Задачи упражнений профессиональном обучении



Задачи упражнений профессиональном обучении

2.5. Система упражнений – основного метода производственного обучения

Место и роль упражнений в процессе производственного обучения

Традиционно упражнения называют основным методом производственного обучения.

Вместе с тем во многих пособиях, в которых рассматриваются организация и методика производственного обучения, при толковании сущности упражнений как метода обучения имеют место определенные противоречия. С одной стороны, упражнения декларируются как «основной метод производственного обучения», с другой – при раскрытии системы упражнений рекомендуется правильно устанавливать их количество, целесообразно распределить во времени, отмечается, что непрерывные упражнения могут продолжаться до тех пор, пока происходит улучшение навыка и не наступит утомление.

Это означает, что под упражнениями при таком их толковании понимается только практическая отработка первоначальных умений выполнять изучаемые трудовые приемы и операции, т.е. «тренировочные упражнения». То же, что происходит в процессе производственного обучения после освоения основ профессии, т.е. после проведения тренировочных упражнений, отнесено уже к другому методу – «самостоятельным работам» учащихся, где главной целью является не столько решение учебных задач, сколько выполнение учебно-производственных работ.

Таким образом, утверждение, что упражнения являются основным методом производственного обучения, не соответствует раскрытию их сущности.

В этой связи рассмотрим место и роль упражнений в процессе производственного обучения, исходя из того, что они действительно являются основным методом производственного обучения.

В основу системы упражнений (а все многообразие упражнений составляет стройную систему) должны быть заложены их дидактические цели. Выше, при характеристике логики процесса производственного обучения, были выделены основные его дидактические цели, находящиеся в иерархической взаимозависимости: отработка правильности и точности выполнения трудовых действий; выработка скоростных показателей трудовых действий; формирование профессиональной самостоятельности; воспитание (формирование) творческого отношения к труду. При этом каждая последующая цель обязательно включает предыдущую; каждое предыдущее упражнение подготавливает выполнение последующего. Это обеспечивает системность в построении и системы упражнений, обеспечивает их преемственность, последовательнее поступательное продвижение учащихся в освоении основ профессионального мастерства.

Для рассмотрения особенностей рациональной организации и методики руководства выполнением упражнений (а именно от этого зависит успешность производственного обучения в целом) необходимо их определенным образом классифицировать. Выделять виды упражнений по их дидактическим целям, т. е. по отработке правильности выполнения трудовых действий, точности, скорости, самостоятельности выполнения, воспитанию (формированию) творческого отношения к труду, нецелесообразно, так как достижение этих целей в учебном процессе происходит постоянно, на каждом этапе обучения, не «привязано» к какому-то определенному временному периоду учебного процесса, а такая «привязка» очень важна для эффективной организации процесса непрерывного обучения.

Наиболее приемлемым основанием для классификации видов упражнений является их содержание на определенных периодах процесса обучения. По такому основанию можно выделить упражнения: по отработке элементов трудовых действий – трудовых приемов и способов; по освоению трудовых операций; по освоению выполнения целостных трудовых процессов; по управлению автоматизированными технологическими процессами.

Как видно, при такой классификации эти виды упражнений «покрывают» весь процесс производственного обучения, так как производственное обучение – это и освоение приемов и способов трудового процесса, и освоение основных, характерных для профессии трудовых операций и видов работ, и совершенствование и развитие профессиональных умений и навыков в ходе освоения (выполнения) разнообразных целостных трудовых процессов, характерных для профессии, специальности, и освоение способов управления технологическими процессами (при обучении в основном профессиям аппаратурного труда).

Таким образом, классификация упражнений на основе их содержания с учетом времени (периода) выполнения еще раз подтверждает дидактическое утверждение о том, что упражнения являются основным методом производственного обучения. Более того, исходя из такой классификации можно утверждать, что весь процесс производственного обучения – это последовательная цепь постепенно и постоянно усложняющихся упражнений, в процессе которых решаются все новые и новые учебно-трудовые задачи, достигаются новые дидактические цели.

Вначале, при изучении трудовых приемов и операций, происходит отработка правильности трудовых действий, далее – достижение быстроты действий, точности, скорости, профессиональной, «сноровки»; при выполнении учебно-производственных работ, характерных для осваиваемой профессии (упражнения в освоении трудовых процессов, упражнения в управлении технологическими процессами), новыми задачами процесса производственного обучения, т.е. системы упражнений, является достижение заданной производительности труда, темпа, ритма работы, освоение различных вариантов сочетания технологических операций в реальном технологическом процессе, различных типичных и специфичных способов использования инструментов, приспособлений, приборов, механизмов и т.д. Постоянными, сквозными, все более усложняющимися целями и задачами является достижение трудовой самостоятельности, формирование технической культуры, овладение профессиональным творчеством, имеющим безграничное множество проявлений и уровней. Даже и без специально сформулированной учебной цели она в процессе производственного обучения присутствует всегда – накопление и совершенствование производственного опыта в различных его проявлениях.

Таким образом, понятие о процессе производственного обучения как о последовательной цепи упражнений – не логический вывод, а реальное педагогическое явление.

Рассматривая метод упражнений, необходимо иметь четкое представление о соотношений понятий «упражнения» и «самостоятельная работа учащихся», имея в виду, что эти термины часто употребляются рядом, что самостоятельную работу учащихся в ряде случаев относят к самостоятельному методу производственного обучения. Исходя из утверждения, что производственное обучение – это последовательная цепь упражнений, термин «самостоятельная работа учащихся» в понимании самостоятельного метода производственного обучения неправомерен. Самостоятельную работу учащихся следует рассматривать также как упражнения, характерные для периодов производственного обучения, когда учебная деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, т. е. независимый от мастера, характер. Ведущей дидактической целью при этом является отработка, формирование профессиональной самостоятельности учащихся в различных ее проявлениях. Таким образом, «упражнения» и «самостоятельная работа» учащихся соотносятся как целое и часть.

Читайте также:  Лучшие упражнения для физической подготовки

Почему делается такой акцент на обосновании утверждения, что производственное обучение – это цепь, система постоянно усложняющихся взаимосвязанных упражнений? Потому что упражнения – это метод обучения, более того – собственно производственное обучение. Такое понимание процесса производственного обучения неизбежно приводит мастера к приоритету решения учебных задач над решением задач чисто производственных, к подходу ко всему процессу производственного обучения прежде всего как к процессу учебному. Сведение процесса производственного обучения к «самостоятельным работам» учащихся вольно или невольно «педагогически демобилизует» мастера, превращает его больше в организатора производительного труда учащихся, нежели в учителя их профессиональному мастерству. Как видим, такое чисто теоретическое рассуждение ведет к важным практическим выводам.

Рассмотрим особенности каждого вида упражнений такой классификации.

Источник

Задачи упражнений профессиональном обучении

5.4. Комплексы упражнений профессионально-прикладной физической подготовки студентов различных специальностей

Комплекс физических упражнений для профессионально-прикладной подготовки работников сферы обслуживания

Упр.1. И.п. – лежа на гимнастическом коне, ноги закреплены за рейку гимнастической стенки, руки вверху. В медленном и среднем темпе поочередно выполнять сгибание и разгибание туловища. При сгибании туловища выполнять выдох, а при разгибании – вдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 3 до 5 серий с интервалом отдыха между сериями 10-15 сек.

Упр.2. И.п. – стоя, в руках скакалка. В среднем и быстром темпе, вращая скакалку, выполнять подскоки одновременно на двух ногах. Упражнение повторить 20-30 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15 сек. При выполнении упражнения дыхание должно быть равномерным и без задержки.

Упр.3. И.п. – сидя на тумбе, гриф штанги в руках у пояса, хватом снизу. В среднем темпе выполнять сгибание рук в локтях, штангу к плечам необходимо выполнять глубокий вдох, а при опускании – выдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек.

Упр.4. И.п. – стоя у гимнастической стенки, левую ногу поставить на рейку выше головы. В среднем темпе выполнять наклоны туловища к ноге, стоящей на рейке гимнастической лестницы, необходимо стараться касаться головой ноги, стоящей на рейке гимнастической стенки. Упражнение повторить 12-20 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 10-15 сек. При выполнении упражнения дыхание должно быть равномерным и без задержки.

Упр.5. И.п. – туловище наклонено вперед, штанга в руках на плечах. В среднем темпе туловище поочередно сгибать и разгибать, делая при сгибании глубокий выдох, а при разгибании – вдох. Упражнение повторить 12-15 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.6. И.п. – вис на двух руках спиной к гимнастической стенке. В среднем темпе необходимо поднимать прямые ноги вверх до касания рук, затем медленно прийти в исходное положение. При подъеме ног надо сделать выдох, а при опускании – вдох. Упражнение повторить 12-20 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек.

Комплекс физических упражнений для профессионально-прикладной подготовки работников асу и эвм

Упр.1. И.п. – лежа на спине. Медленно поднимая туловище, прийти в положение согнувшись, руками касаться стоп. Поднимая туловище, сделать выдох, опуская его, сделать глубокий вдох. Упражнение повторить 6-8 раз от 3 до 5 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.2. И.п. – лежа на тумбе, ноги закреплены за рейку гимнастической стенки, руки вверху с набивным мячом. Медленно опуская туловище, сделать выдох, прямые руки с мячом вниз, затем медленно прийти в исходное положение, сделать полный вдох. Упражнение повторить 6-8 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20-25 сек.

Упр.3. И.п. – вис на гимнастической стенке хватом двумя руками снизу, стопы ног держат набивной мяч. Медленно ноги с мячом поднять до касания рук, делая выдох, затем медленно опустить их вниз, сделать полный вдох. Упражнение повторить 6-8 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек. При выполнении упражнения дыхание должно быть равномерным и без задержки.

Упр.4. И.п. – ноги шире плеч, гриф штанги вверху хватом снизу. В среднем темпе выполнить наклон туловища одновременно с грифом штанги к правой ноге, сделать выдох, затем прийти в исходное положение – сделать глубокий вдох. То же повторить к другой ноге. Упражнение повторить 8-10 раз от 3 до 5 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Читайте также:  Упражнения по моторике для перенесших инсульт

Упр.5. И.п. – основная стойка, штанга в руках хватом снизу. Медленно поднимая прямые руки, штангу вверх, подняться на носки, глубокий вдох, затем медленно прийти в исходное положение, сделать глубокий выдох. Упражнение повторить 6-8 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20-25 сек.

Упр.6. И.п. – основная стойка. В среднем темпе выполнить упор присев, затем упор лежа, упор присев и прийти в исходное положение. При выполнении упражнения дыхание должно быть равномерным и без задержки. Упражнение повторить 8-10 раз от 3 до 5 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек.

Комплекс физических упражнений для профессионально-прикладной подготовки педагогических работников

Упр.1. И.п. – один занимающийся выполняет упор лежа, опираясь руками на гимнастическую тумбу. Партнер держит его за голени ног. В среднем темпе выполнять сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, касаясь грудью тумбы. При сгибании рук выполнять выдох, а при разгибании вдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15 сек.

Упр.2. И.п. – стоя, в руках, согнутых в локтях, один конец эспандера, другой конец эспандера закреплен за стопу правой ноги. В медленном и среднем темпе выполнять поочередно разгибание и сгибание рук в локтевых суставах. При сгибании рук эспандер растянуть – сделать выдох, а при разгибании рук сделать вдох. Упражнение повторить 12-16 раз от 2 до 5 серий с интервалом отдыха между сериями 15 сек.

Упр.3. И.п. – основная стойка, в руках штанга хватом сверху удерживается у груди. В среднем темпе, делая выпад левой ногой, разгибая руки, штангу поднять вверх, затем опустить ее в исходное положение. При разгибании рук надо сделать глубокий вдох, а при сгибании – выдох. Упражнение повторить 8-10 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.4. И.п. – упор с опорой на концах параллельных брусьев, ноги под углом 90 градусов удерживают набивной мяч. В медленном темпе руки согнуты в локтевых составах, ноги удерживать под углом. Затем руки выпрямить и прийти в исходное положение. При сгибании рук надо выполнить выдох, а при разгибании рук – глубокий вдох. Упражнение повторить 6-8 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.5. И.п. – основная стойка. Штанга в руках хватом снизу находится у бедер. В медленном темпе штангу поднять на уровень груди, затем вверх, приподнимаясь на носки, сделать глубокий вдох. Медленно штангу опустить в исходное положение, сделать выдох. Упражнение повторить 6-8 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20-25 сек.

Упр.6. И.п. – полуприсед, штанга в прямых руках хватом сверху за гриф. В среднем темпе, делая глубокий присед, поднять штангу над головой. При подъеме штанги необходимо сделать вдох, а при опускании – выдох. Упражнение повторить 6-8 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Комплекс физических упражнений для профессионально-прикладной подготовки работников экономических специальностей

Упр.1. И.п. – сед руки за голову, набивной мяч слева. В среднем темпе, поднимая ноги над мячом, мяч справа. Затем прийти в исходное положение. Упражнение повторить 10-12 раз от 3 до 5 серий с интервалом отдыха между сериями 15 сек. При выполнении упражнения дыхание должно быть равномерным и без задержки.

Упр.2. И.п. – наклон туловища вперед, ноги на ширине плеч, руки держат гири хватом сверху за ручки гирь. В медленном и среднем темпе поднять гири к груди, затем их опустить. При сгибании локтей сделать глубокий выдох, а при разгибании – вдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.3. И.п. – один занимающийся принимает положение упор лежа, опираясь руками о гимнастическую тумбу. Другой партнер держит его за голени ног. В среднем темпе выполнять сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, при разгибании рук надо делать вдох, а при сгибании – выдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек.

Упр.4. И.п. – в висе на перекладине двумя руками хватом сверху. В медленном и среднем темпе выполнять сгибание и разгибание рук в локтевых составах, при сгибании рук – выдох, при разгибании – вдох. Упражнение повторить 8-10 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.5. И.п. – основная стойка. Эспандер хватом руками за ручки вверху над головой. В медленном и среднем темпе выпрямляя руки в стороны, растянуть эспандер. При растягивании эспандера нужно сделать глубокий вдох, а при сгибании рук в локтях – выдох. Упражнение повторить 10-15 раз от 2 до 5 серий с интервалом отдыха между сериями 15 сек.

Читайте также:  Для чего упражнения с гирьками

Упр.6. И.п. – сидя на гимнастической тумбе, штанга в руках хватом сверху на бедрах. В среднем темпе штангу поднять к плечам, затем поднять ее вверх. При подъеме штанги сделать вдох, а при опускании – выдох. Упражнение повторить 8-10 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Комплекс физических упражнений для профессионально-прикладной подготовки инженерно-технических работников

Упр.1. И.п. – упор лежа, голени ног на тумбе. В среднем темпе поочередно руки сгибать и разгибать в локтевых суставах. При сгибании рук в локтях необходимо сделать выдох, а при разгибании – вдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 3 до 5 серий с интервалом отдыха между сериями 15 сек.

Упр.2. И.п. – наклон туловища вперед, штанга в руках широким хватом. Хват грифа штанги сверху. В среднем темпе, делая выпад левой вперед, штангу поднять вверх, поднимая штангу вверх, необходимо сделать вдох, а при опускании штанги – выдох. Упражнение повторить 8-10 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек.

Упр.3. И.п. –лежа на скамейке, руки с гирей внизу. В медленном темпе, поднимая руки вверх, гирю опустить за голову, затем гирю возвратить в исходное положение. При подъеме гири вверх необходимо сделать глубокий вдох, при опускании гири вниз – полный выдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.4. И.п. – туловище наклонено вперед, штанга в руках на плечах. В среднем темпе поочередно туловище разгибать и сгибать. При разгибании туловища необходимо производить глубокий вдох, при сгибании – выдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.5. И.п. – стоя на двух гимнастических скамейках в полном приседе, в руках гиря. В среднем и быстром темпе вставать с гирей в руках и приседать. При вставании надо сделать глубокий вдох, а при приседании – выдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.6. И.п. – лежа поперек гимнастической скамейки, руки за голову, ноги закреплены за рейку гимнастической лестницы. В среднем темпе, поднимая туловище, прогнуться в пояснице. При подъеме туловища необходимо выполнить глубокий вдох, а при опускании – выдох. Упражнение повторить 12-20 раз от 3 до 5 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек.

Комплекс физических упражнений для профессионально-прикладной подготовки работников почтамтов и связи

Упр.1. И.п. – один занимающийся стоит на коленях, руки вверху, другой в наклоне вперед держит его руками за голени. В медленном темпе занимающийся разгибает ноги в коленях и приходит в положение упор лежа. Затем резким толчком рук о пол приходит в исходное положение. При разгибании ног в коленях надо делать глубокий вдох, а при сгибании – выдох. Упражнение повторить 8-10 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.2. И.п. – стоя под горизонтальной лестницей, руками взяться за ее края. В среднем темпе выполнять подтягивание. При подтягивании надо делать выдох, а при опускании туловища – вдох. Упражнение повторить 8-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек.

Упр.3. И.п. – один занимающийся принимает положение упор лежа, опираясь руками о гимнастическую тумбу, другой партнер держит его за голени ног. В среднем темпе выполнять сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. При разгибании рук надо делать глубокий вдох, а при сгибании – выдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Упр.4. И.п. – смешанный вис на низкой горизонтальной опоре прямым хватом. В среднем темпе выполнить сгибание и разгибание рук под опорой. При сгибании рук надо делать выдох, а при разгибании – глубокий вдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек.

Упр.5. И.п. – лечь на гимнастическую скамейку, один конец которой поднят и закреплен на рейке гимнастической стенки. Взять двумя руками хватом сверху гриф штанги, которая лежит под гимнастической скамейкой поперек. В среднем темпе, сгибая руки в локтевых суставах, штангу подтянуть к груди, затем штангу опустить в исходное положение. При сгибании рук в локтевых суставах сделать выдох, а при разгибании – вдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15-20 сек.

Упр.6. И.п. – ноги на ширине плеч, гриф штанги хватом сверху в руках вверху над головой. В среднем темпе, наклоняя туловище к левой ноге, гриф штанги опустить к левой, затем прийти в исходное положение. При сгибании туловища необходимо сделать выдох, а при разгибании – вдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 20 сек.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector