Врачебно педагогические наблюдения при физических упражнениях



ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Под врачебно-педагогическими наблюдениями (ВПН) понимаются исследования, проводимые совместно врачом и тренером (преподавателем физического воспитания) с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, установления уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствования учебно-тренировочного процесса. В спорте ВПН являются составной частью комплексного контроля, включающего в себя педагогические, медицинские и психологические исследования.

Теоретические и практические основы ВПН были разработаны представителями советской спортивной медицины в 40—50 годах (С. П. Летуновым, Р. Е. Мотылянской, Н. Д. Граевской).

Необходимость таких исследований вызвана тем, что уровень функциональной готовности спортсмена может быть наилучшим образом изучен и оценен в естественных условиях тренировки, при использовании специфических нагрузок. В процессе ВПН выявляются признаки неполного восстановления после физических нагрузок и развития состояний переутомления или перенапряжения. Такого рода информация позволяет тренеру вовремя внести в учебно-тренировочный процесс соответствующие коррективы.

Эффективность тренировочного процесса зависит от того, насколько правильно выбраны тренировочные средства и их дозировка в одном занятии, микроцикле, мезоцикле и т. д. Тренер в значительной степени работает вслепую, если он не знает, какое воздействие на организм оказывает отдельное упражнение, серия упражнений, отдельное занятие, один тренировочный день, этап тренировки. В равной степени это относится и к оздоровительным занятиям физическими упражнениями.

В настоящее время с целью выяснения воздействия физических нагрузок на организм принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Под срочным тренировочным эффектом понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха. Под отставленным тренировочным эффектом подразумевают изменения в поздних фазах восстановления — после тренировки, в последующие дни. Кумулятивный тренировочный эффект — это изменения, происходящие в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа отдельных занятий.

ВПН должны осуществляться врачом совместно с тренером (преподавателем) и представляют собой важнейшую форму их совместной работы, позволяющую выявлять благоприятные и неблагоприятные изменения в организме занимающихся и в необходимой степени индивидуализировать учебно-тренировочный процесс. Однако врач далеко не всегда имеет возможность участвовать в ВПН, поэтому тренер (преподаватель) должен владеть простыми медицинскими методами исследования, уметь со знанием дела использовать их в своей работе как для оценки воздействия нагрузок, так и для решения других вопросов, связанных с правильной организацией тренировочного процесса (занятий физической культурой).

Основные задачи врачебно-педагогических наблюдений:

1. Изучение воздействия физических нагрузок на организм занимающихся с целью оценки адекватности их уровню подготовленности данного спортсмена и др.

2. Определение состояния здоровья и функционального состояния организма занимающегося для оценки уровня функциональной готовности на различных этапах подготовки.

3. Оценка соответствия применяемых средств и системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях совершенствования планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса (аналогичная задача может быть поставлена и при занятиях оздоровительной физической культурой).

4. Оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановительных процессов после больших физических нагрузок.

5. Оценка условий и организации учебно-тренировочных занятий.

Задачи ВПН должны быть предельно конкретными, направленными на решение строго определенного вопроса. Их может определить врач, но чаще это должен делать тренер (преподаватель). Если речь идет об изучении условий и организации занятий, оценке состояния здоровья занимающихся, правильности их распределения по группам и т. д., то инициатива в постановке задач принадлежит врачу. Если же необходимо оценить уровень тренированности занимающихся, совершенствовать планирование учебно-тренировочного процесса, решать вопросы, связанные с улучшением восстановительных процессов, то инициатива в определении конкретных задач должна принадлежать тренеру (преподавателю). Врач же, уяснив поставленную задачу, должен выбрать такую форму организации ВПН и такие методы исследования, которые позволят наилучшим образом ее решить.

В процессе ВПН продолжается изучение воздействия на организм физических упражнений, начатое во врачебном кабинете. Во время выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок могут проявиться скрытые отклонения в состоянии здоровья, которые не удалось обнаружить при исследовании в кабинете врача.

Изучение влияния нагрузки на организм занимающегося физической культурой, имеющего отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет проверить правильность отнесения его к определенной медицинской группе.

Исследование, проводимое непосредственно на занятиях и соревнованиях при помощи специфических тестов, помогает оценить функциональное состояние организма, без чего нельзя определить уровень специальной подготовленности спортсмена.

Наибольшее значение данные ВПН имеют для совершенствования управления тренировочным процессом. Примером частных задач при этом могут быть: оценка правильности построения тренировки, выбора и распределения средств в одном занятии или микроцикле; определение оптимального числа повторений упражнений, интервалов отдыха между ними; определение величины нагрузки и ее соответствия возможностям занимающегося, длительности и полноценности восстановления после одного (наиболее трудного) занятия, в течение одного или нескольких микроциклов; оценка результатов тренировки за определенный этап (после тренировочного сбора, подготовительного периода, предсоревновательной подготовки и т.д.); оценка эффективности применяемых средств восстановления и др.

Врач может поставить задачу изучить условия и организацию занятий, чтобы выявить, например, недостатки, связанные с микроклиматом спортивного зала, его освещенностью, а также методикой проведения занятий. Вместе с тренером или преподавателем он должен принять меры для их устранения.

Источник

Врачебно-педагогические наблюдения на тренировках

Врачебно-педагогические наблюдения на тренировках

План:

Задачи врачебно-педагогических наблюдений.

Виды обследований и эффекты спортивной тренировки.

Методы исследования, используемые при врачебно-педагогических наблюдениях.

Врачебно-педагогические наблюденияпредставляют собой исследования, проводимые совместно врачом и тренером (или преподавателем физического воспитания) непосредственно в местах тренировок (или занятий физической культурой) и соревнований, с целью оценки воздействия на организм занимающихся физических нагрузок, применяемых в учебно-тренировочных занятиях и соревнования.

Читайте также:  Упражнение рывок с гантелями

Задачи врачебно-педагогических наблюдений

При проведении врачебно-педагогических наблюдений должны решаться следующие основные задачи:

1.Оценка условий и организации учебно-тренировочных занятий, проверка качества работы тренера или преподавателя с медицинских позиций.

2. Уточнение состояния здоровья занимающихся или оценка изменений в нем, выявление предпатологических состояний и патологических изменений, которые могут возникать непосредственно в процессе тренировки.

3. Определение для оценки специальной тренированности спортсмена.

4. Оценка адекватности применяемой системы тренировки возможностям спортсмена.

5. Оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановительных процессов после больших физических нагрузок.

Данные врачебно-педагогических наблюдений необходимы для совершенствования управления тренировочным процессом.

2. В настоящее время с целью выяснения воздействия физических нагрузок на организм принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Под срочнымтренировочным эффектом понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Под отставленнымтренировочным эффектом подразумевают изменения в поздних фазах восстановления – после тренировки, в последующие дни.

Кумулятивныйтренировочный эффект – это изменения, происходящие в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа отдельных занятий.

ВПН проводятся во время оперативных, текущих и этапных обследований.

Оперативные обследованияпредусматривают оценку срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений, происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстановительный период. В процессе оперативных обследований используются следующие формы организации ВПН:

а) исследование непосредственно на тренировочном занятии – в течение всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятий;

б) исследование до тренировочного занятия и через 20-30 мин. после него (в покое или с применением дополнительной нагрузки);

в) исследование в день тренировки, утром и вечером.

К исследованию в течение занятия или после отдельных его частей, упражнений следует прибегать в тех случаях, когда тренера (преподавателя) интересует правильность построения занятия:

1) варианты сочетания и последовательности применения различных тренировочных средств в одном занятии;

2) доступность числа повторений упражнения и интенсивности его выполнения;

3) рациональность установленных интервалов отдыха;

4) соответствие интенсивности упражнения решению запланированной задача (например, развитию аэробной работоспособности).

ВПН, проводимые в течение всего занятия, очень трудоемки и в какой-то степени мешают тренировочному процессу. Приходится отрывать спортсмена от выполнения упражнений (а это часто нарушает план тренировки), иногда удлинять отдых. Поэтому к такой форме ВПН прибегают лишь в тех случаях, когда без этого нельзя обойтись.

Сравнивая показатели функционального состояния организма занимающегося до занятия и через 20-30 мин после него, можно судить об изменениях, происходящих под влиянием физической нагрузки. Это позволяет оценить величину нагрузки, выполненной на занятии, ее характер (аэробная или анаэробная) и степень подготовленности спортсмена

К исследованиям дважды в день – утром и вечером – прибегают в том случае, если проводится по 2-3 тренировочных занятия в день. Эта форма наблюдений помогает определить, какое влияние на организм оказали нагрузки одного тренировочного дня.

В текущих обследованиях оценивается отставленный тренировочный эффект, т.е. эффект в поздних фазах восстановления (через день после тренировки и в последующие дни). Формы организации этих наблюдений могут быть различными:

а) ежедневно утром в условиях тренировочного сбора или перед тренировочными занятиями;

б) ежедневно утром и вечером в течение нескольких дней;

в) в начале и в конце одного или двух микроциклов (утром или перед тренировкой);

г) на следующий день после тренировки (утром или перед тренировкой, т.е. через 18-20 ч после 1-й тренировки), а иногда и в последующие 1-2 дня ( в то же время, что и предыдущие исследования).

Этапные обследованияимеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, так как в них оценивается кумулятивный тренировочный эффект за определенный период. Они позволяют определить, в какой степени выполнены задачи, поставленные на данный период занятий.

Задача врача – оценить изменения функционального состояния отдельных систем организма, имеющих наибольшее значение для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта (функциональную готовность), а также общую работоспособность организма.

Исследования следует проводить после дня отдыха (желательно, чтобы занятия перед днем отдыха в повторных этапных исследованиях существенно не различались), утром, через 1,5-2 часа после легкого завтрака. Перед исследованием спортсмен не должен делать зарядку.

Методы исследования, используемые при врачебно-педагогических наблюдениях.

Клинико-биохимические методы.

Содержание молочной кислоты – один из важнейших методов оперативного управления нагрузками.

При проведении исследований кровь берут из пальца или лучше из мочки уха через 3 мин после окончания упражнения. Если, например, после проведения тренировки, направленной на развитие аэробной работоспособности, концентрация молочной кислоты меньше 4 ммоль/л, значит, интенсивность нагрузки недостаточная. Тренировка на развитие силовой выносливости должна проходить при содержании молочной кислоты, равном 5-6 ммоль/л; тренировка на экономизацию анаэробного обмена – при содержании молочной кислоты, равном 8-11 ммоль/л.

Определение содержания мочевиныв крови характеризует переносимость нагрузок, выполненных накануне.

Для оценки эффективности скоростно-силовой и скоростной тренировки определяется содержание неорганического фосфатав сыворотке крови. Кровь на исследование берется до нагрузки и через 4 мин после ее окончания; при этом длительность непрерывной работы не должна превышать 10-16 с. Повышение его на 0,2 ммоль/л в 1 мин считается хорошим показателем, на 0,3 ммоль/л в 1 мин – очень хорошим, на 0,4-0,6 ммоль/л в 1 мин при минутной нагрузке – отличным.

Читайте также:  Какие упражнения помогут убрать грыжу позвоночника

Функциональные пробы при врачебно-педагогических наблюдениях

При разных формах ВПН проводятся различные функциональные пробы и тесты, позволяющие оценить влияние занятия на организм спортсмена и уровень его подготовленности.

Ортостатическая проба.

Тест РWС 170 со специфическими нагрузками.Разработаны и применяются беговой, плавательный, лыжный, велосипедный варианты этого теста – РWС 170 ( v). Результаты оцениваются при той скорости перемещения спортсмена, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин.

Проба с дополнительными нагрузкамиполучила широкое распространение. Особенно выгодно ее применять в тех случаях, когда сравнивается реакция на одну и ту же нагрузку до и после занятия, в различные дни недель (микроцикла) и т.д. Это позволяет выявить степень изменения функционального состояния организма спортсмена в связи с выполненной физической нагрузкой.

В качестве дополнительной физической нагрузки может быть использована любая функциональная проба (20 приседаний, 15-секундный бег на месте в максимальном темпе и др.). Единственное требование при этом – строгое дозирование нагрузки. Реакция на нее оценивается по данным сдвигов и восстановления ЧСС и АД.

Возможны три варианта реакции.

Первый вариантхарактеризуется несущественным отличием реакции на дополнительную стандартную нагрузку, выполненную после достаточно интенсивной тренировки (занятия), от реакции на нее до тренировки. Могут быть только небольшие сдвиги ЧСС и АД, а также длительности восстановления.

Второй вариантреакции свидетельствует об ухудшении функционального состояния, проявляющемся в том, что после занятия сдвиг ЧСС как реакция на дополнительную нагрузку становится большим, а подъем АД меньшим, чем до занятия (феномен «ножниц»). Длительность восстановления ЧСС и АД обычно увеличивается. Это может быть связано с недостаточной подготовленностью занимающегося или с выраженным утомлением, вызванным очень большой интенсивностью и объемом физических нагрузок.

Третий вариантреакции характеризуется дальнейшим ухудшением приспособляемости к дополнительной нагрузке.После занятия, направленного на развитие выносливости, появляется гипотоническая или дистоническая реакция; после скоростно-силовых упражнений возможны гипертоническая, гипотоническая и дистоническая реакции. Восстановление значительно удлиняется. Этот вариант реакции свидетельствуют о значительном ухудшении функционального состояния занимающегося. Причина – недостаточная подготовленность, переутомление или чрезмерная нагрузка на занятии

Наиболее распространенным тестом для определения специальной подготовленности спортсмена является проба с повторными специфическими нагрузками.Нагрузки должны отвечать следующим требованиям:

– быть специфическими для основной соревновательной деятельности спортсмена;

– выполняться с максимально возможной (конкретной для каждого спортсмена) интенсивностью;

– повторяться с возможно небольшими интервалами отдыха.

Важным дополнительным условием является то, что нагрузки и время, затрачиваемое на отдых, должны в процессе проведении пробы оставаться постоянными, а число повторений и интенсивность выполнения упражнений – соответствовать уровню подготовленности спортсмена.

Вид спорта Характер нагрузок Число повторений Интервал между повторениями, мин
Бег на короткие Бег на 60 м 4-5 3-4
Бег на средние Бег на 100 4-5 3-5
Бег на длинные Бег на 400 3-4 5-8
Марафон Бег 3000 2-3 5-8
Спортивная ходьба Ходьба на 3000 2-3 5-8
Метания Серии метаний по 3-5 в каждой 5-6
Прыжки в высоту и длину с разбега Серии прыжков по 3 в каждой 5-6
Прыжки в воду Подготовит прыжки с 5 метровой вышки и средней сложности с трамплина
Плавание на короткие дистанции Плавание на 50 м 3-4 3-4
Плавание на средние дистанции Плавание на 200 м 3-4 3-5
Велоспорт (трек) Заезды на 200м 4-5 3-5
Велоспорт (шоссе) Заезды на 3000 м 3-4 5-8
Бокс 3 мин боя с тенью 2-3
Борьба Броски чучела назад с прогибом 3-4 2-4
Штанга Жим 90% макс. тренир. массы 3 подхода по 2 жима 3-5
Футбол Бег 5 раз по 30 м с возращ на старт легким бегом 2-3 серии 3-4
Баскетбол Бег 5 раз по 20 м с возвращ на старт легким бегом 2 серии 3-4
Гимнастика Обязательные вольные упражнения 3-6

После этого спортсмен проводит обычную для себя разминку и выполняет первую нагрузку. Тренер фиксирует время выполнения упражнения или оценивает качество в баллах, метрах и т.д. После каждой нагрузки спортсмена исследуют 2-3 мин в следующей последовательности: сразу после окончания нагрузки в течение 10 с определяют ЧСС, затем измеряют АД и подсчитывают частоту дыханий. По окончании каждого обследования спортсмен возвращается к месту старта или к месту выполнения упражнения и по команде тренера повторяет нагрузку.

Приспособляемость к нагрузкам оценивается по величине и характеру сдвигов ЧСС, дыхания и АД, по их соответствию нагрузке, длительности и характеру восстановления.

При сопоставлении данных результативности выполнения повторных нагрузок и приспособляемости организма к ним определяется пять вариантов реакции.

Первый вариантхарактеризуется устойчивыми и высокими показателями результативности, хорошей приспособляемостью к нагрузкам, снижением сдвигов по мере повторения нагрузок, быстрым восстановлением – к концу интервала отдыха наблюдается значительный спад всех показателей. Такая реакция свидетельствует о высоком уровне специальной подготовленности.

Второй вариантхарактеризуется средним уровнем показателей результативности и приспособляемости либо недостаточно высоким уровнем результативности при хорошей реакции. Этот вариант свидетельствует об удовлетворительной тренированности.

Для третьего вариантахарактерны недостаточно устойчивые показатели двигательной активности: результативности то повышается, то понижается. В соответствии с этим варьируют показатели реакции сердечно-сосудистой системы. Спортсмена не может поддерживать значительное напряжение функций организма в течение необходимого времени. Это свидетельствует о ее недостаточном уровне функциональной готовности.

При четвертом варианте показатели спортивной результативности ухудшаются от повторения к повторению и сопровождаются значительным ухудшением приспособляемости к нагрузкам – наблюдается резкое учащение пульса, максимальное давление почти не повышается или даже снижается (астеническая реакция). В интервале отдыха восстановления не происходит, и последующие нагрузки выполняются на фоне недовосстановления. Такой вариант реакции наблюдается у спортсменов с низким уровнем специальной подготовленности.

Читайте также:  Упражнения по силовому степу

Пятый вариантхарактеризуется тем, что при сохраняющейся результативности по мере повторения нагрузок начинают выявляться признаки ухудшения приспособляемости. Данная реакция может свидетельствовать о недостаточной тренированности или чаще о переутомлении спортсмена.

Проба с повторными нагрузками помогает не только определить специальную подготовленность, но и оценить правильность планирования тренировочного процесса, внести в него необходимые коррективы.

Антидопинговый контроль

Антидопинговый контроль

Составной частью медицинского обеспечения на официальных всесоюзных и международных соревнованиях является антидопинговый контроль.

Согласно официальному определению Международного олимпийского комитета (МОК), принятому в 1984 году, «допингом является прием или использование чужеродных для организма веществ в любой форме или физиологических веществ в ненормальных количествах и вводимых ненормальными методами здоровым людям с исключительной целью обеспечить искусственное и нечестное увеличение достижений в соревнованиях».

Использование различных стимулирующих средств в спорте имеет давнюю историю. Первое упоминание о применение стимулирующих препаратов атлетами зафиксировано в Древней Греции. Победитель Олимпийских игр 668 г. до новой эры в беге на 200м употреблял в пищу специальным образом приготовленное блюдо из плодов инжира.

Использование допинга началось в спорте новой и новейшей истории до возникновения современного олимпийского движения. упоминание о приеме стимулирующих веществ спортсменами относится к 1865 г., когда на соревнованиях в Амстердаме пловцы при заплывах через каналы были уличены в приеме допинга.

Борьба с допингом в спорте началась еще в древности. Согласно дошедшим до нас сведениям она началась с введения наказания за дачу стимуляторов скаковым лошадям. Однако какой либо системы борьбы с допингом ни в древнем мире, ни в средние века не было.

Поворотным моментом для олимпийского движения стал 1960 год. На Олимпийских играх 1960 г. в Риме, в день их открытия погиб датский велогонщик Кнут Энермарк Енсен. официальной причиной смерти был объявлен солнечный удар.

Однако вскрытие показало, что спортсмен принял значительную дозу амфетамина. этот инцидент побудил Международный Олимпийский Комитет создать свою первую медицинскую коммисию под председательством новозеландского хирурга сэра Артура.

Решение, направленное против использования допинга и на создание медицинской комиссии, было принято МОК в 1962 г., на сессии в Москве.

С 1967 года медицинская комиссия работала под руководством члена исполкома МОК принца Александра де Мерода (Бельгия).

В 1964 г. выборочные пробы были взяты у участников Олимпийских игр в Токио с целью выявления случаев употребления стимуляторов. Антидопинговый контроль был проведен выборочно в 1968 г. В Гренобле и Мехико. С 1972 г. допинг-контроль стал обязательным для всех видов соревнований Олимпийской программы. Сейчас ни одна страна не имеет права проведения у себя официальных международных соревнований, если не располагает службой допинг-контроля.

Допинг-контроль проводят соответствующие службы страны – организатора соревнований под контролем и руководством медицинской комиссии МОК или международной федерации по данному виду спорта.

Антидопинговый контроль — это определение в жидких биологических средах (крови, моче, слюне и др.) наличия допингов. Обычно все детали антидопингового контроля оговариваются в инструкции, рассылаемой Федерациями или Национальными Олимпийскими Комитетами.

До соревнований всем странам-участникам рассылается список запрещенных лекарственных средств, считающихся допингами. Указывается состав антидопинговой комиссии, аппаратура, на которой будут определять наличие допинга, методы забора проб и т.п.

Исследования на наличие в организме спортсмена фармакологических препаратов, классифицируемых как допинг, включает в себя: отбор биологических жидкостей (кровь, моча, слюна и др.), последующий физико-химический анализ на месте проведения соревнований или в одной из лабораторий, признанных международной Медицинской комиссией МОК, а также другие медицинские тесты, необходимые для полноценного заключения. Наиболее часто исследуют мочу.

Длявыявление факта применения допинга участниками соревнований требуется объективно доказать присутствие допингового вещества или его метаболита в порции мочи, собранной после соревнования в строгом соответствии с правилами: под контролем выделенного для этого персонала; разделение пробы на две порции; опечатывание и кодирование проб в присутствии спортсмена или его представителя (первая проба направляется для анализа в лабораторию, вторая является контрольной и анализируется в случае обнаружения допинга в первой пробе).

Лаборатория, аккредитированная для контроля, проводит исследования с помощью комплекса современных методов химико-токсикологического анализа, что позволяет определить практически все известные сегодня вещества и их метаболиты. Результат считается положительным, если он получен одновременно несколькими (не менее двух методами).

Согласно действующим ныне правилам контролю подлежат победители соревнований и спортсмены, занявшие 2-4-е места.В спортивных играх и командных соревнованиях выбор спортсменов для контроля определяется жребием. По решению медицинской комиссии контролю могут быть подвергнуты и другие участники соревнований. Целесообразно исследовать спортсменов в случаях развития у них обмороков, бессознательного состояния, острого перенапряжения.

Применение допинговых препаратов перед соревнованиями и во время соревнований в целях лечения также запрещено. Неявка на контроль расценивается как прием допинга.

На виновного спортсмена накладываются санкции – лишение медали в индивидуальных видах соревнований и поражение команды, если у какого-либо из ее участников обнаружен допинг.

Решение о соответствующих санкциях – дисквалификации спортсмена – принимает судейская комиссия. Сроки дисквали­фикации зависят от характера примененного препарата. Самым строгим наказаниям подвергаются спортсмены, уличенные в применении анаболиков.

Врачебно-педагогические наблюдения на тренировках

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector