Вводное упражнение логоритмического занятия

Картотека логоритмичеких упражнений.
картотека по логопедии на тему

Упражнения для развития мимики и орального праксиса.

-развивать мимику лица;

-учить четко проговаривать согласные звуки;

Упражнения для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти.

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Скачать:

Вложение Размер
logoritmika.docx 26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека логоритмических упражнений .

1.Ходьба и маршировка.

Цель:- научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку,парами,группой,обходить различные предметы,не сталкиваться во время встречной ходьбы,соблюдать заданное направление,двигаться по ориентирам,соблюдать одинаковые расстояния между идущими,строить шеренги,линейки т.д.

1.Ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами

3.Ходьба группой к протвоположной стороне зла

4.Ходьба вдоль каната по кругу друг за другом:это готовит детей к ходьбе в колонне по одному.

Упражнения для развития мимики и орального праксиса

-развивать мимику лица;

-учить четко проговаривать согласные звуки;

Зеркало. Предложить детям угадать и изобразить предложенное эмоциональное состояние (можно использовать графическое изображение, фотографии, репродукции и т.д.)

Мышки. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали мышками. – мышки идут тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – побежали в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадётся кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

Медвежата. Педагог предлагает детям вообразить, что они медвежата. – идут медвежата по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось мёда! Подошли поближе, но тут налетели пчёлы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчёл, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегчённо: убежали от пчёл. Улыбнулись друг другу.

Волшебники. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали волшебниками и могут заглянуть в любую сказку. Дети тихонько передвигаются по комнате.

– посмотрите, куда мы попали. Видите, как все дружно тянут репку, поможем им, улыбнёмся им. Пойдём в другую сказку. Вот красная шапочка встретилась с волком. Испугались за неё, погрозили волку пальчиком. Но мы знаем, что всё кончится хорошо. Посмотрим вот сюда. Как страшно! Баба яга в ступе пролетела – мы испугались, замахали руками. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу.

Мама спит. Педагог предлагает детям вообразить, что они оказались в комнате, где спит мама.

– идем по комнате тихо-тихо – мама заснула. Улыбнулись маме! Вдруг на улице громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком – не лай, собачка, мама спит. Ходим по комнате тихо, не шумим. Мама проснулась – улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу!

Космонавты. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали космонавтами.

– космонавтам предстоит полёт на космическом корабле. Мы в скафандрах, передвигаться в них по земле тяжело. Космонавты прощаются с землёй – машут всем рукой. Полетели – немного страшно. Прилетели на луну. Как интересно! Мы удивляемся. На луне легко прыгаем с камня на камень. Всё рассмотрели, изучили, захотели домой. Вернулись на землю, улыбнулись!

Пушистый котёнок. Педагог предлагает детям вообразить, что у них на руках пушистый маленький котёнок, погладить его, послушать, как он мурлычет. – теперь поиграем с котёнком. На ниточке у нас бантик, котёнок бежит за бантиком, тянется за ним, подпрыгивает, а мы ниточку то поднимаем, то опускаем. Весело играть с котёнком!

Упражнения для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти

1. “Оркестр”, “Что звучит?”

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

1 вариант . Логопед воспроизводит звучание инструментов ( дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

2 вариант . У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там , по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

2. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне ( сзади, спереди , слева, справа ) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант . Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

3. “Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель: развитие слухового внимания , дифференциация шумов.

1 вариант. У логопеда звучащие коробочки ( одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

2 вариант . Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

4. “Найди картинку”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных ( пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие ( губы логопеда закрываются ).

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Упражнения для развития ритмических способностей

– улучшить общую двигательную способность;

-улучшить координацию движений;

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа

Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов.

  1. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.
  2. Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.
  3. Чтобы долго дом стоял, чтобы прочным был он, надо аккуратно надо аккуратно забить гвозди в доски. (дети сидят на полу скрестив ноги). Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).
  4. ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети его повторяют.

Упражнения, направленные на развитие подвижности, координации и точности общих движений, движений кистей и пальцев рук

– активизация небной занавески;

-улучшать общую двигательную способность;

-содействовать нормализации речевой функции

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и координации речи с движением

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопки в ладоши 5 раз)

Будем острова искать

(посмотреть из-под ладони)

В самолете мы летим, острова найти хотим

(руки расставить в стороны)

Полетим мы высоко

Руки поднять вверх

Полетим мы низко

От островов мы далеко

Руки вперед вытянуть

А скоро будем близко

Прижать руки к груди

Вот два глаза, две руки,

Вот два уха, две ноги

По очереди показывать части тела

Язычок (показать язык)- болтун веселый.

Каждый день вы мне нужны

Хлопки в ладоши

Мама катю наряжала

4 хлопка в ладоши

Сарафан ей надевала

Провести руками по телу

На голову бант большой

Показать на макушку головы

Шла катюша по дорожке

На ногах у ней сапожки

Выставление ног на пятки

Чтобы катя не болела, мама ей пальто надела

Провести по туловищу

Сверху шарфик повязала

Показать на шею

«до свидания» сказала

И пошла катюша в сад

Чтобы встретить там ребят

Хлопки в ладоши

Десять маленьких игрушек

Показать все пальцы

Насушить решили сушек

Из пальцев указательных и больших сделать колечки

Печь горячую открыли

Туда тесто положили

Опустить ладони вниз

Тесто свернуто в колечки

И пекутся они в печке

Веселятся все игрушки

Хлопки в ладоши

Будут к чаю у них сушки

Стали петь и танцевать

Гостей к чаю приглашать

А пока игрушки пели

Сушки в печке все сгорели

Встряхнуть кистями рук.

Я варю, варю варенье,

Будет к чаю угощенье

(указательным пальцем левой руки водим по ладони правой)

Из малины, из калины, из клубники, земляники,

Наварю его из вишни, на столе не будет лишним

(на каждое название загибаем палец правой руки)

Угощу мамулю, угощу папулю,

Накормлю бабулю, накормлю дедулю, подружке ложку

(загибаем по одному пальцу на левой руке)

(раскрыть ладони вверх)

Девочки и мальчики.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Саша, ваня, глеб, сергей,

И, конечно, тимофей,

(загибаем поочередно пальцы левой руки)

Их подружки – лена, таня,

Галя, оленька и аня.

(загибаем поочередно пальцы правой руки)

Дружат наши пальчики, как девочки и мальчики

(сделать из пальцев «замок»)

Упражнения, направленные на развитие глубины дыхания, длительности выдоха, сочетания выдоха и фонации, развития навыков рациональной голосоподачи

-развитие дыхания: глубины вдоха,продолжительности речевого выдоха;

-развитие аритикуляционного аппарата

Как выполнять упражнения

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
  1. футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  2. ветряная мельница . Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  3. снегопад . Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать “снежинки” с ладони.
  4. листопад . Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  5. бабочка . Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  6. кораблик . Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  7. одуванчик . Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  8. шторм в стакан. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
  9. «Подуем на плечо»

Подуем на плечо, подуем на другое.

Нам солнце горячо, пекло дневной порою.

Подуем мы на грудь и грудь свою остудим.

Подуем мы на облака и остановимся пока.

10. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.

Источник

Методическая разработка “Логоритмические упражнение в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста”
методическая разработка на тему

Методическая разработка

«Логоритмические упражнение в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Поэтому необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Такие как: логиритмикие упражнения, музыкально – ритмические упражнения, упражнения на озвучивание сказок.

Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим занятиям укрепляется здоровье ребенка: в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Развиваются моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.

Цель логоритмических занятий – преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.

Большое внимание необходимо уделить речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.

Игры и игровые упражнения, которые проходят на дыхательно-артикуляционном тренинге являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.

Снятию излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения помогает игровой массаж, в него включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов, которые способствуют развитию координации речи и движений, ориентировке в пространстве, регулированию мышечного тонуса.

Основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью является пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Для развития просодических компонентов речи огромное значение имеют речевые игры и ролевые стихи: они вырабатывают ритмичность, мелодику, интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.

Также можно использовать упражнения на озвучивание сказок, когда педагог читает текст, а дети сопровождают рассказ жестами, звукоподражанием, договариванием фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений применяются и музыкальные инструменты, которые педагог выбирает в соответствии с содержанием произведений и характером игровых персонажей.

Огромное значение придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен.

Внимание логопедов обращено также на развитие чувства ритма и двигательных способностей, основой которых являются танцевально – ритмические упражнения, позволяющие свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные).

В логопедической ритмике используется множество танцевально – ритмических упражнений, в которые входят игрогимнастика и игроритмика.

Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

Большое значение для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста придается эмоционально-волевому тренингу, который включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сензитивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования.

Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно–образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы.

Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.

Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

• развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• развитие физиологического и фонационного дыхания;

• формирование артикуляционной базы звуков;

• развитие чувства ритма;

• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;

• развитие коммуникативных качеств.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми: 1 направление – предусматривает развитие неречевых процессов: – совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; – развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2 направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: – развитие дыхания, голоса; – выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; – развитие артикуляционной и мимической моторики; -координацию речи с движением; – воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: – под музыку, – под счет, – словесное и стихотворное сопровождение. Формы работы с детьми: – групповые, – подгрупповые, – индивидуальные. При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: – пальчиковые игры или массаж пальцев; – упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; – стихотворения, сопровождаемые движениями; – упражнения, регулирующие мышечный тонус; – речевые упражнения без музыкального сопровождения; – чистоговорки; – речевые и музыкальные игры; – различные виды ходьбы и бега под музыку; – ритмические упражнения, пение; – подвижные игры, драматизации; – мимические упражнения; – упражнения на релаксацию под музыку.

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:

1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов – умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.

3. Динамические паузы между НОД.

4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.

5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса. 6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.

8. Логоритмические досуги.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми.

Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально – волевых качеств личности. У детей значительно улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной. Дети начинают проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям, осваивают и необходимый объем движений танцев; у них формируются основы культуры движения, правильная осанка; они начинают понимать ориентировку на себе (правая – левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад); появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.

Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Примеры логоритмических упражнений для дошкольников

Дыхательно – артикуляционный тренинг

«Ветер, ветер. ». Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый – ф-ф-ф-ф. У Лета – жаркий, согревающий – х-х-х. У Осени – прохладный – с-с-с. У Зимы – холодный, студеный – в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

«Поющий мяч». Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

«Что – где?». Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа. Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения. Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; Носик – пуговкой у нас, Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; Брови – ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей; Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке; Щечки, Шейка, Мягкие поглаживания по щекам; Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; И наш пухленький живот! Поглаживание по часовой стрелке

«Гречневая кукла». Дидактические задачи: снятие эмоционального напряжения, повышение речевой активности. Игровой материал: «гречневая» куколка (кукла, выкроенная из байкового материала, туловище наполнено гречкой, голова – ватой). Методика проведения. Перебирая пальцами, туловище куколки, педагог вместе с детьми произносит различные потешки: Например: «Вот какие мы большие Не малюсенькие. Вот такие, вот такие, Вот такусенькие!». «Ножки мыли? – Мыли! – Ручки мыли? – Мыли! – Щечки мыли? – Мыли! – Все помыли! И теперь мы чистые, зайчики пушистые!»

Пальчиковая игра «Капуста». – Хором. Мы капусту режем, режем, Движения прямыми ладошками вверх- вниз. Мы морковку трем, трем, Потереть кулачок о кулачок. Мы капусту солим, солим, Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем. Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки. Огородная семейка, В танец, в танец поскорей-ка.

Речевые игры и ролевые стихи

«Повстречались». Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных. Повстречались два котенка – Мяу – мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; Два щенка – ав – ав! Соединяют безымянные пальцы; Два жеребенка – иго-го! Соединяет средние пальцы; Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы; Два быка – му-у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».

«Озвучиваем сказки». Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа. Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике». Живет у бабушки козлик – остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет.

Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…». Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Болото! Его не обойти?» Дети: «Его не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» («чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки). Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…(дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Река! Ее не обойти?» Дети: «Не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» Дети: (языком) «Буль–буль-буль!»Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…» Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Лес! Страшный лес». Дети: «У-у-у». Педагог: «Дремучий лес». Дети: «Ш-ш-ш».

Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям).

Игро – гимнастика

«У ребят порядок строгий…». Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как, покажу вам я!» После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые – в круг, руки в стороны на уровне плеч – в шеренгу, две вытянутые перед собой руки – в колонну.

Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.

Игро-ритмика

«Солнышко и дождик». Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.

Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича, «Дождик» музыка А.Александрова Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях: а) в движении, б) в игре на музыкальных инструментах. в) в вокальных импровизациях Педагог: «Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть!» Под 1 часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией. Педагог: «По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел!» Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.

Эмоционально-волевой тренинг

«Звери лесные». Дидактические задачи: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Методика проведения. Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.

«Здравствуй». Дидактические задачи: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения. Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

Креативный тренинг

«Шляпы». Дидактические задачи: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.

Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей.

Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка. Методика проведения. Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!»Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.

Упражнение на релаксацию

Устали овощи, сели отдыхать. Отдувается капуста: «Ах! Ах!» Обмахивать лицо ладошками. Морковка: «Эх! Эх!»Хлопать по коленям. Горох: «О-хо-хох!» Легко ударять пальчиками по коленям. Огурец: «Ух! Ух!» Хлопать в ладоши.

Глоссарий

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Игроритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями).

Эмпатия – (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Соответственно, эмпатом называют человека, имеющего способность определять настроение собеседника. Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейнд одним из первых дал определение слову «эмпатия», говоря о необходимости психоаналитика поставить себя на место пациента, чтобы лучше понять его.

Креативный – (англ. creative – творческий metod._razrab.logoritmicheskie_uprazhneniya_i_ih_ispolzovanie.docx 36.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Логоритмические упражнение в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Поэтому необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Такие как: логиритмикие упражнения, музыкально – ритмические упражнения, упражнения на озвучивание сказок.

Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим занятиям укрепляется здоровье ребенка: в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Развиваются моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.

Цель логоритмических занятий – преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.

Большое внимание необходимо уделить речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.

Игры и игровые упражнения, которые проходят на дыхательно-артикуляционном тренинге являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.

Снятию излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения помогает игровой массаж, в него включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов, которые способствуют развитию координации речи и движений, ориентировке в пространстве, регулированию мышечного тонуса.

Основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью является пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Для развития просодических компонентов речи огромное значение имеют речевые игры и ролевые стихи: они вырабатывают ритмичность, мелодику, интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.

Также можно использовать упражнения на озвучивание сказок, когда педагог читает текст, а дети сопровождают рассказ жестами, звукоподражанием, договариванием фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений применяются и музыкальные инструменты, которые педагог выбирает в соответствии с содержанием произведений и характером игровых персонажей.

Огромное значение придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен.

Внимание логопедов обращено также на развитие чувства ритма и двигательных способностей, основой которых являются танцевально – ритмические упражнения, позволяющие свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные).

В логопедической ритмике используется множество танцевально – ритмических упражнений, в которые входят игрогимнастика и игроритмика.

Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

Большое значение для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста придается эмоционально-волевому тренингу, который включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сензитивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования.

Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно–образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы.

Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.

Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи: • развитие слухового и зрительного внимания; • развитие фонематического слуха; • развитие пространственной организации движений; • развитие общей и тонкой моторики, мимики; • развитие физиологического и фонационного дыхания; • формирование артикуляционной базы звуков; • развитие чувства ритма; • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое; • развитие коммуникативных качеств.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми: 1 направление – предусматривает развитие неречевых процессов: – совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; – развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2 направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: – развитие дыхания, голоса; – выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; – развитие артикуляционной и мимической моторики; -координацию речи с движением; – воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: – под музыку, – под счет, – словесное и стихотворное сопровождение. Формы работы с детьми: – групповые, – подгрупповые, – индивидуальные. При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: – пальчиковые игры или массаж пальцев; – упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; – стихотворения, сопровождаемые движениями; – упражнения, регулирующие мышечный тонус; – речевые упражнения без музыкального сопровождения; – чистоговорки; – речевые и музыкальные игры; – различные виды ходьбы и бега под музыку; – ритмические упражнения, пение; – подвижные игры, драматизации; – мимические упражнения; – упражнения на релаксацию под музыку.

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:

1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов – умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.

3. Динамические паузы между НОД.

4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.

5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса. 6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.

8. Логоритмические досуги.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми.

Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально – волевых качеств личности. У детей значительно улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной. Дети начинают проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям, осваивают и необходимый объем движений танцев; у них формируются основы культуры движения, правильная осанка; они начинают понимать ориентировку на себе (правая – левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад); появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.

Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Примеры логоритмических упражнений для дошкольников

Дыхательно – артикуляционный тренинг

«Ветер, ветер. ». Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый – ф-ф-ф-ф. У Лета – жаркий, согревающий – х-х-х. У Осени – прохладный – с-с-с. У Зимы – холодный, студеный – в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

«Поющий мяч». Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

«Что – где?». Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа. Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения. Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; Носик – пуговкой у нас, Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; Брови – ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей; Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке; Щечки, Шейка, Мягкие поглаживания по щекам; Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; И наш пухленький живот! Поглаживание по часовой стрелке

«Гречневая кукла». Дидактические задачи: снятие эмоционального напряжения, повышение речевой активности. Игровой материал: «гречневая» куколка (кукла, выкроенная из байкового материала, туловище наполнено гречкой, голова – ватой). Методика проведения. Перебирая пальцами, туловище куколки, педагог вместе с детьми произносит различные потешки: Например: «Вот какие мы большие Не малюсенькие. Вот такие, вот такие, Вот такусенькие!». «Ножки мыли? – Мыли! – Ручки мыли? – Мыли! – Щечки мыли? – Мыли! – Все помыли! И теперь мы чистые, зайчики пушистые!»

Пальчиковая игра «Капуста». – Хором. Мы капусту режем, режем, Движения прямыми ладошками вверх- вниз. Мы морковку трем, трем, Потереть кулачок о кулачок. Мы капусту солим, солим, Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем. Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки. Огородная семейка, В танец, в танец поскорей-ка.

Речевые игры и ролевые стихи

«Повстречались». Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных. Повстречались два котенка – Мяу – мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; Два щенка – ав – ав! Соединяют безымянные пальцы; Два жеребенка – иго-го! Соединяет средние пальцы; Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы; Два быка – му-у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».

«Озвучиваем сказки». Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа. Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике». Живет у бабушки козлик – остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет.

Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…». Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Болото! Его не обойти?» Дети: «Его не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» («чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки). Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…(дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Река! Ее не обойти?» Дети: «Не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» Дети: (языком) «Буль–буль-буль!»Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…» Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Лес! Страшный лес». Дети: «У-у-у». Педагог: «Дремучий лес». Дети: «Ш-ш-ш».

Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям).

«У ребят порядок строгий…». Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как, покажу вам я!» После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые – в круг, руки в стороны на уровне плеч – в шеренгу, две вытянутые перед собой руки – в колонну.

Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.

«Солнышко и дождик». Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.

Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича, «Дождик» музыка А.Александрова Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях: а) в движении, б) в игре на музыкальных инструментах. в) в вокальных импровизациях Педагог: «Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть!» Под 1 часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией. Педагог: «По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел!» Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.

«Звери лесные». Дидактические задачи: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Методика проведения. Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.

«Здравствуй». Дидактические задачи: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения. Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

«Шляпы». Дидактические задачи: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.

Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей.

Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка. Методика проведения. Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!»Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.

Упражнение на релаксацию

Устали овощи, сели отдыхать. Отдувается капуста: «Ах! Ах!» Обмахивать лицо ладошками. Морковка: «Эх! Эх!» Хлопать по коленям. Горох: «О-хо-хох!» Легко ударять пальчиками по коленям. Огурец: «Ух! Ух!» Хлопать в ладоши.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Игроритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями).

Эмпатия – (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Соответственно, эмпатом называют человека, имеющего способность определять настроение собеседника. Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейнд одним из первых дал определение слову «эмпатия», говоря о необходимости психоаналитика поставить себя на место пациента, чтобы лучше понять его.

Креативный – ( англ. creative – творческий

Ми́мика – ж. искусство объяснять мысли и чувства свои не словами, а лицом, телодвижениями; сценическое, театральное искусство. Мими́ческий , к искусству сему относящийся. Ми́мик м. искусный в мимике.

Тренинг – с пециальный тренировочный режим, система тренировок, способствующие снятию каких- либо отрицательных воздействий или совершенствованию в какой-либо сфере деятельности.

Релаксация – (лат. relaxatio – уменьшение напряжения, ослабление) – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Список использованной литературы:

1. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Ярославль: Академия развития.

2. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; – М.

3. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией ( Методические разработки к проведению коррекционных занятий). – СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма».

4. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 – 5 лет. Санкт – Петербург. Издательство «Каро».

5. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА».

6. Гавришева Л. Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.:»ТС СФЕРА».

8. Кныш В.А. ,Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ».

9. Лопухина И.С. Логопеди – ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: «Дельта».

10. Макарова Н. Ш., Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсии в рамках проекта “Экологическая тропа” в зимний период.

Конспект НОД для дошкольников в бассейне, на примере праздника “На Новый год в Подводное царство”, с методическим описанием.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание.

Крупа является природным и сыпучим материалом, который слабо поддается контролю и предполагает непосредственную работу руками, легко поддается трансформации, разнообразие способов манипуляций материал.

Цель: использование театральной деятельности для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка.Задачи:- разнообразить содержание, методы и приёмы работы .

Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации? Художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятель.

Данная методическая разработка представлена для детей старшего дошкольного возраста. Которая поможет детям обогатить свои представления о сезонных изменениях, а также поможет погрузиться ав атмо.

Источник

Читайте также:  Упражнения при заболевании щитовидки
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector