Зеленые черепашки упражнение по цветоведению

Игры и упражнения по цветоведению
картотека (младшая группа)

Закрепление представлений о цветах у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_igry_i_uprazhnenia_po_tsvetovedeniyu_starshaya_gruppa.docx 19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по цветоведению.

Дидактическая игра «Шарфики и шапочки»

Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри на шарфики (это подсказки). Подбери шапочки по цвету шарфиков. Выбери шапочку для мишутки с желтым шарфиком (синим, зеленым…). Назови цвета шапочек по порядку – сверху вниз: зеленая, желтая… А теперь наоборот – снизу вверх – фиолетовая, оранжевая. Вспомни какого цвета твоя шапочка? Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные. (Это разные оттенки коричневого цвета.) Какой мишка тебе нравится больше всех?

Дидактическая игра «Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много-много, а кукол – две. Значит, всю посуду нужно разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, а это Даше. Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду. Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? (Чайник и чашки с блюдцами в красный горошек, красная сахарница с белыми горошками и вазочка с красным цветком.) А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем? Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.

Дидактическая игра «Что нам стоит дом достроить!»

Эти домики строили-строили, но не достроили. А задумали их так, чтобы в каждом чередовались два цвета. Дострой домики. Какие детали нужно поставить сверху? Найди домик, у которого внизу два зеленых кубика. Кубик какого цвета стоит сверху? (Красный.) А какие кубики поставили потом? (Зеленые.) Значит, какой кубик нужно поставить сверху? Найди его в ряду справа. Рассмотри каждую постройку (остальные можно закрыть) и подбери недостающие детали. Покажи домик из оранжевых и зеленых кубиков. Из желтых и зеленых кирпичиков? Назови цветные детали, из которых построили остальные домики.

Дидактическая игра «Пестрый клоун»

Клоун готовится к выступлению. Помоги ему нарядиться. У клоуна в одежде всегда все наоборот. Один рукав зеленый, а перчатка на этой же руке красная. Другой рукав красный, а перчатка на этой руке зеленая. Давай посмотрим вместе. Что у клоуна на голове? Где зеленый колпак? Какой помпон нужно к нему пришить? (Красный.) А какой помпон подойдет для красного колпака? (Зеленый.) Найди такой же цвет на зонтике. Покажи такую же по цвету перчатку. На какую руку клоун ее наденет? Покажи и назови все красное. Где красный башмак? На какую ногу клоун его обует? Назови цвет пуговицы и найди этот цвет на зонтике.

Дидактическая игра «Вкусная» палитра»

Назови каждую картинку и найди на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный – лимон. (и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому – морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе – сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный – это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Дидактическая игра «Цветные нюансы»

Иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал (первое, основное произведение) или же имеют какие-то отличия. Сравни эти натюрморты и найди 5 отличий. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми. Всмотрись в колорит обеих картин, сравни все предметы попарно. А потом попробуй нарисовать с натуры свой натюрморт. Возьми вазу или кувшин. Поставь на стол. Положи рядышком крупные, яркие фрукты. Отойди и полюбуйся. Если нужно, подвигай предметы натюрморта в поисках наиболее интересной композиции. И начинай рисовать, сверяясь с натурой. Будь внимательнее к цвету.

Дидактическая игра «Ягоды поспели»

Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала – от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?

Дидактическая игра « Волшебные цвета»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

Дидактическая игра «Веселые краски»

Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.

Ход игры: путем смешения красок решать « примеры» типа «красный +желтый = оранжевый», «зеленый – желтый = синий».

Дидактическая игра «Основные и составные цвета» (по принципу игры «Веселые краски»)

Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»

Цель: знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.

Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов.

Ход игры. Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.

Дидактическая игра «Какие цвета есть на картинке»

Цель: упражнять детей в умении идентифицировать цвета в картинке.

Материал: Цветные аппликации, планшет с кармашками (8 шт.), карточки с разными цветами.

Ход игры: ребенку предлагается цветная аппликация и набор цветных карточек, ему необходимо выставить на планшете карточки с теми цветами, которые присутствуют в аппликации.

Дидактическая игра «Гусенички»

Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Упражнения на развитие формообразующих движений с применением трафаретов, шаблонов, плоскостных фигур.

Дидактическая игра «Клубочки»

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.

Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Дидактическая игра «Подбери к изображению игрушку»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Ход игры. Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы.

Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.

Формирование способов сличения, анализа предметов и их изображений является эффективным приемом обогащения предметных представлений. Этому способствуют игры типа «Наложи предмет на его изображение», «Составь предмет из частей», «Найди такой же предмет», «Найди такую же половинку предмета, изображения».

При этом важно учитывать индивидуальные различительные возможности зрения. При низкой остроте зрения и отсутствии навыков восприятия изображения лучше начинать работу по сличению предмета с его реальным, цветным изображением, а затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением.

Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.

Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.

Ход занятия. Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.

После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

Дидактическое упражнение «Украсим предметы»

Цель: упражнять детей в умении заполнять ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов.

Ход занятия. Педагог предлагает детям трафареты с прорезями формы различных предметов: платья, шапки, полотенца, носового платка, чашки, косынки и др.

Затем дети разрисовывают цветными изображения заданное пространство. В зависимости от уровня развития изобразительных навыков сложность контуров предметов определяется каждому ребенку индивидуально: один разрисовывает полотенце, другой — платье.

Такие упражнения обогащают детские впечатления о форме реальных предметов, учат замечать общее между ними, в частности, что все предметы раскрашены цветными полосками, все они разные (посуда, одежда, белье и т. д.). Так формируются у детей умения обобщать предметы по одному сходному признаку, вне зависимости от их функционального назначения.

Дидактическая игра «Собери животное из фигур»

Цель: упражнять детей в составлении фигур различных животных (человека) из заготовленных шаблонов круглых и овальных форм.

Материалы: шаблоны частей разных животных.

Ход игры. Собрать из предложенных частей животное, назвать, какое получилось животное, назвать из каких фигур оно состоит, что изображают эти фигуры (голова, туловище, лапы, хвост, уши).

Дидактическая игра «Симметричные предметы (кувшины, вазы, горшки)»

Цель: закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.

Материалы: шаблоны кувшинов и ваз, разрезанные по оси симметрии.

Ход игры. У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома .

Картотека дидактических игр и упражнений по цветоведению для детей старшего дошкольного возраста .

Игровые упражнения по цветоведению.

Дидактическая игра «Шарфики и шапочки»Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри н.

Дидактические игры и упражнения по цветоведению.

Предназначено для детей 5-6 лет.

Картотека дидактических игр и упражнений по цветоведению для детей подготовительной группы.

Источник

–>Эсфирь Серпионова (Варшавская) –>

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

–> –>Статистика –>

–> –>Форма входа –>

Сборник заданий по цветоведению (стр.5)

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОЛОРИСТИКЕ

Для более глубокого изучения возможностей монохромных и полихромных цветовых сочетаний, приобретения колористического опыта и развития чувства цветовой гармонии рекомендуется выполнять все подготовительные упражнения и предложенные варианты заданий на отдельных листах, а один из вариантов представить в сборнике заданий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение №1. Изменение цвета.

Возьмем любой цвет и добавляя к нему— белый, черный, серый равной светлоты с избранным цветом или соответствующий ему дополнительный цвет, — выполним четыре схемы-выкраски. Проследим за равномерным изменением цвета на шкале градаций.

Сравним полученные оттенки на четырех схемах-выкрасках.

С увеличением числа ступеней получаем все большее количество оттенков. Воспользуемся полученной палитрой для создания различных световых и эмоциональных состояний.

Упражнение №2. Механическое и оптическое смешение цветов.

  • Оптическое смешение цветных пятен. Выберите 2-3 цвета (теплые или холодные). Равномерно заполните цветными пятнышками, штрихами иди зигзагами любой формы лист белой бумаги, оставляя просветы фона. Наносите цвета поочередно и наблюдайте на некотором расстоянии за происходящими изменениями общего цвета.
  • Механическое смешение красителей. Возьмите те же 2-3 цвета и смешайте их на палитре. Полученным цветом равномерно покройте белый лист бумаги. Сравните результаты механического и оптического смешений. Обратите внимание на то, что исходные цвета в обоих случаях были одинаковые.
  • Повторите проделанные опыты, используя в качестве фона цветные листы бумаги.

Упражнение №3. Оптическое смешение цветов.

Соедините «в гребешок» два локальных цвета. Встречные зубцы гребешков желательно делать узкими и длинными. Это упражнение можно выполнять аппликацией из цветной бумаги. Рассмотрите результат на некотором расстоянии и обратите внимание на оптическое смешение двух цветов, дающие плавный переход от одного цвета в другой.

Упражнение №4. Оптическое смешение цветов.

Проделайте опыты с полихромными вращающимися дисками. На основе детских игр (вертолет, юла, пуговица на нитке) или с использованием различных механических приборов и приспособлений. Меняйте сочетания цветов и их расположения на диске.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание №1. Построение схемы цветового круга.

Выберите три основных цвета и заполните схему цветового круга, соблюдая поэтапную последовательность его построения. Ниже покажите пары дополнительных цветов.

Задание №2. Ахроматическое изображение схемы цветового круга.

Выполните ахроматический вариант цветового круга, определяя светлоту каждого цветового тона. Обратите внимание на то, что светлота желтого цвета не равна белому, а фиолетового ― черному.

Покажите смешение белого и черного цветов по полосе. Создайте 3-х, 5-ти и 7-ми ступенные светлотные диапазоны. Посредине каждой полосы должен оказаться одинаковый средне-серый цвет.

Задание №3 (контрольное). Проверка знаний об основных, дополнительных цветах и их смесях.

Определите цвета, обозначенные на схеме, выполните их смешение и сравните полученные результаты в середине таблицы.

Задание №4. Смешение по полосе.

Выполните колористические смеси двух цветов, представляющих дополнительный контраст. Внимательно рассмотрите, полученные на таблице оттенки.

Задание №5. Смешение по полосе.

Создайте ряд градаций из девяти ступеней, осветляя и затемняя каждый из двенадцати цветов. Проследите равномерность перехода от одной ступени к другой.

Задание №6. Выявление цветовой доминанты.

Выберите одну из групп цветов:
а) два взаимно дополняющих;
б) один цвет с черным или белым;
в) два родственных.

Выполните 5-ти и 7-ми ступенные диапазоны смешений. Решите графические стимулы, выявляя доминанты с помощью цвета.
1) используя контрастные отношения;
2) используя нюансные отношения;
3) и 4) покажите варианты соподчинения доминант.

Задание №7. Равноступенный диапазон смешений.

Выберите одну из групп цветов:
а) два взаимодополняющих;
б) черный и белый;
в) один цвет с черным или белым;
г) два родственных цвета.

Создайте 3-х,5-ти,7-ми и 9-ти ступенные диапазоны градаций.

На базе одной композиционной основы и выбранной группы цветов (равноступенный диапазон) представьте варианты решений, отличающихся различными светлотно-тональными состояниями:

  • контрастный (1, 5, 9);
  • светлый (1, 2, 3);
  • средний (4, 5, 6);
  • темный (7, 8, 9).

Для выполнения задания пользуемся 9-ти ступенной шкалой градаций.

Задание №8. Равноступенный и неравноступенный диапазоны смешений.

Внимательно всматриваясь в универсальную модульную сетку, вы увидите различные геометрические фигуры, из которых сможете составить бесконечный орнамент.

На основе двух цветов составьте 9-ти ступенный диапазон смешений. Выберите три цвета, находящихся на равном расстоянии (равноступенный) диапазон и предложите цветовое решение увиденного Вами орнамента. Заполните только одну таблицу.

Затем изберите из тех же 9-ти ступеней смешения другие три цвета, находящиеся на не одинаковом расстоянии друг от друга, которые составляют неравноступенный диапазон. Используя эти цвета, заполните вторую таблицу с тем же орнаментом. Сравните обе половины композиции, найдите различия. Обратите внимание, на то, что мы использовали одни и те же исходные цвета и одну и ту же полосу градации.

Задание № 9. Цветовые аккорды.

С помощью схем, показанных на таблицах, подберите группы цветов для создания ассиметричных уравновешенных композиций:
а) гармоничные трезвучия;
б) гармоничные квадры;
в) выразительные трезвучия.

Задание №10. Контраст по площади цветовых пятен.

На основе гармоничного трезвучия, предложите цветовое решение орнамента, в котором все цвета имели бы зрительно равные площади. Затем пользуясь теми же цветами, создайте уравновешенную композицию со зрительно неравными площадями:

  • один из цветов занимает явно меньшую площадь, а два других ― равные;
  • один из цветов занимает явно большую площадь, а два других ― равные;
  • все цвета занимают разную площадь.

Задание № 11. Смешение по треугольнику.

Смешайте по треугольнику одну из групп цветов:

  • гармоничное трезвучие;
  • выразительное трезвучие;
  • один цвет с черным и белым.

Пользуясь полученной палитрой, создайте композиции, характеризующиеся различными эмоциональными состояниями.

Задание №12. Смешение по квадрату.

Выберите гармоничный или выразительный аккорд из четырех цветов. Составьте палитру, оттенков смешивая избранные цвета по квадрату. Создайте четыре композиции, пробуждающие различные эмоциональные ассоциации.

Задание №13. Сочетание ахроматических и полихромных оттенков.

Предложите четыре цветовых колористических решения одного графического стимула, пользуясь следующим набором цветов: одно из гармоничных трезвучий плюс черный и белый.

Расположите варианты в указанной последовательности:

  • используются только цвета трезвучия;
  • между цветами трезвучия введен белый цвет;
  • хроматическое трезвучие сочетается с черным цветом;
  • в композиции использованы все выбранные цвета.

Задание №14. Гармоничные трезвучия.

Повторите схему «Цветовой круг» и выберите из нее четыре гармоничных трехцветных аккорда. Предложите соответственно четыре колористических решения орнамента. Обратите внимание на характеристики полученных колоритов.

Задание №15. Конструктивные свойства цвета.

С помощью конструктивных свойств цвета, на предложенной графической основе создайте эффект свечения, удаления или приближения. Используйте градации по светлоте, насыщенности или теплохолодности. Предложите два различных варианта.

Задание №16. Цветовой ритм.

Используя различные цветовые сочетания из полноцветной палитры, ритмически организуйте шесть графических структур.

Задание №17. Оптическое смешение цветов.

Предложите цветовое решение диска, на котором при вращении наблюдался бы один из следующих эффектов:

  • контраст дополнительных цветов;
  • растяжка от теплого цвета к холодному;
  • растяжка цветов по светлоте.

На схеме 2 покажите результат смешения.
На схеме 3 представьте используемые цвета.

Задание №18. Колористическое решение орнамента.

Используя конструктивные свойства цвета создайте композицию по собственному замыслу. Ритмически организуйте орнаментальный фриз.

Задание №19. Цвет и ритм.

Используя четыре различных цвета, создайте плоскостную композицию орнаментального раппорта. Ритмически организуйте полихромный фриз.

Задание №20. Конструктивные возможности цветовых контрастных отношений.

На предложенной симметричной графической основе создайте три уравновешенных ассиметричных композиции. В каждом случае используйте возможности различных контрастов:

  • контраст по цветовому тону;
  • контраст светлого тона и темного;
  • контраст теплого и холодного.

Задание №21, 23, 24, 25. Художественное решение орнаментальных композиций.

Предложите решение плоскостных и пространственных фризовых орнаментов. Изберите для этого гармоничные или выразительные цветовые сочетания.

Задание №22. Декорация книжных знаков.

Найдите выразительное цветовое решение буквицы. Заполните все промежутки между лентами плетенки.

Задание №26. Колористические возможности нюансных отношений.

С помощью нюансных переходов выполните розетку и орнамент.

Задание №27. Схемы цветового тела.

Заполните видимую снаружи зону цветового тела (по выбору). Используя полученные цвета в квадратах создайте композиции, имеющие:
1. контрастные отношения;
2. нюансные отношения с контрастным акцентом.

Задание №28. Схемы цветового тела.

Постройте цветовое тело в разрезе по границе одной из дополнительных пар. Полученные оттенки используйте для решения цветовых композиций, имеющих:

  • контрастные отношения;
  • нюансные отношения с контрастным акцентом.

Задание №29. Контрастные отношения пятна и поля.

В центре модульной сетке отметьте пятно небольшого размера. Пользуясь полноцветной палитрой, выделите его силуэтом на контрастном фоне:

  • фон темный, изображение светлое или наоборот;
  • фон замутненный, изображение насыщенное или наоборот;
  • фон холодный, изображение в теплых тонах или наоборот.

Каждая ячейка заполняется локальным цветом, все изображение и фон выполняются полихромно. Предложите два различных варианта.

Задание №30. Сочетание двух колоритов в одной композиции.

Используя различные оттенки из таблицы «Цветовое тело», предложите колористическое решение интерьера, демонстрируя в каждом два различных световых состояния:

  • полумрак комнаты и ясный (летний, зимний или осенний) день за окном;
  • яркий свет в комнате и пасмурный день или вечер за окном.

При выполнении этого задания пользуемся различными зонами одной и той же цветовой палитры.

Задание №31 (контрольное). Возможности смешения цвета в технике лиссеровки.

Произведите смешение пары дополнительных цветов (например: красный и зеленый). Поэтапно перекрывайте один цвет другим. Каждое смешение представьте в двух вариантах начиная то с красного, то с зеленого. Вначале покрываем соответствующим цветом все поле, а затем накладываем прозрачный слой противоположного цвета. Постепенно уменьшаем площадь, выполняемой лиссеровки.

Задание №32, 33. Динамика цвета.

Выберите, по собственному желанию, 1-3 цвета и их оттенки для решения, предложенных графических стимулов. Расположите их так, чтобы возникло ощущение движения или развития цвета:

  • от центра к периферии или наоборот;
  • справа на лево или в противоположном направлении;
  • сверху – вниз и наоборот;
  • по диагонали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы ознакомились с некоторыми способами создания цветовых композиций, однако при реализации конкретного художественного замысла, следуя строгим правилам гармонии, стоит прислушаться и голосу интуиции, так как искусство монументальной и декоративной живописи несравненно сложнее простых учебных упражнений. Каждый вид живописи (станковая, монументальная, декоративная) имеет свои характерные особенности и отличается своей неповторимой спецификой.

Создавая церковную живопись, художник придает иконописному образу свою жизненную силу и духовную энергию, которая в иконе выражена через художественно осмысленную форму, гармонию цвета и светоносность образа. Выражая свой молитвенный опыт, иконописец творит под влиянием интуиции и вдохновения. И всегда, создавая иконописный образ, он верно следует православному канону и церковной традиции.

Чтобы овладеть возможностями эмоционального и духовного воздействия церковной живописи, иконописцу необходимо постичь и символическое значение цвета в иконе, его связь с видимой формой.

Пока цвет связан с предметным миром, мы можем воспринимать его и изучать закономерности цветового воздействия. Духовная же сущность цвета остается скрытой от нашего понимания и осознается интуитивно и символически. Поэтому правила и законы, которые мы изучаем, являются лишь ориентирами на пути создания иконописного образа.

Необходимо сформировать и развить духовные качества личности художника, только тогда возможно будет успешное творчество в иконописи.

Серьезное изучение богословской основы иконы и объективных закономерностей цвета способствуют не только созданию иконописного образа, как истинного свидетельства Боговоплощения, но и развитию личности иконописца, так как эти знания ведут к пониманию внутренней обусловленности церковной живописи

Понять существование этой обусловленности и принять ее для себя ― значит подчинить свою волю и осознанно служить своим делом Творцу – Создателю в лице Православной церкви.

Как бы не развивалось искусство иконописи в дальнейшем, выразительная сила цвета будет одним из важнейших элементов ее воздействия.

Как те, кто в иконе видят лишь объект эстетического любования, не могут молитвенно возвыситься к Первообразу, так же, и те, кто ищут в ней лишь ее символическое содержание, не смогут почувствовать всей художественной силы и красоты церковной живописи.

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Ахроматические тона (от греч.– отсутствие цвета)
Включают белый, черный и все оттенки серого цвета.

Вохрение (охрение)
Старорусское название процесса, при котором используется или охра, наносимая послойно, при выполнении личного письма. Совокупность слоев краски поверх санкиря моделирующие светлые части лика и обнаженных частей тела.

Гризайль
Монохромная живопись, выполненная на основе одного цветового тона и его смесей с черной и белой краской. В иконописи ― гризалью, выполняются орнаментальные рельефы на стенах палаток, фигуры ангелов в Божией Славе и другие объекты.

Гармоничный колорит
Композиция, в которой, все соседние цвета приведены в равновесие друг с другом.

Диапазон смешений
Растяжка, шкала или ряд равных ступеней показывающих постепенное изменение характеристик цвета при смешении красок.

Декор в иконописи
Рельефы на стенах палаток, узоры на ризах царей, князей и на облачении святителей, разделка доспехов воинов, украшение инокопью и каменьями крышек Евангелий, одежд архангелов и др.

Интенсивность цвета
Яркость цветового пятна, определяемая количеством отражаемой энергии. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от его светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными оказываются светлые цвета, а при равной светлоте цветов интенсивнее оказываются более насыщенные.

Иррадиация
(лат. irradio — освещаю лучами, сияю) — кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне.

Колер
Красочный состав, приготовленный из нескольких красок.

Колорит
Общий тон, объединяющий цветовое решение в живописи. Возникает при рассматривании ее на некотором расстоянии за счет оптического смешения расположенных рядом цветовых пятен. Разделение локальных цветных плоскостей на мелкие участки различного цвета придает произведению живописность.
При моделировании объемной формы локальный предметный цвет дробится с помощью рефлексов, бликов и теней. В иконописи система пробелов, притинений и движков изменяет и усложняет первичный цвет роскрыши и санкиря. Вохрение ликов и подробная разделка риз позволяет не только моделировать форму, но при удачном решении способствует объединению колорита иконы. Колорит характеризуется как теплый, пестрый или серебристый и т.п. Он может обозначаться термином «мажорный» или «минорный», передавать силу цветовой выразительности: яркий, могучий, вялый, блеклый. В искусстве возможны преувеличения характеристик формы, цвета и пропорций. Гротескные цветовые отношения называют «карикатурой». Колорит произведения не всегда строится на выборе группы гармоничных цветов, но обязательно необходимо сгармонировать его по законам композиции.

Лессировка
Техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета.

Монохромная гамма
Живописная палитра, основанная на использовании одного цветового тона и его оттенков, полученных от смешения с черным, белым или серыми цветами.

Насыщенность
Степень отличия того или иного цвета от равного по светлоте серого колера. Доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета.

Обусловленный цвет
Учитывает влияние внешнего освещения и окружающих объектов, именно он отвечает за то, что мы видим одни и те же предметы такими разными в разное время суток, в разном окружении или на разном расстоянии.

Прорись
Контурный иконописный рисунок.

Пестрый колорит
Цветовое решение композиции, в которой яркие незамутненные цвета размещаются рядом друг с другом (интуитивно, по чувству).

Раппорт
Повторяющаяся часть узора или орнамента.

Роскрыш
Закладка колорита иконы, подготовительный этап в иконописи.

Риза
Одежда любого покроя различных персонажей в иконописных образах. Облачение священнослужителей. В убранстве икон ризой называют нижнюю часть оклада, которая прикрывает изображение одежд.

Санкирь
Красочный тон (составной колер) коричневого, зеленоватого или коричнево-оранжевого цвета, которым покрывают личное в иконописных образах. Это первый слой в структуре произведения иконописи.

Светлота
Степень отличия рассматриваемого цвета от черного.

Слабый колорит
возникает:

  • если цветовой строй основан на сопоставлении цветов малой насыщенности, близкий к серому тону;
  • при неуверенности живописца и боязни пестроты.

Собственный (предметный, памятный, локальный)
Это цвет, в который окрашен предмет при рассеянном освещении в пасмурный день, т.е. тот цвет, который не претерпевает изменения под действием освещения, окружающей среды, рефлексов или удаления.

Схемы-выкраски
Образцы колеров.

Фальшивый тон (колорит)
Живописный прием смещения всех красок к какому-либо одному цвету (желтому, красному), как если бы мы смотрели сквозь цветное стекло. Этот ненастоящий тон объединяет живопись за счет однородности.

Фактура
(от лат. factūra — обработка, строение) — характер обработки поверхности художественного произведения в изобразительных и прикладных искусствах.

Цветовая гармония
Сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, которое образует единое органическое целое (художественный образ) и вызывает эстетическое переживание.

Цветовая комбинаторика
Один из методов формообразования, который основывается на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения цветового решения графических структур. Применяется как творческий метод при поиске колорита иконописного образа.

Цветовая культура
Составляющая культуры, феномен, опирающийся на психофизиологию восприятия и колористику как сумму знаний о цветовой среде. Раскрывается в различных аспектах духовной и материальной жизни. Состояние Ц.к. характеризуется системой цветовых традиций, сформированностью цветового языка, взаимосвязью с духовной и материальной культурой народа, нации, социальной группы и отдельного человека. Ц.к. художника – иконописца включает владение выразительными средствами цветового языка и предполагает высокую развитость чувств гармонии и меры, умение с их помощью создавать духовно значимые и эстетически ценные образы.

Цветовые предпочтения
Избирательность в отношении какого-либо цвета или группы цветов. Цветовые предпочтения есть одновременно продукт и двигатель цветовой культуры. Они фиксируют уровень ее развития и способны трансформировать сложившиеся стереотипы. Для изографа важно осознать соотношение своих личных, традиционно сложившихся в иконописи и определяемых церковным каноном предпочтений при создании иконописного образа.

Цветовая символика (семантика)
Способность цвета выражать некоторую идею, нести определенный смысл. Каждая культура имеет свою систему цветовых символов и разнообразное смысловое наполнение (содержание) одних и тех же цветов (семантика).

Цветовой тон
Качество цвета, которое дает возможность приравнять его к одному из спектральных цветов.

Цветовой язык
Система цветовых знаков, способная нести смысловую, эмоциональную и эстетическую информацию. Рассматривается в двух аспектах (имеет две взаимосвязанные функции): художественно- эстетическом и функционально-утилитарном. Знаки Ц.я., воплощающие бесконечность цветовой палитры и цветового комбинирования, образует его богатую лексику. Появляется неограниченная возможность выбора: каждому знаку соответствует множество семантических (смысловых) значений, что говорит о больших потенциальных возможностях развития стилистики Ц.я.

Чистота цвета
В цветоведении означает отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Это простые элементарные цвета ― желтый, красный и синий, называемые первичными или основными. Не все спектральные цвета являются в этом смысле чистыми, будучи, однако, оптимально насыщенными. Так зеленый, оранжевый и фиолетовый нельзя назвать чистыми, так как они представляет смесь двух цветов. Спорным является вопрос о чистоте зеленого цвета. В случаях оптического смешения он проявляет свойства присущие простым цветам и может быть отнесен к основным.

Источник

Читайте также:  Определение упражнение по педагогике
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector