Тренировочные нагрузки при занятиями физическими упражнениями

Какими должны быть тренировочные нагрузки при выполнении физических упражнений?

Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. При соблюдении определенных условий нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма. Повторное применение нагрузки, постепенное ее увеличение и чередование с необходимым отдыхом способствуют развитию необходимых физических (двигательных) качеств. Отсюда следует, что результаты занятий физическими упражнениями зависят главным образом от объема и интенсивности нагрузки. Под объемом понимают количество физической нагрузки за одну тренировку (неделю, месяц), выраженное в мерах времени, длины, веса, в количестве выполненных упражнений и других конкретных показателях. Интенсивность — это объем выполненной работы в единицу времени. Распределение нагрузки на занятиях должно соответствовать возрасту занимающихся, степени их тренированности. Слишком малая нагрузка не способствует увеличению результатов, а слишком большая может привести к утомлению и перетренированности. Непосильная физическая нагрузка приводит к тому, что лицо тренирующегося бледнеет или краснее, с его лба струится обильный пот, у него появляется одышка, нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к любым занятиям. Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо тщательно дозировать физическую нагрузку и не допускать перетренированности.
В соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма можно судить по пульсу перед началом очередного занятия.
Это делается следующим образом. До начала занятия надо отдохнуть сидя в течение 3 мин, а затем сосчитать количество сердечных сокращений за 1 мин. Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного занятия. Величину пульса 48— 60 уд./мин оценивают как отличную, 60—74 удара — как хорошую, 74—89 ударов — как удовлетверительную и более 90 уд. /мин — как неудовлетворительную.
Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и объем физической нагрузки. Если ЧСС во время занятия будет колебаться в пределах 100— 130 уд./мин, это свидетельствует о небольшой нагрузке. Частота пульса 130—150 уд./мин характеризует нагрузку средней интенсивности. Пульс 150—170 уд./мин соответствует высокой нагрузке, учащение пульса до 170—200 уд./мин сигнализирует о достижении предельной нагрузки.

Источник

НАГРУЗКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

НАГРУЗКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – величина воздействия физич. упражнений на организм занимающихся. Если соблюдаются определенные условия, нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма, к развитию физич. способностей. Этим пользуются в практике физич. воспитания. Повторно применяя нагрузки, постепенно увеличивая их и чередуя с необходимым отдыхом, добиваются совершенствования организма занимающихся, обеспечивают развитие необходимых физич. качеств.

Нагрузка имеет две различные стороны: объем и интенсивность. Под объемом нагрузки понимают суммарное ее колич. (за данное занятие, неделю, месяц и т. д.), выраженное в мерах времени, расстояния (метраж и километраж), веса, а также в колич. выполненных физич. упражнений и др. конкретных показателях. Интенсивность же нагрузки означает степень напряженности усилий занимающихся, степень “концентрации” нагрузки во времени. Мерой интенсивности могут служить: скорость движений, мощность работы, величина применяемых отягощений и т. п.

Оценивая Н. при в. ф. у., необходимо учитывать как внешнюю величину воздействия, выраженную в указанных выше мерах объема и интенсивности, так и величину ответных реакций организма, т. е. степень физиологических и биохимических сдвигов в организме при выполнении данного физич. упражнения – изменение динамики нервных процессов, деятельности органов дыхания, кровообращения и т. д.

Внешняя нагрузка и величина ответных сдвигов в организме при одном и том же состоянии организма соразмерны: одна и та же внешняя нагрузка вызывает одну и ту же ответную реакцию; чем больше внешняя нагрузка, тем значительнее сдвиги в организме, чем меньше внешняя нагрузка, тем меньше сдвиги. По при различном состоянии организма между ними нет прямого соответствия. Здесь неодинаковые внешние нагрузки могут дать один и тот же эффект, а одинаковые внешние нагрузки – различный эффект. Так, по мере повышения функциональных возможностей организма одна и та же внешняя нагрузка (напр., ежедневное пробегание 1 км с одной и той же скоростью) вызывает все меньшие и меньшие сдвиги в организме, поскольку происходит приспособление к данной нагрузке.

Нагрузки в процессе физич. воспитания варьируют от сравнительно небольших до максимальных (предельных). На каждом данном этапе они должны быть оптимальными, т. е. соответствующими наличному уровню возможностей и подготовленности занимающихся и ведущими к неуклонному повышению данного уровня. На определенных этапах оптимальными могут стать максимальные нагрузки.

В практике современного спорта бытует понятие “повышенные тренировочные нагрузки”. По существу, речь идет не о к.-л. неоправданном завышении нагрузок, а о том, что прежние представления о возможностях организма человека оказались заниженными и в связи с этим за последние годы произошло значительное повышение уровня тренировочных нагрузок. Нек-рое представление об этом уровне в тренировке сильнейших спортсменов дают следующие примеры. Эксрекордсмен СССР в беге на длинные дистанции Ф. Ванин в процессе тренировочных занятий 1948 пробежал более 1200 км, в 1949 – 1800 км, в 1950 – 2700 км. Подобный объем тренировочной нагрузки считался исключительно большим, в сопоставлении же с объемом нагрузок стайеров междунар. класса последующих лет он выглядит довольно скромно. Так, олимпийский чемпион 1952 Э. Затонек всего за месячный срок тренировки пробегал 800 км и более (напр., только в одном занятии – 100 раз по 400 м за 70 сек. и быстрее, через интервал медленного бега 150 м).

Нагрузки подразделяются на стандартные (повторные) и вариативные (меняющиеся по мере воспроизведения упражнения). Те и др. могут быть равномерными (как, напр., при беге с постоянной скоростью) и неравномерными (напр., при беге с ускорениями), прогрессирующими (возрастающими) и нисходящими. Эти признаки могут сочетаться. Эффект нагрузки, т. е. ее воздействие на организм занимающихся, зависит от ряда внешних и внутренних обстоятельств: уровня физич. развития занимающихся, их подготовленности (тренированности), возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также от состояния их организма в данный момент, к-рое, в свою очередь, зависит от общего режима жизни, трудовой или учебной деятельности, гигиенических и даже метеорологических и географических условий (температуры воздуха, атмосферного давления) и др. Эффект нагрузки во многом определяется и т. паз. психологическими факторами (характером взаимоотношений между преподавателем и занимающимися и между самими занимающимися, между занимающимися и окружающими, напр. зрителями на спортивном состязании, и т. д.). Определяя меру нагрузки на каждое конкретное занятие, преподаватель тщательно учитывает все эти обстоятельства. В зависимости от их изменения он вносит соответствующие коррективы в нагрузку.

Определяя воздействие нагрузки на занимающихся, преподаватель учитывает количественную и качественную стороны выполняемых упражнений, внешние объективные признаки, характеризующие состояние занимающихся (их внешний вид, окраска кожных покровов, внешнее дыхание, потоотделение и др.), а также их отзывы о самочувствии. Для более глубокого анализа привлекаются данные врачебного контроля. Единство педагогического и врачебного контроля – обязательное условие полноценных занятий физич. упражнениями.

Регулирование нагрузки достигается разнообразными методическими приемами. Наиболее распространенные из них: а) изменение отдельных сторон данного физич. упражнения (темпа, колич. повторений и т. д.) или замена одного упражнения др.; б) изменение внешних условий выполнения упражнений (применение внешнего отягощения в виде гантелей, гирь и т. д., выполнение упражнения, напр. бега, в условиях разного рельефа и т. д.); в) применение различных интервалов отдыха. Нагрузки в процессе физич. воспитания непременно сочетаются с отдыхом (активным и пассивным), поскольку отдых – необходимое условие восстановления и развития работоспособности. Рациональное чередование нагрузок и отдыха – исходная основа методов физич. воспитания (см. Метод упражнения). Важно, чтобы каждая последующая нагрузка вела в конечном счете к повышению функциональных возможностей занимающихся, а отдых создавал бы для этого соответствующие условия.

Планируя и регулируя нагрузки, преподаватель опирается на свои знания в области теории и методики физич. воспитания, физиологии, анатомии, гигиены, психологии, а также на свой личный опыт занятий физич. упражнениями и педагогической деятельности. Наиболее важными принципами при этом будут: всесторонность (с точки зрения воздействия нагрузок), систематичность (в том числе повторность нагрузки, чередование ее с отдыхом и постепенное увеличение), доступность, учет индивидуальных особенностей занимающихся. Принцип доступности и индивидуализации имеет особое значение в спортивной работе с детьми и подростками. Учитывая это, в советской системе физич. воспитания установлены официальные нормы допустимых нагрузок в соревнов. юных спортсменов.

Читайте также:  Ораторское искусство самоучитель упражнения

Литература: Теория физического воспитания, под ред. Новикова А. Д., Матвеева Л. П. М., 1959. Яковлев Н. Н., Коробков А. В., Янанис С. В. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки. М., 1957. Физиология человека. Учебник для институтов физической культуры, под общ. ред. Жукова Е. К. М., 1959. Летунов С. П. и Мотылянская Р. Е. Врачебный контроль в физическом воспитании. М., 1951. Гандельсман А. В., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. М., 1960.

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 2. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., ‘Физкультура и спорт’, 1962. 388 с.

Источник

Тренировочные нагрузки

Тренировочные нагрузки при выполнении физических упражнений. Анализ факторов, определяющих физические тренировочные эффекты упражнений. Относительная рабочая частота сердечных сокращений. Разработка тренировочных циклов. Физиологическая мощность нагрузки.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.05.2015
Размер файла 25,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Орловский техникум сферы услуг

на тему: «Тренировочные нагрузки при выполнении физических упражнений»

студент группы 2.11

Гаврилов Иван Сергеевич

Наступил XXI век! Век неумолимого роста научно-технического прогресса, век космических скоростей. Наряду такого стремительного наступления цивилизации на человечество, неумолимо быстро наступают и разрушения. Например, ухудшение окружающей среды, что само собой повлечёт к заболеваниям. Как же выжить и как бороться современному человеку? Спорт, спорт и только спорт!

Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей

и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности.

1. Тренировочные нагрузки при выполнении физических упражнений

1.1 Эффективность физических нагрузок

Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. При соблюдении определенных условий нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма.

Повторное применение нагрузки, постепенное ее увеличение и чередование с необходимым отдыхом способствуют развитию необходимых физических (двигательных) качеств. Отсюда следует, что результаты занятий физическими упражнениями зависят главным образом от объема и интенсивности нагрузки. Под объемом понимают количество физической нагрузки за одну тренировку (неделю, месяц), выраженное в мерах времени, длины, веса, в количестве выполненных упражнений и других конкретных показателях.

Интенсивность — это объем выполненной работы в единицу времени. Распределение нагрузки на занятиях должно соответствовать возрасту занимающихся, степени их тренированности. Слишком малая нагрузка не способствует увеличению результатов, а слишком большая может привести к утомлению и перетренированности.

Непосильная физическая нагрузка приводит к тому, что лицо тренирующегося бледнеет или краснее, с его лба струится обильный пот, у него появляется одышка, нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к любым занятиям. Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо тщательно дозировать физическую нагрузку и не допускать перетренированности.

В соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма можно судить по пульсу перед началом очередного занятия. Это делается следующим образом:

До начала занятия надо отдохнуть сидя в течение 3 мин, а затем сосчитать количество сердечных сокращений за 1 мин. Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного занятия.

Величину пульса 48– 60 уд./мин оценивают как отличную, 60–74 удара — как хорошую, 74–89 ударов — как удовлетворительную и более

90 уд./мин — как неудовлетворительную. Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и объем физической нагрузки.

Систематическое выполнение определенного рода физических упражнений вызывает следующие основные положительные функциональные эффекты:

· Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, его ведущих систем

· Повышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, его ведущих систем

Первый эффект определяется ростом максимальных показателей при выполнении предельных тестов. Они отражают текущие максимальные возможности организма, существенные для данного вида упражнений. Например, об эффекте тренировки выносливости говорит повышение максимальных возможностей в усвоении кислорода, максимального потребления кислорода и продолжительности мышечной работы на выносливость.

Второй эффект проявляется в уменьшении функциональных сдвигов в деятельности других органов и систем организма при выполнении определенной работы. Так, при выполнении одинаковой нагрузки у тренированного и нетренированного наблюдаются более низкие показатели для последнего. Для тренированного же человека будет наблюдаться более низкие функциональные изменения в частоте сердечных сокращений, дыхания или потребления энергии.

При анализе факторов, определяющих физические тренировочные эффекты упражнений можно выделить такие аспекты:

· функциональные эффекты тренировки

· пороговые, “критические” нагрузки для возникновения тренировочных эффектов.

· обратимость тренировочных эффектов

· специфичность тренировочных эффектов

· тренируемость, определяющая величину тренировочного эффекта

Последние два аспекта наиболее важны в спортивной тренировке.

В основе этих положительных эффектов лежат:

· Структурно-функциональные изменения ведущих органов жизнедеятельности при выполнении определенной работы.

· Совершенствование центральной – нервной, эндокринной и автономной клеточной регуляции функций в процессе выполнения физических упражнений.

Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкой является выбор соответствующих, оптимальных нагрузок.

Они могут определяться следующими факторами:

· Реабилитациями после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе и хронических.

· Восстановительно – оздоровительная деятельность для снятия психологического и физического напряжения после работы.

· поддержание существующей тренированности на существующем уровне.

· Повышение физической подготовки. Развитие функциональных возможностей организма.

Как правило, не возникает серьезных проблем с выбором нагрузок во втором и третьем случаях. Сложнее обстоит дело с выбором нагрузок в первом случае, что и составляет основное содержание лечебной физической культуры. В последнем случае повышение функциональных возможностей отдельных органов и всего организма, т.е. достижение тренировочного эффекта, достигается в том случае, если систематические тренирующие нагрузки достаточно значительны, достигают или превышают в процессе тренировки некоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая тренирующая нагрузка должна превышать повседневную нагрузку. Принципом пороговых нагрузок называют принципом прогрессивной сверх нагрузки.

Основным правилом в выборе пороговых нагрузок заключается в том, что они должны соответствовать текущим функциональным возможностям данного человека.

Так, одна и та же нагрузка может быть эффективной для малотренированного человека и совсем неэффективной для нетренированного человека.

Следовательно, принцип индивидуализации в значительной мере опирается на принцип пороговых нагрузок. Из него следует, что при определении тренировочных нагрузок как тренер – преподаватель, так и сам тренирующийся должны иметь достаточное представление о функциональных возможностях своего организма. Принцип постепенности в повышении нагрузок также есть следствие физиологического принципа пороговых нагрузок, которые должны постепенно возрастать с ростом тренированности.

В зависимости от целей тренировки и личных способностей человека физические нагрузки должны иметь разную степень. Неодинаковые пороговые нагрузки применяются для повышения или поддержания уровня существующих функциональных возможностей.

Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочной нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении тренировочной эффективности, однако не менее важны их взаимосвязь и взаимное влияние.

Важнейший фактор, влияющий на тренировочную эффективность – интенсивность нагрузки. При учете этого параметра и начального уровня функциональной подготовленности влияние длительности и частоты тренировок в некоторых пределах может не играть существенной роли. Кроме того, значение каждого из параметров нагрузки значительно зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочной эффективности.

Так, например, если прирост максимального потребления кислорода в значительной степени зависит от интенсивности тренировочных нагрузок, то снижение частоты сердечных сокращений при тестовых субмаксимальных нагрузках более зависит от частоты и общей длительности тренировочных занятий.

Оптимальные пороговые нагрузки зависят также от вида тренировки (силовая, скоростно-силовая, выносливость, игровая, техническая и т.д.) и от ее характера (непрерывная, циклическая или повторно-интервальная). Так, например, повышение мышечной силы достигается за счет тренировки с большими нагрузками (вес, сопротивление) при относительно малом их повторении на каждой тренировке. Примером прогрессивно нарастающей нагрузки при этом является метод повторного максимума, который является максимальной нагрузкой, которую человек может повторить определенное количество раз. При оптимальном количестве повторений от 3 до 9 по мере роста тренированности вес увеличивается так, чтобы это количество сохранялось при околопредельном напряжении.

Читайте также:  Хорошие упражнения для шеи

Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматривать величину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальной силы тренируемых мышечных групп.

В отличие от этого выносливость повышается в результате тренировок с большим числом повторений при относительно малых нагрузках. При тренировке выносливости для определения пороговой нагрузки необходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ее общий объем.

Существует несколько физиологических методов для определения интенсивности нагрузки. Прямой метод заключается в измерении скорости потребления кислорода (л/мин) – абсолютный или относительный (% от максимального потребления кислорода). Все остальные методы – косвенные, основанные на существовании связи между интенсивностью нагрузки и некоторыми физиологическими показателями.

Одним из наиболее удобных показателей служит частота сердечных сокращений. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежит связь между ними, чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных сокращений. Для определений интенсивности нагрузки у разных людей используется не абсолютные, а относительные показатели частоты сердечных сокращений (относительная в процентах частота сердечных сокращений или относительный в процентах рабочий прирост).

Относительная рабочая частота сердечных сокращений (% ЧСС макс) – это выраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во время нагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека. Приближенно ЧССмакс можно рассчитать по формуле: ЧССмакс=220 – возраст человека (лет) уд/мин. Следует иметь ввиду довольно значительные различия ЧССмакс для разных людей одного возраста. В ряде случаев у начинающих низким уровнем физ. подготовки ЧССмакс=180 – возраст человека (лет) уд/мин.

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений используется два показателя: пороговая и пиковая частота сердечных сокращений. Пороговая частота сердечных сокращений – это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая частота сердечных сокращений – это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерные показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся спортом могут быть:

Пиковая – 95% от максимальной частоты сердечных сокращений.

Чем ниже уровень физической подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки. По мере роста тренированности она должна постепенно расти, вплоть до 80-85% максимального потребления кислорода (до 95% частоты сердечных сокращений).

Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.

1. до 120 – подготовительная, разминочная, основной обмен.

2. до 120-140 – Восстановительно – поддерживающая.

3. до 140-160 – развивающая выносливость, аэробная.

4. до 160-180 – развивающая скоростную выносливость

5. более 180 – развитие скорости.

1.2 Разработка тренировочных циклов

Все спортивные упражнения можно разделить на две большие группы. Для упражнений первой группы характерны очень большие (на соревновании — предельные)физические нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие запросы к ведущим физиологическим системам и требуют предельного проявления таких двигательных физических качеств, как сила, быстрота или выносливость. К таким упражнениям относятся все виды легкой атлетики, плавание, лыжный и конькобежный спорт, гребля, спортивные игры, единоборства и т.д.

Вторую группу составляют технические упражнения: авто, мотоспорт, парусный, санный, парашютный, конный, авиа- и дельтапланеризм. Перемещение спортсмена в пространстве при выполнении упражнений первой, наиболее многочисленной группы осуществляется в основном за счет внутренних (мышечных) сил. При выполнении технических упражнений перемещение спортсмена происходит главным образом за счет внешних (не мышечных)сил: тяги двигателя машины (в автоспорте), гравитационных сил (в санном, парашютном спорте), силы воздушного потока (в парусном спорте, авиа- и дельтапланеризме).Успех в технических упражнениях в очень большой мере определяется техническим оборудованием (в конном спорте — качествами лошади) и степенью владения им. Эти спортивные упражнения требуют исключительно высокого развития у спортсменов специфических психофизиологических функций: внимания, быстроты реакции, тонкой координации движений и т. д.

В то же время упражнения в технических видах спорта, как правило, не предъявляют предельных требований к энергетической и мышечной системам, к системам вегетативного обеспечения, а также к физическим качествам: силе мощности и выносливости.

В соответствии с общей кинематической характеристикой упражнений, т. е. характером протекания во времени упражнения первой группы делят на циклические и ациклические.

К циклическим упражнениям переместительного характера относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде. Для этих упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений. При этом относительно постоянны не только общий рисунок движений, но и средняя мощность нагрузки или скорость перемещения спортсмена (велосипеда, лодки) по дистанции. Исключение составляют очень короткие циклические упражнения (дистанции) и начальный отрезок любой дистанции, т. е. период разгона, на протяжении которых скорость перемещения изменяется очень значительно. Иначе говоря, циклические упражнения — это упражнения относительно постоянных структуры и мощности.

К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторный пробег отрезков с различной скоростью).

Важнейшую классификационную характеристику упражнений, кроме технических, составляет их мощность. Учитывая, что она относительно постоянна в циклических упражнениях, их можно классифицировать по средней мощности нагрузки на протяжении любого (достаточно длинного) отрезка времени выполнения упражнения.

На протяжении выполнения ациклических упражнений выделяют периоды наибольшей активности (мощности) — рабочие периоды, чередуемые с промежуточными периодами относительно невысокой активности (мощности), вплоть до полного отдыха (нулевой мощности). При классификации ациклических упражнений остается неясным, оценивать ли мощность основных рабочих периодов («пиковую» мощность) или «среднюю» мощность за все время упражнения, включая основные рабочие периоды и промежуточные периоды относительного или полного отдыха. Физиологическая характеристика ациклических упражнений при использовании каждого из таких показателей будет различной.

Механическая, или физическая, мощность выполняемого упражнения измеряется физическими величинами — в ваттах, кг/мин. Она определяет физическую нагрузку. В подавляющем большинстве случаев очень трудно достаточно точно измерить физическую мощность спортивных упражнений. В циклических упражнениях мощность (физическая нагрузка) и скорость перемещения(при неизменной технике выполнения движений) связаны линейной зависимостью: чем больше скорость, тем выше физическая нагрузка.

Совокупность физиологических (и психофизиологических) реакций организма на данную физическую нагрузку позволяет определить физиологическую мощность нагрузки или физиологическую нагрузку на организм работающего человека. «Физиологическая нагрузка» или «физиологическая мощность» — понятия близкие к термину «тяжесть работы». У каждого человека при выполнении упражнения одного и того же характера в одинаковых условиях внешней среды физиологическая мощность нагрузки находится в прямой зависимости от физической нагрузки. Например, чем выше скорость бега, тем больше физиологическая нагрузка.

Однако, одинаковая физическая нагрузка вызывает разные физиологические реакции у людей различного возраста и пола, степени функциональной подготовленности (тренированности), а также у одного и того же человека в разных условиях (например, при повышенных или пониженных температуре или давлении воздуха). Кроме того, различные физиологические реакции наблюдаются у одного и того же человека при одинаковой по мощности физической нагрузке, выполняемой разными мышечными группами (руками или ногами) или при разных положениях тела (лежа или стоя). Так, у гребцов на каноэ; пловцов или бегунов, выполняющих одинаковую по физической мощности работу (с одинаковой скоростью потребления О2), физиологические нагрузки (реакции) сильно отличаются.

Следовательно, показатели физической мощности упражнения не могут быть использованы в качестве критерия для единой физиологической классификации различных спортивных упражнений, выполняемых людьми разного пола и возраста, с неодинаковыми функциональными возможностями и подготовленностью (тренированностью) или одним и тем же спортсменом в разных условиях. Поэтому в качестве классификационного признака чаще используются показатели физиологической мощности или физиологической нагрузки.

1.3 Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности

тренировочный упражнение физический

При выполнении тренировочного или соревновательного упражнения в функциональном состоянии спортсмена происходят значительные изменения. В непрерывной динамике этих изменений можно выделить три основных периода: предстартовый, основной (рабочий)и восстановительный.

Предстартовое состояние характеризуется функциональными изменениями, предшествующими началу работы (выполнению упражнения).

В рабочем периоде различают быстрые изменения функций в самый начальный период работы — состояние врабатывания и следующее за ним относительно неизменное (а точнее, медленно изменяющееся) состояние основных физиологических функций, так называемое устойчивое состояние. В процессе выполнения упражнения развивается утомление, которое проявляется в снижении работоспособности, т. е. невозможности продолжать упражнение на требуемом уровне интенсивности, или в полном отказе от продолжения данного упражнения.

Читайте также:  От упражнений ляшки становятся больше

Восстановление функций до исходного (предрабочего) уровня характеризует состояние организма на протяжении определенного времени после прекращения упражнения.

Каждый из указанных периодов в состоянии организма характеризуется особой динамикой физиологических функций различных систем, органов и всего организма в целом.

1.4 Предстартовое состояние и разминка

Еще до начала выполнения мышечной работы, в процессе ее ожидания, происходит целый ряд изменений в разных функциях организма. Значение этих изменений состоит в подготовке организма к успешному выполнению предстоящей деятельности.

Предстартовое изменение функций происходит в определенный период — за несколько минут, часов или даже дней (если речь идет об ответственном соревновании) до начала мышечной работы. Иногда выделяют отдельно стартовое состояние, характерное для последних минут перед стартом(началом работы), во время которого функциональные изменения особенно значительны. Они переходят непосредственно в фазу быстрого изменения функции вначале работы (период врабатывания).

В предстартовом состоянии происходят самые разные перестройки в различных функциональных системах организма. Большинство этих перестроек сходно с теми, которые происходят во время самой работы: учащается и углубляется дыхание, т. е. растет ЛВ, усиливается газообмен (потребление Од),учащаются и усиливаются сокращения сердца (растет сердечный выброс), повышается артериальное давление (АД), увеличивается концентрация молочной кислоты в мышцах и крови, повышается температура тела и т. д. Таким образом, организм как бы переходит на некоторый «рабочий уровень» еще до начала деятельности, и это обычно способствует успешному выполнению работы (К. М. Смирнов).

По своей природе предстартовые изменения функций являются условно-рефлекторными нервными и гормональными реакциями. Условно-рефлекторными раздражителями в данном случае служат место, время предстоящей деятельности, а также второсигнальные, речевые раздражители. Важнейшую роль при этом играют эмоциональные реакции. Поэтому наиболее резкие изменения в функциональном состоянии организма наблюдаются перед спортивными соревнованиями. Причем степень и характер предстартовых изменений часто находятся в прямой связи со значимостью данного соревнования для спортсмена.

Потребление О2, основной обмен, ЛВ перед стартом могут в 2–2,5раза превышать обычный уровень покоя. У спринтеров, горнолыжников ЧСС на старте может достигать 160 уд/мин. Это связано с усилением деятельности симпатоадреналовой системы, активируемой лимбической системой головного мозга(гипоталамусом, лимбической долей коры). Активность этих систем увеличивается еще до начала работы, о чем свидетельствует, в частности, повышение концентрации норадреналина и адреналина. Под влиянием катехоламинов и других гормонов ускоряются процессы расщепления гликогена в печени, жиров в жировом депо, так что еще до начала работы в крови повышается содержание энергетических субстратов — глюкозы, свободных жирных кислот. Усиление симпатической активности через холинэргические волокна, интенсифицируя гликолиз в скелетных мышцах, вызывает расширение их кровеносных сосудов.

Уровень и характер предстартовых сдвигов часто соответствует особенностям тех функциональных изменений, которые происходят вовремя выполнения самого упражнения. Например, ЧСС перед стартом в среднем тем выше, чем «короче дистанция предстоящего бега, т. е. чем выше ЧСС во время выполнения упражнения. В ожидании бега на средние дистанции систолический объем увеличивается относительно больше, чем перед спринтерским бегом (К.М.Смирнов). Таким образом, предстартовые изменения физиологических функций довольно специфичны, хотя количественно выражены, конечно, значительно слабее происходящих во время работы.

Особенности предстартового состояния во многом могут определять спортивную работоспособность. Не во всех случаях предстартовые изменения оказывают положительное влияние на спортивный результат. В этой связи выделяют три формы предстартового состояния: состояние готовности — проявление умеренного эмоционального возбуждения, которое способствует повышению спортивного результата; состояние так называемой стартовой лихорадки — резко выраженное возбуждение, под влиянием которого возможно как повышение, так и понижение спортивной работоспособности; слишком сильное и длительное предстартовое возбуждение, которое в ряде случаев сменяется угнетением и депрессией– стартовой апатией, ведущей к снижению спортивного результата (А. Ц. Пуни).

Под разминкой понимается выполнение упражнений, которое предшествует выступлению на соревновании или основной части тренировочного занятия. Разминка способствует оптимизации, предстартового состояния, обеспечивает ускорение процессов врабатывания, повышает работоспособность. Механизмы положительного влияния разминки на последующую соревновательную или тренировочную деятельность многообразны.

1. Разминка повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров, усиливает деятельность желез внутренней секреции, благодаря чему создаются условия для ускорения процессов оптимальной регуляции функций во время выполнения последующих упражнений.

2. Разминка усиливает деятельность всех звеньев кислородно-транспортной системы (дыхания и кровообращения): повышаются ЛВ, скорость диффузии О2из альвеол в кровь, ЧСС и сердечный выброс, АД, венозный возврат, расширяются капиллярные сети в легких, сердце, скелетных мышцах. Все это приводит к усилению снабжения тканей кислородом и соответственно к уменьшению кислородного дефицита в период врабатывания, предотвращает наступление состояния «мертвой точки» или ускоряет наступление «второго дыхания».

3. Разминка усиливает кожный кровоток и снижает порог начала потоотделения, поэтому она оказывает положительное влияние на терморегуляцию, облегчая теплоотдачу и предотвращая чрезмерное перегревание тела во время выполнения последующих упражнений.

4. Многие из положительных эффектов разминки связаны с повышением температуры тела, и особенно рабочих мышц. Поэтому разминку часто называют разогреванием. Оно способствует снижению вязкости мышц, повышению скорости их сокращения и расслабления. Согласно А. Хиллу, в результате разминки скорость сокращения мышц млекопитающих увеличивается примерно на 20% при повышении температуры тела на 2°. При этом увеличивается скорость проведения импульсов по нервным волокнам, снижается вязкость крови. Кроме того, увеличивается скорость метаболических процессов (прежде всего в мышцах) благодаря повышению активности ферментов, определяющих скорость протекания биохимических реакций (с увеличением температуры на 1° скорость метаболизма клеток увеличивается примерно на 13%). Повышение температуры крови вызывает сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина вправо (эффект Бора), что облегчает снабжение мышц кислородом.

Итак, человек сам должен определить для себя наилучший вид физической работы, не воспринимая все системы как догмы, а творчески переосмысливая их, основываясь на собственном опыте.

1. Апанасенко Г.Л. «Здоровье, которое мы выбираем». Киев: знания, 1989

2. Мильнер Е.Г. «Формула жизни». – М.: ФиС, 1991.

3. Марков К.К. Вадутов Р.Г. «Курс лекций для студентов». Иркутск 1996.

4. Я.М. Коц. «Спортивная физиология» — Москва, «Физкультура и спорт», 1986г, 239с;

5. В.В. Щербачёв, В.В Смирнов. «Секреты здоровья исила» — Киев, «Здоровья», 1990г, 76с;

6. В.А. Запорожанов. «Контроль в спортивнойтренировке» — Киев, «Здоровья», 1988г, 139с;

7. Л.Я. Иващенко, И.П. Страпко. «Самостоятельноезанятие физическими упражнениями» — Киев, «Здоровья», 1988г, 155с;

8. Х. Кёлер. «Упражнения на выносливость» — Москва,«Физкультура и спорт», 1984, 48с;

9. В.А. Друзь. «Спортивная тренировка и организм» –Киев, «Здоровья», 1988г, 123с;

10. С.Н. Филь, В.П. Пешков. «Профессиональнаяподготовка студентов» — Киев, «Вища школа», 1985, 134с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов. Тренировочные нагрузки в летнем полиатлоне. Измерение уровня компонентов физической подготовленности многоборца. Роль педагогического и медицинского контроля за ходом подготовки спортсменов.

курсовая работа [26,5 K], добавлен 11.12.2014

Артериальное давление и частота сердечных сокращений как важнейшие интегральные показатели функционального состояния организма. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности. Оценка влияния физической нагрузки на гемодинамические константы.

курсовая работа [250,7 K], добавлен 11.09.2012

Методика овладения основными навыками атлетизма студентами II курса технического вуза. Способы тренировок, правила и техника выполнения упражнений; адаптация, наращивание нагрузки, одежда, предостережения. Базовые упражнения и тренировочные рекомендации.

реферат [43,1 K], добавлен 18.03.2012

Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов: собственно-тренировочные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные. Реакции организма спортсменов на чередование тренировочных нагрузок и отдыха.

лекция [12,1 K], добавлен 10.06.2011

Физическая нагрузка как величина воздействия физических упражнений на человека. Интенсивность, длительность и частота как составляющие объема тренировочной нагрузки. Главные признаки утомления. Типы интервалов отдыха. Варианты построения занятия.

курсовая работа [319,1 K], добавлен 23.12.2014

Подготовка сильнейших спортсменов. Воздействие физических упражнений на организм. Нагрузки в спортивной тренировке. Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки и их изменения. Отдельные упражнения, их комплексы и программы тренировочных занятий.

реферат [880,6 K], добавлен 27.02.2010

Характер упражнений, интенсивность работы, число повторений упражнений, продолжительность пауз для отдыха. Планирование и учет при определении тренировочных нагрузок. Влияние упражнений на формирование структурных и функциональных изменений в организме.

реферат [26,5 K], добавлен 10.11.2009

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector