Упражнения речевые по пассову



Классификация упражнений

Большинство методистов выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в речи. Терминология при этом чрезвычайно разнообразна: первые называют языковыми, подготовительными, тренировочными, вторые – речевыми, коммуникативными, творческими. В рамках коммуникативного подхода удачными представляются следующие термины, обозначающие три существующих в практике обучения типа упражнений (Шатилов С.Ф.): подлинно-коммуникативные (естественно-коммуникативные), условно-коммуникативные (учебно-коммуникативные) и некоммуникативные. Липецкая методическая школа Е.И. Пассова считает, что для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения (УРУ), и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения (РУ) (см. схему 1).

Схема соотношения речевых навыков и умений и используемых
для их формирования упражнений (Е.И. Пассов)

Речевые упражнения в свою очередь подразделяются на условно-речевые упражнения и подлинно речевые упражнения.

К языковым упражнениям относятся:

а) грамматические («Поставьте глаголы в соответствующем лице», «Вставьте необходимые окончания прилагательных /существительных», «Раскройте скобки и поставьте глагол / сказуемое в нужную временную форму» и т.п.);

б) лексические («Выделенные слова замените синонимами», «Вставьте подходящие по смыслу слова», «Сгруппируйте слова по темам» и т.п.),

в) фонетические («Сгруппируйте слова по способу произношения», «Прочтите следующий ряд слов» и т.п.).

Многие методисты утверждают, что эти упражнения составляют «фундамент устной речи». Они видят их достоинство в том, что можно искусственно изолировать явления для их детального изучения, языковые упражнения будто бы закрепляют знания «значения, формы и употребления» какого-то явления (Пассов Е.И.).

Методическая характеристика языковых упражнений:

1. Языковые упражнения основаны на принципе применения знаний, т.е. они предполагают постоянное обращение к правилу, которое учащиеся предварительно запомнили. При их выполнении все внимание сосредотачивается на способе совершения действия, а цель действия, содержание высказывания теряются, что как раз противоречит условиям формирования навыков (Е.И. Пассов).

2. Языковые упражнения почти всегда непригодны для устного выполнения. Когда, однако, это возможно, они все же являются не «упражнениями в устной речи», а простым проговариванием, точнее, прочитыванием материала.

3. Языковые упражнения неэкономичны во времени. За урок можно обычно сделать 3-4 таких упражнений. Потребности же автоматизации больше, по крайней мере, вдвое.

4.Языковыеупражнения лишены интереса для большинства учеников: лингвистические манипуляции интересует немногих. В.Г.Костомаров остроумно заметил, что в своей массе учащиеся не лингвисты от природы и не могут наслаждаться изучением парадигм, любоваться вариантами окончаний, читать словарь вместо приключенческого романа.

5. Языковые упражнения абсолютно лишены ситуативной отнесенности. Перед говорящим стоит не речевая, а языковая, формальная задача.

Е.И. Пассов на основании выделенных характеристик делает вывод о том, что для формирования навыков говорения языковые упражнения непригодны. Языковые упражнения способны помочь осознанию формы, и поэтому Е.И. Пассов считает целесообразным их использование при обучении письму, произносительным навыкам говорения, навыкам упреждения сложных синтаксических структур (для чтения). Е.И. Пассов выделяет следующие наиболее используемые виды языковых упражнений: упражнение в переводе; трансформационные упражнения. («Сделайте следующие предложения вопросительными», «Превратите активную форму в пассивную»); подстановочные упражнения (Г.Пальмер первый стал использовать эти упражнения); вопросно-ответные упражнения.

Пример подстановочного упражнения

Принцип их действия состоит в том, что учащийся подставляет предлагаемые лексические единицы в готовую структуру. Вопросно-ответные упражнения – наиболее любимый и самый распространенный вид упражнений, что вполне заслуженно. К их достоинствам Е.И. Пассов относит, во-первых, имитацию общения, поскольку в жизни мы часто либо спрашиваем, либо отвечаем. Это значит, что при их выполнении присутствует речевая задача; во-вторых, они не только речевые по характеру, но и одновременно могут быть грамматически, лексически или фонетически направленными, т.е. могут служить усвоению конкретного материала в речевых условиях; в-третьих, они психологически просты по способу выполнения: спрашивать и отвечать – привычно; в-четвертых, они позволяют работать в быстром темпе, т.е. очень экономичны, что важно для создания качества автоматизированности.

К условно-речевым упражнениям Е.И. Пассов относит пересказ, описание, выражение отношения, оценки. При выполнении условно-речевых упражнений необходимо установки формулировать так, чтобы они выражали какой-либо один из множества стимулов, побуждающих человека высказаться в процессе реального общения. Вместо обычного «Поставьте в прошедшем времени» можно сказать: «Я буду говорить о том, что я обычно делаю, а вы поинтересуйтесь, делал ли я это раньше».

В условно-речевых упражнениях реплика говорящего задана, обусловлена, опоры имеют место, но они обладают ситуативностью, обладают речевой задачей. Тем самым создаются условия, адекватные речевым, что и позволяет формулировать навык, способный к переносу.

Е.И. Пассов выделяет 4 наиболее важных типологических признака истинно речевых упражнений (РУ):

1. РУ всегда обеспечивает наличие стратегии и тактики говорящего (пишущего, читающего, слушающего). Упр.1: Я знаю, что ты много читаешь. Какое из последних прочитанных тобой произведений ты посоветуешь мне прочесть и почему? Стратегическая задача – посоветовать – задается, но не навязывается собеседником: просьба делает задачу естественной. Упр.2: «Как вы считаете, изучение какого учебного предмета наиболее необходимо в наше время?». В данном случае стратегической задачей будет – убедить.

Читайте также:  Что будет если при физических упражнениях не дышать

2. РУ всегда актуализирует взаимоотношения участников общения.

Упр.3: «Если бы к нам в город приехала делегация из …, что бы вы показали нашим друзьям?» Данное упражнение рассчитано на чувство гордости за свой город, страну, на проявление дружеских чувств к зарубежным друзьям.

3. РУ – это всегда новая ситуация, благодаря чему обеспечивается продуктивность высказывания. Упр.4: «Расскажи своим одноклассникам о работе вашей спортивной секции»; Упр. 5: «Убеди N.стать членом вашей секции»; Упр. 6: «Убеди меня, что работа в вашей секции интересна».

В упражнении 5 сменилась задача; в упражнении 6 – адресат. Обновляя посредством установки компоненты ситуации, учитель поддерживает её новизну.

4. РУ развивает речевую активность и самостоятельность.

Речевая активность обеспечивается учетом личностных свойств учащихся и вызовом отношения к воспринятому, а самостоятельность – специальной стратегией использования убывающих опор. Таким образом, РУ есть форма общения, специально организованная таким образом, что обеспечивает управляемый выбор стратегии говорящего, актуализирует взаимоотношения участников общения, вызывает их активность и естественную мотивированность речевой деятельности, воспитывает самостоятельность и продуктивность речевого умения.

Решающее значение для речевых упражнений имеет установка. Наряду с опорами и временем она – один из важнейших факторов организации этих упражнений. Установка как речевое задание всегда формулируется на основе речевых функций. Е.И. Пассов выделяет пять обобщенных типов речевых задач.

1. Сообщение – уведомить, доложить, информировать;

2. Объяснение – охарактеризовать, показать, конкретизировать, уточнить, заострить внимание;

3. Одобрение – рекомендовать, посоветовать, подтвердить, поддержать, оправдать, похвалить, поздравить, поблагодарить;

4. Осуждение – покритиковать, опровергнуть, возразить, отрицать, пристыдить, обвинить, оспорить;

5. Убеждение – доказать, обосновать, уверить, побудить, внушить, уговорить, воодушевить, настоять.

Попыток классификации упражнений сделано немало. Часть методистов предлагает положить в основу какой-либо один критерий: степень преобразования информации (Н.И. Гез), возможность обеспечить употребление конкретных элементов языка (Б.А. Лапидус), подготовленность высказывания (Н.С. Обносов), и др. Е.И. Пассов считает, что на основе одного критерия невозможно создать нужную типологию упражнений из-за многообразия упражнений и частных целей обучения. Он предлагает иерархию критериев классификации упражнений, которая должна распространяться на обучение каждому из видов РД, т.к. каждый из них специфичен и требует собственных средств своего развития. Он выделяет исходный критерий, согласующийся с процессом становления речевого умения – цель упражнения с точки зрения этапов процесса становления речевого умения.

Виды упражнений и их основные признаки (Е.И. Пассов)

Типы Упражнений Виды Упражнений Речевая задача Ситуация Обусловленность РД Опоры
Речевые РУ/2 Не обусловлена, выбирается самим субъектом деятельности реальная Ни по форме, ни по содержанию Ни вербальных, ни иллюстративных
РУ/1 Не обусловлена, или естественно обусловлена » Частично по содержанию Частично вербальные, иллюстративные
Условно-речевые УРУ/2 обусловлена » Частично по форме и по содержанию Главным образом слуховые вербальные
УРУ/1 » условная По форме и по содержанию Вербальные (зрительные)

На этапе формирования навыка могут использоваться упражнения с условной ситуативностью. Например, упражнение на подстановку: «Представь, что тебе нужно кого-то спросить о чем-то. Как ты это сделаешь?» Е.И. Пассов относит такие упражнения к условно-речевым первого вида – УРУ/1. Тогда настоящие условно-речевые упражнения, где есть и речевая задача, и реальная ситуативность, он относит ко второму виду – УРУ/2. Упражнения, выполняемые с опорами, связанные с обусловленностью речевой деятельности и материала, он относит к речевым упражнениям первого вида, или РУ/1; упражнения, свободные от указанных факторов, – к речевым упражнениям второго вида, или РУ/2.

Источник

Основные типы и виды упражнений для обучения различным видам РД

Упражнение: его основные характеристики, структура. Проблема адекватности упражнений

Методисты с полным основанием относят проблему упражнений к числу наиболее важных вопросов методики преподавания иностранных языков.

Упражнение – это специально организованное многократное выполнение языковых (речевых) операций или действий с целью формирования или совершенствования речевых навыков и развития умений.

Рассмотрим упражнение в русле категории средств обучения, а именно как нижнюю ступеньку в их иерархии. Что позволяет им осуществлять функцию управления деятельностью учителя и учащихся и их взаимодействием?

1. Упражнение имеет конкретную направленность на обучение определенному виду РД и должно с помощью задания мотивировать учащихся.

2. В нем зафиксирована конкретная задача, соотносящаяся с ближними и дальними целями развития определенного вида РД.

3. В нем задано конкретное речевое действие (или несколько действий) и определены условия его осуществления.

4. В нем задан предмет действия: материальный – текст, подлежащий распознаванию (при чтении или аудировании), и идеальный – мысль.

5. В нем прогнозируется речевой продукт, планируемый результат и возможное использование речи в других видах деятельности: речевой и неречевой.

Тем самым упражнение предопределяет деятельность учащихся, практически моделирует ее. Оно должно апеллировать к их потребностно-мотивационной сфере, к знаниям, навыкам и умениям, обеспечивая их конкретную реализацию.

Упражнения характеризуются двумя основными признаками – целью и средством ее достижения.

Читайте также:  Упражнения от энтони роббинса

По целиэто могут быть: сообщение учащимся языковых знаний, формирование или совершенствование языковых и речевых навыков, развитие речевых умений.

Основным средством достижения ближайшей цели (задачи) являются учебные действия, к которым относятся: имитация, дифференцировка, подстановка, трансформация.

Структурная модель упражнений имеет три основных компонента: а) инструкцию, б) упражнения для усвоения материала, в) способы контроля и самоконтроля. Некоторые методисты считают, что в каждом упражнении можно выделить 2 компонента: целевой и исполнительный (с включением контроля и самоконтроля).

Целевой аспект упражнений представлен в виде инструкций, заданий, задач и т.д. Задание должно соответствовать определенным требованиям:

а) быть сформулировано так, чтобы мотивировать действия учащихся и четко поставить перед ними задачу,

б) отражать факторы предречевой ориентировки – ситуацию (кто? с кем? о чем? зачем?;

в) нацеливать на определенный речевой продукт и результат.

Основным признаком инструкции является их коммуникативная или некоммуникативная направленность.

Коммуникативная инструкция ориентирует обучающихся на смысловую сторону высказывания, например: «Выразите согласие/несогласие», «Опровергните утверждение» и т.п. Некоммуникативные (тренировочные) инструкции направляют внимание учащихся на языковую форму, на различные ее преобразования, например: « Перепишите предложения и поставьте глаголы в отрицательную форму».

Ведущее место в учебно-воспитательном процессе на уроке отводится коммуникативным заданиям, а в домашних, особенно письменных работах учащихся, – тренировочным, т.е. заданиям, направленным на осознание элементов языковой структуры.

Инструкции желательно сопровождать образцами (моделями) и/или правилами выполнения упражнений.

Второй компонент в структуре упражнений – исполнительный -включает серию действий по реализации заданий с целью овладения языковыми явлениями и/или контролю (самоконтролю) за результатом их выполнения.

Исполнительный аспект – корпус упражнения – должны составлять: а) языковой или речевой материал (ключевые слова, вопросы, текст), подлежащий преобразованию и выступающий в качестве вербальных опор; б) рисунки, схемы и т.п. невербальные опоры.

Структура каждого упражнения включает контрольную часть, содержащую приемы самоконтроля и самокоррекции.

Специфика контроля меняется в зависимости от типов упражнений. Для тренировочно-коммуникативного упражнения характерно сочетание традиционных и программированных способов контроля. К традиционным способам относятся: исправление ошибок учителем в устной речи и чтении учащихся, ошибок в диктанте и письменных работах. Тестирование – самый распространенный программированный способ.

Контроль за ходом выполнения коммуникативно-познавательных упражнений осуществляется главным образом под руководством учителя и при его непосредственном участии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что структура упражненийвыполняет важную функцию – функцию управления деятельностью обучающихся по решению конкретных задач. От правильности инструкции, удачно подобранных примеров и способов их контроля зависит успех выполнения упражнения, а в конечном итоге и научение иноязычной речи.

Что же такое адекватность упражнений?

Под адекватностью в широком смысле слова следует понимать соотнесенность качеств упражнения с содержанием намеченной цели и условиями ее достижения, т. е. способность, потенциальную возможность упражнения служить наиболее эффективным средством достижения конкретной цели в конкретных условиях.

В данном определении адекватности содержатся три компонента, составляющие содержание этого понятия. Во-первых, это какая-либо конкретная цель, которую нужно достичь посредством упражнения. Во-вторых, это качественные параметры упражнения, создающие его объективные потенции. В-третьих, это конкретные условия использования упражнения.

Первый компонент – цель – весьма многолик. Это может быть: а) навык (лексический, грамматический, произносительный), б) умение (читать, говорить, писать, понимать иноязычную речь на слух), в) качество навыка (устойчивость, гибкость и др.), г) качество умения (самостоятельность, динамичность и др.), д) механизм речевого высказывания (антиципация, комбинирование и др.), е) качество речи как процесса или продукта (скорость, выразительность, логичность и др.), ж) действие по формированию навыка (имитация, трансформация и др.).

Второй компонент – параметры упражнения – определяется составом и характером действия, которое совершает обучаемый при выполнении упражнения.

Под условиями использования понимается выполнение упражнений в классе, дома или в лингафонном кабинете; выбор упражнения с учетом этапа усвоения материала (формирование навыка, совершенствование навыка, развитие умения); под руководством преподавателя или самостоятельно; в традиционной форме или программированные.

По мнению Е. И. Пассова для каждого вида РД как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения (УРУ), и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения (РУ).

Е. И. Пассов указывает на стабильные требования к упражнениям для формирование речевых навыков, т.е. требования, которым должно отвечать любое УРУ; и варьируемые, т.е. требования, которым отвечает не любое упражнение, или отвечает им не в одинаковой степени.

К стабильным требованиям относятся:

1. Условная мотивированность речевого поступка, т.е. постановка перед обучающимися не какой-либо лингвистической задачи, а речевой: «Подтвердите мою мысль», «Поинтересуйтесь…», «Выразите сомнение в …».

2. Ситуативность упражнения, т.е. соотнесенность каждого его элемента с ситуацией общения.

3. Преимущественная направленность сознания обучающегося на цель высказывания. Форма усваивается непроизвольно (главным образом за счет ее использования или восприятия в той или иной функции).

Читайте также:  Японское дыхательное упражнение для похудения

4. Каждый элемент упражнения имитирует речевое общение.

5. Слияние трех сторон речевой деятельности. Это значит, что для учащегося не должно быть грамматических или лексических упражнений, ибо он усваивает не лексику, грамматику или фонетику раздельно, а лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи в комплексе.

6. Коммуникативная ценность фраз.

7. Обеспечение относительной безошибочности речевых действий.

8. Одноязычность упражнения.

9. Экономичность упражнения во времени. Это требование обусловлено необходимостью большого числа упражнений для автоматизации речевых единиц, с одной стороны, и ограниченностью учебного времени, с другой.

10. Достаточность однотипных фраз для усвоения образца, звука или повторений – для лексических единиц.

Назовем варьируемые требования.

1. «Сталкивание» (совмещение) изолированно усвоенных трудностей. Планомерно это осуществляется на этапе совершенствования навыков (стадия комбинирования). Данное требование чрезвычайно важно, ибо благодаря его соблюдению у навыка вырабатывается устойчивость, развивается гибкость.

2. Дифференцирование усваиваемых явлений, что требует привлечения произвольного внимания.

3. Тематическая, логическая, содержательная связность элементов упражнения.

4. Простота и краткость первых реплик.

5. Наличие заданных речевых средств.

6. Наличие указаний на действие с материалом.

Требования к упражнениям для развития речевого умения.

Представим стабильные требования.

1. Речевое упражнение (РУ) – это, прежде всего речемыслительная задача разного уровня.

2. Речевое упражнение всегда обеспечивает естественную ситуацию обучения.

3. Каждое речевое упражнение есть новая речевая ситуация.

4. Речевое упражнение обеспечивает мотивированную инициативность говорящего, т.е. вызванную не специально данной установкой, а собственным внутренним побуждением.

5. Речевое упражнение есть частный случай деятельности учащегося, ибо оно связано с общим контекстом его деятельности.

6. Речевое упражнение должно обеспечивать максимальную и постоянную комбинируемость речевого материала, что приводит к развитию качества продуктивности в речевом умении.

7. Речевое упражнение одноязычно (если это не обучение переводу).

Назовем варьируемые требования.

1. Незаданность речевых средств.

2. Незаданность содержания.

3. Направленность на преимущественное развитие того или иного качества речевого умения: синтагматичности, выразительности, логичности и т.д.

2. Типология упражнений. Разные подходы в определении исходных критериев типологии упражнений

Вопрос о типологии упражненийне является новым в методике обучения ИЯ.

Выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в речи. Терминология при этом чрезвычайно разнообразна: первые называют языковыми, подготовительными, тренировочными и т.п., вторые – речевыми, коммуникативными, творческими и т.д.

Так мы встречаем следующие типы упражнений у различных ученых: языковые и речевые (И.В.Рахманов), подготовительные к речи и собственно речевые (И.Д.Салистра), некоммуникативные и коммуникативные (Э.П.Шубин), языковые, предречевые и речевые (С.Ф.Шатилов); условно-речевые и речевые (Е.И. Пассов).

Принципиально важными являются 3 подхода к определению типов упражнений.

Первый определяет типы упражнений на основе процесса усвоения учащимся учебного материала (субъективный подход). Представителем этого подхода является И.А. Грузинская, которая делит все упражнения на опознавательные, полурепродуктивные и упражнения на самостоятельное воспроизведение. Она считает, что эти типы упражнений могут быть распространены как на изучение языкового материала, так и на формирование речевых навыков.

Второй подход определяет типы упражнений на базе вычленения каких-то компонентов в самом изучении иностранных языков (объективный подход). В.Д. Аракин,И.В. Рахманов, B.C. Цетлин делят упражнения на языковые и речевые. Ценность этой типологии в том, что она позволила разработать дифференцированные способы обучения языковым знаниям (лексика, грамматика, фонетика), и речевым навыкам и умениям (устная речь, чтение, аудирование и письмо).

Третий подход определяет типы упражнений на базе эклектического сочетания субъективных и объективных критериев. Американский методист Р.Ладо предложил следующую классификацию упражнений: 1) восприятие на слух; 2) устное повторение; 3) устная подстановка; 4) простая подстановка; 5) простая подстановка в меняющейся позиции; 6) подстановки, порождающие изменения в подставляемом элементе; 7) подстановки, связанные с изменениями в подставляемом элементе; 8) многосторонняя подстановка; 9) трансформация; 10) разговорная практика; 11) вопросно-ответные упражнения; 12) упражнения на заполнение пропусков; 13) упражнения на расширения предложений; 14) упражнение на объединение предложений; 15) сочинение.

Основные типы и виды упражнений для обучения различным видам РД

Современное состояние методики и смежных наук позволяет взять за основу типологии упражнений функции языка в процессе общения.

Язык выполняет две основные функции – коммуникативную и познавательную. На основе функций языка и их реальной сочетаемости можно определить два типа упражнений.

Первый познавательно- коммуникативные, предназначенные для формирования языкового механизма – порождения и понимания речи. При введении нового иноязычного материала на первый план выдвигается познание новых языковых явлений в лексике, грамматике, фонетике.

2-й тип – коммуникативно-познавательные строится с учетом коммуникации и познания одновременно. При синтетическом чтении, при аудировании нового текста, при беседе по просмотренному фильму имеет место сочетание обоих вариантов упражнений – коммуникации и познания.

Но при изучении иностранного языка необходим этап тренировки нового материала, когда происходит совершенствование языковых и речевых навыков. Тип упражнений, используемых на этом этапе, называется тренировочно-коммуникативный.

Дата добавления: 2015-12-10 ; просмотров: 7523 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector