Задачи упражнений по химии бурак

СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ХИМИИ
учебно-методический материал по химии по теме

СБОРНИК

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ

ПО ХИМИИ

для учителей и обучающихся общеобразовательных школ

Составители: Курочка Юлия Васильевна,

Подукова Галина Павловна

Скачать:

Вложение Размер
_sbornik_praktiko-orientirovannyh_zadach_i_uprazhneniy_po_himii_.docx 84.81 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования акимата Костанайской области

«Городской отдел образования» акимата города Рудного

ГУ «Школа-гимназия № 10 города Рудного»

КГУ «Средняя школа № 14 имени Дм. Карбышева» акимата города Рудного

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ

для учителей и обучающихся общеобразовательных школ

Составители: Курочка Юлия Васильевна,

Подукова Галина Павловна

Курочка Юлия Васильевна, учитель химии высшей категории ГУ «Школа-гимназия № 10 города Рудного»;

Подукова Галина Павловна, учитель химии высшей категории КГУ «Средняя школа № 14 имени Дм. Карбышева» акимата города Рудного.

Барулина Ирина Викторовна, кандидат химических наук, член-кор. МАНЭБ, заведующая кафедрой БЖ и ПЭ Рудненского индустриального института.

Уланова Елизавета Анатольевна, учитель химии высшей категории, Почетный работник образования РК ГУ «Гимназия №2 города Рудного».

В данном сборнике содержатся практико-ориентированные задачи и упражнения по химии. Представленные задачи обеспечивают более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и способствуют отработке умений школьников самостоятельно применять приобретенные на уроках знания.

Материал сборника поможет учителям организовать взаимосвязь теории с практикой при отработке умений решать задачи основных типов по курсу химии и научить школьников применять полученные знания для решения бытовых, производственных, экологических проблем.

Сборник адресован учителям химии и обучающимся 8-11 классов общеобразовательных школ.

ISBN 978-601-7545-09-3 АО «НЦПК» «Өрлеу» ИПК ПР

по Костанайской области, 2014

ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИИ. 6-12

Вычисления по химическим формулам. 6

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы,

количества вещества, объёма. 6-7

Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции

в % от теоретически возможного………………………………………. 7-8

Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному

исходному веществу, если даны примеси…………………………………….8-9

Вывод молекулярной формулы вещества……………………………………..9-10

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЯ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО………………………13-19

Вычисления по химическим формулам……………………………………. 13

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы,

количества вещества, объёма………………………………………………….14

Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции

в % от теоретически возможного…………………………………………….15

Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному

исходному веществу, если даны примеси…………………………………….16

Вывод молекулярной формулы вещества…………………………………….17-18

ГЛАВА 3. ВАЛЕОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА………………………………….20-25

Вычисления по химическим формулам……………………………………….20

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы,

количества вещества, объёма………………………………………………….21

Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если одно из

реагирующих веществ дано в избытке………………………………………. 21-22

Вывод молекулярной формулы вещества……………………………………..22-23

Химические знания наряду с другими естественнонаучными дисциплинами сегодня должны обеспечивать не только необходимую общеобразовательную и общекультурную подготовку современного человека, но и способствовать развитию профессионально значимых и личностных качеств будущего специалиста.

Цель данного сборника – помочь учителю в проверке качества усвоения обучающимися практико-ориентированного материала.

Актуальность созданного сборника в том, что в нем систематизированы задачи и упражнения по химии, имеющие практическую направленность. Он имеет большую ценность для учителей, так как сознательное усвоение теоретического материала по химии и умение использовать его при решении задач и выполнении упражнений приводит к формированию химической компетентности. Побуждая учащихся решать задачи производственного, экологического и валеологического направления мы повышаем мотивацию обучающихся к изучению предмета, развиваем логическое мышление, формируем мобильность, творческую активность и способность к самообучению.

Данный сборник содержит 140 практико-ориентированных задач и 90 упражнений по химии. В процессе решения представленных задач реализуются умения практически использовать приобретенные теоретические знания.

Сборник состоит из трех глав: «Производство и профессии», «Экология и сельское хозяйство», «Валеология и медицина», которые помогают обучающимся раскрыть значение знаний по химии в понимании окружающего мира и грамотном, научно обоснованном природоиспользовании. Все задачи классифицированы по основным типам. В первой и второй главе представлены следующие типы задач:

  • Вычисления по химическим формулам;
  • Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма;
  • Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции в % от теоретически возможного;
  • Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному исходному веществу, если даны примеси;
  • Вывод молекулярной формулы вещества;

В третьей главе представлены следующие типы задач:

  • Вычисления по химическим формулам;
  • Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма;
  • Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
  • Вывод молекулярной формулы вещества;

Ко всем задачам приводятся ответы. Задачи дополняют, конкретизируют и расширяют программный материал. Важнейшей особенностью сборника является то, что все задачи классифицированы по блокам и основным типам решения задач по химии.

Сборник поможет учителям предметникам привить навыки творческой и самостоятельной работы учащихся, а школьникам глубже усвоить учебный материал по химии и развить химическое мышление практической направленности.

ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИИ

I. Вычисления по химическим формулам

  1. Вычислите массовые отношения элементов в медном блеске (Сu 2 S), который используют для производства серы.
  2. Технический хлорид магния, применяемый в строительном деле, должен содержать не менее 47,5 г MgCl 2 . Сколько атомов хлора содержится в этом количестве соли?
  3. Маляры перед побелкой или окраской удаляют ржавые пятна на стенах и потолке «травянкой» – водным раствором медного купороса, который готовят растворением CuSO 4 ⋅ 5H 2 O в горячей воде из расчета 70 г этого вещества на 1 л воды. Определите процентную концентрацию сульфата меди (II) в таком растворе.
  4. Асбест – волокнистый огнеупорный материал. В строительном деле используется для изготовления шифера. Для этого асбест прессуют под давлением с цементным раствором. Формула асбеста 3MgO ⚫ 2H 2 O ⚫ 2SiO 2 . Рассчитайте массовые доли магния и кремния в составе асбеста.
  5. Сульфит натрия в виде раствора (12кг на 100 литров) используется для растворения красителей. Определите массовую долю сульфита натрия в растворе?
  6. Определить концентрацию раствора белильной извести используемой при отбелке тканей, если берут 0,8 кг извести на 1 литр воды.
  7. В составе газовой фазы зоны дуги углекислый газ СО 2 присутствует в значительных количествах. Вычислить массу углекислого газа количеством вещества 5 моль.
  8. Определите массу 67,2 л сернистого газа, который получают в промышленности при обжиге пирита.
  9. Нихром – это сплав никеля с хромом, содержащий 80% никеля и 20% хрома. Нихром используют для изготовления электрических нагревательных приборов. Вычислите, сколько никеля содержит 500 г нихрома?
  10. Для смягчения резины применяют 25%-ный раствор глицерина. Определите массу глицерина, необходимую для получения 125 кг такого раствора.

II. Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма

  1. Оксид цинка, применяемый для изготовления цинковых белил, получают сжиганием паров цинка в кислороде. Рассчитайте расход цинка в граммах и кислорода в литрах для получения 10 г цинковых белил ZnO.
  2. В электротехнике при травлении 32,5 г цинка соляной кислотой выделяется газ. Определите его объем (н.у.).
  3. Алюминиевый сплав Ал-7 содержит 5% меди. Сплав массой 60 г обработали избытком соляной кислоты. Сколько литров водорода при этом выделилось (н.у.)?
  4. При термитной сварке железа используют алюминий. Сколько оксида железа (III) должно прореагировать с алюминием, чтобы образовалось 280 г железа.
  5. Алюминий получают электролизом бокситовой руды. Рассчитайте, сколько алюминия можно получить из руды, содержащей 8 кг оксида алюминия.
  6. Титан в промышленности получают магнийтермическим способом: TiCl 4 + 2Мg → Ti + 2МgCl 2 . Сколько магния необходимо взять, чтобы получить 9,6 кг титана?
  7. При выпечке изделий из теста питьевую соду «гасят» уксусом. Рассчитайте, какая масса 9%-ного раствора уксусной кислоты потребуется для «гашения» питьевой соды массой 10 г.
  8. При автогенной сварке металлов используется теплота от сгорания ацетилена в кислороде. Какой объем кислорода расходуется на сжигание 500 л ацетилена при автогенной сварке (н.у.)?
  9. В промышленности при спиртовом брожении 360 кг глюкозы получают пищевой этиловый спирт. Рассчитайте массу образующегося продукта.
  10. Термохимическое уравнение разложения карбида кальция водой:

CaC 2 + 2H 2 O →C 2 H 2 + Ca(OH) 2 +475 кДж

В результате реакции получается газ ацетилен, который используется при сварке металлов. Сколько теплоты выделится при разложении карбида кальция массой 10 г?

III. Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции в % от теоретически возможного

  1. Олово – металл, применяемый электриками для паяния. Вычислите, сколько олова можно получить из оловянного камня SnO 2 массой 1350 г при восстановлении его углем, если выход составляет 80% от теоретического?
  2. Вычислите массу негашеной извести, полученной из 2 т известняка, если выход извести составляет 90% от теоретического.
  3. Для получения карбида кальция в электропечь при температуре 2000 0 С загрузили 1120 кг негашеной извести и кокса. Вычислите, сколько килограмм карбида кальция получено, если выход составляет 86% от теоретического?
  4. В производстве азотной кислоты на каждую тонну кислоты расходуется 0,29 тонн аммиака. Какова массовая доля (в %) выхода азотной кислоты от теоретически возможного?
  5. Вычислите массу алюминия, которую можно получить из 1 т руды с массовой долей оксида алюминия 90%, если выход продукта составляет 96% от теоретически возможного.
  6. При восстановлении углем железорудного концентрата массой 800 т, содержащего 90% оксида железа (III), получено 500 т чугуна с содержанием 97% железа. Рассчитайте выход железа в % от теоретически возможного.
  7. Из гипса в строительном деле получают алебастр, или полуводный гипс. Для этого гипс подвергают нагреванию:

2(СаSО 4 ·2Н 2 О) → 2(СаSО 4 · Н 2 О) + 2Н 2 О

Вычислите, сколько алебастра можно получить из 172 г гипса, если практический выход алебастра составляет 95%?

  1. При электролизе раствора сульфата цинка на катоде выделилось 13 г металла. Какой газ и в каком объеме выделится на аноде, если его выход составляет 60%.
  2. В промышленности алканы получают крекингом высокомолекулярных углеводородов, а в лаборатории реакцией Вюрца. Сколько грамм металлического натрия и хлорпропана необходимо для получения 344 г гексана при выходе продукта реакции 90%.
  3. В виноделии используется спиртовое брожение глюкозы. Сколько этанола (в г) получится, если на реакцию затрачено 360 г глюкозы, а выход продукта составляет 80%.

IV. Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному исходному веществу, если даны примеси

  1. Негашеная известь получается при прокаливании известняка CaCO 3 . Рассчитайте, сколько негашеной извести можно получить из 100 г известняка, содержащего 12% примесей.
  2. В доменном производстве железо восстанавливают коксом. Определите массу чистого железа, если в 300 кг руды содержится 15% примесей.
  3. Щелочные металлы получают электролизом расплава солей. Сколько грамм натрия и литров хлора получится при электролизе 2340 г расплава хлорида натрия, содержащего 10% примесей.
  4. При получении серной кислоты, полученный на первой стадии сернистый газ, очищают от примесей и далее окисляют до оксида серы (VI). Сколько литров оксида серы (VI) получится, если в реакцию вступило 261 г пирита, содержащего 8% примесей.
  5. Сколько тонн алюминия получится из 2 т глинозема (Al 2 О 3 ), содержащего 20% примесей.
  6. Сколько литров ацетилена (н.у.) выделится при действии воды на 1 кг технического карбида кальция, содержащего 20% примесей.
  7. Реакция окисления ацетилена кислородом используется в автогенной сварке. Сколько литров кислорода потребуется, если ацетилен получают из карбида кальция массой 20 г, а массовая доля примесей в карбиде составляет 13%?
  8. В промышленности глюкозу получают гидролизом полисахаридов. Сколько кг глюкозы получится при гидролизе 500 кг целлюлозы, содержащей 40% примесей.
  9. В промышленности альдегиды получают окислением углеводородов кислородом воздуха. Сколько грамм формальдегида получится при окислении 50 литров метана, содержащего 5% примесей.
  10. Глицерин получают омылением растительных и животных жиров в присутствии щёлочи. Какое количество глицерина можно получить при гидролизе 222,5 г природного жира (тристеарата), содержащего 2% примеси.

V. Вывод молекулярной формулы вещества

  1. Определите формулу вещества, применяемого для обезжиривания металлов в гальваническом цехе, если оно содержит 42% натрия, 18,9% фосфора, 39,8% кислорода.
  2. Определите молекулярную формулу вещества, применяемого в лаборатории некоторых предприятий, содержащего 37,7% натрия, 23% кремния и 39,3% кислорода.
  3. В промышленности данное вещество синтезируют из простых веществ. Установите истинную формулу соединения, если при сжигании 3,4 г его было получено 2,8 г азота и 5,4 г воды.
  4. Для получения ацетилена используют углеродное соединение кальция, которое содержит 37,5% углерода. Определите молекулярную формулу этого вещества.
  5. В качестве горючего газа при сварке и резке металлов применяют природный газ, состоящий от 80 до 93% из вещества, в котором массовая доля углерода составляет 75%, водорода – 25%. Плотность паров этого газа по водороду равна 8. Определите молекулярную формулу этого вещества.
  6. В качестве горючих газов при сварке и резке металлов, кроме ацетилена, применяют другие газы. Выведите формулу вещества, используемого в сварке, массовая доля (в %) углерода в котором 82%, а водорода – 18%. Плотность паров по водороду равна 22.
  7. Ананасовую эссенцию получают из эфира, содержащего одноосновную карбоновую кислоту, на нейтрализацию 0,37 г которой требуется 10г 2%-ного раствора гидроксида натрия. Определите формулу карбоновой кислоты.
  8. При сгорании 3,9 г одного из продуктов, получаемых фракционной перегонкой нефти, образуется 13,2 г оксида углерода (IV) и 2,7 г воды. Относительная плотность паров вещества по водороду равна 39. Найдите молекулярную формулу вещества.
  9. Вещество, необходимое в производстве спирта, содержит 40% углерода, 6,67% водорода, 53,33% кислорода. Плотность его по гелию равна 45. Найдите молекулярную формулу вещества.
  10. На гидрирование 16,8 г алкена, полученного крекингом нефтепродуктов, затратили 6,72 л (н.у.) водорода. Определите молекулярную формулу непредельного углеводорода.

VI. Задания и упражнения

  1. При грозовых разрядах в атмосфере, а также при температуре электрической дуги, азот воздуха окисляется с образованием оксида азота (II), который, присоединяя атомы кислорода, првращается в оксид азота (IV). Напишите уравнения этих реакций.
  2. Почему серебро используется для изготовления контактов в многочисленных автоматических устройствах, космических ракетах и подводных лодках?
  3. Почему именно из алюминия изготавливают кабели и провода? Какой металл алюминий или медь экономически выгоднее использовать для изготовления проводов?
  4. Магнитные материалы, содержащие металл, постоянно «работают» в телевизорах, в радиоприемниках, в электромоторах, во многих приборах радиотехники и электротехники. Кроме того, этот элемент входит в состав крови человека. О каком металле идет речь? Почему в природе этот металл не встречается в чистом виде?
  5. На каких свойствах основано применение в электротехнике вольфрама для производства нитей накаливания в лампах?
  6. Назовите химические элементы, которые применяют в радиоэлектронике в качестве полупроводников.
  7. Предложите, как можно использовать алебастр для нужд человека.
  8. Объясните, на каком свойстве гашеной извести основано ее использование как связующего материала?
  9. В строительном деле известно, что алебастр и гашеная известь обладает свойством «схватываться» под действием оксида углерода (IV). Объясните, в чем сущность этого процесса?
  10. Почему для быстрого высыхания извести в помещение вносят жаровни с раскаленными углями?
  11. Почему раствор медного купороса, применяемый для обработки стен перед побелкой, нельзя хранить в железном или оцинкованном ведре? Ответ подтвердите соответствующими уравнениями реакций.
  12. Казеиновый клей в порошке, поступающий в торговую сеть, кроме органического вещества казеина содержит гидроксид кальция, карбонат натрия, сульфат меди (II) и фторид натрия. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций, которые происходят между входящими в клей минеральными веществами при растворении его в воде.
  13. Какие способы защиты от ржавления применяют для водопроводных и канализационных труб, отопительных радиаторов?
  14. Для придания антикоррозийных свойств сетчато-алюминиевым металлическим конструкциям к вяжущим материалам добавляют 1-2% раствор карбоната калия (поташа). При помощи каких реакций можно определить присутствие этой соли в вяжущем материале?
  15. В каких цистернах можно перевозить азотную кислоту и концентрированную серную? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
  16. Из уксусной кислоты и изоамилового спирта получают сложный эфир, обладающий запахом груш. Составьте уравнение получения этого эфира и предложите его практическое использование.
  17. Почему растительные масла главным образом используются для приготовления холодных закусок (салатов, винегретов, овощной икры)?
  18. Для обжаривания рыбы применяют подсолнечное или оливковое масло. Почему для этой цели не используют твёрдые животные жиры?
  19. Причина прогорклости сливочного масла – появление в нём свободной масляной и других низкомолекулярных кислот. Для устранения прогорклости масло промывают раствором питьевой соды. Составьте уравнение происходящей при этом реакции и объясните причину устранения горького вкуса.
  20. Как доказать, что в составе растительного масла содержатся непредельные кислоты?
  21. При неблагоприятных условиях хранения жиров и наличии в них хотя бы следов воды, в жирах происходят глубокие изменения, в том числе и гидролиз. Почему при гидролизе жира повышается его кислотность?
  22. При варке киселей из фруктов происходит кислотный гидролиз крахмала. Составьте уравнение этой реакции.
  23. Сахар – прекрасное средство для быстрого восстановления сил. Уже через полчаса после приёма в пищу начинается поступление в кровь продуктов гидролиза сахара. Дайте химическое название сахара. Составьте уравнение гидролиза и назовите продукты реакции.
  24. В производстве пива и спирта, а также в хлебопечении используется особое свойство углеводов. Какое это свойство? Составьте уравнение происходящей реакции.
  25. Соление огурцов и квашение капусты невозможно без этого вида брожения. Назовите его, составьте уравнение происходящей реакции. Дайте название продуктам реакции.
  26. Почему варенье слаще сахара, хотя и варится на сахаре?
  27. Почему происходит поднятие теста при добавлении дрожжей?
  28. Для чего при реставрации старых картин применяется перекись водорода?
  29. На каких свойствах жиров основано производство майонеза и маргарина? Составьте уравнение происходящей реакции.
  30. В чем состоит недостаток карбидного способа получения ацетилена? Составьте уравнения происходящих реакций промышленного получения ацетилена из известняка, угля и воды.

Источник

Читайте также:  Упражнения для стимуляции ходьбы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector