Вовлекающий показ двигательных упражнений

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

(обобщение опыта)

Автор: Сулейманова Резеда Вахитовна, Музыкальный руководитель I квалификационной категории, МДОУ «Детский сад N140», г. Пермь.

Содержание:

Этапы работы по развитию выразительности движений.

В основе первого этапа лежит подражание детей образцу исполнения движений, т.е. моему показу, в процесс е совместной деятельности. Прием “вовлекающий показ” (по С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.
Совместное исполнение движений способствует созданию общего при­поднятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизи­ологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен мой показ как педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей – мимику, тончайшие нюансы исполнения).
В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения, благодаря “вовлекающему показу” дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, с которыми дети справляются в процессе подражания, небезгранична. Чтобы ее определить нужно уметь “заглянуть” в “зону ближайшего развития” ребенка (по Л.С.Выготскому). В процессе совместного исполнения важно дать детям возможность ощутить свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняем, закрепляем. Конечно, у всех детей это происходит по-разному. Важно, не искать никаких замечаний, не фиксировать внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений будут освоены.
Часто применяю прием «погружения в Музыку», когда с самого начала обыгрывания музыкальной пьесы ничего не показываю и не рассказываю. Только призываю внимательно “вслушаться в музыку” и попробовать пофантазировать: “А что это такое?” или “Кто это?” (Не обязательно сразу все конкретизировать, дети могут ответить на эти вопросы не словами, а движением).
Затем для более осмысленного представления музыкально-игрового образа произведения, детям предлагаю какое-нибудь содержание (это может быть сказка, бытовая сценка и т.д.).
Время от времени, прекращая показ в процессе совместного исполнения, детям предлагаю исполнять движения самостоятельно. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения. Результатом является правильность, выразительность исполнения упражнений, их самостоятельное выполнение в других игровых ситуациях.
Часто дети придумывают очень выразительные движения, если же помощь необходима, нужно её оказать, но при этом важно не сковывать у детей проявления их самостоятельности.

Источник

Развитие выразительности спортивных и танцевальных движений при организации НОД

Ольга Тюхина
Развитие выразительности спортивных и танцевальных движений при организации НОД

На развитие выразительности спортивных и танцевальных движений ребенка прежде всего влияет восприятие ребенком данного материала. Восприятие – сложный психический процесс. Известный психолог Л. Выготский даёт такое определение: «Это целостное отражение в коре головного мозга предметов и ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом ребенка того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса.

Дети дошкольного возраста воспринимают всю информацию одинаково в 3-х модальностях:

– визуальной – «вижу, как делает педагог»;

– аудиалистической – «говорю, повторяю за педагогом»;

– кинестетической – «делаю вместе с педагогом»

Восприятие происходит через зрение, слух, ощущения.

Поэтому следует выделить основные этапы работы по развитию выразительности движений:

В основе первого этапа лежит подражание детей образцу исполнения движений, т. е. моему показу, в процесс е совместной деятельности. Прием “вовлекающий показ” (по С. Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.

Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки, голоса и от того, насколько выразителен, артистичен мой показ как педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей – мимику, тончайшие нюансы исполнения).

В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения, благодаря “вовлекающему показу” дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, с которыми дети справляются в процессе подражания, небезгранична. Необходимо это учитывать. В процессе совместного исполнения важно дать детям возможность ощутить свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняем, закрепляем. Конечно, у всех детей это происходит по-разному. Важно, не искать никаких замечаний, не фиксировать внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений будут освоены.

Читайте также:  Упражнения при отвисающей стопе

Время от времени, прекращая показ в процессе совместного исполнения, детям предлагаю исполнять движения самостоятельно. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения. Результатом является правильность, выразительность исполнения упражнений, их самостоятельное выполнение в других игровых ситуациях.

Часто дети придумывают очень выразительные движения, если же помощь необходима, нужно её оказать, но при этом важно не сковывать у детей проявления их самостоятельности.

Развитие выразительности движенияпроводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов:

Заключается в том, что содержание и объём знаний о движении, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности.

Постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своик силах и способствует повышению интереса к занятиям.

Сочетание слухового и зрительного восприятия. Основной приём – это образец исполнения спортивного или танцевального движения. Наглядность в обучении повышает интерес детей к физкультурным занятиям, лёгкости и прочности усвоения материала.

Принцип сознательности, концентричности.

Умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми, и они могут их передать словами. Своей деятельностью способствую

осознанности восприятия спортивного или танцевального движения, передачи движении словесным способом.

Закрепление знаний должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения.

Принцип адаптивности, гибкости.

Эти принципы облегчают планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогают логике усложнения материала, позволяют применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески.

Соединение в единое воспитательное пространство воспитателя, музыкального руководителя инструктора по физической культуре.

Использование танцевально – ритмической гимнастики при организации НОД:

Известно, что музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших способностей. Музыкально-ритмические движения – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным, а движение более выразительным.

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Стало известно, что музыка оказывает влияние на характер восприятия движения.

Таким образом музыка является очень важным фактором, влияющим на развитие у дошкольников выразительности спортивных и танцевальных движений.

На мой взгляд, понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка является важнейшим компонентом педагогического процесса.

В центре процесса должна находиться личность ребенка в воспитательной среде, гарантирующей переход к гуманистической модели педагогических технологий на основе личностно-ориентированного воспитания.

Одной из целей инструктора при организации НОД должно быть психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента».«Акцент» внимания педагога концентрируется не столько на результате, сколько на процессе обучения. Хорошее самочувствие ребёнка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким – основные условия, необходимые для полноценного развития детей.

Формирование средств выразительности мимики, жестов, движений Муниципальное казенное учреждение «Социально – Реабилитационный Центр для Несовершеннолетних» ПРОГРАММА «Формирование средств выразительности.

Развитие образности и выразительности речи через игры-драматизации Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и.

Формирование интереса к двигательной активности посредством танцевальных движений Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №114 Методическая Разработка «Формирование интереса к.

Методические рекомендации по организации спортивных прогулок Спортивные прогулки- особый вид прогулки, в которой использование разнообразных видов детской деятельности посвящено спортивной тематике.

Описание танцевальных движений под песню «Это Иркутск» для старшей группы Вступление Встают парами по кругу. Мальчик правой рукой держит девочку за талию. Левой рукой придерживает её ладошку. Девочка кладёт левую.

План-конспект занятия на тему «Развитие общей физической подготовки и танцевальных данных у детей младшего возраста» Возраст: занятие проводится для детей дошкольного возраста. Цель: 1. Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости).

Проведение и организация спортивных соревнований для учащихся спортивных школ Спортивные соревнования представляют собой соперничество между людьми в форме игры, целью которых является выяснение физической подготовленности.

Развитие интонационной выразительности речи детей с ОНР Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к.

Читайте также:  Выполняйте упражнение не вставая

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в ходе организации праздничных мероприятий при сотрудничестве с родителями Развитие творческих способностей детей с ОВЗв ходе организации и проведения праздничных мероприятий при сотрудничестве с родителямиТворческая.

Развитие выразительности речи дошкольников с помощью театрализации Проблема развития речи у детей дошкольного возраста достаточно широко изучена в педагогической науке и практике. Для всецелого общения детей,.

Источник

Обучаем детей способам передачи образа в движении
консультация на тему

Консультпункт для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
obuchaem_detey_sposobam_peredachi_2.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧАЕМ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ПЕРЕДАЧИ

ОБРАЗОВ В ДВИЖЕНИИ

Консультпункт для воспитателей

Оказать теоретическую и практическую помощь воспитателям в развитии у детей эмоциональной восприимчивости и выразительности движений при создании музыкально-двигательных образов.

  1. Вступление.
  2. Классификация движений.
  3. Проблемные моменты.
  4. Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа.

Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.

Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнение с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных до энергичных, волевых, решительных. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.

Упражнения, игры и танцы, используемые на занятиях и в совместной деятельности, являются учебным, дидактическим материалом: все они одновременно помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)

Все музыкально-ритмические движения можно разделить на четыре части:

  1. упражнения, при помощи которых дети овладевают тремя приемами движения – пружинным, маховым и плавным, дающими им в дальнейшем возможность сообщить движению характер и выразительность, свойственные разнообразным музыкально-двигательным образам;
  2. упражнения, помогающие овладеть ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения простейших музыкально-двигательных образов;
  3. упражнения, раскрывающие выразительность музыкально-пространственных композиций: учат коллективно выполнять их так же осмысленно, четко и музыкально, как должно исполняться каждое индивидуальное движение; развивают у детей чувство пространства;
  4. упражнения, игры и танцы, развивающие и углубляющие творческие способности детей, умение создавать музыкально-двигательные образы самостоятельно, используя при этом навыки, полученные в упражнениях других разделов.

Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны с содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания-разгибания, повороты в различных суставах); простейшие элементы танцев и русской пляски; движения подражательные и изобразительные (образы человеческой деятельности, повадки зверей, особенности предметов и т.п.). Широко использованы движения, которыми дети естественно выражают свои чувства.

Форма и выразительность всех этих движений в каждом упражнении, игре, танце зависит от данного музыкально-двигательного образа; со сменой его меняется и характер движения. Дети должны научиться понимать язык движений. Музыкальное движение – всегда средство для воплощения музыкально-двигательного образа. Недопустимо разучивание движений без музыки, под счет.

Целостный эмоциональный музыкальный образ воплощается в движениях, охватывающих все тело.

Отвечать на музыку движением детям мешает заторможенность. Психическая заторможенность снимается в работе над увлекающими детей музыкально-двигательными заданиями. Но, кроме того, под влиянием разных причин у них возникает физическая заторможенность – множество разнообразных зажимов, неправильных привычек. Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у них мышечное чувство – умение различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и направления движения.

Педагог должен постоянно следить за положением детей в каждом упражнении, игре, танце, тщательно отрабатывать все его детали, добиваться естественного и сознательного выполнения задания. Дети должны уметь приготовиться к движению.

Детям часто мешает двигаться плохая координация движений. Иногда ритмичность и координация нарушаются у тех детей, которые еще не умеют непосредственно отдаться музыке и движению – игре, танцу, упражнению и пытаются выполнять задание по внешним его признакам, а не по содержанию: они стараются механически копировать движения педагога или товарищей, формально согласовывать их с музыкой и т.п. Таких детей нельзя торопить и упрекать за ошибки, надо посоветовать им не смотреть на товарищей и педагога, а двигаться самим, слушая музыку.

Некоординированность и неритмичность движений зависят иногда от чрезмерного возбуждения, нервозности детей. В таких случаях надо подбирать музыкальный материал более спокойного характера. Следует отметить, что дети, страдающие излишней возбудимостью, неуравновешенностью (особенно мальчики), очень любят упражнения с лиричными, задумчивыми или просто успокаивающими образами.

Особое внимание надо обращать на детей, которым мешает правильно координировать движения и ритмично двигаться недостаточная общая активность, вялость мышц. Таким детям необходимо давать специальные упражнения, учить их делать движения с полной амплитудой, четко, быстро и до предела напрягать мышцы.

Перед упражнениями, играми, танцами, в которых дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, педагог либо ограничивается кратким изложением содержания, либо проводит небольшую беседу, направляющую воображение детей, оживляющую их эмоциональную память, но, ни в коем случае он не должен подсказывать им движений. Если материал построен на основных движениях, на подражательных движениях или уже освоенных детьми элементах танца, пляски, педагог называет эти движения и предоставляет детям действовать – соответственно характеру музыки они сами придают движению нужную выразительность.

Показ играет в работе над движением огромную роль. Он необходим при освоении технических навыков, подготовительных упражнений.

Показ музыкально-двигательных упражнений и танцев в целом (или отдельных движений) необходим во всем процессе работы над ними. Дети должны увидеть художественное воплощение музыкально-двигательного образа – это будит их воображение.

Во всех случаях, показывая, педагог должен двигаться с полной эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правильно и точно исполняя движение. Показывать детям движение схематично, формально, вполсилы нельзя – это не только не помогает детям лучше чувствовать и понимать движение и музыку, но и вредит им: дети перестают воспринимать музыку, движения у них делаются пустыми, неполноценными.

Конечно, не все дети и не всегда одинаково активны и эмоциональны, но надо добиваться, чтобы в группе не было равнодушных и безучастных. Тут важен пример педагога, который должен все время как бы участвовать в играх, танцах, упражнениях вместе с детьми. Для этого ему необходимо воспитать в себе привычку во время движения (своего и детей) петь про себя мелодию, знать ее наизусть.

Игровые задания для развития пластической

выразительности при создании образа

  1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
  2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
  4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что обучение детей способам передачи образов в движении возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Поэтому, чтобы достичь действительно художественной, а не примитивной интерпретации образа в пластике, необходима длительная и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим. И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроизвольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комбинации. А это, в свою очередь, будет стимулировать их общее развитие.

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание»/ Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; Под редакцией Н.А.Ветлугиной. – 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 1982.
  2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ Сост. Е.П.Раевская и другие. – 3-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1991.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Руднева С. и Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector