Заведи моторчик артикуляционное упражнение

Артикуляционная гимнастика.
материал по логопедии по теме

Скачать:

Вложение Размер
artikulyacionnaya_gimnastika.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для губ и щёк

1. «Бегемотик» – Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

2. «Лягушки» – На улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5-10.

3. «Слоник» – Сомкнутые губы вытянуть вперёд «хоботком» и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

4. Чередовать «Лягушки», «Слоник» сначала медленно, потом всё быстрее.

5. «Воздушный шарик» – Надуть одну щёку, сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Упражнения для языка

6. «Змея» – 1)На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

2) На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

7. «Месим тесто» – На улыбке, рот открыть, покусать язык зубами, произнося: «та-та-та», пошлёпать язык губами, произнося: «пя-пя-пя»; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

8. «Блинчик» – На улыбке, рот открыт; положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт от 5-10.

9. «Лошадка» – На улыбке, рот широко открыт; цоканье кончиком языка о твёрдое нёбо; нижняя челюсть неподвижна.

10. «Расчёска» – На улыбке; закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Повторить 3-4 раза.

11. «Маятник» – На улыбке, рот открыт; тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

12. «Ёжик бегает» – Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

13. «Футбол» – 1) Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.

2) Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Щёки не надувать! Загонять шарик на одном выдохе!

14. «Качели» – На улыбке, рот широко открыт; на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Язык «широкий». Повторить 4-5 раз.

15. «Индюк» – На улыбке; открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: «была-была-была». Язык должен облизывать губу!

16. «Варенье» – На улыбке; открыть рот, облизать языком верхнюю губу (а] сначала в одну, затем в другую стороны; б] делая движения языком сверху – вниз), потом нижнюю губу. Повторить 4-5 раз.

17. «Киска лакает молоко» – На улыбке; рот открыть, высунуть широкий язык, приподнять кончик языка, убрать язык. Закрыть рот. Повторить 5-7 раз.

18. «Чашка» – 1) На улыбке; открыть рот, высунуть широкий язычок и тянуть его к носу. Бока языка должны быть загнуты вверх, чтобы «чай не пролился». Нижней губой не помогать. Удерживать под счёт от 5 до 10.

2) Тоже самое, только «чашечка» задвигается за зубки, внутрь ротовой полости.

19. «Почистим зубки» – На улыбке; открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево – вправо) под счёт от 7 до 8. Затем почистить за верхними зубами . Рот при этом широко открыт. Нижняя челюсть неподвижна! Повторить 3-5 раз.

20. «Киска сердится» -1) На улыбке; открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать под счёт от 7 до 10 раз. 2) «Погладим киску» – Язык в положении «Киска сердится». Прижать язык верхними зубами и скатиться вниз к кончику языка, как бы «погладить киску».

3) Язык в том же положении. Язык зацепить за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперёд – назад.

21. «Парус» – 1) На улыбке; рот широко открыть, кончик языка поставить на альвеолы за верхними зубами. Язык «широкий». Удерживать язык в таком положении под счёт от 8 до 10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

2) Язык в том же положении. Сильное дутьё в щель между широким языком и нёбом.

22. «Маляр» – На улыбке; рот широко открыть, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно под счёт до 8.

23. «Грибок» – На улыбке; присосать язык к нёбу, широко открыть рот (Язык должен остаться присосанным к нёбу! Язык «широкий»!).

24. «Дятел» – 1) На улыбке; открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по альвеолам за верхними зубами и произносить : «д-д-д». Выполнять 10-20 секунд, сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не «прыгал».

2) Потом стучать: « д -дд, д -дд»

3) А потом: «дд- д , дд- д ».

25. «Комарик» – На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх и упереть его в альвеолы за верхними зубами. Произносить: «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на альвеолы энергично.

26. «Моторчик» – 1) На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по альвеолам за верхними зубами и произносить: «дын-дын-дын». Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Повторять 5-10 секунд.

2) Потом заводить моторчик: « дын -дын-дын». Повторить 4-5 раз.

27. «Гармошка» – На улыбке; присосать язык к нёбу. Широко открывать и закрывать рот, не отпуская языка. Повторить 4-5 раз.

28. «Пароход гудит» – Приоткрыть рот, кончик языка опущен за нижние зубы. Длительно произносить: «ы-ы-ы-ы».

Упражнения для правильно выдыхаемой струи воздуха

29. «Ветерок» – На улыбке; положить широкий язык на нижнюю губу («блинчик»), кончик языка опущен, боковые края прижаты к верхним зубам, и, как бы произнося длительно звук ф-ф-ф, одуть ватку на другой конец стола. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы! Следить, чтобы щёки не надувались! Чтобы дети как бы произносили звук ф , а не х !

30. «Свисток» – Кончик языка за нижними зубами, сильное дутьё. Воздух проходит по средней линии языка. Можно дуть в трубочку. Выдуваемый воздух холодный.

Упражнения для правильного речевого дыхания

31. «Нюхать цветок» – Сделать вдох через нос; на выдохе через рот произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

Для [ с ], [ сь ], [ з ], [ зь ], [ ц ]: Чередовать «Лягушки» – «Слоник», «Месим тесто», «Лягушки», «Слоник», «Блинчик», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Качели», «Футбол», «Свисток», «Ветерок».

Для [ ш ], [ ч ], [ ж ], [ щ ]: Чередовать «Лягушки» – «Слоник», «Блинчик», «Качели», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Чашка», «Парус», «Лошадка».

Для [ л ], [ ль ]: «Месим тесто», «Блинчик», «Качели», «Варенье», «Лошадка», «Киска сердится», «Индюк», «Пароход гудит».

Для [ р ], [ рь ]: «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Почистим зубки», «Индюк», «Комарик», «Дятел», «Моторчик».

Источник

Как завести мотор: советы родителям по постановке звука «р»

Если вы замечаете, что у малыша есть проблемы с произношением звука «р», то для вас наша подробная статья с упражнениями, советами и рекомендованной литературой. Пор-р-рычим!

Обычно правильное произношение у детей формируется к 5-7 годам. К этому возрасту ребёнок должен произносить все звуки. Если наблюдается нарушение, то сначала ставят свистящие звуки, далее шипящие, затем идёт постановка «л» и «л’» и в последнюю очередь – «р» и «р’», так как они считаются самыми трудными.

Какие виды нарушений произношения «р» выделяют (по Н.С. Жуковой)

  • горловое «р» (картавость). При этом дефекте язык оттянут назад и корневая часть сближается с мягким нёбом;
  • доральное «р». Кончик языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. С языком дрожит вся нижняя челюсть;
  • боковое «р». При таком нарушении боковые края языка отрываются от верхних коренных зубов, и воздух проходит в образовавшуюся щель.

При этих нарушениях не следует ждать момента исполнения ребёнку пяти лет, а обратиться за помощью к логопеду: чем раньше родители сделают это, тем успешнее пройдёт коррекция.

Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык, высокое нёбо и т.д.), если речь идёт о замене звука «р» на другой (например, рама – лама, рак – вак), то родители могут справиться самостоятельно. Однако исключать работу логопеда не следует. При условии регулярных занятий со специалистом и выполнения упражнений с малышом в домашних условиях велика вероятность, что звук автоматизируется быстрее.

Постановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в течение 5-10 минут перед зеркалом. Каждое упражнение делается от 5 до 15 раз. Все сразу упражнения выполнять не нужно, ребёнок устанет. Выбирайте несколько и приступайте к гимнастике.

Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:

  • «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд.
  • «Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.
  • «Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.
  • «Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и зафиксировать в таком положении на несколько секунд.
  • «Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.
  • «Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.
  • «Конфета» – язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку.
  • «Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот. Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым кверху.
  • «Барабанщик» – кончик языка находится за верхними зубами, быстро произносить «ддд»… и стучать языком.
  • «Индюк» – широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд-назад и произносить «бл-бл-бл».

После проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука «р», необходимо иметь сильный выдох.

Предлагаем несколько упражнений:

  • задувание свечек;
  • надуть щёки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;
  • футбол. В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч. Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота.
  • мыльные пузыри. В высокий стаканчик (подойдет пластиковый) налить небольшое количество воды и добавить несколько капель жидкого мыла. Попросить ребёнка подуть в соломенную трубочку. В процессе, вырастают мыльные пузыри.
  • кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу.
  • дуть на вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке.
  • снежинки. Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.

3 способа постановки звука «р»

1. Постановка от звука «д».

Самый распространённый способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Просим ребёнка произносить «ддд» или «ттт» сначала медленно, затем темп постепенно ускоряется. Когда малыш привыкнет удерживать язык в нужном положении, то при многократном произнесении «д» чистым пальцем или ватной палочкой стараемся производить быстрые движения слева-направо под языком для выработки вибрации. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнёт вибрировать, и вы не услышите «др» (без механической помощи).

При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ, ТРЫ. После идёт отработка в словах, начинающихся с «помощников»: драка, друзья, драчун, трава, трасса и т.д. После стараемся завести мотор без помощников, чтобы получился отчётливый «ррр». Отработка произношения начинается со слогов, где «р» стоит в начале, далее – «р» в середине и потом – в конце слогов и слов. После того как звук закрепляется в разных позициях, его произношение автоматизируется в предложениях, чистоговорках, стихотворениях, текстах.

2. Механическая постановка звука «р».

Поставить звук можно с помощью зонда. Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук «р». После его постановки закрепляем звук по выше изложенной схеме: «р» в начале слова, в середине и в конце.

3. Постановка от звука «ж».

Просим на выдохе произнести длительное «жжж», язычок должен быть немного в глубине рта. При выполнении этого упражнения вы должны услышать звук «р». (Помочь выработке вибрации кончика языка так же можно с помощью чистого пальца или ватной палочки.) Далее действуйте по схеме: закрепление изолированного звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий «рь» обычно появляется спонтанно.

Следует обращать внимание, что постановка звука идёт в неразрывной связи с развитием речи в целом. Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например, в таких заданиях, как «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р»», «Определи, где ты слышишь «р»: в начале, середине или в конце слова». Это и формирование грамматического строя языка, когда малыш выполняет упражнения на словоизменение, например, «один-много»: рак – раки, рама – рамы.

Какой литературой можно воспользоваться

  • «Альбом дошкольника. Автоматизация звука «р» в игровых упражнениях», автор Л.А. Комарова. Автор в игровой форме преподносит материал: лабиринты, «Четвёртый лишний», замена картинок словами и т.д. Кроме того, для выполнения упражнений Л.А. Комарова предусмотрела использование бумажных персонажей: муравей, ворона, дракон, волшебная палочка, фотоаппарат и экран. Их нужно предварительно вырезать.
  • Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки [Р] и [Р’]», авторы Е.А. Азова, О.О. Чернова. Ребёнка сопровождают персонажи тетради, это Иришка, Речевичок и щенок. В тетради много упражнений на словоизменение, развитие мелкой моторики (обведи рисунок по точкам), разделение слов на слоги, пересказ текстов.
  • Дидактический материал «Говорю правильно Р и Р’», автор О.Е. Громова. В книжке представлен проиллюстрированный лексический материал для автоматизации произношения твёрдого и мягкого «р».
  • Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «р» «Логопедические игры. День рождения Р», авторы И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Материал предлагается в игровой форме. Упражнения помогают не только автоматизировать звук, но и развивают зрительное восприятие, память, знакомят с графическим символом «р», учат пересказывать тексты по схеме.

Подведём итоги. Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят, что вам ещё рано. Каждый ребёнок индивидуален: у кого-то звук появляется в течение нескольких месяцев, а кто-то может произносить «р» на занятиях, но в повседневной речи не использовать (возможно, хочется привлечь к себе внимание, особенно, если есть младшие в семье).

Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно и хочет это исправить, то процесс коррекции идёт намного быстрее.

Своему сыну звук «р» я ставила сама, он заменял «р» на «в». В итоге мне удалось добиться его изолированного произношения, но в спонтанной речи Льву было, как говорится, лень говорить правильно. В тот период его подружке исправляли горловое «р». Как только у девочки был полностью автоматизирован «р», она, по словам сына, в детском саду поставила ему звук. Ей хватило одного дня, и Лев стал использовать «р» в речи постоянно. И так бывает.

Источник

Читайте также:  Артикль the с названиями музеев театров кинотеатров упражнения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector