Упражнения развитие навыков рациональной голосоподачи

Упражнения развитие навыков рациональной голосоподачи

Практические логопеды знают, что уже в дошкольном возрасте голос заикающихся может отличаться от нормы по своим качественным признакам.

При определении нормы голоса подразумевают достаточную его силу для речевой практики, включая динамический диапазон, высоту голоса (частота основного тона) с частотным диапазоном, соответствующим полу и возрасту.

У заикающихся нередко наблюдаются локальные напряжения мышц голосового аппарата (“зажимы”), что ухудшает характеристики голоса. Встречаются также дисфонические расстройства.

В задачу работы над голосом входит:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

3) развитие мелодических характеристик голоса.

Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период “щадящего речевого режима” или “режима молчания”. Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков.

Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник: замедление темпа речи; выравнивание послогового ритма; использование “полного стиля” произношения. В основном за счет гласных звуков возможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения.

Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности:

Занимающимся предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук “а”. Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук “посылается” вперед. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на “остаточном” выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпадали во времени.

Затем таким же образом предлагается протянуть гласный “о”. Для объяснения рациональной артикуляции гласного “о” можно использовать образ: “пинг-понговый шарик во рту”.

При произнесении гласного “у” обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при “и” — губы растянуты в улыбку, при звуке “э” — рот слегка полуоткрыт и т.д.

В развитии речевого голоса у заикающихся учитывают атаку звука и регистр голоса.

Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. При придыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на “Х-А-А-А”. При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

Заикающиеся обучаются начинать произнесение каждого гласного с “мягкой” голосоподачи, или атаки. Логопед дает образец “твердой” атаки, т.е. резкого начала гласного звука и “мягкой” атаки, или мягкого “вплывания” в звук. После чего заикающиеся упражняются в подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.

В речевом голосе принято выделять три регистра:

— грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование;

— смешанный или средний регистр;

— головной или верхний регистр, в котором преобладает головное резонирование.

При работе над голосом заикающихся учат добиваться плавного перехода из регистра в регистр.

В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.

При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О , У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

“Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д.

“Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском?”

У взрослых для ощущения звука в грудном резонаторе можно предложить произнести гласный А низким голосом, при этом ладонь приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен ощутить легкую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмального дыхания и включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют поставить голос на “опору”. Эта снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию “зажимов”.

При постановке голоса очень важно вызвать у заикающегося ощущение “открытой глотки”, которое зак

репляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена.

Использование диафрагмального дыхания, использование нижнего резонатора, ощущение “открытой глотки” и расслабленной нижней челюсти позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается работа над развитием интонационно-мелодических характеристик.

Перед заикающимися ставится задача, используя ряд гласных звуков, менять высоту голоса, придавать ему речевые интонации вопроса, ответа, удивления; передавать голосом различные эмоциональные состояния радости, печали и пр. Работа над голосом продолжается затем на материале автоматизированных рядов, слов, словосочетаний и фраз. (См. Приложение 5).

Таким образом, формирование рациональной голо-соподачи плавно переходит в развитие просодической стороны речи.

Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на одном речевом выдохе. Такое слитное произнесение обеспечивается непрерывным голосоведением. Оно должно обязательно сопровождаться интонационным модулированием голоса. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение синтагмы.

Читайте также:  Упражнение локтями до колен лежа

Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длительной и проходить на всех этапах коррекционной работы. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания. Это указывает на большое значение состояния голоса у родителей, воспитателей и, тем более, логопеда.

Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах (Н.П. Вербовая и др., 1977; М.И. Буянов, 1989; Э.М. Чарели, 1991; Л.3. Арутюнян, 1993 и др.).

Источник

Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи

Голосовая и интонационная гимнастика

Целью голосовой гимнастикиявляется развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.

Рекомендации при выполнении упражнений:

• работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом);

• не следует допускать горлового и других призвуков;

• при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.

Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса

Упражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания.

Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.

Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».

Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра).

Упражнение 5. «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).

Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.

Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием:

• Спокойно и блаженно

По аналогии в этом упражнении можно использовать фразу.

Различают три типа голосообразования (голосовой атаки).

1.Придыхательныйкогда смыканию голосовых складок предшествует прохождение воздушной струи, при этом они вовлекаются в работу постепенно и медленно, обеспечивая спокойное образования звука.

2.Твердый – плотно смыкаются голосовые складки, перекрывая дыхательные пути, давление воздуха под ними резко увеличивается, воздушная струя толчком размыкает их.

3. Мягкий – дыхание и включение в работу голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчков и придыхания, начало звука.

Упражнения для формирования навыка мягкой голосоподачи.

Проговаривать перечисленные ниже фразы и стихотворения. Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).

Источник

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА

Личным успехам многие люди во многом обязаны собственному голосу. Тембр голоса важен так же, как важен внешний вид, имидж и манеры общения. Это тот инструмент, посредствам которого мы доносим свои мысли до других людей. От наших речевых и голосовых данных зависит взаимопонимание между нами и другими людьми. Хорошо поставленный голос делает речь выразительной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, привлечь его на нашу сторону.

Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь наш голос (как и магнетический взгляд) это могущественный инструмент, с помощью которого можно очаровать или оттолкнуть человека усыпить его или напротив, расшевелить.

Когда стремишься к совершенству, когда для тебя «саморазвитие личности» и «личностный рост» не просто слова, удели внимание развитию голоса.

Пять простых упражнений для развития голоса от французского профессора вокала Филиппа-Николя Мело (автор курс «Обрести свой голос»), помогут решить основные проблемы с собственным голосом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА №1

К левому уху приложи левую руку, сделав из нее «ракушку» — это будет наушник. Правая станет микрофоном — поднеси ее ко рту.

Громко, играя со звуком, произноси разные слова и предложения, считай, пой. Ты сможешь улучшить звучание собственного голоса, когда будешь понимать, как именно его слышат окружающие.

Это упражнение следует выполнять ежедневно в течении 9 дней по 5–10 минут.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА №2

Выполняй зарядку для лица. Ее цель – передав основную работу губам и диафрагме, освободить горло. Произноси слоги «кьюу-икс»: на «кьюу» округляй губы, а «икс» произноси с широкой улыбкой.

Повтори это упражнение тридцать раз, а после, чтобы убедиться в его пользе произнеси короткую речь.

При выступлениях и длительных монологах будут меньше утомляться голосовые связки, а мышцам рта будет проще выполнять команды посылаемые мозгом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА №3

Один раз в день, по 5–10 минут громко читай любой текст, но только без согласных звуков. Например, фраза

«Упражнения для развития голоса помогут мне продвинуться вверх по карьерной лестнице»

звучать будет как

Прочитай тот же текст, но только уже без гласных. Голос, таким образом, обретет интенсивность звучания и вибрации, понимать тебя будут лучше, и при этом не будешь уставать.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА №4

Положи руки на солнечное сплетение и старайся, чтобы звуки исходили именно из области живота, произнеси любой текст. При этом надо вспомнить что-то, что в последнее время тебя очень рассердило. Выпусти гнев, широко открывая рот и четко произноси согласные.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА №5

Стоя босиком и спокойно дыша, надувай живот при каждом вдохе. Медленно переноси упор стопы с носка на пятку и обратно. Продолжи это упражнение с закрытыми глазами. Ты потеряешь равновесие, если твоя энергия будет в большей степени сконцентрирована в области головы. Не контролируй себя, расслабься и полностью сосредоточься на стопах.

Читайте также:  Схемы упражнений турник брусья

Тембр твоего голоса станет богаче, когда научишься распределять энергию и лучше чувствовать свое тело. Почувствовав результат и изменение в звучании собственного голоса, ты наверняка захочешь продолжить (можешь произнести скороговорки). В интернете довольно много сайтов посвященных развитию голоса, и ты всегда сможешь найти необходимую информацию.

Красивый голос может способствовать карьерному росту – человек, владеющий внятной речью и умением выступать публично, хорошо подходит для руководящих должностей и высоких постов.

Старайся как можно чаще таким образом выражать свои эмоции – гнев, грусть или радость. Голос станет менее официальным, более насыщенным и искренним.

Источник

Картотека игр на развитие голоса и интонационной выразительности
картотека по логопедии

Картотека будет полезна педагогам детких садов, учителям – логопедам и родителям.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_1.ppt 2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 Составители: учитель – логопед Смирнова Т.В. воспитатель Киселева Е.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 Составители: Смирнова Т.В. Киселева Е.А.

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, закрепить правильную артикуляцию гласных звуков. Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу. Педагог декламирует стихотворение, дети одновременно выполняют соответствующие движения и проговаривают гласные звуки Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на стульчиуах, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

Цель игры: развить у детей силу голоса. Ход игры. Дети вместе с педагогом становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: бубен или барабан. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова: Мы идем и топаем: «Та — та — та». Мы идем и хлопаем: «Хо — хо— хо».

Цель игры: учить детей изменять силу голоса. Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос. Речь детей с пальцами ведущей руки (методика Л.З. Арутюнян)

Цель игры: развить у детей силу голоса. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изобразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел. Можно предложить детям немного покружиться.

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса, развивать фонационный выдох Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи­нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Дети поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса, развивать фонационный выдох Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд. Поезд мчится во весь дух: — Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз: «У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса, совершенствовать Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик и вороны, кукушки и т. д.

Цель игры: развить у детей силу и плавность голосоведения Оборудование: пальчиковый театр, маски, шапочки по сказкам Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать известную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Следует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, нормализовать процесс паузирования. Ход игры. Дети становятся по кругу вместе с педагогом и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: Дождик, дождик, лей, скорей! / (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх) Хорошо меня полей!/ Хочется мне вырасти! /(встать на носочки и поднять руки вверх) И не страшно сырости!/ Речь детей с пальцами ведущей руки)

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу) Все дрожит от страха (обнять себя за плечи). Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу). Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола). (Речь детей с пальцами ведущей руки)

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, совершенствовать умение управлять темпом речи, Ход игры. Дети сидят на стульчиках и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять постепенно замедляется до медленного: Сели и поехали/ все быстрей,/ Быстрей,/ быстрей,/ Быстро съехали с горы./ Снова в гору едем мы,/ Вот на гору поднялись,/ И довольно смотрим вниз./ (Речь детей с пальцами ведущей руки)

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, нормализовать процесс паузирования, совершенствовать умение управлять темпом речи Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, а затем выполняют соответствующие движения постепенно ускоряя темп речи: Мы по кругу идем,/ (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение) Дружно песню поем./ Поскакали по дорожке,/ (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимали ножки./ Скачем, скачем: скок да скок/ (говорить очень быстро). А потом встали/ и молчок! (встать и замолчать)

Цель игры: развивать фонационное дыхание, мягкую атаку голоса, правильную артикуляцию гласных звуков Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха. Игра проводится на расслабленных мышцах артикуляционного аппарата.

Цель игры: развивать умение передавать при помощи интонации, мимики различное эмоциональное состояние. Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, или разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

Цель игры: развивать навык плавной голосоподачи (мягкую атаку голоса) Оборудование: куклы и мягкие игрушки Ход игры. Дети стоят и держат на руках игрушки. Взрослый объясняет: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а.», а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Цель игры: развить слитное голосоведение, силу голоса, формировать мягкую атаку звука Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга произносит сочетания гласных звуков на одном выдохе. Например, «ау», «ао», «аэ», «аи», а вторая тихо их повторяет.

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко. Оборудование: рисунок парохода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко. Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

Цель игры: развить у детей интонационную выразительность, силу и плавность голоса, закрепить навык правильного паузирования. Оборудование: рисунок вездехода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход: Вы сегодня что, проспали?/ И на поезд опоздали!/ Вы садитесь в вездеход./ Самый лучший вездеход./ Всюду он вас довезет./ Стихотворение следует произносить, синхронизируя речи с пальцами ведущей руки. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети произносили текст с соответствующей интонацией и маркировали конец синтагмы паузой

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector