Виды грамматических упражнений с предложением

Виды грамматических упражнений с предложением

Грамматические и орфографические упражнения должны способствовать речевому развитию школьников, формированию у них языковых обобщений или орфографических навыков.

В специальной школе применяют те же виды грамматических и орфографических упражнений, что и в массовой. Назовем основные виды работ по грамматике:

1. списывание с различными заданиями (определить грамматическую категорию, изменить форму слова, вставить по смыслу нужную часть речи и т. д.);

2. работа с орфографическим словарем, которая сопровождается заданиями типа: выписать слова определенных грамматических категорий, подобрать к словам из словаря однокоренные, составить предложение с заданными словами, восстановить деформированный текст;

3. самостоятельный подбор примеров (слова, словосочетания, предложения) по заданию учителя;

4. составление предложений по схемам;

5. ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими задачами (использовать в ответе нужную часть речи в определенном падеже, числе, времени; ответить на вопрос нераспространенным или распространенным предложением);

6. творческий и выборочный диктанты. Творческий диктант предполагает составление предложений с определенной грамматической категорией, с различными членами предложения, с постановкой слова в заданном падеже, числе, времени и др. В процессе выборочного диктанта школьники записывают не все предложение, а только отдельные слова или словосочетания, в зависимости от изучаемого по грамматике материала;

7. изложения и сочинения с грамматическими заданиями (употребить данные прилагательные, заменить форму настоящего времени глаголов формой прошедшего времени и др.);

Источник

Грамматический разбор и другие виды грамматических упражнений.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР – важнейший метод закрепления (метод, поскольку применяется не в отдельных частных случаях, а во всем курсе преподавания русского языка).

Значение грамматического разбора:

* учит распознавать языковые понятия по их существенным признакам;

* учит отличать сходные языковые явления;

* формирует умение применять изученные правила и законы, обобщать материал;

* проводимый систематически препятствует забыванию;

* способствует эффективному усвоению орфографических правил;

* формирует навык правильной и точной речи (устный монологический ответ).

Разновидности грамматического разбора:

а) по характеру применения: обучающие, контрольные;

б) по объему: полные, частичные;

в) по оформлению: устные, письменные;

г) по содержанию: фонетический, морфемный анализ, морфологический, синтаксический.

Грамматический разбор проводится, начиная с 1 класса. Виды и формы грамматического разбора усложняются в соответствии с требованиями программы.

Фонетический разбор– выяснение последовательности звуков в слове, их характерных особенностей и установление соответствия между звуками и буквами. Частичный звуко-буквенный анализ используется при обосновании написания слов.

Морфологический разбор– указание, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено.

Разбор слова по составу(морфемный анализ) – установление того, из каких значимых частей состоит слово. Ведущее значение при разборе слова по составу имеет осознание учащимися операций, которые необходимо выполнять для того, чтобы найти морфему. Выбор операции определяется существенным признаком морфемы.

Синтаксический разбор– установление типа предложения, членов предложения, выяснение постановки знаков препинания в разбираемом предложении.

Другие виды упражнений

при изучении и закреплении

1. СПИСЫВАНИЕ – один из наиболее употребительных видов письменных
упражнений. Списывание с заданиями называют осложненным.

Читайте также:  Упражнения для разных зон

* выделить графически части слов;

* вставить слова, предложения;

* выписать слова по смысловому или грамматическому признаку;

* выписать словосочетания с целью установления связи слов;

* исправить деформированный текст;

* изменить текст, напр., лицо глаголов, число имен существительных и т.п.;

* списывание-самодиктант, или творческое списывание и др.

2. РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ – выписывание слов с различными заданиями
(как правило, используются толковый и орфографические словари), например: выписать
имена существительные 1 скл.; выписать прилагательные с приставками; выписать
существительные с ударением в первом слоге; выписать слова, которые состоят
только из корня и т.п.

а) предупредительный – сопровождается грамматическим разбором, который может
применяться к каждому предложению в отдельности или ко всему тексту в целом
непосредственно перед диктантом; данный вид диктанта заостряет внимание детей на
грамматических категориях и связывает их с орфографическими правилами;

б) выборочный – проводится запись отдельных слов, словосочетаний, предложений в
сопровождении грамматического разбора.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

с грамматическими заданиями. Учащимся предлагается написать сочинение на данную тему или изложить данный рассказ с обязательным введением каких-нибудь грамматических разрядов, форм или синтаксических конструкций. Темы для сочинений и тексты для изложений подбираются с таким расчетом, чтобы выполнение грамматического задания было естественным и не осложняло чрезмерно творческой работы учащихся.
Грамматические задания, сопровождающие сочинение и изложение, не должны быть слишком ограничивающими: нельзя, например, требовать, чтобы все предложения в сочинении были только указанной конструкции: нужно следить, чтобы применение данной конструкции не вело к искусственности. В такой работе оценивается не только выполнение грамматического задания, но и содержание, и язык, и стиль.

Итогом изучения раздела «Методика грамматики» для вас будет создание проекта урока по изучению лингвистического понятия.

Для того чтобы вам было легче справиться с этой работой, мы предлагаем вам образец конспекта, который, мы надеемся, поможет вам в этом.

Источник

Виды грамматических упражнений по русскому языку.
статья

Сообщение на ШМО учителей русского языка по теме: “Виды грамматических упражнений по русскому языку”

Скачать:

Вложение Размер
vidy_grammaticheskih_uprazhneniy_po_russkomu_yazyku.docx 21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Виды грамматических упражнений по русскому языку.

Русский язык является одним из основных предметов обучения в школе. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по этому предмету, играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса.

Общие задачи преподавания русского языка можно сформировать следующим образом: преподавая русский язык, мы должны стремиться улучшить язык учащихся как средство общения, словарного запаса, а также совершенствование грамматического строя устной и письменной речи.

Остановимся на видах грамматических упражнений, которые применяются в специальной школе.

Он важен тем, что в большой мере способствует углублению понимания грамматических закономерностей, закреплению в памяти учащихся изучаемых грамматических определений и правил, систематизации.

На уроках русского языка применяются следующие виды грамматического разбора:

  • синтаксический разбор (выделение предложения, определение его типа, членов предложения, связи между ними по вопросам);
  • морфологический разбор (определение частей речи, их форм и др.);
  • фонетический разбор (слоги и звуки, входящие в слова, ударения).

С синтаксическим разбором сочетается разбор пунктуационный, а с морфологическим и фонетическим – орфографический и орфоэпический (написание и произношение слова).

В одних случаях эти виды грамматического разбора проводятся вместе, сочетаясь в различных комбинациях, а в других случаях каждый из них может проводиться в отдельности (общий грамматический разбор и частный грамматический разбор).

Во избежание методических ошибок необходимо:

  • установить правильное соотношение в использовании общего и частного грамматического разбора;
  • связные тексты должны быть несложны по содержанию, безупречны в стилистическом отношении и не трудны по словарю, отбираться тексты должны из произведений наших лучших писателей;
  • упорядочить методику проведения грамматического разбора.

Следует также отметить своеобразие в отношении применения грамматического разбора в младших и старших классах коррекционной школы.

В младших классах широко используется фонетический разбор в сочетании с орфографическим и орфоэпическим. Морфологический разбор ограничивается здесь, главным образом, распознаванием основных категорий слов (предмет, признак, действие).

В отношении синтаксиса возможности ещё более ограничены: выделение предложения из краткого текста, расчленение его на слова, объяснение знаков препинания в конце данного предложения – вот и всё.

В старших классах первое место занимает морфологический и синтаксический разбор. При общем разбое целесообразнее начинать с определения типа разбираемого предложения, членов его, а затем уже переходить к разбору морфологическому.

На данном этапе обучения применяется как устный, так и письменный разбор. Письменный разбор проводится по графикам и по схемам.

Используются следующие схемы:

  • ставлю вопрос (называю часть речи);
  • ставлю начальную форму;
  • называю род (подставляю слова помощники, смотрю на окончание);
  • называю число (думаю один или много предметов);
  • называю падеж (ставлю вопрос);
  • называю склонение (смотрю на род и окончание).

Грамматический разбор в условиях коррекционной школы проводится только пословно, причём необходимо устанавливать связь между отдельными словами в предложении (по вопросам).

Значительное место в системе грамматических упражнений занимают различные работы, носящие характер грамматических задач, например, списывание с выделением изучаемых грамматических категорий, со вставкой или изменением окончапний, с изменением формы числа, лица и т.д.

Спишите предложения. Раскройте скобки, поставив глаголы в настоящем времени. Глаголы подчеркните.

Сегодня целый день (идти) снег. Мастер (следить) за работой ученика. Учащийся выпускного класса (сдавать) экзамен по профессии.

Определить форму глагола, стоящего в скобках. Поставить вопрос. Вспомнить на какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени (что делает? Что делаем? Что сделаешь? и т.д.).

Снег (он, 3 лицо, что делает?). Снег (что делает?) идёт.

Следующим видом упражнений является работа с орфографическим словарём, которая сопровождается заданиями типа: выписать слова определённых грамматических категорий, подобрать к словам из словаря однокоренные, составить предложение с заданными словами, восстановить деформированный текст.

Особое место занимает работа с толковым словарём. Особенность речи учащихся коррекционной школы заключается в ограниченности, бедности словарного запаса.

Одним из видов грамматических упражнений на уроке является составление тематического словаря. Например, учащимся даётся тема «Школа» и задание: подобрать имена существительные 2 склонения. Эту работу можно проводить фронтально на доске. Учащиеся записывают имена существительные в соответствии с заданием(класс, учебник и т.д.).

Широко используется в школьной практике в качестве грамматических упражнений диктант.

Необходимо совершенно ясно представлять себе где, когда и для какой цели следует применять диктант на уроках грамматики:

  • списывание;
  • предупредительный и выборочный диктант;
  • объяснительный диктант.

При предупредительном диктанте учащиеся под руководством учителя анализируют текст, находят в нём слова, которые подходят под изучаемое правило, и определяют их написание. При выборочном диктанте, когда учащиеся должны отбирать из диктуемого текста отдельные слова или словосочетания, относящиеся к изучаемому правилу , и записывать их, анализ проводится учащимися самостоятельно.

При объяснительном диктанте при начале диктовки разбирается правило, на которое составлен диктант, а когда он будет написан, проводится разбор и объяснение учащимся случаев, которые подходят под изучаемое правило.

Что же качается четвертных или годовых контрольных работ, то в этих случаях рекомендуется брать связные тексты, затем определить какие орфограммы следует включить в текст и в какой мере.

Перед началом диктовки учитель должен разъяснить учащимся цель предстоящей работы, а при диктовке на частную тему целесообразно сообщить учащимся, на какие именно правила будет дан диктант.

Если диктуется связный текст, то он сначала прочитывается весь целиком.

Схема такого урока следующая:

  • сообщение темы урока с записью заголовка текста на доске;
  • чтение текста диктанта учителем;
  • беседа по содержанию текста с опорой на необходимую наглядность (выявляется информационное, смысловое и эмоциональное содержание);
  • выполнение контрольной работы;
  • повторное чтение текста учителем;
  • сдача работ.

Если осталось время, то можно разобрать на доске данные в диктанте орфограммы.

Особое место занимают творческие диктанты. Они предполагают составление предложений определённоё грамматической категории с различными членами предложения, с постановкой слова в заданном падеже, числе, времени и др.

Выборочный диктант. В процессе этой работы учащиеся записывают не все предложения, а только отдельные слова или словосочетания, в зависимости от изучаемого грамматического материала.

Выписать имена прилагательные во множественном числе: Вот наступила седая зима, Белые шапки надели дома, Новые санки по снегу скрипят… (З. Александрова)

Зрительный диктант и письмо по памяти – развивают орфографическую зоркость учащихся. Зрительный диктант – на доске написаны два предложения, после того, как дети их внимательно прочитали и проанализировали вместе с учителем, текст закрывается. далее текст пишется под диктовку, а потом проверяют написанное с доской. Письмо по памяти несколько сложнее, т.к. требует отсроченного воспроизведения текста.

Картинный диктант – демонстрируется предметные картинки, анализируя слова до записи или после выполнения работы.

Для закрепления орфографического навыка используются также изложения и сочинения.

При работе над изложением обогащается лексика учеников. В их речь входят новые слова, со значением которых учитель знакомит детей и учит практически ими пользоваться.

Выбирая текст для изложения, учитель должен руководствоваться следующими требованиями:

  • текст должен выполнять образовательно-воспитательные функции;
  • текст должен быть написан хорошим литературным языком;
  • объём текста должен соответствовать программному объёму данного класса;
  • содержание должно быть интересно и доступно учащимся, построение его достаточно просто и ясно;
  • необходимо избегать тексты со сложными грамматическими конструкциями.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector