Вокальные упражнения при речевых нарушениях

Развитие певческих навыков у детей с речевыми нарушениями. Цикл вокальных упражнений

Наталья Базаева
Развитие певческих навыков у детей с речевыми нарушениями. Цикл вокальных упражнений

Процесс развития вокальной исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой – средством коррекции голоса, артикуляции, дыхания.

Известно, что голосовой аппарат- это сложная система, все части которой тесно взаимосвязаны между собой. Голосовые упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребёнку. Необходимо также использовать речевой материал эмоционального содержания, поскольку эмоции: радость, огорчение, удивление, испуг и т. д., непосредственно отражаются на качестве пения.

На музыкальных занятиях можно добиться значительных успехов в развитии голоса, расширить его диапазон, научить ребёнка моделировать голос по силе и высоте, выделять словесное и логическое ударение, выражать различные интонации. В логопедической группе пение используется как коррекционное средство, способствующее формированию звуковысотного слуха. Развитию дыхания, ритмического чувства, голоса, и таких таких психических процессов как внимание, восприятие, память.

В работе по пению с дошкольниками в логопедической группе необходимо руководствоваться принципами психокоррекционной работы с детьми, которые являются общими для артпедагогики и арттерапии (Медведева Е. А., 2001).

Принцип единства коррекции и развития.

Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка, с учётом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.

Принцип единства диагностики и коррекции развития.

Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе системного, целостного, динамического изучения ребёнка, его диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребёнка.

Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.

Определяет индивидуальный подход к ребёнку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учётом сензитивных периодов.

Принцип оптимистического подхода.

Предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребёнка, веры в её положительный результат, поощрение его малейших достижений.

Предполагает одновременную работу над дыханием, голосообразованием, дикцией, интонированием и развитием ритмического чувства.

Реализуется в три этапа, задачи которых определяет логопед вместе с музыкальным руководителем.

Задачи 1 этапа: познакомить ребёнка с музыкальными средствами выразительности, сформировать певческие навыки на простом музыкальном материале (разучивание простых по интонации попевок в диапазоне терция-квинта с несложным ритмическим рисунком).

На 2 этапе педагог формирует у детей понятие фразы, музыкального и логического ударения, большое внимание уделяется активности и чёткости артикуляции.

На 3 этапе продолжается воспитание у детей певческой голосовой выразительности. Педагог добивается слаженности звучания всего ансамбля детей.

Первые певческие навыки тесно связаны с певческой установкой. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении стоя и сидя. Перед началом пения у детей необходимо расслабить артикуляционный аппарат. Дети должны разомкнуть зубы, опустить подбородок, проверить указательными пальцами обеих рук, есть ли дырочки в щелях между зубами, и чуть приоткрыть губы, объяснить, как правильно брать дыхание. Полезны для развития певческого дыхания упражнения в сочетании пения staccato и legato. Лёгкое, чёткое staccato – важнейший начальный момент верной организации работы гортани в пении. Этот приём взятия звука воспитывает навык активной, но без перегрузки певческой атаки и способствует формирования «опоры».

Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять чистоте интонирования. Пение с использованием жестов активизирует слуховое восприятие и помогает более точно дифференцировать звуки по высоте, а голосовым связкам более успешно справляться со своим «поисковым процессом».

Для развития восприятия, внимания, памяти и воображения в системе занятий по пению используются различные творческие и импровизационные игры («Допой фразу», «Ответь на музыкальный вопрос», «Спой голосом разных животных», и т. д.). Вокальные упражнения для постановки голоса проводятся по подражанию с музыкальным сопровождением. Они начинаются с пения вокализов (мелодий без слов). Вокализы поются на один гласный звук, затем распеваются простейшие звукоподражания с использованием повторных слогов. Все эти упражнения по развитию певческого голоса необходимо связывать с игрой (баюканье : а-а; поезд: у – у; гуси: га-га и т. д.)

Эмоциональное содержание упражнений, выразительная мимика, разнообразные движения способствуют появлению у детей более естественного голоса. Не следует требовать от ребёнка сразу громкого голоса и чистой интонации: важно проявить терпение и настойчивость, и в результате постоянных упражнений даже слабый голос окрепнет, хриплый – очистится.

Читайте также:  Домашние упражнения для укрепления спинных мышц

Упражнения по развитию голоса проводятся на доступном произношению ребёнка речевом материале. Они должны постепенно видоизменяться и усложняться.

При работе над высотой голоса необходимо найти основной тон голоса и сформировать устойчивость основного звука. Устойчивости основного тона обычно добиваются путем плавного протяжного произнесения гласных на одной высоте. Затем можно постепенно упражнять ребенка в изменении высоты голоса. В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль и зрительные опоры (графические изображения). Например, использование на занятиях схем-алгоритмов, которые позволяют добиваться мышечной свободы у детей, как в пении, так и в дирижерских жестах, воспитывать у них вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности.

Как правило, изменение силы голоса дается детям значительно легче, чем изменение высоты. Поэтому работу необходимо проводить именно в таком порядке.

Упражнения на координацию дыхания и голосообразования.

Пропеваем гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staссato и legato.

«Капели»

Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто).

То весна к нам пришла,

Песенки запели. (а— поём протяжно).

«Синичка».

Ты, синичка, полетай,

С нами вместе поиграй!. (Ф-ууу! Ф-ууу).

(У каждого ребёнка в левой руке маленькая птичка из цветной бумаги, прикреплённая к нитке, длиной 20-25 см. Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы трубочкой, дети, произнося звуки, делают выдох несколько раз. При этом птички подлетают вверх несколько раз.)

В конце дети подставляют ладонь, на которую сажают птичка устала.

Упражнения на пропевание гласных legato и staccato

«Укачиваем”

Уа-Уа, ах как девочка мала,

Уа-Уа, любит петь она с утра.

Уа-Уа, подпеваю ей сама,

Уа-Уа, говорить с ней нам пора.

Необходимо объяснить детям,что legato это когда звуки сливаются и плавно переходят один в другой.

Упражнения на силу голоса.

При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных с разной силой звука. Если ребёнок будет петь, а динамику, то есть f(громко) или p (тихо) музыкальный руководитель будет показывать руками, то его голос будет подчиняться этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижёрским жестом. Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения.

Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:

«Эхо».

Мы в лесу гуляли,

Мы грибов набрали,

Где же наши детки,

Пропевание слов и словосочетаний на crescendo и diminuendo

с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания по низходящим секвенциям. «Кукушка»

Идём по холодку,

В лесу поёт кукушка:

Упражнения на дыхание.

«Понюхай цветок».

Упражнение на дыхание выполняется сначала без музыки, затем то же с музыкой. Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. Представить, что каждый звук можно понюхать как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух носом, а затем:

– понюхать, затем медленно и долго подуть на свои ладошки;

– понюхать и коротко выдохнуть на каждый пальчик;

– понюхать, подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух.

То же самое можно сделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога.

Вот какой, вот какой

Маленький цветочек мой.

Он фиалкою зовётся.

Пахнет солнцем и весной.

Ищут мёд в цветочках.

И над ними кружат,

Упражнения – пение glissando.

Эти упражнения помогают работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звука показывать руками.

Источник

Методическая разработка «Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»

Ирина Соловьева
Методическая разработка «Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

Цель вокально-артикуляционных упражнений конкретизируется в частных задачах:

1. Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;

2. Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

3. Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;

4. Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;

5. Развитие способности петь слово интонационно чисто;

6. Овладение приемами произношения слова для улучшения вокальных качеств голоса.

Упражнения для дошкольников должны быть предельно просты и иметь игровой характер. Данная подборка упражнений может представлять собой единый цикл игровой формы.

Чтобы выполнение упражнений было более эффективным и носило результативный характер, в первую очередь, стоит обратить внимание на исходное положение, которое принимают дети, в вокальных методиках этот термин обозначается как певческая установка.

Читайте также:  Удары молотом по колесу упражнение

Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.

Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. Можно предложить детям постоять в неудобной позе, чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно.

При ознакомлении с певческой постановкой корпуса педагог может использовать стихи, песенки и поговорки по данной теме.

Мы проверим спинку,

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей

Раз! Вдох! И запел!

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно,

Петь приятно и удобно!

Если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть.

Встань красиво подтянись,

И спокойно улыбнись.

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

Ручки как у вас лежат?

Ножки как у вас стоят?

Вы разок, вы другой,

Посмотрите за собой!

Мы тихонько все сидим,

Мы несколько не шалим –

«Мы разок, мы другой,

Посмотрели за собой!»

Вокально – артикуляционная гимнастика

Данная вокально-артикуляционная гимнастика состоит из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Чтобы дети проявляли активный интерес, данный комплекс упражнений представлен в виде истории – сказки.

1 часть не озвученная артикуляционная гимнастика

Жил был язычок. Ему очень удобно жилось в своем домике-ротике. Однажды утром он проснулся, повернулся с боку на бок (пошевелить языком во рту вправо-влево). Поздоровался с одной щечкой (постучать языком в одну щеку, не открывая рта), потом с другой (постучать языком в другую щеку). Погладил верхние зубки (не открывая рта провести языком по задней стенке верхних зубов), затем нижние (так же погладить нижние зубы). Облизал красные губки (круговым движением провести языком по губам). Это он так с ними поздоровался. Затем он открыл широко дверь и отправился на встречу к своим друзьям (широко открыть рот).

Язычок весело перепрыгивал с одной ступеньки на другую (прикасаться языком к нижней губе и прятать его в рот), а проходя вдоль забора, пересчитал все ступеньки (погладить язычком верхние зубы). И наконец, он встретил своих друзей львенка (открыть рот, поднять верхнюю губу, показав верхние зубы) и тигренка (опустить нижнюю губу, показав нижние зубы, челюсть, выдвинув вперед). Друзья всегда весело проводят время: они гуляют по лесным тропинкам (быстро проводить языком по верхней губе), катаются на горках (зацепиться кончиком языка за нижние зубы и поднять середину языка, выгибая его горкой), надувают воздушные шары (надуть обе щеки). Но сегодня у них не обычный день, они собрались в путешествие к морю и хотят взять нас с собой, ребята согласны отправиться в путешествие вместе с язычком, тигренком и львенком? Тогда в путь.

2 часть озвученная артикуляционная гимнастика

Ребята вы знаете, дорога к морю не близкая, и наши друзья предлагают нам поскакать на лошадках, только вот лошадки у нас старенькие и скачут они очень медленно.

Упражнение «Старые лошадки»

Медленно клацаем языком, открывая рот, губы в позиции звука «О», изображаем медленный шаг уставшей, старенькой лошадки.

Скажите ребята, сможем ли мы быстро доехать на таких лошадках? Конечно нет, правильно, нам нужно пересесть на молодых и быстрых лошадей.

Упражнение «Молодые лошадки»

Быстро клацаем языком, челюсть свободна, рот немного приоткрыт, губы расслаблены в полуулыбке. Изображаем галоп молодой лошадки.

Как хорошо, быстро и легко мы скачем к морю, но смотрите, впереди нас ждет туннель.

Упражнение «Лошадки в туннеле»

Клацаем языком, вытянув губы в трубочку, в позиции звука «У», челюсть свободна, без активных движений.

И вот мы наконец-то выскочили из туннеля прямо на лед замерзшего озера, лошадки скачут осторожно, чтобы не поскользнуться и не упасть.

Упражнение «Лошадки на льду»

Клацаем языком, сомкнув зубы, губы в улыбке в позиции звука «И».

Вот мы и перешли ледяное озеро, наши лошадки очень устали, ведь идти по скользкому льду не так уж и легко, им нужно отдохнуть, а мы продолжим свой путь к морю на мотоциклах. И так садимся на мотоциклы, заводим их (активно произносим несколько раз «Др-р-р», как бы пытаясь завести мотоцикл, чтобы почувствовать опору диафрагмы). Поехали.

Пропеваем глиссандо вверх и вниз «Р…Р…Р…». Мотоцикл уезжает все дальше и дальше «Р-р-рь…Р-р-рь…» – затихая.

Мы уже почти доехали до моря, но у нашего мотоцикла закончилось топливо. На чем же еще мы можем доехать до моря? Правильно на машине.

Пропускаем воздух сквозь сомкнутые губы, изображая движение автомобиля, на глиссандо вверх и вниз.

Можно так же поспрашивать детей, на чем еще можно добраться до моря. И включить в разминку Упражнения на развитие грудобрюшного дыхания «Поезд» и «Самолет», отображая их звучание: «Чух-чух-чух», «У-у-у-у». Или же использовать упражнения по В. В. Емельянову на нарастание силы голоса.

Читайте также:  Упражнения для социальных педагогов

Вот мы и добрались до моря, а на море гуляют волны и маленькие и большие.

[i]Упражнение «Море»или «Волна» (по В. В. Емельянову)

ИП ноги в устойчивой позиции. Руки расслаблены, изображают движение волн вверх-вниз. С штро-басса перейти на звук «А», каждый раз усиливая динамику голоса. С каждой волной усиливая звук от pp до ff .

А над морем летают чайки и кричат.

ИП ноги в устойчивой позиции. Руки вверх, кистями изображают полет чайки. Не шевеля губами и не поднимая подбородка, предельно высоко взвизгнуть четыре раза «А! А! А! А!», подражая крику чайки.

Вот одна чайка села на большое старое сухое дерево.

Упражнение «Скрип дерева»

В штро-басе извлекать звук «хххА», подражая скрипу дерева, язык лежит полностью расслабленный на нижней губе, связки расслабляются.

Которое росло недалеко от большого, дремучего леса.

Упражнение «Эхо в лесу» или «Страшная сказка» (по В. В. Емельянову)

Дети повторяют за музыкальным руководителем в угрожающей интонации – «У», «УО», «УОА», «УОАЭ», «УОАЭЫ», затем в обратном порядке –«Ы», «ЫЭ», «ЫЭА», «ЫЭАО», «ЫЭАОУ».

Но в этом лесу совсем не страшно, потому что в нем живет добрый и хороший бронтозаврик. Давайте попробуем его нарисовать, но не карандашами и красками, а голосом.

Упражнение «Бронтозаврик» (по В. В. Емельянову)

Издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме. И через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Схематически данное упражнение можно изобразить так:

Вот такой добрый и хороший бронтозаврик живет в этом лесу. Теперь нам нужно с ним поздороваться, но он не понимает нашей речи и говорит на своем волшебном языке.

Произносим звуки «А-ШУ-ЖУ» на глиссандо переходя от грудного к головному регистру и наоборот «У-ШУ-ЖУ» от головного к грудному.

Можно отметить, что мы хотим сказать бронтозаврику: «Здравствуй», снизу вверх, так как мы значительно меньше его, а он нам отвечает сверху вниз.

Вот какое у нас получилось замечательное путешествие к морю с язычком и его друзьями.

Список использованной литературы:

Емельянов В. В. // Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука, 1991. – 41 с.

Картушина М. Ю. // Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г. – 176 с.

Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М. ; Прометей, 1992. – 270 с.

Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие. М., 2010. – 202с.

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том.

Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить.

Методическая разработка «Артикуляционная гимнастика в стихах» Зарядка. Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка. («Улыбка»). А теперь комарик я, хоботок есть у меня. («Трубочка»). На лист кувшинки.

Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.

Картотека музыкально-дидактических игр для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста 1. Название/ Источник игры – «Хор соловушек» Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушке», стр. 17 Задачи игры – Развивать умение детей осуществлять.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.

Методическая разработка «Флористика как средство развития творческих способностей дошкольников» Много лет работая с дошкольниками, я видела, с каким интересом они занимаются изготовлением поделок из природного материала, я понимала,.

Методическая разработка «Лыжная подготовка старших дошкольников как один из способов физического развития в ДОУ» Методическая разработка на тему: «Лыжная подготовка старших дошкольников как один из способов физического развития в ДОУ» Составила:.

Методическая разработка учебного занятия «Постановка дыхания на примере вокальных упражнений» Методическая разработка учебного занятия Тема занятия: Постановка дыхания на примере вокальных упражнений Цель: Раскрыть значение правильного.

Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста» Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: обучить детей дошкольного.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector