Валеологические упражнения что это

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в игре

Тимофеева Зульфия
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в игре

1. Термин «Валеология»

Термин «валеология» означает «наука о здоровье». Несколько лет назад это слово быстро вошло в моду и широко распространилось на всех ступеньках образовательной системы.

Оставив в стороне споры, ученых и педагогов, о том, сформировалась ли в настоящие время валеология как самостоятельная наука, считают возможным использовать данное слово как собирательный термин, объединяющий такие традиционные науки, как анатомия, физиология, медицина, гигиена, профилактика болезней и др. Он отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни, поскольку в детском саду неприемлемо дробление педагогического процесса на узки науки.

2. Валеологическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста

Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным условиям жизни и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижение психического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания и образа жизни.

Валеологическое воспитание тесно связанно с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знание детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, развивает логическое мышление, творческие способности и положительные эмоции к здоровому образу жизни.

В дошкольном возрасте у детей активно развиваются психологические процессы через валеологическое воспитание, формируется память произвольное внимание, воображение, появляются новые чувства; забота, бережливость, ответственность и т. д. Дети учатся управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающим, следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму. Негативно относится к вредным привычкам. Начинают бережно относится к своему здоровью, осознавая, что значит вести здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни благотворно влияет на психически и эмоциональные процессы ребенка, так, как ребенок становится более уравновешенным, рассудительным и спокойным. Положительное отношение к своему здоровью интерес к здоровому образу жизни будь то гимнастика, прогулки на свежем воздухе, или исследовательская деятельность может ребенку выплеснуть свое эмоциональное напряжение во вне, у него наступает успокоение и любознательность.

В связи с этим позволяет педагогу отследить внутренний настрой ребенка и его психическое состояние. Занятия позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья, дает детям умения выражать, собственное мнение и доказывать свою точку зрения.

2.1. Использование валеологических игр в развитии детей

Игра в жизни ребенка становится существенным компонентом развития личности, ведь игра всегда деятельность совместная, где определен всегда конечный результат.

В процессе валеологических игр, дети познают мир, исследуя его – проявляют активность в игре, становятся инициативными, начинают сами распределять между собой роли, осознанно начинают играть в игры с правилами, становятся настойчивыми в достижении результатов своей игры, появляется стремление и самовыражение.

Занимая ребенка, валеологической игрой, способствуют развитию у него, творческих способностей, формирует у него произвольное мышление, развивает зрительное внимание, память и воображение. Соединяя в игре серьезно интеллектуальные занятия и игры забавы, способствуют у детей развитию гибкости мышления, умение создавать образы и оперировать ими, рассуждать, и отстаивать свою точку зрения. Между тем, рассматривая разнообразное содержание детских валеологических игр, их свойство и характер, следует подчеркнуть, что общим во всех играх является творчество детей. Но при этом необходимо развивать таки качества, как внимание и наблюдательность, при котором невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности ребенка.

Чем больше уверенности и изобретательности у ребенка в игре, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие ребенка, с окружающим, его миром. Другим, словом, чем больше мастерства в игре, тем умнее ребенок.

Валеологические игры находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Практикой подтверждено, что уровень развития речи находится от прямой зависимости, психических и физических качеств ребенка.

В младшем возрасте, дети начинают играть, в эти игры не замечая того на – занятиях, прогулке, в играх (сюжетно ролевых, подвижных, дидактических и др., в свободной самостоятельной деятельности в течение дня. Уже в среднем возрасте дети свободно могут

– классифицировать предметы по одному признаку

– называть лекарственные и ядовитые растения (грибы)

– проводить внешние отличия человека и животных

– давать краткое описание человеческому организму

– пользоваться исследовательским материалом

– умеют доказывать свою точку зрения

Играя, в валеологические игры позволяет снять у ребенка стресс, помогает выразить свои чувства и эмоции избавится от каких либо страхов, если ребенок замкнут и необщителен, приобщить его к социальной активности.

Через валеологические игры можно определить уровень знания детей о здоровом образе жизни, что является показателем интеллектуального развития ребенка и гибкости его мышления.

Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать механизмы, необходимые для понимания детей, что значит вести здоровый образ жизни, и создавать условия для накопления ребенком практического опыта.

Ведь играя, в валеологическии игры, благотворно влияет, на общие развитие ребенка, помогает стать ему более самостоятельным и уверенным в себе. Что означает, мир игры и детства – это удивительный неиссякаемый источник блестящих идей и оригинальных решений, мир не стандартного мышления, мир воображения и творчества способствующий успешному овладению умений и навыков, в желании быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

3. Основные аспекты здорового образа жизни

Здоровый образ жизни – активность человека, направленная на сохранение здоровья.

• Научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими.

• Следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму.

• Научиться рационально питаться.

• Соблюдать советы гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение.

• Негативно относиться к вредным привычкам.

• Уважать физическую культуру, заниматься спортом.

4. Методы и приемы, используемые при проведении занятий

1. Создание здоровье сберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка ДОУ.

2. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.

3. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.

4. Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей.

Словесные 1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Дидактические игры.

1. Сюжетно – ролевые игры.

2. Подвижные игры

4. Моделирование ситуаций.

1. Организация выставок, конкурсов.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Аудиовизуальная техника.

5. Информационно-агитационные стенды.

6. Театрализованная деятельность.

7. Личный пример взрослых.

Исследовательский Самостоятельное придумывание игр, игровых сюжетов, опытов, различений.

Информационно – рецептивный Словесная деятельность педагога и ребенка.

Проблемного обучения Творческое использование готовых знаний, в игровой и повседневной жизни.

5. Рекомендации по проведению занятий

Условие 1. Формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий.

Условие 2. Специфика ознакомления дошкольников с валеологией заключается в том, что присущему детям наглядно – образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме. В виде готовых обобщений.

Условие 3. На занятиях в детском саду следует практиковать решение логических задач, провидение экспериментов, проводить праздники и конкурсы, работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работ. Которые способствуют развитию его познавательных способностей.

Читайте также:  Упражнения по методике оксисайз

Условие 4. Объем знаний так интересен и велик, что не может быть полностью реализован на специально организуемых занятиях. Для этого не хватила бы никакого времени. На занятии выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведения сообщается в играх, наблюдениях, экспериментах.

Условие 5. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво. Но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны взрослого так и ребенка.

Условие 6. Занятия должны даваться детям малыми дозами.

Условие 7. Большую роль в формировании сознания и общей направленности личности играет практическая деятельность ребенка по реализации принципов здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Источник

Учебно-методическое пособие: Валеологический режим в школе.
методическая разработка по теме

Одной из причин возникновения науки валеологии является резкое падение уровня здоровья населения в целом и школьников в частности. В 1980

году И.И. Брехман, автор термина «валеология», писал:«В современном сложном мире умение быть здоровым не приходит само. Для воспитания навыков охранения здоровья недостаточно школьных курсов анатомии и физиологии человека, занятий физкультурой в школе и вузе, сдачи норм ГТО. Необходима охватывающая всех людей в течение их жизни система обучения

Скачать:

Вложение Размер
valeologicheskiy_rezhim.doc 89 КБ

Предварительный просмотр:

1. Что такое Валеология и валеологический подход к организации педагогического процесса .

Одной из причин возникновения науки валеологии является резкое падение уровня здоровья населения в целом и школьников в частности. В 1980

году И.И. Брехман, автор термина «валеология», писал:«В современном сложном мире умение быть здоровым не приходит само. Для воспитания навыков охранения здоровья недостаточно школьных курсов анатомии и физиологии человека, занятий физкультурой в школе и вузе, сдачи норм ГТО. Необходима охватывающая всех людей в течение их жизни система обучения.

Одной из важных составных частей науки о человеке должна стать наука о

здоровье. Это не медицинская наука. Она должна возникнуть на стыке экологии, биологии, медицины, психологии (а в 1987 году в этот перечень ученый включил еще и педагогику) и других наук».

Данные обследования здоровья первоклассников показывают, что процент здоровых детей, которых можно условно отнести к первой группе населения, за последние десятилетия не только не уменьшился, а наоборот, значительно увеличился. Мало того, по данным медицинской статистики из года в год уменьшается процент здоровых выпускников общеобразовательной школы. Все это наводит на мысль, что сам образовательный процесс в части его организации является фактором, разрушающим здоровье учащихся и, смеем утверждать,

учителей, а также родителей этих учащихся.

Показателями хорошего со_

стояния здоровья человека являются: 1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за

счет внутренних резервов организма; 2) способность сохранять внутренний

покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций и, наконец, 3) высокий уровень удовлетворенности от жизни, которая переживается

как чувство нежности, радости и любви к себе и к окружающему миру. Н.М. Амосов назвал последнее высоким Уровнем Душевного Комфорта (УДК).

Отсюда следует, что путь здоровья (т.е. путь его становления, укрепления

и улучшения) – это путь приема, накопления, сохранения, наращивания и

передачи человеком своих жизненных сил за счет использования всех возможных внутренних и наиболее простых и доступных внешних ресурсов. Это может быть природосообразное дыхание, питание, движение, комфортное общение с другими людьми, созерцание природы и бережное и разумное использование ее сил (воды, солнца, земли, снега и пр.), а также многое другое.

Таким образом, сущность валеологично проведенного урока состоит в

том, что это урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, т.е. добавляю-

щий и детям, и учителю здоровья .

А для этого дети не менее 15 % времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности: это валеопаузы, физкультминутки, двигательные дидактические игры и различные другие активные движения,

действия, перемещения детей в пространстве класса и т.п.

Следует учитывать, что физическая активность стимулирует работу мозга,

в то время как коэффициент полезного действия уставшего мозга значительно снижен.

Одной из причин усталости мозга является кислородное голодание его клеток, в результате чего у человека начинает болеть голова. У детей непроизвольно открывается рот, в результате чего, согласно исследованиям новосибирского врача К.П. Бутейко, нарушается баланс между содержанием кислорода и углекислого газа в организме, что и ведет к кислородному голоданию и, как следствие, к снижению деятельностной активности. Интересный факт установил московский врач, кандидат психологических наук, доктор медицинских наук М.Л. Лазарев: если ребенок дышит ртом, то он усваивает только 30 % воспринимаемой информации (!) . А если учесть, что большинство учащихся на уроках при самом заинтересованном слушании понимают только 70 % того, что получают, то картина становится весьма печальной. Приведенные факты показывают, что, наверное, имеет смысл «пожертвовать» временем урока, включив в него оптимально возможное количество двигательной активности детей, в пользу повышения эффективности их познавательной деятельности.

Валеологично проведенный урок должен : воспитывать, стимулировать

у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно, вызывать у

них позитивную самооценку

Очень желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей , а не хмуро сдвинутые брови и недовольно опущенные вниз уголки рта (это особенно важно для формирования у учащихся оптимистичности и жизнерадостности, так как известно, что любой человек имеет способность невольно копировать выражение лица того, на кого он смотрит, и тем самым «заражаться» его состоянием). Важно, чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика, даже если этот ответ не совсем верный , получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений.

В свете сказанного валеологический подход к уроку проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям в этом пример.

Известно, что одним из важнейших условий комфортного существования

человека в социуме является его способность к общению . Именно поэтому

развитие этой способности у детей является одной из главных задач школьного обучения и воспитания.

Общению детей на уроке способствует коллективная работа (в парах, в четверках, в восьмерках, в малых группах и всем классом) в технологии согласования (или, по-другому, в технологии развивающейся

кооперации), когда учащиеся договариваются о том, каким образом можно

создать коллективный продукт, объединив результаты индивидуальной

деятельности. В результате происходит взаимообмен знаниями, опытом,

самостоятельное творение различных способов деятельности. Здесь особенно

важны два правила, устанавливающие такие нормы поведения, общения и

взаимоотношений, следуя которым учащиеся постепенно учатся принимать мнения других, отличные от их собственных, и выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой даже противоположных позициях.

Таким образом, каждый валеологично проведенный урок обязательно

должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя .

(Физкультурные паузы на каждом уроке, направленные на коррекцию и предупреждение нарушений осанки дыхательные упражнения, точечный массаж, офтальмотренаж под музыку.)

Таким образом, валеологический подход к организации педагогического

процесса обеспечивает воспитание человека в самом высоком смысле этого

слова. Человека с большой буквы.

2.Составляющие валеологического подхода к организации учебного процесса.

Цветотерапия – лечение цветом ребёнка

Мир полон красок и света. Это нельзя не отрицать – люди счастливы тем, что могут эти цвета различать, в отличие, например, от акул и собак. Им мир видится в чёрно-белом варианте. А, помните, сколько радости приносили первые цветные телевизоры? Ведь они помогали нам разглядеть мир таким, какой он есть, в свете и красках! Магическая сила цвета – цветотерапия , ждёт нас, чтобы помочь.

Ребёнок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по природе своей более восприимчивы к многоцветью нашего мира цвет ребёнок и особо остро в нём нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических случаях. Цветотерапия зарекомендовала себя в медицине уже давно, и даже в современной косметологии используются её элементы. Это ни в коем случае не профанация. Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны – это магическая сила цвета цветотерапия .

Что нужно знать для того, чтобы начать цветотерапию? Вот основы цветотерапии . Для начала, в это просто надо поверить и самому в этом убедиться. А убедиться достаточно легко – просто обратите внимание на то, какой цвет у вашего ребёнка самый любимый. Обычно дети называют яркие цвета – красный, жёлтый. В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Голубой цвет незаменим при стрессах и излишних волнениях. Он действует на организм успокаивающе, в основном благодаря тому, что снижает кровяное давление. Так же он в силах понизить температуру и остановить распространение инфекции. Схожие эффекты достигаются и с помощью синего цвета магическая сила цвета цветотерапия : он особенно эффективен для борьбы со стрессом. Считается, что долгое созерцание синего цвета может утолить боль, к тому же, он отлично действует и на глаза в качестве успокаивающего средства.

Схожи с синим и голубым по действию и фиолетовый и сиреневый . Эти цвета вообще всегда считались основы цветотерапии цветами благородства и высшей знати. Любить такой цвет означает показывать себя высоким и интеллектуальным человеком. Однако избыток этого цвета вполне может привести к депрессии . Поэтому стоит обратить особое внимание на то, если ребёнок стремится ко всему фиолетовому или сиреневому. Возможно, он ищет не покоя, а просто, таким образом, подсознательно сигнализирует о душевном дискомфорте. Лечение синим цветом – особенно благотворное.

Зелёный цвет хорош при переутомлении и головной боли. Ему также дано стабилизировать кровяное давление и усмирять нервные срывы, бороться с хронической усталостью, правда, многие находят этот цвет скучным и вгоняющим в тоску, поэтому не переусердствуйте.

Красный цвет , словно физически излучает тепло. Он активизирует силы организма основы цветотерапии и даже лечит простуду. Некоторые, памятуя об этом, даже накрываются при простуде красными пледами. Красный цвет стимулирует сердечную активность, активизирует обмен веществ, однако с его употреблением надо быть наиболее осторожным! От долгого воздействия красного цвета человек может переутомиться и стать раздражительным.

Жёлтый цвет – цвет радости и оптимизма. Он имеет способность укреплять нервную систему и зрение. Если долго смотреть на жёлтый лечение цветом , то плохие мысли скорей покинут голову. Вы заметили, что в школах почти все кабинеты окрашены в жёлтый цвет? Именно так дизайнеры стараются пробудить больше положительных мыслей в головах усталых учеников.

Оранжевый цвет помогает улучшить пищеварение, и полезен при нарушениях в системе желудочно-кишечного тракта, он также стимулирует щитовидную железу. Диетологи отметили способность оранжевого стимулировать аппетит – это тоже можно взять на заметку.

Основы цветотерапии очень просты. А как именно лечиться цветом? Используйте тот цвет, в котором ребёнок больше всего нуждается. И помните – полезно и приносит добро всё, во что мы искренне верим!

Физкультурные паузы на уроках.

Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают положительные эмоции у обучающихся, снижают статические нагрузки.

Физкультурные минуты проводятся под руководством учителя, ведущего урок, или физорга и не должны превышать 2-х минут с использованием 3-4 упражнений. Полезнее проводить их тогда, когда у обучающихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. Время начала физкультурной минуты, паузы определяется педагогом.

Упражнения во время физкультминуты выполняются учениками сидя или стоя около парты (стола). Амплитуда движений должна быть небольшая, чтобы не мешать соседу.

Упражнения подбираются простые, доступные, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения во время урока.

Физкультурная пауза отличается от физкультурной минуты в основном своей продолжительностью и проводится на одном из уроков для учащихся старших классов или в учебных мастерских во время производственного обучения. Комплекс обычно состоит из 5-7 упражнений и выполняется в течение 3-5 минут.

Подвижные перемены помогают укреплению здоровья, активному отдыху учащихся, поддержанию их работоспособности (особенно умственной) на последующих уроках.

Подвижные перемены продолжительностью не менее 20 минут организуются, как правило, после третьего урока. В них участвуют все ученики и занятые на уроках учителя. Если нет места или погодные условия не позволяют проводить занятия на открытом воздухе, то они переносятся в помещение и проводятся в хорошо проветренных залах, коридорах или рекреациях.

Желательно, чтобы учащиеся сами выбирали упражнения и игры, умели самостоятельно их организовывать. При этом важно учитывать возрастные особенности детей и использовать материал учебной программы по физкультуре.

Примерное содержание занятий: дозированный бег и ускоренная ходьба, групповое выполнение ранее разученных комплексов физических упражнений оздоровительной направленности, в том числе ритмическая гимнастика, подвижные игры и эстафеты, перетягивание каната, спортивные танцы, элементы спортивных игр и др. Во время физкультурно-оздоровительных занятий на подвижных переменах необходимо принять все меры по предупреждению травматизма, обеспечить условия безопасности учащихся. Организуют подвижную перемену дежурные педагоги и дежурный класс.

Почему дыхательная гимнастика нужна?

«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей – сохранить ее здоровой»

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).

После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

– воздух набирать через нос;

– плечи не поднимать;

– выдох должен быть длительным и плавным;

– необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Каша кипит. Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Бегемотик. (облегченный вариант предыдущего упр.) ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Часики. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Надуй шарик. ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Трубач. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Ворона. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох – разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Курочка. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Жук. ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Петушок. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Подуй на одуванчик. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Паровозик. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Вырасти большой. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Гуси летят. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Бросим мяч. ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Обычно последнее упражнение перерастает в игру с мячом, пока кому-то (взрослому или ребенку) не надоест.

Хомячок. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Ныряльщики за жемчугом. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Подуем на…» ИП: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо – вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом. Поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой.

«Подуем на живот,

Как трубка, станет рот,

Ну, а теперь – на облака

И остановимся пока».

Дети в возрасте 3х лет могут быть в восторге от следующих дыхательных упражнений:

– Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.

– Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз.

– Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет.

Когда все приведенные выше упражнения хорошо освоены, можно их усложнять за счет введения дополнительных движений (пальчиковые упражнения, глазодвигательные и т. д.). На заключительном этапе дыхательные упражнения выполняются стоя.

Точечный массаж является одной из разновидностей рефлекторного воздействия на организм с лечебной целью. Это древнейший метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма. Пройдя через тысячелетия, он сохранил свою самобытность, устойчивость теоретических положений и точность топографического расположения точек. В настоящее время точечный массаж находит все более широкое применение, так как может применяться даже в остром периоде заболевания.

Точечный массаж — это научно обоснованный метод воздействия на органы или организм через биологически активные точки, расположенные на определенных участках тела. В физиологическом действии точечного массажа на организм важную роль играет центральная нервная система, которая оказывает регулирующее воздействие на нарушенные функции организма. Он влияет на кровоснабжение, проницаемость сосудов и обмен веществ в соответствующих внутренних органах, а также на психо-эмоциональное состояние человека. Точечный массаж обладает выраженным обезболивающим действием, особенно на детей.

1. Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М.: Рос. пед. агентство, 1996.

2. Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Рос. пед. агентство, 1997.

3. Циттель С.А. Организация педагогического общения в учебно_воспитательном

процессе: Уч._метод. пос. по теории и методике воспитания. – Магнитогорск, 1998.

4. Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. – М.: Наука,

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector