Практические стрельбы упражнение контрольных стрельб

Методические особенности выполнения контрольных и соревновательных упражнений в практической стрельбе

Фотография СК Объект theobject.ru

Настоящая статья описывает методические особенности проведения контрольных и соревновательных упражнений в течение тренировочного занятия в практической стрельбе у спортсменов-стрелков разного уровня подготовки

Термины и определения

В настоящей работе применяются следующие термины и определения, представленные в таблице (см. Таблица 1).

Таблица 1. Термины и определения

Проведение тренировки по улучшению стрелковых умений основано на изучении новых технических элементов или их совершенствованием, а также контролем их усвоения. Этот контроль проходит в виде проведения ряда контрольных упражнений, построенных с акцентом на изучаемый технический элемент.

Набор контрольных упражнений, при этом, будет различаться как по своему составу, так и по набору необходимого оборудования, мишенной обстановки и способам объективного контроля за результатами.

После проведения контрольных упражнений с новыми техническими элементами тренировка может завершиться проведением мини-соревнования, которое основано на выполнении упражнений, содержащих изучаемые стрелковые элементы и технические приемы их объединяющие. Например, технические элементы «выхватывание из кобуры» и «прицеливание» объединяются в выполнение контрольного упражнения «Первый выстрел». На выполнении соревновательных заданий оно будет применяться в качестве технического элемента поражения мишени первым выстрелом после стартового сигнала таймера.

Изучение стрелковой техники на тренировке выражается не просто в освоении ряда технических элементов, но и в том, как эти элементы будут применяться в реальной соревновательной деятельности. Обычно, среднее или длинное стрелковое упражнение, состоящее от 13 до 32 выстрелов предполагает использование всех технических приемов, состоящих в арсенале спортсмена-стрелка: быстрое производство серии выстрелов и перемещение по огневому рубежу, стабилизацию оружия при остановке или в движении и т.д. Исследование возможности включения дополнительной соревновательной части в тренировку является актуальной как для тренеров, так и для стрелков, в связи с потребностью интенсификации тренировочного процесса, необходимостью получения максимального тренировочного эффекта от каждого занятия.

Методические особенности выполнения контрольных и соревновательных упражнений

Критерии контроля эффективности техники

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники (Ж. Холодов, В. Кузнецов):

  1. результативность физического упражнения (результативность поражения мишеней);
  2. параметры эталонной техники, сущность которого заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с па­раметрами эталонной техники (техника стрелков сравнивается с лидером группы или тренером (инструктором));
  3. разница между реальным результатом прохождения контрольных заданий и возможным (результат стрелков сравнивается с лидером группы или тренером (инструктором)).

Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена-стрелка будут являться: объем техники (объем технических элементов, выполняемых при прохождении контрольного задания), разносторонность техники (применение всех технических элементов) и эффективность применения (результативность поражения мишеней) при решении поставленных задач проведения мини-соревнования с использованием контрольных упражнений. Применение контрольных и соревновательных упражнений на тренировке позволяет контролировать использование всех вышеперечисленных критериев оценки эффективности стрелковой техники, которые могут являться инструментом построения тренировочного процесса для стрелков разного уровня подготовки.

Методическая особенность тренировки на основе выполнения контрольных и соревновательных заданий характеризуется тем, что:

  1. их выполнение основано на выполнении тренировочных заданий, полученных на том же занятии;
  2. они могут иметь разнообразные уровни сложности и гармонично встраиваться в тренировочный процесс;
  3. они сами по себе являются частью обучающего процесса с возможностью объективного контроля приобретенных стрелковых умений или совершенствованием навыков, что дает возможность тренеру (инструктору) оценить усвоение стрелком полученных знаний, построить тренировочный процесс с учетом полученной информации, и если это будет необходимо, то усложнить или упростить тренировочные задания;
  4. стрельба может вестись по бумажным мишеням и падающим мишеням-тарелкам с твердым покрытием не имеющих незачетных зон. Построение упражнений также может быть основано на официальных брифингах к соревнованиям, а их выполнение — по Правилам практической стрельбы с соблюдением необходимых процедур по ознакомлению с упражнениями и соответствующего судейства;
  5. они могут быть составлены из тренировочных заданий, применяемых на конкретной тренировке или стандартных контрольных упражнениях принятых в практической стрельбе («Первый выстрел», «Эль Президент», «Билл Дрилл» и др.), но и содержать стрелковые задания унифицированного набора, например, включенные в Правила по практической стрельбе «Скоростные стандартные упражнения» (Соревнование «Русская сталь»);
  6. контрольные и соревновательные упражнения, являясь частью тренировочного процесса:
    • выявляют ошибки подготовки спортсменов-стрелков;
    • готовят спортсмена-стрелка к соревновательной деятельности, так как выполнение контрольных упражнений с разной интенсивностью позволяет подключать только те группы мышц, которые необходимы для решения соревновательных задач, а именно, скоростному прохождению стрелковых заданий и результативному поражению мишеней.
    • стрелок находит оптимальное соответствие интенсивности прохождения упражнения (темпа стрельбы и скорости перемещения на огневом рубеже) и результативности стрельбы.

Таким образом, включение контрольных и соревновательных упражнений в тренировку позволяет решать ряд задач при подготовке спортсменов-стрелков, а именно:

  1. Выявить ошибки и нерациональные движения стрелков для производства результативного выстрела (под нерациональными движениями (действиями) будут пониматься такие, которые приводят к излишним мышечным усилиям и отнимают время для выполнения стрелкового задания) на основании критериев контроля эффективности техники.
  2. Улучшить полученные технические умения или совершенствовать стрелковый навык с помощью прохождения контрольных и соревновательных упражнений с различным уровнем интенсивности для выявления ошибок при их выполнении, а также включении групп мышц, необходимых для решения соревновательных задач, а именно, скоростному прохождению стрелковых заданий для результативного поражения мишеней.

Источник

Методика тренировки стрелкового упражнения в практической стрельбе

Эта статья изначально была написана в помощь военнослужащим и сотрудникам правопорядка, которые по долгу службы носят табельное оружие и сдают зачеты по огневой подготовке, поскольку в настоящем для этой категории людей нет адекватных официальных методик.

Читайте также:  Упражнения для дыхания ртом

Но, возможно, некоторые начинающие стрелки-спортсмены тоже найдут в статье интересные мысли.

Как в спорте, так и в силовых ведомствах, существуют стандартные упражнения, в которых всегда известна мишенная обстановка и все дистанции вымерены «по линейке».

В практической стрельбе, например, это классификационные упражнения, «русская сталь», стандартные упражнения типа «эль президент», «билл дрилл». На службе — учебные и контрольные упражнения курса стрельб.

В своей инструкторской практике я столкнулся с тотальной проблемой — стрелки среднего уровня, в том числе в погонах, не понимают суть тренировки таких упражнений — как сократить секунды без ущерба точности попаданий. Они просто берут готовое упражнение и стреляют его раз за разом, но результат не улучшается.

Методика тренировки стрелкового упражнения в практической стрельбе

Разберем вопрос — как тренировать такого рода упражнения.

Представим ситуацию — боец звездно-ракетного батальона межгалактических войск получил задачу — сдача зачета по огневой подготовке на Упражнении № 935 из пистолета Якутова. У него есть N часов на подготовку и N патронов.

Условия упражнения:
Количество мишеней: 4;
Дальность до мишеней: 20 м;
Время на стрельбу: 20 секунд;
Положение оружия: заряжено, патрон в патроннике, курок деактивирован (либо курок взведен, поставлен на предохранитель);


Оценки
:
«отлично» — не менее 40 очков;
«хорошо» — не менее 36 очков;
«удовлетворительно» — не менее 32 очков.

Процедура выполнения упражнения: стрелок стоит в боксе «А» лицом к мишеням. По сигналу таймера из бокса «А» производит по одному выстрелу в каждую мишень, затем перемещается в бокс «Б», выполняя перезарядку магазина. В боксе «Б» так же поражает каждую мишень по одному выстрелу, затем перемещается обратно в бокс «А». В боксе «А» поражает все мишени по одному выстрелу. Итого 12 выстрелов.

При попадании в центральную зону(Альфа) начисляется 5 очков, в Чарли — 3 очка, и в крайнюю зону (Дельта) — 1 очко. Штрафы за промахи не считаются.

Структурно — это простое упражнение с набором некоторых стрелковых элементов, но все кроется в нюансах.

Основная концепция отработки любых упражнений в любом виде подготовки заключается в том, что итоговое действие (в нашем случае стрелковое упражнение) следует разделять на блоки, элементы.

Отойдем от стрельбы и возьмем, к примеру, бокс. Ситуация — обычный человек с посредственной подготовкой выходит на ринг против мастера спорта. Каков результат такого поединка? Однозначное поражение неподготовленного бойца. Умные товарищи со стороны кричат — «чтобы уметь драться, нужно драться!», «чтобы уметь бегать — нужно бегать» и т.д. Совершенно верно.

И этот боец выходит на следующий день, через неделю, через месяц с этим же соперником, и каждый раз уходит с ринга избитый. Почему? Да потому что непосредственно бой в боксе — это конечный продукт тренировок. Умению драться предшествует долгая подводящая подготовка — работа на мешке, «бой с тенью», работа с партнером на лапах, учебные спарринг-задания, ОФП и многое другое. И лишь потом можно рассчитывать, что атлет готов выходить на ринг и не быть отбивной.

Ровно то же самое происходит в стрельбе. Стрелка «пинают» — иди стреляй упражнение. Конечно, если дать стрелку вагон патронов и зеленый свет на все, то путем большого объема работы и интуитивного подхода серее всего он сдаст зачет по стрельбе. Но это очень долгий и не рациональный путь.

Задача стрелка (инструктора или начальника, который обучает) методично отработать каждый элемент отдельно, потом соединять элементы в маленькие блоки и только потом стрелять целое упражнение. Незачем бегать туда-сюда со стрельбой и перезарядкой, если стрелок даже в статичной позиции без учета времени с 20м не может попасть в мишень.

Итак, перед нами упражнение, давайте его изучим — сначала в общем, затем выделим из него конкретные элементы.

  1. Дальность 20 м. Нужно понимать, что при дефиците времени дистанции дальше 15м являются по умолчанию сложными и никакая скорость не поможет, если стрелок в принципе не может попадать на дистанции 20 метров в зону «альфа».
  2. Время на упражнение — 20 секунд. При работе со временем важно понимать, что «секунды» нужно сокращать не за счет быстрой работы пальцем на спусковом крючке, а за счет действий, не связанных со стрельбой — быстрее извлекать оружие, быстрее перемещаться из бокса «А» в «Б» и обратно, быстрее выполнять перезарядку, быстрее выносить оружие и делать перенос между мишенями.
  3. Положение оружия — патрон в патроннике, в кобуре. С 20 метров первый выстрел самовзводом — это не самая простая задача — этому элементу следует уделить должное внимание.
  4. При перемещении следует выполнять перезарядку (лучше всего в движении из бокса «А» в «Б»). Перезарядка должна быть быстрая и стабильная.
  5. Расстояние между мишенями 1метр и поэтому перенос между мишенями будет происходить по короткой траектории.

Теперь поэтапно разберем каждый элемент.

  1. Точность — это самое главное на данном упражнении. Действительно, стрелять в высоком темпе с 20 метров достаточно сложно. Поэтому сначала следует начать тренировку с обычной медленной стрельбы на 20 м по одной мишени. Каждый выстрел со взведенным курком. Оптимальный баланс скорости и точности — выбивание из 10 выстрелов 8 альф и 2 чарли (2 чарли равноценны 1 дельте). Если стрелок чисто технически может добиться таких результатов и лучше, то можно двигаться дальше. Если у стрелка большой разлет в идеальных условиях, то какая может быть речь о перебежках и стрельбе на время? Сначала точность, потом все остальное. Если для стрелка и эта задача не по силам, то временно(!) следует сократить дистанцию до 10-15 м, чтобы убрать лишний стресс из-за сложной дальней мишени — такая мишень для начинающего стрелка сложна прицеливанием (мишень «расплывается», нужно привыкнуть к картинке прицельных приспособлений) и удержанием пистолета в зоне «альфа».
  2. Первый выстрел самовзводом. Упражнение начинается с извлечения пистолета из кобуры. С 20 м стрельба самовзоводом это вдвойне сложная задача. Если стрелок не умеет стрелять самовзводом, то сначала следует отрабатывать этот элемент вхолостую, без патрона, причем не из кобуры, а от груди. Подводящее упражнение — стрелок удерживает пистолет двумя руками у груди, палец вне спусковой скобы, затем выводит на линию глаз-мишень, при выведении плавно выжимает ход спускового крючка, в конечной точке проверяет прицельные приспособления и дожимает спуск. Сначала этот элемент выполняется медленно, затем скорость выведения увеличивается.
Читайте также:  Условия выполнения зачетного упражнения

После отработки подводящего упражнения следует выполнять полноценное извлечение из кобуры, при этом соблюдать правила обработки спуска, указанные выше.
После отработки извлечения из кобуры вхолостую можно начинать стрельбу с патроном — сначала от груди, каждый выстрел самовзводом, затем из кобуры. Для того, чтобы акцентировать внимание на технику работы самовзводом, упражнение следует начинать с короткой дистанции — 7-10 метров. Если на коротких дистанциях элемент получается и нет больших отрывов на мишени, то можно увеличивать дистанцию. Важно понимать, что с 20м этот элемент требует от стрелка идеальной техники взведения курка с одновременным удержанием мушки в зоне Альфы. Над этим нужно работать.
Стрелок должен четко уяснить, что скорость выстрела из кобуры достигается не за счет скорости работы указательного пальца, а за счет быстрого извлечения. Молниеносное извлечение, контроль мушки и аккуратная обработка спуска — это важно.

  • Вынос от груди пистолета со взведенным курком — это действие встречается в упражнении 2 раза — после перезарядки и после возвращения в бокс «А». Вынос от груди выполняется энергичным движением, в конце действия следует стабилизация оружия. Нужно понимать, что мгновенно оружие невозможно остановить на линии глаз-мишень, поэтому торможение следует начинать за несколько сантиметров до конечной точки.
  • Перенос оружия с мишени на мишень. В этом упражнении по меньшей мере 9 переносов пистолета с мишени на мишень (по 3 в каждом боксе), но каких то особых тренировок этот элемент не требует — на 20 м движение пистолета при переносе минимально, в отличие, например, от переноса на сверх коротких дистанциях. На тренировке следует отрабатывать именно точность переноса — всегда наводить ровную мушку строго в Альфу.
  • Перезарядка в движении. При не качественной перезарядке стрелки теряют много времени и в результате либо не успевают уложиться в 20 секунд, либо, пытаясь наверстать упущенное время, повышают темп стрельбы, что в свое время приводит к «дерганию» на спуске.
    Чтобы добиться стабильности в этом элементе, следует сначала начинать перезарядку стоя на месте вхолостую. После получения удовлетворительного результата можно приступать к отработке перезарядки в движении. Важный момент — расстояние между боксами 3 метра, соответственно, вы должны успеть перезарядиться до того, как переместились в бокс «Б». В противном случае вы теряете время перезаряжаясь в статической позиции.
    Так же следует понимать, что в данном упражнении нет смысла пытаться мгновенно переместиться из бокса «А» в «Б», потому что в этом случае вы опять же попадете в ситуацию — перезарядка на месте. Всегда нужно стремиться к тому, чтобы перезарядка была в движении. Из практики, можно сказать, что расстояние в 3 метра с перезарядкой можно преодолевать быстрым шагом, а не бегом — спешка в этом случае ничего не дает, только провоцирует на другие ошибки.


    Перемещение
    из бокса «Б» в «А». Это обычное перемещение из точки в точку, которое нужно выполнить максимально быстро. Обращаю внимание, что пистолет выносить на мишень следует ДО того, как вы вошли в бокс — это экономит много времени. Следующий нюанс — всегда нужно стремиться к рациональной постановке ног в боксе — без лишних перетаптываний — такие действия отнимают много времени.

    Итак, мы разобрали все элементы, встречающиеся в этом упражнении — точность при стрельбе на 20м, извлечение из кобуры, перенос с мишени на мишень, перезарядка в движении, перемещение из бокса в бокс с последующим выносом от груди.

    Далее следует объединить последовательные элементы в стрелковые блоки(комбинации) и выделить ряд подводящих упражнений.

    1. Перенос. Производим вынос пистолета от груди в самую левую(правую) мишень, выполняем выстрел и далее последовательно поражаем остальные мишени. Тренировочное количество мишеней может быть любое, но я рекомендую 4 выстрела, что рАвно серии при стрельбе в итоговом упражнении с одного бокса. Можно выполнять его слева-направо или наоборот.
    2. Выстрел самовзоводом и перенос. По сигналу таймера извлекаем оружие, выполняем выстрел самовзводом по левой(правой) мишени и далее совершаем перенос в последующую мишень с выстрелом. В этом блоке достаточно выполнять 2 выстрела — первый самовзводом и второй после переноса на следующую мишень. В последующем — полноценная серия из 4х выстрелов по одному в каждую мишень, аналогично стрельбе из бокса «А» в нашем упражнении.
    3. Перезарядка. Далее следует связать последний выстрел из бокса «А» с первым выстрелом из бокса «Б». То есть мы выполняем один выстрел в последнюю мишень из бокса «А», перемещаемся вправо(влево) с перезарядкой и производим один выстрел по первой мишени в боксе «Б». На отработку этого блока требуется 2 выстрела. Особое внимание следует уделить скорости перезарядки в движении — время между первым и вторым выстрелом по факту будет являться временем вашей перезарядки. Именно в этом элементе важно экономить секунды и больше работать с таймером, в том числе вхолостую.
    4. Перемещение. Завершающий блок — перемещение из бокса «Б» в бокс «А». Выполняем выстрел в последнюю мишень в боксе «Б» и стремительно перемещаемся в бокс «А» где выполняем выстрел по первой мишени в серии. В итоге получаем по таймеру время перемещения. Напоминаю, что в случае перемещения из бокса в бокс руки с оружием следует выносить заранее на линию глаз-мишень.
    Читайте также:  Упражнение сведение лопаток с гантелями

    После выполнения вышеперечисленных блоков можно отработать вариации нашего упражнения. Например, вместо четырех мишеней поставить две, но остальные условия сохранить неизменными. Таким образом это даст экономию патронов, времени, но сохранит все стрелковые элементы — выстрел из кобуры, перенос, перезарядка, вынос, перемещение.

    Тренировке элементов и блоков следует уделять достаточно много времени, в противном случае есть риск получить нестабильный результат. Особенно сильно это выражается при появлении фактора стресса — попытка стрельбы на зачет, на время и т.д.

    И, наконец, после отработки вышеописанных элементов можно приступать к стрельбе упражнения целиком на время. Скорее всего начнут проявляться какие-то ошибки — разброс СТП (средняя точка попадания) по мишени, ошибки в перезарядке, спешка или излишняя аккуратность и т.д. Такое явление происходит в следствии стресса, малого объема выполненной тренировочной работы и носит рабочий характер. Выявив ошибки в конкретных элементах при стрельбе упражнения следует вернуться обратно к отработке одиночных элементов до полного искоренения ошибки и повторять цикл «стрельба на зачет — тренировка элементов» до получения требуемого результата.

    Помимо техники стрельбы и отработки элементов я рекомендую всегда тщательно анализировать упражнение и делать простой расчет по очкам. Например, что будет, если попасть все выстрелы в чарли? (12*3=36) Мы наберем 36 очков и это УЖЕ 4 балла. Возможно, конкретному стрелку этого результата будет достаточно. А что нужно, чтобы выполнить упражнение на 5 баллов, выбив 40 очков? По сути 36 отделяет от 40 всего 4 очка, а это значит, что нужно всего лишь вместо двух Чарли выбить две Альфы. Что это значит? Это значит, что именно в этом упражнении при этих оценочных показателях нет смысла все выцеливать в Альфу, особенно если вы не укладываетесь по времени совсем немного.

    Так же, при стрельбе упражнения с фиксированным временем, нужно понимать, что нет смысла стрелять быстрее, чем этого требует условие упражнения (14-15 секунд это уже быстро). Следует использовать рабочее время по максимуму, выбивая максимальное количество очков, при этом при стрельбе на зачет стараться не выходить за время более 19 секунд, в противном случае малейшая ошибка (неправильный захват магазина при перезарядке, неправильный вход в бокс и т.д.) приведет к потере драгоценной секунды и результат более 20 секунд будет равен 2 балла.

    Что ж, подведем короткие итоги.

    Итог 1: На примере данного упражнения я показал, что любую стрелковую задачу можно разбить на элементы, а элементы объединять в небольшие блоки. Если есть укрытия, стрельба с колена или любой другой элемент, следует так же выделить его на общем фоне и отдельно отрабатывать. При такой тренировке стрелок сосредотачивается на конкретной задаче, например, на удержании ровной мушки для точности или выполнении качественной перезарядки, в сумме набирая бОльшее количество повторений и получая должный навык.

    Итог 2: Вышеуказанный подход дает стрелку (инструктору) возможность выявить конкретное стрелковое звено, в котором стрелок совершает ошибки (например, каждый раз после перебежки первый выстрел уходит в чарли или дельту) и совершенствоваться в нужном навыке.

    Если же стрелять каждый раз упражнение целиком, то не представляется возможным понять, из-за чего стрелок не успевает по времени или не выбивает нужное количество очков. Стрелок закрепляет свои ошибки из раза в раз усугубляя ситуацию многократно.

    Вариации. Не обязательно строго соблюдать нужные дистанции и нужное количество мишеней — к одинаковым условиям стрелок быстро привыкает. Можно и нужно разнообразить дистанции, интервал между мишенями, количество выстрелов по мишени и т.д.

    В заключении.

    В этой статье я рассказал свой подход к тренировочному процессу. Он очень прост, эффективен и проверен на практике. Подобную схему используют множество стрелков-спортсменов и инструкторов. По сути мы просто берем каждый отдельный элемент и пробуем его выполнить лучше и быстрее.

    Панацеи в тренировочном процессе не бывает и грамотные инструкторы вносят свои наработки в тренировки, поэтому нужно понимать, что любая тренировка — это творческая задача, к которой следует подходить с умом, рациональностью и логикой, но важно понимать суть тренинга и его принципы:

    1. От простого к сложному. Сначала человек учится писать буквы (стрелковый элемент), потом писать слова (стрелковые блоки-комбинации) и только потом писать полностью предложение(выполнять стрелковое упражнение).
    2. Последовательность — никто с пеленок не встал и не побежал — сначала мы учились ползать, потом стоять, потом ходить и только потом бегать. Не получится пропустить какую-то фазу, и так в любом виде подготовки.
    3. Эффективность и рациональность движений — все действия выполняются по кратчайшей траектории — вынос пистолета на мишень, перенос с мишени на мишень, перезарядка со сменой магазина по кратчайшей траектории и т.д.
    4. Холостые тренировки — прежде чем отрабатывать упражнение необходимо добиться четкости действие без боевой стрельбы.
    5. Работа с таймером — ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно отслеживать время каждого элемента, чтобы иметь результаты для сравнения и анализа.
    6. Регулярность — тренировки должны носить постоянный характер — боевая стрельба минимум раз в неделю, холостые тренировки — при каждой возможности.

    На этом все, что хотел сказать. Желаю вам удачи и творческого подхода к тренировкам).

    Источник

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Adblock
    detector