждую строну;

и. п.: сидя ноги врозь, кубик в правой руке; наклониться, положить кубик у правой (левой) ноги, выпрямиться, руки на пояс, наклониться, взять кубик, вернуться в исходное положение, повторить (3 раза) в каждую сторону; и. п.: ноги на ширине ступни, руки на поясе, кубик на полу; прыжки.

2.2 Общеобразовательные упражнения для старшей группы

Общеразвивающие упражнения (с мячом большого диаметра) №1

И. п. — основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1 — поднять мяч вверх; 2 — шаг вправо (влево); 3 — приставить ногу; 4 — вернуться в исходное положение (8 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках перед собой. 1-2 — присесть, мяч вперед; 3-4 — вернуться в исходное положение (8 раз).

И. п. — стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу. 1 — мяч вверх, руки прямые; 2 — поворот вправо (влево); 3 — выпрямиться, мяч вверх; 4 — вернуться в исходное положение (по 4 раза в каждую сторону).

И. п, — сидя, ноги вместе, мяч на стопах, руки в упоре сзади. 1-2 — поднять ноги вверх, скатить мяч на живот, поймать его; 3-4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).

И. п. — основная стойка, мяч внизу. 1-2 — поднимаясь на носки, поднять мяч вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение (8 раз).

Подбрасывание мяча вверх и ловля его в чередовании с прыжкам.

Прыжки с мячом между ног.

И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1 – поднять мяч вверх; 2 – опустить вниз, 3-4 повторить 1-2.

Общеразвивающие упражнения (без предметов) № 2

И. п. — основная стойка, руки на поясе. 1 — выпад вправо, руки за голову; 2 — исходное положение. То же влево (6 раз).

И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — наклон вправо (влево); 2 — исходное положение (по 4 раза в каждую сторону).

И. п. — основная стойка, руки на поясе. 1-2 — присесть, руки вперед; 3-4 — вернуться в исходное положение (8 раз).

И. п. — стойка на коленях, руки на поясе. 1-2 — поворот туловища вправо (влево, коснуться правой рукой пятки левой ноги; 3-4 — вернуться в исходное положение (по 4 раза в каждую сторону).

И. п. — основная стойка, руки на поясе. На счет 1 такт — прыжки на правой ноге; на второй такт музыки – ходьба, то же на левой ноге. Повторить прыжки дважды с небольшим перерывом.

Перестроение в одну колонну (под музыку, ходьба)

Общеразвивающие упражнения (с лентами) № 3

И, п. — основная стойка, ленты внизу. 1 — ленты вперед; 2 — ленты вверх; 3 — ленты в стороны; 4 — исходное положение (8 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, ленты у груди. 1 — поворот вправо (влево, правую руку в сторону; 2 — исходное положение (по 4 раза в каждую сторону).

И. п. — основная стойка, ленты внизу. 1-2 — присесть, ленты вынести вперед; 3-4 — исходное положение (6 раз).

И. п. — стойка ноги чуть шире плеч, ленты внизу. 1 — ленты в стороны; 2 — наклон вперед; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (6 раз).

И. п. — основная стойка, ленты внизу. Прыжки на двух ногах со свободными махами руками.

И. п. — основная стойка, ленты внизу. 1-2 — правую ногу отставить назад на носок, ленты вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение. То же левой ногой (8 раз).

Перестроение в одну колонну под музыку.

Общеразвивающие упражнения ( с обручем) № 4

И. п. — основная стойка, обруч внизу. 1 — поднять обруч вперед; 2 — поднять обруч вверх; 3 — обруч вперед; 4 — вернуться в исходное положение (8 раза).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч на груди, хват рук с боков. 1 — поворот туловища вправо (влево, обруч вправо, руки прямые; 2 — вернуться в исходное положение (6 раз).

И. п. — основная стойка, хват рук с боков, обруч на груди. 1 — присесть, обруч вынести вперед; 2 — вернуться в исходное положение (6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу. 1 — поднять обруч вперед; 2 — наклон вперед, посмотреть «в окошечко»; 3 — выпрямиться, обруч впереди; 4 — исходное положение (8 раз).

И. п. — основная стойка около обруча, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг обруча в обе стороны в чередовании с ходьбой. Повторить 2 раза.

Общеразвивающие упражнения ( с кубиком) № 5

И. п. — стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1-2 — поднять руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку; 3-4 — исходное положение (8 раза).

И. п. — стойка ноги врозь, кубик в правой руке. 1 — руки в стороны; 2 — наклон вперед, положить кубик у носка левой ноги; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — наклониться, взять кубик в левую руку. То же левой рукой (8 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 — руки в стороны 2 — присесть, кубик вперед, переложить в левую руку; 3 — встать, руки в стороны кубик в левой руке, 4 вернуться в исходное положение. (4 раза).

И. п. — стойка на коленях, кубик в правой руке. 1 — поворот вправо, положить кубик у носков ног; 2 — выпрямиться, руки на пояс; 3 — поворот вправо, взять кубик; 4 — вернуться в исходное положение, переложить кубик в левую руку. То же влево (по 4 раза).

И. п. — основная стойка, руки произвольно, кубик на полу. Прыжки на правой и левой ноге вокруг кубика в чередовании с небольшой паузой., Повторить 2 раза.

Перестроение в одну колонну, ходьба, во время ходьбы дети кладут кубики.

Общеразвивающие упражнения ( с кеглей) № 6

И, п. — основная стойка, гантели внизу. 1 — гантели вперед; 2 — гантели вверх; 3 — гантели в стороны; 4 — исходное положение (6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, гантели у груди. 1 — поворот вправо (влево, правую руку в сторону; 2 — исходное положение (8 раз).

И. п. — основная стойка, гантели внизу. 1-2 — присесть, гантели вынести вперед; 3-4 — исходное положение (8 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, гантели внизу. 1 — гантели в стороны; 2 — наклон вперед к левой (правой) ноге; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (4 раза).

И. п. — основная стойка, гантели внизу. Прыжки.

И. п. — основная стойка, гантели внизу. 1-2 — правую ногу отставить назад на носок, гантели вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6-8 раз).

Перестроение в одну колонну, ходьба в колонне по одному.

Общеразвивающие упражнения ( без предметов) № 7

И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — руки в стороны; 2 — сгибая руки к плечам, подняться на носки; 3 — опуститься на всю ступню, руки в стороны; 4 — вернуться в исходное положение (6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — поворот туловища вправо (влево, правую руку в сторону; 2 — вернуться в исходное положение (по 4 раза в каждую сторону).

И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вверху. 1-2 — глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед; 3-4 — вернуться в исходное положение (6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — руки в стороны; 2 — наклон вправо (влево, правую руку вниз, левую вверх; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (по 4раза в каждую сторону).

И. п. — основная стойка, руки внизу. 1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 — прыжком ноги вместе, руки вниз.

И. п. — основная стойка, руки вниз. 1-2 –руки через стороны вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение (6 раз).

Перестроение в одну колонну, ходьба.

Общеразвивающие упражнения используемые одновременно, оказывают всестороннее укрепляющее воздействие на организм ребёнка. Выполнение общеразвивающих упражнений, требующих точности, четкости, определённой расчленённости и в то же время целостности, способствует воспитанию внимания, воли, целенаправленности, тормозных реакций, умения согласовать свои движения с действиями и движениями всего коллектива детей.

Задачей их является формирование правильной здоровой осанки ребёнка путём развития и укрепления костно-мышечного аппарата и общефизиологического воздействия на его организм.

Особенность этих упражнений заключается в том, что они связаны с деятельностью отдельных, строго ограниченных двигательных центров мозга и каждое из упражнений затрагивает лишь небольшое число движений, необходимых для его выполнения. Поэтому общеразвивающие упражнения носят местный характер со специальной направленностью. Они высшие психомоторные центры, управляющие движениями, совершенствуют взаимосвязанную деятельность первой и второй сигнальных систем и требуют сознательности, произвольности, точности выполнения.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector