Вокально хоровые упражнения для распевания хора

РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ
материал на тему

Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskiy_doklad_raspevaniya.docx 332 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему:

«РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

Подготовила: преподаватель высшей категории

Данилова Юлия Анатольевна

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

  • Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
  • Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
  • Работать надо постепенно, без торопливости.
  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
  • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
  • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
  • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
  • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

Источник

«Работа над вокально-хоровыми упражнениями в младшем детском хоре»

Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством не только музыкального, но и эстетического воспитания.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka.docx 169.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа над вокально-хоровыми упражнениями

в младшем детском хоре»

преподаватель хоровых дисциплин

МБУ ДО «Афипсипская ДШИ»»

Тлепсук Фатима Зауркановна

II. Формирование вокальных навыков на музыкальном материале

1.Понятие о вокальных навыках и вокальных упражнениях

2.О предпосылках воспитания вокально-хоровых навыков

3.Основные вокальные навыки

4.Условия системы вокально-хоровых упражнений

III. Распевание хора и принципы подбора вокальных упражнений

V. Используемая литература

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определила её значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средство мне только музыкального, но и эстетического воспитания.

Хор – это исполнительский коллектив, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения. Хоровому коллективу подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада, а это дает возможность в полной мере развивать гармонический слух, выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

Певческий голос – природный музыкальный инструмент, который может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Есть основание считать пение первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности. Недаром и при обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как начале всякого серьезного музыкального образования. Известный пианист и педагог К.Н. Игумнов называл хоровое пение «жизненной основой музыки». Современный методист В. Л. Михелис рекомендует в начальный период обучения игре на

фортепиано использовать ансамблевое пение, так как это, по его мнению, является залогом успешной работы в дальнейшем.

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки(дыхание, артикуляция, звукообразование).

Распевание хора преследует чисто практические цели. Никто не станет отрицать пользы для каждого человека физкультурной зарядки, не менее необходима вокальная зарядка для певческого коллектива.

Цель методической разработки – изучить и обобщить имеющие методические рекомендации и практический опыт в области формирования вокальных навыков детей через систему вокально-хоровых упражнений.

Задачи методической разработки:

-изучить вокальные упражнения для младшего детского хора;

-проанализировать особенности формирования вокальных навыков младших школьников; определить принципы подбора вокальных упражнений ;выявить роль вокальных упражнений в формировании вокальных навыков.

Практическое значение методической разработки состоит в том, что начинающие хормейстеры найдут в ней полезную информацию и практические рекомендации для применения их в своей профессиональной деятельности.

Опыт убеждает меня в том, что к каждому ребёнку, независимо от степени его одарённости, можно найти соответствующий подход, нисколько не отрывая его от естественной «игровой фазы» незаметно ввести в мир звуков, пробудить любовь к пению.

Г.Г.Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно создавать среду для их проявления и роста. Этими словами я руководствуюсь в своей педагогической деятельности на протяжении многих лет. Педагог, ведущий занятия с детьми, должен создавать на занятиях непринуждённую, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое состояние, пробуждать их воображение. Занятия с детьми требуют знания физиологии этого возраста и выработки игровых приёмов обучения.

Возрастные характеристики детского голоса.

Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А так же различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские.

Сопрано детского хора от до I – до соль II октавы.

Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.

У детей специфичный голосовой а порой (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.

Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы:

1) Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р – mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками.

В таком начальном этапе хорового воспитания закладывается профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблевое исполнение.

2) 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность на грудное звучание. Несколько расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.

Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы

Альты ля малой октавы – ре, миb II октавы

В этом возрасте возможности более широки. В репертуар можно включить произведения гармонического склада и несложно полифонические произведения. Так же 2х – 3х г, партитуры.

3) 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание смешанное, 8 – 11 класс. У мальчиков заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.

У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены мутации и редко в этом возрасте поют в хоре.

Следует отметить, что полный диапазон каждой партии в детском хоре может расшириться:

Сопрано до ля, сиb II октавы.

Альты до соль малой октавы

При обучении хоровому пению во внимание принимается и то, что голосовой аппарат и характеристики голоса младшего школьника тоже имеют свои особенности, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе. Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше), а также различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские. Сопрано детского хора от «до» I октавы – до «соль» II октавы. Альт детского хора от «ля» малой до «ре» II октавы.

У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности. Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа, средние школьники и старшее звено. Младшая детская группа – от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. В репертуаре таких хоровых коллективов имеется по сути 1-2 произведения. На этом начальном этапе хорового воспитания закладывается профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблевого исполнения.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов; правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

Для меня одна из важнейших задач – зажечь в ребёнке интерес к пению и вместе с этим привить любовь к работе. Я убедилась, что дети иногда гораздо успешнее двигаются вперёд на более трудном для них материале, если он их эмоционально затронул, чем на лёгком и доступном им, но не заинтересовавшим. Поддерживая интерес к занятиям, привлекаю их симпатии к себе, и при этом оставаясь как бы сотоварищем по игре, я их изучаю и чаще всего они подсказывают метод и специфику занятий. Ребёнок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, всё впитывает как губка. Поэтому для меня важно ответственно и серьёзно относиться к детской личности, начинающей обучение.

Музыка для ребёнка – это мир радостных переживаний. Дети любят петь, исполняя песню, они активно выражают свои чувства, глубже воспринимают музыку. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Многолетний опыт показал, что пение способствует развитию речи детей, повышается уровень читательских, счётно-арифметических, письменно – графических навыков, так как во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, а также улучшается эмоциональный настрой ребёнка. И именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии.

II. Формирование вокальных навыков на музыкальном материале упражнений

1.Понятие о вокальных навыках и вокальных упражнениях

Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. С первых же занятий хором следует провести беседу с детьми о правилах работы в хоровом коллективе. На каждом занятии руководитель должен обращать внимание на певческую установку, дыхание, звукообразование. звуковедение, артикуляция (дикция), дирижёрский жест, ансамбль, строй.

Независимо от того, поют ли дети сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным и свободным. При пении сидя ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях. Правильной певческой установки нужно добиваться на каждом занятии.

Работа над привитием навыка правильного певческого дыхания имеет важнейшее значение в вокально-хоровом искусстве. От правильного дыхания зависит красота и чистота звука, выразительность пения. Основное правило певческого дыхания – владение выдохом, что значит умение петь на задержанном дыхании (опора).Равномерное расходование дыхания зависит от правильного вдоха, который должен быть быстрым и бесшумным. При вдохе нельзя поднимать плечи и брать много воздуха. Характер дыхания зависит от разучиваемых произведений: песни бодрые, маршевые, героические требуют короткого вдоха; песни медленные, плавные, протяжные требуют вдоха более спокойного, но в обоих случаях дыхание должно быть активным. Особенно за активностью дыхания следует следить при тихом пении. Необходимо помнить, что вовремя взятое дыхание помогает художественно-выразительному исполнению.

Звукообразование, звуковедение и дикция

Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука – начальный момент его возникновения. В детском хоровом пении применяются и мягкая и твердая атаки. Основу певческого звучания составляет мягкая атака звука. Однако целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука. При этом звонкое, активное пение не должно переходить в форсированное звучание. Очень важно соблюдать чувство меры, иметь чуткий слуховой контроль.

Выразительное пение немыслимо без самого серьёзного внимания к звукообразованию и звуковедению. Руководитель должен добиваться от детей пения свободного, естественного, лёгкого, звонкого. Этому способствует активная работа артикуляционного аппарата. (правильное открывание рта, чёткая работа губ и языка ); ясное формирование гласных с одновременным округлением их звучания. Активное звукообразование должно быть как в песнях с твёрдой атакой, так и в песнях с мягкой атакой. Звуковедение зависит от характера произведения. В одних произведениях звук должен быть напевным, льющимся (legato),в других несколько акцентируемым (non legato).

Хорошая дикция в значительной мере способствует выразительному пению. Важным моментом в дикции является соотношение гласных и согласных: гласные должны звучать напевно, широко; согласные – чётко, коротко, энергично.

Следует помнить, что согласные которыми заканчивается слог или слово, должны переноситься к следующему слогу или слову; что одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и в начале другого слова, поются раздельно; что согласные звуки в конце слова, поются раздельно; что ударные слова во фразах и ударные слоги в словах пропеваются несколько громче, чем безударные.

Особенно внимательно следует относиться к пению безударных окончаний. Слова в пении надо переносить в соответствии с общепринятым литературным произношением, а не с их правописанием.

Строй и ансамбль

Без чистого, стройного пения не может идти речь о выразительном исполнении. Поэтому вопросы сознательного интонирования, строя должны быть в центре внимания руководителя. Необходимо постоянно совершенствовать музыкальный слух детей, развивать в них чувство контроля за своим пением, умение слушать не только свою, но и другую партию, подстраиваясь к ней и сливаясь со звучанием всего хора. Руководитель должен позаботиться о том, чтобы певцы умели сохранять ровный темп, а если нужно, то одновременно ускорять или замедлять его. Чёткий ритмический рисунок способствует передаче характера произведения. Воспитание в учащихся чувство ритма необходимо уделять большое внимание.

Руководитель должен добиваться ровного звучания каждой партии хора в целом. Хорошему ансамблю способствует единообразное и одновременное произношение слов, осознанная всем хором фразировка.

Каждый хоровой коллектив должен овладеть свободным пением сначала двухголосных, а затем и многоголосных произведений. Начинать работу над двухголосием следует с пения упражнений и канонов, которые подготовят хор к исполнению двухголосных произведений. После овладения таким типом двухголосия, следует перейти к песням с терцовым соотношением голосов, свободным движением каждого голоса и, наконец, к пению песен с элементами трёхголосия.

Пение без сопровождения

Наиболее трудным, но и наиболее интересным видом хорового пения является пение без сопровождения. Такое исполнение возможно только после накопления хором определённых навыков и умений. Приступать к ним следует только после того, как участники хора овладеют правильным дыханием, звукообразованием, сознательным интонированием и т.д. На первом же этапе полезно петь без сопровождения отдельные места из песен и песни, написанные с сопровождением инструмента, так как при пении без сопровождения особенно ярко выступают все недостатки интонирования, звуковедения и т.д. Свободное пение без сопровождения есть высшая ступень хорового исполнительства, к которой должен стремиться каждый коллектив.

В процессе работы большое значение имеет дирижёрский жест, который должен быть ясным, чётким, определённым. Внимание к жесту воспитывается в ребятах с первых же занятий, начиная с основных четырёх указаний дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало» и «окончание».

Воспитание внимания к жесту приведёт к точному донесению задуманного дирижёром замысла произведения. Кроме того, чёткий жест дирижёра поможет хору выровнять строй во время исполнения, добиться хорошего динамического и унисонного ансамбля, умения одновременно начать и закончить пение произведения и его частей.

Хоровое пение представляет собой сложное искусство, требующее известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше может он сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем в вокальной педагогике. Выработка вокально-хоровых навыков тесно связана с развитием музыкального слуха, так как слуховой контроль дает возможность установить соответствие воспроизводимого звука его предварительному представлению, его «внутреннему слышанию».

Музыкальное образование доступно всем: обычным и одаренным детям. Поэтому при поступлении в музыкальную школу и школу искусств мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям.

Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога.

Неумение петь может быть вызвано разными причинами: первая – неумение ясно и точно представить мелодию; вторая- неумение ее воспроизвести голосом (ребенок слышит правильно, но поет неверно, хотя и слышит свои ошибки); третья- неумение оценить свое пение (ребенок не замечает своих ошибок.), четвертая-перенос манеры « разговорного голоса» в пение. Встречаются дети, поющие очень низкими голосами. Им необходимо почувствовать правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра – си первой октавы – ми второй. Педагог, благодаря своим пояснениям, путем создания образных представлений, должен помочь детям

(« надо спеть высоко, как птичка, комарик» и т. д.)

Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно малый срок регулярных занятий прекрасных результатов.

Для педагога очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому хористу, выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной работы с ним.

При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.

Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых связей:

– слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью последующего анализа услышанного;

– сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

-ведение теоретических понятий о качестве певческого звука;

-отражение направления мелодии при помощи рисунка, схемы, ручных знаков, нотной записи;

– настройка на тональность перед началом пения;

– задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона;

– представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен вслух

У многих детей, имеющих хорошие музыкальные данные, встречаются ряд других недостатков в пении:

– зажатая нижняя челюсть;

-короткое и шумное дыхание

А устранение этих недостатков происходит с помощью упражнений, которые в дальнейшем значительно экономят время при работе над репертуаром.

2. О предпосылках воспитания вокально-хоровых навыков

При разработке проблемы вокально-технических навыков и средств их воспитания мы опираемся на следующие положения: без овладения техникой, специфическими выразительными средствами вокального искусства невозможно художественно исполнить произведения, передать замысел, содержания, художественный образ песни. При недостаточном внимании к содержанию произведения процесс обучения пению превращается в дрессировку. Музыка, ее содержания должны обуславливать формирование исполнительской вокальной техники на каждом этапе развития учащегося.

Известно, что передача того или иного содержания в музыке требует определенных, соответствующих ему, художественно-технических выразительных средств, исполнительских приемов.

Искусство пения требует, чтобы каждый певец или участник хора овладел прежде всего навыками певческого дыхания, звукообразования и дикции. Именно эти навыки составляют основу, фундамент вокального воспитания учащихся в хоре. Строй и ансамбль, эти специфические условия при обучения пению в хоровом коллективе, рассматриваются как нечто производное, основывающиеся в значительной на овладении навыками певческого дыхания, звукообразования, дикции. В самом деле, трудно представить себе стройное пение в ансамбле, если учащиеся не владеют дыханием, певческим звуком, не умеют правильно открыть рот, если у них плохая дикция. Осуществление же задач вокального воспитания в хоровом коллективе требует полного единообразия, одновременности в выполнении всех действий, связанных с пением. В противном случае хоровой коллектив отсутствует, есть лишь некое собрание поющих людей.

Чем своевременный певец владеет техникой, тем больше творчество может он внести в свое исполнение, тем больше может он сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем в вокальной педагогике.

Необходимым и обязательным условием выработки навыков является упражнение, т.е. рациональная, целенаправленная повторность действия с целью усовершенствования способов его выполнения. Упражнение – не механическая повторность действия, а такая повторность, в процессе которой происходит усовершенствование способов выполнения этого действия, их закрепление, уточнение.

В процессе упражнений происходит выработка прочных вокально-хоровых навыков, т.е. отбор тех исполнительских приемов, тех выразительных средств, которые обеспечивают наибольшее соответствие воспроизводимого звучания его предварительному внутреннему слушанию.

Искусство пения требует овладение сложным комплексом художественно- технических элементов. Овладение этим комплексом достигается путем фиксации внимания учащегося на каждом отдельном этапе обучения в хоре, на каждой конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений создает благоприятные условия для овладения главным образом каким-то одним определенным навыком.

Цели этой служат специальные упражнения и попевки, которые подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилены, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности: ритм, мелодический рисунок, темп, тесситура. Иными словами, мы подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым мы создаем наиболее благоприятные условия для усвоения протяженности звучания. Работая в хоре над ансамблем в двух – в трехголосии, мы предлагаем упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги), для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучания хоровых партий.

3. Основные вокальные навыки

Основными вокальными навыками являются певческое дыхание, певческое звукообразование и певческая дикция. Именно эти элементы искусства пения зиждется искусство художественного коллективного пения – хорового искусства.

В процессе занятий дети должны овладевать техникой дыхания – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. А со временем, на более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительным звучанием фраз. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука – начальный момент его возникновения. В детском хоровом пении применяются и мягкая и твердая атаки. Основу певческого звучания составляет мягкая атака звука. Однако целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука. При этом звонкое, активное пение не должно переходить в форсированное звучание. Очень важно соблюдать чувство меры, иметь чуткий слуховой контроль.

Артикуляция является важнейшей частью вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и т.д. Текст доходит до слушателя только при хорошей артикуляции. А на качество исполнения влияет умение открывать рот при пении, правильное положение губ, языка, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти. При пении важны такие особенности произношения, как: напевность гласных; умение их округлять; быстрое и четкое произношение согласных; стремление к чистоте звучания неударных гласных.

4. Условия системы вокально – хоровых упражнений

1. Первым условием системы вокально-хоровых упражнений является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе упражнений. В начале обучения хоровому пению учащиеся больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в объяснениях и наглядных показах педагога. Постепенно, в результате сознательного объяснения и рационального повторения они начинают самостоятельно применять полученные навыки в процессе вокального исполнения. Достаточно определенного дирижерского жеста руководителяхора соответствующей мимики, даже взгляда, и весь хоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.

2. Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задания.

В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного- к более трудному. Ушинский говорил, что в это заключается основа успеха: всякое новое упражнение, по его словам, должно быть связано с предыдущим, опираться на него делать шаг вперед. Отсутствие этого условия является главной причиной того, что иногда длительные и многочисленные упражнения дают плохие результаты.

В системе вокальных упражнений предполагается такое расположение учебного материала, при котором ученику приходится преодолевать постепенно возрастающие трудности.

3. Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.

Если педагог не умеют использовать в процессе хоровых занятий заинтересованность учащихся, то нередко это приводит к тому, что внимание угасает, наступает скука и появляется рассеянность.

4. Четвертым условием системы является воспитание у учащихся произвольное внимание в процессе упражнений. Большую роль в воспитании произвольного внимания играет использование в педагогическом процессе внимания непроизвольного.

5. Пятое условие системы – разнообразие заданий, переключение внимания учащихся в процессе упражнений с одной задачи на другую, охват комплекса заданий.

Можно привести в качестве иллюстраций такой пример. Известно, что пение legato считается основой вокального искусства.

Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако, если не считать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыками пения nonlegato и staccato, то это приведет в конце концов к образованию тяжелого, массивного звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.

6. Шестое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной, последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временный разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пеня, требующим большой, упорной и последовательной работы.

Источник

Читайте также:  Тренинг для девушки упражнения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector