Как научиться делать упражнение грибок

Почему упражнение грибок так важно при исправлении дефектов речи?

Здравствуйте, дорогие читательницы!
В этой статье я расскажу, как вам поможет упражнение для языка грибок и массаж органов речи для постановки некоторых звуков. У всех детей наступает момент, когда они начинают разговаривать. Безусловно, это самый важный период в развитии речи. В норме ребенок начинает говорить с десяти месяцев. Нарушения дикции становятся более заметными к двухлетнему возрасту, когда малыш старается подобрать правильные слоги, объединяя их в слова.

Если у ребенка не получается правильно произносить звуки, слоги, слова и фразы, то в причиной могут быть проблемы в строении органов артикуляции, например снижена подвижность языка. Вот тут-то родители и должны насторожиться, если речь невнятная, шипящие и звук «р» отсутствуют или сильно искажаются. Малышу грозят трудности в общении, правописании, снижении самооценки и уверенности в себе.

Короткая «уздечка»

Причина, по которой ребенок не может произнести звук слабые мышцы языка, щек, губ. Ему трудно поставить губы и язык в правильное положение для создания четкого звука. Безусловно,частой причиной нарушения произношения звуков является укороченная подъязычная связка (уздечка). В норме длина уздечки полтора сантиметра.

Стоматолог может посоветовать подрезать подъязычную связку с помощью лазера или хирургическим путем. Только лучше всего это делать в новорожденном возрасте, потому что в возрасте 5 — 6 лет после заживления остается рубец, что может мешать речи. Как вариант, попробуйте растянуть с помощью артикуляционной гимнастики.

С помощью упражнений попытаемся растянуть подъязычную связку. Это необходимо для постановки звуков «Р» и «Л», а также Ш и других шипящих. Эффективность упражнений повышается, если правильно выполненять артикуляционную гимнастику.

Проводятся занятия в хорошо проветриваемом освещенном помещении. Ребенок усаживается перед зеркалом на удобный стул так, чтобы ноги доставали до пола. В самом начале ребенок и взрослый должны сидеть перед зеркалом, ребенок смотрит и повторяет движения. При выполнении упражнения «Грибок» малыш должен улыбнуться и широко открыть рот. Затем присосать язычок к небу.

Пощелкайте языком, сделайте упражнение «лошадка», если не получается сразу. Затем повторите «грибок» еще раз. Можно поддержать язык снизу ложкой, шпателем или массажным зондом. Упражнение не всегда получается сразу, чтоб ребенок не отвлекался, можно показать картинку с грибами, рассказать про них, как они растут, как их собирают, кладут в корзинку. На следующих занятиях можно рассказывать стихи и загадки про грибок. Играть, собирая игрушечные грибочки в кузовок.

«Грибок» с увлечением

Иногда это потребует довольно длительного времени, к сожалению, не всем хватает картинок. Встречаются слишком активные дети, неспособные сидеть и выполнять упражнение. Им становиться скучно. Можно попробовать дома делать «Грибок», используя игровые приемы. Придумайте сказку. Устройте кукольное представление, используя например, коктейльные зонтики.

Покажите мультик про грибок. Каждый родитель знает, что любит его ребенок. Воспользуйтесь этим заинтересуйте, обхитрите и попробуйте повторить упражнение.

Упражнение «Грибок» самое эффективное в растяжке подъязычной уздечки. Важно выполнять его правильно и регулярно.

Перед выполнением упражнения «Грибок» устройте небольшую разминку для языка. Процесс станет веселее и интереснее, рассказывая сказку.

Сказка про маленький Грибок

Жил-был в сосновом лесу маленький гриб. И он очень хотел поскорее вырасти, но не знал как. В лесу ходили слухи о старом и мудром старичке Боровичке. Грибок отправился на поиски. Несколько дней и ночей он ходил по лесу, спрашивая у всех грибов, встречающихся на пути. К сожалению ни кто не знал, где старичок живет. Выйдя на опушку леса, возле высокой ели на прогретой солнцем траве сидел старичок Боровичок.

Обрадовался Грибок, побежал со всех ног к нему. Спросил Грибок, как ему поскорее вырасти. Старичок нахмурился, призадумался и говорит:»С первым теплым дождем начнешь расти. Сначала твоя шляпка потянется вверх, а затем ножка начнет вытягиваться и расти». Поблагодарил Грибок старичка и отправился домой. Как и говорил Боровичок, с первым теплым дождем Грибок стал расти и вырос в большой красивый подосиновик.

Читайте также:  Жим лежа бесполезное упражнение

На примере сказки покажите ребенку упражнение «Грибок». Только кончик языка это шляпка. Ножка гриба это подъязычная связка.

Массаж подъязычной связки

Для того чтобы быстрее растянуть связку требуется массаж под языком. Последовательность выполнения массажа:

  • Откройте ротик ребенка;
  • Вытащите язык, положите на верхнюю губу, так чтобы было видно уздечку.
  • Накройте язык, носовым платком придерживая его пальцами, а другой рукой (указательным и большим пальцем) скользите по уздечке в разных направлениях растягивающими движениями.

Можно проводить массаж с помощью массажных зондов или с насадками.

Проблема произношения звуков у детей дошкольного и школьного возраста всегда остается актуальной. Оттого, как правильно в будущем будет разговаривать ребенок, полностью лежит на ответственности родителей. Логопедические знания помогут преодолеть нарушения и исправить речь. Обязательно повторяйте упражнение в домашних условиях, и малыш быстрее научится правильно говорить.

Подписывайтесь на наш блог, есть еще много интересных статей, которые каждый должен прочитать. Берегите детей и всего хорошего!

Источник

Логопедическое упражнение лошадка: как она скачет и останавливается

Здравствуйте уважаемые читатели!
Сегодня речь пойдет про лошадку, о том, как она скачет и как ее остановить. Вы можете спросить: “А зачем нам это, у нас нет лошади?”. А вот и нет, эта лошадка есть у каждого и живет она, смешно сказать, во рту. Я расскажу, в каком случае может пригодиться артикуляционное упражнение лошадка и как его делать. Лошадка (Л) на самом деле очень полезное и многофункциональное занятие.

Прежде всего оно используется как тестовое задание. При обследовании ребенка логопед, проверяя как работает язычок, просит пощелкать им. И если внимательно понаблюдать, то можно отметить, как работают органы артикуляции. Выскакивают сразу все недостатки в их работе, нарушения тонуса, прикуса, асимметрия и синкинезии.

Диагностика органов артикуляции

Если в процессе щелканья брызжется слюна, нижняя челюсть уходит назад, а язык плохо присасывается либо не присасывается совсем или вообще не достает до неба, то возникает подозрение, что в данном случае может идти речь о неправильном прикусе, дизартрии или укороченной уздечке, а то и сочетании всех этих факторов.

В этом случае уже становится понятнее, что и как надо посмотреть у ребенка, чтобы понять степень нарушения подвижности языка, уровень дистонии для того, чтобы обсудить с родителями дальнейшую работу по коррекции дефекта и необходимости привлечения помощи и консультации других специалистов: невролога, ортодонта, отоларинголога.

Помощь при постановке звуков

Упражнение Л хорошо само по себе, так оно развивает те мышцы, которые могут поднять и удержать язык в верхнем положении, когда его кончик упирается в верхние зубы, что бывает необходимо для постановки “верхних” звуков — шипящих и соноров. Кроме того при присасывании языка происходит его распластывание, что помогает сделать его шире. Широкий язык необходим для постановки шипящих.

Исходя из этого можно сделать вывод, что логопедическое упражнение Л должно быть включено во все подготовительные постановочные комплексы. Иногда малышу достаточно научиться хорошо и правильно щелкать языком, и таким образом можно вызвать Р и другие звуки. Самое главное, чтоб это занятие было для него интересно. Порой дети так увлекаются, что начинают щелкать сами во время игры.

Читайте также:  Упражнения для развития дикции читаем скороговорки вслух с выражением

Научиться делать «грибок»

Часто Л используется, чтобы научиться делать упражнение “грибок”. Нужно щелкать языком и стараться зафиксировать тот момент, когда он присасывается к небу и постараться его удержать. Вспомогательным приемом служит щелканье и присасывание кончика языка к альвеолам и верхним зубам. Помогаем ребенку ручкой ложки, логопедическим зондом, можно съедобной палочкой, чтобы язычок удержался параллельно небу, а его кончик должен упираться строго в передние зубы.

Укрепить и растянуть «уздечку» под языком

И самое главное, это очень хороший способ растянуть и укрепить подъязычную связку. Часто она бывает слишком короткая и язык не достает до неба. Щелкая, мы ее растягиваем. Процесс этот не слишком быстрый, но не травматичный. Конечно, если переусердствовать, то можно сильно напрячь мышцы под подбородком. Но сделать на ней разрыв, как если просто тянуть за кончик языка практически невозможно. Лучше всего растянуть связку пройдя такой путь — “лошадка — грибок — гармошка”. То есть щелкая языком, научиться его присасывать и удерживать у неба, в этом положении растягивать связку. Игры “грибок растет”, “гармошка играет”, “насос качает”.

Как правильно делать

Самое главное при выполнении Л следить, чтобы не скакала нижняя челюсть, а работал только язык. Чтобы контролировать этот, нужно придерживать ребенка за подбородок, а его просить следить в зеркало, чтобы челюсть не плясала. Если контроль не получается, положить что-то между коренных зубов не травмирующее, зонд, ручку от зубной щетки или ложки. Иногда дети увлекаются, начинают мотать в такт головой и двигаться всем телом. Надо постепенно отучать их от этого.

«Лошадка остановилась»

Хорошее дополнение к упражнению Л — “лошадка остановилась”. Рассказать ребенку, что она скакала-скакала и устала, решила попить водички, покушать. Для этого надо сомкнуть губы и произнести звук “тпррру”, как извозчики останавливали запряженных лошадей. Это очень хорошее упражнение, оно помогает снять напряжение, уменьшить тонус лицевых мышц и языка.

Бывает, что малыши не могут его сделать, губы не смыкаются. Надо показать им как вытянуть их вперед уточкой. Если и это не получается, то попробовать рукой поднять углы рта вверх и вперед, расслабить мышцы подбородка и верхней губы. Не всегда это получается сразу, особенно при дизартрии. Не надо расстраиваться, просто заниматься дальше и верить в успех.

Игры и наглядный материал

Если ребенок достаточно хорошо скачет языком, можно разнообразить это задание. Например, поскакать то быстрей то медленней, то тихо то громко. Щелкать с широко открытым ртом, а затем губы делать рупором, обращать внимание малыша, как при этом меняется звук. При выполнении хорошо использовать различный наглядный материал, в зависимости от интересов и возраста детей. Это могут быть картинки, мягкие или заводные игрушки, песенки про лошадей или записи со звуком стука копыт, видео с изображением скачущих животных.

На этом заканчиваю, если остались вопросы или есть замечания и дополнения, то пишите в комментариях к этой статье. Подписывайтесь на обновления блога, делитесь впечатлениями в соцсетях с родными и знакомыми.

Источник

Подборка логопедических упражнений для растяжения подъязычной уздечки

Добрый день дорогие читатели.

Сегодня я поделюсь с Вами подборкой хороших упражнений, которые можно использовать для растяжения подъязычной уздечки у детей.

Все эти упражнения можно использовать для того, чтобы растянуть мышцы и помочь научиться поднимать язык к верху (без этого произношение некоторых звуков становится невозможным).

Следует обратить внимание на частоту выполнения упражнений и регулярность таких занятий — это главное условие достижения успеха в работе.

В некоторых случаях такая работа потребует от Вас достаточного большого количества времени, процесс может начинаться от 3-4 месяцев и доходить до 1-2 лет. Если Вы готовы, тогда я Вам расскажу ниже все подробно.

Читайте также:  Упражнения для развития личного магнетизма

Такие упражнения еще используют для развития подвижности мышц языка.

Переходим к самим упражнениям ниже. Но, а если Вы предпочитаете посмотреть видео, то посмотрите его ниже.

Первое упражнение — это Лошадка.

Для его выполнения необходимо попросить ребенка приоткрыть ротик и растянуть губки в широкую улыбочку, затем нужно поднять язык к верху и начать щелкать им, периодически присасывая и расслабляя его. Нужно обращать внимание на то, что при выполнении этого упражнения челюсть остается неподвижной.

Следует выполнять его регулярно и систематически по всем правилам.

Варианты проведения могут быть в составе сказки, самостоятельно с использованием стихотворения. Лучше использовать наглядность (картинки и игрушки).

Следующее упражнение — Грибок.

Это одно из хороших упражнений, однако не все дети его могут выполнить с первого раза. Следует обучить ребенка выполнению этого упражнения.

Для выполнения нужно присосать верхнюю часть языка к верхнему небу и оставить приоткрытым рот. В таком положении язык не отрывается от неба, когда открыт рот. Преподносим это упражнение в игровой форме, например, можно распечатать и вырезать картинки грибочков и разложить их на полу (3-5 штук).

Затем мы говорим: «Давай сегодня мы с тобой пойдем в лес, и будем собирать грибочки (в корзинку, в мешочек, в пакетик, в коробочку, куда угодно)». Ребёнок поднимает первый грибок и делает языком это упражнение, затем переходим к следующему грибочку и так пока все не соберёт.

Еще один вариант игры – показать картинку грибочка (на планшете или на бумаге) и прочитать интересное стихотворение, например:

Следующий вариант. Проведение этого упражнения в комплексе с другими на последующих этапах работы, сочетая упражнения со сказками, например «Сказка о весёлом язычке». В ней язычок идет в лес собирает грибы.

Следующее упражнение — это Гармошка.

Это тоже хорошее упражнение для растяжения мышц и придания подвижности языку. При выполнении этого упражнения на регулярной основе мышцы языка постепенно приобретут подвижности и появится возможность для произнесения многих звуков, например звука Р.

Для выполнения этого упражнения нужно растянуть губы в широкую улыбку и присосать язычок «Грибочком» и не отрывая его от верхнего неба постепенно растягивая его, приоткрывать рот.

К этому упражнению можно переходить, если ребёнок освоил уже упражнения «Лошадку» и «Грибок».

Такое упражнение даст результат только при регулярном и систематическом выполнении, как все упражнения в целом.

Основной его целью является растяжение е подъязычной уздечки и выработки правильной артикуляции для данного звука.

Варианты проведения могут быть в составе сказки, самостоятельно с использованием стихотворения.

Лучше использовать наглядность (картинки и игрушки). Например, используйте это стихотворение.

Следующее артикуляционное упражнение — это Иголочка.

Для выполнения этого упражнения нужно приоткрыть рот и высунуть язык вниз так, чтобы он был с остреньким концом и был похож на иголочку, собственно от туда и название это упражнения.

Следующее артикуляционное упражнение — это Маляр.

Такое упражнение выполняется одним из последних в комплексе всех упражнений по растяжению подъязычной связки, потому что для его выполнения необходимо задействование многих мышц языка.

Чтобы выполнить это упражнение нужно открыть рот, поднять язык вверх и как бы «белить потолок» им, то есть делать движения по верхнему небу, которые будут напоминать движение кисти.

Главные условия для выполнения всех упражнений:

систематичные и регулярные занятия,

желание родителей и самого ребёнка.

Может потребоваться достаточно большое количество времени для работы, прежде чем мы увидим небольшой результат.

Какими бы Вы упражнениями ещё дополнили этот список, напишите в комментариях?

Буду очень рада услышать предложения от Вас!

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector