Виды сложносочиненных предложений упражнения



Упражнения по теме “Сложносочинённые предложения”

ССП1. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите разряды сочинительных союзов.

1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)

2) Всё проходит да не всё забывается. (И. Бунин)

3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин)

4) И сердце бьётся в упоенье и для него воскресли вновь и божество и вдохновенье и жизнь и слёзы и любовь. (А. Пушкин)

5) А в городе в эти дни не то зима продолжалась не то весна наступала.

6) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство и тогда уже никто не мог с ним сладить. (И. Тургенев)

7) То ли я не жил на этой улице то ли от неё осталось одно название. (А. Крон)

8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский)

9) Поросла-убралась ты травой-ковылем да песками ты степь позасыпалась. (И. Суриков)

10) Сварила бы баба щи да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский)

11) И теперь иногда сны снятся да редко да и не то. (по А.Н. Островскому)

12) Временами то моросил мелкий дождь то падал крупными хлопьями снег.

13) Мне за вами заехать или вы сами доберётесь?

14) Как прекрасен сегодняшний день и как хороша погода!

ССП2. Из простого распространённого предложения образуйте сложносочинённое. Исходное предложение переписывать не нужно.

Образец : Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.

1) Вопреки прогнозу синоптиков, погода в этот день была чудесной.

2) Несмотря на крайнюю усталость, спать нам по-прежнему не хотелось.

3) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы.

4) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов.

5) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

ССП3. Перепишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Выпишите сначала предложения с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ, затем – предложения с указательными местоимениями ТО и ТАК в сочетании с частицей ЖЕ.

1) Толстый ковёр лежал на полу стены то(же) были увешаны коврами. (М. Горький)

2) Я снова жил с бабушкой и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь то(же) подобную сказке. (М. Горький)

3) Всё белится Лукерья Львовна всё то(же) лжёт Любовь Петровна Иван Петрович так(же) глуп Семён Петрович так(же) скуп. (А Пушкин)

4) И завтра то(же) что вчера. (А. Пушкин)

5) Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же) как и он сам обживались в ней. (Н. Гоголь)

6) Секунду он молчал мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький)

7) Это было очень страшно но в то(же) время интересно. (М Горький)

8) Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна как и прежде. (И. Тургенев)

9) Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же). (М. Валтагин)

10) Сестра учится в университете я то(же) хочу поступить туда. (М. Валтагин)

ССП4. Соедините данные конструкции подходящими по смыслу разделительными союзами. Объясните, какие значения (и стилистические оттенки) привносят в предложение разные союзы. Любые ли союзы подходят к каждому предложению, то есть взаимозаменяемы ли они?

1) Мы будем противостоять неудачам – неудачи погубят нас.

2) Ночная птица вскрикнула – колодезный ворот скрипнул.

3) Глаза волка в темноте светятся – горят огоньки долгожданного постоялого двора.

4) Ребенок утомился и заснул – он притворяется спящим.

5) Представление в театре началось – вышел в сквер духовой оркестр.

ССП5. Продолжите мысль в следующих суждениях, используя варианты ответов. Обратите внимание, что среди вариантов ответов есть заведомо неверные.

а) Сложное предложение отличается от простого наличием…

б) Если простое предложение строится из слов и словосочетаний, то сложное строится из…

в) Сложные предложения по способу соединения частей делятся на…

г) Союзные сложные предложения подразделяются на два типа…

д) В сложносочинённом предложении его части сохраняют … и …

е) В сложноподчинённом предложении одна или несколько частей…

ж) Бессоюзное предложение определяется по такому признаку, как…

з) Смысловые и синтаксические связи между частями сложного предложения передаются при помощи следующих средств: 1)… 2)… 3)… 4)…

  • сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП)
  • смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие
  • ароморфоз и идиоадаптация
  • определённо-личные и неопределённо-личные
  • по смыслу и синтаксически подчинены главной части
  • противопоставлены друг другу
  • ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и лабиализация
  • отсутствие союзов на стыке частей предложения
  • митоз и мейоз
  • наличие союзов между однородными членами
  • союзов, относительных (союзных) слов, порядка частей, интонации
  • двух или нескольких грамматических основ (предикативных единиц)
  • союзные и бессоюзные
  • слов и словосочетаний
  • простых предложений
Читайте также:  Сколько упражнений делать для одной группы мышц

ССП6. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите разряды сочинительных союзов.

1) Самолёт набирал высоту и скорость и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался словно таял на глазах.

2) Я работал строителем год а всего полгода назад на нашем строительстве появился Алексей и сразу не только мы стали друзьями но и все рабочие сдружились то есть Алексею удалось повлиять на отношения в коллективе.

3) Горячее солнце с тоской искало свежести да ветра да ветра-то и свежести как раз и не было.

4) То сам себя не понимал я то мир меня не понимал то вдруг казалось странным течение привычных казалось бы событий.

5) Всю ночь шёл тёплый летний дождь а к утру в воздухе было свежо и сильно пахло сиренью и хотелось скорее выбежать в сад да к сожалению нужно было собираться на экзамены.

6) Он никогда не только не плакал но даже не показывал огорчения зато по временам находило на него дикое упрямство причём он своё упрямство считал принципиальностью.

7) Иль в лесу под нож злодею попадуся в стороне иль со скуки околею где-нибудь в карантине́ . (А.С. Пушкин)

ССП7. Перепишите, рассталяя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, в каких случаях союз И употреблён для связи частей сложносочинённого предложения, а в каких — для связи однородных членов. Поставьте нужные знаки препинания.

1) С правой стороны этих лугов и лесов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр и даже ночью в лунном свете видны были отражения гор в необыкновенно широкой реке.

2) Стало темно и страшно и улица мало-помалу опустела и затихла и только отдельные шорохи слышны были то там то здесь.

3) Мы шли в сторону моря и пляжа и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью и словно норовящем упасть в бездну и исчезнуть бесследно.

4) Улетают и кричат журавли и низкие осенние облака и тучи заволакивают небо.

5) Лето было сухое и знойное и ледники и снега в горах начали таять и тускнеть уже в первых числах июня.

6) Словно многоярусные соты дымился и шумел и жил город. (М.А. Булгаков)

7) Я осудил себя на вечную разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь. (А.А. Фет)

8) Дубовые и берёзовые рощи и хвойные и лиственные леса внизу и по краям горизонта уже тонули в сумерках и в тумане и только верх кургана освещался красными лучами заходящего солнца.

9) Я встретил Вас и всё былое в отжившем сердце ожило я вспомнил время золотое и сердцу стало так тепло. (Ф.И. Тютчев)

10) После непродолжительного дождя и юго-восточного ветра внезапно пропали все резкие запахи и стало свежо и прохладно.

11) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык и гордый внук славян и ныне дикой * тунгус и друг степей калмык. (А.С. Пушкин)

12) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты з вучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)

* дикой – устаревшее написание прилагательного “дикий” в соответствии со старомосковской нормой произношения.

ССП8. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор всех предложений, используя алгоритм синтаксического разбора.

1) Ещё недавно нам трудно было разобраться в синтаксисе зато теперь мы изучили сложносочинённые предложения и готовы выполнить контрольную работу любой сложности.

2) Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам и от этого у него прошла хандра зато она слишком резко уступила место нетерпению составлявшему самую сильную черту характера герцога. (Н.С. Лесков)

3) Словом картина была самая мирная а между тем в двух шагах отсюда был базар и притом базар очень завозной и дешёвый. (Н.С. Лесков)

4) Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра и молодые переехали в Москву причём они сразу получили жильё а ведь это были трудные тридцатые годы. (По В.А. Каверину)

5) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Н.В. Гоголь).

6) Это конечно не стало неожиданностью для всех однако настроение было испорчено да и работа немного затормозилась. (К. Симонов)

7) Мы с сестрой плакали от счастья мать так(же) плакала и слёзы эти пробудили в каждой из нас давно не испытываемые эмоции.

Читайте также:  Упражнения для лица возраст

8) Не только не видно нигде следов роскоши но и самые комнаты были пусты. (Ю. Тынянов)

9) Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение. (И.С. Тургенев)

10) Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще но адреса она им не дала да у неё и не было настоящего адреса. (Н. Берберова)

11) В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой).

12) Это была слава но всё это было опасно утомительно а для него самого по его мнению всё это было не нужно и вредно (Ю. Тынянов).

13) Тут так(же) как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами. (А.П. Чехов)

14) Он бы конечно возмутился однако на его возмущение никто бы пожалуй не откликнулся причём возмущение его не было бы правильно расценено.

15) Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха Сергей же Львович более хладный и жестокий негодовал. (Ю. Тынянов)

16) Ни минуты времени не терялось даром ни малейшей неисправности не случалось у поселянина. (Н.В. Гоголь)

17) И перья страуса склонённые в моём качаются мозгу и очи синие бездонные цветут на дальнем берегу. (А.А. Блок)

18) То длинный сук её за шею зацепит вдруг то из ушей златые серьги вырвет силой то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок то выронит она платок. (А.С. Пушкин)

19) Она мне нравилась всё больше и больше я тоже по-видимому был симпатичен ей. (А.П. Чехов)

20) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным. (А.П. Чехов)

ССП9. Обобщающее задание по пунктуации в простых осложнённых и сложных предложениях. Во всех предложениях укажите количество грамматических основ.

1. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ближе к закату (1) лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного кон­ского щавеля (2) и (3) свернувшись рыже-палевым комком (4) подле тёмно­-красных (5) густо обсеменившихся стеблей (6) терпеливо дожидалась ночи (7) и (8) когда темнота наступила (9) лиса вышла на охоту.

2. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву (5) о чём-то кричали (6) однако нам не понять было (7) о чём.

3. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Испуганный (1) внезапным шорохом (2) конь (3) обычно спокойный и послушный (4) шарахнулся в сторону (5) звеня колечками уздечки (6) и тревожно всхрапывая.

4. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
А он меж тем (1) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить (4) навязанный на руку (5) подарок (6) понёсся (7) как молодой борзой пёс (8) красивейший (9) и самый младший в стае.

5. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне (7) редко использовавшейся (8) однопутной железной дороги.

6. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обрадованные (1) по-видимому (2) такими приятными надеждами (3) ребята весело пошли гулять (4) и (5) бегать по двору (6) да по саду.

7. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) звенели (5) натянутой тетивой (6) маня моряков (7) грядущими приключениями (8) описание которых многие из нас читали в приключенческих романах (9) или видели в фильмах.

Читайте также:  Упражнения после операции грыжа крестцового отдела

8. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый (4) со всех сторон (5) солнцем (6) принадлежал (7) оказывается (8) леснику (9) однако найти вход в этот дом было непросто.

9. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Азазелло (1) облегчённо отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра» (6) и заговорил с Маргаритой иронически.

10. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

У меня нет предрассудков (1) но я никогда не вижу иностранцев (2) и общаться с ними (3) у меня нет никакой охоты (4) да и у меня есть муж (5) однако моя драма в том (6) что я живу с тем (7) кого я не люблю (8) хотя портить ему жизнь считаю делом недостойным.

11. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (6) и тише (7) и тише (8) и к вечеру за окном был лишь красивый зимний пейзаж.

12. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вот-вот раскроются почки (1) и выпустят каждая по зелёному лис­точку (2) такому мягкому (3) светленькому (4) душистому (5) и точно покрытому лаком (6) и станет тепло (7) и солнечно (8) и мы почувствуем приближение лета.

13. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (3) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями (5) понимавшими друг друга (6) как говорится (7) с полуслова.

14. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы <4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.

15. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) лег­ко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

16. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В этот день я (1) встревоженный (2) и (3) огорчённый до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела (6) да только беспокоиться (7) как позже выяснилось (8) было не о чем.

17. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маргарита повесила трубку (1) и тут (2) в соседней комнате (3) что-то деревянно заковыляло (4) и стало биться в дверь (5) Маргарита распахнула её (6) и половая щётка (7) танцуя (8) влетела в спальню.

18. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маргарита летела над самыми туманами росистого луга (1) потом над прудом (2) и под Маргаритой хором пели лягушки (3) а где-то вдали (4) почему-то очень волнуя сердце (5) шумел поезд (6) полз медленно(7) как гусеница (8) сыпя в воздух искры.

19. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Взволнованная и слишком нервная Фру-Фру (1) потеряла первый момент (2) и несколько лошадей взяли с места прежде неё (3) однако (4) ещё не доскакав до реки (5) Вронский (6) изо всех сил сдерживая (7) влёгшую в поводья лошадь (8) легко обошел трёх всадников (9) и впереди него оставался только рыжий Гладиатор.

20. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Алексей Александрович с началом весны (1) поехал за границу поправлять своё (2) расстраиваемое ежегодно усиленным зимним трудом (3) здоровье (4) и (5) вернувшись в июле (6) тотчас же взялся за свою обычную работу (7) при этом жена его переехала на дачу (8) в то время (9) как он остался в Петербурге.

WWW.MOSLINGVIST.RU 2011-2021

© Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector