Как петь упражнения по сольфеджио

Сольфеджио для начинающих за 15 минут. Часть I

Расскажу о базе, которую хорошо бы знать любому музыканту . Мы называем ее «сольфеджио».

Что такое сольфеджио?

Сольфеджио — это дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха . Она изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т. д.

С помощью музыкальных диктантов, подбора на слух и анализа можно сильно улучшить свои навыки вокалиста.

Всего нот семь, их условные обозначения придется выучить:

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

Что такое октава?

Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней (6-ти тонов или соответственно, 12-ти полутонов)

Кстати – физическая частота колебаний верхней ноты в октаве ровно в 2 раза выше нижней! Поэтому 2 ноты октавы звучат так. похоже, хотя и отличаются по высоте.

Есть еще одно важное понятие — звукоряд . Так называют последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио.

Октавы на фортепиано

Всего октав на фортепиано “почти” восемь :

  • cубконтроктава (эта октава неполная, начинается с «ля» и имеет всего 3 ноты);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • первая октава;
  • вторая октава;
  • третья октава;
  • четвертая октава;
  • пятая октава (имеет всего одну ноту «до»).

У инструмента 88 клавиш: 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключи влияют на расположение нот на нотном стане . Если вы только начинаете погружаться в мир музыки, вам придется в основном иметь дело со скрипичным ключом (для мужчин — басовым).

Продолжение следует – а пока ставьте 👍🏻 лайк если было полезно!

Источник

Разбирай сложные ноты «с листа» после прохождения курса «Сольфеджио.Онлайн»

Мы подготовили для Вас следующие режимы

Музыкальный диктант

Попытайтесь отгадать прозвучавшую мелодию

Угадай ноту

Угадайте прозвучавшую ноту, нажав ее на клавиатуре виртуального синтезатора

Мажор / минор

Отгадайте прозвучавшее трезвучее: мажор или минор

Интервалы

Угадайте, какой из выбранных интервалов прозвучал

Онлайн курсы

Курс для детей от 5-10 лет «Жить вместе с музыкой»

Первые шаги в музыке в игровой обстановке.

Курс по сольфеджио. Начальный уровень

Сольфеджио – это предмет, который поможет вам расширить границы образования.

Курс вокала для начинающих

Хотите петь качественным вокально поставленным голосом?

Курс по развитию музыкального слуха

Прокачай себя на личных занятиях с обладателем абсолютного музыкального слуха.

Курс по элементарной теории музыки (ЭТМ)

Для всех, кто хочет правильно сочинять музыку, играть и петь.

Курс по сольфеджио. Высший уровень

Сольфеджио – это предмет, в котором можно совершенствоваться до бесконечности!

Курс по сольфеджио. Средний уровень

Курс предназначен для тех, кто знаком с нотной грамотой.

Сольфеджио.Онлайн – авторские музыкальные курсы

Это сайт создан для тех, кто хочет научиться красиво петь, улучшить свой музыкальный слух, подтянуть знания по сольфеджио вместе с нашими лучшими преподавателями.

Мы считаем, что начать изучать музыку никогда не поздно. В любом возрасте можно научиться красиво петь, читать ноты, аккомпанировать себе на музыкальном инструменте. Благодаря «Сольфеджио.Онлайн», вы сможете сделать это гораздо быстрее, в удобное для Вас время, где бы вы не находились. Мы работаем с учениками любого уровня: от начинающих с азов, до студентов музыкальных колледжей. Программы обучения адаптируются под каждого ученика.

Кто преподает в «Сольфеджио.Онлайн»?

Самые лучшие и самые талантливые студенты лучших российских музыкальных ВУЗов, лауреаты конкурсов разработали свои курсы изучения сольфеджио, постановки голоса и развития музыкального слуха.

Как проходит обучение?

Все занятия проходят в индивидуальной форме лично между учеником и его преподавателем. Мы не продаем массовые видеокурсы и не предлагаем вам учиться по ним самостоятельно, сдавая домашние задания. Уроки проходят в Skype или в Zoom. Вы получаете максимум внимания от своего куратора. Благодаря этому, обучение идёт гораздо быстрее, чем в обычной музыкальной школе.

Можно ли учиться самостоятельно?

На нашем сайте Вы можете совершенствовать свои музыкальный навыки самостоятельно. Для этих целей создано множество полезных тренажеров, которые помогут вам усовершенствовать ваш музыкальный слух, как мелодический (восприятие мелодии), так и гармонический (восприятие аккордов).

Источник

Сольфеджио. Вокал для начинающих

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Всем привет, дорогие вокалисты!

Сегоднямы с Вами пройдемся по азам сольфеджио, узнаем, что это такое и как его поэтапно правильно и грамотно изучать. Учебник пока не пригодится, все самое важное в этой статье. Итак

Сольфеджио – это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.

1. Первое, что нужно знать, – это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.

7-я – СИ (H, также могут подписывать B)

– пример на клавишах фортепиано.

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

– вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.

Что такое октава?

Октава – музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:

– до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.

Звукоряд – это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.

Октавы на музыкальном инструменте фортепиано.

Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:

  • Субконтроктава (эта октава неполная, начинается с «Ля» и имеет всего 3 ноты)
  • Контроктава
  • Большая октава
  • Малая октава
  • Первая октава
  • Вторая октава
  • Третья октава
  • Четвертая октава
  • Пятая октава (имеет всего одну ноту “До”)

Всего на фортепиано 88 клавиш – 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.

Всего их есть 3:

  • Скрипичный – самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
  • Басовый – второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
  • Альтовый – обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.
Читайте также:  Упражнения для изящных икр

Альтерация

Повышение или понижение ступени ноты.

Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:

  • диез – повышение на полтона,
  • бемоль – понижение на полутон,
  • бекар – отмена знаков при ключе.

Знаки альтерации делятся на 2 типа:

  • ключевые – пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
  • случайные – ставятся перед нотой.

Полутон – это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон – это 2 полутона.

Интервалы

Интервал – 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.

Нижний звук интервала является его основанием, а верхний – вершиной.

Интервалы делятся на 2 типа:

  • мелодичные – нотки, которые взяты последовательно,
  • гармоничные – одна и та же нота, взятая одновременно.

Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:

Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)

  • Малая секунда (1 полутон)
  • Большая секунда (2 полутона)
  • Малая терция (3 полутона)
  • Большая терция (4 полутона)
  • Чистая кварта (5 полутонов)
  • Увеличенная кварта (6 полутонов)
  • Чистая квинта (7 полутонов)
  • Уменьшенная квинта (6 полутонов)
  • Малая секста (8 полутонов)
  • Большая секста (9 полутонов)
  • Малая септима (10 полутонов)
  • Большая септима (11 полутонов)
  • Чистая октава (12 полутонов)

Длительности

Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.

Итак, разберемся в названиях и обозначениях:

  • целая нота – самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
  • половинная нота – в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
  • четвертная нота – ритмически идёт на каждый удар метронома.
  • восьмая нота – ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
  • шестнадцатая нота – естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.

Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.

Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:

Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.

Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.

Педагоги, которые не представляют своей жизни без прогресса их учеников.

Хотите попробовать, как это работает? Просто запишитесь на бесплатный урок по Скайпу.

Желаю успехов в изучении материала! У Вас непременно всё получится!

Источник

Разделы: Музыка

Интонация – от латинского intono – произношу нараспев, запеваю. Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий).

Курс «сольфеджио» является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.

Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Хотя пение природный фактор, тем не менее, в силу ряда причин дети в последнее время поют меньше и хуже. Задача уроков сольфеджио научить детей петь, но не только развить голос, но и научить учеников безотрывно слушать себя при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука и т.д. При этом нельзя забывать и о художественной стороне исполнения. Таким образом, развитие вокально-интонационных навыков – сложнейшая задача, которая стоит перед педагогом на уроках сольфеджио.

Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом – роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.

Цель данной работы – раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в ДМШ и ДШИ.

В 1-2 классах дети должны приобрести первоначальные певческие навыки: уметь правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и т.д., но физиологические особенности детского организма ограничивают возможности учащихся. Диапазон голоса может быть большим даже у школьника младшего возраста, но, одинаково ли хорошо звучит его голос на всем его протяжении? Этим вопросом занимались и продолжают заниматься многие ученые: вокалисты, фониатры, физики-акустики. Детский певческий голос имеет в своем диапазоне определенный участок, звучащий особенно хорошо. Эта «звучащая зона» детского голоса находится между ми и си первой октавы. Детям 7-8 лет, интонирующим точно, она наиболее удобна и для слухового восприятия, и для воспроизведения. Эта акустическая особенность детского голоса требует от учителя большого внимания при выборе репертуара.

Лишь на первом году обучения развитие чистоты интонации является отдельной формой работы на уроках сольфеджио. В дальнейшем работа над интонацией включается практически во все разделы сольфеджио.

Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.

Интонационные упражнения на первом году обучения

В младших классах пение следует начинать с певческой установки:

  1. правильная удобная посадка – это установка на внимание,
  2. правильное дыхание поможет выработать ровный звук.

Распевание следует начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут перейти от разговора к пению. При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных.

Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду» или «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у». Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

Читайте также:  Дикуль лечение суставов упражнения

Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.

Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его.

Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.

Развитие навыка чистого пения у начинающих следует начинать с небольших попевок, построенных на отдельных интонационных оборотах. Например, Л. Виноградов предлагает начинать с пения нисходящей терцовой интонации (как показала практика на первоначальном этапе удобнее петь сверху вниз).

Я полагаю, что логичнее начинать с интонирования унисона и пения на одном звуке, хотя в некоторых случаях это и может быть сложнее, чем интонирование нисходящей терции. Затем мелодические обороты постепенно усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок. Для каждого мелодического оборота педагогом подбираются удобные для пения мелодии, которые поются со словами, ступенями, нотами от разных звуков. Для закрепления отдельных интонаций полезны различные игровые формы, поскольку игра позволяет ребенку работать на уроке не пассивно, а творчески. Игровое начало помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать внимание.

Интересные игры, позволяющие закрепить отдельные интонационные обороты, предложены в работе Т. Стокликцой «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». Вот некоторые из них:

  1. Педагог исполняет всю песню, а детям оставляет для ответа только «кукование кукушки».
  2. Игра «кукушка, отзовись!» Задача в этой творческой игре усложняется тем, что кукушка будет прятаться в разных местах, на разной высоте. «Прятать» кукушку будет педагог, провоцируя детей на разные ответы. Для этого перед ответом кукушки педагог на сильную долю играет различные неустойчивые гармонии с тем, чтобы ответы детей прозвучали в разных тональностях.

Тоническая терция в мажоре и миноре.

«Кошка» Т. Стоклицкая

  1. Дети сочиняют ответы в разных тональностях (миноре и мажоре). Все вопросительные фразы направлены на то, чтобы дети отвечали тонической терцией.
  2. Вопросы детям: можно ли по тонической терции узнать звучит она в мажоре или в миноре? В каких тональностях звучит каждая фраза?

«Мамочка» Т. Стоклицкая

Педагог исполняет запев, а дети – припев со словами. Педагог поет свой вопрос, а дети по отдельности пропевают свой ответ.

Игра в клоунов «Скатунок» и «Прыгунок»

Один игрок «скатывается с определенной ноты на квинту вниз, (то есть поет подряд пять нот), а другой с того же звука «прыгает» на квинту вниз. Первоначальную ноту дает педагог. То же самое можно сделать и при движении вверх.

Игра «Октавная дразнилка»

Педагог поет на низких звуках четвертную ноту, а дети «передразнивают» этот звук двумя восьмушками, взятыми на октаву выше.

«Игра в гости» Т. Стоклицкая

Вся эта песня построена на диалоге педагога и ответах детей. Возможен вариант, когда диалог ведется между двумя группами детей.

Развитию вокально-интонационных навыков у младшеклассников способствуют задания, построенные по принципу вопрос педагога – ответ ученика.

Учитель задает вопрос, например – Зайчик, зайчик, где ты был?

Ученик отвечает – За морковкой я ходил.

При этом ученик должен точно повторить мелодию, спетую учителем. Это задание удобно тем, что дает возможность подстроиться под каждого ученика, учесть его индивидуальные возможности.

В случае, когда дети достаточно чисто интонируют, в задания такого рода можно добавить элементы импровизации, когда ребенок сам сочиняет свой ответ. Дети часто не замечают, что повторяют ответы друг друга или вопрос педагога. В этих случаях нужно тактично вмешаться и попросить спеть другой вариант ответа.

На ранних этапах музыкального образования особенно хороши различные наглядные приемы в развитии вокально-интонационных навыков – столбица, лестницы, ручные знаки. К оригинальным и наиболее ценным учебным средствам относятся ручные знаки ладовых ступеней. Ручные знаки выполняются на разной высоте в соответствии с относительной высотой звуков. Таким образом, наглядно изображается также звуковысотное движение мелодии. Ручные знаки требуют осмысленных, эмоционально окрашенных, достаточно крупных движений, которые помогают ребенку сосредотачивать внимание на отдельных звуках, а также служат средством общения между педагогом и учеником.

Ручные знаки помогают с самого начала создать у детей ясные слуховые представления ладовых ступеней и закрепить их, они соединяют воедино слуховые, зрительные и двигательные ощущения, что соответствует детской психике.

При работе с помощью транспонирования равномерно развивается диапазон детских голосов, а также, что очень важно, учитываются индивидуальные различия голосового диапазона детей. Поэтому на каждом уроке необходимо петь в разных тональностях. Пользуясь мотивами, мелодиями песен с текстом, очень удобно работать над звуком. Нетрудно будет, и разучить песню по ступеням, а потом спеть с названием звуков.

Большими преимуществами обладает теперь уже общеизвестная релятивная система:

Ё ЛЕ ВИ НА ЗО РА ТИ
I II III IV V VI VII

Облегчается транспонирование мелодии, так как сольмизация дает возможность сольфеджировать всегда в удобной для вокального исполнения тональности, что создает хорошие возможности для развития детских голосов. Появляется возможность пользоваться удобными регистрами. Развивается ладовое чувство, сознательная интонация и, в конечном итоге, умение самостоятельно разучить песни, пользуясь усвоенными на основе релятивного метода ступенями.

При разборе и разучивании песен можно использовать и другие наглядные формы работы:

  1. Изображение мелодии графически.
  2. Работа по столбице, лесенке т.д.

На первом году обучения задача педагога раскрепостить ребенка, привить основные певческие навыки (правильно брать дыхание, петь естественно, без напряжения, активно артикулировать). Только после этого можно приступать непосредственно к работе над интонацией. Песни, разучиваемые на уроках, делятся на две группы. Одни – короткие и простые – служат материалом для слухового анализа, пения ритмослогами, транспонирования и т.д. Другие – длинные, более сложные – нужны для развития образно-художественного мышления.

Интонационная работа в младших классах

К 2-3 классу дети физически окрепли, их голосовой аппарат укрепился, дыхание стало полнее и глубже, что дает возможность повысить требования к вокальным навыкам детей. По-прежнему, очень полезны небольшие хоровые распевания в начале урока. В них могут быть включены: пение гамм или упражнений из учебника, секвенций, ступеней гаммы или отдельных мелодических попевок, наконец, какой либо выученный пример из сборника сольфеджио или песня. Они должны быть связаны с изучаемым материалом, укреплять его. С 3 класса следует обязательно включать в распевание элементы двухголосия. Хорошо проводить это распевание стоя. Не рекомендуется включать в распевание какой-либо новый материал или чтение с листа: задача распеваний – сосредоточить внимание детей на качестве звучания.

Читайте также:  Упражнение утюг павел раков

Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, необходимо начальные упражнения использовать в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам.

Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только комплекс звуков – аккорд, дает возможность остро почувствовать характер функции и направление тяготения, способствует более чистому интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию, гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. Пение гамм (или отрезков гамм) с гармонической поддержкой полезно чередовать с пением a cappella. Гармонизуя гамму, следует выбрать те аккорды, которые способствуют более яркому слышанию интонационного направления ступеней. При повторении минорного лада и минорных гамм полезно еще раз тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней. Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным мажором.

В старших классах полезно практиковать пение гамм от данного звука. Это благотворно влияет на выработку способности точно интонировать тоны и полутоны. Здесь можно использовать такое упражнение: ученикам предлагается данный звук представить сначала как I ступень, затем как II, III…Так можно петь отдельно мажорные и минорные гаммы, или чередовать их между собой.

Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.

Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.

Г.И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой постепенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, то есть через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение, «максимально централизуют лад».

Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение отдельных ступеней гамм вразбивку и пение тональных секвенций. Можно использовать различные наглядные приемы показа ступеней (столбица, «лесенка»). В этом разделе следует проработать и пение одноименных тонических трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание на интонации терцового тона.

Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию.

Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с песней, то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность: спеть интервал помогает настройка в тональности, где слухом закреплены звучания разные ступеней, из которых и составляется интонация интервала. Чем яснее будет ладовое положение интервала, тем легче его спеть. Так, большую терцию легко спеть на I и V ступенях вверх. Чистая квинта легче интонируется от I и V ступеней вверх и от II и V вниз. Поэтому, составляя упражнения для пения интервалов, педагог должен учитывать их положение в ладу и связанную с этим трудность.

Для того чтобы пение интервалов не обратилось в пение отдельных ступеней, его составляющих, полезно применять пение их от данного педагогом звука, на слоги, в предварительно настроенной, но не названной тональности. Тогда внимание учащихся будет направленно на то, чтобы воспроизвести именно интонацию интервала, хотя подсознательно ладовое положение интервала будет влиять на исполнение.

К концу третьего класса важно выработать у детей активные слуховые представления простых интервалов и добиться их чистого интонирования. На это требуется время и многократное повторение. Поэтому упражнения с интервалами полезно петь на каждом уроке наряду с пением гамм и ступеней. Можно петь их хором, всем классом, чтобы слабые ученики слышали правильное звучание, и лишь постепенно переходить к пению по группам и индивидуально. Полезной формой пения интервалов является пение тональных секвенций.

Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.

Для большей активизации слухового представления при пении секст- и квартсекстаккордов следует отдельно отработать теоретическое строение аккорда, обращая внимание на первый интервал. Надо добиться того, чтобы уже первые два звука как бы влекли за собой третий, образуя мелодию аккорда. Постепенно в слуховом сознании, в памяти закрепятся мелодии этих аккордов, как это происходит с трезвучиями мажора и минора. Пение секст- и квартсекстаккордов должно стать привычным, т.е. повторяться много раз в разных формах работы: в пении настройки, в секвенциях, в попевках, в песнях.

Поскольку часто материалом для интонационных упражнений служат изучаемые теоретически элементы музыкального языка, а сами упражнения необходимы для создания слуховых внутренних представлений учащихся, работа над развитием навыков точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Без регулярной, системной работы над интонацией невозможным станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как сольфеджирование, чтение с листа, пение двухголосия.

Список литературы:

  1. Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. – М., 1979г.
  2. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. – М., 1966г.
  3. Барабошкина А. Сольфеджио 2 класс ДМШ. Методическое пособие. – М., 1976г.
  4. Давыдова Е. Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие. – М., 1976г.
  5. Картавцева М. Сольфеджио XXI века. – М.1999г.
  6. Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ. – М., 1998г.
  7. Никитин В. «Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы»./ Музыка детям вып.2. – Л., 1975г.
  8. Орлова Н. «О певческом рабочем диапазоне школьников»/ Музыкальное воспитание в школе вып.7. – М.,1971г.
  9. Стоклицкая Т. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». – М., 2000г.
  10. Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ. Методические рекомендации для преподавателей. – М., 1986г.
  11. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. Лад. – Омск, 1992г.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector