разработка занятия “Как люди научились считать”
методическая разработка
Разработка занятия по теме: “Как люди научилтсь считать” с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
“Как люди научились считать” | 2.05 МБ |
Разработка занятия “Как люди научились считать” | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор: Щукина Галина В ладимировна, Педагог дополнительного образования МБОУ ДО « Москаленский ЦДО» « КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ».
« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ». Цифры Древнего Египта
У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” – это один, “Б” – два, “В” – три и т.д.
Цифры Древнего Рима
Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек Так выглядели древние китайские цифры
Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими . Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.
«НУЛЬ» от слова « НУЛЛА» – в переводе с латинского «НИКАКАЯ»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
Автор: Щукина Галина Владимировна
« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ».
Цель: расширить кругозор детей, познакомить с историей возникновения счета, с арабскими и римскими цифрами.
Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь.
Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук.
Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.
Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней.
Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?
Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки. В старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки.
« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ».
Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь!
Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать.
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.
У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” – это один, “Б” – два, “В” – три и т.д.
У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец ; два – два пальца ; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем ; шесть – это пятерня да еще один палец.
Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек
Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими . Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.
Эти цифры произошли от счета по пальцам. Цифру “1” писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру “2” – двумя палочками, только не стоячими, а лежачими. Когда эти две палочки быстро писали одну под другой, их соединяли косой черточкой, как мы соединяем буквы в слова. Вот и получился значок, напоминающий нашу теперешнюю двойку. Тройка получалась при скорописи из трех палочек, лежащих одна под другой. В пятерке можно узнать кулак с отставленным пальцем, даже само слово “пять” происходит от слова “пясть” – кисть руки.
От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …….
Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от нее.
позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.
Какую цифру вы любите больше всего? Семерку? Пятерку? А может, единицу? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить, или не любить какие – то цифры, числа? Однако не все так думают. У некоторых есть числа “плохие” и “хорошие”, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое и т.д. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры.
Детей заинтересовало значение числа 7.
Ведь очень многое в жизни связано с этой цифрой. Дети-дошкольники, когда им исполняется 7 лет, идут в школу; 7 цветов радуги; 7 дней в неделе; 7 звезд в созвездии Большой медведицы; 7 нот нотной грамоты.
Цифру 7 всегда связывали с понятием везения (удачи). Иногда эту цифру называют знаком ангела.
Семь считали магическим, священным числом. Это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи разных травах, и советовали пить семь дней.
Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках “Белоснежка и семь гномов”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик-семицветик”; в мифах древнего мира.
Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда в речи употребляются пословицы и поговорки типа:
- – Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- – Семеро одного не ждут.
- – Лук – от семи недуг.
- – Семь бед – один ответ.
- – Семь пядей во лбу.
- – Семь пятниц на неделе.
Много еще можно узнать о значении числа 7, однако каждое число имеет свое магическое значение.
А сколько звезд на небе? Сколько животных в зоопарке? А сколько ходит детей в детский сад? Дети скоро пойдут в школу и научатся считать и записывать большое количество предметов с помощью этих простых, но нужных десяти цифр.
ВИКТОРИНА: «Умеете ли вы считать?»
1 .Сотня лун бы появилась – И тогда бы осветилась Ночь как день!
Но, жаль, луна Светит нам всегда … 1
2. Людям всем дано от Бога По одной лишь голове!
Ну, а руки что, а ноги? Их у каждого по … 2
3. Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка, Ты получше посмотри –
Это вроде бы и буква, Но еще и цифра … 3
4 .Я у бабушки была, – У нее во всей квартире
Три огромные стола,- Ног у каждого — … 4
5 .На руке малышка Лена Любит пальчики считать!
У нее, на удивленье, Каждый раз выходит … 5
6 .А моей подруге Тоне Довелось на пони сесть,
И у Тони вместе с пони Стало ножек сразу … 6
7 .Есть пословица у нас И она известна всем –
Отрезаешь только раз, А отмерить надо … 7
8 .- Сколько ты имеешь ножек? – Осьминога тихо спросим.
Тот ответить нам не сможет, Но и так мы знаем — … 8
9 .Вот так циферка, взгляни, У нее и фокус есть –
Ты её переверни, И получишь цифру шесть! 9
10 .Сколько вместе будут весить Две гантели с цифрой пять?
Да, не надо и гадать – Не кило, а целых … 10
Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»
Ольга Клопот
Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»
Беседа «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»
1. Дать детям представление об истории возникновения счёта и цифр.
2. Вызвать интерес к математике, как к науке.
– выяснить как люди научились считать;
-закрепить счет до 20.
– познакомить с периодами развития математики;
– развивать память, внимание.
– воспитывать интерес к математике.
Использование современных образовательных технологий:
3. Музейная педагогика.
5. Исследовательская технология
Оборудование: ноутбук, проектор, экран;
Раздаточный материал: камешки для счета, счеты, карточки с арабскими и римскими цифрами.
Воспитатель: Ребята сегодня мы совершим далекое путешествие во времени. Отправимся с вами в каменный век, когда древние люди жили в пещерах и добывали огонь с помощью палочек.
Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи, выкапывали из земли съедобные корни.
Вначале людизнали только два числа: один и два. Число «один» они связывали с единичным предметом (луна, солнце). Число «два» связывалось с парными предметами. Ребята, каких предметов по два?
Дети: глаза, уши, крылья, руки.
Воспитатель: Если предметов было больше двух, то люди говорили просто «много». Чего вокруг нас «много», дети?
«Много» было звёзд на небе, но и пальцев на руке было тоже «много».
Позже люди научились считать до пяти и соединять два «пятка» в десяток.
Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.
Шумеры жили в своих домах постоянно, а по тому вещи всё накапливались и накапливались. Им нужны были цифры больше, чем древним охотникам, и они начали считать по пальцам. Сосчитав все пальцы на одной руке, они переходили на другую, а затем считали всё заново по второму кругу и т. д. Они считали десятками и эту систему мы у них позаимствовали.
Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.
Шумеры, также, предпочитали считать дюжинами (число 12). Это число удобно тем,что его можно представить в виде очень многих сочетаний: 2 шестёрки, 3 четвёрки, 4 тройки, 6 пар. Бывало, что за основу счёта брали число 60.Взгляните на любые часы: в каждом часе 60 секунд, 60 минут.
Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. С того далекого времени, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать,пошло это выражение: «Знаю, как свои пять пальцев». Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь.
Люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных.
Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары. Ребята, как вы думаете, с помощью чего еще можно сосчитать свое богатство?
Чтобы сделать процесс счета более удобным, первобытный человек начал использовать вместо пальцев небольшие камни. Он складывал из камней пирамиду и определял, сколько в ней камней, но если число велико, то подсчитать количество камней на глаз трудно. Поэтому он стал складывать из камней более мелкие пирамиды одинаковой величины, а из-за того, что на руках десять пальцев, то пирамиду составляли именно десять камней.
Следующим шагом было создание древнейших из известных счетов – “саламинская доска” по имени острова Саламин в Эгейском море – которые у греков и в Западной Европе назывались “абак”, у китайцев – “суан – пан”, у японцев – “серобян”. Вычисления на них проводились путем перемещения
счетных костей и камешков (калькулей) в полосковых углублениях досок из бронзы, камня, слоновой кости, цветного стекла.
Физкультминутка: (пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять.
Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.
Вышли пальчики гулять.
Ритмично разжимаем все пальцы вместе.
Раз, два, три, четыре, пять.
Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.
В домик спрятались опять.
Возвращаемся в исходное положение.
Воспитатель: Теперь давайте вернемся в наше путешествие.
Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия. Сначала получили названия только числа 1 и 2. а все, что шло после двух, называли «много». А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова «много». В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много.Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут», а в сказках героев отправляют «за тридевять земель, в тридесятое царство», они сражаются с трехглавым змеем.
С развитием скотоводства и земледелия люди все чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.
Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел,которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …. Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.
Воспитатель: Пора, ребята возвращаться домой. Спасибо – все были молодцы.
Воспитатель: умели ли древние люди считать?
Дети: ответы (возможны вопросы).
Воспитатель: при помощи чего люди начали считать?
Воспитатель: какими были первые счетные машины?
Воспитатель: «Время» подарило нам,ребята: счетные камешки, счеты и карточки цифрами. Давайте посчитаем до двадцати.
Выкладываем на стол (столы сдвинуты для коллоквиума) из чуда – мешочка раздаточный материал: камешки, счеты, карточки с арабскими и римскими цифрами.