Комплексов упражнений по профилактике утомления органов зрения

Упражнения для снятия зрительного утомления

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте – это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Возможные причины нарушения зрения:

1. Перенапряжение зрительного органа.

2. Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга.

3. Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером.

4. Чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для снятия зрительного утомления»

«Зрительная гимнастика как компонент здоровьесберегающий технологии на уроках по обучению и воспитанию детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психического и личностного развития»

1 Причины нарушения зрения школьников

2 Зрительная гимнастика на уроках

3 Рекомендации по сохранению зрения школьников

1 Причины нарушения зрения школьников

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте – это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Возможные причины нарушения зрения:

Перенапряжение зрительного органа.

Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга.

Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером.

Чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.

Нарушение зрения у детей большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной

работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.

Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение н. с. и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий

на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у

детей как большую, сложную проблему.

2 Зрительная гимнастика на уроках

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты

Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников.

Профилактические упражнения для глаз.

– Исходное положение – сидя за партой.

-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.

-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза.

-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.

– Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.

– Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.

-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза. – Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.

– Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза, повторить 2,3 раза.

– Закрыть глаза. Выполнить круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2,3 раза в каждую сторону.

– Поморгать глазами. Повторить 5,6 раз.

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

Читайте также:  Простые упражнения по психологии

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнения для снятия зрительного утомления:

Капля первая упала «кап – кап» – пальцем стучать

И вторая побежала «кап – кап» – по ладошке

Мы на небо посмотрели – смотреть вверх

Капельки «кап – кап» запели – постучать по голове

Намочились лица, – вытирать лицо

Туфли – посмотрите – посмотреть на туфли

Мокрыми стали – показать руками

Плечами дружно поведем – трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим – бег на месте

Под кусточком посидим – присесть

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

4. Глазодвигательный тренинг.

Если смотришь на предмет и не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!

Очень важно обращать внимание ребят на настроение, с которым они выполняют упражнения физкультминутки. Радостное, приподнятое настроение освежает, дает заряд энергии.

Упражнение «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ» (как на иллюстрации)

Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.

Чертим круг по часовой стрелке и обратно.

Рисуем глазами диагонали.

Рисуем взглядом квадрат.

Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.

Обводим взглядом ромб.

Рисуем глазами бантики.

Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.

Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.

Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.

Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.

Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.

Рисование носом. Садимся прямо, закрываем глаза, представляем, что наш нос – это карандаш. Которым можно выводить буквы или рисунки. Медленно опускаем и поднимаем голову, очерчивая им любое угодное вам послание. Упражнение не только помогает расслабить глаза, но и снимает усталость с шеи.

Сквозь пальцы. Перед лицом ставим согнутые в локтях руки, смотря через пальцы вдаль переводим взгляд из стороны в сторону, не фокусируясь на определенном объекте.

3 Рекомендации по сохранению зрения школьников

Все работы с детьми осуществляются по принципу играя – лечимся.

Все мероприятия в классах профилактики глазной патологии должны

быть не насильственными, не навязчивыми, непродолжительными, занимательными и игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.

Учебно-физкультурные оздоровительные мероприятия в классах проводятся по принципу ограничения зрительного напряжения и усиления физической и слуховой нагрузки.

В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальные упражнения). Осуществлять контроль за правильной посадкой.

Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды

Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер

.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером

Источник

– Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста
консультация

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_igrovyh_uprazhneniy_dlya_sohraneniya_zreniya.docx 26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

детский сад №55 «Кузнечик»

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста.

Воспитатель логопедической группы

Подчасова Светлана Геннадьевна

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста.

Зарядка для глаз:

Укрепление глазодвигательных мышц.

Улудшение кровообращения глаз, формирования гигиены зрения.

Коррекция зрительной функции дошкольников.

«Прогулка по лесу»

Укрепление глазной мышцы.

Закрепление зрительного внимания.

Формирования навыков гигиены.Коррекция зрительной функции.

Использование плакатов – схем зрительнодвигательных траекторий (Методика В. Ф. Базарного

Укрепление глазодвигательных мышц.

Формирование навыков гигиены зрения дошкольников.

Коррекция зрительных функций

Зарядка после сна

Все виды игровых упражнений предложенных ранее

Для лучшего усвоения упражнения ребенком и его закрепления

Корригирующая гимнастика для глаз.

Всю неделю по порядку газки делают зарядку

В понедельник как проснутся.

Глазки солнцу улыбнутся.

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Посмотреть вверх, вниз,,голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)

Во вторник часики глаза

Отводят взгяд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо.

Не устанут никогда

(Посмотреть влево, вправо голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем.

Плотно глазки закрываем.

Раз, два, три,четыри, пять!

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

(Закрыть плотно глаза, досчитать до пяти и широко открыть

упражнение снимает глазное напряжение)

А в четверг мы смотрим вдаль.

На это времени не жаль

Что вблизи и что вдали-

Глазки рассмотреть должны

(Смотрят прямо перед собой, поставив палец на расстоянии 25-30см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него. упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию)

В пятницу мы не зевали.

Глаза по кругу побежали

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

(Смотреть ввех, вправо, вниз, влево, вверх, и в обратном порядке, упражнение совершенствует сложные движения глаз.)

Хоть в субботу выходной.

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый,перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнения совершенствуют сложные движения глаз.)

В оскресенье будем спать.

А потом пойдем гулять,

Свежим воздухом дышать.

(закрыть глаза, массировать их круговыми движениями пальцев, верхнее веко от носа к наружному краю глаз; нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улудшает кровообращение.)

Без гимнастики друзья.

Нашим глазкам жить нельзя!

Перемещать взгляд на предметы (игрушки, буквы, цифры), подвешенные в разных местах комнаты. Если рассматриваемый предмет, воспринимается не четко, то надо перевести взгляд на четко воспринимаемый предмет и снова вернуться к хуже видимому.

Если смотришь на предмет

И не видишь, есть он, нет

На него ты не гляди,

Глаза скорее отводи,

Легко и быстро поморгай,

Вправо – влево взгляд бросай,

Снова глянешь на предмет –

И рисунка четче нет!

Развитие и коррекция основных зрительных функций.

В последнии годы в нашей стране приобретают популярность пальминг, соляризация и др. упражнения для тренироаки зрения, разработанные американским врачом У.Г. Бейтсом.

В его основе лежит рассабляющее воздействие на газа, темноты. Делается это так.Ребенок мягко смыкает веки обоих глаз и, не надавливая на глазные яблоки, прикрывает глаза ладонями, так чтобы в поле зрения каждого глаза была идеально черная поверхность. Длительность такого занятия – не менее 1-2минут. Сразу после выполнения данного задания отмечается ясность взора. а цвет рассматриваемых объектов кажутся идеальными – упражнение выполнено правильно. Частота занятия – не менее двух раз в день. Полезно заниматься пальмингом и перед сном.

Противоположноность пальмингу, она позволяет улучшить зрение путем воздействия на глаза солнечного света. Расположение ребенка должно быть таким, чтобы одна нога была в тени, а другая на освещенном солнцем участке. Затем предложить дошкольнику закрыть глаза и, сделав глубокий вдох, свободно, без напряжения поворачивать голову из стороны в сторону, но так, чтобы глаза. прикрытые веками, попеременно ритмично освещались солнечным светом. занятия проводят несколько секунд (до 1 минуты).

  1. Упражнение «Зажмурь глаза» – детям предлагают зажмурить глаза.Упражнение повторить 4-6 раз.
  2. Упражнение «Перышко» – дети поглаживают веки в течении 1 минуты кончиками пальцев.
  3. Упражнение «Круговые движения» -выполнять круговые движения глазами налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, нпалево, вниз.
  4. Упражнение «Следи взглядом»- ребенку предлагают вытянуть руку вперед, следить взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу.
  5. Упражнение «Посмотри вдаль» – ребенку предлагают найти самую длинную точку и задержать на ней взгляд в течении 1 минуты. Использовать на прогулке.
  6. Упражнение «Самолет»

С ним собрался я в полет

Правое крыло отвел – поглядел

Левое крыло отвел – посмотрел

И внимательно гляжу

Поднимаясь, ввысь лечу

Возвращаться не хочу

Смотреть на одну руку. которая качается, затем на другую

Смотрень на правую руку, отведенную в сторону

То же с левой рукой

Сжать кулаки и водить ими перед собой. Смотреть на кулак

Руки вверх и смотреть на них.

Медленно опускать руки, следить за ними глазами.

7.Упражнение «Любопытная Варвара»

А потом опять вперед

Пусть Варвара отдохнет

А Варвара смотрит вверх

Выше всех, дальше всех

Отдых, шея расслаблена

Наклоны головы назад

  1. Упражнение «Прогулка по зимнему лесу»

Пришли мы в зимний лес

Сколько разных в нем чудес

Справа березка в шубке стоит

Слева ель на нас глядит

Ходьба на месте

Правую руку – вправо смотреть на нее

Левую руку влево и смотреть на нее.

  1. Упражнение «Ах как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали

Глазки у ребят устали,

Посмотрите все в окно

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись

Поморгать глазами
Посмотреть влево – вправо

Закрыть глаза ладошками

Посмотреть по дуге вверх – вправои вверх- влево

Зажмурить глаза, открыть и поморгать

9. Упражнение «Бабочка»

И вдург проснулся,

Больше спать не захотел,

Взвился вверх и полетел

Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка наавливая на них по часавой стрелке

Руки поднять вверх(вдох), посмотреть на руки

Руки согнуть в стороны (выдох)

Потрясти кистями, посмотреть впаво – влево

  1. .Упражнение «Руки за спину, головы назад»

Руки за спину, голову назад

Глазки пускай в потолок поглядят,

Головку опустим, на стол поглядим

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее

И снова рисуем. Немного еще

Закрыть глаза, расслабиться

Открыть глаза и посмотреть вверх

11.Упражнение «Видят глазки все вокруг»

Глазки видят все вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано –

Где окно, а где кино.

Правила необходимыедля нормального формирования зрения и его сохранения.

  1. Необходимо,рисовать, читать, мастерить в хорошо освещенном помещении.

При письме лампу надо ставить слева, чтобы тень от руки не закрывала, написанное.

  1. Нельзя рассматривать иллюстрации, читать в транспорте, лежа, располагать текст, ближе или дальше 30-35см. от глаз.
  2. рабочее место должно быть окрашено в спокойные (например, желто-зеленые тона). Это способствует понижению внутреглазного давления, обостряет зрение и повышение работоспособность.
  3. очень важно чаще бывать на свежем воздухе.
  4. Очень вредно смотреть на слишком яркий свет ; это приводит к гибели чувствительных клеток глаз и резкому ухудшению зрения.
  5. Надо оберегать глаза от ударов. Ушибы не только вызывают кровоизлияние, но и способствуют возникновению многих опасных заболеваний глаз, последствием чего может стать слепота.
  6. Из-за нехватки в пище витамина А ухудшается чувствительность глаза к свету и развивается «Куриная слепота» (человек плохо видит в сумерках.)

Игровые упражнения для снятия зрительного утомления

обучение проводится под девизом «Ирая, лечимся!». в игровой форме осуществляется самомассаж, снятие физического, психического и зрительного напряжения,активизация глазодвигательных функций, формирование рациональных способов зрительного восприятия.

На улице. закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу. поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону: «глазки солнцу покажу. «здравствуй!» – солнышку скажу».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее.

«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее досту.

Бережем глазки с детства.

Игровые упражнения для снятия зрительного утомленияКорригирующая гимнастика для глазГлазодвигательные тренингиПальмингСоляризация.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector