Выявить свои страхи упражнения

Упражнения для коррекции страхов и тревожностей
картотека по психологии на тему

Упражнения в группе для коррекции страхов и тревожностей

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_korrektsii_strahov_i_trevozhnosti.docx 17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для коррекции страхов и тревожности

Упражнение «Веселый страх»

Цель: коррекция тревожности, страхов.

Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты.

Упражнение «Пещера страхов»

Цель: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.

Средства: изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные.

Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

Эскиз «пещера страхов».

Цветные карандаши (краски, фломастеры).

Часть 1. Рисунок

Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов. Инструкция задается психологом в свободной форме.

Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их / его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как? Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

Почему выбрал эти цвета, линии?

Часть 3. Экспрессивная пауза

Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.

Игра «Зверушки в норке»

Цель: коррекция страхов, тревожности.

Возраст: для детей 3-4 лет.

Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки – кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.

Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.

Игра «Смелый разведчик»

Цель: коррекция страхов, тревожности.

Возраст: для детей 5-8 лет.

Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

Упражнение «Избавление от тревог»

Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Необходимое время: 5-10 мин.

Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысяч солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Источник

Игры и упражнения по коррекции страхов
методическая разработка на тему

Страх – психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. В своей работе со страхами использую игры и упражнения, представленные в Справочнике психолога ДОУ М.А. Араловой. Методом проб выработала определённый план работы, разделила игры и упражнения на циклы и теперь работаю в соответствии с этим планом. Начав работать с ребёнком, занимаюсь с ним каждый день по 10 – 15 минут. До конца не дошла ни разу, т.к. проблемы решались на 13 – 14 занятии. Так же веда консультирование рлодителей “Как помочь ребёнку преодолеть страхи”

Скачать:

Вложение Размер
tsikl_zanyatiy_po_korrektsii_strakhov_v_usloviyakh_mbdou.docx 29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по коррекции страхов в условиях МБДОУ

(Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 272 с. – (Справочники образования)

Страх – психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства, и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

  • Травмирующая ситуация
  • Авторитарное поведение родителей
  • Впечатлительность
  • Внушаемость
  • Перенесённый стресс
  • Болезнь

Ситуативные страхи из – за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.

О том, что ребёнок испытывает страх, свидетельствует следующее:

  • Не засыпает один, не разрешает выключать свет;
  • Часто закрывает уши ладонями;в угол, шкаф;
  • Отказывается от участия в подвижных играх;
  • Не отпускает от себя маму;
  • Беспокойно спит, кричит во сне;
  • Часто просится на руки;
  • не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
  • отказывается от общения с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
  • категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Коррекция страхов, как правило, в большей степени осуществляется родителями. Следуя рекомендациям психоневролога или психолога, они пробуют разные методы работы со страхами именно своего ребёнка.

Психолог в ДОУ может помочь детям справиться со страхами, проводя вербально – художественные или творческие (музыкальные, пластические) занятия.

Коррекцию страхов проводят не по возрастам, а выбирают для каждой группы детей более простые или более сложные упражнения.

Фобия – навязчивое состояние, при психических заболеваниях – болезненные, навязчивые, неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определённой обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями – сердцебиением, обильным потоотделением, и др Встречаются в рамках психозов, неврозов, органических заболеваний головного мозга. В условиях ДОУ психолого может диагностировать невротические реакции ребёнка, предположить и диагностировать фобию какого – либо рода, но заниматься коррекцией должны врачи – специалисты.

Дата проведения занятия

Методы и приёмы

  1. Беседа
  2. Нарисуй свой страх. (Ребёнку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите:» Что мы теперь сделаем с этим страхом?»
  3. Набираюсь храбрости Дети стоят пятки вместе, носки

врозь, в руках мяч. По сигналу психолога «Я храбрец» дети подбрасывают мяч вверх

  1. Беседа
  2. Придумываем сказку. Сочините вмести с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросить детей нарисовать это.
  3. Набираюсь храбрости Дети стоят пятки вместе, носки

врозь, в руках мяч. По сигналу психолога «Я храбрец» дети подбрасывают мяч вверх

  1. Беседа. Чтение сказки
  2. Придумываем и рисуем друга. Спросите ребёнка: Как ты думаешь, кто ничего и никого не боится?» Когда ребёнок ответит, предложить его (её ) нарисовать.
  1. Набираюсь храбрости Дети стоят пятки вместе, носки

врозь, в руках мяч. По сигналу психолога «Я храбрец» дети подбрасывают мяч вверх

  1. Беседа (чтение сказки)
  2. Радуга силы. На листе акварельной бумаги нарисовать радугу. От кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки и размазывать, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный», «Я смелый». « Я смелый» размазывать правой рукой. «Я сильный» – левой.
  3. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» – и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» – дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится весёлых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадёт,

Больше меня никогда не найдёт,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

(Дети повторяют каждую строчку, улыбаются и хлопают в ладоши)

  1. Выкидываем страх. Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.
  1. Беседа
  2. Если бы я был большой. Психолог предлагает детям представить, что они выросли. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
  3. Угощу свой страх.

Возьму 3 кг плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Лимонада и кефира,

И какао и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх всё съест и и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щёчки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда дети повторят стихотворение, попросить нарисовать к нему картинку.

  1. Беседа
  2. Волшебная палочка» На остриё карандаша прикрепить шар из пластилина. Карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 минут «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:

Я всё могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота – ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я – самый смелый, я это знаю.

Повторить «заклинание 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой»

  1. Беседа
  2. У страха глаза велики. Предложить показать, как дети испугаются, если в комнату приползёт крокодил, прилетит пчела, если в комнате погаснет свет.
  3. Напугаем страх.

Я хлопаю (хлопать в ладоши)

Топаю (топать ногой)

Громко рычу (произносить «р-р-р»)

Страх прогоняю (махать руками)

И хохочу (произнести громко «ха – ха – ха»)

  1. Придумываем страшилку. Психолог начинает, а дети добавляют по предложению. Например, «Была ужасная ночь. На прогулку вышла большая собака. Она хотела кого – нибудь укусить.» И т.д. Психолог должен закончить страшилку смешно. «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженного. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что она совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженое».
  1. Беседа
  2. Я не боюсь. Поставьте перед каждым ребёнком два стакана – один полный, другой пустой, дайте ложку (большую пластмассовую). Дети должны повторять за психологом фразу и ложкой переливать из полного стакана в пустой. Например, «Я не боюсь темноты. Я не боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома. Я не боюсь крокодила» и т.д.
  3. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» – и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» – дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза

Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник добросил, преврати мой страх в … (глобус, конфету, радугу…)» Письма запечатать в конверты. Принести детям ответ

Мне ничего не страшно с другом –

Ни темнота, ни волк, ни вьюга,

Ни прививки, ни собака,

Ни мальчишка – забияка.

Вместе с другом я сильнее,

Вместе с другом я смелее.

Мы друг друга защитим

И все страхи победим!

  1. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» – и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» – дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза
  1. Беседа
  2. Любимый цвет героев. Спросить у детей: «Кто такой настоящий герой?» 2Как ты думаешь, какой у него любимый цвет?» Пальчиковыми красками нарисовать узор этого цвета.
  3. Мы смелые и дружные.

Мне ничего не страшно с другом –

Ни темнота, ни волк, ни вьюга,

Ни прививки, ни собака,

Ни мальчишка – забияка.

Вместе с другом я сильнее,

Вместе с другом я смелее.

Мы друг друга защитим

И все страхи победим!

Дети сидят на подушках. По сигналу психолога «Слабые» дети ложатся, по сигналу «Сильные» – встают. Повторить 3 раза.

Предложить детям без слов изобразить человека, который боится врача. Спросить почему некоторые дети боятся врачей? Беседа по итогам ответов.

Предложить нарисовать 3х смельчаков. Спросить: «Почему вы считаете, что этот человек смелый?. Когда дети ответят, предложить всем вместе нарисовать замок для трёх смельчаков на листе ватмана.

  1. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» – и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» – дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза
  1. Беседа
  2. Где живёт страх? Предложить ребёнку несколько коробок разного размера. Сделай пожалуйста дом для страха и закрой его крепко.
  3. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» – и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» – дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза
  1. Беседа
  2. Закапываем страх. Подготовить коробочки с песком и одну пустую коробку. Слепить из глины несколько плоских кругов. Спросить у детей: «Как будет называться этот страх?» (страх темноты, шума, «что меня не заберут из сада и т.д.) Получив ответ, предложить закопать этот страх. Когда все страхи будут закопаны, поставить коробочки в большую коробку и предложить детям нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку спрятать в шкаф и запереть на ключ.
  3. Сильный, смелый, добрый Упр. Выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный» – поднимают вверх левую руку. По сигналу психолога «Смелый» – поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «Добрый» – хлопают рукой по колену. Тоже упр. Делают с правой рукой и ногой. Повторить 4 раза
  1. Беседа
  2. Страх лопнул Надуть воздушные шары, предложить проткнуть их пластмассовой палочкой или зубочисткой. Когда шар лопнет, громко сказать: «Страх лопнул»
  3. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» – и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» – дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза
  1. Беседа
  2. Не боюсь темноты Ребёнку завязывают глаза, дают в руки мяч и просят по сигналу «Не боюсь темноты» бросить мяч вперёд.
  3. Цветик – семицветик На листах картона или акварельной бумаги нарисовать цветы (круглая середина, круглые лепестки). Кусочки бархатной бумаги, нарезанные шерстяные нитки и нитки мулине наклеивать на цветок, стараясь заполнить всё пространство.
  1. Беседа
  2. Напугаю Дети сидят на подушках, локти соединены, держатся за мочки ушей. По сигналу психолога «Напугаю» дети должны скорчить страшную рожицу.
  3. Большой подсолнух На листе акварельной бумаги А3 нарисовать контур подсолнуха. Из бархатной бумаги жёлтого цвета вырезать круги разного размера, чёрную нарезать на мелкие ромбики. Дети наклеивают элементы на цветок, приговаривая «Я смелый. Я умный. Я добрый. Я весёлый»
  1. Беседа
  2. Не боюсь резких звуков Дети стоят по кругу, держат в руках мягкие мячики. Психолог держит в руках деревянные ложки. По сигналу психолога дети кидают мячики в круг, психолог ударяет ложками. Повторить 3 раза
  3. Сильный, смелый, добрый Упр. Выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный» – поднимают вверх левую руку. По сигналу психолога «Смелый» – поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «Добрый» – хлопают рукой по колену. Тоже упр. Делают с правой рукой и ногой. Повторить 4 раза
  1. Не боюсь прыгать. Ребёнок стоит на стуле, остальные дети – позади стула. Психолог протягивает ребёнку руки, по сигналу «Раз» помогает ребёнку спрыгнуть. Как только ребёнок спрыгнет, остальные аплодируют.
  1. Беседа
  2. Не боюсь падать Положив на пол коврики и подушки, показать как падать на коленки, на бок, на попу.
  3. Сильный, смелый, добрый Упр. Выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный» – поднимают вверх левую руку. По сигналу психолога «Смелый» – поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «Добрый» – хлопают рукой по колену. Тоже упр. Делают с правой рукой и ногой. Повторить 4 раза
  4. Поймай страх Мячик (для большого тенниса обернуть платком. На платке фломастером написать «страх». Дети по очереди кидают и ловят мяч сачком или шляпой.
  1. Беседа
  2. Не боимся ломать Приготовить макароны. Каждому ребёнку раздать по 3 – 5 макаронин. По сигналу психолога «Ломай» – дети должны сломать макароны.
  3. Не боимся испачкаться Под музыку дети у себя на ладошках рисуют пальчиковыми красками круги, цветы, точки.
  4. Сильный, смелый, добрый Упр. Выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный» – поднимают вверх левую руку. По сигналу психолога «Смелый» – поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «Добрый» – хлопают рукой по колену. Тоже упр. Делают с правой рукой и ногой. Повторить 4 раза
  1. Беседа
  2. Не боимся разлить. На пол постелить клеёнку, на неё поставить пластиковые тарелки. Каждому ребёнку дать пластмассовые стаканчики с водой. По сигналу психолога «Лейте» дети выливают воду.
  3. Не боимся рассыпать На пол поставить подносы. Каждому ребёнку дать стаканчик с крупой. Под музыку дети медленно высыпают крупу на подносы.
  1. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» – и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» – дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза
  2. Чтение сказки про какого – либо храбреца

Источник

Читайте также:  Продолжительность упражнений при развитии быстроты
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector