Заключительная часть занятия по физкультуре упражнения

Игры малой подвижности в заключительной части урока физической культуры для учащихся начальной школы
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Настоящая статья преимущественно адресована молодым специалистам, пришедшим в школу недавно. Основным назначением статьи является помощь молодым педагогам в проведении различных игр малой подвижности на уроках физической культуры, овладение которыми, как показывает многолетний опыт, связано с некоторыми трудностями.

Успешное выполнение многих игр имеет существенное значение для повышения качества текущей учебно-воспитательной работы с детьми, приобретения специальных знаний для будущей деятельности, к тому же, процессу овладения контролем за состоянием учащихся на уроках.

Предлагаемое статья окажет помощь молодым учителям школ в проведении уроков с учениками начальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
statya_isp.docx 24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Ирина Петровна.

Учитель физической культуры, высшая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 230 с углубленным изучением химии и биологии Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Игры малой подвижности в заключительной части урока физической культуры для учащихся начальной школы

Настоящая статья преимущественно адресована молодым специалистам, пришедшим в школу недавно. Основным назначением статьи является помощь молодым педагогам в проведении различных игр малой подвижности на уроках физической культуры, овладение которыми, как показывает многолетний опыт, связано с некоторыми трудностями.

Успешное выполнение многих игр имеет существенное значение для повышения качества текущей учебно-воспитательной работы с детьми, приобретения специальных знаний для будущей деятельности, к тому же, процессу овладения контролем за состоянием учащихся на уроках.

Предлагаемое статья окажет помощь молодым учителям школ в проведении уроков с учениками начальной школы.

Модернизация российского образования открыла перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания.

Только творческий подход учителя к своей работе, тщательная подготовка к уроку, стремление к повышению педагогического мастерства, неуклонное выполнение всех требований урока обеспечат возможность более рационального его проведения, что, несомненно, приведёт в итоге к большому педагогическому эффекту. Учитель должен ставить перед собой цель – свободно владеть умениями анализа педагогического процесса и осуществлять самоанализ лично проведённого урока. Это способствует повышению качества урока, развитию творческого педагогического мышления, воспитанию ответственности за проводимую работу.

Схема самоанализа урока, предлагаемая в методической литературе (Ю.А. Янсон 2009г.), состоит из анализа всех частей урока физкультуры (подготовительной, основной и заключительной), анализа учения учащихся, психологического аспекта деятельности учителя, анализа результатов урока.

Самоанализ различных сторон методики урока включает осмысление узловых вопросов его проведения. Например, обратить внимание на подготовленность учащихся к уроку, организационное начало и окончание урока, способы организации учебной работы (выбор места управления занимающихся в различных частях урока), организацию игр на уроке (в различных его частях), время всего урока и отдельных его частей.

Готовясь к своим урокам, анализируя конспекты уроков своих коллег, учителей, проводивших открытые уроки на методических объединениях педагогов физической культуры района, я обратила внимание, что в заключительной части урока большинство учителей не включают проведение игр малой подвижности. В заключительную часть урока учителя включают упражнения, снижающие нагрузку до относительно спокойного состояния, дают домашнее задание, подводят итоги урока, проводят рефлексию по требованиям ФГОС ООО. Всё это соответствует рекомендациям к самоанализу заключительной части урока физкультуры. Вместе с тем многие из нас незаслуженно перестали уделять внимание играм малой подвижности и проводить их на уроках.

Подвижные игры в системе средств обучения являются не только вспомогательными, дополнительными упражнениями, активизирующими внимание, восстанавливающими работоспособность, улучшающими эмоциональное состояние учеников, но и выступают зачастую в качестве незаменимого средства, повышающего эффективность процесса обучения.

В подготовительной части урока подвижные игры включаются с целью общей и специальной разминки, повышения эмоционального состояния учащихся, повторения и закрепления отдельных упражнений. В основной части выполняются задания с применением любых сложных игр и эстафет с использованием различного оборудования. В заключительной части урока следует включать игры малой подвижности, игры с использованием музыки, перехода учеников к спокойному состоянию и организации их внимания.

В работе с младшими школьниками рекомендуется вносить в урок 1-3 подвижные игры. Эти игры должны быть подобраны в соответствии с требованиями общей физической подготовки учащихся.

Дети в этом возрасте исключительно подвижны и быстро утомляются. По данным специалистов, почти половина учеников младшего школьного возраста страдает так называемой «гиперреактивностью». Во всём мире количество таких детей неуклонно возрастает. Оценить степень своего утомления они не могут, что приводит к перегрузке на уроке, поэтому по внешним признакам утомления следует уметь определять воздействие упражнений на учеников, в случае необходимости давать время для отдыха. Для уменьшения утомления можно переключать учеников от одного вида деятельности к другому, разнообразить содержание и методы ведения урока играми малой подвижности.

Вниманию специалистов физической культуры предлагается подробное описание некоторых игр малой подвижности, которые можно использовать в заключительной части урока физкультуры с учениками начальной школы.

ИГРА «У КОГО МЯЧ?

Играющие образуют круг, стоя плотно друг к другу. Руки у играющих находятся за спиной. У одного игрока в руках теннисный мяч (или теннисный шарик), который передаётся друг другу сзади, за спиной. Водящий стоит в середине круга и старается угадать у кого мяч. Водящий говорит: «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, должен показать обе руки. Если водящий отгадал, то ученики меняются местами. Игра повторяется 3-5 раз.

ИГРА «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ!»

Учитель оговаривает пределы площадки и показывает предмет (кубик, мячик, кружок, кеглю и т.д.), который будет спрятан. Игроки располагаются свободно по площадке. Учитель предлагает детям найти спрятанный предмет. Игрок, увидевший предмет, подходит к учителю и тихо говорит, где спрятан предмет. Когда большинство детей справится с заданием, учитель отмечает тех, кто сделал это быстрее других, за внимательность. Игра повторяется несколько раз (можно давать баллы отличившимся детям, а затем их суммировать, выделяя самых внимательных).

Игроки идут по кругу в колонну по одному, водящий стоит внутри круга. Учитель говорит: «Тишина у пруда, не колышется вода, не шумят камыши, засыпайте, малыши!» Игроки останавливаются и принимают (по указанию учителя) упор присев, опустив голову и закрыв глаза. Водящий ходит по кругу и отмечает того, кто пошевельнулся. Если водящий заметил шевелящегося игрока, то дети меняются местами, а игра продолжается. Во второй раз учитель даёт игрокам другое задание, например, стоять на правой ноге или принять упор лёжа и т.д.

ИГРА «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!»

Игроки строятся в одну шеренгу или круг. Учитель называет одушевлённые и неодушевлённые предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, учитель поднимает руки вверх. Игроки должны поднять руки вверх, если названный предмет летает. Тот, кто сделал ошибку, делает шаг вперёд. Игра продолжается несколько раз. Игрок, который будет находиться в конце игры впереди всех на несколько шагов, окажется самым невнимательным.

ИГРА «УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК!»

Игроки стоят в кругу, водящий находится в круге с закрытыми глазами (можно надеть на глаза повязку). Игроки идут по кругу и говорят: «Мы собрались в ровный круг, повернёмся разом вдруг. А как скажем: «Скок, скок, скок! Угадай, чей голосок!» Один из игроков говорит: «Скок, скок, скок!» Водящий должен узнать голос, если узнает – меняется местами с игроком.

ИГРА «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»

Игроки становятся в одну шеренгу или круг, водящий стоит лицом к игрокам с мячом в руках. Водящий бросает мяч и называет съедобный или несъедобный предмет. Игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, если названный предмет был съедобным, например «огурец». Если предмет, названный водящим – несъедобный, например «стул», игрок мяч ловить не должен. Если игрок ошибся (поймал несъедобный предмет или не поймал съедобный), он становится водящим. Выигрывают игроки, которые ни разу не ошиблись. Водящий должен одновременно называть предмет и передавать мяч игроку, то есть нельзя бросить мяч, а потом назвать предмет.

ИГРА «В ТУННЕЛЕ» (передачи мяча в колоннах)

Игроки строятся в колонну по одному, образуя 2-4 команды по 5-7 человек. По сигналу учителя игроки в командах передают мяч (способом, указанным учителем) Можно передавать мяч под ногами, сбоку, над головой. Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Мяч передавать нужно только следующему игроку, нельзя перебрасывать мяч через игрока или двух игроков.

Игроки располагаются по всей площадке, руки за спиной. По сигналу учителя игроки начинают ходить по площадке на протяжении одной минуты. Если игрок считает, что минута закончилась, он останавливается и поднимает руку вверх. Учитель фиксирует время по часам или секундомеру, когда остановился тот или иной игрок. Когда все игроки остановились, учитель отмечает тех игроков, которые ближе всех по времени (к одной минуте) прекратили ходьбу. Эти игроки становятся самыми пунктуальными.

ИГРА «НА ПОГРУЗКЕ АРБУЗОВ»

Две команды построены в шеренгу, интервал между игроками – два шага. У первого игрока в команде в обруче лежат несколько (6-8) мячей, а у последнего игрока в команде лежит пустой обруч. После сигнала игроки передают мячи по цепочке друг другу, пока обруч, лежащий за командой, не наполнится мячами. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Если игрок уронил мяч, он должен быстро поднять его и продолжить игру.

ИГРА «ПЕРЕДАЛ – САДИСЬ!»

Команды построены в колонны по одному, капитаны стоят напротив своих команд на расстоянии 2-3 метров, держа в руках по мячу. По сигналу капитаны бросают мяч первому игроку, тот его ловит, бросает обратно, а сам садится на пол или приседает. Затем капитан бросает мяч второму игроку и так далее. Если игрок выронил мяч, он сам должен подобрать его и перебросить капитану. Игра заканчивается в тот момент, когда капитан поймает мяч от последнего игрока.

Одно только представление о предстоящей игре способно вызвать у занимающихся положительные эмоции. Это повышает у учеников интерес к занятиям.

ВЫВОД: Учителя физкультуры очень мало уделяют внимания играм малой подвижности на уроках с младшими школьниками. Я считаю, что это неправильно, так как игры малой подвижности прекрасно занимают детей и позволяют с интересом подвести организм учащихся к снижению нагрузки и других показателей, а также подготовить детей для дальнейших занятий на других уроках. Особое внимание во время проведения заключительное части урока следует уделять выработке у ребят положительных эмоций, поэтому предлагается включать игры малой подвижности в заключительной части урока, упражнения с предметами, некоторые игры целесообразно строить под музыкальное сопровождение. В данной статье предложены различные варианты проведения заключительной части урока в игровой форме, что может являться пособием для молодых специалистов.

1.Алексеев С.В., Колесникова М.Г. «Формирование здоровьесберегающего поведения и укрепление здоровья учащихся»: Методические материалы. СПб.: СПб АППО, 2008.

2.Васильков Г.А., Васильков В.Г. «От игры – к спорту»: Сборник эстафет и игровых заданий. М.; ФиС, 2005.

3.Гордияш Е.Л. «Физическое воспитание в школе». Волгоград: Учитель, 2008.

4.Копылов Ю.А. «О модернизации школьного физического воспитания». М.; Институт возрастной физиологии РАО,2010.

5.Кравцов А.О. «Оптимизация образовательного процесса: опыт, подходы и технологии»: сборник статей и научно-методических материалов/СПб.: Изд-во Политехн.ун-та.2013.

6.Кудашова Л.Т., Люйк Л.В. Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с использованием основных средств гимнастики. Учебное методическое пособие/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2008.

7.Кузьмичёв Е.В. «Подвижные игры для детей младшего школьного возраста» М.: Физическая культура, 2008.

8.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Упражнения и игры на занятиях в начальной школе»: Методическое пособие. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.

9.Лепёшкин В.А. «Баскетбол. Подвижные и учебные игры» М.: Советский спорт. 2011.

10.Попова Е.В. «Значение подвижных игр для учащихся общеобразовательных учреждений». СПб: СПб АППО, 2008.

11.Янсон Ю.А. «Физическая культура в школе»: научно-практический аспект: книга для педагогов. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Источник

Упражнения на релаксацию
материал по физкультуре по теме

В заключительной части урока можно использовать упражнения на релаксацию(мышечное расслабление), что способствует быстрому восстановлению дыхания и подготовке к следующему уроку

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_na_relaksatsiyu.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ школа-интернат с. Великовечное Краснодарского края

Провела Лагунова Наталья Владимировна

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ

В заключительной части урока можно использовать упражнения на релаксацию ( мышечное расслабление ), что способствует быстрому восстановлению дыхания и подготовке к следующему уроку.

ПОДНИМАЕМ И ОПУСКАЕМ ПЛЕЧИ.

  1. поднимаем плечи как можно выше.

4 – опускаем плечи в и.п.-о.с.

1-2- руки в стороны и слегка наклон вперёд

3-4- руки падают вниз и качаются, пока не остановятся.

И.п.- руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

СТРЯХИВАЕМ ВОДУ С ПАЛЬЦЕВ.

И.п- руки согнуты в локтях ладонями вниз кисти свисают

1-2- крепко сжать кисти в кулак

3-4- сбрасываем кисти вниз, пальцы выпрямить.

Это упражнение можно проводить в положении лёжа на спине руки вдоль туловища или лёжа на спине руки за головой ноги подняты вверх с упором в стену.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко

Ноги, руки отдыхают

Шея не напряжена

И расслаблена она

Губы чуть приоткрываются

Все спокойно расслабляются

Дышится легко, ровно, глубоко

Наши мышцы не устали

А ещё послушней стали

Нам становится понятно

Упражнения на релаксацию в игровой форме

И.п- присесть на корточки.

1.Влез опёнок на пенёк На строке 1-2встать, на строке 5-6 наклон

2. Постоял один денёк корпуса вправо-влево, руки на поясе.

3. На ветру качался На 7- наклон корпуса вперёд, на 8-ю

4. Низко наклонялся строку – «уронить» корпус, руки при

5. Тоненький, тоненький этом свободно свисают. Следить чтобы

6. Ножка, что соломинка! При движениях не было излишнего

7. А потом склонился – напряжения в мышцах рук и шеи.

8. И совсем сломался!

Тень, тень. Три прута Играющие стоят врассыпную.

В ясный день Переплетает Руки свисают пассивно. С начала

Пётр плетёт А на третий текста дети резко поворачивают

Плетень расплетает то вправо, то влево. Руки при

этом взлетают и обвивают вокруг

Тень, тень корпуса, голова покачивается,

В ясный день ноги поворачиваются вместе с

Кто б доплёл плетень корпусом, ступни неподвижны

С последним словом дети

Самокат! Сам качу Дети стоят врассыпную. Опорная

Самокат! Сам качу нога сгибается в колене и слегка

Самокату Самокат пружинит, другая имитирует движение

Очень рад! Куда хочу. отталкивания, как при езде на самокате

При этом она как- бы скользит, не достигая

Бьют его Когда дети учат стихотворение, игру можно

А он не злится проводить с мячами. На каждый акцент

Он всё больше веселится стихотворения – удар с мячом об пол.

Как ни странно, Выигрывает тот, у кого мяч оказался самым

Без битья «послушным». Вначале игра проводится

Нет для мячика житья! не большими группами детей, затем кол-

Дождик, дождик. Дети, стоя врассыпную, встряхивают кистями

Лейся пуще! рук, освобождая их от излишнего напряжения

Пусть растёт ( упр. « Трясём руками»).

Будет белая мука!

Пришел денёк Дети стоят

Сел на пенёк присаживаются на корточки

День сидел поворот головы в одну сторону

День глядел поворот головы в другую сторону,

На ель залез встают, сбрасывают руки

Совсем исчез. (см. описания упр. «Роняем руки»).

Нежный маленький Дети сидят на корточках, обхватив крепко

Бутон, колени руками, голова опущена вниз

Свёрнут туго, туго он Медленно встают, выпрямляясь, плавно

Солнце луч ему протянет- поднимая руки и голову вверх. С окончанием

И бутон гвоздикой станет. Поднимаются на носки.

Дружно ударились Стоя врассыпную, дети выполняют четыре

Рыбы об лёд – прыжка на двух ногах с одновременными

И на реке хлопками.

Начался ледоход! Свободно опустив руки вниз, выполняют

поворот вокруг себя в прыжке.

ВОТ ТАК НАКОСИЛИ! –

Дядюшка Сурен, Играющие свободно размещаются по площадке

Сын его – Корен лицом повёрнуты в одну сторону. На строку 1-9

Племянник – Хорен все стоя имитируют неторопливо движение кос-

Да семь молодцов – цов, коса с размахом идёт в сторону и назад, в

Удалых косцов – каждой строке делается движения в обратном

Косы точили направлении. Движений 9, на строку 10 дети

Траву косили считают копны указательным пальцем. На

Сушили – ворошили, последнюю строку разводят руками и, как бы

Сено копнили удивляясь наклоняют корпус так, что голова

Копны посчитали – и руки свободно свисают.

Дерево качается Все стоят врассыпную. На первые две строки

Где- то в облаках. поднимают руки вверх, на 3-4-ю стр- качание

Облака качаются поднятыми вверх руками. На 5-8-ю движение

На его руках, качание усиливается, корпус сгибается влево-

Эти руки сильные вправо, Затем и.п. Во время качания рук

Рвутся в вышину, следует слегка перебирать пальцами (как лис-

Источник

Читайте также:  Регулярное выполнение комплексов упражнений составляющих содержание утренней
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector