При показе упражнений ученикам



МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Наиболее действенными методами обучения являются: метод целостного обучения и по частям. Методику обучения общеразвивающим упражнениям можно условно разделить на три этапа:

I — создание представления об упражнении;

II — обучение технике исполнения упражнения;

III — совершенствование упражнения.

1. Создание представления об упражнении.

Дли разучивания упражнения, используют следующие методы создания представления об упражнении: рассказ, показ, комбинированный, по разделениям и игровой.

Рассказ. Учитель называет упражнение по терминологии и действия на все счеты, но не показывает его и не выполняет вместе с классом вначале упражнения.

Для начала и окончания упражнения подаются те же команды. Если по ходу выполнения упражнения ученики допускают ошибки, то учитель может своим показом помочь исправить их. Этот способ требует от занимающихся сосредоточенного внимания и хорошего запоминания движений, знания терминологии. Применяется во всех возрастных группах с целью проверки знаний терминологии и концентрации внимания учащихся. Учитель должен точно и доходчиво применять установленную терминологию, отчетливо произносить слова, соблюдать умеренный темп речи и изменять интонацию голоса в зависимости от важности движений.

Иногда целесообразно сразу дать команду принять исходное положение, например, если упражнения выполняются из исходных положений сидя, лежа и т. п., а затем рассказать, что и на какой счет делать. Такой прием не годится для исходных положений, требующих больших усилий (упор лежа) или неудобных поз.

Показ.Учитель показывает упражнение, не называя его по терминологии, но употребляет следующие слова: «Внимание! Исходное положение» и демонстрирует его, а затем только называет счет и показывает движения.

После показа подаются обычные команды для принятия исходного положения, выполнения упражнения и его окончания.

Если при выполнении допускаются ошибки, то подается команда: «Отставить!» и затем дается указание: «Смотрите, как это делаю я!» и далее «Со мной упражнение начи-НАЙ!». Если все-таки опять допускаются ошибки, то учитель дает следующее указание «Посмотрите внимательно на движение моей руки (ноги и др.)» и предлагает ученикам копировать все его движения на каждый счет. После двух-трех повторений учитель переходит на подсчет и подсказ.

Иногда учитель может предложить ученикам копировать все его действия, в том числе и в паузах между упражнениями. В этом случае для более согласованного выполнения упражнений ведется только счет.

Этим приемом можно пользоваться для проведения занятий с любым контингентом занимающихся, но самые лучшие результаты он дает при занятиях с детьми младших классов. Прием напоминает игру. Дети охотно принимают ее, проявляют максимум внимания и стремление точно скопировать все действия учителя.

При комбинированном способе,соединяющем показ и рассказ учитель, показывая упражнение, называет движения по терминологии. Перед объяснением упражнения учитель сообщает учащимся о назначении этого упражнения (на осанку, для развития мышц спины, для подвижности плечевых суставов и т. п.), а затем объясняет и показывает все упражнение в целом.

Для начала упражнения подается команда: «Исходное положение при-НЯТЬ». Если необходимо, то следует указать способ принятия исходного положения, например: «Исходное положение — стойку ноги врозь прыжком при-НЯТЬ», а затем: «Упражнение начи-НАЙ!» или «В левую (правую) сторону упражнение начи-НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «Стой!».

Этот метод используется во всех возрастных группах с любым контингентом занимающихся. Кроме того, занимающиеся знакомятся с терминологией этих упражнений и их назначением.

По разделениям. Учитель вначале называет и показывает действия, а затем подает команду для исполнения. Например: «Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе — прыжком при-НЯТЬ!» и далее «Наклон вперед, руки в стороны — Делай РАЗ!». Проверив правильность выполнения движения и положения на первый счет, называет движение, которое надо сделать на второй счет и командует: «Делай ДВА!» и т.д. После медленного и раздельного выполнения (по отдельным счетам) движении и исправления ошибок учитель переводит занимающихся на непрерывное выполнение упражнения в нужном темпе и ритме. Для этого подается команда: «Упражнение продол-ЖАЙ!» и ведется подсчет. Если упражнение выполняется в обе стороны, то нужно по разделениям выполнить и в другую сторону, также исправляя ошибки, но при этом нет необходимости еще раз называть действия, а подаются только команды: «Делай ТРИ! Делай ЧЕТЫРЕ!» или «Делай ПЯТЬ! и т. д.», если упражнение на 8 счетов. Для окончания упражнения также подается команда: «Стой!».

Применяя этот способ обучения, учитель, называя движения, показывает их. Но в некоторых случаях (в положениях лежа, неудобных позах сидя и др.) можно не показывать упражнение, а только называть действия, а методическими указаниями способствовать правильному выполнению. При неправильном выполнении движений отдельными учениками следует подойти к ним и поправить, но если есть необходимость, то своим показом учитель уточняет изучаемое положение или движение.

Применение этого метода для создания представления об упражнении повышает эффективность занятий при разучивании сложных по координации упражнений, повышает плотность занятий, позволяет уточнить движения и положения, исправить ошибки.

Создание представления об упражнении методом «по разделениям» можно предложить детям и в форме команд и в форме распоряжений. Например:

«И.п. — стойку ноги врозь, руки на поясе — при-НЯТЬ!

Наклон вправо, левую руку через сторону вверх — делай РАЗ!

То же, в другую сторону — делай ТРИ! Делай ЧЕТЫРЕ!

– в форме распоряжений:

«Поставьте ноги врозь (на ширине плеч), а руки на пояс — это исходное положение.

Наклонитесь вправо, левую руку через сторону вверх — это счет 1.

Вернитесь в исходное положение — это счет 2.

То же в другую сторону на счет 3 и 4 .

Продолжаем выполнять упражнение только под счет».

Создание представления об упражнении в форме распоряжений в основном применяется с детьми дошкольного возраста, в группах здоровья с пожилыми людьми. В работе с учащимися лучше использовать командный метод, т. к. при этом формируется еще и согласованность движений, темп, ритм и другие, очень важные компоненты формирования двигательного навыка.

Игровой.Для детей дошкольного и младшего школьного (I и II классов) возраста, которые склонны к играм и фантазированию. В этом возрасте дети легко представляют себе различные действия в виде игр, поэтому многие упражнения по содержанию и названию можно приблизить к игровым действиям. Например: «Скачет мяч», «Зайчики», «Маятник» и др. Учитель мало употребляет терминологических названий, в основном поясняет, что нужно делать — это игровые упражнения. Но когда нужно учить детей основным положениям рук, ног, туловища и заострять их внимание на терминологическом их названии, необходимо применять методы по разделениям и рассказ с показом.

Проводя комплекс упражнений, нужно применять все способы создания представления об упражнении с тем, чтобы учитель мог разучить новое упражнение, особенно, если упражнение сложное по координации (по разделениям), проверить знание терминологии (рассказ), уточнить технику плохо освоенных движений (комбинированный способ), снять умственное напряжение, сохраняя физическую нагрузку (показ, игровой). Все эти методы создания представления об упражнении должны дополнять друг друга в решении поставленных задач и способствовать подготовке детей к физическому самосовершенствованию, к овладению умениями и навыками применять ОРУ в самостоятельных занятиях здорового образа жизни.

2. Обучение технике исполнения упражнений.

Каждое упражнение имеет конкретную цель, а эффективность зависит от правильного его исполнения. При обучении ОРУ учитель должен добиваться осознанного правильного исполнения. Необходимо не только исправлять ошибки, но и объяснять назначение выполняемых упражнений. Безразличное отношение к этой группе упражнений, выполнение их кое-как приводит к ошибкам, Которые при частом повторении закрепляются, образуя стойкий навык, и вместо пользы могут принести вред организму.

Чтобы избавить учащихся от вредной тенденции выполнять упражнения кое-как, с расчетом «потом, когда надо будет, выполню, как следует», необходимо эту ошибочную точку зрения преодолевать не только теоретическим обоснованием формирования навыка, но и с помощью методических приемов, повышающих интерес к выполнению ОРУ. Недооценка их роли, особенно в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, является одной из причин снижения формирования мышечной координации. Поэтому внимание учителя должно быть сосредоточено не только на подборе упражнений для разных мышечных групп, но и на выборе методических приемов, способствующих как качеству их выполнения, так и оптимальному количеству их повторений.

При разучивании нового упражнения, особенно сложного по координации, методы создания представления об упражнении следует применять в следующем порядке: по разделениям, комбинированный способ, по показу, по рассказу. Причем в младших классах и с дошкольниками нужно чаще пользоваться не командами, а распоряжениями.

Обучение технике выполнения упражнений младших школьников (дошкольников) надо начинать с положений отдельными частями тела (рук, ног, головы, туловища) и движений ими, а затем соединять простые движения в более сложные упражнения.

Например, упражнение такое:

3 — руки в стороны;

На первый взгляд это очень простое упражнение, но если дети не научатся такие простые движения выполнять технически правильно, воспроизводя только схему движения, то двигательная база (межмышечная координация) будет очень слаба. Дети не научатся точности движений, не научатся определять положение своего тела и его частей в пространстве и тонко дифференцировать свои движения.

Учить этому упражнению, используя метод «по разделениям», следует так.

После объяснения и показа исходного положения, учитель подает распоряжение (команду) принять его, а затем следуют методические указания: голову приподнять, плечи развернуть, живот подтянуть, колени выпрямить, пятки вместе, носки слегка врозь. И далее: «Поднимите руки вперед — это счет 1». После того, как дети поднимут руки, вновь методические указания: «Кисти на высоте плеч, ладони внутрь, большой палец прижать». И распоряжение для выполнения: «Не расслабляя рук, поднимите их вверх — это 2». Методические указания: «Посмотрите на руки, ладони должны сохранить положение внутрь, а кисть должна быть над плечом». И далее: «Опустите руки в стороны — это 3». Методические указания: «Ладони книзу, кисть на высоте плеча, посмотрите на кисть левой руки, а теперь на кисть правой». Затем дается распоряжение: «Медленно опустите руки вниз — это счет 4». Методические указания: «Голову не опускайте, сохраняйте положение основной стойки». Затем предлагается ученикам также правильно выполнить это упражнение только под счет. Учитель медленно считает и выполняет вместе с учениками.

Такое выполнение упражнения требует от учащихся большой концентрации внимания и мышечного напряжения, и дети, хотя и быстро устают, но и гораздо быстрее осваивают это упражнение. Такое обучение физиологически обосновано. Здесь сочетается статическая и динамическая работа мышц, что дает наиболее высокий коэффициент образования межмышечных связей. Пока учитель дает методические указания, дети удерживают руки в том или ином статическом положении и при этом сохраняют позу правильной осанки, что также очень важно.

Читайте также:  Работа легких при физических упражнениях

Известно, что при сочетании динамической и статической работы мышц импульсов, поступающих в кору головного мозга от работающего органа, гораздо больше, что и дает возможность более быстрого формирования двигательного стереотипа. А в данном случае, при выполнении вышеуказанного упражнения, и предлагается такой вариант работы. То есть, выполнение движения — динамическая работа, а напряженными руками — статическая. Кроме того, пока учитель дает методические указания, дети удерживают руки в том или ином положении — это также статическая работа мышц, что особенно важно. И еще, методические указания позволяют сразу же осваивать детали двигательного действия биомеханически правильно, что способствует не только быстрому, но и качественному формированию двигательного стереотипа. А чем богаче двигательная база, тем быстрее формируются новые двигательные действия.

Поскольку при таком разучивании упражнения дети быстро устают, то следующее упражнение в комплексе должно быть игрового характера, типа заданий или уже хорошо знакомое, ранее разученное. Новых упражнений, с таким детальным разбором техники выполнения, должно быть не более 2 в младших классах и 3—4 занятиях с детьми среднего школьного возраста.

Еслиупражнение сложное по координации, то на первом уроке «по разделениям» следует разучить схему этого упражнения в целом, а на следующем — детали каждого положения. Конечно, одного – двух уроков недостаточно для формирования стереотипа даже для таких простых движений, как основные положения рук. Поэтому это же упражнение следует повторять многократно, но чтобы у детей не пропал интерес к выполнению уже знакомого упражнения, его следует выполнять с различным сочетанием движений, например:

1 — руки в стороны

После того, как дети освоят это задание, упражнение следует выполнять с различными предметами (гимнастическая палка, скакалка, резиновые мячи, кубики, флажки и т. п.), затем с отягощениями (мешочки с песком, набивные мячи), а также с проговариванием действий или счета и в различных построениях.

Для исправления той или иной ошибки учитель может приме­нять соответствующие методические приемы.

Методические указания— счет учителя частично заменяется указаниями, подчеркивающими наиболее важные элементы в данном движении. Эти указания нужно согласовывать с темпом и ритмом выполняемых движений. Например, при приседаниях ведется такой подсчет: «Раз, два — спина прямая; пять, шесть — ладони кверху» или «Раз, два — смотреть на руки» и т. п. Важно, чтобы эти указания звучали четко, чередовались с подсчетом и не прерывали выполнение упражнения. Методические указания должны не только исправлять ошибки, но предупреждать их появление. Например, при поворотах туловища — «пятки от пола не отрывать», «кисть на уровне плеча» и др.

Уточнение по частям— если ошибки в технике исполнения движений допускают многие ученики, то необходимо подать команду: «Отставить!» и упражнение уточнить по частям (т. е. на каждый счет). Затем выполнить его медленно, без подсказа движений и только потом продолжать упражнение в требуемом ритме и темпе.

Подсказка — для того, чтобы добиться точности и согласованности выполнения упражнений, учитель пользуется подсказкой, т.е. показывает форму, амплитуду и другие особенности упражнения. Например, при выполнении махов: «Раз, два — мах повыше, пять, шесть — коснуться кисти».

Подсказывающий показ— может применяться, если при выполнении упражнения по какой-то причине ученики сбились с ритма или некоторые учащиеся не запомнили все упражнение, выполняют в разные стороны и т. п., то учитель снова вместе с учениками выполняет несколько раз упражнение, помогая им своим показом.

Подсчет — в начале упражнения вести счет обязательно, даже и тех случаях, когда упражнения выполняются под музыку. Затем учитель может предложить ученикам вести счет самостоятельно. Если же нарушается согласованность выполнения упражнения, то учитель начинает вести подсчет и указывает правильный темп и ритм.

Подсчет при выполнении упражнения не должен быть слишком быстрым, иначе ученики просто не в состоянии точно выполнять движения, сочетать выполнение с дыханием, а учитель не успевает отмечать и поправлять ошибки учеников. Поэтому очень важно своевременно заметить это и перейти к более спокойному, медленному подсчету. Быстрый подсчет — одна из наиболее распространенных методических ошибок.

Иногда подсчет можно заменить хлопками в ладоши, ударами в бубен и т.п. Это позволяет учителю одновременно исправлять ошибки учащихся, отмечать хорошее выполнение и т.д.

Нередко учителя злоупотребляют длительными, многословными объяснениями, заставляют детей долго находиться без двигательной деятельности, что резко снижает интерес учащихся к уроку, приводит к нарушениям дисциплины.

Для успешного проведения общеразвивающих упражнений преподавателю необходимо:

– правильно выбирать место для показа упражнений;

– в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать упражнения;

– кратко и точно называть показываемые упражнения;

– правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды;

– помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять подсказки и подсчеты;

– добиваться точного и синхронного выполнения упражнений;

– исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися;

– начинать ОРУ из разных исходных положений (различных стоек, седов, положений лежа, упоров и положений рук);

– составить упражнение, чтобы в одном цикле было от двух до восьми движений.

Чтобы выработать правильный, прочный навык, необходимо многократно повторять движение. Только в этом случае занимающиеся приобретут необходимый уровень развития физических качеств и двигательную подготовку. Чтобы сохранить интерес к уже знакомым упражнениям, улучшить качество их выполнения, выработать у учащихся умения дифференцировать свои движения по силе мышечных усилий, темпу и ритму выполнения, определять положения тела и его частей в пространстве и т. п. можно использовать следующие методические приемы:

Хлопки руками.Выполняются всегда с большим интересом, особенно в младших классах. С их помощью у учащихся развивается внимательность, чувство ритма и согласованности движений (хлопок надо сделать всем одновременно). Кроме того, в таком упражнении, как мах ногой и хлопок под ней, увеличивается и амплитуда маха (при условии сохранения прямого туловища во время хлопка).

Упражнения с предметной направленностью.В этих упражнениях дополнительные задачи (коснуться пальцами носка, пола, коснуться головой колена, сделать хлопок у пяток и т. д.) способствуют более качественному выполнению упражнения, а значит, и развитию двигательных качеств.

Упражнения типа заданий.Такие упражнения не нужно объяснять и не следует показывать способы их выполнения. Для развития самостоятельности необходимо дать задание, назвать исходное и конечное положение. Выполняются упражнения без подсчета учителя. Например: и. п. — стойка, руки на голове. Сесть на пол и встать, не снимая рук с головы. Или: и. п. — стойка, руки за спиной с захватом за предплечья. Удерживая захват, нужно лечь на живот и встать. После нескольких повторений следует отметить несколько учеников, избравших лучший способ выполнения задания.

Выполнение упражнений с закрытыми глазами.Способствует развитию чувства равновесия, определению положения тела в пространстве. Учитель объясняет и показывает упражнение, а затем подает команду к выполнению упражнения с закрытыми глазами.

Выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз).Способствует развитию гибкости, силы мышц, уточнению деталей техники выполнения отдельных положений и др. Например: и. п. — упор присев. 1 — упор стоя; 2—3 — держать; 4 — и. п. Или: и. п. — сед. 1 — сед углом, руки в стороны; 2—3 — держать; 4 — и. п. Фиксация положений может быть и на большее количество счетов.

6. Выполнение одного и того же упражнения в разном ритме и темпе.Способствует развитию внимательности, чувства ритма, темпа и времени — важнейших компонентов любого двигательного действия, которые обычно трудно воспринимаются учащимися при обучении сложно-координационным упражнениям.

Для овладения различным темпом и ритмом движений полезно проводить одни и те же упражнения с различной скоростью и различным ритмом их выполнения. Это преимущественно силовые упражнения. Например, приседания можно выполнить так:

1 — присесть; 2 — встать; 1—2 — присесть; 3—4 — встать.

1—3 — присесть; 4 — встать. 1—4 — присесть; 5—8 — встать.

1—2 — присесть; 3 — пауза; 4 — встать и т. д.

Развитию чувства ритма и темпа способствуют упражнения, выполняемые под музыку или громкий подсчет, под хлопки в ладони и другие ритмические средства. Используются следующие приемы:

♦ Учитель объясняет упражнение, а затем предупреждает учеников, что первые два счета будет считать сам, а следующие «три, четыре» будут считать ученики.

♦ Учитель считает четыре или восемь счетов подряд, а затем столько же счетов повторяют сами ученики.

♦ Учитель считает только первый счет «раз», а ученики продолжают «два, три, четыре» и т. д.

♦ Учитель считает: «раз, два, три», а ученики — «четыре».

♦ Учитель предупреждает класс, что после того, как просчитает четыре или восемь счетов, нужно продолжать счет до команды «Стой!».

Первую восьмерку считает учитель, вторую — первая колонна и т. д. Когда по восемь счетов просчитают все колонны, подсчет ведет учитель и подает команду для окончания упражнения.

Первую восьмерку считает учитель, вторую — 1-я и 2-я колонны, третью — 3-я и 4-я колонны, а затем последнюю снова ведет учитель.

Учитель предупреждает, что после 8 счетов нужно всем считать про себя. Ученики продолжают выполнять упражнение молча, стараясь сохранить темп, заданный учителем. При таком выполнении упражнений учитель должен отметить лучшие колонны по согласованности выполнения упражнения. Младшим школьникам для такого приема желательно подбирать упражнения со звуковым акцентом (хлопки, касание руками пола и т. п.).

Учащиеся построены в круг и рассчитаны на «первый и второй». Учитель предупреждает, что первые 8 счетов считает сам, вторую восьмерку — первые номера, третью — все вместе и четвертую — вторые номера. Вторым номерам вместо счета «восемь» нужно подать команду «Стой!».

Построение то же. Первые два счета считает учитель, а «три, четыре» стоящий справа ученик, и так по кругу каждый ученик считает по два счета.

Построение в кругу. Первые четыре счета считает учитель, затем, начиная справа, каждый первый номер. Следующее упражнение считает каждый второй и т. д.

Иногда по указанию учителя дети могут выполнять отдельные упражнения в индивидуальном темпе. Упражнение выполняется заданное количество раз. После того как большинство учащихся выполнили задание, подается распоряжение «Закончить!»

Во время подсчета учениками вслух учитель может исправлять ошибки и поправлять, если они неправильно выполняют упражнения. Кроме содействия выполнению двигательных задач ритмические средства вызывают положительные эмоции и способствуют повышению работоспособности. Применение приемов, направленных на развитие чувства темпа и ритма выполняемых движений, способствует также воспитанию начальных инструкторских навыков в проведении ОРУ.

Читайте также:  Упражнения аутотренинга для снятия напряжения

Постепенное увеличение амплитуды движения.Например: и. п. — о. с. 1 — наклон, руками коснуться голени; 2 — и. п.; 3 — наклон, руками коснуться голеностопов; 4 — и. п.; 5 — наклон, руками коснуться носков; 6 — и. п.; 7 — наклон, ладонями коснуться пола; 8 — и. п.

Выполнение упражнений из различных исходных положений.При изменении исходных положений (уменьшение площади опоры) упражнения постепенно усложняются. Такие упражнения способствуют формированию чувства равновесия. Например: наклон вперед из стойки ноги врозь; затем из основной стойки; из стойки ноги скрестно; из стойки ноги врозь правой (левой) и т. д., постепенно усложняя исходные положения.

Повороты на последние один или два счета.Кроме того, что такие упражнения вносят элементы новизны, в младших классах их можно включать в комплекс ОРУ с целью совершенствования поворотов после их изучения. Например: и. п. — о. с. 1 — наклон, руками коснуться пола; 2 — и. п.; 3—4 — поворот налево и т. д. до первоначального положения, стоя лицом к учителю. Если поворот на один счет, то его нужно выполнить прыжком. Например: и. п. — о. с. 1 — присед, руки за голову; 2 — руки в стороны; 3 — и. п.; 4 — прыжком поворот налево (направо, кругом).

Включение в упражнения различных шагов.Способствует развитию внимательности, координации движений. Упражнения могут включать один или несколько шагов в различных направлениях. Например: 1—2 — шаг вправо; 3—6 — выполняется упражнение на четыре счета; 7—8 — шаг в и. п. Или: 4 шага на месте и на следующие 4 счета выполняется упражнение и т. п.

Применение игрового сигнала «Опасная зона».Заранее оговаривается положение, которое считается «опасной зоной». Учитель проводит комплекс ОРУ в разомкнутом строю в колонну по четыре или по три. Каждая колонна представляет отдельную команду. Если при показе упражнения учитель принял «опасную зону», например руки в стороны, то все занимающиеся должны принять положение упор присев или другое, заранее установленное положение. Команда, принявшая первой обусловленное положение, получает очко. После проведения комплекса ОРУ, учитель подводит итоги и объявляет команду-победительницу.

Развитие внимания.Учитель предупреждает ребят, что следующее упражнение он будет объяснять без показа или, наоборот, показывать упражнение, не называя действий. Побеждает та колонна (шеренга, круг), участники которой сделают меньше ошибок при выполнении.

Формирование осознанного выполнения упражнений.Проводится соревнование между кругами, колоннами на точность, правильность выполнения упражнений. После каждого упражнения учитель отмечает несколько учеников (колонну, круг), которые правильно, красиво выполнили упражнение.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений.

1. Раздельный способ характеризуется наличием пауз между отдельными упражнениями, а также относительным постоянством места действия занимающихся (построение в кругу или разомкнутом строю). Этот способ носит образовательную направленность, так как предусматривает решение задач: освоение техники выполнения упражнений; обучение и проверка знаний терминологии; развитие физических качеств; психофизиологическая подготовка организма детей к предстоящей работе на уроке; двигательная подготовка, а также формирование инструкторских навыков.

Преподаватель называет упражнение, указывает на его назначение, показывает, если это необходимо, а затем подает команду для выполнения. Это наиболее доступный способ, поэтому он чаще применяется в педагогической практике.

Применяется с первого по последний класс, но в младшем и среднем школьном возрасте — это основной способ проведения комплекса ОРУ. Для начала и окончания упражнений подаются команды в зависимости от применяемого приема создания представления об упражнении.

2. Расчлененный способ (по частям). Этот метод создания представления об упражнении, предусматривает предварительное называние каждой части сложного по координации движений упражнения, показ ее, после чего подается команда для выполнения, например: «Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе — при-НЯТЬ!» и далее «Правую руку в сторону, левую вверх — делай, раз». Проверив правильность выполнения движения и положения на первый счет, называет движение, которое надо сделать на второй счет и командует: «Правую руку вверх, левую в сторону — делай, два» и т.д. После медленного и раздельного выполнения (по отдельным счетам) движении и исправления ошибок учитель переводит занимающихся на непрерывное выполнение упражнения в нужном темпе и ритме. Для этого подается команда: «Упражнение продол-ЖАЙ!» и ведется подсчет. Если упражнение выполняется в обе стороны, то нужно по разделениям выполнить и в другую сторону, также исправляя ошибки, но при этом нет необходимости еще раз называть действия, а подаются только команды: «Делай ТРИ! Делай ЧЕТЫРЕ!» или «Делай ПЯТЬ! и т. д.», если упражнение на 8 счетов. Для окончания упражнения также подается команда: «Стой!».

В некоторых случаях (в положениях лежа, неудобных позах сидя и др.) можно не показывать упражнение, а только называть действия, а методическими указаниями способствовать правильному выполнению. При неправильном выполнении движений отдельными учениками следует подойти к ним и поправить, но если есть необходимость, то своим показом учитель уточняет изучаемое положение или движение.

Этот способ облегчает овладение упражнением, позволяет уточнить движения, предупредить или своевременно исправить неточности. Он применяется при обучении сложным упражнениям, с группами, слабо подготовленными в двигательном отношении, а также в занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Поточный способ отличается от предыдущих тем, что все упражнения, назначенные для проведения, выполняются непрерывно одно за другим в виде комплекса. При этом повышается плотность занятий, активизируется деятельность центральной нервной системы в связи с необычностью условий получения представления об упражнении. В него включаются хорошо знакомые занимающимся и простые по технике исполнения упражнения. Каждое из них повторяется заданное преподавателем количество раз. При музыкальном сопровождении расчет количества повторений ведется на одну музыкальную фразу. Переход от одного упражнения к другому осуществляется путем краткого названия и показа нового исходного положения для выполнения очередного упражнения. Преподаватель проделывает упражнение в зеркальном отображении до тех пор, пока все занимающиеся не начнут выполнять его согласованно и правильно. Этот способ уместен в том случае, когда возникает необходимость быстро осуществить разминку и подготовить занимающихся к интенсивной мышечной работе в основной части урока.

Проводить комплекс этим способом можно при различном построении учащихся: в сомкнутом и разомкнутом строю, в шеренге, в кругу и т. д. Данный способ обычно применяется, начиная с VII-VIII классов с более подготовленными учащимися. Различают пять его вариантов.

Первый вариант.Упражнение выполняется несколько раз, а затем без остановки переходят к следующему и так до последнего упражнения. В этом случае надо кратко и предельно четко называть следующее упражнение, указывая основные действия и способ выполнения, сообразуясь с ритмом и темпом выполняющегося в этот момент упражнения. Например, группа выполняет заданное упражнение и на третью восьмерку учитель говорит: «Следующее упражнение — ПРИСЕДАНИЕ» или «НАКЛОНЫ В СТОРОНЫ». С началом четвертой восьмерки учитель говорит: «Последний», а на 8-й счет подается команда: «МОЖНО!» Группа заканчивает выполнение упражнения и с первым счетом новой восьмерки учитель говорит: «Приседание — раз, два; выпрямиться — три, четыре», сопровождая объяснение показом. Во время объяснения нового упражнения некоторые ученики сбиваются или останавливаются. В таких случаях нужно одновременно с объяснением очередного упражнения выполнить то, которое выполняют ученики. Показывать новое упражнение можно только тогда, когда предыдущее ритмично выполняет весь класс.

Составлять комплекс упражнений для проведения данным способом рекомендуется из знакомых и хорошо разученных упражнений. Надо найти простые и удобные переходы от одних упражнений к другим, чтобы конечные положения предыдущих упражнений являлись исходными для последующих, так как создавать представление о новом упражнении во время выполнения очень трудно. Важно сохранять однотипный счет. Рекомендуется подбирать упражнения в основном на 2 и 4 счета.

Второй вариант.Комплекс выполняется сериями упражнений (по 4—6 в каждой), затем следует пауза, во время которой выполняется следующая серия. Таких серий может быть от двух до четырех в зависимости от урока и подготовленности учащихся.

Третий вариант.Упражнения выполняются потоком (без остановки) от первого до последнего по одному разу по типу вольных упражнений. Затем вся комбинация повторяется несколько раз.

Четвертый вариант.Можно проводить только по показу. В этом случае ученики знакомятся с новым упражнением вместе с учителем. Для начала первого упражнения подается команда: «Вместе со мной упражнение начи-НАИ!» Ученики вместе с учителем выполняют упражнение. Вместо последнего счета подается команда: «Стой!» Учитель сразу принимает исходное положение следующего упражнения, а ученики копируют его действия. Первую восьмерку (четвертак) учитель считает медленно, чтобы ученики успели посмотреть и повторить движения, а затем упражнение выполняется в нужном темпе и ритме. Во время проведения этого варианта учитель проговаривает только команды и ведет счет. Можно весь комплекс проводить без слов команды. Ученикам предлагается копировать все действия учителя. В этом случае учитель вместе с учениками выполняет весь комплекс. Прием напоминает своеобразную игру и учащиеся, особенно младших классов, охотно стремятся в точности скопировать действия учителя.

Упражнения подбираются знакомые, ранее разученные, так как уточнять технику выполнения и исправлять ошибки при таком проведении комплекса не представляется возможным. Построить детей лучше всего в круг, чтобы все хорошо видели учителя.

Пятый вариант.В старших классах можно проводить упражнения поточным способом, используя прием постановки «свободных заданий». Учитель при этом не объясняет и не показывает новые (последующие) упражнения, а только дает общие указания и названия упражнений с началом очередной восьмерки: «Рывки руками, наклоны, выпады, приседы и т. п.», а ученики самостоятельно подбирают упражнения из указанной группы и выполняют каждый свое.

4. Проходной способ. Отличительной особенностью этого способа является то, что упражнения выполняются на ходу (бег, ходьба, подскоки) со значительным перемещением учащихся. В комплекс упражнений включаются: ходьба и бег различными способами, прыжки, танцевальные движения, преодоление препятствий, переползание, акробатические и другие несложные упражнения. Проходной способ считается предпочтительным.

Данный способ очень эмоциональный и требует от учителя умения хорошо владеть группой (классом), так как необходимо соблюдать строгий порядок и дисциплину.

Применяются два варианта этого способа, которые отличаются друг от друга построением и рисунком передвижения занимающихся.

Первый вариант.Выполняя упражнения, занимающиеся одновременно передвигаются по периметру площадки или по кругу в колонну по одному (по два).

Читайте также:  Когда надо делать упражнения для глаз

Используя этот вариант, учитель должен придерживаться следующих методических указаний:

1. В комплекс упражнения включаются знакомые, ранее разученные в разомкнутом строю. Лучше подбирать упражнения на два или четыре счета, так как добавляются еще один или три шага. Например: 1—3 — три шага с левой; 4 — приставить правую; 5 — упор присев; 6 — упор стоя ноги врозь; 7 — упор присев; 8 — о. с. Или: 1 — шаг левой; 2 — приставить правую; 3 — наклон, коснуться руками пола; 4 — о. с.; 5—8 — то же, но шаг правой.

2. Для создания представления об упражнении применять целостный метод обучения и по разделениям. В младшем и среднем школьном возрасте при объяснении упражнения следуетпрекращать движение класса, особенно если учащиеся передвигаются бегом или прыжками.Сначала целесообразнее объяснять и показывать упражнения, когда ученики стоят, а затем можно практиковать объяснение простых движений на ходу.

3. Поддерживать дистанцию в строю во время выполнения ОРУ (два-три шага). Уменьшение дистанции мешает правильному выполнению упражнений и создает ситуации для нарушения дисциплины, так как учащиеся могут столкнуться друг с другом.

4. Для начала упражнения, независимо от того, как оно будет выполняться (с ходу или с места), подается команда: «Упражнение начи-НАЙ!» В движении команда подается под левую ногу. Учащиеся делают шаг правой, а затем с шагом левой под счет «раз» начинают выполнять заданное упражнение. Для окончания — с началом четвертой восьмерки (примерная дозировка упражнений) подается предварительная команда: «Без задания» и затем, вместо восьмого счета, исполнительная команда — «Марш!».

5. Для изменения положения рук (за голову, к плечам, за спину, на пояс и т. д.) подается команда: «Руки на пояс — Ставь!» или «Руки в стороны — Ставь!».

Для изменения способа передвижения нужно назвать способ и подать команду: «Марш!». Например: «На носках — Марш!» или «Перекатом с пятки на носок — Марш!». Если же изменяется и положение рук, и способ передвижения, то команду следует подавать так: «Руки к плечам — Ставь! На внутренней стороне ступни или на носках — Марш!» и т. д.

6. Если класс передвигается подскоками или каким-либо другим способом, только не шагом и не бегом, то для перехода на ходьбу или на бег нужно подать команду: «Обычным шагом (бегом) — Марш!».

Второй вариант. Второй вариант проведения ОРУ в движении заключается в следующем. Класс движется по периметру площадки в колонну по одному. По команде учителя (на нижней или на верхней границе зала) класс перестраивается из колонны по одному в колонну по четыре поворотом направо (налево). Четверка, выполнившая поворот, размыкается на исходные точки для выполнения упражнения. За ней выстраивается вторая четверка и т.д. Выполняя упражнения, учащиеся передвигаются поочередно шеренгами, используя всю рабочую площадь зала.

Каждое упражнение учитель называет и показывает. Для начала выполнения первого упражнения в комплексе подается команда: «Упражнение начи-НАЙ!». Первая четверка начинает выполнять упражнение, продвигаясь вперед. Следующая четверка (шеренга) включается в упражнение через 8 счетов. Пройдя всю площадку, первая четверка прекращает выполнение упражнения, поворачивается налево или направо и до мест исходного положения продвигается в колонну по одному и по одной стороне зала. За ней вторая четверка, третья и т. д.

Для начала очередного упражнения первая четверка занимает исходные места и ждет команду. Вместо счета «семь, восемь» учитель подает команду: «Следующее — МОЖНО!» или «С правой (левой) — МОЖНО!» Следующие четверки через каждые восемь счетов включаются в упражнение самостоятельно.

Каждое очередное упражнение учитель называет и показывает его во время движения первых четверок к местам исходного положения. Сам находится на противоположной стороне зала. Например, если учащиеся возвращаются по левой стороне зала, то учитель находится ближе к правой, чтобы его хорошо видели, чтобы он видел весь класс и не мешал продвижению четверок, еще выполняющих упражнение. Так как очередное упражнение при этом способе показывается первой четверке, а последующие выполняют это упражнение, глядя на первых, то в комплекс желательно включать упражнения в основном знакомые, технически правильно разученные при раздельном способе проведения.

Чтобы не сбиваться с темпа и ритма при объяснении упражнения и дать возможность отдохнуть голосовым связкам, т. к. комплекс выполняется со значительным перемещением, учитель предлагает учащимся вместе с ним вести счет. С началом упражнения он считает вместе с классом, а затем выполняющие упражнение четверки ведут счет сами. В это время учитель объясняет очередное упражнение, соизмеряя слова и счет с предыдущим.

Для лучшей организации проведения этого варианта целесообразно ознакомить учащихся с рисунком передвижения по площадке. Для этого надо первый раз пройти со всеми перестроениями, не выполняя упражнения. Затем пройти так же, но добавить ведение счета передвигающимися четверками по площадке. При этом учитель подает все команды, а ученики, продвигаясь в ритме счета, учатся вести счет. Далее упражнение выполняется в целом каждой четверкой, а затем комплекс выполняется потоком. Только после такой предварительной подготовки возможно успешное освоение данного варианта.

Возможны другие варианты возвращения к исходным местам. Например, после прохождения всей площадки зала четверкой 1-й и 2-й ученики поворачивают в обход направо, а 3-й и 4-й — налево и двигаются к исходным местам с двух сторон. При таком перестроении удобно проводить упражнение в парах.

В практике чаще используется первый вариант проходного способа, однако следует отдать предпочтение второму, при котором полностью проявляются достоинства данного способа.

Второй вариант позволяет включать в разминку многие акробатические и танцевальные упражнения, а также сократить время проведения подготовительной части урока.

Проведение ОРУ проходным способом требует от учащихся и учителя концентрированного внимания, определенных навыков и умений в ведении счета, поэтому его лучше использовать с учащимися среднего школьного возраста.

Любой из способов проведения комплекса ОРУ учитель выбирает, исходя из количества учащихся, размеров зала или площадки, поставленных задач, возраста и подготовленности учащихся.

5. Игровой способпроведения комплекса ОРУ заключается в том, что класс делится на несколько команд (дети в колонне, шеренге являются одной из команд), между которыми проводится соревнование в исполнении ОРУ. Такая форма проведения ОРУ стимулирует техничное выполнение давно известных упражнений и способствует увеличению физиологической нагрузки (кто быстрее поменяется местами, выполнит упражнение без ошибок, большее количество раз присядет и т. д.), эмоциональной окраски урока или отдельной его части.

Подбирая игры-упражнения, учитель должен опираться и исходить из планируемых задач, характера учебного материала и возраста занимающихся. В зависимости от этого их форма, содержание и правила проведения могут и должны меняться. Учителю необходимо постоянно вносить элементы новизны, современности, создавать необычные условия и ситуации с учетом интересов и возможностей смены мест занимающихся. Кроме того, нужно учитывать их возраст и двигательный опыт.

Общеразвивающие упражнения, проводимые в форме соревнований, могут быть личной и коллективной направленности. Все соревнования индивидуального характера могут стать коллективными (командными), если определить колонну, шеренгу или ряд, которые быстрее и точнее выполнили индивидуальные виды соревнований. Для проведения таких упражнений класс нужно построить в колонну по четыре. В каждой колонне провести расчет по порядку, а затем первую повернуть лицом ко второй, а четвертую к третьей. Первая и третья колонны выполняют заданное упражнение, а вторая и четвертая ведут подсчет и наблюдают за правильностью их выполнения (1-е номера первой колонны наблюдают за 1-ми номерами второй колонны и т. д.). Начало и конец выполнения упражнения определяется учителем (команда, сигнал и т. п.). Задание может быть таким: выполнить максимально возможное количество приседаний за 10 секунд; удерживать равновесие на одной ноге в обусловленной позе определенное время; сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 секунд и др. Ученики ведут счет вслух, чтобы его слышал партнер. После выполнения упражнения всеми учениками (командами), победители одноименных номеров поднимают руки. Команда-победитель определяется по количеству победителей в данном упражнении. Чтобы команды были в равных условиях, следующее упражнение начинают выполнять вторая и четвертая колонны.

Для проведения соревнований на скорость выполнения не следует включать упражнения, требующие точного гимнастического положения ног, рук, так как ради быстроты техника выполнения упражнений будет нарушаться.

Каждая игра и ее вариант должны служить средством и методом обучения и воспитания. Поэтому для определения команды-победительницы необходимо исходить, прежде всего, из следующих трех показателей:

1 — качества выполнения упражнений каждым учеником и всей командой;

2 — организованности и дисциплинированности учащихся (не допускать шума, выкриков, нарушений строя и т. д.). В случае какого-либо нарушения лучше остановить выполнение упражнения и наказать одну из колонн (команд) поражением или лишить части завоеванных очков — это всегда помогает быстро навести порядок на уроке;

3 — быстроты и четкости исполнения передвижений командой, самостоятельности и коллективизма в действии.

Серьезную педагогическую ошибку совершает учитель, если при подведении итогов присуждает победу команде (колонне), участники которой даже незначительно нарушили условия выполнения задания или пытались облегчить его. Это порождает цепную реакцию нарушений, и соревнование (игра) теряет свое педагогическое и воспитательное значение. Здесь учитель должен быть предельно строг, объективен, доброжелателен.

6. Комплексный способ.При проведении ОРУ, особенно в V — VIII классах, можно одновременно использовать раздельный, поточный и игровой способы — комплексный способ.

В комплекс включается 2—3 упражнения с образовательной направленностью (разучивается новое упражнение, знакомятся с новыми терминами и т. д.) — раздельный способ.

Поточный способ проведения ОРУ требует предварительной подготовки. Учащиеся должны научиться выполнять без пауз 3—4 упражнения. Для этого раздельным способом разучиваются упражнения, а затем соединяются в комплекс. Вначале надо соединить по два упражнения, а потом переходить к большему количеству. Обучение можно проводить двумя способами. В первом случае несколько раз повторяется сначала одно упражнение, а затем без паузы, по указанию учителя, начинается следующее и т. д. Во втором случае сначала вслед за учителем выполняется по одному разу каждое упражнение, а потом эта комбинация выполняется несколько раз полностью. Такой прием помогает развивать у школьников двигательную память.

В комплексный способ включается 1—2 игровых (соревновательных) упражнения, как для развития физических качеств, так и для повышения эмоциональности. Кроме того, включаются упражнения на развитие чувства ритма, темпа, времени и на координацию движений.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector