Paul gilbert переменный штрих упражнения

Paul gilbert переменный штрих упражнения

Перевод и редакция : Алексей Боков

Вы знаете кто такой Ингви Мальмстин ? Если Вы не знаете кто такой Ингви, то имена Steve Vai, Al Di Meola, Steve Morse или Paul Gilbert Вам о чем-нибудь говорят? Ну хоть кто такой Ричи Блэкмор то Вы знаете? Если нет тогда Вам незачем тратить время на чтение этой статьи.

Ну ладно ладно. Скорее всего, знаете. И наверно Вам интересно как этим гитаристам удалось достичь такого чистого и четкого звука при столь быстрой скорости игры? Превосходный результат был достигнут путем логичного технического подхода к звукоизвлечению, который основывается на минимуме движений и расслабленных руках при игре.

Эта статья должна помочь Вам мыслить в этом направлении. При подобном подходе Вы сможете создать целый арсенал своих собственных пассажей которые Вы сможете исполнить в любой (даже не самый удачный) день.

Начнем с медиатора – возьмите медиатор (желательно из плектра и желательно новый – без трещин и прочих дефектов) и зажмите его между большим и указательным пальцем так, чтобы его заостренный конец указывал на струны (наверно Вы уже знаете как это делается). Несмотря на то, что это стандартное положение медиатора кажется наиболее подходящим для игры некоторые монстры гитарной музыки предпочитают держать его по своему – Эдди Ван Хален зажимает медиатор между большим и средним пальцем (а иногда он еще любит поиграть вообще без медиатора – тэппингом), Джеймс Хетфилд и Стиви Морс хватаются за медиатор сразу трем пальцами (большим, указательным и средним), а Пэт Мэтней играет закругленной стороной медиатора. Короче, если Вам больше всего нравится держать медиатор четырьмя пальцами правой руки – пожалуйста, Вы можете читать данную статью с таким же успехом как если бы Вы пользовались классической “хваткой”.

Относительно толщины медиатора можно сказать то, что чем толще медиатор тем больше усилий надо будет прилагать для игры, относительно преимуществ толстых медиаторов можно сказать что они дают больше контроля над струнами. То же самое относительно струн – тонкие струны требуют меньше усилий при игры, а толстые струны имеют несколько более плотное звучание. Поэтому многие гитаристы используют смешанные комплекты – тонкие первые три струны (например из комплекта струн с толщиной первой струны .0085 или .009) и более толстые басовые струны (например из комплекта с толщиной первой струны 0.011) – нечто подобное использует Ингви Мальмстин. Вы должны немного поэкспериментировать со струнами и медиатором чтобы решить что подходит Вам лучше всего.

При извлечении звука стоит иметь в виду что чем ближе к машинке тем звук будет звонче и резче, чем дальше – тем мягче. Угол наклона медиатора также влияет на звук – если медиатор параллелен струнами атака будет чистой, если медиатор наклонен и как бы скользит по струнам – то звук будет менее разборчивым. При звукоизвлечении не забывайте немного приглушайте струны запястьем – это будет позволять им звучать, но не даст колебаться и создавать нежелательный шум тем струнам которые не должны делать этого.

Если Вы играете сидя то попробуйте положить предплечье (часть руки от кисти до локтя) правой руки на гитару – это будет дополнительный контроль над инструментом и повысит его устойчивость. Если Вы стоите то не забывайте о том что угол изгиба правой руки в локте будет зависеть от длины ремня. Необходимо отрегулировать длину ремня так чтобы было удобно и правой руке и левой. Слишком большая длина ремня создает неудобства левой руке, излишне малая же заставляет изгибаться правую руку слишком сильно что тоже создает неудобства при игре. Не стоит пытаться опустить гитару слишком низко – не имеет никакого значения насколько круто Вы будете выглядеть со стороны если гитара будет болтаться у Вас намного ниже пояса, но зато в таком положении просто невозможно сыграть что либо приличное в некоторых аппликатурных позициях.

Читайте также:  Упражнения для круговой системы

При игре Вы вполне можете опираться кистью правой руки на машинку (или опереться мизинцем и безымянным пальцами о деку) – все это придаст руке больше устойчивости и создаст конечную точку опоры. При желании можно опираться даже на ручку громкости. На этот счет есть много разных мнений (например некоторые гитаристы считают что опираясь пальцами на деку удобнее играть быстрые пассажи, а другим удобнее опираясь на машинку глушить струны), так что если Вы чувствуете что Вам не стоит опираться на деку – не делайте этого. Добавлю также если Вы привыкли опирается на деку (или тем более держаться за ручку громкости ) то у Вас могут возникнуть проблемы при игре на чужих гитарах – помимо всех прочих неудобств Вы еще и по струнам попадать толком не сможете – если Вы будете класть кисть на машинку таких неудобств должно быть поменьше.

Итак с руками все вроде в порядке. Перейдем к двум основному элементу игры правой рукой – переменному штриху медиатором, переменный штрих – это нисходящий (сверху вниз) удар медиатором (d) и следующий за ним восходящий (снизу вверх) (u). Как правило стараются чтобы нисходящий удар приходился на сильную долю (поэтому с него начинают) а восходящий – на слабую. Иногда возможно использование ударов только сверху или только снизу – но это используется совсем нечасто и не при игре достаточно быстрых пассажей. Эти движения очень просты, но именно они позволяют достичь высокой скорости при игре. Некоторые гитаристы предпочитают производить эти движения с жестко фиксированной кистью ограничиваясь движениями только предплечья. Другой подход заключается в использовании только пальцев правой руки (тех которые зажимают медиатор), эти движения при детальном рассмотрении являются круговыми. Однако большинство гитаристов предпочитают использовать третий подход – использование при игре движений кистью. Некоторые гитаристы (опять же Ингви Мальмстин) пользуются при игре всеми трем способами ( и их комбинациями ) для извлечения звука в зависимости от ситуации.

Если во время работы над упражнениями Вы чувствуете боль то Вам необходимо немедленно прекратить играть и дать своим рукам возможность расслабиться. Боль – признак того в Ваших руках происходит что-то не то. Если боль постоянно возникает при выполнении упражнений необходимо безусловно проконсультироваться с врачом – иначе все запросто может кончиться травмой рук. Также не забывайте разогреваться перед быстрыми пассажами.

Наиболее эффективными упражнениями по звукоизвлечению являются короткие повторяющиеся последовательности, фокусирующие внимание на каком либо аспекте техники. Рисунок 1 является хорошим упражнением для начинающих которое позволяет развить технику тремоло.

Упражнение необходимо играть в среднем темпе (80-100 ударов в минуту) с метрономом или драм-машинкой. Старайтесь чтобы звук был ровным и четко читаемым и без ненужного шума на заднем плане от болтающейся струны. Старайтесь расслаблять правую руку при последовательном увеличении темпа. Понаблюдайте за Вашей правой рукой во время игры – это поможет Вам расслабиться, и покажет как обстоят дела с переменным медиаторным штрихом.

Со временем можно увеличивать темп (только не забывайте о разминке перед игрой в высоком темпе !). Если Вы достигли темпа 160 ударов в минуту – можете похвалить самого себя и расслабиться – упражнение полностью отработано. Но не забывайте о том, что Ваше звучание должно быть чистым и хорошо читаемым. Играть упражнение необходимо на чистом звуке.

Упражнение сначала полностью играется 1 и 2 пальцами правой руки (2 и 3 или даже 3 и 4), в дальнейшем необходимо можно комбинации указанных пар.

Рисунки 2-4 являются несложными упражнениями, предназначенными для улучшения синхронизации правой и левой руки. Как только Вы сможете достаточно уверенно играть эти упражнения на 6 струне попробуйте сыграть то же самое на других струнах. При игре разница между струнами будет не только в их толщине, но и, если Вы хотите добиться хорошей атаки, в различных углах наклона медиатора. Для этих упражнений достаточно трудно достичь при высокой скорости их исполнения, звучат (и выглядят) они также довольно впечатляюще. Как только Вы будете свободно играть эти упражнения на одной струне Вы можете использовать комбинации разных струн.

Читайте также:  Комплекс упражнений для девушки для всех групп мышц

Все предыдущие упражнения исполнялись на одной струне и явились наверно слишком простыми для такого опытного гитариста как Вы. Перейдем к более сложным упражнениям – использованию нескольких струн. Целью этого является сделать так чтобы исполнение нот на нескольких струнах было более естественным и удобным. Число нот на струне и тип медиаторного штриха (восходящий или нисходящий) показывают насколько простое или сложное это упражнение. Немного внимательного экспериментирования и Вы сами сможете решать какие аппликатурные позиции подходят Вам лучше всего и какие не подходят.

Рисунки 5A-C показывают три разных аппликатурных решения для одной и той же фразы. На первом рисунке (5A) показано наиболее сложное для правой руки решение. Рисунок 5В представляет собой более простой вариант. И на последнем рисунке показано самый простой (для правой руки – для левой этот вариант не совсем удобен из-за большой растяжки) путь для игры данного пассажа (это вариант удобен тем, что все ноты приходящиеся на сильную долю играются ударом медиатора сверху (d) что позволяет акцентировать сильную долю). Если Вы достаточно хорошо проработали предыдущие упражнения Вы сами сможете решить где использовать восходящий, а где нисходящий удар медиатором.

Упражнения показанные в рисунках 6-10 предназначены для улучшения Вашей техники при игре на нескольких струнах. Разучивайте его с метрономом и сконцентрируйтесь на том чтобы Ваша правая рука была как можно более расслаблена даже при достижении достаточно высокой скорости. Вы можете использовать свои вариации данных упражнений и использовать их для разогрева.

Большинство преподавателей рекомендуют проигрывать различные гаммы и их вариации в разных позициях на грифе. Хотя подобный подход выглядит очень неплохо и дает представление о ладе часто аппликатура гамм неудобна для игры быстрых пассажей с переменным штрихом. Рассмотрим достаточно стандартное аппликатурное решение для гаммы G мажор. Данная аппликатура не совсем удобна (особенно восходящее арпеджио) и добиться высокого темпа для данного упражнения очень непросто.

Вместо того чтобы биться о каменную стену играя подобные гаммы дни и недели напролет Вы наверное захотите использовать несколько более удобную аппликатуру. Итак рассмотрим другой вариант Gmaj. Нисходящее арпеджио похоже на то что показано в предыдущем рисунке а восходящее отличается от него в лучшую сторону. Заметьте что использование скольжений значительно упрощает аппликатуру и позволяет играть ту же самую гамму со значительно меньшими усилиями.

Подобный подход позволяет упростить игру многих ладов. Рисунок 13 показывает аппликатуру для хроматической гаммы. Обратите внимание на изменение при восходящем движении.

С использованием небольших скачков хроматическая гамма будет достаточно простой как для левой так и для правой руки. Обратите внимание на аппликатуру левой руки.

Мой вариант аппликатуры для целотонной гаммы представлен на рисунке 15

На рисунках 16 и 17 представлена гамма тон-полутон.

На рисунках 18-20 представлены мажор, мелодический и гармонический минор соответственно. Обратите внимание на разницу в аппликатуре между нисходящим и восходящим арпеджио.

Самым простым способом играть восходяще-нисходящие арпеджио без свипа является играть по две ноты на струне и использовать быстрые перемещении левой руки по грифу. Это позволяет создавать оптимальные условия для правой руки позволяя Вам играть в несколько октав с минимальными усилиями со стороны правой руки.

На Рисунке 21 показано ‘монстроподобное’ арпеджио Fmaj при исполнении которого Ваша левая рука перемещается с 1 на 20 лад и обратно. Начиная с восходящего удара медиатором играйте упражнение медленно и сконцентрируйтесь на плавных сдвигах левой руки при перемещении и точном использовании переменного штриха.

Рисунок 22 показывает упражнение предназначенное для того улучшения координации рук на различных позициях грифа при различных вариантах последовательности ударов медиатора при игре. Если Вы почувствуете принцип заложенный в данном упражнении Вы сможете значительно улучшить координацию рук.

Аппликатурные решения для игры ладов включающие в себя игры по 3-4 ноты на струне не очень удобны для левой руки. На рисунке 23 показана аппликатура для арпеджио Am7b5 которое является удобным и для левой и для правой руки. Помимо всего прочего оно еще и неплохо звучит.

Во многих фирменных соло используются комбинации различных ладов выходящие за рамки обычных арпеджио и классических ладов. Примеры фразировки показанные на рисунках 24-26 основываются на последовательностях образованных на одной короткой и удобной для быстрой игры фразе сдвигаемой по грифу.

Читайте также:  Комплексы упражнений при болезнях позвоночник

Иногда аппликатурное решения для какого-либо пассажа является удобным для проигрывания восходящих арпеджио но очень неудачным при игре нисходящих. Основная идея состоит в том чтобы найти такую аппликатурную позицию которая позволит вашим рукам порхать над струнами туда сюда с минимумом усилий. Восходящие и нисходящие триольные последовательности показанные в рисунках 27 и 28 являются прекрасными образцами подобного подхода. В рисунке 27 используется звукоизвлечение по 3 ноты на каждой струне, а в упражнении показанном на рисунке 28 используется 2 ноты на 1 струне и четыре на 2 ( не забывайте о том что в обоих примерах используются триоли ).

Дальше показаны небольшие фрагменты из типичных и широко используемые многими гитаристами пассажей. После того как Вы доведете их до хорошего темпа Вы с успехом можете использовать свои варианты эти фразы в Ваших соло.

Источник

Гитарный курс на 30 дней: День 24. Переменный штрих: мастеркласс

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Одной из первых ярчайших звезд, вспыхнувших на небосклоне медиаторной техники, был звеpда Al Di Meola, монстра фьюжна, чей трек «Race With The Devil On A Spanish Highway» полон стремительных пассажей. С тех пор такие мастера, как Paul Gilbert, John Petrucci и Rusty Cooley довели технику игры переменным штрихом до сверхчеловеческого уровня.

Действительно непростым аспектом переменного штриха является переход между струнами. Сложность заключается в достижении идеальной координации в пространстве и времени между вашим медиатором и пальцами отвечающей за гриф руки.

Контрольный тест

Этот секстольный пассаж в неоклассическом стиле построен на нисходящей гамме (гармонический А-минор) в трех октавах. Помните, что это — всего лишь тестовое задание, играйте его прежде чисто и без ошибок, и лишь после этого начинайте увеличивать скорость.

Обратите внимание!

Помните: ваша основная задача — синхронная работа пальцев, прижимающих струну к соответствующему ладу, и медиатора. Не переходите к более высокой скорости исполнения до того момента, пока не сыграете чисто и без ошибок с текущим показанием метронома.

Идеально синхронизированный удар вниз

Сфокусируйтесь на синхронизации работы ваших пальцев с ударным движением медиатора вниз (сначала четвертый палец, затем третий). Вы должны сыграть четыре равных по длительности удара вниз.

Удар вверх

Начало игры с движения медиатором вверх в жизни встречается нечасто, но это хорошее упражнение для работы над переменным штрихом. Не забывайте, что ваши пальцы и медиатор должны касаться струны одновременно!

Играем!

Каждый пассаж из рассматриваемых нами ниже построен на своем аспекте техники переменного штриха.

Мы начнем с паттерна «две ноты на струне», что означает переход со струны на струну четко на движение медиатором вниз, в то время как в следующей фразе переход осуществляется на удар вверх. Завершаем подборку традиционным скоростным пассажем, в котором переходы со струны на струну приходятся как на удары медиатором вверх, так и вниз.

Blues lick

Эта фраза построена на нотах минорной пентатоники в Ля (A C D E G) группами по четыре, после каждой группы происходит смещение позиции вниз вдоль грифа.

Для достижения максимальной скорости играйте пассаж первым и третьим пальцами, уделяя внимание синхронизации работы третьего пальца с движением медиатора вниз.

Rock lick

Играя этот пассаж, уделяйте максимум внимания координации. В первом такте переход с первой на вторую струну осуществляется движением вверх «внутренним» штрихом, во втором такте — «внешним» штрихом (внутренним штрихом называется движение медиатора из пространства между струнами, а внешним – соответственно внутрь; примечание переводчика).

Shred lick

Пассаж начинается с ноты В, и построен на сгруппированных по шесть нотах гармонического минора в Ля (A B C D E F G#). Эти шесть нот образуют паттерн на двух струнах, который повторяется далее и на остальных парах струн. Мысленно разбив всю фразу на группы из шести нот в каждой, начинайте играть каждую группу первым пальцем и следите за правильным движением медиатора вверх-вниз.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector