Виды упражнений по окружающему миру

Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе
материал по окружающему миру на тему

Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_4.docx 25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе

Занимательные упражнения помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, активизируют мыслительную деятельность, расширяют кругозор, вызывают интерес к изучаемому предмету, снимают усталость , повышают работоспособность учеников, эффективность обучения и развития младших школьников. Высокий уровень развития внимания и памяти – важные условия для успешного обучения. «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» (К.Д.Ушинский) Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленной цели и имеют форму игры. А форма этих упражнений может быть различной : ребусы, кроссворды, загадки, шарады, викторины, КВН, чайнворды и др.

Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока : при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников. Включение его развивает интерес и любовь к окружающему миру, делает радостной и энергичной деятельность учащихся, вносит элементы здорового отдыха, создаёт хорошее настроение. Дети проявляют большое желание и интерес.

Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в нём. Игра для ребёнка – важный источник информации об окружающем мире. Её можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении, перехода из игровой деятельности в учебную. Игры активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию его личностных качеств.

Перейдём к рассмотрению различных форм занимательных упражнений:

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это тип загадок включает:

«Начало – нота
Потом – оленя украшенье
А вместе – место оживленного движения (до-рога)

С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю (Чайка – гайка)

«Легко дышать в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
И целый лес ты мною свалишь» (липа – пила)

«Известное я блюдо,
Но лишь прибавишь «м»
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем»

При изучении темы «Домашние животные» используется кроссворд с вопросами в виде загадок:

«Мордочка усатая, шубка полосатая
Часто умывается,
А с водой не знается». (Кошка)

«Среди двора стоит копна
Спереди вилы, сзади метла» (Корова)

«Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива» (Лошадь)
«С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова
Лыки дерёт, а лаптей не плетёт» (Коза)

«Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается» (Собака)

При изучении темы « Животные и растения леса» можно составить :

а) Кроссворд из вопросов в виде загадок:

«Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы, уши больше головы?» (Заяц)

«По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лиса» (Белка)

«Думал кошка,
Крикнул: «Брысь!»
Оказалось, это – … (рысь)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
Кур крадёт. (Лиса)

По горизонтали в выделенных клетках читается спрятанное (ключевое) слово «звери», которое служит для проверки правильности ответов.

Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей

«Кто зимой холодной, бродит в лесу злой, голодный?» (Волк)

«Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой» (Медведь)

«Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить . знайте, это … (лось)

«Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт , но вхож
И в сады, отважный … (ёж)

«Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно, желуди искал
Я пугать его не стал
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозный был … (кабан)

Можно использовать лото по теме «Полезные ископаемые»

На карте изображены условные знаки полезных ископаемых, а на карточках – их названия. Нужно найти карточку с названием и закрыть ею изображение соответствующего условного знака.

В ячейках карты даны краткие характеристики полезных ископаемых. Нужно найти карточку с изображением соответствующего условного знака и закрыть ею ячейку.

Дети очень любят играть «В города» Один ученик придумывает название города, второй придумывает название на последнюю букву и т.д.

Имеют место на уроке и логические задачи.
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?
Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?
Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные.
Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.

С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д

  • Радость – свет, а горе – …
  • Весна – рассвет, а осень – …

Соедини линиями начало и конец пословиц

  • Береги платье снову, а . – люби и саночки возить
  • Ученье свет, а . – честь смолоду
  • Любишь кататься. – неученье тьма

Соедини высказывания, противоположные по смыслу.

  • Повесить нос. – На ночь глядя.
  • Душа поёт. – Чуть свет.
  • Держать нос морковкой. – Жить душа в душу.

Соедини линиями название животного с соответствующим символом.

Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.

Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.

Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной презентации рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Развитие общих исследовательских умений и навыков на примере программы “Перспективная начальная школа”.

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе с использованием ИКТ.

Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь – ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них.

Выступление на семинаре для учителей начальной школы.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе.

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.

Источник

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему

Виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_mbou_sosh_no102_.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира

в 1 классе.

Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 102
с углубленным изучением отдельных предметов
г. о. Самара
Тершукова Елена Игоревна

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

  1. разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;
  2. преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;
  3. необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
  4. необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

Познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта

О важности сформированных познавательных компетентностей для последующих этапов обучения В.А. Сухомлинский писал 30 лет назад «. главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

Для учащихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетентностей во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково – символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе

самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно- следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

— самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в

официальной обстановке, участвовать в коллективной

коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий к концу обучения младшего школьника

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие

методы познания окружающего мира:

-различать методы познания окружающего мира по его целям

(наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

фиксировать их результаты;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

– презентовать подготовленную информацию в наглядном и

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или

несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять

характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

– классифицировать объекты (объединять в группы по

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

между объектами, их положение в пространстве и времени;

– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие

поисковую и исследовательскую деятельность

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

– составлять план простого эксперимента;

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и

– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

– моделировать различные отношения между объектами

окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

– исследовать собственные нестандартные способы решения;

– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески

Предлагаю виды упражнений , которые помогут педагогу формировать у детей познавательные компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе на примере учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, часть 2, М., «Просвещение», 2011 .

Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира .

Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

  1. Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.
  2. Как вы думаете, чем они отличаются от садовых ?
  3. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек ?
  4. Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так :

«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик…..

  1. Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?
  1. Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.

Что у них общего? Чем различаются?

  1. Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?
  2. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек ?
  3. Выскажи предположение : Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
  4. Что произойдет, если… исчезнут все цветы ?

На сферу применения

  1. Вылепи из пластилина цветок и бабочку.

Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач .

  1. Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек .
  2. Реши кроссворд .
  3. Расскажи по схеме о бабочке.
  1. Название бабочки.
  2. Окрас.
  3. Места обитания.
  4. Чем питается?
  5. Какие растения предпочитает?

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Асмолов, Бурменская, Володарская – Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Издательство: Просвещение, 2011

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11 – 17.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208с.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1973.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Издательство: Просвещение, 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития обще.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис.

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели: развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и .

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод.

Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн.

Передовой педагогический опыт.

Научный руководитель: Р.Л. Рождественскаяг. Белгород.

Источник

Читайте также:  Остеопороз у женщин упражнения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector