- Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения
- Коррекционные занятия с ребенком с ЗРР
- Правила проведения коррекционных занятий при ЗРР
- Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия
- Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики
- Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи
- Видео
- Коррекция задержки речевого развития упражнения
- Дефектология Проф
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- ЧТО ТАКОЕ ЗРР
- ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
- ПРИЗНАКИ ЗРР
- ДИАГНОСТИКА ЗРР
- ЛЕЧЕНИЕ
- ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПРИ ЗРР
Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения
Авторы: Ирина Горелова, Анна Иванова
Задержке речевого развития (ЗРР) часто сопутствуют агрессия, тревожность, трудности с социализацией. В статье – приемы, которые помогут решить эти проблемы и стимулировать речевую активность у детей.
В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем.
Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.
Важно
Напоминайте родителям, что для изменений нужно время и терпение, не надо форсировать события; если речевых изменений долго нет, надо обратиться к специалистам.
Маленьким детям нужна наглядность.
Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, нужно предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками.
Что делать в семье.
Родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.
Расскажите родителям, что до 5 лет интенсивно развивается мозг, и это влияет на развитие речи. Помочь развитию мозга можно, если ребенок будет больше гулять в течение светового дня, делать физические упражнения, находиться в хорошо проветренных помещениях, желательно с ароматами хвои или цитрусовых, менять деятельность, есть разнообразную пищу, не переутомляться. Также важно, чтобы родители не курили при ребенке и он не вдыхал запах сигаретного дыма.
Упражнение «Массаж мозга»
Ребенок каждый день за час или полчаса до завтрака 5 минут активно полощет рот кипяченой водой комнатной температуры. Взрослый при этом приговаривает: «Просыпаются щеки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!»
Что делать в детском саду
Чтобы активизировать малоговорящих детей, нужно предлагать им задания, которые учитывают их склонности, эмоции. Воспитатели должны предусматривать в календарном плане занятия с рассказами детей о любимой игрушке и т. п.
Задание к теме «Рассказ о любимой игрушке»
Ребенок может нарисовать ее или заранее принести в детский сад и показать детям и воспитателю. Взрослый помогает вопросами: «Как зовут твою игрушку? Умеет ли она лаять? Как она злится? Как радуется?».
Папки с картинками, альбомы, книги в речевом уголке группы следует менять в соответствии с темой недели. Вывешивать лучше крупные картины, так как это активизирует желание рассказывать.
Коррекционные занятия с ребенком с ЗРР
С того момента, как поставлен диагноз «задержка речевого развития», начинается активная, непрерывная коррекционная работа. Участие родителей в этом процессе играет огромную роль. Без регулярных домашних занятий с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) достичь устойчивого положительного результата будет невозможно. Но многие родители, столкнувшись с этой проблемой, не представляют, как заниматься с ребенком с ЗРР.
Правила проведения коррекционных занятий при ЗРР
ЗРР (задержка речевого развития) предполагает определенные патологии в нервной системе. Тяжесть этих патологий зависит от возраста и наличия органических поражений, ставших причиной ЗРР. Но общим является то, что таким малышам сложнее сконцентрироваться на задаче, их внимание неустойчиво. Поведение проявляется двумя крайностями: гиперактивностью или пассивностью. Традиционные занятия и упражнения не подходят. Необходимо учитывать эти особенности и подбирать форму занятий соответственно им.
Все занятия по преодолению ЗРР должны проходить в форме игры. Заинтересованность в происходящем, положительный настрой облегчат процесс усвоения новой информации.
Все занятия с ребенком с ЗРР должны быть направлены на достижение следующих целей:
- развитие моторики (мелкой, общей, но в первую очередь, артикуляционной);
- побуждение к общению;
- пополнение словарного запаса (пассивного и активного).
Обязательная часть домашних занятий по коррекции ЗРР — артикуляционная и дыхательная гимнастика. Она должна быть ежедневной, регулярной. Сложность и продолжительность упражнений увеличивают постепенно.
Но перед тем, как заниматься при задержке речевого развития (ЗРР) специальными упражнениями, необходимо четко уяснить следующие правила:
- несмотря на то, что определенное взаимопонимание с ребенком уже сложилось, необходимо создать все условия, чтобы возникла потребность в речи. А это означает, что с этого момента жесты, указания не предметы, крики и другие привычные способы общения перестают действовать. Непонимание со стороны окружающих приведет к детским истерикам, но заставит искать другие способы коммуникации;
- критика, давление с целью ускорить процесс недопустимы. Темп прогресса такими методами ускорить нельзя, он зависит от индивидуальных особенностей;
- для эффективности занятий необходим хороший контакт, доверительные отношения между взрослым и ребенком;
- все игры для детей с задержкой речевого развития должны проходить в комфортное время, когда малыш настроен на занятие и находится в хорошем настроении.
Упражнения и игры при ЗРР не должны быть чрезмерно продолжительными. Занятие должно прекращаться до потери интереса со стороны малыша. Постепенно, если интерес к игре не угасает, время занятий можно увеличивать, также как и сложность.
Выбор того или иного упражнения или игры должен определяться совместно с наблюдающим специалистом, в зависимости от основной проблемы.
Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия
Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.
Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.
Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.
Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:
Важно! При проведении занятий при коррекции ЗРР (да и вне их) взрослый должен тщательно контролировать свою речь, исключив сюсюканье. Интонации ровные, дружелюбные.
Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:
животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой.
Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта
Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.
Важно! Упражнения надо регулярно заменять, вводить новые, при необходимости возвращаться к отработанным ранее. Нужно внимательно отслеживать заинтересованность ребенка в игре и подстраиваться под нее. Выбор материалов также зависит от интересов и возраста.
Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики
Полноценное общение напрямую зависит от натренированности мышц речевого аппарата. Именно поэтому артикуляционная гимнастика — обязательная, ежедневная часть занятий при коррекции ЗРР дома. Продолжительность занятий — пять минут. Постепенно время увеличивается до 15-20 минут в день. Занятия для детей с задержкой речевого развития должны проходить перед зеркалом, чтобы ребенок мог запомнить правильное положение губ, языка.
Задержка речевого развития, упражнения для тренировки артикуляционных мышц:
- задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух;
- грустно-весело. Улыбка сменяется на грустное выражение (уголки губ опущены). Постепенно темп замены выражений должен ускорятся;
- длинный язычок. Язык высунут как можно дальше, ребенок должен постараться им достать до носа, до подбородка;
- маятник. Рот приоткрыт, язык движется от одного уголка рта к другому, затем вверх-вниз. Постепенно ритм также ускоряется;
- трубочка. Рот приоткрыт, язык свернут трубочкой;
- забор. Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты;
- чередование «трубочки», «забора», открытого как при звуке «а» рта.
Очень хорошо представлены игры и упражнения на тренировку артикуляции в книге Костыгиной В.Н., Бардышевой Т.Ю. «Тру-ля-ля и бу-бу-бу». Все упражнения предлагаются в игровой форме, задания в виде веселых стишков.
Для развития артикуляции и дыхания при ЗРР очень полезны духовые инструменты (дудочка, губная гармонь, труба), надувание мыльных пузырей.
Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи
Работа по коррекции ЗРР строится поэтапно, по принципу «от простого к сложному». Так, занятия направленные на экспрессивную речь, начинаются с произнесения звуков, позже слогов, простых слов и только после того, как предыдущие этапы отработаны, переходят к фразам и предложениям.
Очень полезно при ЗРР сочетать такие занятия с физическими упражнениями. Это поможет развить моторику и быстрее усвоить материал.
Например: игра, направленная на изучение гласных звуков при ЗРР. В эту игру обычно дети включаются с удовольствием. Гласные звуки надо пропеть, сочетая с плавными движениями рук.
Техника выполнения занятия:
- «ааа» — руки широко разводятся в стороны;
- «ууу» — плавно свести прямые руки перед собой;
- «ооо» — широко в стороны и вверх, над головой свести кисти;
- «иии» — в стороны, вниз;
- «ыыы» — сесть на корточки, руки согнуты, прижаты к корпусу;
- «эээ» — движение рук в стороны, вниз.
Следующий шаг — изучение согласных «д», «б», «м», «п». После того, как гласные и эти четыре согласных звука усвоены, можно начинать изучать шипящие звуки и сонорные «р», «л».
При ЗРР работа над словарным запасом (активным и пассивным) должна происходить всегда: при занятии домашними делами, прогулке, выполнении гигиенических ежедневных процедур. При этом от родителей требуется терпение и спокойствие. Нельзя поторапливать малыша, использовать фразы: «Скажи», «Повтори». Такое давление способно свести на нет всю работу по преодолению ЗРР и еще больше усугубить ситуацию.
Видео
Коррекция задержки речевого развития упражнения
Дефектология Проф
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Аннотация: Задержка речевого развития (ЗРР) – это заболевание, которому характерно более позднее овладение устной речью по сравнению со сверстниками.
Статья:
ЧТО ТАКОЕ ЗРР
Задержка речевого развития (ЗРР) – это заболевание, которому характерно более позднее овладение устной речью по сравнению со сверстниками.
Особенностью заболевания можно назвать недоразвитые качества и объем словарного запаса, несформированность экспрессивной речи.
К 2-м годам у малыша отсутствуют фразы в речи, а в 3 года нет связной речи. При таком заболевании дети нуждаются в своевременной коррекции ЗРР. Консультации проводятся логопедом, неврологом, психологом и отоларингологом.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Причинами задержки речевого развития становятся первичные причины – внутриутробное развитие ребенка и рождение, и вторичные – биологического и социального происхождения.
Первичные причины
- Тяжелый токсикоз.
- Нейроинфекции, перенесенные беременной.
- Употребление алкогольных и наркотических веществ, курение.
- Несовместимость резус-фактора и группы крови.
- Гипоксия плода (снижение кислорода в органах и тканях).
- Недоношенность.
- Травмы, полученные в процессе рождения.
- Асфиксия плода (удушье).
Вторичные причины
- Генетическая предрасположенность.
- Осложнения в результате вакцинации.
- Заболевание, повлекшее снижение иммунной системы в раннем возрасте.
- Родители черезчур сильно опекают малыша.
- Запугивания ребенка.
- Заниженная самооценка самих родителей.
- Постоянное чувство тревоги у родителей.
Во время постнатального развития выделяется 3 критических этапа, во время которых даже незначительное влияние вредных химических, физических и биологических факторов может привести к различным проблемам нарушения речи.
- I этап. Возраст 1-2 года. Происходит активное развитие корковых речевых зон. Неблагоприятные воздействия влекут за собой речевые нарушения.
- II этап. Возраст 3 года. Развивается связная речь, Возможны проявления мутационного характера, заикание.
- III этап. Возраст 6-7 лет. Критический возрастной период, свойственны “срывы” нервной деятельности, что влечет заикание и органические поражения головного мозга.
ПРИЗНАКИ ЗРР
Основными проявлениями задержки речевого развития у детей в возрасте до 3 лет считаются:
Возраст | Признаки |
---|---|
до 1 года | Ребенок ведет себя тихо, мало лепечет, отсутствует реакция на звуки и речь. |
1,5 года | Не воспринимает простые слова и названия окружающих предметов; не откликается на свое имя; нет желания повторять за взрослыми слова; не совершает простейшие просьбы, такие как “садись”, “иди ко мне”. |
2 года | В речи применяет несколько слов,которые всегда повторяются в речи, а порой просто не разговаривает; попытки повторять за взрослыми минимальны; не может выполнить простые действия (принести/найти/показать игрушку). |
2,5 года | Не может словесно обозначить окружающие предметы и части тела; по просьбе не выполняет действия; отсутствуют навыки составления фразы (например, из двух слов), что является причиной непонимания окружающих. |
3 года | Собственная речь отсутствует совсем (может произносить заученные фразы или услышанные, например, по телевизору или на детской площадке); не способен составить простые предложения; звуки и слова нечеткие и смазанные; нет стремления играть со сверстниками; не понимает вопросов и не может дать ответ; не может назвать членов семьи. |
При обнаружении подобных отличительных черт у ребенка необходимо обратиться к педиатру, чтобы установить диагноз.
ДИАГНОСТИКА ЗРР
Для того, чтобы определить этиологию (причины и условия возникновения болезни) заболевания, требуется комплексный подход.
Диагностика ЗРР включает в себя:
- Изучение анамнеза жизни, истории заболевания и проживания с родными.
- Проведение физикального осмотра: внешний осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Дается оценка слуху, зрению, моторики мышц лица.
- Проводиться беседа с родителями на тему проявления симптоматики: когда появились первые проявления, возможность влияния окружающих факторов, в том числе и внутри семьи.
Параллельно проведению общей диагностики ЗРР могут подключаться такие обследования, как:
- ЭКГ.
- МРТ.
- ЭхоЭГ.
- Дуплексное сканирование артерий головы.
В обследовании принимают участие логопед, психолог, психиатр, невролог и отоларинголог.
ЛЕЧЕНИЕ
Объем работы при коррекции детей с ЗРР обусловлен причинами, которые вызвали отставание в развитии речи. В первую очередь родителям следует позаботиться об организации комфортной и благоприятной среды для возможности стимуляции речевого развития.
Полное лечение включает в себя:
- Прием медикаментозных препаратов. Очень важно, чтобы все лекарства строго выписывались лечащим врачом. Заниматься самолечением просто опасно. Препарат, который помог малышу вашей знакомой, может быть противопоказан вашему ребёнку. Помните об этом и не рискуйте.
- Физиотерапия, электрорефлексотерапия и магнитотерапия восстанавливают работу разных отделов головного мозга, которые отвечают за дикцию, словарный запас, речевую деятельность и интеллектуальные способности.
- Альтернативные способы лечения: иппотерапия (катания на лошадях), дельфинотерапия и тд. Такие способы коррекции ЗРР подбираются индивидуально.
- Педагогическая коррекция. Логопед-дефектолог обеспечит исправление негативных тенденций развития и трудностей в обучении. Используются практические и наглядные средства реабилитации. Все занятия проводятся в игровой форме по индивидуальному плану.
- Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек ушей.
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПРИ ЗРР
Одновременно с проведением медицинских процедур и активного участия семьи в процессе реабилитации, необходимо проводить занятия с логопедом при ЗРР для правильного развития речи и познавательных процессов.
В раннем детском возрасте логопедические занятия уделяют особое внимание:
- Развитию мелкой моторики.
- Подвижным и пальчиковым играм.
- Лепке, рисованию, конструированию, аппликациям.
- Дидактическим играм: логопедическое лото, игру и упражнения на развитие речи.
- Развитию пассивного и активного словарного запаса.
- Формированию связной речи.
Работа по коррекции детей с ЗРР выстраивается поэтапно “от простого к сложному”. Таким образом, упражнения на экспрессивную речь начинаются со звукового произношения, далее идут слоги и простые слова. Только после освоения этих этапов наступает переход к фразам и предложениям.
Такие занятия хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Происходит воздействие на развитие моторики, а материал быстрее усваивается.