Егэ упражнения с паронимами



Упражнения к теме «Употребление паронимов»

Тренируемся и закрепляем полученные знания по употреблению паронимов.

Упражнения к теме «Употребление паронимов»

Упражнение 1. Объясните разницу в значении словосочетаний.

молодой советник — молодой советчик;

опасный человек — опасливый человек;

кардинальное решение — кардинальское решение;

осудить поступок — обсудить поступок;

соседний дом — соседский дом;

хозяйские интересы — хозяйственные интересы;

мелкие придирки — мелочные придирки;

абсолютный невежа — абсолютный невежда;

годовой отпуск — годичный отпуск.

Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

поиски — происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);

абонент — абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);

дипломант — дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);

описка — отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);

советник — советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

фабрикат — фабрикант (дешёвый, богатый, зарубежный, высококачественный);

кожный — кожаный (портфель, заболевание);

классный — классовый (характер, руководитель, строй);

удачный — удачливый (день, охотник, намёк, операция);

расчётный — расчётливый (человек, книжка, характер, система);

экономичный — экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);

нетерпимый — нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);

исполнительный — исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).

Упражнение 3. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания.

Упражнение 4. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
  2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
  3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
  4. Любой поступок заслуживает осуждения.
  5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
  6. Студент быстро освоил материал.
  7. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
  8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
  9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
  10. Она приготовила сытый завтрак.
  11. Болотистый ил является отличным удобрением.
  12. Она пришла в цветистом платье.
  13. Соседний кот важно прошел на кухню.
  14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
  15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
  16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
  17. Землю надо обезводеть.
  18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
  19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
  20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
  21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
  22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
  23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
  24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
  25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
  26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
  27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
  28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
  29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
  30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Упражнение 110. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика.

2. На ковровом предприятии в (прошлом, прошедшем, минувшем) году производство наладилось. (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания! Уже (выпущено, изготовлено, произведено, сделано) 867 кв. метров (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий).

3. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям.

4. Известно (любому, каждому, всякому), что даже самые (хорошие, отличные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.

5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих (проблемах, задачах) с (большей откровенностью, большим откровением).

6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом).

7. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.

8. В новом отеле (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

Читайте также:  Как не набрать лишний вес во время беременности упражнения

9. В этом романе М. Булгакову удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить) (трагичные, трагические) события в жизни (своего поколения, своих сверстников, своих современников).

10. Весьма (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения) уровня рентабельности производства.

11. Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно).

12. При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе.

13. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов.

14. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала.

15. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник.

16. Кони пошли шагом и (встали, стали).

17. Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками.

1 8. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица).

19. (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос.

2 0. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель.

21. В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.

22. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист.

23. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование.

24. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны).

25. Платиновые термометры сопротивления (применяются, работают) в сложных условиях.

26. Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.

Упражнение 111. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.

1. Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума.

2. Чашка выпала из рук матери и раскололась на мелкие кусочки.

3. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители.

4. Наш завод славится возделыванием комфортабельных троллейбусов.

5. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

6. Декада французской музыки продлится две недели.

7. Нерадивых водителей неизменно встречает авария.

8. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов.

9. Наша спортсменка явно устала, а у неё впереди – бо́льшая половина дистанции.

10. С конца VI века до н. э. поток туристов устремился в Египет.

11. Неуютно в нашем цехе, он находится в аварийном состоянии.

12. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью.

13. Где-то в горах слышались одинокие выстрелы.

14. Аншлаги о наборе учащихся в наше профтехучилище уже развешаны по всему городу.

15. Заседание оперативного штаба намечено на 1 октября. Именно с этой даты традиционно начинается отопительный сезон в нашем регионе.

16. Медики бьют тревогу: заболевание туберкулезом возросло в несколько раз, а противотуберкулезный диспансер – один на весь регион.

17. Какие только чудеса не вытворяет современная наука!

18. У нас ещё довлеет ошибочное мнение, что без реконструкции всей экономики можно выйти из кризиса.

19. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.

20. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки.

21. Закоренелого петербуржца сразу узнаешь по какой-то врождённой сдержанности и интеллигенции.

22. Островский задумывал «Грозу» как комедию, но впоследствии прозвал пьесу драмой.

23. Мы вышли к лесистому озеру.

24. Наша спортсменка бежала в паре с канадкой. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.

25. И стоят наши дальневосточные берёзки в своём подвенечном саване.

26. Нам рассказали о жизни писателя и прочитали отрывки из его творчества.

27. Новогодняя ёлка стала любимым праздником нашего детства.

Упражнение 112. Дайте оценку использованию лексических средств в следующих предложениях. Выделите употребление слова без учёта его значения, анахронизм, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Мы знакомы с Галей с первого класса, она моя главная подруга.

2. Для того чтобы завод заработал ритмично, нам придётся решить не одну дилемму, а десятки дилемм.

3. Пятнадцатый маршрут трамвая здесь не ездит.

4. Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы создать колорит древности.

5. Определился восьмой участник четвертьфинальной дуэли.

6. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, как ребята больше любят смотреть телевизор, чем читать книги.

7. Балерина создаёт проникновенный образ Жизели – от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини.

Читайте также:  Накопление энергии за одно упражнение

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

9. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

10. С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли впустую.

11. У меня всегда, ещё с юношеских лет, было ощущение, что я живу в историчное время.

12. Это доставило чиновникам большие неприятства.

13. Командир решил взять новобранца в испытательский полёт вместо опытного бортинженера.

14. Почтовое отделение переведено в помещение, расположенное в выстроенном многоэтажном доме.

15. Московское управление банка получило участок для застройки жилого дома в Химках.

16. Добрый человек плачет от радости, а злостный – от зависти.

17. Костя был совершенно лишён музыкального слуха.

18. Лишь досадливые промашки не позволили ему занять первое место.

19. В вечернем воздухе слышался запах сирени.

20. Книга является обогатителем нашей души.

21. В стране идёт восстановление разрухи.

22. Он ставит перед собой цель не только личную – жить полноценно, но и другую – быть корыстным людям.

23. В. Маяковский пишет о неименуемой гибели буржуазного строя.

24. Хозяйство у Манилова забросанное.

25. Левая нога Пушкина свешивается с пьедестала.

26. Ради счастья народа Саша отказывается от своего происхождения.

27. Тургенев считал, что не время ещё для появления революционеров-демократов в России, поэтому он сознательно умерщвляет Базарова.

28. Фамусов – закоренелый дворянин.

29. У Ленина мысли больше нашего морщат кожу.

30. По дороге бежали босые ноги девочки.

31. Распаханные снарядами поля заколосились хлебами.

32. Всё смешалось в один очистительный водопад: солдаты, матросы, крестьяне.

33. При исполнении этого прыжка надо опираться на всю ступню.

34. В грядущем году завод наметил провести реконструкцию третьего цеха.

35. Гарри Хайт считается самым высоким человеком в США. Именно благодаря своим габаритам ему удалось найти работу швейцара.

36. В романе описывается борьба, которую ведут партизаны против японской интервенщины.

37. Испытания нового прибора прошли без затруднений.

38. По степи неслись крики перепела и медвяные запахи скошенных трав.

39. Зрительская память у меня феноменальная.

40. С каждым годом росло исполнительное мастерство музыканта.

41. Вперёд подумай, потом – отвечай.

42. Почва – часть единственной природы, где всё взаимосвязано.

43. Несмотря на долгие годы, проведенные ею в добровольческом изгнании, она сохранила прежнюю красоту и величавость.

44. На именины Татьяны съехались соседи – дворовые, владельцы соседних земельных участков.

45. Жители микрорайона трудились на возрождённом субботнике с большим желанием.

46. Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки.

47. В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода.

48. Как я уже сказал выше, реконструкцию завода надо начинать немедленно.

49. Судить о причинах взрыва можно только предположительно.

50. В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела.

51. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов.

52. Я знаю, что ещё живы предки А.С. Пушкина.

53. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

54. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

55. Приближения дня премьеры в театре ждут с нетерпением.

56. Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма.

57. Раневская, приехав, целуется со шкафом.

Источник

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Паронимы. Тренировочные упражнения

Паронимами называются разные по значению слова, сходные по произношению, лексико-грамматической принадлежности и, как правило, родству корней. Смешение разных слов, близких по произношению, наблюдается довольно часто в речи школьников, так как в языковой системе большая часть подобных слов отграничивается друг от друга, хотя в некоторых случаях однокоренные слова оказываются очень близкими друг другу и трудности их разграничения не всегда легко преодолеваются. Нужна большая работа для преодоления ошибок, связанных с употреблением в речи паронимов. Предлагаю систему упражнений при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Выберите подходящие глаголы, данные в скобках.

1.Вскоре юнга (записал, написал) письмо с рассказом о первом пламени.

2.Красные следопыты (набирают, собирают) сведения о своих героических земляках.

3.Разведчики, сумевшие (достать, доставить) «языка», стремились (достать, доставить) важную птицу в штаб.

4.Противник пристально (следил, следовал) за продвижением наших войск.

5.Молодой солист блестяще (выполнил, исполнил) арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин».

6.Юные повара (подготовили, приготовили) отличную уху.

Читайте также:  Упражнения для развития фонематических процессов

7.Члены кружка решили на следующем заседании (осудить, обсудить) стихотворение своего товарища.

8.В 1941 году мой друг (поступил, вступил) в ряды народного ополчения.

9. В перерыве мы (ознакомились, познакомились) с молодыми гимнастами.

Выберите подходящие существительные, данные в скобках.

1. (Континент, контингент) участников лыжных соревнований был значительно обновлён.

2.Требовалось небольшое (усиление, усилие), чтобы открыть окно.

3.(Переживания, пережитки) в (сознании, сознательности) людей живучи.

4.Учёные-генетики исследуют законы (наследия, наследственности).

5.Туристы требовали строжайшей (экономии, экономики) во всём.

6.Староста группы – ответственное (лицо, личность) в коллективе.

7.Мальчик с дошкольного возраста имел свои (обязательства, обязанности) по дому.

8.В течение ряда лет шло глубокое (исследование, расследование, обследование) причин провала партизанского подполья.

9.(Величина, величие) и простота мемориального ансамбля поражали всех присутствующих.

10. Геологи представили интересный ( материал, материя) о залегании руды.

11. Скульптор внимательно рассматривал (творчество, творение) рук своих.

12.(Сознательность, сознание) выполненного долга воодушевило молодого бойца на новые подвиги.

13. Академик Павлов поднял физиологию на новую (степень, ступень).

Выберите подходящие определения, данные в скобках.

1.Ансамбль девятиэтажных (жилищных, жилых) домов был вписан в зелёную рамку парков.

2.Мальчик оказался (понятым, понятливым) собеседником.

3.Для изучения иностранного языка совершенно необходима ( разговорная, разговорчивая) практика.

4.Пренебрежение к его делам и помыслам юноша воспринял как (кровавую, кровную) обиду.

5.Разведчики тщательно искали (скрытые, скрытные) подходы к деревне.

6. Балерина исполняла (пластичный, пластический) танец.

7.На фасаде здания была установлена (мемуарная, мемориальная) доска.

8.Тренеру пришлось выслушивать (обидчивые, обидные) упрёки.

9.Наш спортсмены имели (реалистические, реальные) шансы на победу.

10.В новогодний (праздничный, праздный) вечер ветераны вспоминали своих друзей.

11.(Фронтовой, фронтальный) удар был тщательно продуман.

12.Археолог с интересом рассматривал монету (старой, старинной) чеканки.

13.После операции проходило(деловое, деловитое) обсуждение.

14. Строители знали, что это (пустое, пустынное) место скоро огласится шумом мощных машин.

15.Находясь в (чуждой, чужой) обстановке, среди (чуждых, чужих) людей, он постоянно думал о своих родных.

16.В понедельник начались (практичные, практические) занятия по вождению автомобиля.

17.Красная ракета была (условленным, условным) сигналом для альпинистов, штурмующих вершину.

18.(Просторная, пространная) речь экскурсовода изобиловала интересными подробностями из жизни художника.

19.Несколько (живых, живительных) капель родниковой воды привели раненого в сознание.

20. Школьник с (виновным, виноватым) видом стоял перед товарищами.

21. Чтение – это (душевная, духовная) пища.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1.ДОЖДЕВАЯ туча быстро увеличивалась в размерах.

2.На дне бочки с ДОЖДЕВОЙ водой поселилась лягушка.

3.Нужно было успеть накопать ДОЖДЕВЫХ червей.

4. В ДОЖДЕВУЮ погоду хорошо сидеть дома. дождливая

1.В жизни нам встречаются ЦЕЛЫЕ и противоречивые характеры. цельный

2.Вчера ЦЕЛЫЙ день шёл дождь.

3.Чашка упала на пол, но осталась ЦЕЛОЙ.

4.Необходимо обсудить ЦЕЛЫЙ ряд вопросов.

1.Невозможно описать яркость и красочность полярного ЛЕДОВОГО моря.

2.Ладожское озеро было ЛЕДОВОЙ трассой, которая несла жизнь ленинградцам.

3.Он произнёс эти слова ЛЕДОВЫМ ГОЛОСОМ.

4.Изменение ЛЕДОВЫХ условий в арктических морях представляет большой научный интерес.

1.В этом выпуске предприятию предстоит ОСВОИТЬ выпуск новой продукции.

2.Регулярное повторение поможет нам лучше ОСВОИТЬ учебный материал.

3.В нашей секции вы сможете ОСВОИТЬ приёмы рукопашного боя.

4.Человечество стремится ОСВОИТЬ космическое пространство.

1.В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты ЖИЛИЩНОГО строительства.

2.За китайским кварталом следует новая ЖИЛИЩНАЯ часть европейского города.

3.Мэру пришлось заняться ЖИЛИЩНЫМИ проблемами.

4.Наше ЖИЛИЩНОЕ законодательство требует внесения поправок.

1.Я увидел ЯВНЫЕ очертания гор.

2. Это была ЯВНАЯ ложь.

3.Полковник испытывал ко мне ЯВНУЮ неприязнь.

4.Ребёнок этот был ЯВНЫМ вундеркиндом.

1.У детей были в руках ЦВЕТНЫЕ флажки.

2.Эти ЦВЕТНЫЕ и световые особенности драгоценных камней вызывают у нас чувство таинственности.

3.ЦВЕТНЫЕ лампочки тускло поблёскивали в полумраке.

4.В книге было множество фотографий и ЦВЕТНЫХ рисунков.

1.Это был почти ЦАРСТВЕННЫЙ подарок.

2.ЦАРСТВЕННОЕ течение Волги в этих местах впечатляет.

3.Она прошла мимо своей ЦАРСТВЕННОЙ походкой.

4.На картине хорошо передана ЦАРСТВЕННАЯ стать сосен.

1. Конечно, валка леса более ЭФФЕКТНОЕ зрелище, чем его посадка.

2.Белая пена моря создавала чрезвычайно ЭФФЕКТНУЮ картину.

3.Поза её была весьма ЭФФЕКТНА.

4.Против этой болезни ещё не нашли ЭФФЕКТНОГО лекарства.

1.На первое подали ЧЕРЕПАШИЙ суп.

2.Он приближался к цели ЧЕРЕПАШЬИМ шагом.

3.ЧЕРЕПАШЬИ детёныши давно уже вывелись.

4.ЧЕРЕПАШИЙ панцирь обладает особой прочностью.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector