Виды упражнений орфографической зоркости

Орфографическая зоркость: как ее развивать

Грамотно писать должен в идеале каждый человек. Основы этого навыка закладываются в начальной школе. Что такое орфографическая зоркость и как научить этому ребенка, читайте в нашей статье.

Что такое орфографическая зоркость и слух

Стопроцентная грамотность – это прекрасно. Но она невозможна без орфографической зоркости, под которой подразумевается в первую очередь умение видеть сложное, неоднозначное место в слове – букву, которая заставляет сомневаться в выборе верного варианта.

Слабые ученики пишут, как правило, не задумываясь: им и в голову не приходит, что здесь может быть вовсе не та буква, которая слышится при произношении слова. Поэтому задача взрослого (учителя или родителей) – заставить ребенка сомневаться, а значит, делать сознательный выбор и рассуждать, искать для него обоснование. Понятно, что для этого необходима тренировка − только регулярные занятия помогут ученику быстро находить сложные места в слове и определять вид орфограммы.

Разработанная орфографическая зоркость заставляет уже при чтении слова обращать внимание на те моменты, которые могут вызвать трудности при написании. Получается, что даже просто читая книги, ребенок заранее, как бы про запас, запоминает правильное (что важно!) написание многих слов. Плюс орфографическая зоркость позволяет находить ошибки, уже допущенные при письме.

А еще избегать ошибок помогает фонематический слух. Это умение заранее, еще до того, как слово ляжет на бумагу, определять спорные места, то есть те, где пишем мы совсем не то, что слышим (например, безударные гласные или глухие/звонкие согласные).

Факторы, влияющие на развитие орфографической зоркости и слуха

Есть люди, обладающие так называемой врожденной грамотностью. Однако вряд ли они писали совсем без ошибок еще в подготовительной группе детского сада, едва запомнив буквы. Как правило, это просто начитанные люди, имеющие широкий кругозор и прекрасную зрительную память. Они визуально запоминают верное написание слова и, бывает, даже не нуждаются в заучивании некоторых правил, с которыми их знакомит школьный курс русского языка.

Перечислим факторы, которые влияют на развитие орфографической зоркости и слуха:

  • зрительный – о нем мы сказали выше. Ребенок запоминает правильный вариант и впоследствии его воспроизводит. По этой причине ученик не должен торопиться сразу писать незнакомое слово – следует сперва уточнить его написание у учителя или в словаре. Иначе школьник зафиксирует в памяти ошибочный вариант, и ему будет сложно переучиться;
  • слуховой – ребенок на слух улавливает, где фонема находится в слабой позиции, и подбирает проверочное слово;
  • рукодвигательный – в процессе написания слова на бумаге рука механически запоминает его «двигательный» образ. Для развития этого навыка нужно как можно больше писать именно от руки – печатание на планшете или ноутбуке лишено такого бонуса. Бывает даже, что человек с помощью этого фактора избегает ошибок в каких-либо словах: мол, «рука не пишет»;
  • артикуляционный – речевой аппарат тоже обладает способностью запоминать произношение лексических единиц (плюс многократное повторение тоже этому способствует). Необходимо максимально четкое проговаривать каждое слово, но не как слышим и как привыкли произносить лексемы при обычном разговоре, а так, как пишем (как бы забавно это ни звучало на практике).

Упражнения на развитие орфографической зоркости

Нельзя сказать, что проблема правописания существует в русском языке столько же, сколько и сама письменность: монахи-летописцы и безвестный автор «Слова о полку Игореве» явно не задумывались над безударными гласными или правилами написания одной или двух Н в суффиксах прилагательных и причастий. Тем не менее очевидно, что задача эффективного обучения грамотности существует не одно столетие. Все методики давно отработаны, ничего революционного в них нет. Как правило, учителя начальной школы опираются на разработки Д. Н. Богоявленского, П. С. Жедек, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского и других корифеев обучения орфографии.

Предлагаем несколько упражнений разных авторов, которые пригодятся как учителям на уроках, так и родителям, желающим помочь своим детям в деле освоения грамотности. Ведь процесс пойдет быстрее, если развивать грамотность не только в школе, но и дома. Любое из этих упражнений можно выполнять даже с первоклашками.

Упражнение для развития зрительного фактора

Цель – сделать так, чтобы ребенок визуально запомнил безошибочное написание слова. То есть он должен сначала подумать и лишь затем зафиксировать правильный вариант на бумаге. Для этого есть разные способы.

А. Учитель/родитель диктует слово с орфограммой (например, с безударной гласной, которую можно проверить ударением). Дети должны записать сначала проверочное слово (то есть отработать орфограмму) и только потом проверяемое. Этот метод научит ребенка быстро обосновывать выбранную букву.

Б. Учитель пишет на доске текст, дети его выразительно читают, все орфограммы объясняются. Затем ученики фиксируют в памяти самые сложные слова и, закрыв глаза, пытаются «увидеть» их мысленным взором. Текст на доске закрывается. Важно: если в процессе написания диктанта ребенок поймет, что не уверен в правильности выбранной буквы, то учитель разрешает в таком случае поставить на месте орфограммы просто точку.

Кстати, некоторые учителя начальных классов рекомендуют перед диктантом показать его текст самым слабым ученикам в надежде, что они хоть что-то запомнят и напишут правильно.

Есть нестандартные методы и при проверке работы. Например, учительница начальных классов Галина Анатольевна Воеводина из Подмосковья не исправляет ошибку в тетради, а лишь ставит палочку на полях той строки, где допущен недочет. Ребенок должен сам обнаружить ошибку. Правда, слабым ученикам Галина Анатольевна дает поблажку – указывает номер орфограммы. И лишь после того, как будет выполнена работа над ошибками, ученик получает оценку.

Упражнение для развития слухового фактора

А. Во время диктовки учитель/родитель слегка стучит по столу карандашом в тот момент, когда в тексте встречается слово с орфограммой. Это сразу заставляет детей насторожиться и попытаться отыскать сложное место, если они его сами до этого не заметили.

Б. Второй вариант – устный диктант. Когда взрослый произносит слово с орфограммой (например, безударной гласной), дети должны хлопнуть в ладоши. Если в лексеме два или три сложных места, то каждое из них сопровождается хлопками.

Упражнение для развития рукодвигательного фактора

Это самый простой вид упражнений. Надо всего лишь как можно больше писать от руки те слова, которые следует запомнить, – так в памяти фиксируется их графический образ. Кстати, выработка каллиграфического почерка тоже способствует благому делу обучения грамотности.

Полина Соломоновна Жедек предлагает усовершенствовать процесс списывания текста из учебника. Для этого дети в 1–2-х классах должны использовать следующий алгоритм:

1) прочитать лексему/словосочетание; 2) повторить вслух, не заглядывая в книгу; 3) выделить орфограммы; 4) прочитать еще раз (не по буквам, а так, как мы читаем обычно); 5) повторить так, как слово будет написано; 6) записать в тетрадь, действуя только по памяти; 7) проверить (выделить слоги, подчеркнуть орфограммы).

В 3–4-х классах алгоритм сокращается:

1) прочитать словосочетание и повторить по памяти; 2) прочитать еще раз; 3) записать, диктуя себе по памяти; 4) сверить с учебником.

Упражнение для развития артикуляционного фактора

В этом случае текст диктует не взрослый, а сам ребенок. Каждое слово он читает по слогам, проговаривает максимально четко, выделяя каждую согласную и каждую гласную, а не только ударную. Особенно эффективен этот прием при отработке написания самых сложных слов.

Почему важно тренировать орфографическую зоркость

Как мы уже убедились, орфографическая зоркость – непременное условие для грамотной письменной речи. Недостаточно просто выучить все правила, предлагаемые школьной программой по русскому языку, – нужно научиться использовать информацию на практике. Для этого ребенок должен привыкнуть самостоятельно замечать соответствующие моменты в тексте. Умение видеть проблемные места в лексемах, определять вид орфограммы и оперативно применять нужное правило – залог безошибочного написания даже сложных слов. Все эти навыки и дает нам хорошо развитая орфографическая зоркость.

Еще раз повторим, что развивать орфографическую зоркость нужно с первого класса, как только ребенок начнет знакомиться с письменной речью. Но это не значит, что проблемы с грамотностью у учеников среднего и старшего звена совсем-совсем безнадежны. Они тоже поддаются корректировке, но процесс будет много сложнее.

Подчеркнем, что главное условие для достижения успеха – регулярность тренировок. Наверное, даже очень занятые родители могут найти 5–10 минут вечером на выполнение одного упражнения. Другой вариант – попытаться вывести грамотность ребенка на новый уровень во время предстоящих летних каникул.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Источник

Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости и развития самоконтроля.
методическая разработка по русскому языку по теме

В данной работе предложен практический материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока.

Скачать:

Вложение Размер
vidy_uprazhneniy_dlya_sovershenstvovaniya_orfograficheskoy_zorkosti_i_razvitiya_samokontrolya.docx 48.57 КБ

Предварительный просмотр:

орфографической зоркости и развития самоконтроля.

(из опыта работы)

учитель высшей категории

имени Героя Советского

Союза Н. И. Черкасова.

1. Обоснование актуальности проблемы.

2.Ведущая тема – «Правописание безударных гласных».

3. Виды упражнений по совершенствованию грамотного написания

4. Анализ и самооценка.

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение таких слов строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у детей все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. А сам процесс познания сделать интересным. Этот процесс должен быть направлен на активизацию мыслительной деятельности учеников — обдумывание, обсуждение, рассуждение, доказательство, систематизацию и обобщение полученных знаний. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся большую роль играют познавательные задачи. При решении которых ученики, опираясь на полученные ранее знания всё – таки испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, организуют поиск правильного решения. Особенно эффективна работа, если она ведётся в системе и по мере продвижения наблюдается усложнение материала.

Грамотность – орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Именно в начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить ребёнка думать над языком, а не заучивать десятки правил, не переписывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфограммы развивать способность при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и умении грамотно писать.

Думать и получать положительный «опыт сотрудничества» с русским языком, который абсолютно обязателен именно в начальных классах. Для учителя прежде всего важно научить, а для того, кто пишет, – научиться ставить перед собой орфографические задачи и затем постепенно научиться их решать.

Учителя, родителей и учащихся всегда волновал вопрос: почему в письменных работах всегда много ошибок? Почему детей так пугают слова «диктант», «изложение», «сочинение», «творческая самостоятельная работа»? Школьники устно прекрасно рассказывают о правилах правописания, а в словах на письме орфограмм не видят, теряются в определении места орфограммы, не могут подобрать проверочное слово. Дизорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма. Это происходит потому, что падает престиж русского языка в мире.

Детей нельзя оторвать от телевизоров и компьютеров. Они, несомненно, развиваются, расширяют кругозор, но книгу заменить нельзя ничем. Чтение без желания приводит к тому, что дети читают невнимательно, не вглядываясь, не вудмываясь, не запоминают читаемые слова. Ошибки проявляются па письме.

Одним из стратегических направлений современного образования является личностно – ориентированное обучение. Приём и переработка информации у каждого ребёнка происходит по – своему, в зависимости от доминантного типа восприятия. А орфографические умения и навыки в силу своей специфики опираются на слуховые , зрительные восприятия, на кинестические ощущения и мышечные движения пальцев.

Исходя из этого, пи обучении необходимо использовать не один сенсорный анализатор, а не все анализаторы в равной степени, а именно тот, который у того или иного ребёнка ведущий.

В процессе обучения орфографии начальным психологическим процесса восприятия будут соответствовать этапы ознакомления с орфограммой и орфографическим правилом. Это происходит посредством визуального канала.

На этапе формирования орфографического умения ориентируются на слуховое восприятие.

Так правописание гласных в корне слова, правописание парных согласных в корне слова требуют нахождения, варианта слова с данной орфограммой , стоящей в сильной позиции. Для этого требуется не только сформированный навык подбора однокоренных слов. Но и развитый фонематический слух, позволяющий определить сильную позицию для орфограммы. Высокий уровень развития фонематического слуха позволяет школьнику контролировать свою орфографическую грамотность непосредственно во время написания, а не после того, как осуществляется проверка путем визуального поиска ошибок.

В начальной школе изучаются правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, правила правописания безударных личных окончаний глаголов. Эти правила представляют определённую трудность для всех школьников, так как овладение им требует понимания или запоминания схемы, которую невозможно перевести на сенсорный уровень (услышать, увидеть, почувствовать).

Высокого уровня грамотности можно достичь путём использования упражнений, направленных на различные сенсорные каналы. Например, слуховые диктанты – средство, позволяющее поэтапно увеличивать объём запоминаемого материала.Эти диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи звучащей и письменной. Такие диктанты способствуют увеличению объёма слуховой памяти учащихся.

Работа в форме диктанта, когда задействуется аудиальная (слуховая) система ребёнка, важна с точки зрения формирования орфографической зоркости. При такой форме работы привлекается внимание школьника к фонетической структуре слова, формируется умение обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях слухового восприятия.

Зрительные диктанты направленные на развитие точности запоминания ни развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.

Учитывая это, учителя начальных классов организуют свою работу, направленную на совершенствование орфографической зоркости учащихся.

Усвоение правила правописания – сложный психологический процесс, который при достаточном развитии высших психических функций т.е. умения отвлечься от конкретного содержания, увидеть сходство и различие, общие закономерности и на этой основе сделать определённые выводы, обобщения, что окажет влияние на выработку ассоциаций орфографического рода.

Для совершенствования орфографической зоркости и необходимо научить учеников ставить орфографические задачи и решать их, т. е. пользоваться алгоритмом.

  1. Найди орфограмму.
  2. Определи её тип.
  3. Наметь способ решения в зависимости от типа орфограммы.
  4. Определи последовательность « шагов».
  5. Выполни намеченную последовательность действий.
  6. Напиши слово в соответствии с правилом.
  7. Осуществи самоконтроль.

Уместно применение алгоритмов – памяток .

1. НЕ ПРОПУСТИЛ ЛИ ТЫ БУКВУ?

2.ПРАВИЛЬНО ЛИ ТЫ НАПИСАЛ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ СОГЛАСНЫЕ?

3. НЕ УВЕРЕН – СПРОСИ УЧИТЕЛЯ!

1. С КАКОЙ БУКВЫ ПИШУ СЛОВО?

2.ЕСТЬ ЛИ В СЛОВЕ ПРИСТАВКА? КАК ПИШУТСЯ ПРИСТАВКИ СО СЛОВАМИ?

3.ЕСТЬ ЛИ В СЛОВЕ ДРУГИЕ ОРФОГРАММЫ? КАКИЕ? НАЗОВИ.

В 1классе создаётся основа для выработки навыка правописания. Внимание детей фиксируется на словах двусложной структуры типа –

сосна – сосны, поля – поле. Во 2 и 3 классах работа усложняется. Ребята учатся проверять слова путём изменения формы слова и подбора родственных слов: весна – вёсны, поле – полевой, поля. В 4 классе правописание безударных гласных закрепляется, причём берутся слова сложной структуры: с приставками, суффиксами, большим количеством орфограмм. Очень важно, чтобы ребёнок представлял состав слова, умел определить в какой части слова находится данная орфограмма. Разобрав слово, ребёнок безошибочно определит, что первую безударную гласную проверять не надо (например, в слове посмотрела), так как это приставка – по -, на письме не изменяется, следовательно, акцентировать внимание на корне – смотр – и изменить слово так, чтобы гласную в слове поставить под ударение. Эта работа должна проводится ежедневно. Помня, что однообразие снижает интерес, следует предлагать детям разнообразные задания, цель которых – повысить грамотность.

1.Из домашнего задания выписать слова с безударными гласными, выделить в них корень, подобрать проверочные слова.

2.Выборочный диктант. Записать из прочитанного текста только слова с безударными гласными, поставить в них ударение.

З.К словам посидеть, стирать, подсинить подобрать такие слова, с которыми можно составить словосочетания (посидеть на скамье, стирать бельё, подсинить воротник)

4.От данных слов образуйте по 2 – 3 родственных слова. Выделите корень, подчеркните безударные гласные в корне (ночь, стрела, свет, лесник)

5.Составить предложение о ВЕСНЕ, употребив слова с безударной гласной в корне. (Весна в этом году была холодной и дождливой)

6.К данным словам подберите проверочные, поставьте ударение, безударную гласную подчеркните^ волновать, волнистый, волнение, волна) 7.Подолжите ряд родственных слов, в проверочном слове поставьте ударение (повязка, завязать. Удивлять, удивительный. Сцепить, цепкий. )

8.Запишите 5 слов с безударной гласной -О-, -А -, -Я-, -Е -, -И-.(Задание можно разделить на несколько уроков)

9. Сравните слова (кормит, кормилец, кормушка; звонок, звонкий, звонить). Подчеркните проверочное. Что общее в словах? Выделите.

Ю.Запишите предложение по памяти. Подчеркните в словах безударные гласные, проверяемые ударением:

(Черёмуха душистая с весною расцвела.

Хороши и чисты берёзовые молодые рощи весной).

11 .Выпишите сначала слова с безударными в корне, проверяемыми ударением, затем слова, с безударными гласными, не проверяемыми ударением: (греметь, беречь ,обтянутъ, сохранить, печально, встречать, волновать, удивить)

12.Запишите по 2 существительных, прилагательных, глагола с безударными гласными, проверяемыми ударением.

13.Составьте 2 — 3 предложения о зимних играх. Слова с безударными гласными, проверяемы

В своей работе использую материалы страниц журнала « Начальная школа».

ТЕМА «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ»

1.Я иду по тропе.

2.Сова видит ночью.

3. Сарай для скота.

4. Зреют спелые плоды.

5. В лесу много грибов.

6.У нас много озёр.

7. Во дворе стоит собака.

8. Почтальон принёс письмо.

9. В лесу листопад.

10. Часы пробили три раза.

1.Узкая тропинка ведёт через поле.

2.Хорошо жили птенцы в гнезде.

3.Этот медведь живёт в горах.

4.Настя сама сварила гороховый суп.

5.Далеко в низу синела вода.

6.По воде плыли листочки.

7.Собака Динка выследила ёжика.

8.берега реки желтели от цветов.

9. В небе появился косяк журавлей.

10.Коля сидел в первом ряду.

После выполнения работы предлагаю детям взаимопроверку работ.

Ошибки в тетради товарища исправляют только карандашом.

Зрительный диктант проводится параллельно со слуховым диктантом и предшествует ему. Этот набор рассчитан на 10 уроков.

Можно применять зрительные диктанты с “опасным» местом в слове. Орфограмма выделяется на доске цветным мелом.

У дуба стоял Антон.

Понять правило правописания безударных гласных помогают

Cказка « Два корня»

Встретились однажды два корня.

– Здравствуй, говорит корень дерева. Я корень, а ты кто?

_ Здравствуй, – отвечает корень слова. Я тоже корень.

– Я в земле живу, – сказал первый. А ты где?

– — А я живу в словах, – ответил второй,

  • Ну, какой же корень может жить в словах? — усмехнулся первый.

Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или могучее дерево. А от тебя что растёт 1 ‘?

– Не хвастайся. – отвечает с улыбкой другой. От меня и других таких же корней,
как я. тоже вырастают целые кусты, только не растений ,а новых слов, Посмотри
— ка,. сколько разных слов выросло из одного корня – ЛЁТ-

Подумаешь! не унимался первый. Зато на кустах и деревьях, которые от меня

вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь.

-А без слов, которые от меня вырастают, ты не съешь ни одного твоего растения и фруктов, и ягод да же и назвать нельзя! — не сдаётся второй.

( Услышали ссору люди).

– Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастут, очень нужны и те, от которых новые слова вырастить можно.

Согласились корни и стали дружно работать; один новые растения выращивает, другой – новые слова создаёт. У каждого своя работа, но важная н нужная.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов есть корень – общая часть всех родственных слов, часть, от которой они все произошли.

Вот как потрудился корень – ДЕЛ –

поДЕЛка. ДЕЛа, ДЕЛатъ, безДЕЛьник, ДЕЛовой, ДЕЛьный,отДЕЛка, ДЕЛовнтый, переДЕЛка, безДЕЛьник, ДЕЛец.

«СМОТРИ В КОРЕНЬ»

ЦЕЛЬ: учить наблюдать за единообразным написанием корня слов; видеть в слове орфограмму.

На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной в корне, а рядом с каждым проверочным словом по 2-3 слова с безударной гласной.

С нег – сн.жок, сн.жинка Бок – о.ка. о.ковой

Дождь – л.ждик, л.жлевой Крик – кр.чать. кр кун Мир – м.рный , м.ригься Скрип – скрлип – скр.егь. скр .у!учий

Волны •• в,л па, в.дновать Толстый – тлстяк, т.лстеть

Вар – в . ренье, в . рить

По аналогии подбираются другие «цепочки» слов,

Эту игру можно использовать но – разному; для индивидуальной проверки знании, для работы в парах, для фронтальной работы с применением сигнальных

карточек (с гласными буквами млн сигналы «да не г»)

Можно, закрыв слова с безударной гласной, предложить детям для работы слова с пропуском, а по окончанию работы, открыв проверочные слова, выполнить самопроверку.

Цель: совершенствовать орфографическую зоркость;

формировать способность применять правила проверки слов и грамотного правописания.

В русском языке есть слова, в которых в корне стоит парная согласная , Это слово будет проверочным для однокоренного слова с безударной гласной. ‘Такие слова образуют пары.

ПЛ. . ДЫ – ПЛОД ; С . ДЫ – САД ; Р . ГА – РОГ ; СТ . ГА – СТОГ;

СН . ГА – СНЕГ Н . ЖИ – НОЖ

Х . ДЫ – ХОД ЭТ . АЖИ – ЭТАЖ

СН. . ПЫ – СНОП; Т . ЗЫ – ТАЗ.

Кроме того проверочной может быть форма слова.

ТР . ВА – ТРАВЫ; СТР . НА – СТРАНЫ;

З . МЛЯ – ЗЕМЛИ; В . ДА – ВОДЫ; В . ЛНА – ВОЛНЫ;

Очень важно направлять внимание учащихся на поиск нужной орфограммы. Можно предлагать это задание без пропусков букв, давая установку: найти слова с безударной гласной.

Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема грамотности учащихся. На самом первом этапе обучения очень важно учить детей слуховой зоркости, т.е. слуховому восприятию, потом зрительной зоркости – зрительному восприятию. Проводимые диктанты анализирую в двух направлениях: количество ошибок и классификация их по орфограммам. Дети допускают ошибки по разным причинам:

-знание правил, но неумение их применить;

-мало и плохо читают, допуская ошибки;

-плохо развита память;

– нет помощи со стороны родителей.

Разработала ПАМЯТКУ работы над ошибками. Она есть у каждого ученика. Организуя работу, использую приём взаимопомощи (работа в парах, «сильный» помогает слабому).

Привлекаю детей к самостоятельному поиску ошибочной орфограммы. Для этого на полях делаю пометку, не исправляя ошибку, ( учитываются способности ребёнка). Слабоуспевающим подчёркиваю место ошибки, пишу слово с пропуском, чтобы привлечь их внимание, прописываю орфограмму , выделив её .На доске с использованием цветных мелков, записываю слова с типичными ошибками и т. д. Вся эта работа последовательна и находится под контролем учителя.

Для выработки грамотного письма необходимо:

– звуковой анализ, т. е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма;

– знание правил орфографии

Знать правило недостаточно, его надо уметь применить. Для этого ученик должен овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки речи, умением видеть «опасные» места, требующие применения правил, владеть приёмами умственной работы.

На уроках для развития зоркости использую ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРО ГОВАРИВАНИЕ слов с «опасной» орфограммой.

2. Повторение правил с изученной орфограммой с обязательным подбором слов (примеров на данное правило).

3. Письмо с проговариванием (ученик диктует, произнося слова орфографически).

4. Письмо с комментарием . Элементы этого вида включаю в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Ученик диктует и объясняет все орфограммы.

5. Игровые моменты , привлекающие внимание детей к данной орфограмме.

Цель: учить различать слова с разными орфограммами в корне;

Совершенствовать умение подбирать проверочные слова.

(Можно проводить по командам, группам или индивидуально.)

Написаны на карточке или лежат в конверте (написаны на полосках бумаги)

слова с «опасными местами» – пропусками орфограмм. Но вот беда, слова перепутались, смешались слова с проверяемыми парными согласными, слова с проверяемыми безударными гласными и слова – ловушки с непроверяемыми орфограммами.

ЗАДАЧА – «распутать» слова, записать их, подобрав проверочные.

  1. группа – проверяемая безударная гласная;
  2. группа – проверяемая парная согласная;
  3. группа – слова – ловушки.

ЗЕЛ. НЬ ВЕРЁ. КА Б. ГАЖ

З. ВОД БЕСЕ. КА ТРА. КА

Р. КА РЫ. КА МОРО.

М. РОЗ Б. ЖАТЬ В АРЕ. КА

В Л. СУ НА П. ЛЯНКЕ СН. ЖИНКА

ВТОРОЙ ВАРИАНТ КАРТОЧЕК.

СКОЛЬЗКИЙ КОМНАТА МОРСКОЙ

ДЕРЕВНЯ ВЫБЕЖАТЬ КАРТОФЕЛЬ

СОБАЧКА БОЛЬШОЙ СНЕГ

ДРУГ УЗКИЙ ЗЕМЛЯ

СТРАНА ЛЕСТНИЦА ПОЛЗТИ

ИГРА «СОГЛАСЕН ИЛИ НЕТ?»

Ц ель: учить правильно подбирать проверочные слова, опираясь на правило,

обосновывать свой выбор.

ПОВЕРНИСЬ НА Б. ЧОК (БАК)

СВ . ЗАТЬ НОСКИ (ВЁЗ)

ШЁЛ НАПР МИК (ПРЯМО)

КР . ЮШКА ХЛЕБА (КРОШКА)

ЗАДАЧА – объяснить, принимают они проверку или нет. Записать правильные слова для проверки, а рядом проверяемые, вставив пропущенную букву.

Можно предложить примём взаимопроверки или ключ к заданию, для осуществления самоконтроля.

1 – О, 2- Я, 3 – Я, 4 – А.

На уроке имеют карточки с заданиями типа:

Выбери из предложенных слов слова с парной согласной, подбери проверочное.

СКОЛЬЗКИЙ, ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ, СТРАНА, КОМНАТА, ВЫБЕЖАТЬ,

БОЛЬШОЙ, УЗКИЙ, ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ, СНЕГ, ЗЕМЛЯ,

Выбери из предложенных слов слова с непроверяемой орфограммой.

СКОЛЬЗКИЙ, ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ, СТРАНА, КОМНАТА, ВЫБЕЖАТЬ,

БОЛЬШОЙ, УЗКИЙ, ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ, СНЕГ, ЗЕМЛЯ,

Выбери слова с парной согласной, подбери проверочные.

ЗЕЛ . НЬ. З . ВОД , Р . КА,М . РОЗ. В Л . СУ, ВЕРЁ . КА, БЕСЕ . КА, РЫ . КА, Б . ЖАТЬ. НА П . ЛЯНКЕ, Б . ГАЖ, ТРА . КА, МОРО, ,ВАРЕ . КА, СН . ЖИНКА.

Выбери слова с проверяемой безударной гласной, подбери проверочные.

СКОЛЬЗКИЙ, ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ, СТРАНА, КОМНАТА, ВЫБЕЖАТЬ,

БОЛЬШОЙ, УЗКИЙ,ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ, СНЕГ, ЗЕМЛЯ,

Выбери слова – ловушки с непроверяемыми орфограммами.

СКОЛЬЗКИЙ. ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ,СТРАНА, КОМНАТА , ВЫБЕЖАТЬ,

БОЛЬШОЙ. УЗКИЙ, ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ,СНЕГ, ЗЕМЛЯ.

Выбери слова с проверяемой безударной гласной, подбери проверочные.

ЗЕЛ .НЬ, З. . ВОД, Р . КА, М . РОЗ, В Л . СУ, ВЕРЁ . КА, БЕСЕ . КА, РЫ . КА,

Б . ЖАТЬ, НА П . ЛЯНКЕ, Б . ГАЖ, ТРА . КА, МОРО . , ВАРЕ . КА, СНЕ.. .

Выбери слова с проверяемой парной согласной. Подбери проверочное.

ЗЕЛ .НЬ, З . ВОД, Р . КА, М . РОЗ, В Л . СУ, ВЕРЁ . КА, БЕСЕ . КА, РЫ . КА,

Б . ЖАТЬ, НА П . ЛЯНКЕ, Б . ГАЖ, ТРА . КА, МОРО. , ВАРЕ . КА, СНЕ . .

Выбери слова – ловушки с непроверяемыми орфограммами.

ЗЕЛ . НЬ. З . ВОД, М . РОЗ, В Л . СУ, ВЕРЁ . КА, БЕСЕ . КА, РЫ . КА,

Б . ЖАТЬ, НА П . ЛЯНКЕ, Б . ГАЖ, ТРА .КА, МОРО . , ВАРЕ . КА, СНЕ . .

Какое слово лишнее? 1. «Третий лишний»

БЕЛКА; ПОБЕЛКА; БЕЛИТЬ;

СМЕШНОЙ; СМЕШИТЬ; СМЕШАТЬ.

ЛЕСНИЧИЙ; ЛЕСТНИЦА; ЛЕС.

2» Назови ошибку».

Выдели слова, обозначающие предметы.

СТОЛ, ДОРОГА, ЛЕСНОЙ, ОГОРОД;

МОРЯК; ПРИЕХАЛ, УЧЕНИК, КРАСИВЫЙ

3. « Торопись, да не ошибись» .

Называются слова на изучаемое правило, дети записывают их, подчеркивают орфограмму или показывают учителю сигнальной карточкой букву.

З.МЛЯ, СТР.НА, П.ЛЯНА, В.ЛНА, ТР.ВА,

Иногда для проверки записи предлагаю ключ^

или Е -1 А – 2 О -2

4. «Найди опасное место»

Произношу слова, дети, как услышат звук, требующий проверки, хлопают в ладоши, доказывают правильность написания.

СНЕГ,ДОМ, ЗИМА, МАМА, МЯГКИЙ.

КОРМ, СОСНА, ЛЕСНОЙ, КОРМУШКА.

5. «Учитель – ученик»

Когда подобные задания даёт одноклассникам ученик, выступающий в роли учителя.

6. Играем в «запоминалки»

Детям предлагаю четверостишия на определённое правило :

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно,

Интересно? Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

СТУЛ- СТУЛЬЯ, БРАТ – БРАТЬЯ, ПЕРО – П ЬЕРО

Детям очень нравится искать ошибки у других, в 1 классе ошибки допускали сказочные герои. Даётся текст с ошибками, цель учеников найти их и исправить.

В 4 классе предлагается «отредактировать» текст.

Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр покрыл халодную землю.

В этом тексте допущены ошибки на безударные гласные и парные согласные. В зависимости какое правило отрабатывается, какую цель ставит перед собой учитель такой текст и предлагается. Можно дифференцировать с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Задания, направленные на совершенствование орфографической зоркости разнообразны. Я отдаю предпочтение тем, которые требуют не только вставить пропущенную орфограмму, но и выделить слова на то или иное правило.

Выбери из предложенных слов слова с безударной гласной:

СНЕГ, СНЕЖОК, РОБКИЙ, ЧЕСТНЫЙ ,РЕКА ;

ЗИМА, РЕЗКИЙ, ГЛАДКИЙ, СЕРДЦЕ, ТРАВА.

Можно, предлагая это же задание давать слова с пропусками.

СНЕ. СН.ЖОК, РО.КИЙ, ЧЕС? НЫЙ, Р.КА.

З.МА, РЕ.КИЙ, ГЛА.КИЙ, СЕР.ЦЕ, ТР.ВА.

Для формирования навыка грамотного письма использую КАРТОЧКИ – ТЕСТЫ.

Зачеркни неверную букву.

ТР (О,А) ВА, З(Е,И) МЛЯ, М(А, О) РОЗ, СН(И,Е) ЖИНКА;

ПЛИ(Д,Т) КА, НО(Ж,Ш) КА, МОРКО(Ф,В) КА;

ПЛОЩА(Д,Т) Ь, В(РА,О) БЕЙ, В(И,Е)РХУ(Ж,Ш) КА,

Около проверочного слова поставь +

ПЯТЬ, ПЯТЁРКА, ПЯТЫЙ;

НОЧНОЙ, НОЧЬ, НОЧЕВАТЬ;

ПИСЬМО, ПИСЬМЕННЫЙ, ПИСЬМА.

Запиши по порядку только пропущенные буквы

ГОР.Д, М.ШИНА, З.ВОД, УЧ.НИК .

Такой вид работы даёт учителю возможность за короткое время проверить насколько дети усвоили материал. Подобные задания можно давать по какой – то одной теме или по нескольким орфографическим темам («Безударные гласные в корне слова», « Проверяемые согласные в корне слова», « Употребление ь для обозначения мягкости согласных», « Разделительный Ь» и т.д.).

Орфографическая грамотность закладыается в начальных классах. Однако, у большинства детей он за годы обучения в начальной школе не формируется. Необходимо развивать у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, главная задача – формировать орфографическую зоркость, т. е. умение оценивать каждый звук в слове, различать в какой позиции он стоит (сильной или слабой). В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением ,звук /у/, сонорные согласные и парные согласные перед сонорными и /в/, а также все согласные звуки перед другими согласными.

Посчитаем, сколько орфограмм в строчках:

Ветерок спросил пролетая;

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

В любом тексте основную массу составляют орфограммы, связанные с выбором буквы для обозначения звука в слабой позиции. В этих строчках более 30 орфограмм. Ребёнок видит, что слова пишутся не так, как слышатся. Он должен видеть орфограмму. Важно, чтобы ученик в процессе письма ставил перед собой орфографические задачи, находил способы их решения, осуществлял эффективный самоконтроль и самооценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам. Действовать надо по плану:

  1. Внимательно читаю слово.
  2. Ищу орфограмму («ошибкоопасное место»)
  3. Определяю, в какой части слова находится орфограмма.
  4. Вспоминаю правило и применяю его.
  5. Обозначу звук буквой.
  6. Внимательно прочитаю слово.

Действуя по такому «орфографическому» плану, ребёнок учится грамотно записывать слова, т. к. постоянно контролирует свои действия.

Все орфограммы делим на две большие группы:

1.Связанные с произношением (жи – ши, чу – щу, ча – ща, цы – це, ци, ь, ъ; гласные без ударения, непроизносимые согласные).

2. Несвязанные с произношением, заглавная буква, перенос, слитное и раздельное написание и т. д.

На уроках русского языка провожу работу по совершенствованию орфографической грамотности и в устной форме. Устные упражнения

– обогащают словарный запас учеников;

– перерабатывают значительно больше материала;

– ошибки, которые они допускают в устных упражнениях, не оказывают отрицательного воздействия на эмоции детей, как ошибки, исправленные красным стержнем;

– развивают речевую деятельность.

При устной форме работы использую средства обратной связи ( сигнальные карточки, квадраты «ДА» – «НЕТ», а учитель использует «СОЛНЫШКО» (согласен с ответом – солнышко улыбается, нет – солнышко закрыло глазки…).

Главное, чтобы детям было интересно, чтобы можно было «вылечить» орфографическую «слепоту», привить любовь к родному языку.

Учу ребят осмысливать и анализировать свои ошибки, развивая

самокритичность, рефлексивность, способность к самооценке.

В одном классе обучаются дети совершенно разные по своим способностям. Одни, с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывают новое, могут работать самостоятельно. Другие, не сразу усваивают обязательный материал, требуют внимания педагога, с ними больше приходится работать индивидуально.

Наряду с этим встаёт проблема взаимоотношения детей внутри классного коллектива. Это психоэмоциональные особенности детей: их неумение контактировать друг с другом, трудности межличностного общения, эгоцентризм, желание выделиться и обратить внимание учителя и учеников на себя, завышенная самооценка.

Эти проблемы очень чётко прослеживаются на учениках моего класса. Начиная с первого класса, сотрудничаю с психологом школы. Ею было проведено обследование всех моих учеников, поступивших в 1 класс. Подбор очень сложный в плане психоэмоциональных особенностей. На протяжении четырёх лет обследовались отдельные проблемные учащиеся. С ними проводились коррекционные занятия.

Внутри классного коллектива организовывала сотрудничество детей: разбивала на группы по способностям или по интересам( во внеклассной работе), организовала взаимопомощь (пары, в которых ученик – консультант помогает своему подопечному).

Цель такой работы – повышение контактов, развитие умения вставать на место другого ученика.

Много внимания на всех уроках, во внеклассной деятельности уделяю анализу и самоанализу:

– на уроках дети оценивают ответы своих одноклассников с помощью сигнальных карточек. Каждый ответ анализируется.

– ученик даёт себе самооценку после своего ответа;

– уделяется внимание сравнительному анализу ( .. .Я отвечал
лучше, чем.

Сегодня я отвечал хуже, чем вчера, потому что.

Я допустил при записи слов столько – то ошибок, значит мне надо поставить..

  • каждый оценивает свою деятельность на уроке (в баллах);
  • оценка эмоционального состояния на уроке (человечки: один
    грустит, другой улыбается).

Ученик в учебном процессе должен быть субъектом, способным к самоизменению и заинтересованным в этом. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (Георг Зиммель). Новое качество образования определяет оценочная самостоятельность учащихся. В оценочной функции важна сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности. В учебном процессе организую последовательную работу по формированию умения контроля и оценки действий. На первое место выступает послеоперациооный контроль, т. е. последовательное выполнение действий в учебном процессе.

Компоненты учебного процесса:

– мотивы учебной деятельности;

  • действия контроля и оценки.

Организуя деятельность учащихся, учитель должен развивать потребность детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.

При поступлении детей в школу провожу исследование уровня готовности детей к школе. Результаты довожу до сведения родителей. В процессе обучения отмечаю успех каждого ученика, его продвижение, даже самое малое. На первом этапе обучения выступаю в роли образца – учу детей анализировать свои поступки, взаимоотношения с другими детьми, результат обучения( использую приём самооценки и оценки одноклассниками). Поддерживаю тесную связь с психологом школы, это очень помогает в изучении индивидуальных особенностей учащихся и организации работы с ними по всем направлениям. Формируя функцию самоконтроля и самооценки, т. с. решаю задачу коррекции освоения учебного материала.

Самоконтроль тесно связан с оценкой. Оценить свою работу в баллах «5». «4», «3»или «2»(на что решится далеко не каждый ребёнок) Или словами «хорошо», «плохо» недостаточно. Предлагаю детям при оценивании использовать приём сопоставления («сегодня я отвечал лучше, потому что. или я написал и допустил . ошибки, а Ирина .. .Она получила «4», значит мне оценка ниже.

Аналогичную работу выполняют дети по отношению друг к другу. Это подтягивает ребят, вызывает у них стремление контролировать себя, чтобы услышать в свой адрес одобрительные слова одноклассников.

При разнообразном подходе к оцениванию у учащихся повышается интерес к контролю и оценки знаний.

  1. В. П. Кананыкина. «Работа над трудными словами. М. « Просвещение». 1991.
  2. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. « Школа вежливости». М. Просвещение.1999.

З.Е. Леонович. Русский язык». М. «Аст – Пресс». 1996.

4.Л. Г. Моршнева. «Занимательные упражнения по русскому языку». Саратов.

ОАО «Издательство «Лицей». 2004.

5. Л. Г. Наймушина, Л. И. Лемешко, Э. Ф. Дубинина. «Нетрадиционные

уроки в начальной школе».

6. С. В. Савинова, Е. Е. Гугучкина. «Нестандартные уроки в начальной школе».

Волгоград. Издательство « Учитель». 1997.

  1. М. С. Тоцкий. «Орфография без правил». М. Просвещение. 1991.
  2. Журналы « Начальная школа».

« Н. Ш.» № 8. 07. « Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка». А. П. Мишина.

« Использование особенностей образного мышления при совер шенствовании орфографического навыка». О. И. Серикова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости является первостепенной задачей учителя начальных классов, так как умение замечать при письме орфограммы, т.е. выделять те случаи, когда пишущего подстерегает опаснос.

“Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости”.

Сообщение на тему “Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости”.

Многих сегодня беспокоит «орфографическая слепота» учащихся наших школ. Да и функциональная безграмотность более старшего поколения встречается не так уж редко. Экраны телевизоров, яркие упаковки разл.

Технология формирования грамотности младшего школьника.

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила.

Доклад по теме самообразования: “Пути совершенствования навыков орфографической зоркости”.

Источник

Читайте также:  Силовые упражнения используются для воспитания чего
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector