Упражнении для письменным формам обучения

Комплекс упражнений для обучения письменной речи

Для обучения письму используются неспе­циальные и специальные упражнения.

Если целью специальных упражнений является развитие умения писать или формирование любого навыка письма, то неспециальные упражнения пред­полагают выполнение задания в письменной форме с какой-либо другой целью и поэтому совершенствуют навыки письма попутно. К последним относится боль­шинство домашних заданий, выполняемых письмен­но с последующим устным воспроизведением.

Обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных), условно-речевых и речевых упражнений.

Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам,

эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросно-ответным умениям, выборочному переводу, заполнению пропусков недостающими словами, которое имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует; конструированию предложений.

В качестве упражнений, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся, предлагаются УРУ:

а) выписывание слов на карточки (ведение картотеки);

б) фиксация коммуникативно-ценных выражений в тетради-разговорнике;

в) выписывание в записную книжку речевого ма­териала, обогащающего речь;

г) упражнения-игры (кроссворды, чайнворды, загадки и т. п.);

д) изготовление объявлений по образцу (в виде со­ревнования).

В качестве примеров речевых упражнений можно привести следующие:
– написание письма другу, где могут быть реализованы любые установки речевых упражнений в говорении;

– написание делового письма;

составление плана будущего высказывания, плана работы и т.п.;

– аннотирование прочитанного или прослушанного;

– подписывание конверта, тетради, альбома, сувениров;

– заполнение различных анкет;

– запись на слух адреса, телефона, места встречи и т. п.,

– ведение дневника (путешественника и т. п.),

– запись текстов собственного сочинения.

Отличительной чертой речевыхупражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания. В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:

– передача в письменном высказывании главной мысли;

– выбор способа передачи главной мысли – индуктивный или дедуктивный;

– передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста;

– правильное (нормативное и узуальное) оформление текста;

– использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации;

– выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки;

– соблюдение логики изложения;

– учёт социокультурных особенностей иноязычной эпистолярной речи;

– умение показать культуроведческую осведомлённость в письменных текстах страноведческой направленности.

Все вышеназванные упражнения могут проводиться с использованием определенного вида опор.

По степени трудности речевые упражнения разнятся. Более сложные связаны с собственным определением содержания высказывания, с отсутствием формальных или содержательных опор. Кроме того, один и тот же тип упражнения может видоизменяться в зависимости от уровня языковой подготовки и сложности темы.

Поговорим более подробно о каждом из упомянутых выше виде речевых упражнений.

Составление планакпрочитанному или прослушанномутексту связано с умением учащихся делить текст на смысловые отрезки, сокращать и перефразировать его. Более лёгким является составление плана в виде номинативных предложений. Составить план в форме ключевых словосочетаний труднее, т. к. учащиеся должны очень точно определить предикаты суждения и уметь выделить их из текста.

Дата добавления: 2015-12-10 ; просмотров: 4088 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Читайте также:  Упражнения по повторно переменному методу

200 упражнений для развития письменной речи
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

200 упражнений для развития письменной речи

Скачать:

Вложение Размер
200 упражнений для развития письменной речи 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для выступления по теме: “Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Система упражнений по развитию письменной речи учащихся 2-4 классов.

Подборка текстов изложений, которые можно использовать на уроках.

В материале представлены основные виды работ по развитию письменной речи учащихся начальных классов.

Упражнения для развития фанематического слуха. Упражнения на развитие уровня саморегуляции.

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой.

Источник

Игры и упражнения по коррекции письменной речи
методическая разработка на тему

Материал предназначен для родителей и учителей начальных классов для занятий с детьми, имеющими нарушения процесса письма и чтения.

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_uprazhneniya_po_korrektsii.docx 65.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать и писать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникновения проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

  1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • делить слова на слоги;
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного звука;
  • осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.
  1. Формирование правильного звукопроизношения

Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после пяти лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.

Начало отчета всегда ведётся от центра квадрата. Вначале дети должны двигать фишкой (ручкой) по квадрату, затем мысленно представлять её перемещение. На следующем этапе дети с закрытыми глазами должны определить путь мухи и ответить, где она остановилась.

В дальнейшем предлагается рисование букв. 5клеточек – вниз, 1- вправо, 4- вверх, 2 вправо, 1-вверх, 3-влево.Должна получиться буква “Г”, которую можно заштриховать.

3. “Перевёрнутый текст “. Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

4 . ” Чтение слов по полубукве “. Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).

Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов.

5 . “Деформированный текст “. Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.

Дети выпал идут первый в пушистый школу снег . У ребята них вышли в руках на портфели улицу .

Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.

Итак, данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.

Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы)

например: О – этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я, Ю

Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты. СЕ

Источник

ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ЗАПИСИ

Данный этап является промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи как таковой. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обучения одновременно.

Очень часто учителя дают задания подготовить доклад, сообщение на тему и т.д., не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. А ведь данные мелочи могут стать основательным, а подчас и непреодолимым барьером в выполнении творческих письменных заданий.

Нельзя рассчитывать и на то, что кто-то уже научил ваших учеников делать необходимые записи на родном языке и они могут просто осуществить положительный перенос навыка. Как это ни странно, но чаще такой перенос происходит с иностранного языка на родной, поскольку многие вещи учителя воспринимают как врожденный дар и не уделяют им достаточного внимания даже на уроках развития речи на родном языке. Возможно, в нашей образовательной культуре в целом формированию навыков письменной речи уделяется не так много внимания, как того хотелось бы. Часто можно услышать, что русские предпочитают устную культуру общения письменной настолько, что даже экзамены проводят только в устной форме и в деловых отношениях пренебрегают перепиской, полагаясь на устные договоренности. С этим можно и поспорить, особенно если вспомнить о письменных традициях русской интеллигенции, но есть в этом и значительная доля правды.

В англоязычной и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам не стоит пренебрегать данным этапом формирования письменных речевых навыков, тем более что упражнения, используемые для этого, носят многофункциональный характер и с успехом могут решать несколько взаимосвязанных задач обучения и языку, и речи.

Упражнения и задания по формированию навыков записи

1. Списывание с дополнительным заданием.

Это могут быть различные упражнения лексического, грамматического или иного характера, где учащиеся списывают текст с доски или из учебного пособия, раскрывая скобки, вставляя пропущенные слова, заменяя выделенные слова на синонимы и т.д. Сюда же можно отнести и ведение собственных словариков. Как уже говорилось выше, рациональному списыванию текста также надо учить, обращая внимание, увеличивается ли при этом объем запоминаемой информации или же ученик продолжает механически списывать слово за словом. Если не прослеживается положительная динамика в этом вопросе, то хорошо бы разобраться, почему это происходит: то ли ученик не уверен в правописании слов и должен постоянно проверять себя, то ли у него недостаточно развита зрительная память, то ли у него плохая моторная реакция. В любом случае учитель контролирует и правильность, и скорость выполнения подобных заданий.

2. Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста:

– ответов на вопросы;

– доводов в защиту или опровержение предложенных утверждений;

– примеров на употребление конкретных слов;

– примеров на употребление конкретных грамматических структур и т.д.

Выполнение таких заданий одновременно способствует развитию навыков поискового чтения, умения выделять главное и аргументировать свой выбор со ссылкой на источник, а также решению целого ряда других задач (Каких? Вы могли бы продолжить их перечень?).

Приведу пример одного из уроков в начальной школе. Ознакомьтесь с ним и скажите, было ли данное упражнение ориентировано на использование письма как самостоятельного вида речевой деятельности или как средства обучения смежным навыкам, или и того и другого. Прокомментируйте данный фрагмент урока с точки зрения требований к современному уроку, рассмотренных в лекции 3.

Ученики явно не придавали большого значения тому, что при выполнении письменных заданий они делают непозволительно большое количество ошибок, иногда даже мешающих пониманию написанного. Учитель предложил им сыграть в игру. Надо было представить, что по ряду причин временно никто не может говорить вслух и понять друг друга можно только через письменное общение. Цель – отгадать задуманное животное. Учитель на доске писал вопросы, а ученики письменно на них отвечали. Вопросы были примерно такие: «Это дикое или домашнее животное? В каких странах оно водится и какова среда его обитания? Какого оно цвета? Чем оно питается и каков его характер/особые привычки?» Очевидно, что, отвечая на данные вопросы, ученики практически использовали всю выученную лексику по теме, а также получали хорошую опору в виде плана для описания любого животного.

Ученики отвечали на вопросы письменно, работали автономно, каждый задумывал и описывал свое животное. Предполагалось, что проверять написанное и отгадывать задуманных животных будет учитель. Однако учитель предложил ученикам помочь ему и попробовать отгадать животное, задуманное соседом по парте.

Сколько взаимных обвинений в плохом почерке, неузнаваемом написании слов, невозможности понять написанное последовало за этим!

Впервые многие ученики поняли важность правописания, несоблюдение которого помешало им успешно выполнить задачу, столь легко решаемую устно.

Затем учитель спросил, смогут ли они написать небольшой рассказ о задуманном животном, и удивительно, но далеко не все ученики осознали, что они уже это сделали.

Завершил учитель урок тем, что попросил дома восстановить и записать те вопросы, которые он писал на доске, а также, по возможности, придумать несколько новых вопросов для командной игры «Интервью с биологами, открывшими новый вид животного».

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector