Односоставные безличные предложения упражнения

Безличные предложения. Тренировнчное упражнение.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Дидактический материал по теме “Безличные предложения”

Скачать:

Вложение Размер
bezlichnye_predlozheniya.docx 13.39 КБ

Предварительный просмотр:

Выделить грамматическую основу предложений. Указать безличные предложения.

Морозило сильнее, чем с утра. Морозило утро раннее. На дворе еще чуть брезжило. Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Вчера вечером порошило. Уже смеркалось и похолодало. От радости в зобу дыханье сперло. Все зверьё выло и стонало. Его знобило и ломало. Дышалось глубоко. Просто мне нездоровилось это время. Скрипело, свистало и выло в лесу. Ночью перепал дождь. Прогремело вдали. На лесопильном дворе горит. Мне уши заложило. В голове до сих пор стучит . Государство заложило в бюджет денежные средства. У Павла Васильевича даже дух захватило. Мероприятие захватило всех зрителей. Стиснуло горло от омерзения. В глазах у меня потемнело. Из хаты повеяло сыростью . Сильно, до духоты пахло тушью и красками. По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью. Не вечно мне везло. Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах. И ветром, наконец, то дерево свалило. Звезды затянуло мглой. Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты . Всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга . Жгучим морозом опаляет лицо. Жар опаляет тех, кто близко подходит к печи. Про батарею Тушина было забыто. Уж послано в погоню. Посидели в литографии, где было накурено. Уже совсем рассвело. Не спится мне. Пахнет сеном над лугами. Герасима уже не было на дворе . Быть оттепели . Уже послано в догоню Сегодня нет от тебя письма. Вам холодно немножко. Надо перестраивать всю жизнь. Нам пора ехать.

Выделить грамматическую основу предложений. Указать безличные предложения.

Морозило сильнее, чем с утра. Морозило утро раннее. На дворе еще чуть брезжило. Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Вчера вечером порошило. Уже смеркалось и похолодало. От радости в зобу дыханье сперло. Все зверьё выло и стонало. Его знобило и ломало. Дышалось глубоко. Просто мне нездоровилось это время. Скрипело, свистало и выло в лесу. Ночью перепал дождь. Прогремело вдали. На лесопильном дворе горит. Мне уши заложило. В голове до сих пор стучит . Государство заложило в бюджет денежные средства. У Павла Васильевича даже дух захватило. Мероприятие захватило всех зрителей. Стиснуло горло от омерзения. В глазах у меня потемнело. Из хаты повеяло сыростью . Сильно, до духоты пахло тушью и красками. По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью. Не вечно мне везло. Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах. И ветром, наконец, то дерево свалило. Звезды затянуло мглой. Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты . Всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга . Жгучим морозом опаляет лицо. Жар опаляет тех, кто близко подходит к печи. Про батарею Тушина было забыто. Уж послано в погоню. Посидели в литографии, где было накурено. Уже совсем рассвело. Не спится мне. Пахнет сеном над лугами. Герасима уже не было на дворе . Быть оттепели . Уже послано в догоню Сегодня нет от тебя письма. Вам холодно немножко. Надо перестраивать всю жизнь. Нам пора ехать.

Источник

Упражнения по теме “Односоставные предложения”

ОП1. Укажите номера пунктов, содержащих неверные утверждения. Внесите исправления в неверные суждения.

1) Односоставные предложения могут быть распространёнными.

2) Односоставные предложения – это те, в которых пропущен главный член предложения.

3) Назывные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее.

4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.

5) Односоставное предложение – это предложение, в котором нет второстепенных членов.


ОП2. Укажите номера предложений, являющихся односоставными.

1) Кругом всё было тихо и спокойно.

2) Не будем подбрасывать дров в огонь.

3) В небе горела только одна маленькая звёздочка.

4) Прошло около двух лет.

5) У него не было денег.

6) Посетителей в коридоре нет.

7) Много песен сложено о любви.

8) На небе солнце большое, горячее.

9) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

ОП3. Укажите номера предложений, являющихся односоставными определённо-личными.

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.

2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.

3) Стою один среди равнины голой.

4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

5) Вижу нивы и долины, вижу реки и поля.


ОП4. Укажите номера предложений, являющихся односоставными неопредёленно-личными.

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.

2) И нам пора опять в далёкую дорогу.

3) Влажной землей из окна потянуло.

4) Им ещё предстоит долго учиться.

5) В школе отремонтировали спортивный зал.

ОП5. Укажите номера предложений, являющихся односоставными обобщённо-личными.

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.

2) Опять отложили вылет.

3) Цыплят по осени считают.

4) Придёшь завтра ко мне в гости?

5) Не в свои сани не садись.


ОП6. Укажите номера предложений, являющихся односоставными безличными.

1) Что-то нынче и вправду не топят.

2) К птичьему прислушиваюсь крику.

3) Раньше на мёд смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.

4) За ночь сильно подморозило.

5) Важно помнить уроки истории.

ОП7. Укажите типы односоставных предложений в каждом пункте (переписывать предложения не нужно) и способ выражения сказуемого.

Образец: В тени у высокой колонны дрожу от скрипа дверей. Определённо-личное; глагол в форме 1-го лица ед. числа.

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день. (Некрасов)

2) Отнести её вон! (Тургенев)

3) Два часа ночи. Не спится. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука не дрожала. (Лермонтов)

4) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам. (Пушкин)

5) Дня через три потеплело. (Куприн)

6) Летнее утро. В воздухе тишина. (Чехов)

7) Как постелешься, так и выспишься. (Пословица)

8) Знойный и душный полдень.

9) От шума ломило уши, давило грудь.(Алексей Николаевич Толстой)

10) Из города прислали сыщиков (Горький)

11) Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. (Паустовский)

12) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там катались с большой ледя. ой горы.

13) Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ошанин)

14) Мело, мело по всей земле, во все пределы. (Пастернак)

ОП8. Замените личные предложения безличными. Укажите способ выражения сказуемого.

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.

1) Я не хотел отставать от других.

2) Он не сидит дома.

3) Бабушка не спит.

4) Я не верил в успех поездки.

5) Дождь освежил зелень.

6) Ветер сломал сук на дереве.

7) Град попортил всходы.

8) Тонкий ледок подёрнул лужи.

9) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю.

10) Всё небо затянули серые облака.

ОП9. Прочитайте сложные предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Замените оба простых предложения безличными. Как изменилась стилистика высказываний?

Образец: Повеял холодный ветер, и наступила темнота. – Повеяло холодным ветром, и стало темно.
1. Дом опустел, и я загрустил.

2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины.

3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб.

4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.

ОП10. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите типы односоставных предложений. Укажите, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

1) Бездо. ую бочку водой (н. )наполн. шь. (Пословица)

2) Вас прос. т к телефону.

3) Дело словом (н. )замен. шь. (Пословица)

4) Поднялся шум, прощальный плач. ведут на двор осьмнадцать кляч. в возок б. ярский их впр. гают. (Пушкин)

5) На войне встреча. шь разных людей. (Симонов)

6) По улицам слона водили. (Крылов)

7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос. ки. (Паустовский)

8) Стой за правду горой. (Пословица)

9) Мне даже на п. кетах пишут “ваше пр. восходительство”.(Гоголь)

10) Любишь ката. ся – люби и саночки возить. (Пословица)

11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Пастернак)

12) А за стеной всё что(то) делалось, делалось, и вот, (на)конец, и нас позвали к столу. (Казаков)

ОП11. Укажите верные суждения и исправьте ошибки в неверных суждениях. В каждом пункте подтвердите свои рассуждения примерами.

1) Односоставное предложение не может быть осложнённым.

2) В односоставном предложении нет и не может быть подлежащего.

3) Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица называются определённо-личными.

4) Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица могут быть обобщённо-личными.

5) Предложения «Глубокая река» и «Река глубока» синтаксически равнозначны: оба предложения являются односоставными назывными.

6) В односоставном неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено глаголом прошедшего времени.

7) Предложение «Мне холодно» является неопределённо-личным.

8) Предложение «На меня повеяло холодом» является безличным.

9) Слово «нет» в безличных предложениях является сказуемым.

10) Односоставное предложение может быть нечленимым.

11) Назывные предложения – это односоставные предложения.

12) Безличные глаголы изменяются по лицам и числам.

13) Определенно-личные предложения- это двусоставные предложения.

14) В безличных предложениях можно восстановить подлежащее.

15) Назывные предложения могут быть распространенными.

ОП12. Дополните пословицы и поговорки. К какому типу односоставных предложений они относятся? Выделите грамматические основы.

1) Без труда не… и рыбку из пруда.

3) Не … «гоп», пока не … .

4) Бездонную бочку водой не …

5) ……- и саночки возить.

6) Не в свои сани не …

7) Не так …, как хочется.

8) За чем …,то и найдёшь.

ОП13. Определите тип односоставного предложения. Превратите каждое из односоставных предложений в двусоставное.

1) Люблю грозу в начале мая.

2) Обычный декабрьский вечер.

3) В озере бурлило и кипело от игр ребят.

4) Мои стихи дарю забвенью.

5) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

6) Ночью кают-компанию убирают букетами из красной осенней рябины.

7) Закон природы.

8) Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.

9) На берегу громко пели.

10) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

ОП14. Составьте краткий рассказ (7-8 предложений) о том, как вы провели утро / вечер, используя только односоставные предложения.

ОП15. Прочитайте стихотворения. Какие типы односоставных предложений здесь используются? С какой целью?

А) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

Б) Шёпот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слёзы,

В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Г) Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

ОП16. Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Определите типы односоставных предложений.

К ночи в погоду ст..новит..ся очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржа..ым ар..матом новой соломы и мякины бодро идёш.. к ужину мимо с..дового вала. Голоса на деревн.. или скрип ворот разд..ют..ся по студё..ой заре (не)обыкнове..о ясно. Темне..т. И вот ещё зап..х крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Поздней ночью когда на деревне погас..нут огни когда в неб.. уже высоко блещ..т бриллиантовое созвездие Стожар еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве как слепой доберёш..ся до ш..лаша. Там на полянк.. (не)много светлее а над головой белеет Млеч..ный Путь. (И.А. Бунин)

WWW.MOSLINGVIST.RU 2011-2021

© Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.

Источник

Упражнения по теме «Односоставные предложения»

Упражнение 1.

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Упражнение 2.

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.

По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Упражнение 3.

Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро. Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Упражнение 4.

Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Упражнение 5.

Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.

1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день. (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) – Чего стоишь? – сказал он [мальчик] сумрачно. – Хочу и стою, – сказал Ваня. – Иди, откуда пришёл. (Кат.)

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Шумим братец шумим. (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

1) Бездонную бочку водой н. наполн. шь. (Посл.) 2) Вас прос. т к телефону. 3) Дело словом н. замен. шь. (Посл.) 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр. гают. (П.) 5) На войне встреча. шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона водили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос. ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п. кетах пишут “ваше превосходительство”.(Г.)10) Любишь ката. ся – люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)

Упражнение 8.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.

1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу. анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк. ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл. и я вышел на воздух освежи. ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста. ся у меня в крепост. . 5) Он как тополь между ними – только н. расти, н. цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н. чего выдумать н. возможно. Недаром ему завид. вали все наездники и н. раз пытались её украсть, только н. уд. валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры. ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав. ся. 8) Когда отец возвратился, то н. дочери, н. сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска. ся ещё вёрст пять по облед. невшим скалам и топкому снегу.
(М. Ю. Лермонтов.)

Упражнение 9.

По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.
1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.

Образец:
Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.
1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.

Образец: У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.
1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У меня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.

Упражнение 10.

Прочитайте сложные (сложносочинённые) предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Обе грамматические основы в данных сложных предложениях двусоставны. Замените оба простых предложения безличными. Проанализируйте изменение стилистики высказываний.


Образец:
Повеял холодный ветер, и наступила темнота. Повеяло холодным ветром, и стало темно.
1. Дом опустел, и я загрустил. 2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины. 3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб. 4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.

Упражнение 11.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).

1) Уже совсем ра. вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес. ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит. . (Кор.) 3) Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дохнул сентябрь – и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл. мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг. вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н. досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н. пришлось долго ждать.

Упражнение 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день. (Н.) 2) – Отнести её вон,- проговорила изменивш. мся голосом старуха. – Скверная собач. нка! (Т.) 3) Дождик ш. л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра. чистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спи. ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н. др. жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр. даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот. плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух. тишина. (Ч.) 8) Как постел. шься, так и высп. шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё. о проходивш. х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап. хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к. тались с большой ледя. ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.)15) Эту песню н. задуш. шь, н. убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр. делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин. дня, кровельных сосул. к худосочье, ручейков бессо. ых болтовня! (Паст.) 18) Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 19) В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 20) Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 21) Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 22) Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 23) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (Ч.)

Тест по теме «Односоставные предложения»

1. Укажите неверное утверждение.

1) Односоставные предложения могут быть распространенными.
2) Односоставные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
3) Назывные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее.
4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен
для понимания смысла предложения.

2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение – это предложение, в котором:
1) опущено подлежащее,
2) опущено сказуемое,
3) нет второстепенных членов предложения,
4) грамматическая основа состоит из одного главного члена
предложения.

3. Какое предложение является односоставным?

1) Кругом все было тихо и спокойно.
2) Не будем подбрасывать дров в огонь.
3) В небе горела только одна маленькая звездочка.
4) Прошло около двух лет.

4. Какое предложение является односоставным?

1) Посетителей в коридоре нет.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
3) Стою один среди равнины голой.
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) И нам пора опять в далекую дорогу.
3) Влажной землей из окна потянуло.
4) Им еще предстоит долго учиться.

7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет.
3) Цыплят по осени считают.
4) Придешь завтра ко мне в гости?

8. Какое предложение является односоставным безличным?

1) Что-то нынче и вправду не топят.
2) К птичьему прислушиваюсь крику.
3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
4) За ночь сильно подморозило.

9. Какое предложение не является односоставным безличным?

1) Мне от тебя ничего не надо.
2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.
3) Этому коню цены нет.
4) Скоро можно было отправляться в путь.

10. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?

1) Когда же прикажете ожидать вас?
2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.
3) Сюда ездят любоваться морем и горой.
4) В здешних морях иначе плавать нельзя.

11. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу. (6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк. (Н.Вурдов)

12. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

(1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Всё это очень затрудняло ходьбу. (Н.Вурдов)

13. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней… (З.Сорокин)

14. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (С.Воронин)

15. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. (2) Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. (3) Приводили их шведские шкипера – неразговорчивые и честные люди. (4) Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. (К.Паустовский)

Источник

Читайте также:  Упражнения для глаз у кого минус
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector