Выполнить упражнение согласно схеме пример см ниже



Выполнить упражнение.(См.ниже)

Здравствуйте, ребята.

Задание.

1) Вам нужно коротко законспектировать тему в тетради. (Она нам понадобится на 2 курсе для сдачи экзамена). По возможности фото конспекта приложить к выполненному упражнению.

Выполнить упражнение.(См.ниже)

Упр.можно сдать в программе WORD.

Правописание наречий

При правописании наречий можно выделить несколько типов правил:

1) правописание наречных суффиксов;
2) правописание наречий через дефис;
3) слитное и раздельное написание наречий.

1) Правописание наречных суффиксов:

а) на конце наречий, образованных от полных прилагательных, пишется:

  • суффикс – после твёрдых согласных,
  • суффикс – после мягких согласных;

Внешний → внешне.

б) на конце наречий после шипящих:

  • под ударением пишется : общо́;
  • без ударения – : певу́че.

Исключения: ещё;

в) на конце наречий, образованных от кратких прилагательных:

  • с помощью приставок из- (ис-), до-, с- (со-), пишется ;

Изредка, досуха, справа.

с помощью приставок в-, за-, на-, пишется ;

Вправо, направо, запросто.

г) наречия с приставкой по- на конце имеют ;

Подолгу, поскольку, постольку.

д) на конце наречий (и частиц), после шипящих пишется ь.

Вскачь, бишь, слышь, вишь, наотмашь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

2) Правописание наречий через дефис:

а) наречия (включая местоименные наречия), образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и.

Другой → по-другому, настоящий → по-настоящему, человечий → по-человечьи, английский → по-английски, лисий → по-лисьи.

По аналогии со словами по-английски, по-французски, по-немецки, по-русски через дефис пишется наречие по-латыни;

б) наречия, образованные от порядковых числительных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой в- (во-) и суффиксом -их (-ых);

Первый → во-первых, второй → во-вторых.

в) термин на-гора;

г) наречия (включая местоименные наречия) с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь, -таки;

Кое-как, зачем-то, хорошо-то, когда-нибудь, где-либо, всё-таки.

д) наречия, образованные повторением:

Еле-еле, чуть-чуть, вот-вот.

  • того же корня, осложнённого приставками и суффиксами;

Видимо-невидимо, мало-помалу, всего-навсего, как-никак, давным-давно, волей-неволей.

С бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно, нежданно-негаданно.

Обратите внимание!

1) Пишутся слитно местоименные наречия с приставкой по-, образованные:

Потому, почему, посему, поэтому.

  • приставочно-суффиксальным способом от полных прилагательных с суффиксом .

Месячный → помесячно, декадный → подекадно, строчный → построчно.

2) Пишутся раздельно:

  • наречные сочетания, составленные из повторяющихся существительных с предлогом между ними.

Бок о бок, с боку на бок, честь по чести.

Исключение: точь-в-точь, крест-накрест;

  • беспредложные сочетания, состоящие из повторяющихся существительных (второе – в творительном падеже).

Чин чином, честь честью;

  • сочетания с однокоренными словами (наречие + глагол), в которых первое – наречие на -мя.

Кишмя кишеть, ревмя реветь.

3) Не путайте наречия и наречные местоимения (пишутся через дефис) с омонимичными сочетаниями предлогов с прилагательными и местоимениями-прилагательными (пишутся раздельно). Для того чтобы их разграничить, используйте следующее правило: прилагательное и местоимение-прилагательное можно изъять из предложения; с наречием эта операция невозможна.

Поезда ходят по прежнему расписанию (Поезда ходят по расписанию). – У нас всё по-прежнему (прежнему изъять нельзя); События развивались по другому варианту (События развивались по варианту). – Он всё сделал по-другому (другому изъять нельзя).

Д) Наречия, образованные от существительного с предлогами

Правописание наречий и наречных сочетаний, возникших из сочетаний «предлог + существительное в определённом падеже», во многом определяется традицией.

Вместе с тем слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний зависит:

1 . от типа существительного, к которому восходит наречие:

а) обычно пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе именные формы, которые в современном русском языке не употребляются.

Упражнение

Раскройте скобки, запишите следующие слова слитно, раздельно, через дефис.

(В) высь подняться – (в) высь небесную взлететь, (в) век не забыть друга – (в) век научно-технического прогресса, (в) конец разобидеться – убежать (в) конец переулка, носить пальто (в) накидку – одеться (в) накидку из шёлка, произносить (в) растяжку – отдать обувь (в) растяжку, (во) время войти – (во) время войны, костюм мне (в) пору – (в) пору далёкой юности, (в) тайне завидовать – (в) тайне кроется ответ, раздаться (в) ширь – (в) ширь полей степных, поднять голову (к) верху – прикрепить (к) верху двери, опустить голову (к) низу – подставить (к) низу шкафа, взойти (на) верх – подняться (на) верх склона, (на) завтра будет праздник – отложить дела (на) завтра, (на) лицо была ошибка – (на) лицо упала тень, (на) сколько можно судить – (на) сколько эта сумма меньшей необходимой, стрелять (на) удачу – надеяться (на) удачу, идти (на) встречу – идти (на) встречу с сыном, (на) утро выпал снег – строить планы (на) утро, явиться не (во) время – этот вопрос надо решать не (во) время занятий, прочертить (по) верху – пройти (по) верху забора.

Читайте также:  Упражнения обручем с шариками

Здравствуйте, ребята.

Задание.

1) Вам нужно коротко законспектировать тему в тетради. (Она нам понадобится на 2 курсе для сдачи экзамена). По возможности фото конспекта приложить к выполненному упражнению.

Выполнить упражнение.(См.ниже)

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Краткое содержание курса Культура речи как наука. Предмет и задачи культуры речи. Современная литературная норма и ее кодификация. Понятие «норма литературного языка»

Название Краткое содержание курса Культура речи как наука. Предмет и задачи культуры речи. Современная литературная норма и ее кодификация. Понятие «норма литературного языка»
страница 3/7
Тип Краткое содержание

filling-form.ru > Туризм > Краткое содержание

Вариант 6. Функциональные стили русского литературного языка. Газетно-публицистический стиль.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Публицистический стиль в его устной и письменной разновидности. Жанровое разнообразие.

3. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

Вопросы для контроля.

1. Какие функции реализуются в газетно-публицистическом стиле?

2. Какие отличительные черты присущи этому стилю?

3. Жанровое разнообразие стиля?

4. Каковы основные факторы, влияющие на установление контакта между аудиторией и слушателями?

Понятия и термины: риторика, риторические приемы, красноречие.

Написать рассуждение на одну из тем:

1. «Не спеши языком, торопись делом».

2. У одного мудреца спросили: «Где ты учился благовоспитанности?»

— «У неблаговоспитанных», — ответил мудрец.

3. «Хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

Пользуясь толковым словарем, объясните значение слов:

Оратор, лектор, трибун, вития.

Поставить ударение в словах:

Алфавит, валовой, договор, портфель, приданое, ремень, таможня, феномен, лоскут, баловать, усугубить, раскупорить, обеспечение, звонит, каталог, завидно, намерение.

Тема: «Сложноподчиненные предложения».

Методические советы: основное условие правильного употребления запятой в сложноподчиненных предложениях — умение разбираться в их грамматической структуре, умение выделить в сложноподчиненном предложении главное и придаточные. Следует обратить внимание на союзы, на сочетание сочинительного и подчинительного союзов, двух подчинительных союзов.

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например:

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. Я думал, что это тень от облака, и высказал Дерсу свое предположение.

2.Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится (так же, как при однородных членах предложения), например:

Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы.

3.Между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами, ставится запятая, например:

В лесу человек особенно остро ощущает, что природа полна тайн, что за каждым деревом таится загадка.

4. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (что если, что когда, что хотя и др. сочетания), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (и чтобы, и если, и хотя, но когда, но если и др. сочетания) запятая между ними не ставится, если дальше за ними не следует вторая часть сложного союза ТО, ТАК, НО. В противном случае запятая ставится, например:

Он не чувствовал юмора в их шумных разговорах и, когда они шутили, не смеялся

Сравнить: Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, ТО сам виноват.

5. Если сложноподчиненное предложение начинается с придаточного, в начале которого стоит сложный подчинительный союз, запятая перед второй частью союза не ставится. Если сложный подчинительный союз стоит на стыке главного и придаточного предложений, то запятая ставится либо перед всем союзом, либо перед второй его частью, например:

По мере того как разгорался костер, ярче освещались выступившие из темноты кусты и стволы деревьев. Сравнить: Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. Все это сказано для того, чтобы возбудить внимание к жизни многотысячной армии начинающих писателей.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Каждый зазн ется (на) столько (на) сколько (не) хватает ему разума.

Зачем с тем м рит ся кто любит бр нит ся. Где все в новаты там (ни, не) кто (не) в новат. Плюшкин тоже думал о том как ему отбл год рить гостя за такое бе пр мерное вел кодушие. Я пр глашал вас господа с тем что(бы) сообщить вам пр непр ятное известие. С тех пор как определилась цель экспедиц и нам все стало ясно. Яков был прозван турком потому что действительно происходил от пленной турчанки. Часто люди гордят ся ч стотой своей совести только (по)тому что они обл дают короткой памятью. Каштанка отлично помнила как она провела день и как попала на этот (не)знакомый тротуар. Скажи мне ветка Палестины где ты р сла где ты цвела ? Трудно переч слить все то чему я научился и что узнал в ун в рсите. Я подумал что если (не) помоч этому малому жадный город засосет его. Р стову было так (не) ловко и (не)приятно с Борисом что когда после ужина Борис заглянул к нему он пр тв рился спящим и на другой день стараясь (не)видеть его уш л из дома. (Ни, не) когда (не) подходите к человеку думая что в нем больше дурного чем хорошего. Разум может подсказать чего следует избегать и только сердце говорит что следует делать. Достойный человек (не) тот у кого нет (не)достатков а тот у кого есть достоинства. Если(бы) пр шлось определять день Праз ника русской культуры то лучшего дня чем день рождения Пушкина и искать(бы) не пр шлось.Скажи мне с кем ты знаком и я скажу кто ты. Да я мудрее их потому (что) я знаю что (ни, не) чего (не) знаю а они (ни, не) чего (не) зная думают что все знают.

п.п. Правильное

написание Грамматическое

правило Новые примеры на то же правило 1. Предлагать В корне ЛАГ- пишется А (перед Г ), в корне ЛОЖ — пишется О ( перед Ж ). Излагать, изложить, слагаемое, уложили, разлагающий, предположения, предполагать. 2. Нигде

не был В отрицательных наречиях под ударением пишется частица НЕ -, без ударения — НИ -. Негде, никуда, некогда, ниоткуда, неоткуда, нигде. 3. Бесцеремон —

ный Приставки БЕС -, ВОС-,

пишутся с буквой С перед глухими согласными. Бесконечный, бесформенных, исчерпать, расхватать, воссоздать, расшифровать.

Достич , бор тся, свеч й, стрел ный, (не) спеша, (не)(по) русски, (на) двое, жест ной, письмо отправл но, крое ный по косой, об единить, если (бы).

Литература

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. — Ростов н/Д, 1999.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. — Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2000.
  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи 2-е изд. Испр. — М., 1988.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд.,испр. и доп. — М., 1987.
  5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. — М., 1996.

Вариант 7. Функциональные стили литературного языка. Разговорно-обиходный стиль.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Разговорный стиль. Его характерные особенности. Лексика и использование внеязыковых средств.

3. Различие между книжной и разговорной речью.

Вопросы для контроля.

1. Чем характеризуется разговорно-обиходный стиль?

2. Каковы лексические и внелексические средства этого стиля?

3. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

Понятия и термины: функциональные стили; внеязыковые средства; внелексические средства; образные средства языка.

а) Привести пример текста, относящегося к разговорно-обиходному стилю.

б) Найти и исправить ошибки в употреблении разговорной лексики в текстах официально-делового стиля.

Деловое письмо: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки».

Анкета: «Должность родителей : мама — врач, папа — инженер».

Адрес на конверте: «Ростовская обл., г. Каменск — Шахтинский, ул. Садовая, общежитие девчат».

Объяснить происхождение пяти любых фразеологизмов.

Тема: «Вводные слова и предложения».

Методические советы. Трудность изучения темы заключается в том, что нужно знать, какие слова являются вводными. Постарайтесь понять значение вводных слов, помните об отсутствии грамматической связи их с членами предложения. Научитесь отличать вводные слова от членов предложения.

Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми, скобками, тире.

1. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, которые можно разделить на следующие группы:

а) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, удивление, сожаление):к счастью, к радости, к огорчению, к сожалению, к удивлению, к несчастью и др.

б) вводные слова, выражающие уверенность, предположение, возможность, неуверенность: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

в) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, по словам, по мнению, по сообщению, по-моему, помнится, словом и т. д.;

г) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:

конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

д) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видите ли, согласитесь, представьте себе, скажем, допустим, пожалуйста и т. д.

2. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных слов, то в качестве членов предложения, например: правда, видно, словом, кажется, однако, может быть, казалось и др.

Он может вернуться сегодня. Он, может, вернется сегодня. Однако умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных видах. Он, однако, заблуждается.

3. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова: ведь, вот, будто, как будто, вдруг, однажды, даже, именно, приблизительно, примерно, вряд ли, по-прежнему, пусть и др.

4. Вводные слова отделяются от союзов запятой, например:

Он любил жизнь, и, видимо, жизнь его любила. Долга полярная ночь, но, к счастью, и ей приходит конец. Исключение составляет союз А. Если вводное слово можно отпустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры, то вводное слово отделяется от союза А запятой, если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится, например:

Давай поедем вниз по Волге, а может, вверх по Ангаре. Река по соседству не мелкая, а, наоборот, глубокая.

1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например:

Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.

2. Как правило, запятыми выделяются вводные предложения, включаемые посредством союзов КАК, ЕСЛИ,ЧТО,СКОЛЬКО и др., например:

Я, как уже сказано, никогда не отличался красноречием.

3. Распространенные вводные предложения выделяются тире или скобками, например:

Мой приход — я это мог заметить — несколько смутил гостей

Более сильным выключающим знаком являются скобки, например:

Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две — три не гулять (он прогулок без целей терпеть не мог), а собирать травы, насекомых.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ни (не) кто (не) трогал например сыроежек. И в береж ный глаз бывает пылинка поп дает. Разговор опять (таки) принял как (будто) (бы) самый мирный оборот. Словом можно убить словом можно спасти словом можно полки за собой повести. Явление шаровой молнии наук извес но однако мало изуч но. И такой народ по его мнению заслуживает лучшей доли. Добрый ужин был (бы) нам однако нужен. Печорин был погруж н в задумчивость и кажется во(все) (не) тор пился в дорогу. Но как говорит ся глаза стр шат а руки делают. Подумайте что может быть ужаснее как любить и (не) быть любимым! (Во) первых на тропе (ни, не) где (не) было следов (во) вторых по сторонам она не была очищена от ветвей. И огромный рост и толщина казалось (не) только (не) мешали но наоборот ув личивали в эту минуту тяжеловесную грац ю его фигуры. Но это (не) только его (не)смутило а наоборот делало еще более суровым и гордым. Проехавши пятнадцатую версту Чичиков вспомнил что десь по словам Манилова должна быть его деревня. Спрятавши деньги Плюшкин сел в кресло и уже казалось больше (не) мог найти материи о чем говорить. Данко любил людей и думал что может быть без него они погибнут. К удивлению моему (ни, не) кто (не) почел нужным опровергнуть такое ужасное наверное (ни, не) (на) чем (не) обоснов ное обв нение. Лес все (таки) очень велик и наверное в нем есть хоть аршин земли на который (не) ступала нога человека.

п.п. Правильное

написание Грамматическое

правило Новые примеры на то же правило 1. Предлагать В корне ЛАГ- пишется А (перед Г ), в корне ЛОЖ — пишется О ( перед Ж ). Излагать, изложить, слагаемое, уложили, разлагающий, предположения, предполагать. 2. Нигде

не был В отрицательных наречиях под ударением пишется частица НЕ -, без ударения — НИ -. Негде, никуда, некогда, ниоткуда, неоткуда, нигде. 3. Бесцеремон —

ный Приставки БЕС -, ВОС-,

пишутся с буквой С перед глухими согласными. Бесконечный, бесформенных, исчерпать, расхватать, воссоздать, расшифровать.

Вид шь, ключ м, (не) торопясь, (по) французски, пчели ный, повесть законч на, хвале ный препарат, в санатори , если (бы), насл_ждаться, здра_ствовать.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector