Визуальное мышление упражнения по развитию

Визуальное мышление (видеть и показывать)

Существует множество вариантов и подходов к визуальному мышлению. В этом выпуске мы рассмотрим базовые идеи, которое сделал Дэн Роэм в своей книге «Визуальное мышление». Эти идеи могут дополнить механизм восприятия проблем и их решений, с их помощью вы сможете визуализировать результаты своего мышления «по научному», с большей надеждой презентовать без лишних эмоций и слов.

Для того, чтобы уловить суть проблемы, автор предлагает предоставлять информацию в виде картинок или схем, что позволяет не только донести информацию до слушателей, но и лучше уяснить ее для самого себя.

Эта идея стара как мир и лежит в базе приема #Йод Гипермышления . Идеи в нашей голове и непосредственно визуальное мышление активизируются в условиях ограниченной или неполной информации, кроме того управляются четкими правилами. А для большого количества вариантов решения проблем используются различные комбинации ограниченного набора символов.

На этой матрице представлено восемь различных форматов: простой рисунок, чертеж, геометрия, символ, фантазия, мотив, комикс (история в картинках) и орнамент.

Умение решать проблемы является одним из ключевых моментов в ведении бизнеса. Следует отметить, что проблемы, идеи и т.д. можно не только видеть физически, но и обнаруживать мысленно. Путем изображения проблемы на бумаге в виде простого рисунка, можно сэкономить время и ресурсы, а также привлечь слушателей к дискуссии. Кроме того, рисунок помогает проще изобразить большой объем информации, сложные понятия и их взаимосвязь. Так автор и предлагает ознакомиться с тремя главными составляющими мысленной визуализации:

1) Этапы процесса (посмотреть-увидеть-вообразить-показать другим)

2) Биологические инструменты (зрение-воображение-глаза/руки)

3) 6 способов видения (кто/что-сколько-где-когда-как-зачем/почему)

Биологическая основа

Как правило, сотрудники сталкиваются с проблемой извлечения нужной информации из стопки бумаг, в которой могут быть ценные идеи, сведения и тд. При помощи трех инструментов визуализации, а именно – глаз, воображения и рук, можно отсортировать проблемы по категориям при помощи простой схематической картинки. Для иллюстрации комплексной проблемы достаточно использовать в своем рисунке простые символы, это позволяет комфортнее анализировать проблему.

Изображение проблемы в виде простого рисунка очень удобно использовать по той причине, что нарисованное от руки легко видоизменять, — говорит Дэн Роем. Также можно полноценно передать правильный образ, который «сидит» в голове, и, аудитория лучше воспринимает рисунки от руки, особенно нарисованные при них, так как все участвуют мысленно и взглядом в создании данной визуализации(а именно следят шаг за шагом за процессом).

Кроме рисунка могут быть еще другие форматы визуализации:

В данной матрице представлены разные форматы, с помощью которых можно передать идею: «Что такое отдых!»: слова, цифры, рисунки, фотографии (отражения фактов), график настроения на отдыхе, позиционирование (море; тепло), блок-схема перелета «Москва-Пхукет», факторы, которые повлияли на выбор и один из элементов остался незаполненным как напоминание, что данную схему можно творчески переработать под свою ситуацию.

Этапы процесса визуального мышления

Главное идеей визуального мышления является умение смотреть и видеть. Творческие способности и умение рисовать не играют здесь важной роли. Зрительная система человека имеет визуальную интуицию, с помощью которой люди делают определенные выводы из увиденного. Одним из примеров является то, что близко расположенные друг к другу объекты связаны между собой. Также наше зрение помогает нам группировать объекты по определенным признакам, а также выделять наиболее важные с помощью размера или яркости. Всеми этими возможностями необходимо пользоваться, что приведет к сокращению времени и сил для пояснения определенных моментов.

Читайте также:  Какие упражнения чтобы хорошо ходить

Как уже говорилось ранее, существует несколько этапов процесса визуального мышления. ( они представлены и пояснены ниже )

Шесть способов видения/Система координат 6W

Автор предлагает для решения проблемы разделить ее на систему координат 6W(кто/что, сколько, когда, где, как, почему/зачем). И проиллюстрировать проблему для каждой составляющей в виде отдельного рисунка. «Рассматривая проблему как набор из шести четких, отдельных, но взаимосвязанных компонентов, а не как бесконечно огромный и совершенно бессмысленный набор действий, мы получаем абсолютно интуитивный, и при этом очень действенный, подход к ее решению».

Здесь мы видим, что используя открытое мышление, прием #Зайн Гипермышления вы можете дополнить картину еще тремя вопросами и адаптировать систему к собственной ситуации.

Человек, благодаря своей зрительной памяти, может определить по знакомым характеристикам кого-то или что-то (Кто?/Что?) на изображении, кроме того, определение количества(Сколько?) и месторасположения (Где?) чего-либо тоже не составляет труда. Однако для определения времени (Когда?) и того как произошло (Как?) необходимо сравнить объекты в 2 точках во времени, и , уже оценив их, можно сделать выводы о том когда что-то произошло (Когда?) и как это произошло (Как?). После сбора и осознания всей полученной информации, приходит понимание того почему что-либо произошло либо зачем (Почему/Зачем?).

Автор считает, что одним из лучших инструментов выработки идей и решений является умение четко визуализировать и воображать вещи и ситуации. По этой причине разработан инструмент активации воображения “SQVID”(5 вопросов: S-простота, Q-качество, V- видение, I-индивидуальные характеристики, D-изменение).

Данный метод позволяет создавать четкие образы путем активации внутреннего зрения, а также позволяет увидеть этот образ глазами будущей аудитории.

Сутью данного метода является то, что человек сталкивается со всевозможными образами одной идеи в своей голове. И необходимо выбрать ту самую подходящую визуализацию для эффективной коммуникации в определенной аудитории. «Истинная цель визуального мышления – сделать сложное понятным, облачив его в зримую форму, а отнюдь не простым».

Источник

Развитие визуального мышления: ТОП-7 упражнений

Визуальное мышление – это метод творческого решения задач в плане экспрессивной имитации. Базисом является наглядно-действенное мышление. Такой вид мышления свойственен архитекторам и дизайнерам. Такие мысли напрямую связаны со зрением. Развивать этот тип мышления обозначает видеть больше, нежели предстает перед глазами.

Визуальное мышление: что это такое

Визуальное мышление – это умственное деяние, в основе которого лежит манипулирование примитивными графиками. Это метод креативного решения проблематичных задач в плане моделирования.

Само мышление непосредственно связано со зрением. Зрение – это самый важный метод получения нужной информации. Ребенок может иметь отличное зрение, но не различать визуальные сигналы. Именно поэтому ребенку необходимо помочь научиться замечать таковые сигналы.

Этот вид мыслей – это применение образов. Визуализация улучшается тогда, когда родитель просит ребенка во что-то вглядываться и что-либо представлять. Совершенствование визуального мышления позволяет развивать творческие умения малыша.

Читайте также:  Упражнения для поясничного отдела позвоночника со штангой

Развитие визуального мышления

Многие профессии нуждаются в хорошо совершенствованном визуальном мышлении. К ним относят:

  • дизайн;
  • архитектура;
  • инженерия;
  • ботаника;
  • навигация и другие.

Такой вид мыслей необходим в том случае, если необходимо что-либо вообразить. Например, когда люди шьют, играют в шахматы, вяжут, собирают модель.

В процесс совершенствования данного типа мышления включают:

Как и любой другой вид мыслей, визуализация развивается тогда, когда ее используют. Начать его применять можно дома. Ребенок появляется на свет, смотрит вокруг и замечает разные проявления окружающей среды. Глаза ребенка и его мозг со временем начинают различать цвета, размер и формы, соотношение предметов между собой.

Задачей родителей в предоставлении малышу как можно больше подобных впечатлений. Необходимо над кроваткой повесить мобиль, купить яркие разноцветные игрушки, показывать цветные картинки. Ежедневно ребенку необходимо показывать что-то новое и интересное.

Для развития этого типа мыслей необходимо не только зрение, но и мелкая моторика рук. Например, малыш должен не просто смотреть на яркие картинки, но и пробовать самостоятельно их рисовать. Очень полезно пробовать собирать конструктор, прорисовывать узоры из мелких деталей.

Некоторым малышам крайне трудно общаться, поэтому они предпочитают рисовать рисунки. Другие малыши любят слушать, читать либо разговаривать и при этом ненавидят рисование. Вне зависимости от того, что именно предпочитают дети, необходимо предоставить им возможность развития визуального мышления.

Существует несколько методов развития:

  1. Интеллект-карты. Важно обогащение словесной базы. Интеллект-карта строится на основе ассоциативных связей, которые оформляются в виде в любых направлениях.
  2. Визуальное мышление. В основе данного метода лежит нахождение новых идей, их развитие и проверка. После этого важно преподнести свои идеи остальным так, чтобы они были понятны.
  3. Визуальные истории. По-другому данный способ называется метод создания убеждающих претензий. Необходимо изменить формат обычных претензий на визуальные истории.
  4. Мгновенное фото. Развить мысль можно прогуливаясь на улице. Для этого бросить короткий взгляд на мимо проходящего человека, затем закрыть свои глаза и попытаться восстановить картинку в течение 2-7 секунд. При закрытии глаз можно продолжать идти. Со временем появится возможность делать мгновенное фото и удерживать его в голове столько, сколько нужно. После тренировок с закрытыми глазами можно начать тренироваться с открытыми глазами.
  5. Живая фотография. Необходимо присесть где-то на лавочке, сделать мгновенное фото, но в воображении попытаться не останавливать ситуацию. Нужно попробовать с закрытыми глазами увидеть, что будет делать человек и куда будет двигаться. Спустя пару недель можно будет значительно уменьшить количество ошибок.

В развитии визуализации очень помогает вырезание картинок и составление их в коллаж. Удовольствие получат, как родители, так и дети. Составлять коллажи можно на отдельные тематики.

К традиционным методам развития относят:

  1. Обогащение запаса разных представлений через получение опыта. Это могут быть путешествия, чтение, общение с другими людьми.
  2. Развитие умения сосредотачиваться на каком-либо предмете.
  3. Регулярное выполнение упражнений, которые развивают не только образное, но и словесное мышление.

Важно! Развивая себя, можно начать наслаждаться полноценной, качественной и успешной жизнью. Главным правилом является систематическое выполнение всех упражнений.

Источник

Педагогический опыт Развиваем визуальное мышление

Цитаты из книги Ясюковой Л.А. «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении».

Визуальное мышление является составляющей образного синтеза – способности образно обобщать информацию. (Другой способ — логически обобщать информацию) «Недостатки образного синтеза могут осложнять понимание рисунков, схем, чертежей и связанную с ними работу на уроках геометрии, физики, черчения. Пока (в 3-5 классах, тем более в детском саду) такая работа не требуется, следует заняться развитием визуального мышления в целом, т.е. активизировать базу для становления образного синтеза. Начинать надо с заданий, которые реализуются с помощью манипуляций, в наглядно-действенном плане (собирать картинки по наглядным образцам, по чертежам; находить схемы, соответствующие тем или иным изображениям).»

Читайте также:  Дыхательные упражнения по норбекову

Пазлы – популярная сегодня игрушка для детей. «Добиваться надо такого уровня работы, когда после рассуждения и зрительного анализа ситуации он (ребенок) заранее раскладывает игровой материал так, как будто видит, из каких деталей какие части картинки получатся, и далее сборка идет целыми узлами или блоками. Если он умеет только последовательно подбирать, добавлять, пристраивать подходящие детали, то надо научить его сознательному анализу картинки и ее элементов, иначе база для операции образного синтеза может так и не сформироваться».

Проще говоря, проговаривайте сами, когда учите ребенка собирать пазлы: «Синие детальки отложим для цветочка, желтым цветом – солнце и середина ромашки. Пазлы с ровным краем образуют контур картинки – их в отдельную кучку. Что у нас зеленоватого цвета? Ага, это травка!» Ребенок, наблюдая за вашей работой, будет учиться так же организовывать свою. Даже если вслух он не может проговорить порядок своих действий (ребенок еще плохо умеет разговаривать в силу маленького возраста), но вы видите, что его действия осмысленны, значит, принцип работы усвоен. Для проверки можно спросить: «Что ты соберешь из отложенных деталей? Какого цвета детали нужны для неба?»

Визуальное мышление является составляющей пространственного мышления. Ученик со слабо развитым пространственным мышлением испытывает серьезные трудности на уроках черчения, физики, геометрии и тригонометрии. «Для развития визуального мышления необходима активация его предпосылок. Следует начинать с формирования двигательно-визуальных схем, т.е. предлагать ребенку решение наглядных задач с помощью манипуляций.
Используйте кубики Коса и развивающие игры, предложенные Б.П. Никитиным ( «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех»). Задания следует выполнять несколько раз, обязательно используя рассуждения, периодически возвращаясь к уже проделанным, пока для ребенка не станет очевиден и легко воспроизводим сам принцип действий. Ребенок должен работать не только руками, свои действия он должен научиться сопровождать речевыми объяснениями, чтобы двигательные схемы становились осознаваемыми»:

1. выполняем задания с речевым объяснением.
2. сначала говорит, какие части понадобятся для работы, а потом практически проверяет свои предположения.
3. зарисовка собранной конструкции («перевод двигательных схем в зрительно воспринимаемые пространственные схемы)

Так же развивают пространственное мышление всевозможные конструкторы и компьютерные игры типа «Тетрис». «Следует помнить, что в старших классах развить пространственное мышление уже не удается».

Не отчаивайтесь, если у вас нет перечисленных игр и пособий. Занятия аппликацией, лепкой, оригами и др. способствуют развитию предпосылок визуального мышления в достаточной мере. Самое главное, чего следует придерживаться – это осознанности выполнения любого действия через проговаривание, через речевое объяснение. Дети с удовольствием выполняют задание научить кого-то: «Ты умеешь лепить мышку, научи свою бабушку». Вот и получится — и повторное действие, и объяснение.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector