Занятия упражнений для слепых

Комплекс кинезеологических упражнений для слепых и слабовидящих детей в условиях дистанционного обучения.
план-конспект по психологии

Комплекс кинезеологических упражнений №2, 2.1 для слепых и слабовидящих детей в условиях дистанционного обучения.

Скачать:

Вложение Размер
no2_kompleks_kinezeologicheskih_uprazhneniy.docx 28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю вашему вниманию следующий комплекс кинезеологических упражнений, который позволяет активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Благодаря двигательным упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует развитию детской стрессоустойчивости.

В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Комплекс № 2 разработан для слабовидящих детей.

Комплекс №2.1 разработан для слепых детей.

ВАЖНО. Приступать к комплексу упражнений №2 и №2.1 нужно после усвоения комплекса упражнений №1 и №1.1. Если дети усвоили частично упражнения из комплекса №1 и 1.1, то возможно частично заменить их упражнениями из второго комплекса соответствующего раздела.

Комплекс№1 (для слабовидящих детей)

  1. Самомассаж ушных раковин. «Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади):

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… Вниз до мочек добежали. (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придём. (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

Упражнение “Дерево”. Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

  1. Дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание)

Упражнение выполняется в положении сидя. Одна рука расположена на грудной клетке, другая на животе. Предложите ребенку вдохнуть через нос, так, чтобы живот надулся как мячик (следите, чтобы плечевой пояс был неподвижен, грудная клетка не поднималась), Выдох через рот.

Подышите с ребёнком по следующей схеме под счёт:

1. Вдох 1,2,3 – выдох 1, 2, 3 – 3 раза (обычное дыхание)

2. Вдох 1,2,3,4 – выдох 1, 2, 3, 4 – 3 раза

3. Вдох 1, 2, 3,4,5 – выдох 1, 2, 3, 4, 5 – 3 раза

Вдох делается через нос, а выдох через рот.

  1. Глазодвигательные упражнения, лежа.

К работе подключается язык, следите за тем, чтобы рот у ребенка был открыт, а язык спокойно лежал на нижней губе. Ребенок следит за яркой точкой на конце ручки (карандаша).

Ручка находится на расстоянии вытянутой руки ребенка, над переносицей . Перемещаем ее вправо, задерживаем на несколько секунд, затем влево – снова остановка, по такому же принципу производится перемещение вверх и вниз. В конце ручка перемещается к переносице малыша и задерживается на 1-2 секунды и удаляется на исходную позицию, где снова делается остановка.

Это первый уровень сложности. Второй уровень предполагает те же самые правила выполнения, но на уровне руки, согнутой в локте. Третий уровень – около переносицы ребенка.

  1. Телесные движения.
  1. Упражнение «Мычание». Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла. Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.
  2. Упражнение «Напряжение и расслабление рук». Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко т равномерно, крепок сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли. Опустите руки так, чтобы они свободно повисли вдоль тела. Расслабьте мышцы рук. Полностью расслабьтесь. Медленно вдыхайте и выдыхайте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести и тепла в ваших руках, затем откройте глаза. Если ваши руки не стали теплыми, повторите упражнение. Оно поможет вам достичь быстрого физического расслабления, снять раздражение и беспокойство.
  1. Упражнения для релаксации “Дирижер”

Встань, потянись, и приготовься слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из нас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (используется музыка для релаксации)

Вслушивайся в музыку и начинай в такт ей двигать руками, как будто ты управляешь оркестром. Двигай теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые тобой звуки каждый раз по – новому. Ты можешь гордиться тем, что у тебя такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Открой глаза и устрой себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

. Для лучшего достижения эффекта расслабления рекомендую фоном включить спокойную музыку для релаксации. https://melodia.space/muzika-dlia-meditaciy.html

Комплекс№2.1 (для слепых детей)

  1. Самомассаж ушных раковин. « Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади):

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… Вниз до мочек добежали. (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придём. (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

Упражнение “Дерево”. Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

  1. Дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание)

Упражнение выполняется в положении сидя. Одна рука расположена на грудной клетке, другая на животе. Предложите ребенку вдохнуть через нос, так, чтобы живот надулся как мячик (следите, чтобы плечевой пояс был неподвижен, грудная клетка не поднималась), Выдох через рот.

Подышите с ребёнком по следующей схеме под счёт:

1. Вдох 1,2,3 – выдох 1, 2, 3 – 3 раза (обычное дыхание)

2. Вдох 1,2,3,4 – выдох 1, 2, 3, 4 – 3 раза

3. Вдох 1, 2, 3,4,5 – выдох 1, 2, 3, 4, 5 – 3 раза

Вдох делается через нос, а выдох через рот.

  1. Упражнение на развитие тактильных ощущений.

Упражнение «Что это такое?»

Взрослый раскладывает перед ребенком несколько предметов разной фактуры. Ребенку нужно потрогать предметы, назвать их и рассказать об их свойствах – холодные-теплые, гладкие-шершавые, мягкие- твердые и т.п.

Упражнение «Мычание». Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла. Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.

Упражнение «Напряжение и расслабление рук». Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко т равномерно, крепок сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли. Опустите руки так, чтобы они свободно повисли вдоль тела. Расслабьте мышцы рук. Полностью расслабьтесь. Медленно вдыхайте и выдыхайте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести и тепла в ваших руках, затем откройте глаза. Если ваши руки не стали теплыми, повторите упражнение. Оно поможет вам достичь быстрого физического расслабления, снять раздражение и беспокойство.

  1. Упражнения для релаксации “Дирижер”

Встань, потянись, и приготовься слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из нас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (используется музыка для релаксации)

Вслушивайся в музыку и начинай в такт ей двигать руками, как будто ты управляешь оркестром. Двигай теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые тобой звуки каждый раз по – новому. Ты можешь гордиться тем, что у тебя такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Открой глаза и устрой себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

. Для лучшего достижения эффекта расслабления рекомендую фоном включить спокойную музыку для релаксации. https://melodia.space/muzika-dlia-meditaciy.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта работа представляет собой обобщение опыта по организации и проведению так называемой театральной гостиной в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Надеюсь, что она кому-то будет полезна.

Медико-трудовая карта для учащихся школ III-IV видов.

В докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия и уроков развития мимики и пантомимики в познавательной деятельности .

Методические рекомендации для воспитателей, учителей технологии и родителей обучению слепых и слабовидящих детей двухцветному плетению.

Комплекс упражнений №1 и №1.1 разработан для слепых и слабовиддящих детей находящихся на дистанционном обучении.

Данный материал включает в себя теоретическое обоснование технических устройств и методических приемов к условиям образования слепых и слабовидящих детей с учетом структуры нарушенных зрительных функц.

laquo;Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физи.

Источник

Комплекс заданий и упражнений для незрячих обучающихся

Комплекс заданий и упражнений,

направленных на развитие основополагающих функций

у незрячих обучающихся .

Сформированность навыка осязания

Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Большое значение имеет планомерное обследование. Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.[20]

На развитие навыка осязания мы предлагаем следующие упражнения:

Игра «Я строю сам» . Ребенок, опираясь на задания учителя, выкладывает геометрические фигуры, а затем определяет что получилось, что построил. (Строить можно дома, машины. выкладывать узоры).

Игра «Закроем окошечки»

Цель: закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.

Оборудование: плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник – крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.

Ход игры: в домике – окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.

Игра «Волшебный круг»

Цель: учить соотносить поверхности, развивая осязательные ощущения, действия двумя руками сразу с выделением ведущей руки.

Оборудование: круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, металлическая фольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверхностей, круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.

Ход игры: ребенку предлагается соотнести с помощью стрелок две одинаковые поверхности.

Кубики для незрячих

Цель: составление целого из частей (квадрат, круг); развитие осязательно-двигательного способа расчленения геометрических фигур равные части; составление целого из 2 и 4 частей.

Оборудование: кубики, на гранях которых приклеены части квадрата, круга. Все части каждой геометрической фигуры выполнены из своего материала, что позволяет осуществлять действия под контролем осязания. Для удержания кубиков предлагается трафарет.

Сформированность моторного навыка

Чтобы ребенок успешно обучался в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.[40] Формирование моторного навыка как технической стороны письма во многом зависит умения ориентироваться на листе бумаги, на колодке, в шеститочии. Это связано с тем, с тем что по системе Брайля все буквы и знаковая система заложена в 6 точках и в определенном порядке.

Игра «Строим забор»

Цель: выделение ведущей руки и обучение действиям двумя руками сразу, развитие точности движений, определение высоты предмета, выкладывание ритмичного ряда по заданию, развитие представлений о числе и множестве предметов.

Оборудование: деревянная колодка 300×60 мм с 10 отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых в них палочек (палочки разной длины).

Ход игры: ребенок по заданию педагога вставляет палочки в отверстия.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, развитие внимания.

Оборудование: парные пластины 30×60мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга, вельвет и т. д.).

Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры задания усложняются: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.

Цель: развитие осязания, чувства давления, активизация действий большого и указательного пальца.

Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.

Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим указательным пальцем поролон, что в «пирожке».

Упражнение «Пройди по дорожке»

Цель: развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности, «чтение»

Оборудование: две пластинки 200×300 мм склеены.

Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по дорожкам, повторяют ее очертания.

Цель: развитие осязания, работа двумя руками.

Ход игры: Ребенку предлагаются перемешанные геометрические фигуры. Необходимо их разгруппировать, но задание усложняется тем, что квадраты необходимо положить в правый верхний угол плоскости, треугольники – в левый верхний угол, круги – в нижний левый угол, а остальные в правый нижний угол.

Цель: развитие умения различать верх и них листа, ориентироваться в шеститочии.

Оборудование: лист бумаги, раздаточный материал, модель шеститочия.

Ход игры: опираясь на словесные указания взрослого, ребенок перемещает бабочку в нужном направлении.

Сформированность навыка ориентировки на плоскости

Ориентировка в пространстве (на плоскости, в микро и макро пространстве) имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания. При этом одним из основных направлений решения этой задачи должно быть формирование у дошкольников ориентировки на микроплоскости, поскольку суть и содержание многих школьных навыков и видов деятельности, с которыми ребенок соприкоснется с самого начала обучения в школе (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.), требует владения навыками ориентировки на микроплоскости. Особое значение овладение пространственными представлениями и навыками ориентировки в пространстве имеет для детей со зрительными нарушениями, так как и сенсорный, и интеллектуальный дефекты осложняют процесс формирования этих представлений и навыков.[20] Для формирования этого навыка представляем следующие упражнения.

«Твой путь в школу»

Цель: развитие пространственных представлений, работа с схемой.

Оборудование: прибор ориентир, фронтальный фланелеграф.

Ход игры: Ребенку предлагают рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др. Совместно с педагогом выстроить схему на приборе ориентире, затем увеличивать пространство и создать схему на фланелеграфе самостоятельно.

Цель: развитие пространственной ориентации в микропространстве.

Оборудование: прибор для письма, грифель, лист бумаги.

Ход игры: по словесной инструкции ребенок «рисует» рамочку по периметру листа. Прокалывая шеститочия сначала сверху вниз, затем справа на лево, поднимается вверх, и вправо.

Цель : ориентировка в микро и макро пространстве.

Оборудование: индивидуальные карточки с план – схемой.

Ход игры: ребята по план – схеме находят нужное место в школе, классе и т.д.

« Обводка по трафарету»
Цель: развитие мелкой моторики, пространственных понятий.

Оборудование: махровая салфетка, лист бумаги, грифель, трафарет.

Ход игры: учащиеся по контуру трафарета грифелем прокалывают лист бумаги, тем самым появляется контур определенного рисунка.

Цель: развитие пространственных понятий. Ориентация на плоскости.

Оборудование: счетные палочки или другой раздаточный материал.

Ход игры: по словесной инструкции учащиеся должны выложить палочки впереди от себя в 2 ряда.

«Найди спрятанную игрушку по схеме»

Цель. развивать умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Оборудование: любой предмет, игрушка, схема.

Ход игры: Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

Сформированность осязательной памяти

При дефектах зрения не наблюдается какого-либо “изощрения” процессов памяти. Слепые дети испытывают известные трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения, а также о том, что все эти процессы протекают у них своеобразно. Но стоит заметить, что развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям. Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследователи находят в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости, а также несовершенстве методов обучения детей с дефектами зрения. Недостаточный объем, пониженная скорость и другие недостатки запоминания слепых детей имеют вторичный характер, то есть обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.[39]. Поэтому на эту проблему необходимо обратить внимание с самых ранних лет. Мы так же хотели бы представить некоторые из упражнений по развитию осязательной памяти.

Игра «Найди отличия».

Цель: развитие осязательной памяти, пространственных представлений.

Оборудование: геометрические фигуры, затем можно усложнит до определенных предметов.

Ход игры: Ребенку предлагается два предмета (транспорт, игрушки, инструменты, овощи….) Задание: найди 2-5 отличий этих предметов. Сначала даются простейшие предметы, например, геометрические фигуры, и найти необходимо два отличия, а затем можно усложнять.

Цель: развитие узнавание, запоминания, осязания.

Оборудование: картонная коробочка наполненная крупой. Геометрические фигуры.

Ход игры: по инструкции взрослого ребенок опускает руку в коробочку. Достает предмет и называет его.

Цель: развитие слухового восприятия, памяти, знаний об окружающем мире.

Оборудование: набор животных разнообразных, компьютер для воспроизведения звуков животных.

Ход игры: Детям предлагается набор игрушек (животные), по устной характеристике или звуку найти предмет среди всех предметов.

Цель: развитие осязания, памяти.

Оборудование: карточки с рельефно графическим изображением фигур.

Ход игры: по словесной инструкции ребенок должен найти одинаковые фигуры.

Источник

Читайте также:  Упражнения для рельефа мышцу мужчин
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector