Упражнения для учащихся смг

Комплексы упражнений для спецгрупп
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Скачать:

Вложение Размер
уражнения для спецгрупп 79 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений с обручами.№1

1. И. П. – стать прямо, ступни ног поставить параллельно, а обруч опустить вниз. Поднять обруч, держать его перед собой двумя руками. Опустить обруч в И. П. – 6- 8 раз.

2. И. П. – стать прямо, ступни ног поставить параллельно, обруч опустить (держать его хватом изнутри) – поднять обруч вверх, опустить за спину. Снова поднять вверх и опустить вниз, поставив обруч на пол перед собой – 6 – 8 раз.

3. И. П. – стать прямо, ноги вместе, обруч держать перед собой – Перебирая пальцами, поворачивать обруч в руках влево, а затем вправо.

4. И. П. – стать прямо, ноги слегка расставить, обруч повесить на предплечье одной руки – Раскачивать обруч на руке перед собой или сбоку; вращать обруч на предплечье или на кисти руки.

5. И. П. – стать прямо, ноги вместе, обруч поставить ободом на пол, придерживая его сверху рукой – Вращать обруч пальцами одной руки вокруг вертикальной оси (как «юлу»), затем выпустить его и поймать двумя руками, не допуская его падения.

6. И. П. – стать прямо, ноги вместе, руки согнуть в локтях, обруч держать у груди – Повернуть вправо, вытянуть руки вперед; стать прямо, согнуть руки.

7. И. П. – стать прямо, ноги широко расставить, обруч опустить вниз перед собой – Наклониться вперед и, не сгибая колен, положить обруч на пол; выпрямиться. Наклониться вперед, взять обруч, выпрямиться.

8. И. П. – стать прямо, ноги слегка расставить, обруч повесить на шею, руки опустить – Наклониться и, согнув колени, поставить обруч ободом на пол. Придерживая обруч руками, вынуть из него голову. Встать, выпрямится, обруч опустить вниз.

9. И. П. – стать прямо, ноги слегка расставить, обруч держать в опущенных руках в горизонтальной плоскости – Высоко поднимая колени, перешагнуть поочередно обеими ногами через обод обруча вперед, выпрямиться. Высоко поднимая колени, перешагнуть поочередно обеими ногами через обод обруча назад, выпрямиться. Обруч все время держать в руках.

10. И. П. – стать прямо, поставить ступни ног параллельно, обруч в опущенных руках держать за спиной – Отвести обруч назад, прогнуться. Опустить обруч.

11. И. П. – то же – поднять обруч вверх и коснуться ободом затылка. Опустить обруч.

12. И. П. – стать в обруч, лежавший на полу, руки опустить – присесть взять обруч двумя руками, встать, поднять его над головой. Снова присесть, положить обруч на пол, встать.

13. И. П. – сесть, ноги вытянуть, обруч держать в руках – Наклониться зацепить обручем носки ног и приподнять ноги от пола. Опустить ноги на пол.

14. И. П. – лечь на живот, обруч держать в вытянутых руках за спиной – Зацепить обручем носки ног, приподнять ноги от пола, прогнуться.

Упражнения с мячом (б/б; в/б) № 2

1. Дети без мячей встают в круг и передвигаются приставным шагом в сторону, указанную учителем (на 1 – 8 счетов). Учитель часто меняет направление движения.

2. Бросок мяча вниз и ловля его после отскока – 10 раз.

3. Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками – 10 раз.

4. Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока о т пола или на лету – 10 раз.

5. а) Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом – 1 – 3 класс.

б) Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками – 10 раз.

6. Подбрасывание мяча и ловля его двумя руками при ходьбе – 10 12 раз.

7. Передача мяча по кругу вправо (влево) – произвольным способом, в шеренге.

8. Ведение мяча вокруг себя.

9. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и его ловля – 10 раз.

10. Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны.

11. удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот (по 15 раз).

Комплекс оздоровительной гимнастики№3

  1. Ходьба с высоким подниманием колена, затем с подтягиванием руками ноги к груди.
  2. И.п. – стоя ноги врозь, наклониться вперед, прогнуться, руки вперед, вернуться в И.п. (10 – 12 раз).
  3. И.п. – стоя приседание, руки поднять через стороны вверх (16 – 20 раз).
  4. И.п. – стоя ноги врозь, руки на поясе, круговые вращения тазом (6 – 8 раз, в каждом направлении).
  5. И.п. – стоя руки вперед – в стороны, махи ногой впе ред – назад, правой ногой коснуться левой кисти, тоже – другой ногой 6 – 8 раз.
  6. И.п. – стоя ноги широко разведены в стороны, руки на поясе, поворот вправо, вернуться в И.п., поворот влево (8 – 10 раз).

7. И.п. – сидя на полу, упор руками сзади, сделать перекат назад, вернуться в И.п., наклониться вперед и разогнуться (10 – 16 раз).

8. И.п. – лежа на спине, поднять ноги, развести в стороны, выполнить перекрестное движение 12—15 раз.

9. И.п. – лежа на спине, сделать стойку на лопатках (3 – 5 с), затем носками коснуться пола за головой, выпрямиться, опустить ноги (12 – 16 раз)

  1. И.п. – сидя упор руками сзади, мах ногой вперед -вверх, одновременно приподнять таз, каждой ногой (8-12 раз).

11. И.п. – лежа на спине, упор на локти. Прогнуться в грудном отделе позвоночника (таз не поднимать), вернуться в И.п. (10 – 12 раз).

  1. И.п. – лежа на полу, ноги согнуты, стопы на полу, опираясь стопами, поднять таз, вернуться в И.п. (12- 16 рая)
  2. И.п. – лежа на полу, ноги разведены. Соединять колени, оказывая сопротивление кистями (12 – 16 раз).
  3. И.п. – на четвереньках, опустив голову и подтянуть живот, выгнуть спину, поднять голову, прогнуться в грудном отделе позвоночника, расслабить мышцы живота.
  4. И.п. – то же, мах ногой назад, прогнуться, затем согнуть ногу, сесть на пятки (6- 8 раз).
  5. И.п. – стоя подскоки на месте, чередовать прыжки с о опорой на двух ногах и на одной, свободную ногу бросать вперед или в сторону 20 -30 с. Повторить 3 раза
  6. Ходьба на месте (15 – 20 с).
  7. Расслабить мышцы ног (10 – 15 с).
  8. Сделать неглубокий вдох и не выдыхая выпячивать, втягивать живот (4 -6 раз).

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.№4

1. И. П. – сидя на стуле, правую ногу вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. Вернуться в И. П. – 8 -10 раз каждой ногой.

2. То же стоя. – 8 – 10 раз.

3. И. П. – стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки. Вернуться в И. П. – 6 – 8 раз.

4. И. П. – стоя на наружных сводах стоп, полуприсед – 6 -8 раз.

5. И. П. – руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30 – 60 сек.).

6. И. П. – О. С. с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху. Вернуться в И. П. – 10 – 15 раз.

7. И. П. – стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны. Присед на всей ступне. Вернуться в И. П. – 6 -8 раз.

8. И. П. – стоя, правая нога (левая) перед носком левой (правой) (след в след), подняться на носки. Вернуться в И. П. – 8 – 10 раз.

9. И. П. – стоя на носках, руки на пояс (стопы параллельно). Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь – 8 – 10 раз.

10. И. П. – стоя на носках, повернуть пятки кнаружи. Вернуться в И. П. – 8 – 10 раз.

11. И. П. – стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы – 8 – 10 раз.

12. Ходьба в полуприседе. – 30 – 40 сек.

13. И. П. – стоя, поднять левую (правую0 ногу – разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. – 10 -12 раз каждой ногой.

14. И. П. – стоя. Круговые движения стопой.

15. И. П. – стоя (под стопой теннисный мяч). Подкатывние мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.

Максимально допустимое значение частоты пульса

у учащихся при проведении учебной работы

  1. Переменная ходьба на лыжах 160
  2. Игра на площадке в баскетбол (10—15 мин) 180
  3. Бег равномерный (3 мин) 160

4. Бег равномерный (2 мин) в конце занятий 166

  1. Бег равномерный (2 мин), темп 150 м/мин 166
  2. Эстафета (бег 3×30) 158
  3. Бег семенящий с высоким подниманием

голени (9X20) 150

8. Бег с ускорением (3×20) 150

9. Комплекс общеразвивающих упражнений

в движении (10 упр.) 160

10. Прыжки в длину с места (10 раз) 158

11. Прыжки боком вперед по 30 с 150

  1. Броски набивного мяча на дальность (40 раз) 143
  2. Бег с ускорением (2^20) 146
  3. Бег равномерный (2 мин) 136—147
  4. Ходьба на носках, на внешней, внутренней

стороне стопы, 1 мин бегом 146—170

16. Приседание на одной ноге(5 раз на каждой) 150—166

17. Подскоки на месте (2 с) 130—166

  1. Комплекс упражнений на месте(11 упр.) 130—160

19. Приседание на одной ноге,ноги расставлены (10 раз) 150—162

20. Бег с ускорениями (1×20) 133—176

  1. Комплекс силовых упражнений: 1 — на брюшной пресс,

2 — отжимание, 3 — на мышцы спины, пистолет» — 10 раз 140—170

22. Взмахом ноги достать ладонь 10—12 раз 125—170

  1. Ходьба, высоко поднимая ноги (20 с) 125—162
  1. Сгибание и разгибание рук в упоре

лежа (6—20 раз) 125—162

25. Поднимание ног сидя, упор сзади(10—20 раз) – 113—158

  1. Прыжки в длину с места (3 раза) 130
  2. Наклон вперед во время ходьбы

и на месте (20—30 с) 120—176

  1. 20 приседаний за 40 с 111—150
  2. Броски набивного мяча на дальность (3 раза) 111—162

30. Поднимание верхней части туловища лежа
на скамье лицом вниз, ноги закреплены

Источник

ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ, ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
учебно-методический материал по физкультуре по теме

В работе предлагаются разработки занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Скачать:

Вложение Размер
problema.doc 155.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ,

ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Четыркин Константин Васильевич

– учитель физической культуры и ОБЖ.

Проблема, над которой я работаю, это «Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»

Дети по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную.

Комплектование СМГ (специальной медицинской группы) имеет ряд особенностей. Оно должно проводиться к каждому новому учебному году на основе учета возраста, показателей физической подготовленности, степени выраженности патологического процесса. Списки групп составляются к концу учебного года по данным медицинских осмотров, проведенных в апреле-мае текущего года, визируются школьными врачами и печатями детских лечебно-профилактических учреждений. Наполняемость группы составляет 8-10 человек.

При комплектовании контингента СМГ выделяю 2 подгруппы:

Подгруппа А: дети, которые имеют отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, позволяющие надеяться на перевод их в основную (подготовительную) группу в течение нескольких лет занятий.

Подгруппа Б: дети, имеющие органические, труднообратимые изменения в состоянии органов и систем, для данной категории детей главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу А.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ – дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. Это построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом -менее. Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС), дети, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, становятся на левый фланг. Такой же принцип осуществляется при проведении эстафет и игр.

Основной формой физического воспитания, занимающихся в СМГ, являются уроки оздоровительной гимнастики (ОГ), проводимые 2-3 раза в неделю по 30-40 минут. Включаются они в расписание 6-м уроком .

Занятия (уроки) должны быть построены и выдержацы по схеме: подготовительная, основная, заключительная части. Построение занятий СМГ не отличается от обычных уроков физического воспитания, но имеет свои принципиальные особенности.

Подготовительная часть длится 7-12 минут и состоит из общераз-вивающих гимнастических упражнений, проводимых в медленном и среднем темпе и чередующихся с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно, путем выполнения упражнений для различных мышечных групп и увеличения числа повторений каждого движения.

Упражнения выполняются из исходных положений – стоя, сидя. Не следует давать много новых упражнений, поскольку это затрудняет период врабатывания.

Основная часть продолжается 15-23 минуты, предусматривает развитие адаптивных возможностей организма детей, овладение ими спортивно-прикладными двигательными навыками и развитие физических качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости. Уровень физической нагрузки важно повышать своевременно, чтобы не упустить наиболее благоприятный период – середину учебного года. Характер нагрузок должен быть универсальным. Нерационально, например, наращивать силу детей в ущерб развитию быстроты, ловкости, координации движений.

В заключительной части занятия ОГ (3-5 мин.) даются упражнения, восстанавливающие организм после интенсивной физической нагрузки: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и внимание. Подводя итоги занятий, преподаватель должен дать детям индивидуальные задания на дом.

Построение занятий проводится с учетом возрастных особенностей детей. Чаще в школьной программе приходится довольствоваться созданием 3-х возрастных групп.

Глава 1. Примерное содержание урока (занятия) по физической культуре со школьниками 1-4 классов в специальной медицинской группе.

Подготовительная часть: построение, объяснение задач урока, подсчет пульса и частоты дыхания, уточнение самочувствия, медленная ходьба с изменением направления движения, ходьба в полуприседе и приседе.

Упражнение 1. «Кролики и великаны». Исходное положение -о.с. 1-2 полуприсед , 3-4 – встать, подняться на носки, руки вверх. Выполнять 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение – руки на поясе, 1 – руки вперед, 2- руки вверх, 3- руки в стороны, 4 – исходное положение. Повторять 6-8 раз.

Упражнение 3. «Часы». Исходное положение — руки на поясе, наклоны в стороны на каждый счет с речитативом: «Тик-так, так-так, целый день вот так». Повторять 12 раз.

Упражнение 4. Исходное положение – о.с. 1- поднять левую ногу, согнуть в колене и сделать хлопок под ней, 2 – исходное положение, 3, 4 – то же с хлопком под правой ногой. Повторять 10-12 раз.

Упражнение 5. «Боксеры». Исходное положение – руки согнуты в локтях, 1- наклон вперед, 2 – исходное положение, 3- наклон назад, 4- исходное положение. Повторять 6-8 раз.

Упражнение 6. Исходное положение – руки на поясе, 1- наклон вперед, 2- исходное положение, 3- наклон назад, 4- исходное положение. Повторять 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение – руки на поясе. 1- шаг правой в сторону, 2- подняться на носки, руки вверх, 3-опуститься на всю ступню, руки на поясе, 4- исходное положение, 5-8 – то же шагом левой. Повторять 4-6 раз.

Упражнение 8. «Море волнуется». Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки вверх, кисти опущены, 1- встать на пятки, кисти вверх, 2-встать на носки, кисти вниз. Повторять 6-8 раз. Медленная, спокойная ходьба.

Основная часть: выполнение каждым занимающимся индивидуального комплекса гимнастических упражнений, рекомендованного при конкретном заболевании. Простые упражнения на гимнастической стенке, спокойная ходьба, дыхательные упражнения, метание малых мячей на меткость и дальность.

– «Перемена мест» (ловкость).

– «Белые медведи» (ловкость, выносливость). Спортивные игры.

Заключительная часть: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, подсчет пульса, частоты дыхания, подведение итогов урока, задание на дом, организованный уход с места занятий.

Глава 2. Примерное содержание урока (занятия) по физической культуре со школьниками 5-7 классов в специальной медгруппе.

Подготовительная часть: то же, что и с 1-4 классами, только необходимо добавить упражнения с гимнастической палкой, сочетая упражнения с дыханием, прыжками, наклонами назад, вперед, в сторону, ОФП с равновесиями, наклонами вперед, наклонами вперед с доставанием ладонями пола. Заканчивать упражнениями на дыхание и спокойной ходьбой.

Основная часть: выполнение индивидуального комплекса гимнастических упражнений, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, ходьба на месте и в движении на носках, руки в стороны, удерживания на голове груза (мешочек с песком), спортивные игры (баскетбол, волейбол и др.).

1. «Удочка» (ловкость). Преподаватель в центре круга на высоте голени крутит веревку, через которую играющие перепрыгивают.

2. «Мяч ловцу». На разных сторонах площадки чертятся 2 круга, в которых находятся ловцы. Игроки команд, передавая мяч друг другу, стараются передать его своим ловцам.

3. Эстафета «Увернись от мяча». Играют 3 команды, которые располагаются по краям и в середине площадки. Игроки крайних команд стараются волейбольным мячом попасть в игроков средней команды.

Заключительная часть: спокойная ходьба с выполнением дыхательных упражнений, построение, подсчет пульса, частоты дыхания, уточнение самочувствия, подведение итогов урока, задание на дом.

Глава 3. Примерное содержание урока (занятия) по физической культуре со школьниками 8-11 классов в специальной медгруппе.

Подготовительная часть: то же, что и в 5-8 классах, необходимо добавить бег в среднем темпе (2-3 минуты) с постепенным замедлением темпа.

Упражнения 1 и 2. На восстановление дыхания.

Упражнения 3 и 4. Наклоны вперед и в сторону на каждый шаг (6-8 раз).),

Упражнения 5 и 6. С короткой (сложенной вдвое) скакалкой, поднять ее вверх, правую ногу на носок – вдох, опустить скакалку за голову, приставить ногу – выдох (6-8 раз);

Упражнение 6. Скакалка перед грудью, 1- скакалку вверх, наклон назад, 2- наклон вперед, прогнувшись, 3- присед, скакалку вперед, 4- исходное положение (6-8 раз);

Упражнения 7 и 8. В парах, стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, наклоны, поочередные сгибания с сопротивлением, оказываемым партнером (8-10 раз).

Медленная ходьба, дыхательные упражнения.

Основная часть: индивидуальные комплексы гимнастических упражнений. Упражнения с легкими гантелями (1-3 кг), на тренажерах, спортивные игры, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке.

1. Линейная эстафета, с передачей эстафетной палочки:

а. с увеличением расстояния;

б. на коньках, на лыжах;

в. с палками, без палок.

2. Встречная эстафета.

3. Эстафета с переносом предметов (мячи, кегли и т.д.).

Заключительная часть: ходьба по залу, выполнение дыхательныхупражнений, построение, подсчет пульса, частоты дыхания, уточнение самочувствия, подведение итогов урока, задание на дом.

По сложившейся практике в основной части занятий выполняются главным образом свободные, корригирующие и дыхательные упражнения. Широко используются упражнения с гимнастическими снарядами (гантелями, палками, мячами, обручами, эспандерами, булавами, скакалками, флажками и т.п.) и на гимнастических снарядах (стенках, скамьях, канатах, бревнах и т.п.). Избирательно, с учетом патологии опорно-двигательного аппарата, выполняются упражнения на растяжение, с сопротивлением и на расслабление. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки в покое и при сменах положения тела. Занятия должны включать движения, основанные на ползании, лазании, метании и ловле мяча.

Особое значение имеют дыхательные упражнения. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от занятий ОГ. Основная группа дыхательных упражнений направлена на тренировку фазы выдоха.

Следует отметить, что для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, но прежде всего мелкие и средние (кисти и стопы, голени и предплечья, шеи и лица, груди и живота). Используется ходьба, дозированный бег в медленном темпе. Важнейшее значение имеют упражнения на тренировку внимания и управляемой релаксации.

Детям с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, астма, гайморит и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Уделяется внимание дыхательным упражнениям, способствующим тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, ё, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с), звуков или их сочетаний (например, бре, бры, бру, и т.п.). Эти упражнения рекомендуется выполнять в течение всего учебного года дома в перерывах между домашними заданиями и в часы досуга, а также в каникулярное время.

Дыхательные упражнения имеют первостепенное значение и при занятиях с детьми, страдающими эндокринной патологией (ожирение, сахарный диабет, гипофизарно-надпочечниковая недостаточность и др.).

Детям с обнаруженными нарушениями желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь, колит, холецистит и др.) рекомендуется на занятиях увеличивать число статических упражнений для мышц живота и нижних конечностей, выполняемых в медленном темпе с паузами релаксации. Для них так же, как и для детей с нарушениями мочеполовой системы, рекомендуется увеличение числа упражнений, выполняемых лежа на коврике на полу и в антиортостатических позах.

Детям с заболеваниями органов зрения рекомендуются специальные упражнения на тренировку глазных и глазодвигательных мышц, ограничение прыжковых элементов и резких изменений положения тела.

Музыкальное сопровождение стимулирует центральную нервную систему и создает позитивный эмоциональный настрой у занимающихся. Занятия на открытом воздухе тренируют метеоустойчивость ‘учащихся.

Всех детей (также) нужно обучать навыкам водного, воздушного и солнечного закаливания, основам гигиенического массажа и самомассажа.

Ярким примером осложнений, связанных с гипокинезией и гиподинамией, является распространение у значительной части школьников компьютерной болезни: многочасовые занятия у экрана компьютеров без пауз активного отдыха приводят к постепенному ухудшению двигательных функций, к быстро прогрессирующему снижению остроты зрения.

Для снятия утомления, связанного с работой на компьютере, рекомендуется проводить специальные дополнительные занятия оздоровительной гимнастики (ОГ) не менее 1-2 раза в неделю по 25-30 минут.

3.1.Примерный комплекс упражнений при “компьютерной болезни”

1. Различные виды ходьбы в медленном и среднем темпе 1-2 минуты.

2. Поднять руки вверх, вдохнуть, расслабленно потряхивая опустить руки, выдохнуть(4-6 раз).

3. Жонглирование теннисными мячами (2 минуты, 2-3 мяча).

4. В руках резиновый мяч. Ударить мячом об пол, быстро повернуться кругом через правую сторону и поймать мяч. То же через левую сторону (2-4 раза).

5. Исходное положение – стоя на гимнастической скамейке (или половице), руки в стороны, глаза закрыты. Ходьба с закрытыми глазами 10-20 шагов (обратить внимание на осанку).

6-7. Исходное положение – ноги на ширине плеч, упражнение с палкой за спиной на уровне лопаток. Одновременные повороты головы и туловища справа налево, и наоборот (по 4 раза). Поднять палку вверх – вдох, опустить правый конец палки к правому колену, поворачивая туловище направо – выдох. То же к левому колену (по 2 раза в каждую сторону).

8-9-10. Прыжки, ноги врозь и скрестно, сгибание рук в локте. Обычная ходьба.

11. Исходное положение -стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Держа палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку (10-12 раз).

12. Исходное положение -стоя. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица до тех пор, пока палец не начнет двоиться (6-8 раз).

13.-14. Различные упражнения для движения глаз с отведением и подведением руки.

15. Быстро моргать в течение 1 минуты (сидя, с перерывами).

16. Исходное положение -сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок, голова неподвижна (8-10 раз).

17. Исходное положение -сидя. Указательными палицами фиксировать кожу надбровных дуг. Медленно закрывать глаза, удерживая пальцами кожу надбровных дуг (8-10 раз).

18. Исходное положение – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко обоих глаз, спустя 1 -2 секунды снять пальцы с век (3-4 раза).

19. Последовательно смотреть сначала вдаль через окно, затем переводить взгляд на карандаш в вытянутой руке и далее продолжать фиксировать взглядом карандаш, приближая его постепенно на расстояние около 10 см (4-6 раз).

20. Свободная ходьба, потягивания, дыхательные упражнения (1, 5-2 минуты).

Характер двигательного режима СМГ не должен быть лечебно-охранительным и «щадящим», т.к. при этом не будут реализовываться новые компенсаторные возможности организма. В процессе физического воспитания следует стремиться к оптимальному переводу детей на щадя-ще-тренирующий и тренирующий режимы. При этом следует учитывать, что при одних и тех же упражнениях у девочек пульс на 5-10 ударов в минуту выше, чем у мальчиков. Игровая форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15-20 и более ударов в минуту, даже через 3-5 минут. Для достижения тренировочного эффекта требуется поддержание нагрузки в середине урока на высоте пульса 70-75% от максимально допустимого для данного ребенка. По данным российских исследователей (Велитченко В.К., М.: 1980 г.), для подгруппы А средняя величина тренирующего пульса колеблется от 125-140 ударов в минуту в начале четверти до 100-150 ударов в минуту к концу четверти, а для подгруппы Б средняя величина тренирующего пульса изменяется от 115-120 в начале до 125-140 в конце учебного года. Во время врачебно-педагогических наблюдений определяется не только адекватность физической нагрузки функциональным возможностям занимающихся, но и оценивается качество урока, т.е. соответствие его педагогическим принципам: чередования нагрузки для различных мышечных групп, постепенности возрастания и снижения нагрузки, достижения достаточной моторной плотности (60-75% времени урока). Важными факторами являются также благоприятный эмоциональный фон, привлекательность и эстетичность проведения каждого занятия.

Появление первых признаков утомления на занятии должно регистрироваться не только показателями пульса и частотой дыхания. Визуальные признаки (изменение цвета кожи, избыточная потливость, нарушение координации движения и др.) разграничиваются физиологами на три степени.

Признаки утомления на уроке физической культуры СМГ.

Окраска кожи лица

Пот на лице, шее, ступнях

Пот в области плечевого пояса и туловища

Учащенное до 23-25 дыханий в 1 минуту

Учащенное, свыше 25-27 дыханий в 1 минуту, смешанный тип дыхания

Бодрая походка, точное выполнение команд

Неуверенный шаг, покачивание, сбои при выполнении координационных упражнений

Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направления

Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку

Примечание: для учащихся СМГ физическая нагрузка на уроках должна быть небольшой, категорически нельзя допускать значительного утомления.

Медицинским работникам школ необходимо постоянно проводить с родителями и детьми индивидуальные и коллективные беседы о роли двигательной культуры и основах здорового образа жизни людей. Очень важно обеспечить занимающихся комплексами упражнений в форме физкультурных пауз (физкультминуток), которые они могут выполнять дома во время приготовления уроков или работы за компьютером, обучить элементам самоконтроля.

Утренний пульс в покое

Пульс до занятий

Пульс после занятий

Рекомендуется ведение дневника самоконтроля, начиная с 1-го класса

Глава 4. Критерии оценок учащихся спецмедгруппы

1-4 классы. Теория – правила поведения в спортзале и на улице. Правильное дыхание при ходьбе, беге. Формирование правильной осанки. Двигательный режим.

Практика : “Строевые упражнения, челночный бег 3×10 м, оценка выполнения поворотов на месте”, бег в медленном темпе с переходом на ходьбу, 10, 15, 20, 45 секунд бег, 30 секунд ходьба; ОФП, метание мяча в цель с расстояния 6 метров.

Выявлять по показаниям ЧСС реакцию организма школьников на физическую нагрузку. Обучение и контрольное выполнение подсчета ЧСС за 10 секунд, прыжки в длину с места, упражнения с мячами: ведение в ходьбе, перебрасывание мяча друг другу, прыжки в длину с разбега (техника), метание мяча на дальность. Например: бросок мяча в цель на точность (количество попаданий из 10 бросков), 5 раз – «5», 4 раза – «4», 3 раза – «3», менее 3 раз – «2»; метание мяча 150 г- 20 м- «5», 15 м- «4», 12 м- «2», девочки 15 м- «5», 12 м- «4», 9 м- «3», менее 9 м- «2».

Специальные упражнения учащихся – проверка выполнения домашнего задания. Упражнения для развития гибкости, силы, равновесия, брюшного пресса определяет сам учитель в зависимости от диагноза заболевания.

Техника низкого и высокого старта. Лыжи: оценка спуска со склона в низкой стойке, в средней стойке, подъем «лесенкой» и «полуелочкой», оценка прохождения дистанции 500 м попеременным 2-х шажным ходом.

5-9 классы. Теория: значение физической культуры для развития организма, правильное оформление дневника самоконтроля, личная и общественная гигиена, освоение материала по пройденным темам теоретического курса, составление комплексов утренней гигиенической гимнастики, инструкторская и судейская практика, врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом.

Практика: выполнение физических упражнений, направленных на коррекцию заболевания, умение подсчитать ЧСС – по частоте пульса и количество дыханий в 1 минуту, выполнение контрольных нормативов с учетом противопоказаний, умение правильно выполнить строевые упражнения, упражнения на осанку. Посещаемость занятий рассматривается в первую очередь при выставлении оценок.

Аттестация производится за освоение следующих тем: гимнастика, основные движения руками, ногами, туловищем, танцевальные шаги, акробатические элементы, равновесие, опорные прыжки, поднимать и переносить небольшие тяжести, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами, лазание по канату, гимнастической стенке.

Легкая атлетика – умение продемонстрировать технику бега на короткие, средние дистанции, способы метания гранаты, мяча на дальность и в цель, в движущуюся цель, толкание ядра, прыжков в высоту и длину.

Из раздела лыжной подготовки – за умение показать технику владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении, из раздела плавания – за освоение с водой, умение правильно выполнять движения руками, ногами и проплыть отрезок дистанции изученным способом.

Спортивные и подвижные игры. Элементы спортивных и подвижных игр, участие в проведении соревнований, составление комплекса на коррекцию заболевания. Например, бросок малого мяча в цель на точность (количество попаданий), 6 раз – оценка «5», 5 раз – оценка «4», 4 раза -«3», 3 раза – оценка «2» из 10 бросков, как юноши так и девушки.

10-11 класс. 1. Посещаемость занятий рассматривается в первую очередь при выставлении итоговой оценки.

Теория: значение и методы воспитания физических качеств:

д. быстроты (по четвертям, полугодиям).

Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Оздоровительное и прикладное значение гимнастики, спортивные игры. Организация соревнований по волейболу и др., уметь подсчитать ЧСС по частоте пульса, и количество дыханий за 1 минуту, современные проблемы теории и практики физической культуры, составить и обосновать комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительное значение туризма.

Практика: показать элементы игры в баскетбол, волейбол и др. виды, выполнить 8 упражнений на силу; лыжи – выполнить одновременный и попеременный 2-х шажный ходы, поворот кругом, переступание, подъем «елочкой», спуск в основной стойке с небольшого склона; выполнить 8 физических упражнений на укрепление мышц брюшного пресса; 4 упражнения на улучшения кровообращения в органах брюшной полости, технику низкого старта; выполнить контрольные нормативы с учетом противопоказаний. Дневник самоконтроля, показать 8 физических упражнений на расслабление, составить комплекс при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Например, поднимание туловища (руки за голову), поднимание ног из положения лежа (см.нормативы для 5-9 классов).

Баскетбол: штрафной бросок мяча в корзину (количество раз из 10 бросков) юноши 6 раз- «5» , 5 раз – «4», 4 раза – «3», менее’З раз – «2»; девушки 5 раз- «5», 4 раз – «4», 3 раза – «3», менее 3 раз – «2»

4.1. Развитие физических качеств

Принцип индивидуализации заключается в строгом соответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма учащегося. Индивидуальный подход – главное требование оздоровительной тренировки (опрос самочувствия, пульс).

Воспитание физических качеств

Воспитание ловкости (метание в цель, толкание ядра, прыжки в длину и высоту, а также эстафеты и спортивные игры). Проявлять осторожность при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при высокой степени миопии, желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезни.

Быстрота. Сначала воспитывают быстроту движения, а затем быстроту реакции. Это различные беговые упражнения в быстром темпе на короткие дистанции, упражнения с предметами и элементами спортивных игр. Быстрота реакции воспитывается в основном игровым методом. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения занятия необходимо начинать после воспитания таких качеств, как выносливость, гибкость и ловкость. При этом не следует давать очень короткие отрезки (10-15 м), т.к. во время их пробегания происходит слишком быстрая смена деятельности, что вредно. В СМГ с патологией пищеварительной системы необходимо учитывать моторику кишечника (диспептические расстройства, гиперацидный гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки).

Выносливость. Постепенное повышение физической нагрузки сначала за счет объема, а потом ее интенсивности. Наиболее полезным для СМГ будет воспитание общей выносливости, повышающей возможности вегетативной системы организма. Это ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки и др. Самым доступным является бег, в начале чередуется медленный бег с ходьбой (150-160 шаг/м). Объем беговой нагрузки в 1-ю неделю для девочек 400-600 метров, отрезки бега от 50 до 200 м, количество повторений от 3 до 8 раз (нагрузка индивидуально). Далее объем беговой нагрузки повышается за счет уменьшения интервалов отдыха и увеличения длины дистанции, добавляется бег в переменном темпе от 100 до 400 м, специальные беговые упражнения, кросс от 500 до 2000 м, время непрерывной работы доводится до 30-45 минут.

При этом ЧСС в каждом задании достигает максимума, это 150-170 уд/мин. После отдыха (1-2 мин) ЧСС не должна превышать 120-140 уд/мин. Повторную работу можно начинать только при снижении ЧСС до 120 уд/мин, отдых следует продлить до 3-4 мин, а последующую нагрузку снизить.

Сила. Используются: методы повторных и динамических усилий. Метод статических усилий применять не следует . При миопи и гипертонической болезни занятие нужно начинать постепенно, после развития выносливости, гибкости, ловкости и быстроты.

При других заболеваниях сердечно-сосудистой системы, а также болезнях желудочно-кишечного тракта воспитывать силу следует так же постепенно, а при заболеваниях опорно-двигательного аппарата – с учетом коррекции. Применяются прыжковые упражнения с места и с разбега, метания, упражнения с метболами, ОФП, подтягивание, отжимание (с учетом противопоказаний). Необходим строгий, дифференцированный подход в выборе величины усилий, объема и темпа движений, продолжительности пауз отдыха. Максимальная величина ЧСС в упражнениях на силу 130-150 15 уд/мин. Следует соблюдать осторожность при болезнях сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, миопии. Нагрузка должна чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание.

Контрольные упражнения . Бег 100 м. Техника низкого старта. Пробежать с улучшением предыдущего результата. Юноши – 1 км, девушки -500 м с улучшением результата. Прыжок в длину и с места с улучшением результата. Метание гранаты – техника и на дальность. Плавание – брасс девушки -25 м, юноши -50 м. Гимнастика – сгибание – разгибание рук в упоре лежа. Спортивные игры – овладеть элементами, играть по упрощенным правилам, турпоход до 15 км. 16

Физическая работоспособность детей (кгм/мин) по PWC 150-10 методом велоэргометрии или степ-тест а

Источник

Читайте также:  Упражнения для работы с мячом для футбола
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector