Вячеслав жилин речевые упражнения

О педагоге

Жилин Вячеслав Александрович

Экс-президент и Почетный член Педагогического общества Карла Орфа (ROSA) (пос. Варна, Челябинская обл.)

О преподавателе

Основатель орфовского движения в России.
Экс-президент Педагогического общества Карла Орфа – Russian Orff-Schulwerk Association (ROSA), организованного в 1988 году при Челябинской организации Всероссийского музыкального общества.

  • Член Американского общества ранней музыки (Early Music America)
  • Член Европейского общества виолы да гамбы (viola-da-gamba-gesellschaft)

Владеет свободно немецким и английским языками.

  • Челябинское государственное культурно-просветительное училище, 1969 г. – по специальности «Руководитель оркестра народных инструментов»
  • Челябинский государственный институт культуры, 1976 г. – по специальности «Руководитель оркестра народных инструментов»
  • Орф-институт (Зальцбург, Австрия), 1992 – 1993 гг. – годичная стажировка по специальности «Музыкальное и двигательное воспитание по системе Карла Орфа»
  • Курсы по педагогике Карла Орфа в Германии, Австрии,Финляндии

Награды и почетные звания:

  • Отличник культуры, Значок Министерства культуры «За отличную работу», приказ №212 от 19.04.1989 г.
  • Профессор открытого университета «Экология культуры» в Санкт-Петербурге, 1997-2003 гг.
  • Почетный член Всероссийского музыкального общества, Диплом №233 от 28 декабря 1994 г.
  • Медаль Pro Merito («За заслуги»), за заслуги в области музыкального воспитания – Германия. Вручена в 2001 году в Зальцбурге (Австрия) профессором, доктором Германом Регнером, лаудацио – Мануэла Видмер.
  • Премия Законодательного Собрания Челябинской области от 21 мая 2004 г.

Организационная работа

  • Основание в 1988 г. российского Педагогического обществаКарла Орфа при Челябинском областном музыкальном обществе. Являлся председателем этого общества до 2015 года. В настоящее время Общество объединило педагогов, проживающих практически во всех субъектах Российской Федерации – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Великий Новгород, Казань, Курган, Тюмень, Пермь, Томск, Омск, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Якутия, ЯНАО, ХМАО (Югра) и др., – а также за рубежом: Беларусь, Украина, Эстония, Австрия (общий перечень членов Общества в разделе ROSA – Участники).

Организация в 1992 г. общеобразовательной школы им. Карла Орфа совместно с заведующей РОНО В.М. Юсуповой (в настоящее время Гимназия им. Карла Орфа), которая включает в расписание и в аттестат в числе прочих ещё и следующие музыкальные предметы: «Блокфлейта»; «Оркестр русских народных инструментов», «Орф-урок». Программы этих уроков разработаны В. А. Жилиным.

  • Организация Орф-Центра в Санкт-Петербурге в 1998 г.
  • Организация международных летних курсов в селе Варна с преподавателями из Западной Европы и участниками со всей России, а также с Украины, из Белоруссии, Эстонии, Казахстана, Узбекистана, Турции.
    Иностранные преподаватели на этих курсах:
    – 1992 г.- Мануэла и Михель Видмер (Австрия);
    – 1994 г. – Кристиана и Эрнст Виблиц (Австрия);
    – 1996 г. – Сойли Перкио (Финляндия) и Ориетта Маттио (Италия);
    – 1998 г. – Мануэла и Михель Видмер (Австрия);
    – 2000 г.- Сойли Перкио (Финляндия) и Ориетта Маттио (Италия);
    – 2002 г. – Райнхольд Виршинг (Австрия) и Хольгер Мауте (Финляндия).
  • Организация международных семинаров с участием приглашенных иностранных специалистов в разных городах России:
    – Санкт-Петербург: Сойли Перкио, Хольгер Мауте (Финляндия), Ориетта Маттио (Италия), Ульрике Юнгмайр (Австрия);
    – Екатеринбург: Хольгер Мауте (Финляндия), Даг Гудкин (США);
    – Челябинск: Хольгер Мауте (Финляндия);
    – Великий Новгород: Даг Гудкин (США);
    – Москва: Леонардо Ривейро, Ульрике Юнгмайр, Барбара Хазельбах (Австрия);
    – Омск: Андреа Санджорджио (Италия);
    – Томск: Андреа Санджорджио (Италия).


Проведение авторских семинаров, курсов,
мастер-классов в России и странах СНГ

В.А. Жилин регулярно проводит авторские семинары, курсы, мастер-классы. География его педагогической деятельности включает такие города, как Архангельск, Братск, Великий Новгород, Волгоград, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Курган, Магнитогорск, Мегион, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Северодвинск, Томск, Тюмень, Уфа, Челябинск, Самара, Минск (Беларусь).

Читайте также:  Упражнения для коррекции щек

Участие в международных мероприятиях
Вячеслав Жилин принимает активное участие в международных мероприятиях по Орф-педагогике, читает доклады, проводит мастерские на международных музыкально-педагогических конференциях и симпозиумах. Основные прошедшие мероприятия международного уровня:

  • Зальцбург, Австрия, июль, 1990 – участие в симпозиуме.
  • Халляйн, Австрия,июль 1995 – участие в симпозиуме·
  • Траунвальхен, Германия,июль 2000 – участие в симпозиуме.
  • Цинциннати, штат Огайо, США, ноябрь, 2002 – выступление.
  • Санкт-Петербург, январь, 1997 – проведение курса и перевод с немецкого.
  • Оривеси,Финляндия, март, 1998 – доклад.
  • Москва, ноябрь,1999 – проведение курса.
  • Новосибирск, ноябрь, 2000 – проведение курса.
  • Омск, апрель,2003 – проведение курса и перевод с немецкого и английского.
  • Бирмингем, штат Алабама, США, ноябрь 2005 – проведение курса.

Публикации на музыкально-педагогическую тему

  • Речевые упражнения. – Екатеринбург, 1996.
  • Сопровождение на орф-инструментах. – Екатеринбург, 1997.
  • Дразнилки. Упражнения для блокфлейты и ударных. – Екатеринбург, 1998.
  • Музыка, движение, хайку. – Екатеринбург, 1998.
  • Орф-уроки. – Екатеринбург, 1997.
  • В путь с блокфлейтой. – Екатеринбург, 1998.
  • Дети, музыка, творчество. – СПб., 1998.
  • Чемодан с сюрпризом. Упражнения для русских народных инструментов, блокфлейт и ударных. – Екатеринбург, 2000.
  • Songs and Dances from Russia / На немецком и английском языках. – Mainz: Schott Musik International, 2000.
  • Русские народные песни и танцы. Для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке В. Жилина. – Челябинск, 2004.
  • Занимательные игры для чтения с листа. – Челябинск, 2005.
  • Орф-Шульверк. Музыка для детей. / Сост., пер. с нем.: Жилин В.А. – MPI. – Челябинск, 2008.
  • Дразнилки. Упражнения для голоса, блокфлейты и ударных. – MPI. – Челябинск, 2012.
  • Даг Гудкин. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / пер. с англ.: Е. Ботнева, Е. Лысова / Перевод текстов песен, научное консультирование: В. Жилин. – М.: Классика-XXI, 2013.
  • Статьи в периодических изданиях в России, Австрии, Германии, США.


Публикации о нем

В отечественной периодической прессе: журнал “Музыкальная жизнь”, газеты “Московские новости”, “Советская Россия”, “Советское село”, “Челябинский рабочий”, “Южноуральская Панорама”, “Губерния” и др.
В иностранной печати: Orff-Schulwerk Informationen (Австрия), JaSeSoiRi (Финляндия), Orff-Echo (США) и др.

Телепередачи (избранное):

  • “Учитель музыки из Варны”. Телецентр “Останкино”, 1988 г.
  • “Воспитание по Карлу Орфу”. Челябинское телевидение, 1991 г.
  • Курганское телевидение, приблизительно в 1994 г.
  • Телевидение Мегиона, приблизительно в 1998 г.
  • Омское телевидение, приблизительно в 2001 г.
  • Томское телевидение, приблизительно в 2002 г.
  • Телеканал “ВОТ”, г. Санкт-Петербург, 2008 г.

Источник

Развитие музыкальных способностей в ДОУ

Разделы: Музыка

Великий педагог В. Сухомлинский писал « то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте- это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». Поэтому необходимо начинать музыкальное развитие ребенка, как можно раньше – упущенное время невосполнимо! Наиболее благоприятного периода для развития музыкальности, чем детство, трудно себе представить.

Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость. Нужно помочь каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения, для поддержания интереса в дальнейшем развитии.

В основе обучения детей дошкольного возраста лежит комплекс предметов, образующих новое учебное формирование – группы раннего эстетического развития.

Основные задачи эстетических центров:

  • Выявление способностей и возможностей ребенка;
  • Расширение кругозора;
  • Развитие творческой активности ребенка;
  • Преодоление трудностей развития, подготовка к школе;
  • Воспитание интереса и любви к музыке;

Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре. Запоминание также лучше всего происходит в процессе игры, как в основном виде деятельности ребенка. Следовательно, при построении урока нужно руководствоваться принципом чередования одних игровых заданий с другими.

Читайте также:  Упражнения для внутренней зоны бедер

Я веду предмет «музыка» в группе раннего эстетического развития в детской школе искусств, я очень люблю заниматься с малышами. Считаю, что занятия в группах эстетического развития активизируют полезную деятельность детей, развивают музыкальное мышление, индивидуальность, способность к самовыражению. И пусть ребенок не станет в будущем музыкантом или художником, но соприкосновение с миром прекрасного в таком раннем возрасте непременно обогатит его духовный мир, позволит ему полнее раскрыться как личности. В своей работе я опираюсь на программу Льва Виноградова «Элементарное музицирование», используя методику Вячеслава Жилина, применяю в работе элементы системы обучения Карла Орфа. Немецкий композитор, педагог Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя, особая музыка, предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте. Это не просто музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Ее Орф назвал «элементарной музыкой» для творческого самовыражения детей. В результате, музыкально-педагогической работы Карла Орфа было создано пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк». Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, развитие природной музыкальности, раскрепощение индивидуально-творческих сил.

Предмет «развитие музыкальных способностей» включает следующее направления обучения:

  • Интонационное развитие и движение под музыку;
  • Ритмическое развитие и речевая декламация;
  • Освоение музыкальной грамоты;
  • Слушание музыки.
  • Игра на шумовых инструментах;
  • Пальчиковые игры.

Упражнение для работы на уроке.

Для того, чтобы подготовить голоса детей к пению, полезны речевые упражнения:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Упражнения развивающие речевое и певческое дыхание;
  • Развивающие игры с голосом;
  • Речевая зарядка;
  • Ритмодекламации

Артикуляционная гимнастика.

Используется упражнение из работы В.В. Емельянова «фонопедический метод развития голоса». Артикуляционная гимнастика помогает:

  • Устранить напряжение и скованность мышц;
  • Разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
  • Развить мимику, выразительную дикцию.

Вот зарядка язычка:

Влево –
вправо
Раз,
два,
Вверх –
вниз
Вверх –
вниз
Язычок, не ленись!
Губы просыпайтесь!
ротик, открывайся!
Язычок, покажись
И зубов не страшись!

А зубы-то, а зубы
кусают даже губы.
Кусаются, кусаются
И не унимаются.
А губы-то хохочут,
То сильно обижаются.

То весело хохочут,
То снова обижаются
Зубам надоело кусать-
Стали язык жевать
Язычок- не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!
Зубки , зубки, успокойтесь,
Хорошенечко умойтесь,
Не сердитесь, не кусайтесь,
А вместе с нами улыбайтесь!

проткнуть язычком левую щеку,
проткнуть язычком правую щеку,
еще раз левую,
еще раз правую щеку
проткнуть язычком верхнюю губу
затем нижнюю,
еще раз верхнюю губу
еще раз нижнюю губу

«вибрато» губами
широко открыть рот,
покусать кончик язычка,
высовывать язык вперед и убирать назад,
покусывая всю поверхность языка,

покусать нижнюю губу по всей поверхности,
покусать верхнюю губу по всей поверхности,

в улыбке открыть верхние зубы,
вывернуть нижнюю губу,

пожевать язык боковыми зубами,

провести язычком между верхней губой и зубами,
провести язычком между нижней губой и зубами,
улыбнуться.

Развивающие игры с голосом.

Игры с голосом – это подражание звуком окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных, «голосам» неживой природы (тикать, капать и т.д.).

Систематическое использование игр голосом дает возможность:

  • почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
  • выплеснуть излишки энергии, снять усталость и утомление;
  • успешно развивать интонационный слух.

звукоподражание по тексту

Речевая зарядка.

Цель речевой зарядки – подготовить голоса детей к речи и пению. Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса, снимают чувство усталости.

Разучиваются речевые зарядки с имитацией движений, соответствующих содержанию текста.

Лес ночной
был полон звуков:
Кто-то выл – у-у
А кто- то мяукал, – мяу-мяу.
Кто-то хрюкал, –хрю-хрю
Кто-то топал, – топ-топ,
Кто-то крыльями
ЗАХЛОПАЛ, – ХЛОП-ХЛОП,
Кто-то ухал, – ух-ух,
И кричал – ай-ай,
И глазищами
Вращал.
Ну, а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
Молчал!
Мы ногами – топ-топ-топ,
А руками – хлоп-хлоп-хлоп,
Головою – круть-круть-круть,
Постучали в грудь – в грудь – в грудь
Пяточками – топ-топ-топ,
По коленкам – шлеп-шлеп-шлеп,
Мы конфетку – ам-ам-ам
И погладим по бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики.
(все движения выполнять в соответствии с текстом)

Ритмодекламация

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов.

Игра «Таря-Маря»

Учитель: Таря-Маря в лес ходила…

Дети: В лес ходила ?

Учитель: Таря-Маря шишки ела…

Учитель: Шишки ела, вам велела.

Дети: Шишки ела, нам велела? А мы шишек не хотим. Таре-Маре отдадим.

Сопровождать игру мимикой и жестами, выяснить как выглядит Таря-Маря, какой у нее характер и настроение.

Пальчиковые игры.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Научно доказано, что развитие мелкой моторики, положительно сказывается на творческих способностях, умении логично рассуждать, а также приводит к значительному улучшению памяти, внимания и речи ребенка. Запомнить названия пальцев можно с помощью потешки:

Наш мизинчик утром встал.
Безымянного позвал.
Средний палец потянулся,
Указательный проснулся.
Должен и большой вставать.
Братьев в школу провожать.

Музыкальная грамота

Запомнить названия нот детям поможет веселый стих:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си ноты вслух произнеси.
Ноток семь линеек пять.
Где же ноты размещать ?
Ну-ка выучить изволь ключик «соль» и нота «соль»
На второй линеечке сидят как на скамеечке,
А на первой посмотри поселилась нота «ми».
«Ре» под первой, а под ней, как щеночек у дверей.
«До» калачиком лежит нотный домик сторожит.
Меж линейками кружочки «фа» и «ля» живут дружочки.
Хоть и сверху смотрит «ля»,
но не ссорятся друзья.
На линеечке на третьей нота «си» живет заметьте,
Выше всех сна сидит на подружек вниз глядит.

Слушание музыки

Наибольший интерес и устойчивое внимание у детей вызывает произведения, обладающие элементами изобразительного характера, а также музыка на определенный сюжет. Большое впечатление производит на детей мелодия или отрывок пьесы, сыгранные в ином темпе, регистре, характере, чем они ее привыкли слушать. Дети узнают, какое значение имеет высотность, темп, характер звукоизвлечения.

Произведения для слушания: «Марш» С.С. Прокофьев, «Полька» Гречанинов, «Три подружки» Д. Кабалевский, «Ученый медведь» А. Николаев, «Лиса» Мильман, П.И. Чайковский «Детский альбом» и др.

В заключении хочется сказать, путь развития музыкальности каждого ребенка неодинаков – требуется время и терпение! Не присваивайте ребенку ярлык «не музыкальный», если вы ничего не сделали, для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Сделать трудное интересным, а сложное доступным – вот задача педагога, работающего с детьми.

Литература:

  1. Е.А. Дубровская «Музыкальное развитие ребенка», 2005.
  2. Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей». – М.: Астрель, 2000.
  3. Лев Виноградов «Развитие музыкальных способностей дошкольников».
  4. И.Е. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет».
  5. В.Жилин «Речевые игры и упражнения». – Челябинск, 1995.
  6. О. Леонтьева «Карл Орф». – Музыка, 1984.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector