Упражнения развитие музыкальных творческих способностей

Дидактические музыкальные игры на развитие творческих способностей
учебно-методическое пособие по теме

Игры в помощь воспитателю или музыкальному руководителю.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_muzykalnye_igry_na_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx 18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические музыкальные игры на развитие творческих способностей.

Музыкальные прятки (возраст 4-5 лет)

Цель игры: учить детей слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.

Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.

Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет.

Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальные руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию.

Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент звучит.

Цель игры: обучить ребят выполнять движения под музыку и стараться, чтобы они соотвествовали ее темпу, развивать фантазию и воображение.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры: руководитель собирает всех детей вместе и объясняет правила игры «Пузырь», которые заключаются в том, что необходимо выполнять различные действия, пока играет музыка, но остановиться, когда она прекратит звучать. И при этом нужно удерживаться от смеха, когда мимо будет проходить водящий и смешить всех своими действиями.

После этого ребята выбирают себе водящего. Это можно сделать как при помощи считалочки, так и по желанию ребят.

Когда музыка начинает играть, все дети стараются медленно или быстро (в зависимости от темпа мелодии передвигаться по игровой комнате. Нельзя забывать о том, что щеки должны быть постоянно надутыми, ведь они «пузырики».

Как только музыка прекращается, все игроки должны замереть на месте в той позе, в которой оказались, и стоять так как можно дольше, не шевелясь и не смеясь, чтобы щеки оставались надутыми.

Водящий подходит к каждому и заглядывает ему в глаза, строит рожицы, в общем, пытается рассмешить любым способом. Как только ребенок сдул щечки, т.е. «лопнул», он выходит из игры.

Побеждает тот малыш, который продержался дольше всех. Он-то и становится водящим в следующем туре.

Карусель (возраст 4-5 лет).

Цель игры: развивать чувство ритма у детей, умение передвигаться в соответствии с темпом мелодии, воспитывать эмоциональный отклик на музыку.

Оборудование: круг диаметром 50-60 см с небольшими отверстиями по краю, хорошо установленный шест высотой около 1,5 м, 2 ленточек разного цвета длиной около 1м, прикрепленных к кругу, который в свою очередь свободно вращается на шесте. Композиция должна напоминать карусели, которые будут приводить в движение сами дети. Музыкальное сопровождение.

Ход игры: воспитатель собирает детей вместе и говорит, что сегодня они будут кататься на каруселях, но сначала их нужно сделать из небольшого круга и разноцветных ленточек.

Сначала дети привязывают разноцветные ленточки за отверстия в круге. Потом круг необходимо закрепить на шесте, чтобы он мог вращаться.

Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо «кататься» на каруселях (ходит по кругу, держась за разноцветные ленточки) то быстро, то медленно в зависимости от музыки. Если в данный момент звучит медленная мелодия, то ребята медленно идут друг за другом, если заиграла музыка веселая, то все начинают передвигаться вприпрыжку, но если мелодия прекратилась, то все участники должны остановиться.

Воспитатель в процессе игры помогает ребятам сориентироваться и подсказывает, в каком темпе нужно двигаться. Такая игра развивает у детей не только чувство ритма, но и внимательность.

Цель игры6 развивать творческие способности детей, музыкальный слух, тренировать музыкальную память, обучить детей двигаться в соответствии с предложенными указаниями, не забывая о ритме.

Оборудование: магнитофонная запись мелодии, знакомой детям, или фортепианное сопровождение.

Ход игры: руководитель собирает ребят вместе и предлагает им встать в большой круг, взявшись за руки. Затем ребята начинают водить хоровод под знакомую им песню (например, «В лесу родилась елочка» или «Улыбка») и напевать ее слова.

После того как дети споют первый куплет, воспитатель говорит, что просто так ходить каждый умеет, и предлагает держаться не за руки, а за коленки своих друзей. Ребята приседают и пытаются ухватиться за колени соседей и продолжают движение, но уже в обратную сторону.

Все поют второй куплет песни.

Во время третьего куплета руководитель меняет задание: теперь необходимо держаться не за колени, а за уши своих друзей. Движение хоровода меняется в противоположную сторону. Воспитатель может предложить и следующие задания во время движения в хороводе:

  1. держаться за нос своего соседа;
  2. обнимать своего соседа за плечи;
  3. шагать на согнутых в коленях ногах, словно утята и др.

Цель игры: учить ребят выполнять те действия, о которых они поют, развивать воображение и фантазию детей, а также творческие способности.

Оборудование: рисунки, изображенные на альбомных листах (колпак, треугольник); музыкальное сопровождение.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в очень интересную игру, правила которой заключаются в том, что необходимо вместо некоторых слов в песне показывать определенные жесты.

Слова песенки следующие:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Как правило, малыши очень легко запоминают слова, но в процессе пения можно показывать картинки, подготовленные заранее.

Следующим этапом следует разучить жесты, которые потом будут заменять определенные слова. Их всего четыре:

«колпак» – ребята кладут руку себе на голову;

«мой» – подносят ладонь к своей груди;

«треугольный» – руками вырисовывают в воздухе треугольник;

«не» – машут головой в знак отрицания.

Так песня, после того как ее споют в четвертый раз, становится немой, и это очень нравится детям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз.

Использование дидактических игры способствует укреплению психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.Музыкально-дидактические игры воздействую.

Дидактические игры на развитие творческих способностей.

Роль использования музыкально-ритмических игр с дошкольниками на занятиях и в режимных моментах. Цель и задачи развития и воспитания детей при использовании музыкально-ритмических игр. Методические ре.

Презентация для музыкальных руководителей МДОУ в условиях внедрения ФГОС.

Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой и доступной игровой форме дать детям представление о музыке,о ее выразительныз возмлжностях.

Цель: Освоение и последующее применение различных вариантов творческих методов и приемов для развития музыкальных способностей дошкольников. Материал и оборудование:- разноцветные нотк.

Источник

Упражнения применяемые для развития творческого воображения на уроках музыки.

В статье рассматриваются упражнения, способствующие развитию творческого воображения и фантазии, которые можно применить на уроках музыки.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya.docx 357.89 КБ

Предварительный просмотр:

Морохай Ала Васильевна,

Учитель музыки, педагог дополнительного образования Федерального государственного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 162» г. Хабаровск – 47

Упражнения применяемые для развития творческого воображения на уроках музыки

Аннотация. В статье рассматриваются упражнения, способствующие развитию творческого воображения и фантазии, которые можно применить на уроках музыки.

Ключевые слова : школа, музыка, активизация творческого воображения, фантазия

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особом развитии. А развивается она особенно интенсивно в детском возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Изменения, произошедшие в системе образования с внедрением Федеральных Государственных стандартов второго поколения, привели к переосмыслению методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. Перед учителями и преподавателями абсолютно всех учебных дисциплин ставятся непростые задачи, так как наша роль – помочь овладеть учащимся познавательными, регулятивными, коммуникативными и т.д. навыками, которые им действительно пригодятся в жизни. Для того, чтобы полученные учениками знания, применялись не только в учебных ситуациях, важное значение имеет развитие творческого воображения и мышления.

В методике развития творческого мышления и творческих способностей учащихся существуют методы и приемы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно – психологических барьеров, а также приемы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.

Содержание методики можно разбить на два класса:

Приемы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др.

Методы второго класса позволяют получать фантастические идеи путем целенаправленного преобразования исходной ситуации.[1]

Приведенные ниже упражнения можно применить на уроке музыки для развития творческого воображения, мышления и фантазии.

Упражнение 1 . Составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова.

1. Слова: музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

2. Слова: Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

3. Слова: сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

Упражнение 2. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова.

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – причудливый, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

Упражнение 3. На исключение лишнего элемента (звена) объекта. Выберите три-четыре любых объекта, характеристики которых в чем-то сходны. Это сходство может быть выражено чем угодно: функциями этих объектов, отдельными признаками и др. Найдите как можно больше общих признаков, объединяющих эти объекты. Чем больше общих признаков – тем больше связей между ними. Выявите из трех-четырех исходных объектов два, имеющие наибольшее число общих или объединяющих признаков (связей). Остальные объекты лишние, они должны быть исключены. Целью упражнения является нахождение как можно большего количества вариантов, объединяющих сходные объекты и исключающих «лишний» объект.[1]

Пример: Даны четыре картинки с изображением музыкальных инструментов (рисунок 1):1. Труба; 2. Тромбон; 3. Валторна; 4. скрипка. Какая картинка лишняя? На всех четырех картинках изображены музыкальные инструменты. Лишняя- картинка со скрипкой, потому что она одна относится к струнно- смычковой группе инструментов, а остальные инструменты на картинках из медно – духовой группы.

1. 2 .

Рисунок 1. 1. Труба; 2. Тромбон; 3. Валторна; 4. Скрипка.

Упражнение 4 . Задача. В симфоническом оркестре есть духовые инструменты: кларнет, флейта, туба, труба.(рисунок 2) Реши задачу и выбери правильную картинку.

Кот Василий не играет ни на кларнете, ни на тубе. И кот Мурзик не умеет играть на кларнете. Бурундучок Хома не умеет играть на флейте, на которой играет мышонок Фома. На каком инструменте играет бурундучок Хома?

рисунок 2. 1. Кларнет; 2. Флейта; 3. Туба; 4. Труба.

Упражнение 5. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение.

Пример: Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование.

Упражнение 6. Определи звучащий инструмент.

Заранее раздаются карточки с изображениями музыкальных инструментов. При прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и поднимают карточку с его изображением.

Упражнение 7. Найди карточку соответствующую музыкальному образу. Заранее раздаются карточки с изображениями. Например: музыка весёлая – “солнышко улыбается”, музыка грустная – “солнышко грустит”). При прослушивании ребята поднимают нужную карточку.

Упражнение 8. Создание звуковых картин

Пример: звуковая картина «В зимнем лесу»

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» – дети равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» – хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» – пауза.

«Завыл ветер» – голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» – дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» – звучит треугольник или металлофон.

«Дятел стучит» – карандашами по столу.

Упражнение 9. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

Упражнение 10. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

Упражнение 11. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки могут писать сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также можно сочинять сказки и рассказы.

Упражнение 12. “Перевод на язык другого вида искусства”. Можно предложить несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

Ссылки на источники:

1. М. М. Зиновкина, В. В. Утёмов. Курс «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС», модуль « Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задач» 2014 г.

The music teacher, the teacher of additional education of the Federal state educational institution” secondary school № 162″ , Khabarovsk – 47
morohai73@mail.ru

Exercises used for the development of creative imagination for music lessons

Abstract. The article discusses exercises that promote the development of creative imagination and imagination that can be used for music lessons.
Keywords: school, music, promotion of creative imagination, fantasy

Источник

Читайте также:  Физические упражнение для торса
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector