Методическая разработка упражнения для фортепиано

Гимнастика и упражнения в дополнение к занятиям по развитию техники игры на фортепиано
методическая разработка по теме

Очень часто дети, независимо от их музыкальных данных, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины, шеи, с «зажатыми» руками. Причем нередко этот гипертонус мышц может сохраняться
в течение долгого времени, что очень мешает обучению игре на фортепиано и развитию технических навыков. В данной работе обобщена практика использования различных гимнастических упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями и напряжениями в опорно-двигательной системе.

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika_i_uprazhneniya_v_dopolnenie_k_zanyatiyam_po_razvitiyu_tehniki_igry_na_fortepiano.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Гимнастика и упражнения в дополнение к занятиям по развитию техники игры на фортепиано

Капитанова Светлана Александровна

педагог дополнительного образования

Нижний Новгород, 2012

Очень часто дети, независимо от их музыкальных данных, приходят

в класс с излишней напряженностью мышц спины, шеи, с «зажатыми»

руками. Причем нередко этот гипертонус мышц может сохраняться

в течение долгого времени, что очень мешает обучению игре на

фортепиано и развитию технических навыков.

В своей педагогической практике я неизменно использую различные

гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать

затруднения, вызванные нарушениями и напряжениями в

Дополнительная гимнастика необходима еще и потому, что движения

при игре на инструменте не используют всю возможность работы мышц.

При помощи гимнастики мышцы развиваются быстрее, так как наряду

с более маленькими, сильно контролированными движениями,

выполняемыми за инструментом, они регулярно совершают и свободные

Установить точную норму количества повторения упражнений

невозможно. Руководствоваться нужно следующим:

1. никогда не заниматься до усталости;

2. полезно только упражнение, выполненное с полным вниманием;

3. даже при работе одного сустава пальца все тело должно быть

Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами

задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может

варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

Упражнения для правильной осанки и освобождения тела.

Упражнение 1. « Шалтай-Болтай» Встань прямо. Опусти руки свободно вниз,

слегка нагибаясь при этом вперед. Начинай покачивать их навстречу друг

другу, то скрещивая ,то разводя руки в стороны. Одновременно с этим,

наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к

Упражнение 2 . Разведи руки в стороны. Освободи мышцы спины, шеи и

плеч, дай всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед.

Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляйся,

принимая прежнее положение.

Упражнение 3. «Маятник» Встань ровно, ноги на расстоянии ступни.

Опусти обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети.

Начинай раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад- вперед,

Упражнение 4. « Лифтик» Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут.

Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице.

Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки

ученика, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что

тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, а шея

и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая

свободно, долго раскачиваются до полной остановки. Здесь очень важно

проследить, чтобы не был зажат шейный отдел. Это упражнение помогает

при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука»,

содружественному движению обеих рук.

Упражнение 5. « Балерина» Чуть прогнутый корпус. На вздох подняться

на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их

над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища

руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это

время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи

Упражнение 6. «Вращательные движения» Ученик сжимает руки в кулачки

и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны

непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они

поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых

суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются- начать с

простейших упражнений: поднимать и опускать плечи.

Упражнение 7. «Шейка» Мягкими, ласковыми движениями рук педагог

осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые

движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц.

Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие

движения, не напрягая шею.

Эти семь упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние

напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При

достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям

дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут

«помогать себе», поднимая плечи.

Упражнения для крупных мышц

Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате

активизируются мышцы плече- лопатного отдела, появляется ощущение

«целостности» движений рук из «корпуса».

Упражнение 1. « Мельница» Руки и тело свободные. Вращательные

движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой

попеременно и вместе, вперед и назад.

В упражнение «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены,

поскольку его цель- не разработать мышцы рук, а лишь уметь их

расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

Упражнение 2. «Цыганочка» Потряхивание плечами (как в цыганских

танцах) лучше всего выполнять под аккомпанемент. Вначале стоит делать

упражнение в упрощенном виде – лишь подвигать плечиками вверх и вниз,

попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям

плечевых мышц – попеременно, вместе, вперед, назад.

Упражнение 3. «Боксик» Для того, чтобы почувствовать руку « из корпуса»,

ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед,

как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.

Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.

Упражнение 4. «Стирка» Пусть ученик представит, что он стирает,

например, платье для куклы. Постирал – надо стряхнуть. Во время

упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются

далеко, а если стряхивать зажатыми руками – все брызги падают на живот.

И когда играешь на фортепиано – звуки, как брызги: играешь свободными

руками – звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми – они все здесь,

у тебя остаются». И никто не услышит их.

Упражнение 5. «Дирижер» Ребенок «дирижирует» под музыку. Это

упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает

плавность и пластичность движений.

Упражнение 6. «Повороты туловища» под музыку. Всевозможные

повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище

поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных

мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то

расслабляются, то напрягаются попеременно.

Третий комплекс упражнений направлен на развитие хватательных

движений. Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует

работу мышц. Ребенок учится естественно распределять мышечные

напряжения. Хватательные движения развивают ладонные мышцы,

создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения.

Упражнение 1. «Платочек танцует» Под неторопливый, сдержанный

Темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт, мазурка ) ученик

плавными движениями передает платочек из руки в руку. Педагог следит

за ритмичностью движений – платочек передается на сильную долю такта.

Это упражнение вырабатывает пластику движений рук, воспитывает

Упражнение 2. «Кто быстрее» На счет «раз-два –три» нужно быстрее

схватить платочек. Педагог играет с учеником и, конечно, позволяет ему

выиграть. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому

упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить

исполнение даже самых простых музыкальных произведений.

Упражнение 3. «Летающий платочек» Спина и плечи свободные. Ученик

крепко стоит на ногах ( нужно проверить, насколько прочна опора на ноги).

В ладошке ребенок держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и

подхватывает его другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая.

То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках по

платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при

этом руки. Движения плавные, пианистичные ( по крайней мере, к этому

надо стремиться), платочки как бы летают в воздухе.

Упражнения на дыхание.

Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от

умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука

Упражнение 1. «Оттолкни веточку» Мышцы спины, шеи и плеч свободны.

Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать

неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки,

распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время

длинный, продолжительный выдох.

Упражнение 2. «Животик дышит» Ученик держит обе руки на верхней части

живота (в районе диафрагмы ).Он ровно, размеренно дышит, не поднимая

плеч: вдох- выдох ,несколько раз. Педагог кладет ему руки на плечи. Если

плечи начинают подниматься, руки педагога сразу чуть сильнее давят на них.

Можно менять тип дыхания в этом упражнении: вдох короткий, а выдох

Упражнение 3. «Плавание» Руки вытянуты параллельно на уровне груди.

Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на

выдохе возвратить их в исходную позицию ( брасс ).

Упражнения для кистей и пальцев

Упражнение 1. «Разбудим пальчики» Начинаем «зарядку» для пальцев

с поглаживания: каждый пальчик по несколько разгладим от кончика к

основанию, а затем делаем движения, как будто моем руки.

Упражнения 2. «Растяжка пальцев» Положите на стол какой – нибудь

мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии

20-30 см. друг от друга .Затем отведите в сторону большие пальцы обеих

рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук

поочередно дотянуться до предмета: сначала 2-ым, потом 3-им, 4-ым и 5-ым

Вы почувствуете, как 1-ые палчики « не пускают» своих «братьев» достать

предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто

стряхиваете с них воду.

Упражнение 3. «Гибкость пальцев» Пружинящими движениями осторожно

отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз

сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем

ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем

кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании

упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Упражнение 4. «Подвижность пальцев» Положите обе кисти рук на стол и

поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом

быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные

оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку.

В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро

заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и

подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое,

даже очень сложное музыкальное произведение.

Список используемой литературы

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М.- 1985.

2. Юдовина – Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог.

Санкт – Петербург, 2002

3. Гат Й.Техника фортепианной игры. М, 1956

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлено 9 занятий для корректировки и повышения техники чтения, для детей имеющих отставание в обучении.

Важнейшей основой для развития мелкой моторики учащихся была и будет всегда правильная организация игрового аппарата, начиная с первых шагов юного пианиста. Очень важно научить ученика умело пол.

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф.

Тема занятия: Методы обучения:Цель занятия: Изучение технических приемов игры в настольный теннис.Задачи:- закрепить навыки выполнения технических приемов.- закрепить понятие об атакующих ударах « Сре.

в статье даны упражнения,выполнение которых помогает повысить уровень техники игры.

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие.

Источник

Методическая разработка: «Работа с начинающими в классе фортепиано»
методическая разработка по музыке на тему

Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества – талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. И в то же время в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов. Если говорить в общем, то урок состоит из нескольких блоков. Это проверка домашнего задания, работа над программой непосредственно на уроке, творческие задания к следующему уроку.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_rabota_s_nachinayushchimi_v_klasse_fortepiano.docx 31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дворец детского и юношеского творчества

« Работа с начинающими в классе фортепиано »

педагог музыкальной школы студии МБУ ДО ДДЮТ

г. Армавир, 2016 г.

Работа с начинающими в классе фортепиано

-знакомство с фортепиано

-организация пианистического аппарата

-работа над штрихами

IV. Список используемой литературы

Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества – талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. И в то же время в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов. Если говорить в общем, то урок состоит из нескольких блоков. Это проверка домашнего задания, работа над программой непосредственно на уроке, творческие задания к следующему уроку.

Что же должны сделать мы, преподаватели, для того, чтобы нашим ученикам было на уроках комфортно и интересно; чтобы вместе с нами они с радостью и удовольствием достигали высоких результатов в обучении игре на фортепиано; чтобы после окончания школы инструмент звучал в их доме не потому, что нужно готовиться к академическому концерту, а потому, что это интересно. За вторым роялем в фортепианном классе сидит, как известно, педагог, и дистанция, разделяющая учителя и ученика, получает зримое выражение. Но едва начинается работа над музыкальным произведением, эта дистанция резко сокращается. В совместных поисках и размышлениях постигается нотный текст, открывается смысл гармонизации, формируется фраза. Педагог и ученик вместе опробуют тончайшие оттенки звуковой палитры, колдуют над педалью, ищут подходящую аппликатуру, решают технические задачи. Педагог сидит за вторым роялем, а за первым, сменяя друг друга, ученики, каждый из которых представляет для преподавателя свою, особую проблему. Что должен уметь преподаватель? Каким ему следует быть? По словам Г. Нейгауза, он должен быть учителем музыки, то есть «разъяснителем и толкователем», и учителем игры на фортепиано, способным обучить непростому пианистическому «ремеслу». А ещё, по выражению А.Казеллы, – «учителем жизни», которому доверено воспитание формирующейся личности. Только в триединстве этих ипостасей деятельность педагога-музыканта бывает по-настоящему плодотворной.

Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача педагога специального фортепиано – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения музыкального инструмента.

Педагог призван решать следующие задачи:

-обеспечивать условия для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;

-использовать вариативный подход в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

-создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса обучения игре на фортепиано.

Подавляющее большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи. Учитывая это, обучение надо направить так, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)

За время обучения преподаватель должен сформировать удобный исполнительский игровой аппарат, развить навыки чтения с листа, дать знания по элементарной теории музыки, научить самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара школ искусств, также развить навыки подбора по слуху, транспонирования и игры в ансамбле.

Одной из важнейших задач педагогов по классу фортепиано является ранняя профессиональная ориентация учащихся. Создание реальных условий эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области музыкального искусства.

Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения учебной программы. В связи со сложным экономическим положением, с низким уровнем зарплаты родителей учащихся, многие из них не имеют дома музыкального инструмента фортепиано, что также очень усложняет учебный процесс, не позволяет осваивать учебный музыкальный материал в должном объёме.

Обучение игре на фортепиано-процесс творческий. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ребёнка, но и от умения педагога найти правильный подход. Часто приходиться слышать от родителей: «А есть ли у моего ребенка слух?», «Каковы музыкальные способности у ребёнка, и может ли он заниматься на фортепиано?»

Обучение игре на фортепиано возможно для каждого ребенка, но пытаться «вырастить» профессионального музыканта из каждого ребёнка не нужно. А увидеть есть ли у ребёнка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребёнку, они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного. Обучение музыке улучшает характер детей и благотворно воздействует на их психологическое состояние.

Принято считать, что обучение детей музыке следует начинать с пяти-шести лет. Но существует и другое мнение: музыкальное воспитание следует начинать с внутриутробного периода. Это подготовительный, пассивный этап обучения музыке. Родителям, желающие воспитать всесторонне развитого ребёнка, необходимо начинать его воспитание ещё с внутриутробного периода. Слушать спокойную и мелодичную музыку, заниматься живописью, ходить в музеи, посещать театр.

Обучение игре на фортепиано-процесс творческий и увлекательный. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ученика, но и от умения педагога найти правильный подход. У детей младшего возраста внимание неустойчивое. Но они с интересом относятся ко всему новому, неожиданному. Поэтому занятия с малышами должны проходить в радостной, эмоционально-живой атмосфере. «Больше сказки, больше фантазии, рассказывать и показывать, колдовать вокруг музыки» – слова замечательного педагога А.Д.Артоболевской. Для того чтобы не просто развивать интерес к музыке у детей, но и заинтересовать их этим процессом, необходимо придумывать различные творческие задания, позволяющие ребёнку, применить свои знания и способности в области музыкального творчества. Это может быть: выразительное произнесение слов разучиваемой песни, пение, подбор мелодии по слуху, показ иллюстраций….

Задача педагога: научить понимать и переживать музыку различного характера – весёлую, грустную, танцевальную…Традиционный подход к выучиванию (зазубриванию) названий семи звуков по порядку архаичен. Так же распространено обучение нотам на пятилинейном нотоносце, без добавочных линеек и только в скрипичном ключе. Мне же кажется, что знакомство с нотами должно начинаться не на нотоносце и не на бумаге, а только на клавиатуре, чтобы научить ребёнка самостоятельно ориентироваться в «нотно-клавиатурном лабиринте». Отношение к обучению нотной грамоте как к механическому зазубриванию нот, вне осмысленности лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты, зубрить их и механически повторять, тем более дома, в отсутствие педагога. Главное: учить так, чтобы ребёнок как бы и не подозревал о том, что его учат. Огромную помощь при ознакомлении их с нотной грамотой оказывает работа с карточками, заранее изготовленными дома.

Путь к успеху начинается с подготовки педагога к уроку. Для педагога урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником. Одна из важных его забот – выбор программы. Дело ответственное. Помимо того, что программа должна отвечать требованиям, принятым в данном учебном заведении, её следует подбирать так, чтобы, исходя из индивидуальных качеств ученика, она максимально способствовала его развитию. Включаемые в неё произведения должны быть ученикам по силам. Вспоминаем ещё один завет Шумана: «Старайся играть хорошо и выразительно лёгкие сочинения; это лучше, чем трудные исполнять посредственно».

Чтобы предлагаемая программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учесть его желания. Обдумывая репертуар, лучше намечать не одну, а несколько однотипных пьес, оставляя ученику свободу выбора.

Подобрать программу – это ещё полдела, преподавателю надо самому освоить её. Освоить – это значит самому основательно поразмышлять над текстом: над особенностями структуры произведения, его ладогармонического языка, ритмической организации, над средствами исполнительской выразительности. Это значит так же прикинуть, где ученик может встретить трудные места и чем ему можно будет помочь. Итак, педагог должен выбрать учебный материал, проиграть его, проанализировать и отредактировать, то есть: обнаружить возможные опечатки, которые часто встречаются в новых изданиях; уточнить обозначение артикуляции в старых изданиях, дополнить аппликатурную цифровку; упростить звуковую ткань для маленькой руки (убрать один из звуков аккорда). Исправление в нотах на ходу, во время игры, приучает ученика к небрежному отношению к нотному тексту при первом разборе.

Освоить программу – это значит также уметь самому её играть. Задумаемся в этой связи над выражением «педагогический репертуар». В отличие от концертного, педагогический репертуар – это золотой запас, который музыкант накапливает, чтобы затем использовать его на той специфической концертной площадке, какой является классный кабинет, перед ответственейшей публикой – своими учениками. Помимо показа музыки на рояле, в распоряжении педагога имеются и другие средства, и способы воздействия на ученика при работе на уроке над программой. Выразительным жестом, мимикой можно без лишних слов сдвинуть темп, продлить паузу, предвосхитить акцент, сделать более ярким crescendo, короче говоря, управлять исполнением ученика по ходу игры. Можно не прерывая исполнение подыграть или подпеть несколько нот, «подстучать» ритм, подправить движение руки.

Ещё одним мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Какой же должна быть речь педагога? Грамотной, лаконичной, ясной и – яркой, не книжной, не сухой. По мере того, как ученик знакомится с музыкально-теоретическими понятиями, объяснения педагога всё более насыщаются специальной терминологией. Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука. При этом надо помнить, что урок – не монолог педагога. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения.Вспомним выражения «палец прорастает сквозь клавишу», «играть по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом. Спорным вопросом при подготовке педагога к уроку является необходимость планирования занятий с каждым учеником. Я думаю, что ни у кого не возникнет возражений по поводу подготовки уроков с начинающими. Не продумав заранее план урока с малышами, совершенно невозможно провести его плодотворно. Каждое секундное замешательство учителя вызывает бурю эмоций, множество вопросов и совершенно отключает детей от самого урока. Планирование учебного содержания урока необходимо проводить по двум линиям: с одной стороны, по линии расширения знаний и обогащения навыков ученика, а с другой стороны – по линии помощи в работе над репертуаром. Арсений Петрович Щапов советует в первую очередь думать не о работе ученика над «основным материалом», то есть тем, который готовится к академическому концерту, – а о работе над «вспомогательным материалом»: сюда относятся различные упражнения, пьесы, которые могут быть пройдены эскизно. С целью развития реакции ученика на различное музыкальное содержание, или просто с целью расширения его музыкального кругозора: сюда относятся также игра в ансамбле, игра с листа, игра по слуху, транспонирование.

Изучая нотную грамоту, можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с помощью карточек с нотами, называет и играет звуки на инструменте в разных октавах. Это способствует развитию координации, музыкального слуха, зрительной памяти. В изучении нот очень помогает система А.Д.Артоболевской. Ученик запоминает короткие стихи: «ми соль си ре фа» – на линеечках сидят; «ре фа ля до ми» – те в окошечки глядят и т. д. Сначала в скрипичном, затем в басовом ключе делаем карточки для нот. Прикасаясь к клавишам кончиками пальцев – играем в учителя ( большой палец) и учеников ( остальные пальцы)… Как определить момент, когда ребёнок может перейти к игре на фортепиано? Это когда ребёнок:

-свободно ориентируется на клавиатуре;

-нотный текст, который ребёнок читает глазами, озвучен внутренним слухом;

-слух его развит, натренирован;

-освоил ряд двигательных и дыхательных упражнений, необходимых для того, чтобы привести в нужный тонус мышцы пианистического аппарата, снять «зажимы» и спазмы, которые могут помешать игре.

И главное – ребенок хочет играть.

«Нужно заставить забыть, что у рояля есть молоточки» (Клод Дебюсси)

Перед прикосновением к клавишам, ребёнок знакомится с инструментом. Мы поднимаем крышку у фортепиано, заглядываем внутрь. Видим толстые и тонкие струны, молоточки.

Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Целый город костяной – молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.

Что ни улица – струна в этом городе видна.

Конечно, дети спрашивают о педалях, зачем они нужны.

«Любите педаль, исследуйте её, учите педаль, учите с педалью! Учитесь наслаивать и отслаивать педаль. Педаль – звуковое облако, и говорить о ней хочется как об облаке: слоистая, перистая, обволакивающая, нависающая, грозовая, плывущая, мрачная, лёгкая, светлая!»

С первых уроков играем простые песенки и упражнения для пальцев: 1, 2, 3 звука. Например. Изображаем «кукушку». Ученик играет два звука через ноту поочерёдно каждой рукой 3-м пальцем в разных октавах или «киску» 3-м и 2-м пальцем с использованием чёрной клавиши. «Пальчики идут в гости» – 3,2,1 пальцы вверх и вниз каждой рукой в разных октавах. В игре 4-м и 5-м использую песенку – упражнение «Дразнилка» из сборника Артоболевской.

В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогают упражнения, индивидуальный подход, контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек….

Учить детей играть на фортепиано – это всё равно, что учить малыша ходить. Только что родившийся младенец не может сразу пойти. Вначале он задирает ножки, потом ползает, потом держится за что – нибудь и начинает стоять на неустойчивых ногах, а заботливая мама поддерживает его, помогая сохранить равновесие. И, в конце концов, как-то незаметно малыш делает свои первые осторожные шаги, а потом – с каждым днём, с каждым месяцем ходит всё увереннее.

Детским пальцам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь.

Дети во время игры пристально смотрят на свои пальцы и на клавиатуру и перестают слушать себя. Фиксируя внимание на клавиатуре, ребёнок перестаёт слушать себя. Если же прикрыть крышку рояля так, чтобы руки свободно могли играть, происходит чудо – он весь уходит вслух, его внимание полностью переключается с рук, и тут же выпрямляется спина, появляется полная проводимость. Больше использовать «игру вслепую». Необходимо с каждым ребёнком найти наиболее удобное положение руки, не забывая о том, что ребёнок растет, и это положение постоянно меняется. Лучше всего не говорить с ним о самой руке, а обратить внимание на звукоизвлечение.

Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато, потому что фортепиано – легатный инструмент, рекомендуется высокое поднятие пальцев.

Можно начинать обучение с трёх штрихов – стаккато, нон легато и портаменто. Прикосновение к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное! Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Можно играть по чёрным клавишам от нижнего к верхнему регистру и обратно, читая строки Пушкина: «Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет…». После игры на чёрных клавишах можно начинать играть на белых. Такие упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло ещё до выполнения стаккато, за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно играть отдельными руками сначала третьим пальцем правой, потом – левой руки. Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьесы из сборника Милича для начинающих). Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах – близнецах (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.

Вначале обучения, важно не только научить малыша играть, но и познакомить его с музыкальным миром, заинтересовать, понять, о чём музыка говорит, вложить как можно больше музыкальных впечатлений. Дети 1-го класса очень любят пьесу Галынина «Зайчик». В этом небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами, быстрая смена рук. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образом прыгающего зайчика. Лиса нападает. Зайчик вырывается, и убегает. Смена образа (заяц-лиса) определяет штрихи, динамику. Яркий пример такой образной пьесы – «Медведь» Г. Галынина. Она помогает при изучении басового ключа. Играя пьесу Рубаха «Воробей», где мы изображаем воробья и кошку, впервые знакомимся со штрихом стаккато. Пьеса А. Гедике «Ригодон» – не только танец, но уже и простейшая полифония. Мы представляем праздничный бал. Сначала танцуют все гости, а в середине – принц и принцесса, разговаривают друг с другом, «соединяются» (момент кульминации-аккорд), продолжая танец с придворными. Тот же образ можно использовать в вальсе из балета «Спящая красавица» Чайковского. В сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой» к Менуэту Л. Моцарта, есть замечательные стихи. С первых уроков, когда дети слышат его в исполнении педагога, проникаются любовью, стараются запомнить слова, хотят в дальнейшем играть.

Помимо упражнений, развития слуха, ритма, пианистических навыков, важно уделять внимание чтению пьес с листа и подбору песен на слух. Это могут быть простые песенки, хорошо знакомые ребёнку. Например, «Песенка про ёлочку», «Песенка про кузнечика». Большой интерес представляет сборник Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение с листа. Игровой курс». Игровой курс разделён на две части. Первая состоит из заданий, которые снимут психологический зажим у ребёнка перед незнакомым текстом и сделают занятие увлекательным. Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую преподаватель ставит для дополнительного поощрения учащегося. Задания усложняются постепенно. Внимание ребёнка активизируется на отдельных элементах нотного текста – ключевые знаки, аппликатура, динамика, темп и т.д. Текст в основном обращён к учащемуся. У детей появляется интерес к игре на инструменте. Преподаватель должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа в домашней работе.

Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче даются, если с ним рядом его педагог, поэтому хорошо включать в репертуар ансамбли. Это ещё важно и потому, что ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнёра. С учащимися младших классов нужно стараться проходить большое количество произведений и не требовать добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.

Список используемой литературы:

1.Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой», – М.,1985

2. Гофман И. И. «Фортепианная игра», – М. 1961

3.Милич Б.Е. «Воспитание ученика – пианиста», изд.»Кифара»,2002

4.Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры», – М., 1988

5.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», изд. «Музыка»,2009

6. «Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А.А., изд. «Музыка» 2007

Источник

Читайте также:  Спортивный зал упражнения для девушек
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector