Вводные логоритмические упражнения цель содержание

Содержание
  1. Логопедическая ритмика
  2. Примерная структура построения логоритмического занятия Упражнения на различные виды ходьбы, бега. Развитие общей моторики – координация речи с движением. Упражнения на развитие мелкой моторики. Мимические, артикуляционные упражнения. Упражнения с предметами и речевым сопровождением – развитие грамматической, лексической, фонетической, звукопроизносительной стороны речи. Фоноритмика, голосовые упражнения. Упражнения на развитие чувства темпа и ритма. Упражненияна расслабление мышечного тонуса – релаксация. Логоритмическое занятие Тема занятия: Домашние животные. Совершенствование темпо-ритмической организации движений. Цель занятия: Совершенствовать темпо-ритмическую организацию движений на материале лексической темы “Домашние животные”. обучающие: совершенствовать умение двигаться в соответствии с ритмично исполняемой музыкой. Активизировать глагольный словарь по теме “Домашние животные”. развивающие: развивать динамическую координацию движений, ориентацию в пространстве, чувство темпа, ритма, мелкую, артикуляционную, мимическую моторику, регулировать мышечный тонус. коррекционные: формировать длительный плавный выдох, силу голоса, слуховое внимание. воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, культуру коммуникации, умение работать в коллективе. Речевой материал: глагольный словарь: роет, ржёт, лакает, скачет и т.д., чистоговорки, звукоподражания. Оборудование: бубен, предметные картинки, изображающие домашних животных, мяч, схемы, барабаны, коврики, мягкие игрушки. 1. Упражнение на различные виды ходьбы и развитие произвольного внимания. Дети идут по кругу в соответствии с речевым сигналом логопеда: “лошадки” — ходьба, высоко поднимая ноги, “козы” — ходьба на пятках, “кошки” — ходьба на носках, 2. Упражнение на развитие дыхания. Дети идут по кругу под спокойную музыку, по сигналу (удар в бубен) останавливаются, выполняют вдох носом – на выдохе произносят ффф (2-3 раза). 3. Упражнение на координацию речи с движением “Мы купили кошке” с музыкальным сопровождением. Мы купили кошке (руки вперёд ладонями вверх) К празднику сапожки (поставить ногу на пятку и повертеть носочком) Причесали её усы, (от щёк развести руки в стороны) Сшили новые трусы. (имитация шитья иголкой) Только как их надевать? (пожать плечами, руки в стороны) Хвостик некуда девать! (показать рукой хвостик за спиной) 4. Упражнение на развитие мелкой моторики “Котёнок-шалун”. Котёнок мамочку зовёт: мяу-мяу, мяу-мяу. (соединяются пальцы одноимённых рук). Он не напился молока: мало-мало, мало-мало. (скрещивают пальцы рук, ритмично поднимают и опускают пальцы) Покормит мама молочком: мур-мур-мур, мур-мур-мур (ритмично поглаживать ладонью одной руки по другой). Свернётся маленьким клубком: ур-ур-ур, ур-ур-ур. (потирать кулачок о кулачок). Потом с клубочком поиграет: цап-цап-цап, цап-цап-цап. (сжимать и разжимать пальцы). И нитку быстро размотает: ап-ап-ап, ап-ап-ап. (указательные пальцы движутся вокруг друг друга). 5. Массаж биологически активных зон “Кисонька”. Дети выполняют под спокойную музыку. СА-са-са – кисонька краса (поглаживания ладонями шеи) Сы-сы-сы – есть у кисоньки усы, (растирание кулачками крыльев носа). Исы-исы-исы – молоко для кисы (поглаживающие движения пальцами по лбу от середины к вискам) Иса-иса-иса – бантиком играет киса (растирание ладонями ушей). 6. Упражнения на развитие артикуляционной, мимической моторики. Дети выполняют артикуляционные упражнения под медленную музыку в медленном темпе, под быструю – в быстром. “Кошечка лакает молоко”. “Облизывается”. “Коза жуёт траву”. “Лошадки”. Мимическое упражнение “Угостим кошечку”. Дети передают мимикой, как кошечка реагирует на угощение молоком, колбаской, лимоном, рыбкой, перцем. Показывают, как она сначала принюхивается. 7. Гимнастика для глаз “Кошка-собака”. Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках картинка с изображением кошки, у второго педагога с изображением собаки. По сигналу “кошка” — дети смотрят на кошку. На сигнал “собака” — смотрят на собаку. Двигаются только глаза. Местоположение картинок меняется. 8. Упражнение с предметом и речевым сопровождением “Что делают?” Дети передают друг другу мяч, называя, действия животных (жуют, роют, охраняют, мяукают и т.д.). 9. Упражнение на развитие силы голоса “Эхо”. Дети делятся на две команды и повторяют за логопедом чистоговорки. Если команде показан большой круг – произносят громко, маленький – как эхо тихо. Ха-ха-ха, да хи-хи-хи в поле пели петухи. Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко. Му-му-му, му-му-му молока кому. Гу-гу-гу, гу-гу-гу гуси на лугу. 10. Упражнения на развитие чувства темпа. А) Без речевого сопровождения – подвижная игра “Лошадь и кучер”. Дети, держась за руки идут по кругу парами под медленный темп, со сменой темпа – бегут. Б) С речевым сопровождением “Медленно-быстро” Детям показывается схема ————- (быстро), — — — — — — (медленно) и картинка с изображением домашнего животного, дети произносят, как голос подаёт данное животное в разном темпе. 11. Упражнение на развитие чувства ритма. Детям предлагается повторить ритмический рисунок с соблюдением количества элементов и пауз. Прохлопать – протопать (повторить за логопедом). Сколько услышишь аккордов проиграет музыкальный руководитель, столько раз прыгнешь, либо хлопками повторить. Логопед отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане. Прохлопать по схеме со слогом “та” (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ). 12. Музыкальная игра “Кошка – мышка”. Из детей выбирается “кошка”, которой завязывают глаза и “мышка” с колокольчиком. “Мышка” убегает от “кошки”, звеня в колокольчик, “кошка” должна догнать “мышку”, ориентируясь на звук колокольчика. 13. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса. Звучит спокойная музыка, дети берут коврики. Наши ножки устали (дети садятся на коврики, поглаживают ножки) Они прыгали, скакали. Наши ручки устали (поглаживают ручки) Они хлопали, играли. Глазки засыпают, дети отдыхают. Дети на спину легли И как кошечки видят сны. Мы отдыхаем, слушаем тихую, спокойную музыку. Нам удобно лежать и слушать музыку… (музыка звучит бодрее) Птички станут щебетать, Будем глазки открывать. Подняли руки вверх. Сели. Повернулись влево-вправо. Что увидели? (игрушки). Кого обозначают эти игрушки? (Домашних животных). Итог. Оценка деятельности детей. — Домашние животные рады вас видеть, и хотят с вами поиграть, а вы хотите? Возьмите их и поиграйте в группе. Источник Виды логоритмических упражнений учебно-методическое пособие Учебное пособие составлено в помощь родителям, с целью создания системы работы по формированию грамотной и чёткой речи. Скачать: Вложение Размер uchebnoe_posobie.docx 86.71 КБ Предварительный просмотр: Виды логоритмических упражнений 1. Ходьба и маршировка Необходимо научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Ходьба в различных направлениях. Цель – развитие ориентировки в пространстве, развитие координации. Упражнение: Дети ходят по кругу под музыку и меняют направление в зависимости от сигналов – «вперед», «назад», «в центр», «кругом», «вправо», «влево» и т.п. Ходьба +речевые упражнения. Цель – развитие артикуляции, развитие двигательных навыков. Упражнение: Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения: Плыли гусята – красные лапки, Озером, озером – все по порядку. Серые плыли, белые плыли. Красными лапками воду мутили. Марш с хлопками на различные доли. Цель: Обучение ходьбе с хлопками. — «большие ноги идут по дороге» 2 раза -«маленькие ножки идут по дорожке» 2 раза Ходьба и маршировка в разном направлении. Лесом и весенним лугом 1,2,3. обычной ходьбой Тишина стоит вокруг 1,2,3. Собрались мы все на луг 1,2,3. Мохом под ногами Ходьба «змейкой» в сочетании Выстлана земля с ходьбой на носках Идем мы на носочках Ступаем мы слегка Мы к лесной полянке вышли Ходьба с высоко подниманием Поднимаем ноги выше колен Через кустики и кочки Через ветки и пенечки Мы старательно шагали И нисколько не устали 2. Упражнения на развитие дыхания Упражнения на развитие силы и длительности ротового выдоха . -Сдувание воздушной струёй лёгких предметов, затем более тяжёлых; -задувание свечи холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем; -приведение во вращение ветряной мельницы холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем; -лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до бурления воды; -надувание резиновых игрушек. При этом следует обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть игрушку: чем меньше, тем совершеннее выдох; -игра на свистящих игрушках (свирели, дудочке, рожке и т.д.). Упражнения на развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот . -Поплёвывание с зажатыми крыльями носа; -лёгкое дутьё холодной струёй на ватку, полоску бумаги; -лёгкое поддувание холодной струёй плавающих в воде объёмных целлюлозных игрушек; -лёгкое поддувание холодной струёй бумажных фигурок, прикреплённых к деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз, жучков, акробатов и т. д.); -лёгкое направленное сдувание или поддувание предметов через соломинки или пластмассовые трубочки; -лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до разбрызгивания воды; -пускание мыльных пузырей; -вращение струёй выдыхаемого воздуха игрушечных ветряных мельниц, двигателей и т.п. Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти. -Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох; -поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох; -зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох; -зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длительный выдох. Упражнения и игры на силу и длительность выдоха. Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см. Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные. При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями. Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние. Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии. Отрабатотка произношения гласных звуков и слогов. Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох : Дождь закапал за окном – кап, кап, кап; Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу; Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ; Учим короткие стихи. Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу. Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики Маятник Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм». Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя. Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!» Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки. 3. Упражнения на развитие голоса. Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения. “Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д. “Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском? Игра «Тихо — громко» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: бубен или барабан. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова: Мы идем и топаем: Мы идем и хлопаем: «Хлоп — хлоп — хлоп». Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания: Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса). И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом). Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью) А котята кувырком. Кот принес всем молока, (говорить следует громко) Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко) В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса. 4.Упражнения для развития артикуляции Упражнение «Лошадка» Я лошадка Серый Бок, Цок-цок-цок. Я копытцем постучу, Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок. Ты с лошадкой прокатись, Звонко цокать научись. На лошадке прокатились, Звонко цокать научились. Остановить её пора. Тпру-тпру, слезай-ка, детвора! Упражнение «Лопаточка» , (собака высунула язык) Целый день щенок играл, И, конечно же, устал. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. Упражнение «Хоботок», (клюв утёнка) Вы попробуйте, ребята Как весёлые утята Губы потянуть вперёд. Никто из вас не устаёт? Даже если мы устанем, Их тянуть не перестанем. Будем долго так держать, Свои губы укреплять. Упражнение «Улыбка» Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится зверушкам. Упражнение «Киска лакает молоко» Производить лакательные движения языком. Посмотрите как легко Кот лакает молоко. «Болтушка», (индюк болбочет) Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. А индюк наш есть не хочет, Ходит он и всё болбочет. «Злой пёс» Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы. Пёс оскалился сейчас, Может укусить он нас. «Толстый и худой поросёнок» Надувать и сдувать щёки. Один поросёнок толстячок, А другой – худышка. 5.Упражнение на развитие речевых и мимических движений 1)«Чья вода вкуснее?» Я буду пить лимонную воду. Морщат нос Я буду пить липовую воду, Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние. 3) Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию). 4) Большие пуговицы и маленькие пуговицы. Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговица). Цель: формирование и коррекция орального праксиса Ход игры: Все дети — обезьянки, стоят по кругу. Пока звучит музыка «Чунга-Чанга», обезьянки передают друг другу «апельсин». Та обезьянка, у которой окажется апельсин, когда музыка остановится, показывает какую-либо гримасу, все за ней повторяют. Взрослый может подсказывать обезьянке гримасы -Вытянуть губы в трубочку Упражнения перед зеркалом: «Удивилки» — поднять брови; «Поразилки» — поднять брови, открыть рот; «Улыбалки» — улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом; «Хмурилки» — нахмурить брови; «Сердилки» — нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» — нахмурить брови, опустить кончики рта вниз. 6.Упражнения для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти Цель: формирование и коррекция слухо-моторной кординации Оборудование: погремушка для каждого участника Ход игры: Группа садится в круг, в котором одно место остается свободным. Участник, справа от которого находится свободный стул, старается взглядом и игрой на инструменте «переманить» кого-нибудь из группы на соседний стул. Когда свободный стул оказывается занят, игру продолжает участник, сидящий справа от свободного стула. Цель: формирование и коррекция слухо-моторной кординации Ход игры: Участники стоят в кругу . Ведущий передает сообщение (один или несколько хлопков в ладоши перед собой, над головой, справа, слева, за спиной, по кругу над головой, по коленкам, по бедрам, указательными пальчиками ; с разным ритмическим рисунком, с разной силой стоящему слева него, а тот, в свою очередь, следующему. Цель: формирование и коррекция зрительного гнозиса Оборудование: обручи нескольких цветов, музыкальная запись. Ход игры: обручи разложены на полу. Как только начинает звучать музыка, участники начинают ходить, бегать, танцевать вокруг обручей. Как только музыка смолкает, ведущий называет цвет, на который можно (нельзя) становиться. Дети находят себе обруч и встают в него. Обручей может быть меньше, чем участников, в каждом обруче может быть по два -три участника. Вместо обручей можно использовать небольшие коврики или лоскуты. Цель: формирование и коррекция зрительно-пространственного гнозиса Дети садятся на стулья, стоящие в ряд на расстоянии 1-1,5 метров друг от друга, по очереди закрывают глаза и выполняют задания педагога. 1. Игрок должен встать со стула, сделать 5 шагов вперед, повернуться направо, снова направо, пройти 5 шагов. Повернуться налево, еще раз налево и сесть на стул. 2. Игрок должен встать со стула, сделать 3 шага вперед, повернуться налево, еще раз налево. Снова пройти 3 шага вперед, повернуться направо, еще раз направо и открыть глаза. 3. Игрок выполняет 4 приставных шага вперед с правой ноги, поднимает вперед левую, затем правую руку, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с левой ноги, поворот направо, налево и открывает глаза. 4. И.П. — руки на поясе. Игрок выполняет 5 приставных шагов вперед с левой ноги, поднимает по очереди вверх руки, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с правой ноги, поворачивается налево, направо, открывает глаза. 5. И.П. — руки на поясе. Игрок выполняет 2 приставных шага вперед с правой ноги, 2 приставных шага вперед с левой ноги, один приставной шаг влево, поворот налево, 1 приставной шаг вправо, поворот налево и 3 шага вперед, открывает глаза. 7.Упражнения для развития ритмических способностей Развитие чувства ритма Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот. Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить. Упражнения на развитие чувства ритма Дети стоят попарно по кругу, держась за обе руки, вытянутые в стороны, и оживлённо поют песню М. Качурбиной «Мишка с куклою пляшут полечку». В паре один – «мишка», другой – «кукла». Пары идут по кругу: Мишка с куклою бойко топают, Бойко топают: посмотри! Топают три раза ногой. И в ладоши звонко хлопают, Звонко хлопают: раз, два, три! Хлопают ладонями три раза. Мишке весело, Мишке весело, Вертит Мишенька головой. Кукле весело, тоже весело, «Мишка» обходит «куклу», Ой, как весело, ой, ой, ой! А потом «кукла» — «Мишку». «Ежик и барабан» Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом. С барабаном ходит ежик, Бум — бум — бум! Целый день играет ежик, Бум — бум — бум! С барабаном за плечами, Бум — бум — бум! Ежик в сад попал случайно Бум — бум — бум! Очень яблоки любил он Бум — бум — бум! Барабан в саду забыл он Бум — бум — бум! Ночью яблоки срывались Бум — бум — бум! И удары раздавались Бум — бум — бум! Ой, как зайчики струхнули! Бум — бум — бум! Глаз до зорьки не сомкнули Бум — бум — бум! Дятел. Учитель говорит: Дятел сел на толстый сук Дети: Тук да тук, тук да тук! У: Всем друзьям своим на юг Дети: Тук да тук, тук да тук! У: Телеграммы дятел шлет, Что весна уже идет, Что растаял снег вокруг: Дети: Тук да тук, тук да тук! У: Дятел зиму зимовал, Дети: Тук да тук, тук да тук! У: В жарких странах не бывал! Дети: Тук да тук, тук да тук! У: И понятно, почему, Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг. Дети: Тук да тук, тук да тук! «Шумит оркестр». Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют. Кыш — кыш (свободное движение рук) Хлоп — хлоп (в ладоши) Шлеп — шлеп (по коленям) Топ — топ ( ноги поочередно) Можно разнообразить, то есть разделить по партиям. Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов Читая текст, отбивайте вместе с ребенком ритм стихотворения хлопками. Затем попросите ребенка сделать это самостоятельно, причем стихи он должен произносить сам. Отправился в Глостер Весь день его дождь поливал. Свалился он в лужу, Промок еще хуже, И больше он там не бывал! 8. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением и без него. Речевые упражнения без музыкального сопровождения Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам. Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках. Кап-кап-кап — Мне зонтик нужен. Оп-оп-оп — Вода по спинке. Буль-буль-буль — Упала шапка. Ой-ой-ой, крутом вода. Да-да-да, себя так жалко. Одевайтесь в дождь всегда! Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. Ритмично притопывают ногами. Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз. Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям. Выполняют ритмичную пружинку. Ритмично кружатся. Ритмично кивают головой. Человечки в доме жили, Меж собой они дружили. Звали их совсем чудно — Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо. Удивлялись человечки: — Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо! Им собака шла навстречу И дышала глубоко. Засмеялись человечки: — Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи? Разобиделась собака И ушами затрясла. Человечки же хохочут: — Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха! Дети ритмично хлопают. Ритмично пожимают плечами. Выполняют ритмичную пружинку. Ритмично потряхивают головой. Ритмично притопывают ногами. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением Цель игры: развитие слуховое внимание, улучшить взаимодействие координации слуха и голоса, повысить работоспособность детей. Ход игры: дети читают стихи под музыкальный стиль без гармонии, только под ударные инструменты. Педагог может играть быстро, медленно, выбрав различные аранжировки музыкальных стилей. Полети на облышко, Принеси нам с неба, Чтобы было летом: В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница. Вышли мышки как — то раз, Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре Мышки дёрнули за гири, Вдруг раздался страшны звон Побежали мышки вон. Логопедические распевки с инсценировкой Чтоб жираф не был простужен, В стужу шарф жирафу нужен. И жена жирафу вяжет Шесть шарфов из рыжей пряжи. Шуршит змея: ш-ш-ш-ш, Шипит змея: ш-ш-ш-ш. Ползет, ползет, старается: 9. Упражнения регулирующие мышечный тонус. Обезьянки Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти. Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т.д. Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения. Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом). Повтори мой танец Цель: формирование и коррекция динамического праксиса Оборудование: музыкальная запись Участники свободно танцуют под музыку. Ведущий несколько минут наблюдает за группой, затем останавливает музыку. Он предлагает всем танцевать, копируя танец одного из участников. Этот участник начинает танцевать, и группа танцует, подражая его манере. Затем ведущий выбирает участника, танцующего в другой манере, и группа снова подражает. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не покажут свой танец. Участники могут пробовать разные движения в парах. Цель: формирование и коррекция праксиса позы — кисти руки Дети разбиваются на пары и встают друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сжимают руку в кулак и прижимают его к кулаку своего партнера так, словно они приклеены друг к другу, а большие пальцы направлены вверх. Задача игроков — прижать своим большим пальцем палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого можно начать следующий раунд. Цель: формирование и коррекция динамического праксиса, двигательных программ Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирается двух водящий – затейник Он становятся в центре круга. Дети идут по кругу, произнося слова: Ровным кругом, друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что затейник нам покажет, То и будем выполнять! После этих слов водящий показывает какое-либо упражнение, а остальные игроки его повторяют. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Покормите птиц. Цель: развитие мелкой моторики рук Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов «Сидит белка. « Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца. Дружба. Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в замок). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца). Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев. Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки». можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца; все пальцы должны участвовать; нельзя отрывать первый палец, не переставив другой. Стол Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости. Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. Источник
  3. Логоритмическое занятие
  4. Виды логоритмических упражнений учебно-методическое пособие
  5. Скачать:
  6. Предварительный просмотр:
Читайте также:  Упражнения лфк при плосковальгусной стопе

Логопедическая ритмика

Разделы: Логопедия

“Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией” Г.А.Волкова.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения.

Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.

Опираясь на работы физиологов о взаимозависимости общей и речевой моторики, о связи двигательных и речевых анализаторов (А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, Е.М.Мастюкова, М.М.Кольцова) развиваю речь детей путём совершенствования общей моторики.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения. Речь с движением развивает артикуляционную моторику, моторику мышц лица, мелкую моторику.

Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений, а двигательный компонент помогает лучше запомнить текст самого стихотворения. Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног, туловища, с помощью чего нормализуется темп и ритм речи, развивается словарь.

Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также на качество исполнения, улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность, развивается слуховое восприятие.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию движений, развитию психических процессов.

Для более успешного проведения занятий необходимо выполнять следующие условия:

  • наиболее благоприятным является взаимодействие на занятии трёх специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя), причём первое занятие может проводить логопед, второе занятие проводит воспитатель.
  • занятие проводится с опорой на лексические темы, темы по развитию звукопроизношения;
  • все упражнения выполняются по подражанию;
  • игровая форма проведения занятий;
  • содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
  • упражнения направлены на согласование речи с движением;
  • занятия проводятся не реже двух раз в неделю;
  • продолжительность занятия 20-30 минут для детей 4-5 лет и до 40 минут для детей 6-7 лет
  • светлое, просторное помещение; дети занимаются в мягкой обуви и свободной одежде, не стесняющей движения;
  • нагрузку в течение занятия необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребёнка;
Читайте также:  Упражнения для того чтобы дольше не кончаться

Примерная структура построения логоритмического занятия

Упражнения на различные виды ходьбы, бега.

Развитие общей моторики – координация речи с движением.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Мимические, артикуляционные упражнения.

Упражнения с предметами и речевым сопровождением – развитие грамматической, лексической, фонетической, звукопроизносительной стороны речи.

Фоноритмика, голосовые упражнения.

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма.

Упражненияна расслабление мышечного тонуса – релаксация.

Логоритмическое занятие

Тема занятия: Домашние животные. Совершенствование темпо-ритмической организации движений.

Цель занятия: Совершенствовать темпо-ритмическую организацию движений на материале лексической темы “Домашние животные”.

обучающие: совершенствовать умение двигаться в соответствии с ритмично исполняемой музыкой. Активизировать глагольный словарь по теме “Домашние животные”.

развивающие: развивать динамическую координацию движений, ориентацию в пространстве, чувство темпа, ритма, мелкую, артикуляционную, мимическую моторику, регулировать мышечный тонус.

коррекционные: формировать длительный плавный выдох, силу голоса, слуховое внимание.

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, культуру коммуникации, умение работать в коллективе.

Речевой материал: глагольный словарь: роет, ржёт, лакает, скачет и т.д., чистоговорки, звукоподражания.

Оборудование: бубен, предметные картинки, изображающие домашних животных, мяч, схемы, барабаны, коврики, мягкие игрушки.

1. Упражнение на различные виды ходьбы и развитие произвольного внимания.

Дети идут по кругу в соответствии с речевым сигналом логопеда:

“лошадки” — ходьба, высоко поднимая ноги,

“козы” — ходьба на пятках,

“кошки” — ходьба на носках,

2. Упражнение на развитие дыхания.

Дети идут по кругу под спокойную музыку, по сигналу (удар в бубен) останавливаются, выполняют вдох носом – на выдохе произносят ффф (2-3 раза).

3. Упражнение на координацию речи с движением “Мы купили кошке” с музыкальным сопровождением.

Мы купили кошке
(руки вперёд ладонями вверх)
К празднику сапожки
(поставить ногу на пятку и повертеть носочком)
Причесали её усы,
(от щёк развести руки в стороны)
Сшили новые трусы.
(имитация шитья иголкой)
Только как их надевать?
(пожать плечами, руки в стороны)
Хвостик некуда девать!
(показать рукой хвостик за спиной)

4. Упражнение на развитие мелкой моторики “Котёнок-шалун”.

Котёнок мамочку зовёт: мяу-мяу, мяу-мяу.
(соединяются пальцы одноимённых рук).
Он не напился молока: мало-мало, мало-мало.
(скрещивают пальцы рук, ритмично поднимают и опускают пальцы)
Покормит мама молочком: мур-мур-мур, мур-мур-мур
(ритмично поглаживать ладонью одной руки по другой).
Свернётся маленьким клубком: ур-ур-ур, ур-ур-ур.
(потирать кулачок о кулачок).
Потом с клубочком поиграет: цап-цап-цап, цап-цап-цап.
(сжимать и разжимать пальцы).
И нитку быстро размотает: ап-ап-ап, ап-ап-ап.
(указательные пальцы движутся вокруг друг друга).

5. Массаж биологически активных зон “Кисонька”.

Дети выполняют под спокойную музыку.

СА-са-са – кисонька краса
(поглаживания ладонями шеи)
Сы-сы-сы – есть у кисоньки усы,
(растирание кулачками крыльев носа).
Исы-исы-исы – молоко для кисы
(поглаживающие движения пальцами по лбу от середины к вискам)
Иса-иса-иса – бантиком играет киса
(растирание ладонями ушей).

6. Упражнения на развитие артикуляционной, мимической моторики.

Дети выполняют артикуляционные упражнения под медленную музыку в медленном темпе, под быструю – в быстром.

  • “Кошечка лакает молоко”.
  • “Облизывается”.
  • “Коза жуёт траву”.
  • “Лошадки”.

Мимическое упражнение “Угостим кошечку”.

Дети передают мимикой, как кошечка реагирует на угощение молоком, колбаской, лимоном, рыбкой, перцем. Показывают, как она сначала принюхивается.

7. Гимнастика для глаз “Кошка-собака”.

Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках картинка с изображением кошки, у второго педагога с изображением собаки. По сигналу “кошка” — дети смотрят на кошку. На сигнал “собака” — смотрят на собаку. Двигаются только глаза. Местоположение картинок меняется.

8. Упражнение с предметом и речевым сопровождением “Что делают?”

Дети передают друг другу мяч, называя, действия животных (жуют, роют, охраняют, мяукают и т.д.).

9. Упражнение на развитие силы голоса “Эхо”.

Дети делятся на две команды и повторяют за логопедом чистоговорки. Если команде показан большой круг – произносят громко, маленький – как эхо тихо.

Ха-ха-ха, да хи-хи-хи в поле пели петухи.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко.
Му-му-му, му-му-му молока кому.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу гуси на лугу.

10. Упражнения на развитие чувства темпа.

А) Без речевого сопровождения – подвижная игра “Лошадь и кучер”.

Дети, держась за руки идут по кругу парами под медленный темп, со сменой темпа – бегут.

Б) С речевым сопровождением “Медленно-быстро”

Детям показывается схема ————- (быстро), — — — — — — (медленно) и картинка с изображением домашнего животного, дети произносят, как голос подаёт данное животное в разном темпе.

11. Упражнение на развитие чувства ритма.

Детям предлагается повторить ритмический рисунок с соблюдением количества элементов и пауз.

  • Прохлопать – протопать (повторить за логопедом).
  • Сколько услышишь аккордов проиграет музыкальный руководитель, столько раз прыгнешь, либо хлопками повторить.
  • Логопед отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
  • Прохлопать по схеме со слогом “та” (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).

12. Музыкальная игра “Кошка – мышка”.

Из детей выбирается “кошка”, которой завязывают глаза и “мышка” с колокольчиком. “Мышка” убегает от “кошки”, звеня в колокольчик, “кошка” должна догнать “мышку”, ориентируясь на звук колокольчика.

13. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Звучит спокойная музыка, дети берут коврики.

Наши ножки устали (дети садятся на коврики, поглаживают ножки)
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали (поглаживают ручки)
Они хлопали, играли.
Глазки засыпают, дети отдыхают.
Дети на спину легли
И как кошечки видят сны.
Мы отдыхаем, слушаем тихую, спокойную музыку.
Нам удобно лежать и слушать музыку…
(музыка звучит бодрее)
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать.
Подняли руки вверх. Сели.
Повернулись влево-вправо.

Что увидели? (игрушки). Кого обозначают эти игрушки? (Домашних животных).

Итог. Оценка деятельности детей.

— Домашние животные рады вас видеть, и хотят с вами поиграть, а вы хотите? Возьмите их и поиграйте в группе.

Источник

Виды логоритмических упражнений
учебно-методическое пособие

Учебное пособие составлено в помощь родителям, с целью создания системы работы по формированию грамотной и чёткой речи.

Скачать:

Вложение Размер
uchebnoe_posobie.docx 86.71 КБ

Предварительный просмотр:

Виды логоритмических упражнений

1. Ходьба и маршировка Необходимо научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п.

Ходьба в различных направлениях.

Цель – развитие ориентировки в пространстве, развитие координации.

Упражнение: Дети ходят по кругу под музыку и меняют направление в зависимости от сигналов – «вперед», «назад», «в центр», «кругом», «вправо», «влево» и т.п.

Ходьба +речевые упражнения.

Цель – развитие артикуляции, развитие двигательных навыков.

Упражнение: Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:

Плыли гусята – красные лапки,

Озером, озером – все по порядку.

Серые плыли, белые плыли.

Красными лапками воду мутили.

Марш с хлопками на различные доли.

Цель: Обучение ходьбе с хлопками.

— «большие ноги идут по дороге» 2 раза -«маленькие ножки идут по дорожке» 2 раза

Ходьба и маршировка в разном направлении.

Лесом и весенним лугом 1,2,3. обычной ходьбой

Тишина стоит вокруг 1,2,3.

Собрались мы все на луг 1,2,3.

Мохом под ногами Ходьба «змейкой» в сочетании

Выстлана земля с ходьбой на носках

Идем мы на носочках

Ступаем мы слегка

Мы к лесной полянке вышли Ходьба с высоко подниманием

Поднимаем ноги выше колен

Через кустики и кочки

Через ветки и пенечки

Мы старательно шагали

И нисколько не устали

2. Упражнения на развитие дыхания

Упражнения на развитие силы и длительности ротового выдоха .
-Сдувание воздушной струёй лёгких предметов, затем более тяжёлых;
-задувание свечи холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-приведение во вращение ветряной мельницы холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до бурления воды;
-надувание резиновых игрушек. При этом следует обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть игрушку: чем меньше, тем совершеннее выдох;
-игра на свистящих игрушках (свирели, дудочке, рожке и т.д.).

Упражнения на развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот .
-Поплёвывание с зажатыми крыльями носа;
-лёгкое дутьё холодной струёй на ватку, полоску бумаги;
-лёгкое поддувание холодной струёй плавающих в воде объёмных целлюлозных игрушек;
-лёгкое поддувание холодной струёй бумажных фигурок, прикреплённых к деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз, жучков, акробатов и т. д.);
-лёгкое направленное сдувание или поддувание предметов через соломинки или пластмассовые трубочки;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до разбрызгивания воды;
-пускание мыльных пузырей;
-вращение струёй выдыхаемого воздуха игрушечных ветряных мельниц, двигателей и т.п.

Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти.
-Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длительный выдох.

Упражнения и игры на силу и длительность выдоха.

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Отрабатотка произношения гласных звуков и слогов.

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох :

  • Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
  • Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
  • Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи. Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу. Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики Маятник

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

3. Упражнения на развитие голоса.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

“Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д.

“Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском?

Игра «Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:

Мы идем и топаем:

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.

4.Упражнения для развития артикуляции

Упражнение «Лошадка» Я лошадка Серый Бок, Цок-цок-цок. Я копытцем постучу, Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок. Ты с лошадкой прокатись, Звонко цокать научись. На лошадке прокатились, Звонко цокать научились. Остановить её пора. Тпру-тпру, слезай-ка, детвора!

Упражнение «Лопаточка» , (собака высунула язык) Целый день щенок играл, И, конечно же, устал. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

Упражнение «Хоботок», (клюв утёнка)

Вы попробуйте, ребята Как весёлые утята Губы потянуть вперёд. Никто из вас не устаёт? Даже если мы устанем, Их тянуть не перестанем. Будем долго так держать, Свои губы укреплять.

Упражнение «Улыбка» Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится зверушкам.

Упражнение «Киска лакает молоко» Производить лакательные движения языком.

Посмотрите как легко Кот лакает молоко.

«Болтушка», (индюк болбочет) Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

А индюк наш есть не хочет, Ходит он и всё болбочет.

«Злой пёс» Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Пёс оскалился сейчас, Может укусить он нас.

«Толстый и худой поросёнок»

Надувать и сдувать щёки. Один поросёнок толстячок, А другой – худышка.

5.Упражнение на развитие речевых и мимических движений

1)«Чья вода вкуснее?»

Я буду пить лимонную воду. Морщат нос

Я буду пить липовую воду,

Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие

Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.

3) Застегивание и расстегивание молнии.

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

4) Большие пуговицы и маленькие пуговицы.

Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговица).

Цель: формирование и коррекция орального праксиса

Ход игры: Все дети — обезьянки, стоят по кругу. Пока звучит музыка «Чунга-Чанга», обезьянки передают друг другу «апельсин». Та обезьянка, у которой окажется апельсин, когда музыка остановится, показывает какую-либо гримасу, все за ней повторяют.

Взрослый может подсказывать обезьянке гримасы

-Вытянуть губы в трубочку

Упражнения перед зеркалом:

«Удивилки» — поднять брови;

«Поразилки» — поднять брови, открыть рот;

«Улыбалки» — улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом;

«Хмурилки» — нахмурить брови;

«Сердилки» — нахмурить брови, надуть щеки;

«Огорчалки» — нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

6.Упражнения для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти

Цель: формирование и коррекция слухо-моторной кординации

Оборудование: погремушка для каждого участника

Ход игры: Группа садится в круг, в котором одно место остается свободным. Участник, справа от которого находится свободный стул, старается взглядом и игрой на инструменте «переманить» кого-нибудь из группы на соседний стул. Когда свободный стул оказывается занят, игру продолжает участник, сидящий справа от свободного стула.

Цель: формирование и коррекция слухо-моторной кординации

Ход игры: Участники стоят в кругу . Ведущий передает сообщение (один или несколько хлопков в ладоши перед собой, над головой, справа, слева, за спиной, по кругу над головой, по коленкам, по бедрам, указательными пальчиками ; с разным ритмическим рисунком, с разной силой стоящему слева него, а тот, в свою очередь, следующему.

Цель: формирование и коррекция зрительного гнозиса

Оборудование: обручи нескольких цветов, музыкальная запись.

Ход игры: обручи разложены на полу. Как только начинает звучать музыка, участники начинают ходить, бегать, танцевать вокруг обручей. Как только музыка смолкает, ведущий называет цвет, на который можно (нельзя) становиться. Дети находят себе обруч и встают в него. Обручей может быть меньше, чем участников, в каждом обруче может быть по два -три участника.

Вместо обручей можно использовать небольшие коврики или лоскуты.

Цель: формирование и коррекция зрительно-пространственного гнозиса

Дети садятся на стулья, стоящие в ряд на расстоянии 1-1,5 метров друг

от друга, по очереди закрывают глаза и выполняют задания педагога.

1. Игрок должен встать со стула, сделать 5 шагов вперед, повернуться направо, снова направо, пройти 5 шагов. Повернуться налево, еще раз налево и сесть на стул.

2. Игрок должен встать со стула, сделать 3 шага вперед, повернуться налево, еще раз налево. Снова пройти 3 шага вперед, повернуться направо, еще раз направо и открыть глаза.

3. Игрок выполняет 4 приставных шага вперед с правой ноги, поднимает вперед левую, затем правую руку, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с левой ноги, поворот направо, налево и открывает глаза.

4. И.П. — руки на поясе. Игрок выполняет 5 приставных шагов вперед с левой ноги, поднимает по очереди вверх руки, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с правой ноги, поворачивается налево, направо, открывает глаза.

5. И.П. — руки на поясе. Игрок выполняет 2 приставных шага вперед с правой ноги, 2 приставных шага вперед с левой ноги, один приставной шаг влево, поворот налево, 1 приставной шаг вправо, поворот налево и 3 шага вперед, открывает глаза.

7.Упражнения для развития ритмических способностей

Развитие чувства ритма

  • Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.
  • Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.

Упражнения на развитие чувства ритма

Дети стоят попарно по кругу, держась за обе руки, вытянутые в стороны, и оживлённо поют песню М. Качурбиной «Мишка с куклою пляшут полечку». В паре один – «мишка», другой – «кукла». Пары идут по кругу:

Мишка с куклою бойко топают,

Бойко топают: посмотри! Топают три раза ногой.

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают: раз, два, три! Хлопают ладонями три раза.

Мишке весело, Мишке весело,

Вертит Мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело, «Мишка» обходит «куклу»,

Ой, как весело, ой, ой, ой! А потом «кукла» — «Мишку».

«Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик,
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались
Бум — бум — бум!
И удары раздавались
Бум — бум — бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум — бум — бум!

Дятел. Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!

«Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш — кыш (свободное движение рук)
Хлоп — хлоп (в ладоши)
Шлеп — шлеп (по коленям)
Топ — топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов

Читая текст, отбивайте вместе с ребенком ритм стихотворения хлопками. Затем попросите ребенка сделать это самостоятельно, причем стихи он должен произносить сам.

Отправился в Глостер

Весь день его дождь поливал.

Свалился он в лужу,

Промок еще хуже,

И больше он там не бывал!

8. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением и без него.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
Ой-ой-ой, крутом вода.
Да-да-да, себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!

Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.
Ритмично притопывают ногами.
Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз.
Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично кружатся.
Ритмично кивают головой.

Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.
Удивлялись человечки:
— Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

Дети ритмично хлопают.

Ритмично пожимают плечами.

Выполняют ритмичную пружинку.

Ритмично потряхивают головой.
Ритмично притопывают ногами.

Речевые упражнения с музыкальным сопровождением

Цель игры: развитие слуховое внимание, улучшить взаимодействие координации слуха и голоса, повысить работоспособность детей.

Ход игры: дети читают стихи под музыкальный стиль без гармонии, только под ударные инструменты. Педагог может играть быстро, медленно, выбрав различные аранжировки музыкальных стилей.

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,
Во поле пшеница.

Вышли мышки как — то раз,

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири,

Вдруг раздался страшны звон Побежали мышки вон.

Логопедические распевки с инсценировкой

Чтоб жираф не был простужен,

В стужу шарф жирафу нужен.

И жена жирафу вяжет

Шесть шарфов из рыжей пряжи.

Шуршит змея: ш-ш-ш-ш,

Шипит змея: ш-ш-ш-ш.

Ползет, ползет, старается:

9. Упражнения регулирующие мышечный тонус.

Обезьянки Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Повтори мой танец

Цель: формирование и коррекция динамического праксиса

Оборудование: музыкальная запись

Участники свободно танцуют под музыку. Ведущий несколько минут наблюдает за группой, затем останавливает музыку. Он предлагает всем танцевать, копируя танец одного из участников. Этот участник начинает танцевать, и группа танцует, подражая его манере. Затем ведущий выбирает участника, танцующего в другой манере, и группа снова подражает. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не покажут свой танец.

Участники могут пробовать разные движения в парах.

Цель: формирование и коррекция праксиса позы — кисти руки

Дети разбиваются на пары и встают друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сжимают руку в кулак и прижимают его к кулаку своего партнера так, словно они приклеены друг к другу, а большие пальцы направлены вверх. Задача игроков — прижать своим большим пальцем палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого можно начать следующий раунд.

Цель: формирование и коррекция динамического праксиса, двигательных программ

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирается двух водящий – затейник Он становятся в центре круга. Дети идут по кругу, произнося слова:

Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что затейник нам покажет,

То и будем выполнять!

После этих слов водящий показывает какое-либо упражнение, а остальные игроки его повторяют. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя.

Покормите птиц. Цель: развитие мелкой моторики рук Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

«Сидит белка. «

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Дружба. Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в замок). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца). Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

  1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
  2. все пальцы должны участвовать;
  3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Стол Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector