Игры на развитие вербальных средств общения
Анастасия Сергеевна
Игры на развитие вербальных средств общения
Игры на развитие вербальных средств общения.
1. Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.Количество играющих: 3 и более человек.
Необходимые приспособления: стул.
Ход игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым». Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы,правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
3. Старенькая бабушка
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.Количество играющих: 8-10 человек.
Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.
Ход игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей, и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы. В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.
Цель: развитие коммуникативных навыков.Количество играющих: группа детей.Необходимые приспособления: клубок ниток.
Ход игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ход игры: Ребенок выходит вперед и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, И вот все вышли на старт. 5,4,3,2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
Коммуникативные игры, как одно из средств создания позитивного микроклимата в процессе реабилитации детей с ОВЗ «Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир.
Технология волонтерства как одна из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста «Технология волонтерства, как одна из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста» Модернизация образования требует.
Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы 1. “До свидания – здравствуй” (2-3 года). Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить,.
Игры на развитие эмоциональной волевой сферы общения Игры на развитие эмоциональной волевой сферы, общения. Игры на выражение внимания, интереса и сосредоточения 1. «Лисичка подслушивает».
Мастер-класс для педагогов «Развитие невербального общения в дошкольном возрасте в процессе игры» Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в овладении эффективными способами невербального общения. Задачи: — продемонстрировать.
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через использование средств театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко» Перспективный план работы по самообразованию.
Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии СТАТЬЯ «Развитие эмоциональной-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии». Многие годы.
Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Филиппова Елена Владимировна ТОГБУЦентр по оказанию психолого-педагогических.
Влияние общения на развитие речи ребенка от 0 до 3 лет Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми.
Тренинг «Вербальные и невербальные средства общения»
1. Упражнение «Невербальный подарок» (развитие навыков невербальной коммуникации)
Все стоят в кругу. Пусть каждый из вас сделает подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы сосед понял, что вы ему подарили. Тот кто получает должен понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.
2. «Метафора общения»
Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то место, откуда он начал свой путь.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый, голодный, присел, чтобы обдумать, какую из них выбрать. Когда он размышлял, то увидел, что к нему приближается другой путешественник. Он крикнул: «вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Затем они сели рядом и стали рассказывать, что произошло с каждым из них. После разговора им стало ясно, что они прошли уже большую часть тропинок, а также, что они могут помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми прошел каждый из них. Скоро они уже смеялись над своими приключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Как вы думаете, о чем эта история? (общение)
Наша жизнь похожа на лес. Иногда мы теряемся, не знаем, что делать, злимся, ссоримся, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом с теми, кто идет вместе с нами, с теми, кто нас окружает, то путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и сообща мы сможем находить лучшие пути.
3. Oб общении (теоретический блок)
O трех взаимосвязанных сторонах общения
В процессе совместной деятельности люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и устанавливают различные связи, взаимодействия. Поэтому в процессе общения выделяются три взаимосвязанных стороны:
- Перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка в общении)
- Интерактивная (регулирование взаимодействия собеседников)
- Коммуникативная (передача информации)
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между участниками совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми в процессе общения и в обмене в процессе речи не только словами, знаниями и идеями, но и действиями, поступками. Например, производя расчет у кассы магазина, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру деньги за покупку, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу. Так выполняются совместные действия рабочими конвейра на производстве, так взаимодействуют танцоры и члены спортивных команд и т.д.
Перцептивная сторона общения предполагает восприятие людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания между ними.
Каким образом, вступая в процесс общения, мы можем обмениваться информацией? Любое общение между людьми (процесс коммуникации) осуществляется по двум основным каналам общения:
- речевому (вербальному или словесному) и
- неречевому (невербальному, несловесному). В начале занятия мы с вами приветствовали друг друга с помощью невербальных средств общения.
Содержание информации передается нами главным образом с помощью языка, то есть в словесной форме, ведь общаясь между собой, люди используют речь как одно из важнейших средств общения. В речевом обращении важно умение говорить красиво, убедительно, ярко. Недаром существует такое понятие – «ораторское искусство». Об этом мы будем говорить на следующих занятиях.
Немаловажное значение в общение играют: мимика (положение и движение частей лица); пантомимика (положение и движение частей тела); зрительный контакт.. Очень важно уметь использовать вербальные и невербальные средства общения, грамотно сочетать их в общении.
4. Упражнение «Всеобщее внимание» (развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения; формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.)
Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.
Обсуждение итогов: кому удалось привлечь внимание других и за счет каких средств? Какое средство общения наиболее важно при организации процесса коммуникации?
5. Упражнение «Фигуры»
У одного игрока рисунок с геометрическими фигурами (примерно 6-8 фигур: овал, ромб, трапеция, квадрат, треугольник…, нарисованными на нелинованном листке). Игрок, не показывая своего рисунка, должен объяснить всем, где что нарисовано, чтобы каждый на своем листке нарисовал то же самое. Затем сравниваются рисунки. По окончании объясняющему надо поделиться своими впечатлениями о том, что происходило. Сложно ли было объяснять только с помощью речи? НЕ было ли желания использовать мимику и жесты?
В следующем упражнении мы с вами будем использовать только мимику и жесты.
6. Упражнение «Картина»
Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу), где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания), далее первый рисует один из элементов.
Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.Д., пока все не примут участия в рисовании картины.
Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? НЕ было ли желания использовать еще и речь?
7. Подведение итогов.
Упражнение «Клубок». Все стоят к кругу. Каждый участник держа в руках клубок, говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая тема, Какие выводы вы сделали из нашего сегодняшнего занятия.
Упражнения для вербальных средств общения
8. Игра „Найди по инструкции». Работа в парах. Один партнер закрывает глаза и по инструкции, данной вторым партнером, должен найти спрятанный предмет. Инструкцию можно давать только вербально. Затем партнеры меняются ролями.
„Обратная связь.» Работа в парах. Группа разбивается на пары по желанию. Каждый в паре по очереди должен сказать своему партнеру: «Мне в тебе не нравится …» (1 раз). «Мне в тебе нравится …» (3 раза). В конце упражнения — рефлексия.
„Настойчивость—сопротивление». Работа в парах. „Настаивающий» выдвигает требование (прийти домой в 10 часов), „сопротивляющийся» выдвигает причину, почему это требование не может быть выполнено. „Настаивающий» должен отвечать различными убедительными доводами. „Сопротивляющийся» должен найти все возможные доводы, поддерживающие ответ „нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение закончено, если „сопротивляющийся» скажет: „Ты меня убедил», или „настаивающий»: «Мне надоело тебя убеждать». Смена ролей.
12. „Запрещение повелительного наклонения». Один из участников предлагает другому ряд высказываний, содержащих глаголы в повелительном наклонении. Например: „Иди к доске» или „Иди в магазин». Другой должен тот же смысл выразить другими словами: „К доске пойдет», „Не пора ли обедать».
При обсуждении обратить внимание на то, как выбор той или иной грамматической формы влияет на изменение переживаний, чувств, эмоциональных состояний.
13. «Запрещение „нет» и „не»». Один из участников задает другому вопрос, на который нельзя ответить утвердительно, или делает заведомо невыполнимое предложение. Другой должен выразить свое несогласие таким образом, чтобы не произнести частицу „не» или слово „нет» (например: «Не мог бы ты сейчас залезть на стол и прокукарекать?» — «Боюсь, что это шокирует присутствующих») .
Данную работу можно выполнять в парах, партнеры меняются ролями, либо по кругу по очереди. Если работа в парах, каждый предлагает 4—5 вариантов.
14. „Формулировка вопросов, на которые можно дать лишь утвердительный ответ». После непродолжительной подготовительной работы каждый задает партнеру ряд вопросов, на которые тот отвечает. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы ответить можно было лишь утвердительно (например: «Ты, конечно, хочешь закончить поскорее этот неприятный разговор?»). Отвечающий не должен давать искусственно неадекватных отрицательных ответов.
По окончании парной работы проводится коллективное обсуждение. Каждая пара сообщает о наиболее удавшихся вариантах. Отвечающие делятся своими переживаниями (рефлексия).
15. „Лабиринт». Всем членам группы предлагается занять удобное положение в креслах, закрыть глаза и:
а) представить себе лабиринт (рассказать о том, что увидели);
б) услышать звуки в лабиринте (поделиться своими впечатлениями) ;
в) почувствовать себя в лабиринте (рассказать об ощущениях);
г) увидеть, услышать и почувствовать эту ситуацию. Рефлексия: обратить внимание на разницу в полноте образов.
16. „Горячий стул». В центре комнаты стоит стул. Каждый поочереди занимает этот стул. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится…», затем: «Мне в тебе нравится…» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе работы в группе. Следует избегать определений „хорошо», „плохо».
После того как все выскажутся, участник, занимавший „горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.
Обратить внимание на то, что решение человека сесть на этот стул означает принятие им спокойно, без обид всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.
17. „Тренировка обратной связи». Работа в парах. Один выполняет роль слушающего, другой — говорящего. Слушающий должен содержание сказанного ему повторить своими словами так, чтобы говорящий был полностью удовлетворен. Не должно быть собственного толкования. Для этого хорошо брать положительные или отрицательные качества партнеров по общению с дальнейшим описанием результатов влияния этих качеств на слушающего. (Например: «Меня раздражают твои бесконечные возражения. О чем бы тебя ни попросил, ты всегда сначала отказываешься, делаешь не сразу». Пересказ: «Ты говоришь, что тебя раздражает, что я отстаиваю свои права». „Возражения» заменены на „отстаивание прав», что искажает смысл фразы.)
Упражнение считается законченным, когда оба придут к согласию. Партнеры меняются ролями.
18. „Знакомство» (представление себя). Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Каждый рассказывает только то, что посчитает нужным.
19. „Интервью». Каждому по очереди задают вопросы. Отвечающий сам решает, на какие вопросы он будет отвечать, на какие — нет. Отвечать можно с разной степенью откровенности,
искренности, можно отвечать от какого-либо вымышленного лица.
В ходе работы обращать внимание спрашивающих на использование имен, визуальный контакт, оформление вопросов, предоставление возможности отвечающему дать свой собственный ответ. Ведущий группы (преподаватель) участвует в этом упражнении на общих основаниях. Он может задавать вопросы, должен побывать в роли отвечающего на вопросы.
По окончании упражнения — рефлексия. Отметить сложность выбора вопроса, его формулирования, всегда ли ответ воспринимался как ответ на поставленный вопрос. С чем это может быть связано? Данное упражнение может проводиться в разных вариантах:
— отвечающий своего места не меняет, сидит там, где всегда;
— стул, на котором сидит отвечающий на вопросы, стоит в середине круга. Лучше, чтобы за спиной у отвечающего никого не было.
20. „Определение модальностей1″. Каждому участнику группы дается иллюстративный материал (лучше репродукции пейзажей), предлагается составить и записать по нему рассказ. Затем несколько рассказов зачитываются.
По используемым предикатам определяются ведущие модальности. Дается понятие модальности, предиката. Составляется небольшой словарь предикатов (визуального, кинестетического, аудиального типов). Далее предлагается, разбившись на пары, по данной же картине составить рассказ-описание, используя предикаты не своей модальности, т. е. поговорить не на своем языке.
Рефлексия: Попробуйте определить, когда было легче подобрать слова? С чем это может быть связано?
21. Предложить участникам по желанию рассказать какой-нибудь случай из своей жизни (можно случай придумать). После рассказа проанализировать жесты, позы рассказчика, попытавшись соотнести это с ранее полученными знаниями о модальностях.
22. Разыграть с участниками сценки из жизни (ожидание транспорта, разговор в транспорте, встреча давно не видевшихся друзей и т. п.), проанализировать в свете знаний о модальностях.
23. „Модальность». Вариант вводной беседы педагога-психолога: Вы — старшеклассники. Какие слова вы чаще всего слышите в школе и дома? От учителей и от родителей вы слышите примерно следующее: «Ты должен хорошо учится!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…».
Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), — в модальности возможного. Ребята понимают, что они „не могут ничего», для них — одни запреты, а взрослые — „могут все», у них — полная свобода действий.
Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов.
1 Здесь и далее термин „модальность» используется в значении, принятом в нейро-лингвистическом программировании (НЛП).
Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не „вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся!
Как необходимо говорить
Ты должен хорошо учиться!
Ты должен думать о будущем!
Ты должен уважать старших!
Ты должен слушаться учителей и родителей!
Я уверен, что ты можешь хорошо учиться.
Интересно, каким человеком ты хотел бы стать?
Какую профессию планируешь выбрать?
Ты знаешь: уважение к старшим — это элемент общей культуры человека.
А теперь поупражняйтесь самостоятельно!
Слева даны типичные фразы, которые родители и учителя часто говорят подросткам и юношам. Справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
«Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»
«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
Примечание. Такое упражнение может быть использовано во взаимодействии с педагогическим коллективом при анализе отношений учитель — ученик.
24. „Ассоциативный ряд со словом „конфликт».
Инструкция ведущего звучит примерно так: «…Сегодня мы с вами занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте с кем-нибудь, тем, кто не знает, не представляет себе, что это такое — конфликт… Никто из нас не встал. Все мы были в конфликтах и легко можем представить себе, что чувствует человек, находясь в этой непростой ситуации.
Давайте попробуем выразить эти чувства. Сейчас тот, кто получит этот мячик (ручку, игрушку — предмет для эстафеты), попробует подобрать предмет живой или неживой природы, который ассоциируется со словом „конфликт».
Итак, на что же „похож» конфликт?»… (Передача эстафеты — ответы учащихся.)