Виды упражнений для формирования навыков чтения



Комплексы упражнений для формирования и совершенствования навыка чтения

Рангулова РЕгина Ринатовна

учитель начальных классов

Правильность — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.

Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста.

Упражнения для формирования правильности чтения включают несколько подгрупп.
Первая подгруппа – упражнения на развитие внимания, памяти .

1 . Назовите картинки – 5 предметов (постепенно количество увеличивается).

Картинки расположены на доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.
2 . Повторите, что сказал учитель ( называются попарно шесть слов, сходных по звучанию). Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
3. Подберите названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
4. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
5. «Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов. » Например:

ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ
Вторая подгруппа – упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель, мыл – мыль, мал – мял. Мышка – мошка – мишка – миска.
2. « Дом, который построил Джек»

Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве.
В некотором царстве, в некотором государстве.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.
3. Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
4. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

5 . Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ
ДРУ ЗБИ СТРУ

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.

Беглость — такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) — это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация).

Во время этой остановки и происходит осознание прочитанного, то есть закрепление прочитанного и его осмысление. Опытный чтец делает 3-5 остановок на строке. Чем меньше опыта чтения ( мало развит навык чтения ), тем больше остановок и повторов. Отсюда ясно, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает и над правильностью, и над беглостью чтения. Здесь помогут следующие упражнения:

Первая группа — упражнения для расширения поля зрения.

Работа по созерцанию зеленой точки . (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.)

Читайте также:  Комплекс упражнений при полимиозите

Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово

(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.)

Работа с буквенными таблицами и трафаретом.

Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.

Чтение под звуковой ориентир

На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — понимание прочитанного . Во-первых, это понимание большей часть слов в прямом и переносном значении, понимание отдельных предложений и смысловой связи между ними, понимание отдельных частей текста и их взаимообусловленность и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Во-вторых, это уяснение идейной направленности произведения, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому. Важно с первых шагов обучения чтению формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ чтения. Первая группа —логические упражнения.

Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.

Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.

Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.

Вторая группа — игры по составлению слов со словами.

Найди слово в слове.

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.

С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу.

Найди название животных среди строк.

Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

Найди животное среди строк.

Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Третья группа— работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

1. Составь текст (перестановка предложений).

Тексты подбираются к теме урока.

Составь предложения (3-4) к теме урока.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мыльчики, удочки, улов, чайки.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу.

Дима и Коля дежурные. Они прийти в школу рано. Коля полил цветы на окне.

Читайте также:  Упражнения для развития навыков визуализации

Четвертая группа — работа с текстом (учебник).

1 . Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста . Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске.)

3. Задай вопросы по тексту или по части текста .

4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.

Выразительность чтения взаимосвязана с другими качествами чтения. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознание идеи произведения.

Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.
Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.

1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА
2 . Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.
А О И Ы У Э
А О И Ы У Э и т.д.

4. Подстановка одного гласного ко всем остальным.
АА АО АИ АУ АЭ
5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.
ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ
ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче — тише, выше – ниже).
1 .Хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например:
Тихо, словно бы во сне, (Вполголоса)
Закружился в тишине
Первый снег и зашептал: (Тихо)
— Как давно я не летал! (Шепотом)
(В.Ланцетти)
Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.
2. Можно читать текст под «дирижирование» учителя, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения. Первая ступень этого упражнения – произнесение под «дирижирование» одной фразы, скороговорки, строчки стихотворения; высшая – чтение неизвестного текста под «дирижирование».
Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.
1. Чтение скороговорок
2. Для совершенствования чувства темпа и ритма хороши такие художественные тексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играют темпо ритмические средства. Например, отрывок из стихотворения Ю.Тувима
«Паровоз», где правильно найденное постепенное убыстрение темпо-ритма
значительно усилит конкретное видение.

Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,
И потная взмокла от масла рубашка,
И паром он пышет, и жаром он дышит.
Идет кочегар и как будто не слышит,
Как тяжко он дышит!
И уголь бросает в огромное брюхо.
И уголь тяжелый там бухает глухо.
И в брюхе горячем пылает так ярко.
Уууф, жарко.
Пуууф, жарко.
Ууух, жарко.
Едва,
Понемногу,
Да-да,
Понемногу –
В дорогу!
В дорогу!
Быстрее, быстрее колеса крутились,
И вот все вагоны вперед покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики.

Помогут заметить детям особенности темпо-ритма этого стихотворения вопросы учителя:
— Почему так необычно расположены строчки? (Это позволяет разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и скоростью, и передать движение, динамику.)
— Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набирает
скорость.)
— С каких слов темп начнет явно возрастать?
— Почему последняя строка напечатана ступенчато? (Похоже на то, как мячики прыгают по ступенькам. С ними автор сравнивает раскачивающиеся вагоны.)
— Кому из вас приходилось видеть отправляющийся поезд? Попробуйте передать его движение с помощью хлопков, ударов, других звуков. Это ритм движения, постарайтесь сохранить его при чтении стихотворения.
Упражнения для усвоения норм культуры произношения.
В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя к произносительной культуре включает и учащихся, в результате чего создается речевая среда, благоприятствующая грамотной речи и неприятию ошибок.
В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение.

Читайте также:  Modal verbs may упражнения

Упражнения на развитие логической выразительности.

1. Постановка логического ударения.
Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали?
Г) Бабуся подарила колечко?

Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.

2. Работа над интонационной выразительностью.
А) Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:
1. Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.
2. Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.
3. Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Произнося фразу «Миша умеет танцевать»
— удивите;
— огорчите;
— иронизируйте;
— восхитите;
— разгневайте;
— констатируйте факт.

В) Чтение по ролям, инсценирование.
А Береснев. Тыква.
— Почему, скажи мне, тыква,
Все лежишь?
— А я привыкла.
— Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
— Я привязана за хвостик
Крепко-накрепко к ботве!

Подготовительная работа:
— Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

Г) Работа со стихотворениями-картинами.
Луна на дереве висела,
Ей было весело висеть,
Она, как рыба, там блестела,
И было дерево как сеть!

Н. Глазков
— Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector