Выразительное движение игровые упражнения

Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика. Старший дошкольный возраст.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_na_razvitie_mimiki_pantomimiki._ritmoplastika.docx 37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика.

1. Упражнения на развитие мимики

Цель : развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения. Научить детей управлять выражениям лица, с помощью мимики выражать чувства, персонажей сказки.

  • «Мимический кубик»
    Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
  • «Мимический диктант»

Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог предлагает детям изобразить:

  • Какое лицо было у весёлого (грустного, голодного и т.д.) быка, когда он встретил в лесу барана.
  • Как кот выпрашивает колбасу.
  • Тепло-холодно.
  • Мне страшно.
  • Встретили хорошего знакомого.
  • Радость.
  • Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

– В рот не суй что попадётся!

«Развитие мимики»

Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

  • встревоженного кота,
  • грустного барана,
  • восторженного петуха,
  • хмурого быка,
  • разгневанного поросенка.
  • «Узнай по интонации»

Каждый ребёнок по очереди изображает или больного, или сердитого, или весёлого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова:

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

  • «Изобрази с помощью мимики»
  • Съешьте кислый лимон. (Дети морщатся)
  • Рассердитесь на драчуна. (Дети сдвигают брови)
  • Испугайтесь забияку. (Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот)
  • Упражнение с зеркалом: «Мне грустно», «Я веселый»
  • Упражнение «Кривляка»
  • Очень жаль, пора прощаться (огорчение)
  • «Куда мы попали»
  • В дремучий лес (страх)
  • В цирк (интерес)

Дети слушают музыку, в соответствии с характером музыки (веселая, грустная) показывают эмоции.

Щенок проснулся, потянулся, Сидят на корточках, широко открывают глаза,

тянутся, бегут по залу.

Посидел и побежал.

Набегался, устал, остановился,

Тяжело задышал. Останавливаются, тяжело и часто дышат, высунув язык.

Увидел сметану, съел ее,

Облизывается. Облизывает губы.

Ты будешь толстяком помидором, а

Ты – худышкой петрушкой и т.д. ( Худышки втягивают щеки, толстяки их надувают.)

Справа от меня овощи – худышки,

Встретились толстяки и худышки. ( Смотрят друг на друга.)

Удивились худышки: Ах, какие вы толстые! ( Смотрят подняв брови и широко раскрыв глаза. )

Рассердились толстяки: Не такие уж мы и толстые! ( Хмурят брови, морщат губу и смотрят сердито.)

Еще больше удивились худышки: О, да вы еще сердитые! ( Округляют губы, как при произношении звука «о», поднимают брови.)

Еще больше рассердились толстяки: У-у-у! мы действительно сердитые! ( Вытягивают губы трубочкой, сводят брови .)

Сморщили нос худышки: Ф-фу! Не хотим с вами в одном городе расти! (М орщат нос и произносят шепотом: «фу».)

Скривили губы толстяки: Пф! Ну и не надо! ( Изображают на лице возмущение, кривя уголки рта, произнося шепотом «пф».)

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог читает рассказ, а дети имитируют названые в нем движения. «Прилетела пчелка в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо и влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее по лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и улетела спать».

1.Расцвели, как цветы.

2.Завяли как травка.

3.Крадется волк за зайцем.

7.Представь, что ты артист. Ты выступаешь (можешь спеть, рассказать стихотворение, станцевать). Ты с улыбкой принимаешь цветы, раскланиваешься.

8.Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.

Одни дети, по желанию, пантомимически, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры педагог каждый раз спрашивает зрителей, по каким признакам они угадывали героев, тем самым ещё раз закрепляя представление о характерных особенностях персонажей сказки: волка, быка, барана, кота, петуха и свиньи.

«Гордый петушок» – идёт, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.

«Злой волк» – с широко открытыми глазами, оскалившись, зло рычит и т.д.

  • Детям предлагается изобразить одного и того же персонажа сказки, выполняющего разные действия, например, кот:

• просыпается, лапой умывается;

• пытается утащить сосиску;

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, птиц, животных, насекомых.

  • Пантомимы:
  • Много снега – протопчем тропинку.
  • Как падает снежинка.
  • Лепим снежки.
  • Волк крадётся за зайцем – не поймал.
  • Кот на солнышке: жмурится, нежится.
  • Свинья в луже.
  • Холодно: мёрзнут ноги, руки, тело.
  • Сосулька.
  • Я мыл посуду и случайно уронил чашку (ДВ, 1994, №4, с.33; ст. гр., февраль, 1 неделя).
  • Как мама наряжается (ДВ, 1994, №2, с.15; ст. гр., март, 3 неделя).
  • Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец (ДВ, 1994, №11, с.33; ст. гр., апрель, 1 неделя).

Педагог: «Ребята, представьте себе, что мы неожиданно попали в сказочный лес. Изобразите, как вы удивлены».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – вниз, пальцы разжаты:

1) поднять плечи, повернуть голову направо;

2) вернуться в исходное положение;

3) поднять плечи, голову повернуть налево;

4) вернуться в и.п. («поморгать глазками – удивились, куда же мы попали»).

Педагог: «Ребята, давайте теперь изобразим листопад в нашем сказочном лесу».

И.п. – ноги вместе на «пружинке», руки внизу, голова опущена на грудь:

1-3) сделать вдох, медленно встать на носки, руки через стороны поднять вверх (« дерево растёт, набирается сил, тянется к солнцу »);

4) сделать выдох, вернуться в и.п., руки уронить вниз, расслабляя, поочерёдно сгибая кисть в локтях (« дует ветер и обрывает ветви и листья »).

  1. Показать, как Коза. Баба Яга, Красная Шапочка и др.
  • смотрится в зеркало;
  • пробует любимое блюдо;
  • пробует нелюбимое блюдо;
  • выслушивает комплименты;
  • выслушивает замечания;
  • садится на стул.
  1. Диалоги-пантомимы:
  • разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга;
  • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому;
  1. Загадки-пантомимы:
  • в магазине – отдать товар, который нужен покупателю, с помощью жестов
  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке
  • отгадать профессии (по характерным движениям и позе)
  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом)
  • отгадать настроение.
  • отгадать, какая погода на улице
  • отгадай, что я ем (сладкую конфету, кислый лимон, горький перец) (Ст. гр., сентябрь, 3 неделя).

Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)

  1. Показать частями тела:
  • как твои плечи говорят: «я горжусь».
  • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».
  • как твой палец говорит: «иди сюда».
  • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»
  • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».
  • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»

а) Образные упражнения под музыку:
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).

  • «Вальс снежинок»
    Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».
  • «Дремучий лес»

Страшно и неприглядно в дремучем лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).

  • «Времена года»
    Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).
    Предложенные в данном разделе игры могут быть дополнены и заменены педагогом по своему усмотрению.

б) Упражнения на развитие двигательных способностей детей

Цели: развивать двигательные способности детей – ловкость, подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации), внимание; регулирование поведения; обучение приемам саморасслабления.

  • Этюды на выразительность жеста
  • Этюд «Тише»
    Два ПОРОСЁНКА должны перейти дорогу, на которой спит ВОЛК. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».
    Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
  • Этюд «Иди ко мне»
    Волк манит к себе петушка, который сидит на жердочке.
    Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты
    навстречу петушку.
  • Этюд «Уходи!»

Бык прогоняет волка. Выразительные движения: кисти рук расположены над головой, указательными пальцами вперёд.

Детям предлагаются игрушки – персонажи сказки. Дети должны показать, как они любят свою игрушку – петушка, котика и т.д.

Дети встают в круг (на расстоянии вытянутых друг от друга рук), воспитатель предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх (как у волка из сказки). Дети иллюстрируют это, разводя широко руки в стороны. Далее просит показать, какие бывают глаза у того, кто боится (дети изображают большие, круглые глаза). Затем педагог говорит, что страх уменьшается, и вместе с детьми делает руками соответствующие движения. В конце игры предлагает посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого нет страха, так как он исчез.

  • Этюд «Игра в снежки»
    Зима. Дети играют в снежки.
    Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
  • Этюд «Игра с листочками»
    Дети гуляют по лесу. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся листочком, то шуршат листьями под ногами, то подбрасывают их вверх. Затем садятся на землю и начинают играть с листьями: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль, то складывают букет.
  • Этюд «Дружная семья»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один щепу дерёт, другой глину месит, третий печь кладёт, кто-то стены конопатит и т. п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

  • Развитие активного внимания
  • Игра «Слушай хлопок!»
    Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «петушка» (стоять, вытянув шею, руки прислонены к бокам), на два хлопка — позу «кошки» (присесть на корточки, выгнуть спинку), на три хлопка — возобновить ходьбу.
  • Игра «Пишущая машинка»
    Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово (название героев сказки) или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
  • Игра «Четыре стихии»
    Это игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
    Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
  • Игра «Что изменилось?»
    Ведущий ставит перед детьми от трех до шести-семи игрушек (сказочные герои), дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
  • Игра «Ухо — нос»
    По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» — за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть тела, которая называется ведущим.
  • «Что изменилось»
    1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин. дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.
    2 вариант: часть детей – «артисты», они показывают мизансцену из спектакля, остальные дети – зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
  • «Тень»

Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (имитирует движения персонажей сказки). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

  • «Внимательные звери»
    Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
  • «Зеркало»
    Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок – «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.
  • «Дружные звери»
    Дети распределяются на три команды: волки, петухи, коты. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, волки – топнуть ногой, петухи – хлопнуть в ладоши, коты – поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.
  • Преодоление двигательного автоматизма
  • Игра «Стоп!»
    Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».
  • Игра «Замри»
    Дети прыгают под музыку, ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Не успевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку. Играют до тех пор, пока не останется только один играющий, который признается победителем.
  • Игра «Пожалуйста!»
    Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает движения (животных из сказки), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например: улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.
  • Игра «Запрещенное движение»
    Дети стоят лицом к ведущему, который показывает движения (животных из сказки), и повторяют за ним. Затем выбирается одно животное, которое изображать запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
  • Тренировка отдельных групп мышц
  • Этюд «Винт»
    Пятки и носки вместе, корпус поворачивается влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом.
  • Этюд «Насос и мяч»
    Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько перед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков, «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

Источник

Читайте также:  Занимаюсь боксом какие делать упражнение
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector