Каждый человек по своему индивидуален упражнение

Занятие с элементами тренинга «Познай себя изнутри»
методическая разработка (8 класс) на тему

На занятии с элементами тренинга «Познай себя изнутри» воспитанники попробуют, как бы заглянуть внутрь себя, самораскрыться, проанализировать себя, получить информацию об индивидуальных особенностях друг друга. В результате занятия воспитанники сделают выводы о себе. Задумаются, стоит ли меняться им, в каком направлении себя развивать, какие качества необходимы для достижения своей жизненной цели.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_zanyatie_s_elementami_treninga_poznay_sebya_iznutri.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

«Познай себя изнутри»

Сыктывкар, 2018 год

Форма проведения занятия…………………….

Оборудование, техническое обеспечение ……

Жизнь меняется, а соответственно меняются условия проживания человека. Человек тоже меняется со временем в новых условиях проживания. Для того чтобы быть успешным, шагать в ногу со временем, необходимо менять себя. Нужно уметь себя контролировать, уметь владеть своими мыслями, эмоциями, чувствами. Владеть собой – это значит знать себя, знать, как можешь проступить в той или иной ситуации, знать, как ты отреагируешь на изменения, происходящих в условиях проживания.

Всем нам хорошо известно, какова эффективность поучений и словесных убеждений. Изменить человека, его личностные ценности и мировоззрение, пробудить творческие потенциалы и потребности, только словами трудно. Необходимы занятия – тренинги или с элементами тренинга, которые помогают человеку начать действовать – саморазвиваться.

На занятии с элементами тренинга «Познай себя изнутри» воспитанники попробуют, как бы заглянуть внутрь себя, самораскрыться, проанализировать себя, получить информацию об индивидуальных особенностях друг друга. В результате занятия воспитанники сделают выводы о себе. Задумаются, стоит ли меняться им, в каком направлении себя развивать, какие качества необходимы для достижения своей жизненной цели.

  1. Получить информацию об индивидуальных особенностях воспитанников группы;
  2. Способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности воспитанников;
  3. Развивать дельнейшее самораскрытие, самопознание.

Содействовать развитию дальнейшего самопознания, самораскрытия, саморазвития.

Уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы о себе и о других.

Развивать умения осуществлять самоанализ.

Форма проведения занятия:

Внеклассное мероприятие – занятие с элементами тренинга.

Оборудование, техническое обеспечение:

  1. Листы бумаги с контурами дракона, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, компьютер, проекционная техника, принтер, редактор презентаций (PowerPoint), текстовый редактор (Word). Музыка из песни В. Шаинского «Улыбка».

Воспитанники детского дома, в количестве 6-8 человек. Возраст от 12-15 лет.

Педагог : Здравствуйте. Дорогие друзья! Наша задача познать себя изнутри, т.е. заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний: эмоций, ощущений, мыслей; оценку своего внешнего облика.

Приветствие. «Улыбка» . Цель: принятие улыбки как приема привлечения внимания воспитанников и создания положительного эмоционального настроя на занятие ребятами. Играет музыка из песни В. Шаинского «Улыбка». Дети сидят в кругу.

Педагог . Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего друга открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько добрых, позитивных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Анализ приветствия . Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются? Звучат ответы воспитанников.

Упражнение «Кто Я?». Цель: личностная установка на самоанализ.
Педагог: Каждый человек по-своему индивидуален, в чем-то уникален. Человек думает о себе, что он единственный такой и неповторимый. А так же ли думают другие люди?

Детям предлагается разделить лист бумаги на 3 графы по вертикали. В 1-й графе ответить на вопрос «Кто Я?». Быстро нужно написать 10 слов-эпитетов. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы знакомые, в 3-й графе –на этот вопрос отвечает другой воспитанник из группы. Для этого необходимо все подписанные листочки перемешать, ребята не глядя берут листочек и пишут ответ на вопрос в 3-й графе о хозяине листочка. Затем, каждый свой листочек забирает. Читают. Анализируют свои слова-эпитеты, 3-ю графу. Отвечают на вопрос: Из чего складываются представления других о человеке.

Педагог показывает слайд – притча о «Вороне и павлине».

Притча о «Вороне и павлине»:

Автор П. Этессами

В дворцовом парке на ветвях апельсинового дерева сидела ворона. По ухоженному газону гордо прохаживался павлин. Ворона каркнула: “Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она шагает с такой надменностью, как будто это сам султан, а ведь у неё ужасно безобразные ноги. А её перья, какой жуткий синий цвет! Такой цвет я бы ни за что не стала носить. А свой хвост она тащит за собой, как будто она лиса”. Ворона выжидающе замолчала. Павлин несколько мгновений вообще ничего не отвечал, потом заговорил с грустной улыбкой: “Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То плохое, что ты обо мне говоришь, основывается на неверном толковании. Ты говоришь, что я надменный, по той причине, что я держу голову прямо и при этом мое оперение топорщится. На самом деле я нисколько не надменен. Я знаю, что мои ноги в кожаных складках. Именно это мне доставляет столько горя, что я держу мою голову высоко, чтобы не видеть ноги. Ты это неправильно объясняешь как надменность. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?”.

Педагог проводит обсуждение притчы. Мы видим человека с наружи, но не видим, какой человек внутри. Учись ставить себя на место другого человека, что бы понять его чувства и мысли.

Упражнение «Мой дракон». Цель: развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание: определение своих достоинств и недостатков. Педагог: Возьмите лист бумаги с рисунком дракона. Педагог предлагает представить, что недостатки, мешающие нам жить, – это голова дракона. Дети должны написать сови недостатки внутри контура головы дракона. Далее, листы переворачиваются, складываются пополам. На них необходимо написать, какие человеческие достоинства – качества характера могут помочь преодолеть недостатки, например, лень, преодолевается трудолюбием, невнимательность – усидчивостью…

Педагог: Все люди хотят быть счастливыми, т.е. прожить счастливую жизнь. Чтобы преуспеть в этом, нужно преодолевать свои слабости – недостатки, наращивать достоинства.

Ребята рассказывают о своих сильных чертах, которые помогают им преодолевать слабости. И какие черты им необходимо развить для достижения своих жизненных целей.

Упражнение 5. «Девиз» Цель: отражение с помощью девиза жизненных установок. Задание: сформулировать свой девиз.

Педагог: В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими. Ребята проговаривают свои девизы.

Осуществляется рефлексия воспитанников, входе которой каждому участнику занятия нужно проложить фразу: «Отвечая на вопросы, я понял(а), что…»; Мне понравилось на занятии то, что….

Домашнее задание «Какой Я». Педагог: На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них: Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи. Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему. Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю. Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность. Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить. Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать. Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.

Источник

Занятие-тренинг «Личность и индивидуальность»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Подгоренский Дом детства и юношества»

Подгоренского района Воронежской области

Подготовила и провела

Цели занятия: помочь учащимся понять ценность каждой личности; подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека; попытаться определить, что такое личность.

– листы формата А4.
– ватман;

Здравствуйте! Сегодня на занятии мы поговорим о себе, и тема нашего занятия так и называется «Личность и индивидуальность».
Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю вам познакомиться с помощью упражнения «Я люблю. Я не люблю. ».

Упражнение «Я люблю… Я не люблю…»
Задача: познакомиться с участниками тренинга, настроиться на занятие.
Инструкция:
Участники бросают друг другу мяч; тот, кто его поймает, будет говорить «Я люблю. » и называть что-нибудь любимое. Можно называть действия, предметы, еду, напитки и т.п. После этого он бросает мяч кому-нибудь другому. Необходимо проследить, чтобы мяч побывал у всех участников. Затем те же самые действия проводятся со словами «Я не люблю. ».

2. Принятие правил.
Перед тем как продолжить занятие я предлагаю вам выработать правила работы в группе. Вы будете называть по кругу правила, какие вы бы хотели, чтобы соблюдались в группе, а я их запишу на ватмане.

Дискуссия «Уникальность и своеобразие каждого человека»

Задача: введение в тему занятия, определить понятие «личность»

Выполнив упражнение «Я люблю… Я не люблю…» мы увидели, какое большое разнообразие любимых и нелюбимых предметов, явлений, действий есть у каждого из нас. Но разве только этим мы отличаемся? Посмотрите друг на друга. У нас разный цвет волос, глаз, разный рост, у каждого есть свое имя.
Но то, что один человек отличается от другого, не означает, что кто-то хуже, а кто-то лучше. Все люди разные. Каждый из них уникален, неповторим по-своему. В этом-то и проявляется его индивидуальность.
А теперь давайте проведем дискуссию на тему, что такое индивидуальность.
Дискуссия – это такое обсуждение, которое проводится в соответствии с теми правилами группы, которые мы приняли в начале занятия. Причем каждый может предложить такое определение, которое ему кажется верным. Ваши идеи будем записывать на доске, а потом все вместе обсудим каждую из них.

Хорошо. Вы высказали свое мнение, но стало понятно, что это достаточно сложная задача – объяснить понятие индивидуальности. Ее легче почувствовать. А для этого давайте выполним следующее упражнение.

Задача: заглянуть в свою индивидуальность, дать себе характеристику.

Инструкция:
Сейчас я раздам листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов.

Мальчик 1. Высокий

Ученик 2. Активный

Спортсмен 3. Голубоглазый

Пояснение для ведущего
Образец ответов можно написать на доске. Необходимо дать ученикам 5-7 мин для выполнения упражнения, а в это время обойти их и помочь тем, у кого получается не очень хорошо.

Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.

Нужно выделить несколько минут на прочтение.

Забавно, правда? Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработали. Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.

Теперь мы можем сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности.

Энергизатор « Ветер дует на…»

Задача: снятие напряжения в группе.

Инструкция:
Стоя внутри круга, ведущий произносит фразу «Ветер дует на …» и называет какой-либо признак, объединяющий большинство игроков. Игроки должны быстро встать и поменяться местами, а задача ведущего занять место кого-либо. Кто остался без места становится ведущим и игра начинается заново.

Упражнение «Что такое личность?»

Задача: определить понятие «личность».
Инструкция:

Мы не раз уже за сегодняшнее занятие употребляли слово ЛИЧНОСТЬ. А что оно означает? Что включает в себя это понятие, которое мы так часто слышим, о котором так часто говорим?

Сейчас каждый из вас напишет на стикерах, что для него означает слово «личность» и вывесит на доску, а потом мы все вместе прочитаем что у нас получилось.

Конечно, это далеко не полный перечень составных частей личности. Личность – это гораздо более сложная структура. Мы говорим сейчас лишь о самых основных ее частях. Но как бы то ни было, каждая личность уникальна и отличается от других внешне, своими физическими особенностями, а также своими интересами, желаниями, талантами и способностями, увлечениями, отношением к людям и к себе самой, своими эмоциями, поведением, моральными ценностями и т.п. Быть может, людям бывает интересно друг с другом потому, что они отличаются друг от друга. Общаться постоянно только с абсолютно такими, как ты сам, человеку недостаточно. И мы должны очень ценить в каждом человеке уникальность его личности.

Энергизатор «Бытовой прибор»
Задача: снятие напряжения группы.
Инструкция:
Группа встает в круг. Ведущий показывает очертания различных вещей, которые всегда исполняются в тройках. Он/она указывает на одного из членов группы в круге и называет вещь, которую необхо­димо изобразить. Этот человек и его/ее соседи слева и справа бы­стро реагируют и изображают эту вещь. Каждый, кто ошибется, идет в круг и продолжает игру с новой вещью.

Тостер – два игрока вытягивают руки, соединяют кисти и изображают тос­тер. Третий, находясь внутри сомкнутых рук, изображает поджариваемый ломтик хлеба, (неодно­кратно) подпрыгивая между руками двух других.
Миксер – человек в середине поднимает свои руки над головами двух других и быстро вращает ими, а соседи должны крутиться.

Стиральная машина – два игрока вытягивают руки, соединяют кисти по типу «окна» и изображают корпус стиральной машины, находящийся по середине человек должен вертеть головой в «окне» из рук.

Упражнение «Похвала по кругу»
Задача: подчеркнуть индивидуальность каждого участника.
Инструкция:
Участники передают по кругу мяч и говорят, что именно нравится в том человеке, которому дает мяч, что привлекает в нем.

Упражнение «Интересное – полезное»

Задача: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.
Инструкция:
Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.

Источник

Читайте также:  Упражнения по химии моль
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector