Вокал упражнения для дикции

Дикционные упражнения


Вокальное произведение представляет собой соединение музыки и литературного текста. С одной стороны, содержание такого произведения легче понять благодаря словам. А с другой стороны – у исполнителя появляются дополнительные сложности в плане передачи содержания произведения.

У певца должна быть четкая правильная речь и профессиональная дикция. Над дикцией необходимо постоянно работать. Для этого есть определенные упражнения, выполнение которых поможет улучшить дикцию. О произношении согласных и гласных звуков мы уже говорили в предыдущих статьях.

Сегодня разберем упражнения, состоящие из сочетаний согласных и гласных звуков.
Но прежде всего, следует отработать артикуляцию гласных и согласных звуков – отдельно каждого звука. Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. В каждом классе вокала должны быть зеркала. Во-первых, когда начинающие вокалисты привыкнут к своему отображению в зеркале, они меньше будут волноваться на сцене. Во-вторых, учащиеся учатся контролировать артикуляцию, благодаря чему обучение вокалу будет продвигаться быстрее.

Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков:
А – Э – И – О – У
Чередование гласных может быть в разной последовательности:
И – Э – А – О – У – Ы
О – У – А – И – Ы – Э

Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика – умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения.

При отработке звука «А» нижняя челюсть опускается, язык не должен подниматься «горбиком». Важно, чтобы при произношении звука «А» голос не звучал напряженно и открыто (так называемый «белый звук»). Чтобы этого не происходило, нужно не открывать слишком широко рот, очертание рта (артикуляцию) приблизить к произношению звука «О».

На звуке «О» губы округляются, челюсть опускается меньше, чем на звуке «А».

При произношении звука «У» губы вытягиваются в трубочку вперед. Губы слегка приоткрыты.

При произношении звука «Э» нижняя челюсть менее опущена, чем при произношении «А» и «О». И рот открывается не так широко, как при произношении «А» и «О». Язык округляется передней частью, а кончик языка опускается.

При произношении звука «И» язык подается вверх и вперед, уголки губ слегка растянуты. Расстояние между зубами минимальное.

Сочетание согласных с гласными звуками

Полезно начинать упражнения с «мычания».
1. На спокойном протяжном выдохе произносим закрытым ртом:

Избегаем крайних звуков диапазона, динамика – средняя. Зубы не сцепляем, губы плотно не сжимаем, чтобы не было звона на губах. Это упражнение помогает в выработке точной интонации. Во время пения закрытым ртом на звук «ммм» мягкое нёбо приподнимается и становится подвижным. Начинающим вокалистам важно понять, что такое петь на «зевке», и ощутить приподнятое мягкое нёбо.
После работы над звуком «МММММ» присоединяем к звуку «м» гласные

2. На энергичном выдохе призывно произносим отдельно каждый слог:

Ма! Мэ! Ми! Мо! Му! Мы!

3. Повторяем каждый слог из предыдущего упражнения по восемь раз, подчеркиваем первый слог:

Мамамамамамамама
Мэмэмэмэмэмэмэмэ
Мимимимимимимими
Момомомомомомомо
Мумумумумумумуму
Мымымымымымымымы

4. Усложняем предыдущее упражнение, добавляем в конце слога согласный звук:
Манн — Мэнн – Минн – Монн – Мунн – Мынн
Мамм – Мэмм – Мимм – Момм – Мумм – Мымм

5. Добавляем йотированные гласные:
Мя = мйа, Мё = мйо, Мю = мйу, Ме = мйэ

Произносим так, как написано: согласный звук «М», затем «Й» и добавляем гласный «А». Согласный звук и звук «й» произносим коротко, а гласный « А» – долго, протяжно.

6. Во всех предыдущих упражнениях (1-5) заменяем согласный звук «М» на согласный «Н» и повторяем упражнения 1-5
7. Аналогично заменяем звук «М» на согласный «Л» и повторяем упражнения 1-5
8. Заменяем согласный звук «М» на согласный звук «Р» и повторяем упражнения 1-5. Помните, звук «Р» нужно произносить раскатисто. Например, РРаРР, РРоРР
9. Заменяем согласный звук из 1-5 упражнений на звук «В» и повторяем эти упражнения
10. Заменяем согласный «М» из упражнений 1-5 на звук «Ф» и повторяем эти упражнения

Работа над парными согласными:


1. Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п.
Звуки короткие, без лишних призвуков

2. Перечисляем слоги:

пи, пэ, па, по, пу
би, бэ, ба, бо, бу
Звук «б» — звонкий, взрывной

3. В конце слогов добавляем согласный звук:
пип, пэп, пап, поп, пуп
биб, бэб, баб, боб, буб
В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п»

4. Работаем над парными согласными т-д. Повторяем упражнения 1-4 , заменяя согласные п-б на согласные звуки т-д
5. Работаем над парными согласными в-ф. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки в-ф
6. Работаем над парными согласными г-к. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки г-к

Работа над свистящими и шипящими согласными

1. На долгом выдохе тянуть звуки:
с-с-с-с-с-с-
з-з-з-з-з-з
ш-ш-ш-ш-ш
ж-ж-ж-ж-ж-ж
ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц
ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-

2. Произносим слоги, согласные – короткие:
Са — сэ — си-со-су
За-зэ – зи – зо – зу
Ша –шэ – ши – шо –шу
Жа – жэ – жи – жо – жу
Ца – цэ – ци – цо – цу
Ча – чэ – чи – чо — чу

3. В конце слога меняем звонкие и глухие звуки. Звонкие согласные не заменяем глухими, они должны звучат твердо и активно
Саз – сэз – сиз – соз – суз
Зас – зэс – зис – зос – зус
Шаж – шэж – шиж – шож – шуж
Жаш – жэш – жиш – жош – жуш

В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.

Вырабатывая навыки правильной дикции, не забывайте также о выразительности и мелодичности речи!

Помните о выражении: голос – ваша визитная карточка. И поэтому найдите время и поработайте над дикцией. А для учащихся-вокалистов дикционные упражнения – обязательная составляющая каждого урока вокала и домашних заданий.

Источник

Методы и приемы развития дикции и артикуляции на занятиях вокала

Методическое пособие для педагогов по вокалу. Дидактические упражнения направлены на развитие и усовершенствование работы всех органов речевого аппарата. Рекомендации разработаны на основе традиционных методик с использованием многолньнего опыта работы на хоровом отделении ДМШ.Данное пособие содержит упражнения, способствующие устранению зажимов и развитию свободной артикуляции. Все упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся и используют игровые формы работы.. У преплдавателей остается возможность подобрать наиболее родходящее для данной проблемы упражнения, возможно дополнить его или усложнить для более узкого или обширного воздействия.

Скачать:

Вложение Размер
Методическое пособие для педагогов по вокалу 234.47 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ ДО «Центр ДШИ-Липковская ДМШ»

Методическое пособие для педагогов по вокалу

Методы и приёмы развития

дикции и артикуляции

на занятиях вокала

Составитель:
преподаватель
вокально-хоровых дисциплин
Носырева Н.А.

на методическое пособие для педагогов по вокалу «Методы и приёмы развития дикции и артикуляции на занятиях вокала» преподавателя высшей категории вокально-хоровых дисциплин Носыревой Натальи Александровны.

В методическом пособии предлагается описание различных упражнений,
которые применяются на занятиях вокала для развития мышечного
аппарата и мелкой дикционной моторики.

Целью данной методической работы – систематизация дидактических упражнений, направленных на развитие и усовершенствование работы всех органов речевого аппарата. Рекомендации разработаны на основе традиционных методик с использованием собственного многолетнего опыта работы на хоровом отделении ДШИ.

Упражнения на дикцию и артикуляцию на уроках не только способствуют развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивают в учащихся выносливость, силу воли, умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Данное пособие содержит упражнения, способствующие устранению различных зажимов и развитию свободной артикуляции.
Все упражнения подобраны с учетом игровой формы. В приложении данного пособия есть иллюстрации по выполнения упражнения, а также описание цели каждого упражнения.

У преподавателя остается возможность подобрать наиболее подходящее для данной проблемы упражнения, возможно дополнить его или усложнить для более узкого или обширного воздействия.

Заключение
Список используемой литературы

Введение
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Поэтому класс вокала один из самых эффективных и востребованных видов обучения в детской школе искусств. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая её содержания. По мере развития мышления, речи, идёт накопление новых представлений, усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка- естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает творчеству.

Невозможно представить качественное исполнение произведения без чёткого произношения литературного текста. Культура речи-понятие ёмкое и многогранное. Пение соединено со словами, смысловым содержанием текста. Вокальное искусство воздействует на человека всей совокупностью художественных и технических средств исполнения (звуками голоса, тембром, словом и др.), подчёркивает смысловое и эмоциональное содержание текста в музыкальном воплощении.

Каждое слово в речи или пении должно быть чётким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно. Для этого в первую очередь, необходима хорошая дикция, то есть чёткое, ясное произношение слов и фраз в целом,а также безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности. У многих детей вялая артикуляция, нечёткое произношение слов текста. С этой проблемой, к сожалению, приходится постоянно сталкиваться на уроках вокала. Для её устранения необходимо выполнять упражнения для снятия зажимов и усовершенствования работы всех органов речевого аппарата (языка, губ, верхнего нёба, челюсти, нижнего нёба и т.д.). Чтобы добиться желаемых результатов, следует упорно и ежедневно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата. Это сложно, но вполне выполнимо, если продвигаться постепенно от простого к сложному, соединяя в обучении технические задачи с развитием эмоциональности и мышления ребёнка.

С течением времени уроки вокала увенчаются успехом: ученик в совместной работе с учителем достигнут главной цели-качественного, осмысленного, технически верного во всех отношениях исполнения музыкального произведения.

  1. Артикуляционный аппарат и артикуляция.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков, помогает выразительности слова. Чтобы добиться четкого и ясного произношения слов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных зажатий и чёткой работы различных мышц и органов, что является главной задачей на уроках вокала. Очень просто сказать: «снятие зажатий», – но ведь их сначала надо обнаружить и только после длительной и кропотливой работы с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В связи с этим существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению во время пения, а также служат как бы зарядкой для развития мышц, участвующих в процессе пения. Упражнения выполнять с детьми желательно перед зеркалом. Зеркало – большой помощник в работе, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего. В нем ребенок видит все недостатки проделываемого упражнения и с помощью педагога может вовремя их исправить.

Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное, естественная форма губ. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма. Язык спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. От верхних зубов идет твёрдое нёбо, а затем мягкое, подвижное нёбо и маленькие язычок. Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная и свободная. С помощью губ, языка, нёба, гортани, голосовых связок мы говорим и поём. Все названные органы входят в артикуляционный аппарат. Значит артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав называются артикуляционными органами. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Обязательным условием вокально пения является подвижность артикуляционного аппарата. Для пения очень важно, чтобы кончик языка был подвижным, чтобы были активными губы, нижняя челюсть была свободной, а мягкое нёбо имело положение приподнято вытянутое. Нужно помнить, что ротовая полость является резонатором, от которого зависит качества звука.

Тембр у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен, заметно проявляется в пестром звучании гласных. Это и понятно, т.к. образование певческих гласных резко отличается от гласных разговорных. Гласные – это основа пения. Именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса и техники. Гласный звук рождается в гортани благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Воспитывать у детей правильное формирование различных гласных нужно постепенно. Пестрота звучания исчезает, если присутствует:

  1. Единая манера формирования гласных;
  2. С переменой гласных не меняется позиция или «место звучания». Присутствует глаженый переход выровненных гласных;
  3. Гласные сформированы в передней части голосового аппарата при активном участии губ;
  4. Облагораживание гласных идёт путём округления;
  5. Стремление вынести слово на звуке далеко вперёд (в зрительный зал).

При медленном темпе идёт более крупная артикуляция, при быстром темпе произношение слов идёт «мелким планом». Артикуляция острая, чёткая, подвижная. Ровное тембровое звучание гласных в пении зависит от умения сохранить эти качества при переходе от одной гласной к другой при единых резонаторных ощущениях, а также при сохранении певческой форманты.

Лёгкие упражнения развивают и совершенствуют артикуляционный аппарат. Часто бывает так, что само слово «упражнение» вызывает у детей зажатие, потерю естественности, неверный психологический настрой. Однако при регулярной работе, – слово «упражнение» у учащихся вызывает рабочее, активное состояние, где концентрируется внимание даже на самых мелких движениях и ощущениях. Первыми упражнениями для разработки гибкости и податливости речевого аппарата и его отдельных мышц является артикуляционная гимнастика.

В методическом пособии предлагается описание различных упражнений,

которые применяются на занятиях вокала для развития мышечного

аппарата и мелкой дикционной моторики.

Произношение звуков у детей во многом зависит от работы их речедвигательного аппарата. Звукопроизношение также тесно связано с выработкой хорошей дикции. У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем – от точности движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Для формирования дикции детей можно использовать ряд игр на звукоподражание. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте, когда дети начинают делать активные движения губами в процессе речи. В старшем возрасте, если эта работа была пропущена, значительно труднее научить ребенка хорошей дикции, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.

В основе методического пособия – описание различных упражнений,

которые применяются на занятиях вокала для развития мышечного

аппарата и мелкой дикционной моторики.

Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и дикция.

Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая

звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы.

Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных,

согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы,

зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань).

Артикуляция – активная работа рта в речи и в пении.

Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный
инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира
человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью
координации всех частей голосообразующего аппарата.

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы
натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной
подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной
плохой дикции.

Артикуляционная гимнастика помогает:

  • устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
  • разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им
  • развить мимику, артикуляционную моторику;
  • развить выразительную дикцию.

Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Дикция (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость
произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального
исполнения. Особенно важно четкое произношение согласных.

1. Артикуляционный аппарат должен быть свободным, чтобы певец имел

возможность мгновенно произносить различные звуки, не нарушая при этом певческой установки. Чёткость артикуляции помогает улучшить дикцию.

2. Лучшему формированию звука способствует свободная, незажатая нижняя челюсть.

При зажатой нижней челюсти полезно петь йотированные гласные:

Упражнения для освобождения нижней челюсти

При пении следить, чтобы движение нижней челюсти не мешало ровному и связному звучанию.

3. Развитию чёткости дикции мешают довольно часто встречающиеся

недостатки – неподвижность верхней губы (так называемая «мёртвая губа») и

вялость квадратных мышц щёк.

Упражнения на слоги

помогут устранить их, если на слоги « зе » быстрым утрированным движением растянуть губы (как бы в широкой улыбке), а на слоги « зу » или « зо » также быстро вытянуть их вперёд.

Кроме «зе-зо», можно использовать и другие сочетания слогов, например:

4. Тренировка мышц неба

Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».

Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.

Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.

5. Тренировка губ и языка

Для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».

Придать расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнести «И», «Э», повторить несколько раз.

Придать языку форму изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».

Тянуть звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.

6. Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов

Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными.

Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, т.е. определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.

То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.

Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.

Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (и так выполняйте во всех положениях тела).

После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений.

Упражнения для улучшения дикции

После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

1. Слабая нижняя челюсть

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.

То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.

Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.

Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

3. Вялый язык и губы

Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

  • проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;
  • произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы
  • произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;
  • для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;
  • сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.

Скороговорки – это народно – поэтическая миниатюра шутка, в которой

умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания.

Проговорите 3 раза подряд любую скороговорку, но с каждым разом:

– с разной интонацией (удивление, радость, гнев, восхищение);

– от лица разных персонажей: заяц, цыплёнок, медведь

 Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

 Чиста, лучиста, говорит речисто.

 Калач калачом, трубач трубачом.

 Расскажи мне про покупку.

Про какую про покупку?

Про покупку, про покупку, про покупочку свою.

 Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой.

 Баран-буян залез в бурьян.

 Хороши в дорожку пирожки с картошкой.

 Шит колпак не по колпаковски,

Надо его переколпаковать.

 Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь,

Никому нашего чеботаря не перечеботарить.

 Двое – не один, в обиду не дадим.

 Ты сверчок сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

 Все скороговорки не переговорить

 Кощея щами не угощают.

 Пёс Полкан попал в капкан.

 Добыл бобыль бобы.

 Проворонила ворона воронёнка.

 У ужа – ужата, у ежа – ежата.

 Дед Додон в дуду дудел, дудой даму задел.

 На мели лениво лосося ловили.

 Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.

 Бык, бык, тупогуб.

У быка бела губа была тупа.

 Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

 Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать– совсем зарапортовался.

 Цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и цыкнул цыц!

 Шесть мышат в шалаше шуршат.

Задание! Придумай новые мелодии на тексты скороговорок.

  • Вез корабль карамель
    Наскочил корабль на мель
    И матросы три недели
    Карамель на мели ели.
  • Ди-ги,ди-ги дай
    Ди-ги,ди-ги дай
    Ди-ги,ди-ги
    Ди-ги,ди-ги
    Ди-ги,ди-ги дай.
  • Думал – думал – думал – думал,
    Думал – думал – думал – думал,
    В это время ветер дунул,
    И забыл о чём я думал.
  • Чики-чики-чики – «раз»,
    Чики-чики-чики – «два»,
    Чики-чики-чики – «три»,
    Ты за мною повтори.
    Эти лёгкие слова,
    Чики-чики «три» и «два».
    Улыбнись и повтори,
    Чики-чики «раз», «два» «три».
  • Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
    Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
  • Куры, гуси да индюшки,
    Наклевалися петрушки,
    Закусили лебедой,
    Побежали за водой.

Работа с текстом песен

Работу над песней начинать с проговаривания текста, сопровождая его

простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова.

  • Сомкнуть (слегка сжать) зубы и утрированно проговорить текст песни,(затем проговаривается текст как обычно)
  • Подоприте кулачком свою челюсть, преодолевая сопротивление, читайте текст, отодвигая челюстью кулак
  • Проговорить текст нараспев, соединяя гласные
  • Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги «бра», «дри»
  • Выразительно прочитать текст (по одному куплету) на высоком звучании.

Этим приемом пользуюсь как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен. Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

для развития дикции и артикуляции

  • «Баскетбольный мяч», показать рукой удары по «мячу» одновременно проговаривая согласные: Б-П; Д-Т; К-Г; З-С.
  • «Моторная лодка» – Р-р -р (без звука; со звуком)
  • «Смываем с картины» ( с приседанием – Р-р-р)
  • «Лошадка» – цокать медленно-громко, быстро-тихо
  • Зевать с закрытым ртом (несколько раз)
  • Произнести беззвучно: «Ка-а-а-ар»
  • Дак-дик-дук-дак – быстро-быстро (губы не двигаются)

(тренинг артикуляционных мышц)

  • Бра-брэ-бри-бро-бру – (по трезвучию)
  • Да-ба-да-ба-да-ба-да-ба-да – (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз)
  • Да-да-да-да-да – (ч. 3 или ч. 5), челюсть прыгает свободно
  • Дай-яй-яй – (ч. 3), активная работа челюсти
  • Дари-дари-дари-дари, дари-дари-да.
  • «Поезд едет скрежеща, же – че – ша – ща».
  • Р-Р-Р-Р-р – (ч. 3 поступенное движение вверх-вниз)
  • Ехал Грека через реку,
    Видит Грека в речке рак!
    Сунул Грека руку в реку
    Рак за руку Грека – цап!
  • «Мы перебегали берега перебегали берега» (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз)
  • Веники, веники,
    Веники – помелики.
    На печи валялися
    С печи оборвалися.
  • Кум Гаврила, кум Гаврила,
    Я Гавриле говорила:
    Веретёна, не точёна,
    В бане веники мочёна.
    Веники, веники,
    Веники – помелики.
    На печи валялися
    С печи оборвалися.

Гимнастика для языка

 «Дворники»: энергичное движение языком по верхним, потом по нижним

зубам с наружной стороны с одновременным движением глаз вправо- влево.

 «Индюки болтают»: языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».

 «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка за верхними

 «Дятел»: языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, произнося

при этом звук «д».

 «Почистим зубы языком» – (только верхние; только нижние; 2-3 раза по

 «Шпага» – при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком “колоть” щеки.

 «Лошадка» – громко и быстро цокать языком;

 «Лев» – дотянись языком до подбородка;

 «Лом – лопата» поочерёдно высовывать язык то « плоский» как лопата, то

 «Покусывать язык» – (с кончика до середины и обратно);

 «Пожовывание» языка – (копим слюну и проглатываем);

 «Заводим мотоцикл» – Р-р-р, р-р-р;

 «Едем на мотоцикле» – как бы удаляясь и приближаясь

 «Моторная лодка» – Р-р-р (без звука; со звуком)

 «Телеграмма» – выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-

лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает

на последний слог. Держите ритм.

Упражнения для губ

 «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 «Лошадка». Фыркать, «как лошадка», губы при этом дрожат.

 « Пятачок» (на счёт раз – вытянуть губы вперёд, на счёт два – губы

расплываются в улыбке, не показывая зубов).

 «Трубочка» – вытяните губы трубочкой и вращайте по кругу

 «Веселая дудочка». Вытянуть вперед сомкнутые губы и двигать ими по кругу

вправо, затем влево.

 «Утиный клювик» (на развитие подвижности губ). Губы сложены трубочкой,

щеки втянуты. Губы несколько расслабляются и производят смыкательные и

 Вытянув губы – «сосем соску»;

На интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое

переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».

o «Надуйте щёки» – (изобразите важную персону, надуйте щёки и держите

5-6 секунд). Повторите.

o «Сдуйте щёки» – (хлопком по щекам, губы в «пучок»

o «Потерялся котенок» – произнести «мяу», широко открывая рот,

повернуть голову влево-вправо.

o Разговор про себя. Произнести любую фразу, четверостишие, не открывая

o «Робот» – голова, как у робота, поворачивается вправо, влево, вниз, вверх, а

затем «ломается»: напряжение сбрасывается, голова опущена.

o «Дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот, язык

максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным

o «Силач» – рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз,

который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая

мускулы. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Подставить сложенные

одна на другую ладони под подбородок. Открывая рот, давить подбородком

на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

Сказка «Путешествие язычка»

Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с нёбом.

Жил был Язычок.( вытащить язык на нижнюю губу). Язычок жил в домике под названием Рот. В этом домике 2 дверцы: губы( почмокать губами) и зубы (постучать зубами). Проснулся утром Язычок и стал в своём домике порядок наводить. Помыл окна (работаем язычком по одной щечке, потом по другой), помыл потолок ( работаем язычком по небу), подмел пол ( работаем язычком внизу) Открыл две дверцы и вышел на крылечко (положить расслабленный язычок на нижнюю губу. Лежит язычок отдыхает. Стало скучно язычку. Посмотрел он направо( выполняем движение языком направо), налево( выполняем налево). Увидел ребят, обрадовался и запрыгал до самого потолка (щелкаем язычком).

И решил Язычок вместе с ребятами сделать зарядку.

Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздаётся щелчок.

Цель:
Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.

Цель:
Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом
для звука [р]. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.

Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края —
Вот и «чашечка» моя.

Цель:
Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратите внимание!
1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слег¬ка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его
на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

Упражнение «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе —
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель:
Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).
2. Язык широкий, в форме чашечки.

Влево – вправо кончик ходит,
Будто места не находит.

Цель:
Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

«Покусываем кончик языка»

Выдвигаю свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю всё проворней.

Цель:
Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
1. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает
в выполнении упражнения.
1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, осуществляется самомассаж языка.

Язычок отправился в зоопарк вместе с ребятами. Мы будем изображать всех животных, которых Язычок там встретит.

Упражнение Бегемотики. Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Описание упражнения : улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Упражнение Слон
Описание упражнения : вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.
Упражнение Лошадка

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Поведем некоторые итоги связанные методикой работы над дикцией. Во-первых, без ясной и чёткой дикции невозможно создать полноценный художественный образ, поэтому работа над дикцией приобретает столь важное значение. Чистота дикции помогает учащимся – певцам выразительно и точно доносить свои мысли, чувства до слушателя. Чтобы добиться чёткого и ясного произношения слов и фраз в целом, безукоризненного звучания гласных и согласных, надо неустанно работать над развитием артикуляционного аппарата и его технических возможностей.

В данной методической работе специальные упражнения систематизированы:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звуков.

Подобные занятия находятся в русле здоровье-сберегающих технологий обучения. Они направлены на формирование умения обучающегося контролировать внимание на артикуляционном аппарате, не пропуская никаких зажимов. При этом не надо бояться усталости мышц, надо избегать новых зажатий. Учащиеся должны анализировать собственные ощущения при пении или выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения, должно быть характерным для достижения поставленной цели, то есть хорошей дикции.

Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надежным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого аппарата. И в связи с этим индивидуально отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения. Полезно вместе с учеником анализировать и исправлять ошибки. Конечная цель любого обучения – добиться того, чтобы ученик пел свободно, полётным звуком, без напряжения, точно фокусируязвуки, способствующие тембрально-яркому звучанию.

Голос как брильянт. Он засверкает, если очистить каждую его грань от того, что мешает ему светиться полётно и ярко.

Список методической литературы:

  1. Н.Н. Добровольская «Вокальные упражнения в школе ».
  2. Ф.М. Аникеев, З.И. Аникеева «Как развивать певческий голос».
  3. Е.А. Саричева «Техника сценической речи».
  4. Н.Б. Гонтаренко «Уроки сольного пения».
  5. Т.М. Орлова « Учите детей петь».

Источник

Читайте также:  Комплекс упражнений кроссфит cindy
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector