Теория упражнения с предметами

6.2. Упражнения с предметами

Упражнения с предметами – ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты, смелости и настойчивости.

Броски, ловля, перекаты, вращения и другие упражнения с предметами, связанные с умением распределять движения в пространстве и во времени и сочетать их с движениями тела, требуют разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. При их выполнении соз­даются благоприятные условия для функционального совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координа­ционных способностей занимающихся.

Специфика упражнений с предметами определяется двумя фактора­ми.

Первый из них – принципиально возможные кинематические формы движений самого предмета как независимого снаряда. Второй – это произвольные движения занимающихся во взаимодействии со снарядом (тип движений без предмета).

Предмет как независимый снаряд может совершать переместительное и вращательное движение. При этом ось вращения в полёте всегда проходит через центр тяжести или общий центр массы предмета, а переместительное движение совершается по параболе. Свободное дви­жение предмета возможно при бросках и перекатах.

Среди движений, которые выполняются в контакте “человек-пред­мет”, наиболее простыми являются махи, круги и вращения. При этом важное значение имеет правильный хват предмета. Для занятий с боль­шинством

предметов характерны жесткий хват (при выполнении махов и кругов) и свободный (при вращении). Выполнение тех или иных дви­жений с предметами определяется фактурой снаряда.

В данном пособии рассматриваются упражнения с мячом, скакал­кой и обручем.

6.2.1. Упражнения с мячом

Упражнения с мячом позволяют развивать точность движений во времени и пространства, ловкости, силу мышц плечевого пояса и рук, способствуют совершенствованию чувства ритма. Упражнения с мячом дополняются танцевальными движениями, музыкой и носят ярко выра­женный эстетический характер.

Для упражнений используют резиновый мяч малого (диаметр 8-12 см.), среднего (15-18 см.) и большого (20 и более см.) размера. В начальной школе лучше использовать мячи малых размеров, для учащихся средних классов – средних размеров, для старших классов – больших.

Изучая упражнения с мячом необходимо придерживаться опре­деленной последовательности и системности:

– способы удержания мяча;

Способы удержания мяча. Изучение правильного удержания мяча необходимо начинать с исходных положений:

– мяч на ладони (ладонях);

– мяч поддерживают пальцами рук с боков, не касаясь его ладо­нями;

мяч лежит на тыльной стороне кисти с предельно вытянутыми

1) Обучение броскам следует начинать с освоения предварительных и сопровождающих движений руками в сочетании с пружинящими движениями ногами, без мяча.

И.п. – стойка руки в стороны

1 – полуприсед, руки вниз

2 – стойка руки вверх

3 – повторить счет 1

2) Броски мяча двумя руками.

И.п. стойка руки в стороны, мяч на правой ладони

1 – слегка сгибая руки через низ вперед, передать мяч на обе ладони,

– бросок мяча вверх, стойка руки вытянуты навстречу мячу

– поймать мяч с последующим движением рук вниз, полуприсед

– стойка, руки через низ в стороны мяч на левой руке

5-8- тоже в другую сторону

3) Броски и ловля мяча одной рукой.

И.п. – стойка руки в стороны, мяч на правой ладони

– полуприсед, мяч вниз

– выпрямляясь, бросок мяча вверх

– поймать мяч левой рукой с полуприседом и опусканием мяча вниз

– стойка руки в стороны, мяч на левой ладони

5-8- тоже с другой руки.

4) Броски по дуге над головой (выполняются стоя на месте и с передвижением).

Читайте также:  Физические упражнения для роста волос

И.п. – стоя в полуприседе, руки в стороны, мяч на правой ладони,

туловище в полунаклоне вправо

1 – выпрямляясь и махом правой руки влево – вверх бросок мяча над головой

– поймать мяч левой рукой

3-4 – тоже с другой руки

Это упражнение можно выполнить на вальсовых шагах в сторону.

5) Броски мяча под руку.

И.п. – стойка левая рука вперёд, правая с мячом в сторону

1 – мяч через низ влево – вперед, бросок из под левой руки

2 – поймать мяч на правую ладонь снизу, вернуть в и.п.

3-4- тоже с другой руки

6) Броски под плечо одной рукой

И.п. – стойка мяч на правой ладони внизу, кисть пальцами назад

1 – согнуть правую руку, локоть в сторону, до подмышечной впадины

3-4- тоже с другой руки.

Основное упражнение (упражнение целиком)

– согнуть правую руку, локоть в сторону, до подмышечной впадины,

бросок мяча сзади вверх над головой.

– поймать мяч двумя руками спереди, переводя его в левую вниз

3-4- тоже с другой руки.

Методические указания. При бросках и ловле мяча руки следует освободить от излишнего напряжения. Броску предшествует предвари­тельный замах (руки опустить немного ниже и.п.), а также пружиня­щее движение ногами с последующим выпрямлением тела и рук вверх. Бросок мяча чаще всего выполняют с вставанием на носки и переносом веса тела с одной ноги на другую. При ловле мяча следует учитывать, что скорость его падения достаточно велика и мяч после касания ладони может отскочить. Этот отскок нужно смягчить движением рук навстречу мячу (мяч перекатывается через кончики пальцев на ладо­ни) и последующим опусканием рук вниз (продолжая движение мяча). Захватывать мяч пальцами нельзя.

Характер движения с мячом слитный, музыкальное сопровождение плавное, размер 3/4, подчеркивая бросок акцентами в музыке.

1) Отбив двумя руками. Мяч на ладонях перед собой.

И.п. – полуприсед мяч слегка поднять вверх, ладони повернуть вниз

1 – удар пальцами по мячу, руки плавно удаляются от мяча

2 – поймать мяч двумя руками с боков

3-4 – повторить счет 1-2

Также выполняется упражнение, только мяч ловить не с боков, а снизу на обе ладони.

2) Отбив одной рукой сбоку вертикально пола.

И.п. – стойка руки в стороны, мяч на правой ладони

1-3- бросив мяч о пол справа в боковой плоскости, три отбива правой рукой

4- поймать мяч на ладонь правой снизу, сделав предварительно

маленькую дугу вокруг мяча наружу, полуприсед

5-8 – тоже с другой руки

Методические указания. При отбиве двумя руками мяч держат на ладонях перед собой или поддерживают немного сбоку. Удар по мячу производят после предварительного маха и пружинного движения ногами. Следует помнить, что высота отскока находится в прямой зависимости от силы удара.

Выполняют по полу и по различным частям тела (рукам, спине и т.д.)

1) Перекаты мяча по полу.

И.п. – сед на пятках лицом друг к другу на расстоянии 2м., руки с мячом

1-2- приподнимаясь в стойку на коленях, перекатить мяч по полу под левое

3-4- приняв мяч перевести руки с мячом в и.п.

2) Перекат мяча по полу из положения выпада с последующим мелким

бегом за мячом, и остановкой его в приседе.

3) Перекаты мяча между ладонями

И.п. – стойка левая рука над мячом, правая под ним

Читайте также:  Упражнения для сильных стоп

1 – вращение мяча наружу в положение рук левая под, правая над ним

2 – вращение наружу в и.п.

3-4- повторить счет 1-2

5-8- тоже, но вращение внутрь

Также выполняются перекаты мяча, но в сочетании с мелкими шагами бега вперёд и назад.

4) Перекаты мяча по руке.

И.п. – стойка мяч на ладонях впереди

1-2- поднять мяч вперед-вверх, перекатить его на грудь, прогнуть­ся

3-4- опустить руки вперед – вниз, перекатить мяч на ладони.

Также выполняются перекаты, но мяч на тыльной стороне ладоней.

Методические указания. Перекаты должны быть плавными, без толчков. Мяч с пола следует поднимать пальцами, находящимися меж­ду полом и мячом. Направление переката создается пальцами. Мяч катящийся по той или иной части тела необходимо либо остановить в обусловленной точке, либо ловить после сбрасывания на пол. При выполнении перекатов между кистями необходимо, чтобы руки были слегка согнуты в локтевых суставах. Кисти должны двигаться вокруг вращающегося мяча.

Направление выкрута бывает внутрь и наружу. Движение соверша­ется в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

1) Выкрут в вертикальной плоскости внутрь и наружу.

И.п. – стойка руки в стороны, мяч в правой на ладони

– приподнимая руку с мячом, повернуть кисть на 360° внутрь ладонью

2 – опустить мяч на ладони сзади

3 – поднять мяч на ладони вправо

4 – выкрут наружу на 360°, ладонью вверх, и.п.

5-8- тоже с левой руки

2) Выкрут в горизонтальной плоскости внутрь и наружу

– сгибая руку в локтевом суставе, предплечьем и кистью вмес­те с

мячом описать дугу вперед – внутрь

– продолжить движение по дуге выпрямляя руку вправо ладонью

– сгибая руку в локтевом суставе, предплечьем и кистью вмес­те с

мячом, описать дугу назад – наружу

4 – продолжить движение по дуге вперед – наружу в и.п.

5-8- тоже с другой руки

Методические указания. Выкруты вертикальные и горизонтальные

выполняют ненапряженной рукой, плавно, слитно, сочетая с полуприседами, небольшими наклонами туловища вперед, а также шагами. Выкруты можно заканчивать небольшим броском мяча вверх.

Источник

Упражнения с предметами

Многие ОРУв школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощуще­ния сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе от­дельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование предметов создает ощуще­ние сопротивления. При этом физические усилия становятся от­четливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают

дифференцировать мышечные ощущения (гантели, набивные мячи и др.).

Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в уп­ражнениях с предметами происходит значительно эффектив­нее. Все упражнения с предметами в той или иной степени тре­буют работы пальцев рук. Совершенствование координации движений пальцев важно и для интеллектуального развития де­тей. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ни­ми, организованно и быстро брать и класть их на место. Терми­нологические основы названий упражнений с предметами ана­логичны терминологии упражнений без предметов. Некоторую специфику имеют упражнения с гимнастическими палками. Поэтому ниже приводятся основные положения для упражне­ний с ними.

Положения с палкой определяются в зависимости от ее распо­ложения по отношению к телу занимающегося. Различают сим­метричные и несимметричные положения.

Симметричные положения с палкой

В симметричных положениях палка удерживается за концы обеими руками, которые могут быть прямыми или согнутыми.

Читайте также:  Формы проведения спортивных упражнений

Палку вниз — палка удерживается опущенными руками за концы и касается спереди бедер (рис. 38, а).

Палку вверх— палка удерживается за концы поднятыми вверх руками (рис. 38, б).

Палку вперед — палка удерживается прямыми руками за концы на уровне груди (рис. 38, в).

Палку на грудь — палка удерживается за концы согнутыми руками и касается груди (рис. 38, г).

Палку перед собой — перевернутая палка находится между предплечьями (рис. 38, д).

Палку на голову, за голову — палка удерживается за концы согнутыми руками и серединой касается головы сверху (рис. 38, е), а во втором случае — сзади шеи.

Палкуна лопатки— палка удерживается за концы согнуты­ми руками и касается лопаток (рис. 38, ж).

Палку назад — палка удерживается за концы руками, отве­денными назад до отказа.

Палку вниз-сзади — палка удерживается за концы и касает­ся бедер сзади (рис. 38, з).

Палку за спину(на поясницу) — палка удерживается согну­тыми руками за концы и касается поясницы.

6*

Несимметричные положения с палкой

Палку к плечу— палка удерживается у плеча большим и ука­зательным пальцами, остальные поддерживают ее снизу (рис. 39, а). Это основное положение с гимнастической палкой во вре­мя передвижения.

С палкой «вольно»— положение занимающегося соответст­вует стойке «вольно» в разомкнутом строю без предмета. Левый конец палки при этом касается пола около левого носка, левую руку на пояс (рис. 39,б).

Палку вправо (влево)— палка удерживается правой (левой) рукой за один конец, составляя с нею прямую линию (рис. 39, в).в

Палку вправо (влево)-книзу (кверху)— палка поднята или опущена на 45° от положения «палку вправо (влево)».

Палку к плечу вперед (вправо, кверху, вправо-кверху и др.) — левая рука удерживает палку у правого плеча, а правая в указанном направлении (рис. 39,г, д).

Палку к бедру кверху (вправо, вперед)— палка удерживает­ся у правого (левого) бедра разноименной рукой, а одноименной рукой в указанном направлении (рис. 39,е).

Палку на голову вправо (за голову, на грудь, и т. п.)— палка удерживается левой рукой за конец и касается головы, а пра­вой — в указанном направлении (рис. 39, ж).

Несимметричные положения могут быть такими, в которых палка и рука, удерживающая ее, не составляют прямой линии, например: правую руку в сторону, палку вверх (рис. 40, а); пра­вую руку вверх-наружу, палку влево (рис. 40, б) или вправо (рис. 40, в).

Палка мо,: от удерживаться обеими руками за один конец, на­пример: руки вверх, палку вправо (рис. 41, а) или руки вверх, палку назад (рис. 41, б). Могут быть и иные положения палки:

Палку наклонно вправо (влево)— палка удерживается двумя руками за концы: правая рука в сторону, левая вверх (рис. 42, а).

Палку наклонно вперед, правой сверху (рис. 42, б).

Палку на грудь, правымконцом кверху — а правая направ­ляет ее вверх (рис. 42, в).

Палку на грудь, левым концом вправо-кверху(рис. 42, г).

Для удержания палки используются известные способы хва­тов: сверху, снизу, разный хват, обратный хват, узкий хват. При беге палку держат за середину в левой руке.

Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 1202 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector