Лексико грамматические упражнения для средней группы

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей средней возрастной группы

Скачать:

Вложение Размер
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 18.01 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Цель: учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу.

Ход: Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: “Это мое яблоко” и делает шаг вперед. Следующий говорит: “Это мой огурец” и тоже делает шаг вперед. Когда все дети правильно назвали местоимение с существительным, воспитатель возвращается к первому ребенку и задает вопрос: “Яблоко какое? Огурец какой? Клубника какая? ” (при правильном ответе – ребенок делает шаг вперед).

Выигрывает тот, кто больше назвал слов, отметив цвет, форму, величину, вкус и ушел вперед дальше всех.

Цель: учить составлять предложения с союзом ” А “, активизировать в речи слова -определения.

Выкладываем картинки овощей и фруктов.

Педагог показывает картинку яблока и предлагает послушать как спорят два друга:”Я сладкое яблоко “подкладывает картинку лимона:” А я кислый лимон ” и предлагает детям по очереди выбирать спорщиков.

Я оранжевый апельсин, а я красное яблоко,

Я помидор-овощ, а я груша – фрукт,

Я морковь овальная, а я помидор круглый.

Педагог: “Долго спорили овощи и фрукты. Дети, давайте их помирим и скажем, что все они нам нужны, важны и полезны».

Игра: “Собираем урожай”

Цель: расширение глагольного словаря: усвоение формы глаголов единственного числа настоящего, прошедшего и будущего времени, закреплять знания об овощах и фруктах. Ход:

На панно выставляем картинки овощей и фруктов. Дети выбирают игрушку (зайчик, белочка, медвежонок, кукла).

Педагог предлагает угостить своего друга, четко отвечая на вопрос, озвучивая и имитируя свои действия.

  • Что ты делаешь? (я дергаю морковку для зайчика).
  • Что ты делал вчера? (я дергал морковку для зайчика).

– Что ты будешь делать завтра? (я буду дергать морковку).

Задаются аналогичные вопросы к ответам детей. ( Я копаю картофель, я срезаю капусту, я срываю горох, я собираю помидоры). Для кого? В конце игры дети получают фишки.

“Все умеем мы считать”

Цель: формирование грамматической категории множественного числа существительных.

Дети стоят по кругу и хором проговаривают слова:

“Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина мы огромную корзину.

В ней много разных овощей, посчитать их ты сумей”.

В центре круга с корзиной, заполненной муляжами овощей и фруктов, стоит ведущий. По окончанию чтения стихотворения ведущий дает одному из детей любой овощ или фрукт (огурец). Ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: “Один огурец” Второй ребенок передает стоящему рядом со словами: ” Два огурца” (счет ведется до десяти).

” В гостях у зайца”

Цель: учить образовывать 1. существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 2. относительные имена прилагательные от имен существительных. Ход:

На столе лежат овощи и фрукты больших и маленьких размеров. В другой части комнаты сидит игрушка – зайчик.

Педагог: «Зайчик пригласил нас в гости. Выберите ему подарок.»

Дети отдают подарок со словами: “Я принес тебе в подарок большую морковь и маленькую морковочку.” (большое яблоко и маленькое яблочко, большой огурец и маленький огурчик).

Педагог говорит от имени зайчика: “Спасибо, ребята за подарки. Сейчас я вас буду угощать. Я сварю суп из картофеля.

Суп какой? (картофельный)

Испеку пирог из яблок. Пирог какой? (яблочный).

Сварю варенье из вишен. Варенье какое? (вишневое).

Выжму сок из апельсина. Сок какой? (апельсиновый).

Сварю компот из груш. Компот какой? (грушевый).”

Педагог: “Ребята, чем вас угощал зайчик? ” (дети повторяют блюда и благодарят зайчика).

“Кто где спрятался?”

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом».

Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Ребенку предлагают спрятать игрушку в какое- то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи.

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений. На занятиях с г.

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста .

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общ.

Источник

Задания, игры, упражнения для детей 4 – 5 лет с лексико-грамматическим недоразвитием речи
методическая разработка (средняя группа) по теме

В данном методическом пособии представлена серия игровых упражнений для устранения лексико-грамматического недоразвития речи и совершенствования мелкой моторики рук у детей 4 – 5 лет. Задания подобраны в рамках некоторых лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Грибы, Ягоды» и др. Пособие предназначено родителям для занятий с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka.doc 841 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок должен усвоить: названия основных овощей; их цвет, форму и вкус; обобщающее слово овощи ; где растут овощи.

Игры и упражнения

1. «Овощи-малютки». Назвать овощи «ласково».

Взрослый: «У меня огурец.» Ребенок: «А у меня … (огурчик), потому что он … (маленький, малютка).

Аналогично: морковка – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик и т.д.

2. Заучивание рифмованной миниатюры. Ребенок должен ответить что лишнее и почему?

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, морковка, помидор,

Но не овощ – мухомор!

3. «На столе или в столе». Составление предложений. Практическое усвоение в речи предлогов на и в . Взрослый берет два овоща, один кладет на стол, а другой – в стол (в ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги: «Помидор лежит на столе, а морковка в столе». Ребенок повторяет предложение за взрослым, а следующее предложение пробует составить сам.

4. «Волшебный мешочек» Ребенок нащупывает в мешке какой-либо овощ, не вытаскивая его, сообщает: «Я нащупал лук» и т.д.

5. Покажи овощи, про которые говорится в этих стихах. Обведи и раскрась овощи без пробелов, не выходя за контур.

Ребенок должен усвоить: названия основных фруктов, их цвет, форму и вкус; обобщающее слово фрукты ; где растут фрукты.

Игры и упражнения

1. «Попробуем яблоко». Учить ребенка отвечать на вопросы (полным ответом).

– Владик, что у меня в руке? (У тебя в руке яблоко)

– Оно красное или зеленое?

– Оно круглое или квадратное?

– Яблоко растет на грядке или на дереве?

– Оно твердое или мягкое? (Дать потрогать)

– Оно растет высоко или низко?

– Яблоко сладкое или кислое? (Разрезать яблоко на дольки и угостить ребенка)

– Владик, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?

– Сколько у яблока долек? (много или мало)?

– Что у яблока внутри?

– Чем я тебя угощала?

2. «Посчитай фрукты». Учить пересчитывать предметы (сливы, яблоки, груши и т.д.) в пределах пяти. Одна слива, 2 сливы, 3 сливы, 4 сливы, 5 слив.

3. «Угадай слово». Взрослый произносит начало слова, а ребенок договаривает, затем проговаривает слово целиком: сли…, яб…, гру…, ба…, пер…, апель…, ман…

4. «Повтори чистоговорки» . Взрослый произносит громко и четко, а ребенок повторяет: ва-ва-ва – слива; ко-ко-ко – яблоко; мон-мон-мон – лимон; син-син-син – апельсин.

5. Предложить ребенку выучить стихотворение:

На носочки я встаю,

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой,

Мамочке подарок мой!

6. Обведи и раскрась фрукты так: одну половинку яблока красным карандашом, а другую жёлтым; одну половинку груши жёлтым карандашом, а другую зелёным.

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Ребенок должен усвоить: что растет в лесу; кто живет в лесу; как выглядит лес в разные времена года.

Игры и упражнения:

1. «Лес – это дом». Составление предложений с предлогом в. Сначала ребенок договаривает предложение, затем повторяет его полностью.

В лесу живут … (деревья).

В лесу живут … (цветы).

В лесу живут … (грибы).

В лесу живут … (птицы).

В лесу живут … (кусты).

В лесу живут … (ягоды).

В лесу живут … (звери).

В лесу живут … (муравьи, жуки, бабочки, комары).

2. «Прогулка в лес». Развитие воображения. Взрослый спрашивает у ребенка: «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?». Ребенок отвечает: «Я увижу лису. Я увижу бабочку. Я увижу грибы» и т.д.

3. Выучить наизусть рифмованный рассказ «Грибочек».

Жил да был грибочек,

Вот его дом – кусточек.

Была у него ножка,

Одна ножка – без сапожка.

Была у него шляпка.

Нашли его ребятки,

И бабушке отдали.

Бабушка суп сварила

И деток накормила.

4. «Договори слово»: дере…, гри…, мали…, листо…, бабоч…, стреко…, мура…, зай…

5. «Постучи ладошкой». Ребенок отстукивает ладошкой по столу количество слогов в словах: ли-па, бе-ре-за, дуб, ма-ли-на, е-жик, де-ре-во, я-го-да, лес, му-ра-вей.

6. «Повтори дружные слова». Взрослый произносит пару рифмующихся слов, ребенок повторяет: муравей – воробей, малина – калина, птичка – синичка, цветочек – кусточек, ежонок – медвежонок, листок – грибок, елочка – иголочка.

7. Раскрасить землянику, чернику и малину. Запомнить, как они выглядят. Обвести и раскрасить корзинку. «Собрать» только лесные ягоды: провести от лесных ягод прямые линии к корзинке. Какую ягоду мы не встретим в лесу? Раскрасить и ее.

Ребенок должен усвоить: посуда – это предметы домашнего обихода; названия основных предметов посуды; обобщающее понятие – посуда.

Игры и упражнения

1. «Назови предметы». Взрослый показывает ребенку по два предмета посуды и спрашивает: «Что это?». Ответ: «Это вилка и ложка» или «Это чайник и кастрюля» и т.д.

2. «Найди посуду». Различные предметы посуды рассредоточены по комнате. Ребенок находит посуду, подходит к взрослому и говорит: «Чашка была на столе. Вилка была на тарелке. Кастрюля была на полу. Чайник был на полке»…

3. «Дружит или не дружит?» Усвоение обобщающего понятия посуда . Отличие посуды от других предметов. Взрослый показывает ребенку по два предмета и спрашивает: Вилка «дружит» с ложкой? (Да, это посуда.) Чайник «дружит» с куклой? (Нет, потому что кукла не посуда.)…

4. «Слушай внимательно, делай старательно». Учить точно выполнять словесную инструкцию.

– Возьми ложку, вилку и чашку.

– Возьми блюдце, чайник и ножик. И т.д.

5. Прочитать стихотворение К.Чуковского «Федорино горе» и побеседовать по содержанию. Какая посуда убежала от Федоры? Почему? И др.

6. Рассмотреть различную посуду и отметить из каких частей она состоит Н.: у чашки есть ручка, донышко, стенки; у чайника – носик, ручка, дно, стенки. И т.д.

7. «Назови ласково». Учить называть предметы посуды ласково: чашка – чашечка, ложка – ложечка, кастрюля – кастрюлька, тарелка – тарелочка и др.

8. «Четвертый лишний». Что лишнее? Почему? Зачеркнуть лишний предмет. Посуду сначала обвести по контуру, затем раскрасить цветными карандашами (следить за осанкой, правильно держать карандаш, не выходить за контур, учиться раскрашивать без пробелов).

Источник

лексико-грамматические упражнения
картотека по развитию речи (средняя группа)

Скачать:

Вложение Размер
dik.zhiv_.docx 1.55 МБ
dom.zhiv_.docx 97.13 КБ
ptitsy.docx 117.98 КБ
transport.docx 65.03 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многозначные слова – интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов.

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с.

Данный материал – результат многолетней логопедической практики, предназначен для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников и проводится по следующим напр.

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст.

Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико – грамматических категорий.

Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей.

Источник

Читайте также:  Техника упражнений для дельт
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector