Сосед справа сосед слева упражнения

Сосед справа сосед слева упражнения

1. Приветствие «Здороваемся рукопожатиями». Дети, стоящие в кругу, берутся за руки и легонько пожимают соседям, стоящим справа и слева от них. Ведущий может дать задание: пожмем руку соседу, стоящему слева, пожмем руку соседу, стоящему справа.

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка». «Дирижер и оркестр».
«Дирижер и оркестр». Дети стоят лицом к ведущему так, чтобы не мешать друг другу.
Инструкция. Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх, и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка — тем тише голоса. Но моя палочка может подниматься и опускаться не только постепенно, она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро: тише — громче.
Поем звуки. А: тише — громче; О: тише — громче; У: тише — громче; Э: тише -громче;И: тише—громче; Ы: тише — громче.

3. Функциональные игры н упражнения
Развитие пространственных представлений
Упражнение «Сосед слева — сосед справа». Дети сидят в кругу.
Инструкция. Сейчас каждый из вас определит своего соседа слева и соседа справа.
Делать это вы будете в определенном направлении. Как только вы услышите хлопок — направление нужно поменять.
Пример. Ребенок говорит: «Слева от меня Ваня, а справа-Лена». Хлопок: «Справа от меня Лена, а слева — Ваня».

Развитие мелкой моторики
«Природный массаж». Дети, сидя в кругу, распределяются по парам и делают друг другу массаж.
Правила:
— массаж делаем двумя руками;
— по всей поверхности спины;
-делаем аккуратно, старательно, чтобы было приятно и не больно вашему партнеру.
Схема массажа:
1) «Ярко светит солнышко».
Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).

2) «Прилетел легкий ветерок».
Зигзагообразные движения кистью рук.

3) «Налетел сильный ветер — ураган».
Резкие, прерывистые, хаотичные движения пальцами и всей кистью.

4) «Пошел мелкий дождик».
Хаотично перебираем всеми пальчиками.

5) «Пошел крупный проливной дождь»

6) «Снова выглянуло солнышко».
Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).

7) «Поползли муравьи».
Перебираем средним и указательным пальцами.

8) «Появились гусеницы»
У
казательным пальцем проводим зигзагообразные движения.

9) «Выползли ёжики».
Руки в «открытом замке» — массируем спинку перекатывающимися движениями.

10) «Пошел нежный весенний дождик»
Хаотично перебираем всеми пальчиками

11) «Выглянуло солнышко».
Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).

Освоение внешнего пространства.
Движение в нижней зоне. Упражнение «Пустыня».
Дети вспоминают: какая погода в пустыне, кто там живёт и что растёт. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку»: например, между ножек стула.

Упражнение «Змея»
Перемещение по полу без помощи рук (на животе, на спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или удава.

Упражнение «Верблюд отдыхает»
Передвижение на четырех конечностях, затем ложится на пол. Знакомство с плавными неторопливыми движениями.

Упражнение «Суслики»
Перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места.

Релаксация «Пляж»
Дети лежат. Звучит музыка для релаксации.
Ведущий. Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ваши руки и ноги тяжелые, они отдыхают. Ласково светит солнце и согревает вас. Дует легкий, нежный ветерок. Он колышет ваши волосы. Вы слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Вам спокойно и уютно. Вы отдыхаете.
А теперь почувствуйте пол, на котором вы лежите, прислушайтесь к звукам, которые окружают вас, откройте глаза. Потянитесь, повернитесь на бочок. Можно встать.Потянитесь высоко-высоко, к солнцу!

5. Прощание «Башенка».
Дети становятся в круг и строят «башню» из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника.
После слов: «Всем, всем — до свидания!» — башня рушится.

Источник

Упражнение «Мой сосед слева»

Цель:развитие умения находить положительные качества в других людях.

Ведущий предлагает внимательно посмотреть на соседа слева, и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли вам было слышать от других положительные оценки своих умений.

Могут возникнуть затруднения в отношении отверженных. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.

Упражнение «Мои сильные и слабые качества»

Цель:формирование навыков адекватной самооценки.

Участникам предлагается разделить лист пополам и на одной стороне написать свои сильные качества, на другой-слабые. Желающие могут зачитать их, но нельзя заставлять подростков делать это без желания. Ведущий предлагает сравнить количество своих сильных и слабых черт и подумать, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, и если да, то что для этого нужно предпринять. Очень важно объяснить ребятам,что всегда можно избавиться от того, что не нравиться в себе, главное понять, что хочется изменить в себе, а вариант, как это сделать, можно найти всегда.

Ребята с заниженной самооценкой часто не могут найти положительного в себе. Задача ведущего- помочь им.

Упражнение « Хромая обезьяна»

Цель:снижение эмоционального напряжения.

Участникам предлагается представить себе хромую обезьяну, ее ужимки,походку. Затем ведущий говорит,что он запрещает думать об этой обезьяне в течение 2- минут, и засекает время. Засмеявшийся выходит в середину круга. В конце концов все участники оказываются там и весело смеются. В группе могут оказаться «провокаторы», поэтому следует предупредить ребят что изображать обезьяну не нужно, важно не думать о ней.

Цель:получение обратной связи. В группе обсуждается занятие, что понравилось, что нет., сколько «весит» каждый участник.

Занятие №3

Тема « Модели поведения в различных ситуациях»

Цель:осознание причин выбора модели в различных ситуациях.

Упражнение « Разожми кулак».

Участники разбиваются на пары:один сжимает кулак,а другой пытается разжать пальцы за 1 минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется. Далее следует обсуждение, кому и как удалось это сделать.

Возможные варианты:силой, просьбой. Можно рассказать притчу: «Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: »Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, но добился лишь того, что путник еще сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко, стало греть путника своими лучами, он сам и снял плащ». Ведущий задает вопрос: «Всегда ли можно добиться своего силой? Как можно сделать это по другому?»

Читайте также:  Упражнения для дряблая шея

Следует предупредить ребят, что нельзя ломать пальцы партнера. Разжимать кулак следует не причиняя боли.

Упражнение « Представление героев»

Цель:научиться понимать себя и других людей по поведению.

Участникам предлагается вспомнить героев сказки про Винни-Пуха и охарактеризовать их. Характеристики записываются на доске.

Пятачок-зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик-активно навязывает другим свою точку зрения,считает, что он знает все,требует подчинения.

Ослик Йа- пессимистично смотрит на мир, не верит в свои силы, ожидает неудачи. Может оказаться, что ребята не видели мультфильм. В этом случае пред занятием им демонстрируют фрагмент из мультфильма «Винни-Пух идет в гости и «День рождения Йа».

Упражнение « Проблемы героев»

Цель:развитие навыка справляться с проблемами поведения.

Участникам предлагается подумать, что нужно изменить в своем поведении Пятачку, Кролику и ослику Йа. С участниками обсуждается, как героям воплотить рекомендации в жизнь. Пятачку нужно научиться говорить «нет», и отстаивать свою точку зрения. Кролику нужно научиться просить и принимать отказ. Ослику необходимо поверить в свои силы и научиться разрешать ситуации.

Упражнение «Уши-Нос»

Цель:развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

Ведущий рассказывает, как можно сохранить спокойствие в ситуации, когда в адрес человека кто-то кричит,обвиняет, насколько полезно не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик. Можно предложить ребятам вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах. Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду,нужно уметь внутренне отстраняться от стрессовой ситуации, и настроиться на конструктивное разрешение.

Участники разбиваются на пары, один будет пятачок,другой-кролик. Кролик-кричит и обвиняет. Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар,его задача-не слушать Кролика,а наблюдать за движением кончиков его ушей или носа и запомнить свои мысли и чувства, возникающие в это время. На упражнение дается 2 минуты, затем участники меняются ролями.

После выполнения упражнения следует обсуждение:какие чувства испытывали партнеры в ролях?Трудно ли было выполнить задание и почему?

Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки кролика?

Ребята разбиваются на пары по собственному желанию, если кто-то, если кто-то

оказался без пары. Его партнером становиться ведущий. Если никто не хочет вставать в пару с отверженным,его партнером тоже становиться ведущий.

Упражнение «Посидите так как сидит..»

Цель:снятие эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает посидеть на своих стульях так,как сидели бы:король,курица н насесте, начальник милиции,преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка,слон, пилот, бабочка.

Рефлексия. Обсуждается занятие и измеряется «вес».

Занятие №4.

Тема « Учимся преодолевать страх перед неприятной ситуацией, отстаивать свою позицию»

Цель:формирование навыков определения свей позиции в затруднительных ситуациях.

Упражнение «Это я»

Один участник выходит на середину. Его задача-одним жестом передать свой характер или какую-то черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место.

Водящие выходят по желанию,не нужно «принуждать» ребят.

Упражнение «Да-НЕТ»

Цель:осознание ощущений в момент отстаивания позиции, поиск невербальных признаков собственного уверенного поведения.

Участники разбиваются на пары, один произносит слово «да»,- другой «нет», голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача-убедить партнера.

Далее следует обсуждение, построенное на следующих вопросах: удалось ли переубедить партнера,не крича при этом, и не изменяя позы?Какая бала поза, помогла ли она? Как ее воспринял ваш партнер? Как вы думаете, захочет ли этот человек еще раз встретиться с вами?Как на ваш взгляд, выглядит уверенный человек?В чем это проявляется? Можно ли отказать человеку, и при этом сохранить с ним хорошие отношения?

Лучше. Если участники распределятся на пары с соседом. Партнером «лишнего» участника должен стать ведущий.

Упражнение «Скажи нет»

Цель:формирование навыков достойного отказа.

Выбираются добровольцы:один будет требовать что-то задуманное,а другой попытается ему отказать. Если необходима поддержка, то можно позвать на помощь других участников. На разыгрывание сценки дается 5 минут. Затем следует обсуждение. Когда было легче добиться своего-отказывая, или требуя? Помогли ли помощники? Нужно ли в реальной жизни,отстаивая свою позицию привлекать кого-то на помощь?

Надо предупредить добровольцев, что должны выбираться такие ситуации, в которых трудно отказать. Можно оказать помощь в выборе ситуации.

Упражнение «Нож и масло»

Цель:развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией.

Участники встают в два ряда друг напротив друга, поднимают правую руку и ритмично одновременно передвигают ее вверх-вниз, как нож. Каждый должен по очереди пройти через этот строй. Закончивший путь встает в конец строя,а стоящий вначале проходит через шеренгу. Далее обсуждается, как было легче избежать удара-продумав свой путь, или бросившись бежать не думая? Подростков необходимо вывести на осознание планирования действий в сложной ситуации.

Следует предупредить ребят, что нельзя наносить удары, следует только поднимать и опускать руки. Кто будет замечен в специальном нанесении боли проходящему через строй-выйдет из шеренги.

Цель:получение обратной связи. Обсуждается занятие.

Источник

Тренинг на сплочение 3

Сплоченность складывается из многих компонентов, важнейшие из которых перечислены ниже:

1. Наличие общей цели, которая принимается всеми участниками и которая, с очевидностью, не может быть достигнута кем—то из группы индивидуально. Отношения выстраиваются по принципу “или мы все вместе выиграем, или все вместе проиграем”.

2. Умение координировать действия для достижения общей цели. Каждый человек в отдельности, как бы он хорошо ни действовал, не сможет достигнуть командной цели, если он не будет соизмерять и координировать свои действия с действиями других людей.

3. Взаимное доверие, готовность оказываться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, включающих элемент совместного риска.

4. Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом, азарт.

5. Соревновательность, но направленная не столько на членов своей команды, сколько на общего конкурента — например, на другую команду. Наиболее результативный путь формирования качеств, необходимых для продуктивной командной работы — это игровое моделирование ситуаций совместной деятельности, где проявятся такие качества. На это и направлены приведенные в этой части книги игровые упражнения.

Слушаем голоса Подготовка Заранее готовятся карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.), — по 2—3 карточки на группу с названием каждого животного. Для усложнения игры можно также добавить несколько карточек, на которых изображены животные, не издающие характерных звуков (например, рыбы). Описание Ведущий раздает группе карточки с названиями животных. Участники, никому их не показывая, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: “Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных”. Например: те, у кого изображена кошка, мяукают и собираются вместе. Смысл упражнения Разминка, демонстрация избирательности восприятия информации, имеющей место в любом общении: во всем потоке звуков удается выделить именно нужные, остальные как будто отходят на второй план. Обсуждение Что помогло собрать всю “семью”, не растеряв по ходу участников? Как удалось выявить именно нужные звуки во всем этом шуме? Мы слышим именно то, что хотим услышать. В каких жизненных ситуациях проявляется такой же эффект?

Читайте также:  Упражнения для гармонизации детско родительских отношений

Повернуться в одну сторону Описание Участники свободно рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее 70—80 см, и встают лицом в одном направлении (например, все стоят лицом к двери). Далее по хлопку ведущего все одновременно закрывают глаза и выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, разговаривать об этом нельзя. После прыжка участники открывают глаза, смотрят друг на друга (при этом можно общаться с помощью мимики и жестов, но не слов) и по очередному хлопку, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: после очередного прыжка все участники должны приземлиться, повернувшись лицом все в одну сторону (не важно, в какую именно). Игра может использоваться как экспресс—тест на групповую сплоченность (фиксируется количество прыжков, потребовавшихся для достижения результата). При выборе места и времени проведения следует учитывать, что такие прыжки производят очень сильный шум в помещении, расположенном этажом ниже. Можно выполнить упражнение иначе, менее шумным способом: участники стоят в кругу, лицом к центру, и по команде ведущего поворачиваются на 90 градусов вправо или влево, предварительно закрыв глаза. Задача та же самая: после очередной попытки всем оказаться лицом в одном направлении (внутрь круга, наружу либо в затылок друг другу). Смысл упражнения Задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники стремятся к этому индивидуально, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность. Обсуждение Получится ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу “каждый за себя”? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и передать им свой замысел. А как это сделать?

Круг с карандашами Подготовка Для игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрывающиеся колпачками или с убирающимся стержнем) — по одному на каждого участника. Описание Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки (см. рисунок). Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5. Присесть, встать. В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).

Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева).

Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Включить медленную музыку и устроить коллективный “танец”.

Если участникам сложно сразу выполнить это задание, можно дать подготовительное: участники разбиваются на пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70—90 см и держат два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Нужно, не выпуская карандашей, синхронно двигать руками вверх—вниз, поворачиваться вправо—влево, приседать. Смысл упражнения При выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каж—дый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других. Обсуждение Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? А двоих — справа и слева — одновременно?

Дракон Описание Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны — это “голова”, а конец — “хвост” дракона. “Голова” пытается ухватить “хвост”, а тот, естественно, пытается увернуться. Двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Для игры нужно довольно много свободного пространства (для группы из 10 человек — не менее 5 ? 5 м), вокруг не должно быть острых углов и других предметов, способных нанести травму. Игра повторяется 3—4 раза, при этом порядок построения участников меняется таким образом, чтобы каждый побывал в разных позициях: в начале колонны, в середине, в хвосте. Если участников много, можно сделать две колонны. Как вариант, “голова” охотится на свой “хвост” либо на “хвост” другого дракона. Смысл упражнения Физическая и эмоциональная разминка, активизация участников, развитие координации совместных действий, сплочение группы, снятие психологической напряженности, неловкости в межличностных отношениях. Обсуждение Участники обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, а также тем, кому в какой позиции было комфортнее: в начале, в середине, в хвосте колонны.

Циферблат Описание Участники, сидящие в кругу, образуют “циферблат часов” — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому—то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие—либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто—нибудь заказывает время, а “циферблат” его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1—2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу. Смысл упражнения Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие. Обсуждение Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Читайте также:  Упражнения для беременных чтобы не поправиться

Пишущая машинка Описание Участники изображают клавиатуру “пишущей машинки”. Так как количество участников обычно гораздо меньше количества букв в алфавите, каждому достается несколько букв. Ведущий (при желании и кто—то из участников) диктует фразы, остальные участники “печатают” их — когда встречается их буква, громко произносят ее, подпрыгивают и хлопают в ладоши. “Печать” может происходить непосредственно во время медленного произнесения фразы, но упражнение проходит интереснее, если сначала фраза произносится быстро, а потом участники “печатают” ее по памяти. Ведущий может записывать получившиеся “напечатанные” фразы по “буквам” во избежание путаницы. Смысл упражнения Повышение направленности внимания участников друг на друга, концентрации внимания, разминка. Обсуждение Достаточно краткого обмена впечатлениями.

Живой шрифт Описание Участникам, объединенным в команды по 5—6 человек, предлагается коллективно придумать, как можно создать и продемонстрировать “живой шрифт”, в котором участники изображали бы собою каждую из букв алфавита (время на подготовку 15— 20 минут). Потом каждой из подгрупп предлагается продемонстрировать получившийся у нее “шрифт” (лучше всего, если будет возможность заснять каждую “букву” на цифровую камеру, а потом, на стадии оценки, повторно продемонстрировать). Команда, у которой “шрифт” получился наиболее четким или был изображен наиболее оригинальным способом, объявляется победительницей. Смысл упражнения Развитие навыков генерации и воплощения идей в условиях командной работы. Обсуждение Сначала участники обмениваются своими эмоциями и чувствами, возникшими по ходу выполнения упражнения, потом — соображениями по поводу того, что способствовало его успешному выполнению, а что препятствовало, и каким жизненным ситуациям можно уподобить такое задание.

Хлопки по коленям Описание Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит “один”, сосед справа произносит “два” (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева — “три”, а “четыре” — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа. Смысл упражнения Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению. Обсуждение Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

Путаница Описание Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой — за правую руку человека, стоящего напротив (см. рисунок на с. 14). После этого им нужно распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти одну относительно другой. Можно перешагивать через руки друг друга и т. д. Оптимальное число участников в круге от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно создать несколько кругов, организовав между ними соревнование на скорость. Смысл упражнения Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, “ломая” пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто устранился от работы). Обсуждение Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда казалось, что распутаться невозможно, когда способ решения стал понятен и осталось его воплотить; завершение упражнения)? Кому было во время игры комфортно, а кому нет, с чем это связано? Кто руководил процессом? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то благодаря каким действиям это в конце концов удалось?

Узелок Подготовка Для игры понадобится канат или прочная веревка длиной 6—7 м (для группы из 12 человек; при большем количестве игроков нужен более длинный канат, примерно 40 см дополнительно на каждого участника). Описание Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каж—дая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, “капитанов” команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных участников. Каждый держится за канат, протянутый вдоль обеих колонн (см. рисунок). Дается задание — не отрывая рук от каната, завязать узел в промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем группе подростков на это требуется 5—7 минут. Смысл упражнения Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условия для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активизации творческого мышления, поскольку способ его выполнения не оговаривается, участники должны найти его самостоятельно. Обсуждение Следует обратить внимание участников на то, что при выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: “Мало придумать способ завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?”

Рулет Подготовка Для игры нужен канат или прочная веревка длиной 6—7 м, если в группе более 14 человек — 2 каната. Описание Группа выстраивается в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль колонны канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в “рулет”, после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим. Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения — 2—3 минуты. Если в группе 14 и более человек, целесообразно организовать два “рулета” и устроить между ними соревнование на скорость. Смысл упражнения Развитие умения координировать совместные действия, сплочение группы, снятие психологической напряженности, развитие внимательности. Обсуждение Краткий обмен впечатлениями: кто испытывал дискомфорт и почему, кто был лидером и руководил передвижением.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector