Упражнения по методике триз

Картотека игровых упражнений по технологии ТРИЗ.

Наталья Кузнецова
Картотека игровых упражнений по технологии ТРИЗ.

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО МЕТОДИКЕ ТРИЗ.

Основным направлением работы с воспитанниками старшей дошкольной группы является развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания у детей. Развитие этих процессов позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности, что является необходимым условием их подготовки к школе. Использование специально отобранного развивающего материала и методов работы (основными в период подготовке к школе являются: практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования) поможет более успешно усвоить и осмыслить учебный материал. В данном направление помогают игры по методике ТРИЗ- формируют правильное понимание переносного значения слов, обогащают словарь точными названиями качеств объектов (материал, его особенности, логическим высказыванием, умозаключением.

Игровые упражнения на развитие фантазии и воображения

Ребята, представьте вы выпили неизвестную жидкость и уменьшились до размеров букашки. Затем стрекоза вас унесла в лес. Нужно вернуться домой. Но в пути вас ожидает много трудностей – где взять, чтобы защититься от ожогов и ночного холода (паутина, лепесток цветка, чем питаться (молоко тли, нектар, пыльца, мед шмеля, яйцо, где укрыться на ночь (гриб, орех, домик кузнечика, на корабле из листочка, соломинки и крыльев стрекозы?

Дети могут дать ответы на эти вопросы, а если перед ними будет плакат, изображающий всю эту систему ответы будут более развернутые.

Бывают моменты, когда хочется просто посидеть и помечтать. У меня есть волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать. Что было бы если… «Я бы хотел стать таким маленьким, чтобы залезть в спичечный коробок. Тогда бы папа взял меня с собой в командировку», «А я бы хотел стать таким большим, чтобы стать в футбольные ворота и не один мяч не пропустить», «Я хотел бы стать большим, таким, чтобы дотянуться до космоса и посмотреть, как он устроен», «Я такой большой великан, что могу …»,.

Например: Лес, в котором все-все должно быть наоборот. Попросить детей описать, как будет выглядеть такой лес. (Деревья там растут корнями вверх, а листья вниз. Листья постоянно обгрызают травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы. Низенькие деревья утопают в огромной траве. Птицы не летают, а переползают с одной травинки на другую и ловят пролетающих мимо гусениц. Цветы не пахнут, а впитывают в себя окружающие запахи – животные не могут больше ориентироваться по запаху.)

Игровые упражнение на развитие внимания и памяти.

Дети сидят за одним столом. Воспитатель называет ребятам слово (н-р «бабочка»). Следующий по кругу повторяет названное слово и добавляет к нему другое, которое относиться к данному бабочка, поляна. Третий игрокповторяет два первых и добавляет еще одно: бабочка, поляна, цветок. Все по очереди добавляют и повторяют название предметов (бабочка, поляна, цветок, нектар т. д.) В конце остается победитель, обладающий самой выдающейся памятью- гений памяти.

1 Вариант Воспитатель бросает кому-то из детей мячик, и говорит слово, например, «дом». Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (Например, «крыша» «кирпич» «окно»).

2Вариант Воспитатель по уставу может в один день производить одинаковое количество разделений и объединений. Но он запутался, и сам не может разобраться. Он просит детей помочь. Называет пары систем. Задача детей проверить, является ли вторая система частью первой – тогда это будет объединение. Если нет, то это разъединение.Например: ложка и вилка (объединение, хлеб и крошки (разделение, двери и ручка (объединение, шуба и шапка (разъединение, лужа и вода (объединение, дерево и земля (объединение, роза и шипы (объединение, ручка и стержень (объединение, .

3 Вариант У каждого ребенка свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка. Воспитатель просит объединится всех,кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе. Проявить свою принадлежность к требуемому объекту дети могут поднимая рисунок, выходя в центр, чтобы сплясать танец данного объекта или другим способом.

Игра «Теремок».Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства, спортивные снаряды и т. д. Это и будут обитатели теремка. Но не сразу. Ведь первым теремок обнаружил кто-то один, например, линейка. Она и стала хозяйкой. Но вот к теремку приближается новый участник игры, например, аккордеон. Он стучится в дверь, представляется хозяйке и просит впустить его в теремок.Но хозяйка выдвигает условие: впущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно рассматривает оба рисунка и называет похожее. (Линейка гибка, и аккордеон тоже, линейка из дерева и у аккордеона есть деревянные части, на линейке отметки с цифрами и на аккордеоне отметки в виде кнопочек, аккордеон издает звуки и линейка тоже может бренчать, и линейка и аккордеон живут в комнате у человека). Когда первого гостя впустили в теремок, приходит второй, и все повторяется сначала. Теперь можно договориться о минимальном количестве сходств, например, для разрешения войти нужно назвать пять схожих параметров.

Читайте также:  Комплекс дыхательных упражнений для хобл

Игровые упражнения на совершенствование устной речи.

Сначала познакомить с новыми словами:

Интервью- Беседа, предназначенная для передачи на телевидение, радио или газете.

Репортер- тот, кто задает вопросы.

Респондент- тот, кто отвечает на вопросы.

Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого по очереди дети говорят что-нибудь, любые фразы. Затем между детьми распределяются роли, обсуждается тема разговора. Настраивается магнитофон, репортеры задают вопросы, респонденты отвечают. Потом беседа прослушивается и обсуждается.

Варианты: воспитатель интервьюирует ребят;

Дети берут интервью у воспитателя.

Темы могут быть: поход в театр или просмотр передачи;

Обсуждение праздника; выставки рисунков; самого интересного события за неделю т. д.

Из серии «Веселые картинки» .Очень удобно использовать для развития речи «Рассказы в картинках» Н. Радлова. Дети довольно последовательно могут передать содержание смешных сюжетиков. Но у них (вообще-то, у взрослых тоже) это получается довольно лаконично. Например, мышка грызла свечу, а в дверях появился кот, мышка испугалась. Чтобы почувствовать состояние мышки, нужно себе представить, каким страшным ей видится кот. Итак, нужно создать образ страшного кота. (В дверях появился кот, глаза у которого были большие и круглые как блины, хвост длинный как веревка, а когти острые как пилы. И тут мышь действительно испугалась).

Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете- оживает! Что бы вы нарисовали?

(вымирающих животных, робота новых технологий, несуществующий объект, который выполняет любые функции т. д.)

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста. «Сенсорный уникуб» Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский Многие исследователи в области психологии и педагогики.

Источник

Игры и упражнения по методике ТРИЗ Г.С АЛЬТШУЛЛЕРА
картотека по теме

Игры и упражнения по методике

ТРИЗ Г.С АЛЬТШУЛЛЕРА

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_uprazhneniya_po_metodike.docx 223.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по методике

ТРИЗ Г.С АЛЬТШУЛЛЕРА

Автор: Щербинина Светлана Николаевна

/воспитатель высшей категории/

Упражнения на раскрытие функций предмета

1. «Что умеет делать?» . Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?

2. «Мои друзья» . Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.

– Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.

Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.

Упражнения на нахождение путей развития ситуации

1. «Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:

– Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).

– Было зёрнышком, а стало…(деревом)

– Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.

– Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?

Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.

2. «Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

Упражнения на выявления связей между объектами и их ресурсов

1. «Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи)

Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить?

Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д.

2. «Коллаж из сказок»

В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет…

Затем сказка продолжается совместно с ребёнком.

3. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.

4. «Аукцион». На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

– Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

Заниматься по методике ТРИЗ лучше с группой детей. Так они будут учиться и друг у друга. Но и выполнение заданий только с мамой способствует развитию нестандартного, творческого мышления.

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.

Функциональное назначение объектов.

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо карусель,

Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

Я – лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню».

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит.д.

«Салат из сказок».

Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.

Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д.

С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.

Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».

Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.

Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».

Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.

Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».

Дети: «Не жёлтая, а Красная!».

Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»

Дети: «Не папа, а мама!»

1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»

НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам»

Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

«Сочинение сказок с предметами – заместителями».

Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.

Кто быстрее плавает

Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кт доплывёт до острова?

Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

Что едят крокодилы на северном полюсе?

Что является второй подушкой для щеки?

Кто громче замычит: петух или корова?

Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).

Как лучше сорвать арбуз с дерева?

Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

Когда собака бывает в конуре без головы?

Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик.

Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?

Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?

« Предложи выход из ситуации»

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?

«Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».

«Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца ».

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только ” да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить – разрушать выход – вход. )

Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик.

Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?

Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?

« Предложи выход из ситуации»

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?

«Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».

«Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца ».

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только ” да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить – разрушать выход – вход. )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по методике ТРИЗ.

Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в своей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти.

Конспект игры по методике ТРИЗ “Найди и опиши&quot.

Материал для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста.

представлены различные дидактические игры для старшего дошкольного возраста по методике ТРИЗ.

ТРИЗ Г. С. Альтшуллера.

Триз – теория решения изобретательных задач) помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчив.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector