Виды упражнений по морфологии

Лекция 6. Теория и методика обучения морфологии

Лекция 6. Теория и методика
обучения морфологии

1. Цели и задачи обучения морфологии.

Цели: 1) добиться осознанного усвоения учащимися морфологических понятий (часть речи, грамматические признаки частей речи);

2) постоянно обогащать грамматический строй речи учеников;

3) познакомить школьников с нормами русского литературного языка, связанного с употреблением словоформ в речи.

Задачи: 1) выработать у школьников представление о морфологии русского языка как о строго организованной системе, в которую входят известные морфологические классы слов и их формы, функционирующие в структуре словосочетаний и предложений.

2) познакомить учащихся с составом частей речи русского языка, с их делением на знаменательные и службебные, с выделением междометий как особой части речи;

3) обеспечить усвоение учащимися форм словоизменения, характеризующих определенные части речи, научить их правильному употреблению этих форм для построения словосочетания и предложения;

4) выработать необходимые орфографические умения, опирающиеся на понимание правил правописания, связанных с изучением морфологии.

2. Обязательный минимум содержания обучения морфологии.

В Комплексе 1 раздел называется «Морфология. Орфография. Культура речи» и организован следующим образом: в 5 классе морфология завершает изучение русского языка, располагаясь после разделов фонетики, лексики и словообразования (морфемики), в 6 классе морфология расположена после разделов лексики и словообразования, в 7 классе изучение морфологии занимает весь учебный год. В 5 классе изучается существительное (собственность/нарицательность, одушевлённость, род, склонение), прилагательное (полнота/краткость, словоизменение), глагол (начальная форма, вид, спряжение). В 6 классе изучается существительное (разносклоняемые и несклоняемые существительные), прилагательное (разряды по значению, степени сравнения), числительное, местоимение, глагол (переходность, возвратность, безличность). В 7 классе изучаются причастие и деепричастие, нарече, служебные части речи, междометие.

В комплексе 2 материал изучается линейно. Раздел называется «Морфология» и начинается в 5 классе после разделов фонетики, лексики и морфемики изучением существительного. В 6 и 7 классе изучается только морфология: в 6 классе изучаются глагол, прилагательное, числительное, наречие и местоимение, в 7 классе – причастие, деепричастие, служебные части речи, междометие.

В комплексе 3 и 5 классе морфология изучается наряду с другими разделами и включает следующие темы: классификация слов по частям речи, существительное, прилагательное, глагол (после раздела морфологии следует раздел синтаксиса). В 6 и 7 классе изучается только морфология. В 6 классе изучаются причастие, деепричастие, числительное, местоимение, в 7 классе – наречие, служебные части речи, междометие, звукоподражание.

3. Основные понятия раздела «Морфология», изучаемые в школе.

Морфология – раздел языкознания, изучающий классификацию слов языка по частям речи и грамматические признаки слов разных частей речи.

Основными понятиями раздела, изучаемыми в школе, являются: словоформа; части речи (знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи); изменяемые и неизменяемые части речи; классификационные признаки частей речи; словоизменительные признаки.

4. Умения и навыки, формируемые в процессе обучения морфологии.

1) задавать к слову грамматический (частеречный) вопрос;

2) определять частеречную принадлежность слова;

3) разграничивать формы одного слова и разные слова;

4) приводить все формы данного слова;

5) разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;

6) соотносить грамматические значения с информацией о внеязыковой действительности, указывать на соответствия и несоответствия между ними;

7) склонять и спрягать слова в соответствии с грамматическими нормами;

8) определять грамматическое значение формы слова и средстав его выражения;

9) указывать все грамматические признаки слова с их разделением на постоянные и непостоянные;

10) находить в словосочетании, предложении и тексте изучаемые грамматические явления;

11) группировать слова и словоформы по заданным основаниям;

12) производить морфологический разбор слов разных частей речи.

1. экстралингвистический – при изучении большинства морфологических признаков учащиеся опираются на их соотнесение с фрагментами внеязыковой действительности;

2. структурно-семантический – связывает форму языковой единицы с е значением;

3. системный – позволяет уделить внимание специфике грамматических категорий, в частности тому, что все морфологические признаки имеют в языке своё формальное выражение – парадигматическое или синтагматическое – и выражаются флексиями как самого слова, так и согласуемых с ним лексем;

4. лексико-грамматический – используется при изучении слова как части речи: части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов, то есть с учётом их обобщённого значения, морфологических признаков и синтаксических функций.

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков.

С этой целью используются следующие упражнения:

-опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

– подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

– постановка слова в указанной форме;

– составление парадигмы слова;

– разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

– группировка слов по частям речи, их разрядам;

– составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами.

Источник

Система упражнений по усвоению морфологических норм
материал по русскому языку по теме

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорене­нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных рас­сказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

(Данный материал взят из моей дипломной работы, которая была защищена на “отлично” в АГПА в 2013году)

Скачать:

Вложение Размер
sistema_uprazhnenii_po_usvoeniyu_morfologicheskikh_norm.doc 100 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений по усвоению морфологических норм.

« Правильное словоупотребление, – говорит Л.А. Введенская, – является одной из нормативных сторон речи. Обучение ему школьников составляет неотъемлемую часть всей работы по повышению культуры их речи. Значение ее так же важно, как и значение работы над правильным произношением и правописанием.

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорен е нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных ра с сказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

1)Чернила. Слово чернила употребляется только во множественном числе, поэтому надо говорить: красные, фиолетовые, синие, черные черкала; нет чернил, пишу чернилами.

Читая стихотворения, вместо точек назовите нужное слово.

Мама сразу узнает,

Если выучен урок,

Умывался без конца.

С неумытого лица.

Придумайте предложения со словами чернила, чернил, о чернилах.

2) Прочтите несколько раз следующие слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

попять — понял — поняли — поняла

спять — снял — сняли — сняла

спать — спал — спали — спала

Запомните ударение в этих словах!

3) Прочтите, употребив слова понял, поняла, поняли. Следите за ударением. Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все . » Одна девочка сказала: «Я не . », «А ты, Вася. » «Да. », — ответил он. «Объясни, как ты . », Вася объяснил. «Вот теперь понятно», — сказала учительница.

4) Прочтите вслух слова, правильно произносите звук ф: Футбол, флаг, фабрика, фотография, фарфор, фильм.

5) Прочтите вслух слова:

Хворост, фарфор, хвоя, фасоль, хвост, форма, хвалить, фамилия.

Отчетливо произнесите первый звук каждого слова.

Назовите вместо точек пропущенные слова:

От деревни до леса три . Мы отрезали полоску в пять … .

7)Занять — занял — заняли — заняла

Составьте предложения с этими словами.

Через две минуты,

Занял все каюты.

8) Запомните ударение в этих глаголах:

брать — брал — брала

гнать — гнал — гнала

ждать — ждал — ждала

Прочтите несколько раз данные слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным к а рандашом.

9) Прочтите предложения, вставляя пропущенные слова. 1. Таня . хворостину, . гусей на озеро, сидела на берегу и . их.

10) Лениться — ленится. В формах слова лениться учащиеся нередко делают ошибку в ударении. Запомните: ленишься — ленимся.

Придумайте предложения со словами ленитесь, ленятся.

11) Прочтите несколько раз следующие слова, перепишите их. Гласную, на которую падает ударение, выделите цветным карандашом.

жить — жил — жила

звать — звал — звала

Запомните ударение в этих словах. Составьте предложения со словами жила, звала.

12) Звонит, звонишь, звоните

Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит! А. Барто

Вместо точек вставьте нужные по смыслу слова.

Мальчик . по телефону. Почему ты . так поздно? Ученик … в школу. Не забывайте больного товарища, . ему!

Подумайте, изменяется ли ударение в словах позвонит, позвонишь, позвоните.

13) ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО! Дрем о та — зев о та — лом о та

14) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в словах.

Бродили по дороге Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота.

Есть душистое втиранье

От укусов комаров,

Есть микстура от чиханья, —

Проглотил — и ты здоров!

Клейкий пластырь от мозолей

И настойка на траве

От ломоты и от болей

В животе и в голове.

15) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы произносите слово квартал.

В мартенах плавится металл

Уже не только за квартал —

Уже за целый год

Стране свою работу сдал

Прославленный завод. А. Барто

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрестке,

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартал. А. Барто

Какие слова в этих отрывках подсказывают ударение в слове квартал? Какое значение имеет слово квартал в первом отрывке и какое — во втором? Как называются такие слова?

Из искры возгорится пламя. Ф. Одоевский

Солнца луч золотой

Бросил искру свою. С. Есенин

Придумайте несколько предложений со словами искра и документ.

Мы из школы номер восемь,

Там, где верба у крыльца.

Мы вам птицу преподносим,

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Найдите в тексте синоним к слову дорожки.

За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

В них пилюли и облатки,

Капли, мази, порошки.

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице

Рыбий жир таблетки хины

И, конечно, витамины —

19) Прочтите, вместо точек вставьте слова коклюш, коклюшем, коклюша. Следите за ударением.

Мальчик начал сильно кашлять. «У тебя наверное, . — сказала мама. — Надо вызвать врача». Пришел врач, осмотрел и говорит: «Ваш сын болен . . Из-за . ему нельзя ходить, встречаться с друзьями. . — болезнь заразная».

20) Говорите правильно!

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус.

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.

– На какой слог падает ударение в слове арбуз? Составьте предложениес этим словом.

У меня печальный вид —

Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип.

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

Младший брат чихнул спросонок,

– Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый.

– На какой слог падает ударение в словах чихаю, чихнул?

22) Говорите правильно!

прижить — прожил — прожили — прожила

принять— принял — приняли — приняла

задать — задал — задали — задала

отдать — отдал — отдали — отдала

23) Прочтите. В выделенных словах поставьте ударение.

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла —

И вопрос свой задала.

24) Баловать, баловаться, балованный

Мишка топал, баловался,

Легкий мостик зашатался,

По воде идут круги.

Шарик, Шарик, помоги!

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

-Какая разница в значении слов баловать и баловство? Вставьте в предложения нужные по смыслу слова: не балуйся, балованный, баловаться, балуется. Следите за ударением.

Мальчик очень . . Он всегда . . Мама ему говорит: «Не …!». А он продолжает . .

25) Класть – положить

Бригадир Сергей Кузьмич

Лучше всех кладет кирпич. А.Барто

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовет матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: «Поможем!

Положить заплату можем…» С. Маршак

В литературном языке нет глагола ложить , но есть положить; есть глагол класть , но нет глагола покласть. Нужно говорить: «Я положу книгу на стол, ты положишь книгу на стол, он положит книгу на стол» или «Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол, он кладет книгу на стол»

Придумайте и запишите предложения со словами класть, кладите, клади.

Слова тюль, толь мужского рода: тюль – тюля – тюлю – тюлем – о тюле; толь – толя – толю – толем – о толе.

– Прочитайте, вставьте слова толь тюль

Принесли рулон …, пять метров …, пришли в магазин за … для крыши и … для занавесок.

1.крышу сарая покрыли черным … .2.На окне висит красивый … 3.В сарае лежит рулон … 4.Мы купили пять метров белого …

26) Слесарь – слесари, шофер – шоферы, инженер – инженеры.

Закончите предложения: За рулем сидят … На заводе работают …

О скольких килограммах?

– Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек? Следите за ударением в этих словах.

1. … ребят пришло на соревнование? 2. … товарищам ты помог?

Слово мозоль женского рода: водяная мозоль, сухая мозоль.

– Запомните ударение в словах начал — начало — начали – начала; начался — началось — начались — началась.

Стоит девочкам начать,

Дай им только волю —

Будут целый день качать

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

– Придумайте предложения со словами начала, началась, начали.

30) Говорите правильно!

Запомните, что предлог в противоположен по значению пре д логу из, а предлог на — предлогу с. Сравните: идти в кино — возвращаться из кино, идет в школу — возвращается из шк о лы, иду на вокзал —возвращаюсь с вокзала.

– Прочтите, вставляя нужный по смыслу предлог. Пойти . школу. Прийти . школы. Поехать . Москву . Приехать . Москвы. Войти . трамвай. Выйти . трамвая. Пойти . вокзал. Прийти . вокзала. Поехать . Крым. Приехать . Крыма.

Прочтите четверостишия. Поставьте ударение в словах в о ротами, предметы.

При употреблении разных форм от глагола бежать происходит чередование г//ж: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим …

Выучите стихотворение наизусть:

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

А волна бежит ко мне!

А в доме за воротами

С утра играют гаммы,

Смешной мальчишка с нотами

Всегда приходит с мамой.

Он в воздух бросает

Флажки и букеты.

33) Слово оба сочетается с существительными мужского и сре д него рода: оба товарища, оба носка, оба окна; слово обе — с существительными женского рода: обе книги, обе руки, обе стр а ницы. Это различие проводится по всем падежам: обоими но с ками, но обеими руками, обеими страницами. Придумайте предложения со словами оба, обе. Прочтите, вместо точек вставьте слова оба, обе. . сестры. брата. руки. стороны. девочки. мальчика.

Прочтите, раскрывая скобки.

1. Пришли (оба, обе) ученицы. 2. Учитель спросил (обеих, обоих) мальчиков.

34) Составьте сочетания с предложенными словами, выберите нужный по смыслу предлог :

1. Иду (в, на) (школа, завод, фабрика, класс).

2. Возвращаюсь (из, с) (школа, завод, фабрика, класс).

3. Приехал (в, на) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

4. Уехал (из, с) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

35) Слова пальто, метро, ситро неизменяемые.

1. Дайте мне, пожалуйста, стакан . 2. У него нет осенн е го . . 3. Мы вышли из . .

36) Назовите вначале существительные мужского, затем же н ского и среднего рода. Георгины, туфли, ботинки, ведерки, лебеди, полотенца, рельсы.

Горяч. кофе. Прозрачн. тюль. Черн. толь. Бел. лебедь.

38) В русском языке есть слова мужского и женского рода:

Но есть слова, которые могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду:

он соня — она соня

он невежа — она невежа

он растеря — она растеря

К таким словам прилагательные ставятся в мужском роде, если говорится о мальчике, и в женском, если речь идет о девочке.

Миша — большой соня. Нина — большая соня.

Этот ученик — удивительный растеря. Девочка — удив и тельная растеря.

Найдите в стихотворении, данном ниже, подобное слово.

Придумайте с ним предложения.

Март хоть чуть и плакса,

Но хитрец большой:

Глаз один в слезинках,

А в лучах другой.

Март в дубраве рвет,

И венок весенний

Март искусно вьет. М. Мревлишвили

39) Не смешивайте сочетания: беспокоиться о ком-нибудь и тревожиться за кого-нибудь. Например: Мать беспокоилась о сыне. Мать тревожилась за сына. Придумайте предложения со сл о вили беспокоюсь, тревожусь, беспокоится, тревожится.

40) Говорите правильно!

Нельзя смешивать слова надеть и одеть.

Надеть (что?) — тубу, пальто, носки, ботинки.

Одеть (кого?) — брата, сеcmpy, куклу.

Прочтите предложения, раскрывая скобки. 1. Мальчик (надел, одел) пальто, шарф, ботинки. 2. Сестра ( надела, одела) брата. 3. Девочка (надела, одела) куклу. 4. Уч е ник (надел, одел) очки.

Взяли ребята Лопаты и санки,

Шубы надели И шапки-ушанки.

41) Говорите правильно!

Скучать. Нужно говорить: скучать по кому-нибудь, скучать о ком-нибудь, например: скучать по отцу, об отце

Придумайте примеры со словами скучаю, скучает, скуч а ем. Следите за правильностью вашей речи.

42) Говорите правильно!

Сыплю — сыплешь — сыплет

Сыплем — сыплете — сыплют

Придумайте предложения с этими словами.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам.

Ходят грачи в полосе.

43) Различайте ударения в словах.

Объясните, почему в одном случае в стихотворении yпотреблен глагол одеть, а в другом — надеть.

Мама песню напевала,

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

А брату Саше третий год —

Уходит мама на завод —

Сиди с ним целый день.

Объясните, какая разница в выражениях я кушаю, я ем. Какое из них когда употребляется.

45) Слово обратно имеет значение «назад»: возвратиться обра т но — возвратиться назад; пойти обратно — пойти назад. Слово опять означает «снова, еще раз»: опять подпрыгнул — еще раз подпрыгнул; опять запел — снова, еще раз запел. Надо говорить: он опять опоздал; он опять не выучил урока.

Придумайте предложения со словами опять, обратно, о б ращая внимание на различное значение этих слов.

46) Надо спрашивать: Который час?, если вы хотите узнать время. Надо говорить: Сколько времени я вас жду?, если речь идет о длительности времени. Составьте небольшой рассказ с этими предложениями.

47) Говорите правильно!

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки, —

Оказалось, это брюки!

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Надевать он стал пальто —

Говорят ему: не то!

Стал натягивать гамаши —

Говорят ему: не ваши!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

В каких случаях говорят надевать — надеть, а в каких одевать — одеть? Придумайте предложения с этими словами.

48) Говорите правильно!

Кроить — крою — кроит — кроишь

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроит и ставит латку.

Придумайте предложения со словом крою.

49) Внимательно прочтите и проследите, правильно ли вы пр о износите слова: я лягу — ты ляжешь — он ляжет — мы ляжем — вы ляжете — они лягут — ляг — лягте!

50) Прочтите слова и придумайте с ними предложения: Инженер — инженеры, шофёр — шофёры, договор — договоры, торт —торты.

51) Говорите правильно!

Обратите внимание на родительный падеж множественного числа существительных: апельсины — апельсинов, мандарины – мандаринов, лимоны — лимонов, помидоры — помидоров, баклажаны — баклажанов, но: яблоки — яблок.

Составьте устный рассказ «В магазине». Используйте слова апельсинов, мандаринов, лимонов, баклажанов, яблок.

И как отрадно было видеть нам,

Когда наш лен на всем своем массиве

Приподнятый, выравнивался сам

И день за днем все делался красивей.

Придумайте предложения со словом красивее. Следите за ударением.

53) Обратите внимание на родительный падеж множестве н ного числа существительных: носки — носков, сапоги — с а пог, чулки — чулок.

Придумайте рассказ на тему «В магазине». Используйте слова: три пары чулок, две пары носков, пара сапог, много валенок и ботинок.

54) Запыхаться — запыхаюсь — запыхаешься — запыха в шись.

Придумайте предложения со словом запыхаться.

55) Запомните слова : гектары — гектаров; килограммы — к и лограммов; граммы — граммов; очки — очков, но: места — мест; дела — дел.

Придумайте предложения с этими словами.

Прочтите вслух: спустилась петля, накинуть петлю, м е тать петли, несколько петель, вязать большими петлями.

Придумайте предложения со словами петля, петлю, п е тель, петлями.

С утра девчонки на посту,

Приносят гусениц кроту.

Он открывает рот —

Он очень умный крот.

58) Каучук, комбайнер и комбайнёр

Придумайте предложения со словами каучук, комбайнер.

59) Позвонить — позвоню — позвонишь

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

Вставьте нужное по смыслу слово в данные предложения. Мне должны сегодня . Вы . в школу? Мы . в больницу.

60) А тлас — атл а с

Отца спросила дочка: —

Не знаю, как прочесть.

Есть слово «провол о чка»,

И «пр о волочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас».

Объясните, почему слова проволочка, атлас заинтерес о вали девочку. Какое значение имеют эти слова? От чего зав и сит их значение?

61) Столяр — столяры

Вот и стал я столяром,

Я по этой части

62) Инструмент — инструменты

У Пети в школьной мастерской

Все инструменты под рукой.

Придумайте небольшой рассказ, используя слова столяр, инструменты.

63) Говорите правильно!

Сердиться — сержусь — сердишься

На брата сердится сестра:

Ее зовут Марина;

А он стоит среди двора,

Кричит: «Ты где, Малина?»

Придумайте предложения со словами сердиться — сердится.

Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове ремень.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнем,-

В шерстяных перчатках руки,

Якоря блестят на нем.

65) Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове шофер .

Кондуктору хорошо, а шоферу — лучше,

Я б шофером пошел — Пусть меня научат,

Быть шофером хорошо, а летчиком — лучше.

66) Запер — заперли — заперла

В детский сад ребятам

До утра подарок

Заперли в гараж.

67) Сыплет — сыплем — сыплют

Сыплет, сыплет снег охапками.

До бровей накрылись шапками

68) Сочините рассказ «Летом на базаре». Используйте слова щавель, помидоров, баклажанов, килограммов, лимонов, я б лок, сыплют, кладем. Следите за ударением.

69) Верблюд — верблюда — верблюды — верблюдица

Вот желтая страница —

Песок по ней кружится,

Несется, как волна.

Бредут по ней верблюды,

На какой слог падает ударение в словах арбуз, верба, др е мота, начали? Прочтите стихотворение. Проверьте, правил ь но ли вы ответили на вопрос.

Ребята-станичники в кузов

Грузили а р б у з ы в жару,

Недаром погрузка а р б у з о в

Похожа скорей на игру.

В речке пошли подо льдом пузыри,

Начали снега искать снегири.

Глянула верба из почки тугой:

«Что это? Что это? Месяц какой?»

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

Придумайте предложения со словами кладет, сыплет, ляг, лягте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках для формирования навыка чтения целыми словами.

Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе.

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте.

Рекомендации по исправлению нарушений письменной речи.

Фонетико-графические упражнения, синтаксические упражнения, лексические упражнения, примеры ассоциативных образов, стихотворения-опоры и рифмы-подсказки, кроссворды со словарными словами, которые помо.

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения.

Тема “Правописание безударной гласной в корне слова ” – одна из самых сложных тем в начальной школе. Часто и в старших классах ученики допуска.

Источник

Читайте также:  Упражнения для правильного держания ручки
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector